Виды назначения земельных участков по ЗК РФ

Состав земель в Российской Федерации

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путем установления или изменения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

2. Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Виды назначения земельных участков по ЗК РФ

Статья 11.1. Понятие земельного участка

Комментарий к статье 11.1

Правило комментируемой статьи представляет собой единственное на данный момент законодательное определение земельного участка, которое отражает его технические свойства как объекта кадастровой и землеустроительной деятельности. Во всех остальных случаях, используя понятие «земельный участок», законодатель либо уточняет эти же свойства (ранее учтенный, многоконтурный, смежный), либо говорит исключительно о юридической составляющей (лесной участок, участок в составе особо охраняемых природных территорий и т.д.). Законодатель в ст. 11.1 ЗК РФ сделал акцент на таком родовом признаке, как «границы». Вместе с этим необходимо учитывать, что «земельный участок» — емкое понятие, включающее в себя технические (землеустроительные, кадастровые) и юридические свойства как разновидности недвижимого имущества, как объекта гражданского оборота. Более широкие определения конструкции «земельный участок» приводятся в научных исследованиях и пособиях , однако внимание федерального законодателя они на себя пока еще не обратили. Причина этого кроется в громоздкости определений, в попытках выйти далеко за пределы главного родового признака земельного участка.
———————————
Крассов О.И. Юридическое понятие «земельный участок» // Экологическое право. 2004. N 2. С. 12 — 17; Он же: Земельный участок — основа понятийного аппарата земельного права // Экологическое право. 2011. N 4. С. 4 — 12; Митягин К.С. Понятие «земельный участок» // Законодательство. 2007. N 5; СПС «Гарант». Возможно, одна из причин «невосприимчивости» законодателя к ученым дефинициям заключается в размытости его конструкции (в статье О.И. Крассова 2004 года мы так и не нашли итоговой дефиниции «земельный участок»), либо в их тяжеловесности, в попытках объять все возможные свойства земельного участка. Вот, к примеру, как раскрывает в своей статье это понятие К.С. Митягин: «Земельный участок — обеспечивающее возможность удовлетворения собственных (частных) интересов участников гражданского (имущественного) оборота материальное благо, права на которое подлежат обязательной государственной регистрации, с возможностью его использования только в соответствии с определенным целевым назначением и установленными законодательством ограничениями путем хозяйствования управомоченного субъекта в пространстве, ограниченном замкнутой территориальной границей, проходящей по естественному рельефу земли, описанной и удостоверенной в установленном законом порядке». Более ясным и удобным для практического руководства является, на наш взгляд, определение земельного участка, которое дает в своей монографии С.А. Чаркин: «это часть поверхности земли, характеризующаяся наличием площади, границ, кадастрового номера и целевого назначения, параметры и виды разрешенного использования которой, включая все то, что находится над и под ее поверхностью, определяется правилами землепользования и застройки и (или) иными нормативными правовыми актами (Чаркин С.А. Земельные правоотношения как межотраслевая правовая категория: Монография. М.: Юрайт, 2012. С. 122). Однако и это («доктринальное», по словам автора) определение перегружено элементами из области градостроительных, а также природоресурсных отношений.

Следует также напомнить о том, что действующая дефиниция является в ЗК РФ уже второй по счету. В первоначальном варианте (до 24 октября 2008 г.) она выглядела следующим образом: земельный участок как объект земельных отношений — часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. С 24 октября 2008 г. из определения исключили такие признаки, как «почвенный слой» и «описаны и удостоверены в установленном порядке». В настоящее время, как мы уже указывали, дефиниция «земельный участок» включает единственный родовой признак, присущий только ему — границы. Почвенный слой таковым являться не может, в том числе и потому, что до сих пор легального определения почвы на уровне федерального закона не дается . Кроме того, почвенный слой (почва) является элементом природной среды (вторичным, по сравнению с землей — важнейшим компонентом окружающей среды), к тому же понятием неюридическим. Что же касается описания и удостоверения границ «в установленном порядке», то замена их на «определение» границ отразила не смену одного родового признака на другой (они таковыми и не являются), а изменение требований к документам о межевании, которые необходимы для постановки земельного участка на кадастровый учет .
———————————
До изменения редакции статьи пунктом 4 ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений». Текст Закона опубликован в «Российской газете» 25 июля 2008 г., вступил в силу 24 октября 2008 г.
На это обратила внимание Е.С. Болтанова. См.: Болтанова Е.С. Основы правового регулирования застройки земель: Монография. М.: РИОР, ИНФРА-М, 2014. С. 63.
До введения в действие ФЗ 221-ФЗ применялись Требования к документам о межевании, необходимым для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет (утв. Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327. Документ опубликован не был). Документом о межевании для государственного кадастрового учета являлось описание земельного участка (п. 3 указанных Требований).

Родовой признак, границы, присущ всем объектам землеустроительных и кадастровых работ (другой вопрос — какие исключения в процессе их определения для тех или иных объектов установил законодатель). Что же касается видового отличия, то все объекты землеустроительных и кадастровых работ обладают качеством, характерным для понятия «земельный участок», — границами. Однако не у всех указанных объектов местоположение границ определено таким же образом, как у земельного участка, и как следствие, для каждого из них подготавливается свой вид проектного документа, а их границы на местности закрепляются своими знаками.
Пункт 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 221-ФЗ, по сути, уточняет часть вышеприведенного определения, говоря не просто о границах, а об «описании местоположения границ земельного участка», что подчеркивает особенности отражения сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости (далее — ГКН). В других случаях в этом же Законе и других актах речь идет о характерных точках границ земельного участка (п. 7 ст. 38 Закона N 221-ФЗ), о положении на местности характерных точек границы земельного участка, о проекции границ земельного участка (п. 8 ст. 38 Закона N 221-ФЗ), об уточнении границ земельного участка или о местоположении границ (п. 9 ст. 38 Закона N 221-ФЗ). Приведенные уточнения объясняются либо разными стадиями образования земельного участка и их документального отражения, либо видом кадастровых работ (образование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнение местоположения границ существующего), либо точностью и методами определения координат характерных точек границ земельного участка. Наиболее общим элементом дефиниции, родовым понятием без которого не могут существовать ни характерные точки, ни проекции границ, все же являются «границы». Все остальные эле-менты, которые включают в понятие «земельный участок» отечественные ученые, — конкретизация его технических и юридических свойств.
———————————
См.: п. 2 Требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (утв. Приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2012 года N 518) (далее — Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка).

Определившись с родовым понятием, необходимо четко представлять классификацию видов земельных участков с технической точки зрения. В зависимости от характера границ земельного участка можно выделить следующие три вида.
Первый — земельный участок, состоящий из одной части (участок имеет один контур, который полностью совпадает с его границами; часть земной поверхности в пределах этого контура и является земельным участком) . Таких участков — подавляющее большинство (среди них: приусадебные участки; под зданиями, строениями, сооружениями; полевые участки для ведения ЛПХ).
———————————
Мы бы назвали это идеальной (или первичной) конструкцией земельного участка.

Второй вид — земельный участок, в состав которого входят нескольких обособленных частей (частей участка), не выходящих за пределы контура земельного участка; такой земельный участок называется единым землепользованием . Едиными землепользованиями являются, например, участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, которые были приватизированы в соответствии с Указом Президента РФ.
———————————
Такое определение вытекает из содержания абз. 5 п. 1 письма Минэкономразвития от 12 сентября 2013 г. N Д23и-2729 // СПС «КонсультантПлюс».

Отсутствие накануне аграрных преобразований 90-х гг. XX каталогов координат точек границ подавляющего числа отведенных ранее земельных участков, а также особенности формирования информационной базы государственного земельного кадастра (ГЗК) и Государственного реестра земель кадастрового района (ГРЗ КР) стали причиной появления «ранее учтенных земельных участков». К ним относились все участки, кадастровый учет которых был осуществлен (в «старой» терминологии — проведен) до вступления в силу Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» , что должно было подчеркнуть непрерывность ведения ГЗК. Сведения об этих участках, полученные из документов, содержащихся в распоряжении земельных комитетов, включались в инвентаризационные описи, а из них — в ГЗК. Правообладатели и сами могли напрямую обращаться в орган кадастрового учета с заявлениями о включении сведений об их участках в ГЗК. В целом же инвентаризация сведений о ранее учтенных участках была неполной . В настоящее время статья 45 Закона N 221-ФЗ сохранила конструкцию «ранее учтенный земельный участок» как разновидность более общей конструкции — «ранее учтенного объекта недвижимости» .
———————————
В настоящее время конструкция «отвод земельного участка» применяется в целях предоставления земельных участков для строительства линейных объектов на землях государственного или муниципального фонда.
СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149.
См. подробное описание процедур составления описей: Варламов А.А., Гальченко С.А. Земельный кадастр. М.: КолосС, 2007. Т. 3. Государственные регистрация и учет земель. С. 229 — 242.
Государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (п. 1 ст. 45 Закона 221-ФЗ).

Это интересно:  Защита и охрана прав собственности на земельные участки

Помимо указанных двух подвидов ранее учтенных земельных участков в настоящее время в ГКН внесены сведения о земельных участках с установленными уже после 2 января 2000 г. (то есть после вступления в силу Закона N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре») и до 1 марта 2008 г. (даты вступления в силу Закона 221-ФЗ) на местности границами, но со статусом «ранее учтенные». При этом в ГКН указывается «уточненная» площадь, сведения о которой, как известно, получают после определения на местности местоположения границ земельного участка. Статус в ГКН «ранее учтенных» не препятствует включению таких участков в гражданский оборот в качестве объектов аренды.
Несмотря на существование на практике конструкции «ранее учтенный земельный участок», он прямо не называется ни в ЗК РФ, ни в ГК РФ. Хотя сведения о таких земельных участках внесены в ГКН .
———————————
Ранее учтенным объектам недвижимости посвящена только ст. 45 Закона 221-ФЗ. При этом в статье 7 этого же Закона «Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости» такие объекты не упоминаются вообще.

Земельному участку помимо границ присущи также другие технические характеристики. Среди них — замкнутость. Причем неважно, идет ли речь об участке, представляющем одну геометрическую форму или несколько. В последнем случае имеется в виду многоконтурный участок, состоящий из двух и более частей, которые расположены, например, в двух населенных пунктах или же разделены природными объектами (лесозащитными полосами, оврагами, водоемами). Части границ такого земельного участка не связаны общими поворотными точками. Конфигурация земельного участка — вид геометрической формы (в виде квадрата, прямоугольника, трапеции и т.д.).
Уникальной характеристикой земельного участка является также площадь, которая может быть физической или геодезической. Физическая площадь земельного участка представляет собой площадь земной поверхности в границах участка с учетом неровностей физической поверхности земли (склонов, оврагов, обрывов и т.д.), которые можно обмерить в натуре. Геодезическая площадь определяется по координатам углов поворота границы, как проекция границы участка на плоскость геодезической системы координат и именно геодезическая площадь указывается в кадастровых выписках, паспортах и кадастровых планах территории.
Необходимо указать и на делимость земельного участка. Абзац второй п. 2 ст. 6 ЗК РФ устанавливает, что делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, и каждая часть после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В п. 3 ст. 36 ЗК РФ говорится о здании (помещении) на неделимом земельном участке. Само же понятие в законе отдельно не раскрывается. Свое мнение по поводу юридического содержания понятия высказал КС РФ: «неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так и земельных отношений, что, в частности, означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть, — такой земельный участок выступает объектом прав в силу его особых природных свойств. На неделимый земельный участок как объект права двух или более лиц в силу его особых природных свойств допускается существование только общей собственности» .
———————————
Определение КС РФ от 21.02.2008 N 119-О-О «Об отказе в принятии жалобы гражданина Слободенюка Владимира Борисовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 6 и пунктами 3 и 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Анализируя правило ст. 11.1 ЗК РФ, необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство: конкретный земельный участок относительно системы координат находится в строго определенном месте и не может быть перенесен на другое место . Данное свойство, взятое как часть идеальной конструкции «земельный участок», позволяет отделить земельный участок не только от других природных и искусственных объектов, но и индивидуализировать его для целей гражданского оборота, когда собственник вправе им распоряжаться по собственному усмотрению.
———————————
Болтанова Е.С. Указ. соч. С. 25.

Однако невозможность перенести земельный участок на другое место, а точнее, невозможность получить тот же самый каталог координат, «сдвинув» его в любую сторону, не работает в отношении «неотмежеванных» ранее учтенных земельных участков. В кадастровой деятельности является обычной практика, когда при уточнении местоположения границ (особенно в сельских населенных пунктах) ранее учтенный земельный участок «сдвигается» с сохранением конфигурации и площади к участкам других правообладателей или к земельным участкам общего пользования, дабы избежать чересполосицы и разрывов. Подобный «перенос» (или, говоря языком кадастровой деятельности, — уточнение местоположения границ) возможен только в том случае, если, во-первых, все «смежные» земельные участки не имеют установленных на местности границ, и, во-вторых, акт согласования местоположения границ подпишут все «смежники», включая администрацию сельского поселения.
Применяя ст. 11.1 ЗК РФ, нельзя также не отметить, что до настоящего времени ни в одном федеральном законе нет легального определения «границы/местоположение границ земельного участка», как и нет подробного описания процедуры кадастровых работ по ее определению. Часть 7 ст. 38 Закона N 221-ФЗ в одном предложении раскрывает только то, как они устанавливаются. Также в законодательстве отсутствует легальное определение такой важнейшей конструкции, как «смежный земельный участок». В п. 3.1 ст. 25 Закона N 221-ФЗ он упоминается четыре раза в связи с «учетом изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее — смежные земельные участки)…». В п. 14 вышеуказанных Требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка указывается, что смежные земельные участки имеют общие характерные точки границ земельных участков. При этом значительное число споров рассматривается в судах именно по искам собственников смежных земельных участков .
———————————
Как правило, это по преимуществу негаторные иски, главное требование которых, — устранение препятствий в пользовании земельным участком (требования демонтировать чужое строение или забор на своем земельном участке, убрать строительные материалы и т.д.).

Что касается ненормативных актов, то Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» как видно из его наименования, отражает через межевой план результат определения местоположения границ земельного участка. В действительности же местоположение границ земельного участка определяется кадастровыми инженерами в соответствии с Инструкцией по межеванию земель (утв. 8 апреля 1996 г. Роскомземом) и Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства (утв. 17 февраля 2003 г. руководителем Федеральной службы земельного кадастра России С.И. Сай) в той части, которая не противоречит действующему законодательству. Новые Требования к точности определения координат характерных точек утверждены, как мы указали выше, в 2012 г. Приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2012 г. N 518.
———————————
Российская газета. 2008. 19 декабря. N 260.

В ст. 11.1 законодатель предусмотрел также образование искусственного земельного участка. Характеристика его свойств приводится в комментарии к п. 1.1 ст. 11.2 ЗК РФ.

Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Комментарий к статье 7 Земельного Кодекса РФ

1. Земли в Российской Федерации (российский земельный фонд) внутренне неоднородны, состоят из различных видов земель, имеющих определенное экономическое, хозяйственное назначение (целевое назначение). Целевое назначение земель является основным признаком классификации единого земельного фонда РФ. Не случайно в качестве основного принципа земельного законодательства в подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК названо деление земель по целевому назначению на категории. Категория земель объединяет земли, земельные угодья по юридически значимому признаку. Таким признаком законодатель называет целевое назначение земель.

В комментируемой статье проведено разграничение земель на 7 категорий по целевому назначению (исключение составляют земли запаса, так как они целевого назначения не имеют). Наибольший удельный вес в составе земель Российской Федерации составляют земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса.

Целевое назначение земель отражается в специальной документации (кадастровой, землеустроительной, градостроительной и др.) и периодически может изменяться (например, в результате перевода земель из одной категории в другую).

2. Общее положение о необходимости использования земель по целевому назначению находит подкрепление в иных нормах ЗК (ст. ст. 40, 42, п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 46 и др.), а также реализуется через установление ограничений по изменению целевого назначения соответствующей категории земель. Принцип деления земель по целевому назначению на категории дополнен принципом дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

Правовой режим земель РФ — особый порядок правового регулирования поведения участников земельных отношений, выражающийся в сочетании юридических средств, направленных на: 1) обеспечение рационального использования и охраны земель РФ в интересах всего общества исходя из положений о земле как о природном объекте, важнейшей составной части природы, природном ресурсе и 2) создание условий для приобретения, осуществления и защиты прав физических, юридических лиц и публичных образований на земельные участки как объекты недвижимости. Как закреплено в комментируемой статье, правовой режим земель определяется категорией и разрешенным использованием земель в соответствии с зонированием территорий.

Впервые термин разрешенное использование» упоминается в приложении N 4 к письму Роскомзема от 28.12.1994 N 1-16/2096 (см.: Частная собственность: Сб. нормативных документов с комментариями / Сост. К.К. Рожкова. М., 1996. С. 242). Отдельные виды разрешенного использования земель (земельных участков) названы в классификаторах и справочниках, входящих в Сборник классификаторов и справочников автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Роснедвижимости от 27.12.2006 N П/0425, Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39.

Исходя из общих земельно-правовых норм (подп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 ЗК) разрешенное использование устанавливается в отношении тех категорий земель, где производится зонирование. Земельное законодательство прямо предусматривает зонирование для земель населенных пунктов (см. ст. 85 ЗК), земель специального назначения (см. п. 2 ст. 87 ЗК). ГрК оперирует понятием градостроительного зонирования, под которым понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Анализ градостроительного законодательства позволяет сделать вывод о том, что разрешенное использование могут иметь земельные участки, включенные в состав различных территориальных зон, независимо от категории земель, к которой они относятся, если эти земельные участки находятся на территории поселений, городских округов или планируется их застройка.

Таким образом, разрешенное использование имеют земельные участки различных категорий. Данный вывод подтверждают и положения подп. 2 п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 42 ЗК, поскольку любые лица, использующие земельные участки, обязаны их использовать в соответствии с разрешенным использованием. Также в соответствии с разрешенным использованием такие лица вправе проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы.

Установление вида разрешенного использования земельного участка предполагает определение конкретной цели использования данного земельного участка с учетом возможных ограничений, в том числе закрепление тех видов деятельности, которые могут осуществляться на земельном участке его правообладателем, видов объектов, которые могут размещаться на земельном участке. Как было указано по одному из дел, «вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, т.е. разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке» (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.03.2008 N Ф08-823/08 ). Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (см. комментарий к п. 3 ст. 85).

Коренные малочисленные народы составляют особую группу населения нашей страны. Коренные малочисленные народы РФ — народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ»). Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации определен Постановлением Правительства от 24.03.2000 N 255 (СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1493; 2000. N 41. Ст. 4081).

Это интересно:  Что может быть основанием возникновения сервитута на земельный участок?

Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации был установлен распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р (СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. II). Ст. 4081): к ним отнесены алеуты, алюторцы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, манси, нанайцы и др. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ являются особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения. На территориях традиционного природопользования могут выделяться участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений. Правовой режим земельных участков определяется в соответствии с положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными в зависимости от типа природной территории Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

Жизненная среда обитания, экономический уклад жизни коренных малочисленных народов наиболее тесно связаны с природно-климатическими условиями мест их проживания. В последние годы происходит нарушение экологического баланса территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов. Положение усугубляется тем, что практически прекращены работы по изучению состояния природных и земельных ресурсов. В целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в области охраны окружающей среды и природопользования (в том числе землепользования), должно занимать особое место в государственной политике.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют, в частности, право:

1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ;

2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов РФ об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

4) участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии федеральными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

5) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, предоставлено право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Однако реализация этого права затруднительна, поскольку норм, устанавливающих механизм его приобретения, в федеральном земельном законодательстве не содержится.

В силу прямого указания ст. 13 ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования. Важным положением является и норма об осуществлении такого использования природных ресурсов в соответствии не только с законодательством Российской Федерации, но и с обычаями малочисленных народов.

Отдельные нормы, устанавливающие дополнительные гарантии прав коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей, содержатся в ЗК (см. п. 3 ст. 31, п. 5 ст. 97 и комментарий к ним).

Целевое назначение земельного участка: общие вопросы и некоторые тонкости

При изучении либо решении любого вопроса, который касается земли, нам приходится сталкиваться с большим количеством терминов и специфических определений. Одним из ключевых в земельном законодательстве признано понятие целевого назначения земли.

Целевое назначение и разрешенное использование земельных участков

Данное понятие весьма обширно по своему смыслу. Целью использования земли (либо её участка) определяется вся землевладельческая законодательная база.

Земельная цель определена не только для участков, которые уже каким-либо образом используются, но и потенциально пригодные для того или иного назначения. Специально для этого введено так называемое зонирование земель.

Именно по целевому назначению выделяются в ЗК РФ семь категорий земель или видов земельных участков. Любой участок земли России включён в одну из них.

Далее мы поговорим про классификатор земельных участков по целевому назначению 2015 года.

Классификатор наделов

Седьмая статья ЗК РФ в соответствии с тем, для чего земля предназначается, выделяет семь групп. В соответствии с ними бывают земли:

  1. Сельхозназначения. На них можно разводить скот, к которому отнесены и северные олени, промышлять рыбой и водоплавающей птицей (здесь бытует термин «аквакультура»). Плюс выращивание всевозможных сельхозкультур, от травы для сена до садов и виноградников.
  2. Населённых пунктов. На таких территориях можно строить, жить и оформлять регистрацию.
  3. Промназначения, коммуникаций, обороны и многого другого. Определения из третьего пункта списка категории занимают целый абзац и объединяют большое количество земельных типов.
  4. Особо охраняемые. Это места с особым историческим значением – например, древнее поселение, раскопанное археологами и превращённое в музей под открытым небом. Сюда же относятся все рекреационные территории, которые вместе с постройками на них призваны обеспечить отдых, занятия спортом и/или туризмом.
  5. Лесные. Здесь специальные разъяснения не требуются.
  6. Водные. К ним относится любой водоём.
  7. Запаса. Это территории, на которых буквально ничего не происходит. Там не живут, не ведут никакую деятельность.

Кроме целевого назначения, существует ещё так называемое разрешённое использование. Этот термин используется в более узком смысле, а группы и виды внутри него более разветвлены (например, коммерческое использование).

Запрос на мероприятие

Случается, что для какой-либо цели необходима земля определённого целевого назначения, но участки подходящей категории отсутствуют. Потенциальным разрешением такой проблемы является запрос (ходатайство) на изменение изменение целевого назначения земли.

Такое намерение не должно противоречить ряду федеральных законов, требует тщательной подготовки и сбора определённого пакета документов.

Кадастровая оценка

Так называется особая отрасль оценочной деятельности. По закону, все земли страны подлежат учёту. Кадастровую стоимость можно назвать одной из характеристик земли (участка).

Мероприятия кадастровой оценки проводятся по специальным правилам (в частности, по методическим указаниям Минэкономразвития) и только членами СРО. Вот лишь некоторые цели оценки:

  • определение общей, залоговой, стартовой (на аукционах) или выкупной стоимости земли;
  • платформа для расчётов экономического обоснования (когда речь идёт об изъятии участков);
  • исчисление ставки налогообложения.

Использование земли не по назначению

Есть важный момент: запрещено не только использование земельного участка не по целевому назначению, но и неиспользование её по назначению. В общих чертах выделены следующие типы нарушений:

  1. Несоответствие между земельной целью и фактическим использованием приводит к штрафу. Он исчисляется в процентах от кадастровой стоимости либо в твёрдой сумме, если кадастровая оценка земли ещё не проведена. Физлица заплатят не менее десяти тысяч рублей штрафа за использование земли не по назначению, людей на различных должностях «накажут» минимум на 20 тысяч, и 100 тысяч рублей – нижняя планка для организаций.
  2. Чуть ниже штрафы за неиспользование земли сельхозназначения, которая подпадает под Федеральный закон №101-ФЗ, принятый 24.07.2002 года. Они исчисляются в долях процента от кадастровой стоимости участка для физлиц и в процентах (до десяти) – для сотрудников и целых организаций.
  3. Если не используются земли под жилстроительство, в этом случае штрафы снова ужесточаются. Например, организации обяжут выплатить не менее четырёхсот тысяч рублей, хотя и не более семисот, для отдельных представителей организация и физлиц суммы на порядок меньше.

Полная информация по вопросам ответственности за использование земли не по назначению имеется в статье 8.8 КоАП РФ.

Целевое назначение – важный критерий отнесения земли к той или иной категории. При любых земельных операциях он должен быть учтён.

Земельный кодекс (ЗК РФ)

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3, 30 июня, 27 июля, 16 октября, 4, 18, 29 декабря 2006 г., 28 февраля, 10 мая, 19 июня, 24 июля, 30 октября, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 14, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 17, 24 июля, 25, 27 декабря 2009 г., 22 июля, 29 декабря 2010 г., 20 марта, 5 апреля, 14 июня, 1, 11, 18, 19, 21 июля, 21, 30 ноября, 6, 7, 8, 12 декабря 2011 г., 25 июня, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 4 марта, 5 апреля, 7 июня, 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 23 июня, 21 июля, 22 октября, 29, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 20 апреля, 29 июня, 13 июля, 5 октября, 28 ноября, 30 декабря 2015 г., 1, 23 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 1, 18, 29 июля, 31 декабря 2017 г., 27, 29 июня, 1, 3, 19 июля, 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года

См. комментарии к ЗК РФ

Президент Российской Федерации

25 октября 2001 г.

Закреплены правовые основы использования и охраны земель (далее — земельные отношения).

Установлено, что земельное законодательство состоит из кодекса, федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними региональных законов. Оно находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферного воздуха, объектов культурного наследия применяются нормы соответствующих отраслей законодательства и специальных федеральных законов. Их положения распространяются на земельные отношения, если последние не урегулированы земельным законодательством.

По общему правилу имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей, а также по совершению сделок с ней регулируются гражданским законодательством. Исключение — случаи, когда земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами предусмотрено иное.

Определены основные принципы земельного законодательства. Так, установлен приоритет охраны земли перед ее использованием в качестве объекта недвижимости. Все прочно связанные с землей объекты следуют судьбе соответствующих участков (за исключением случаев, установленных федеральными законами).

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Категория зависит от целевого назначения. Выделяют земли с/х назначения, населенных пунктов, спецназначения, особо охраняемых территорий и объектов, лесного и водного фондов, запаса.

Земля может находиться в собственности, аренде, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) или безвозмездном срочном пользовании. Также может устанавливаться режим ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут). Определены основания возникновения, изменения, ограничения и прекращения указанных прав.

Установлены права и обязанности участников земельных отношений, порядок возмещения убытков при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд и др.

Кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ

Настоящий Земельный кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 4 августа 2018 г. и с 1 сентября 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2018 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Это интересно:  Право на земельный пай: наследование участка сельхозназначения, а также как вступить во владение таким наделом и оформить его в собственность

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июля 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 349-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 335-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 мая 2016 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 мая 2016 г.

Подпункт 4 пункта 6 статьи 71.1 настоящего Кодекса действует до 1 января 2040 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 460-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2015 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2015 г.

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 октября 2015 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2015 г., за исключением пункта 6 статьи 1, вступающего в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 июля 2015 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 октября 2015 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 марта 2015 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 224-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 411-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 247-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 июля 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 апреля 2013 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 21-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 марта 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2012 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2012 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 июня 2012 г.

Федеральный закон от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 12 декабря 2011 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 349-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 октября 2011 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июля 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июля 2011 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июля 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 июня 2011 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 апреля 2011 г.

Федеральный закон от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 марта 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2010 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2009 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2010 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 августа 2009 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2009 г.

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 марта 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2008 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2008 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 октября 2008 г., за исключением изменений в пункт 1 статьи 8 настоящего Кодекса, вступающих в силу с 25 июля 2008 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2008 г.

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ

Изменения вступает в силу с 16 мая 2008 г.

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 мая 2008 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2007 г.

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 октября 2007 г.

Федеральный закон от 19 июня 2007 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2007 г.

Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 мая 2007 г.

Федеральный закон от 28 февраля 2007 г. N 21-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 марта 2007 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 января 2007 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 260-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 апреля 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением пунктов 3 и 8, подпункта «б» пункта 9, пунктов 13 и 14 статьи 25 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 204-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 декабря 2006 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2006 г.

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 октября 2006 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 августа 2006 г.

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 92-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2006 г.

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 июня 2006 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2005 г.

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 августа 2005 г.

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2005 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 18 названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 января 2005 г.

Федеральный закон от 3 октября 2004 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 октября 2004 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 июля 2004 г.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья написана по материалам сайтов: ground-best.ru, rukak.ru, www.gk-rf.ru, urned.net, base.garant.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector