+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Административные правонарушения против порядка управления

Глава 19 КоАП РФ содержит 31 статью, включающие 75 составов административных правонарушений против порядка управления в практике органов исполнительной власти.

Особенность данных административных правонарушений заключается в том, что их общим объектом являются урегулированные нормами права общественные отношения, в которых государством установлен определенный порядок реализации прав и обязанностей гражданами, должностными и юридическими лицами.

Указанные права, обязанности и полномочия регламентируются Федеральными Законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Установленный порядок исполнения органами государственной власти своих полномочий в различных сферах общественной жизни обеспечивает нормальное функционирование государственных и общественных институтов. Административные правонарушения против порядка управления ослабляют авторитет власти и приводят к нарушению прав и законных интересов граждан.

С объективной стороны большинство рассматриваемых административных правонарушений совершается в форме активных действий, например, самоуправство, неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника уголовно-исполнительной системы, умышленная порча паспорта, заведомо ложный вызов специализированных служб.

Составы административных правонарушений, посягающих на установленный порядок управления, сформулированы как формальные, то есть для признания их оконченными достаточно установить факт противоправных действий (бездействия) и не требуется наличия каких-либо вредных последствий.

Субъектами административных правонарушений являются вменяемые физические лица, достигшие 16-ти летнего возраста. За административные правонарушения, предусмотренные частью 2 ст. 19.3., ст. 19.13, 19.16, 19.24 и др., КоАП РФ несут ответственность физические лица (граждане); по ч.2 ст. 19.4, по ч.2 ст. 19.5 и др составам КоАП РФ могут быть привлечены к ответственности должностные лица (или должностные и юридические лица); юридическое лицо может быть субъектом правонарушения по ст. 19.23, 19.26 и др. составам КоАП РФ.

С субъективной стороны данные административные правонарушения совершаются, как правило, умышленно.

С применением штрафа законодатель предусмотрел случаи безусловной конфискации предметов, веществ или продуктов питания, запрещенных законом для передачи в учреждения уголовно-исполнительной системы (ст.19.12. КоАП РФ), и конфискации предметов административного правонарушения, связанного с нарушением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (ч.1, ч.2 и ч.3 ст. 19.19).

Предупреждение как наиболее мягкая мера административного наказания предусмотрена в качестве основного наказания в десяти составах административных правонарушений.

Наиболее суровое наказание — административный арест — может быть назначено за деяния, в которых выражено осознанное, умышленное неповиновение нарушителя представителям власти, которые выполняют определенные обязанности в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, воспрепятствование осуществлению ими таковой деятельности, либо за невыполнение установленных судом ограничений в отношении лица освобожденного из мест лишения свободы (ст. 19.3 и 19.24 КоАП РФ). Административный арест может быть назначен судьями на срок до 15 суток.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных в главе 19 КоАП РФ, полномочны рассматривать:

— органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

— органы и войска пограничной службы;

— органы государственного горного и промышленного надзора;

— органы осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии;

— органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;

— органы российской транспортной инспекции;

— федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;

— органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей;

— органы стандартизации, метрологии и сертификации;

— органы, осуществляющие федеральный приборный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных камней и драгоценных металлов;

— органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также контроль в области наименования географических объектов;

— органы регулирования естественных монополий.

37.1.218.108 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Административные правонарушения против порядка управления

Объектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.1-19.25 КоАП РФ является установленный порядок управления.

Ст.19.1 предусматривает административную ответственность за самоуправство, т.е. самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного (которое на самом деле принадлежит виновному) или предполагаемого (которого у виновного нет, хотя он считает, что оно ему принадлежит) права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам. Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный реализует указанные права самовольно, т.е. без согласия потерпевшего, без обращения в суд либо иные уполномоченные государственные органы или органы местного самоуправления. Законодатель в данном случае оставил на усмотрение суда, какой вред следует относить к существенному. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются граждане, т.е. вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста и должностные лица. Субъективная сторона характеризуется прямым либо косвенным умыслом. Самоуправство, предусмотренное ст. 19.1 КоАП РФ, следует отличать самоуправства, предусмотренного ст. 330 УК РФ, а также от самозащиты гражданских прав, предусмотренной нормами ст.14 ГК РФ. Виновному судом назначается предупреждение или административный штраф.

В ст.19.2 предусматривается административная ответственность за умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом, за исключением случаев, предусмотренных ч.2ст.11.15 и ст.16.11 КоАП РФ. Повреждение печати (пломбы) предполагает не полное их уничтожение, но приведение в состояние, после кот. указанные предметы требуют восстановления. Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда сорваны или повреждены печати и совершается оно только в форме действий. Субъектами данного правонарушения являются граждане и должностные лица. С субъективной стороны — только прямой умысел. Административное наказание назначается органом внутренних дел в виде предупреждения или штрафа.

Пример: В сельской Администрации в кабинете главы администрации был опечатан сейф с ценными документами. Гражданин М. умышлено сорвал пломбу с сейфа, наложенной правомочным должностным лицом, с целью завладения ценными бумагами. Тем самым был привлечен по статье 19.2 КоАП, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на гр-н в размере от 1 до 3 МРОТ.

Ст. 19.3-19.4 закрепляют административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудников милиции, органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащего (ст.19.3), должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, членов международной инспекционной группы (ст.19.4), а также воспрепятствование (физическое, психологическое) осуществлению ими служебных обязанностей. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных настоящими статьями, являются: граждане (осужденные и задержанные) по ст.19.3 и ч.1.19.2; должностные лица (напр., капитан судна) по ч.1-3 ст.19.4; юридические лица (имеющие объекты, подлежащие контролю) по ч.3 ст.19.4 КоАП РФ. Субъективная сторона данных правонарушений характеризуется либо только прямым (ст.19.3), либо и прямым, и косвенным умыслом (ст.19.4). В качестве мер административной ответственности выступают: административный штраф или административный арест на срок до 15 суток, назначаемые судьёй, органом уголовно-исполнительной системы или органами и войсками пограничной службы соответственно.

В ст.19.5 предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч.1ст.19.5), а также за невыполнение законных предписаний федерального антимонопольного органа (ч.2ст.19.5), органа регулирования естественных монополий и их территориальных органов (ч.3ст.19.5). Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда истёк установленный срок для исполнения того или иного предписания. Субъективная сторона данных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью. Субъектами являются граждане, должностные и юридические лица. Мера ответственности — административный штраф, налагаемый судьёй по ч.1ст.19.5; антимонопольным органом по ч.2 ст.19.5; органом регулирования естественных монополий по ч.3ст.19.5 КоАП РФ.

Ст.19.6 устанавливает ответственность за непринятие по постановление (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Оконченным данное правонарушение считается с момента истечения срока для принятия необходимых мер; совершается в форме бездействия. Субъект — только должностное лицо. Субъективная сторона характеризуется умыслом или неосторожностью. Мера ответственности — административный штраф, налагаемый судьёй.

В ст.19.7-19.8. предусмотрена ответственность за непредставление; несвоевременное представление или представление в неполном объёме или искажённом виде в государственный орган (должностному лицу), федеральный антимонопольный орган, орган регулирования естественных монополий их территориальные органы сведений, ходатайств, заявлений (информации) представление кот. предусмотрено законом. Оконченными данные правонарушения считаются с момента совершения; совершаются в форме действия или бездействия. Субъектами их являются граждане (ст.19.7); должностные и юридические лица (ст.19.7-19.8). Мерой ответственности выступает штраф, налагаемый судьёй или антимонопольным органом соответственно.

Пример: Руководителю ООО, являющегося должником по исполнительному производству о взыскании задолженности по страховым взносам в пользу Пенсионного фонда судебным приставом-исполнителем было вручено под роспись требование о предоставлении пакета документов об имущественном положении должника, необходимых для осуществления СПИ его законной деятельности. Однако руководитель ООО не представил по требованию СПИ сведения, тем самым нарушил совершил правонарушение предусмотренное статьей 19.7 КоАП, т. е. влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 3 до 5 МРОТ

Ст.19.9 закрепляет ответственность за нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков, водных объектов, а также сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда. Оконченными данные правонарушения считаются с момента совершения, их субъекты — должностные лица госорганов и органов местного самоуправления. Субъективная сторона характеризуется умыслом либо неосторожностью. На виновного судьёй налагается административный штраф.

Ст.19.10 предусматривает ответственность за нарушение установленных правил присвоения или употребления наименований географических объектов. Субъект данного правонарушения — должностное лицо, субъективная сторона характеризуется лишь прямым умыслом. На виновного органом, осуществляющим государственный контроль в области наименований географических объектов, налагается административный штраф.

В ст.19.11 установлена ответственность за нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба РФ. Субъектами правонарушения являются граждане, физические и юридические лица, субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Виновному назначается административный штраф, налагаемый судьёй. Ст.19.12 предусматривает ответственность за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом. Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения; совершается только в форме действий. Субъектом правонарушения являются только граждане, субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновному судом назначаются административный штраф и конфискация запрещённых предметов, веществ или продуктов питания.

В ст.19.13 предусмотрена ответственность за заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб. Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения; совершается только в форме действий, субъектом его являются граждане. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновному судом назначается административный штраф.

Ст.19.14 устанавливает ответственность за нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий. Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения; совершается как путём действий, так и бездействия. Субъектом его являются должностные и юридические лица. Субъективная сторона характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом. На виновного органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и госконтроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учётом и хранением драгоценных металлов и камней налагается административный штраф.

Ст.19.15 предусматривает ответственность за проживание или пребывание гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а также за допущение перечисленных правонарушений лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учёта или гражданином в занимаемом им или принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении. Оконченными данные правонарушения считаются с момента их совершения, совершаются в основном путём бездействия, хотя не исключено и действие (предоставление своего жилого помещения лицу, не имеющему паспорта), субъектами их являются граждане (ч.1ст.19.15) и должностные лица (ч.2ст.19.15). Субъективная сторона характеризуется умыслом или неосторожностью. Виновному органами внутренних дел назначаются предупреждение либо административный штраф.

Ст.19.16 устанавливает ответственность за умышленные уничтожение или порчу удостоверения личности гражданина (паспорта) либо небрежное хранение, повлекшее его утрату. Оконченным данное правонарушения считается с момента совершения. Оно может быть совершено в форме действия либо бездействия. Субъектом правонарушения являются граждане, субъективная сторона характеризуется прямым умыслом либо небрежностью. Виновному органами внутренних дел назначаются предупреждение либо административный штраф.

Это интересно:  Потребительский кредит банка Зенит

Пример: Гражданин К. обратился в УФМС по поводу утраты паспорта. Начальник территориального отдела Управления Федеральной Миграционной Службы составил протокол на гражданина К. за небрежное хранение удостоверения личности, повлекшее утрату паспорта, т.е. по статье 19.16 КоАП влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ? до 3 МРОТ.

В ст.19.17 предусмотрена ответственность за незаконное изъятие должностным лицом удостоверения личности гражданина (паспорта), а также принятие его в залог. Оконченными данные правонарушения считаются с момента совершения; совершаются в форме действий. Субъектом их являются граждане и должностные лица, субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. На виновного органом внутренних дел налагается административный штраф.

Ст.19.18 устанавливает ответственность за представление заведомо ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта), в том числе заграничного паспорта, либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство. Оконченными данные деяния считаются с момента совершения; совершаются в форме действий. Субъектами являются граждане и должностные лица, субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. На виновного органом внутренних дел налагается административный штраф.

Ст.19.19 устанавливает ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений. Оконченными данные деяния считаются с момента совершения; совершается в форме действий (ч.1-3 ст.19.19), либо бездействия (ч.1-2 ст.19.19). Субъектами являются должностные и юридические лица, субъективная сторона характеризуется умыслом либо неосторожностью. На виновного органом внутренних дел налагается административный штраф. Мерами ответственности являются административный штраф (по ч.1-3 ст.19.19) и конфискация предметов административного правонарушения (по ч.1-2 ст.19.19), назначаемые соответственно судом, органами стандартизации, метрологии и сертификации и рядом других.

Пример: Частный предприниматель Н. осуществлял продажу продукции без сертификата соответствия, тем самым нарушил правила обязательной сертификации по статье 19.19 КоАП. Роспотребнадзор составил административный протокол с наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ.

Ст.19.20 закрепляет ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), а также с нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Оконченными данные деяния считаются с момента совершения; совершаются в форме действий. Субъектами являются граждане, должностные лица (в т.ч. индивидуальные предприниматели) и юридические лица, субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. На виновного судом налагается административный штраф.

В ст.19.21 предусмотрена ответственность за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним. Оконченными данное деяние считается с момента совершения; совершается в форме действий или бездействия. Субъектами являются граждане, должностные и юридические лица, субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом, либо неосторожностью. На виновного судом налагается административный штраф.

Ст.19.22 устанавливает ответственность за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок в случае, если такая регистрация обязательна. Оконченным данное деяние считается с момента совершения; совершается путём действий или бездействия. Субъектами являются граждане и должностные лица, субъективная сторона характеризуется умыслом, либо неосторожностью. Мерами ответственности являются предупреждение или административный штраф, назначаемые органами ГИБДД, а также органами, осуществляющими надзор за техническим состоянием самоходных машин и др. видов техники.

Ст.19.23 предусматривает ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а также за подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт. Оконченными данные деяния считаются с момента совершения; совершаются путём действий. Субъектами являются только юридические лица, субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. В качестве мер ответственности выступают административный штраф и конфискация орудий совершения административного правонарушения, назначаемые судом.

В ст. 19.24 предусмотрена ответственность за невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, связанных с соблюдением ограничений, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом. Оконченным данное деяние считается с момента совершения; совершаются путём действий либо бездействия. Субъектами являются только граждане, субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Мерами ответственности являются административный штраф либо административный арест, назначаемые судом или органом внутренних дел.

Ст.19.25 предусматривает ответственность за неисполнение установленных законодательством РФ военно-транспортных мобилизационных обязанностей. Оконченными данное правонарушение считается с момента совершения; оно может быть совершено путём действий или бездействия. Субъектами являются граждане, должностные и юридические лица. Субъективная сторона деяния характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью. Мерами ответственности выступают предупреждение или административный штраф, назначаемые военным комиссаром.

15 августа 2006 г. постановлением суда на гражданина Петренко было наложено административное наказание (административный штраф, который он уплатил 17 августа 2006 г.) за совершение административного правонарушения (мелкого хищение имущества). 10 августа 2007 г. им было совершено аналогичное правонарушение. 20 августа 2007 г. дело было передано на рассмотрение в суд. Судья, рассматривающий дело, признал в качестве отягощающего обстоятельства — повторное совершение административного правонарушения и в этот же день вынес постановление о наложении административного наказания. Однако Петренко, обжалуя постановление по данному делу, в жалобе пояснил, что с момента совершения первого правонарушения прошло более одного года. Кто прав?

Судья, рассматривающий дело по статье 7.27 КоАП, правильно вынес постановление о наложении административного наказания. Так как в с момента первого правонарушения не прошло года и судья признал в качестве отягощающего обстоятельства, совершение повторного административного правонарушения.

§ 8. Административные правонарушения против порядка управления

Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает определенный порядок реализации субъектами правоотношений своих прав и обязанностей. Так, например, сотрудник милиции, в целях исполнения возложенных на него обязанностей, имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения 81 , гражданин Российской Федерации обязан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета 82 , бережно хранить свой паспорт, а в случае его утраты незамедлительно заявить в территориальный орган Федеральной миграционной службы 83 .

Глава 19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за посягательства на установленный законами и иными нормативными правовыми актами порядок управления, именно возникающие по поводу его реализации общественные отношения выступают родовым объектом правонарушений указанной главы. Непосредственными объектами административных правонарушений выступают конкретные охраняемые законом отношения, на которые посягает в каждом случае деяние, отнесенное к соответствующему составу административного правонарушения. Так, непосредственным объектом при злостном неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ) выступают отношения по исполнению указанными представителями власти служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Непосредственным объектом при непредставлении сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ) выступают отношения по осуществлению государственными органами (должностными лицами) их законной деятельности. Непосредственным объектом при нарушении сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9 КоАП РФ) выступают отношения по реализации физическими и юридическими лицами права на получение земельного участка или водного объекта, а также отношения по поводу реализации физическими и юридическими лицами права на достоверную информацию о наличии свободного земельного участка.

Объективная сторона административных правонарушений в указанной области, которая выражается в объективных признаках, формирующих особенности внешнего проявления противоправного и административно наказуемого деяния имеет как форму действия, так и бездействия.

Большее количество составов административных правонарушений посягающих на порядок управления могут совершаться только в форме действия (самоуправство) (ст. 19.1 КоАП РФ); умышленное повреждение или срыв печати (пломбы) (ст. 19.2 КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ); передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания (ст. 19.12 КоАП РФ); заведомо ложный вызов специализированных служб (ст. 19.13 КоАП РФ); незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог (ст. 19.17 КоАП РФ) и др.).

В форме бездействия, например, могут быть совершены следующие административные правонарушения: непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ); непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ). Нарушение же законодательства о наименованиях географических объектов (ст. 19.10 КоАП РФ) может быть совершено как в форме действия, так и в форме бездействия.

Составы административных правонарушений посягающих на порядок управления могут быть материальными, в данном случае обязательным признаком объективной стороны деяния является причинение вреда охраняемым законом общественным отношением. К материальным составам в данном случае необходимо отнести: умышленное повреждение или срыв печати (пломбы) (ст. 19.2 КоАП РФ); умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта) (ст. 19.16 КоАП РФ); незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) (ст. 19.17 КоАП РФ). Однако большинство административных правонарушений против порядка управления представлено формальными составами, объективная сторона которых не содержит указания на последствия правонарушения. Например, правонарушение, предусмотренное ст. 19.20 КоАП РФ («Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)») по своей юридической конструкции образует формальный состав, оно считается оконченным с момента осуществления специального вида деятельности.

Большое значение в производстве по делам об административных правонарушениях имеет отграничение длящихся правонарушений, от тех, которые таковыми не являются. Так, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом 84 . Длящимися правонарушениями, в частности, являются проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации (ч.1 ст. 19.15 КоАП РФ); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) (ч.ч. 1,2 ст.19.20 КоАП РФ). Необходимо учитывать, что невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Следовательно, такие правонарушения, как непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ) и невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ) длящимися не являются.

Субъективная сторона административных правонарушений против порядка управления может быть выражена исключительно в форме умысла, например, умышленное повреждение или срыв печати (пломбы) (ст. 19.2 КоАП РФ), неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции (ст. 19.3 КоАП РФ), заведомо ложный вызов специализированных служб (ст. 19.13 КоАП РФ), умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта) (ст. 19.16 КоАП РФ). Целый ряд составов предполагает возможность совершения административного правонарушения как умышленно, так и по неосторожности, например, самоуправство (ст.19.1 КоАП РФ), невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ), непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ), нарушение законодательства о наименовании географических объектов (ст. 19.10 КоАП РФ). Также субъективная сторона правонарушений в рассматриваемой области может быть выражена только в форме неосторожности, такую форму вины предполагают действия, выразившиеся в утрате удостоверения личности гражданина (паспорта) по небрежности (ст. 19.16 КоАП РФ).

Субъектом административной ответственности выступает лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное нормой либо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, либо нормой Закона субъекта Российской Федерации и подлежащее на этом основании административному наказанию. Исходя из содержания ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, субъектами административной ответственности выступают физические и юридические лица.

В области административных правонарушений посягающих на порядок управления законодатель закрепляет целый ряд специальных субъектов ответственности. Так, согласно ст. 19.6 КоАП РФ, субъектом ответственности может выступать только то физическое или юридическое лицо, в отношении которого, органом (должностным лицом), рассмотревшим дело об административном правонарушении было вынесено постановление (представление) об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Согласно ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ, субъектами ответственности могут выступать лица, ответственные за соблюдение правил регистрационного учета. Согласно ст. 19.24 КоАП РФ, субъектом ответственности является лицо, освобожденное из мест отбывания лишения свободы. Статья 19.26 КоАП РФ указывает в качестве субъекта ответственности эксперта.

Это интересно:  Пособие до 1,5 лет - вопрос юристу. Астрахань

Устанавливая виды административных наказаний, за совершение деяний посягающих на порядок управления, законодатель не ограничился такими наказаниями как штраф и предупреждение. Например, в случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника милиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ), к нарушителю может быть применен административный арест. А в случае невыполнения в установленный законом срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ) в отношении должностных лиц может применяться дисквалификация. Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов государственной власти (ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ) может повлечь за собой назначение такого вида административного наказания, как административное приостановление деятельности.

Санкции 19 главы КоАП РФ предусматривают возможность назначения в отношении лиц виновных в совершении административного правонарушения, как основного, так и дополнительного административных наказаний. Например, в случае передачи либо попытки передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом (ст. 19.12 КоАП РФ) одновременно со штрафом назначается как мера наказания конфискация запрещенных предметов, веществ или продуктов питания. Также конфискация назначается при совершении правонарушения предусмотренного ст. 19.23 КоАП РФ (подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт).

Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении

Итак, если по мнению водителя, инспектор при привлечении к ответственности допустил какие-либо нарушения, можно подать соответствующую жалобу вышестоящему начальству. Копия направляется в прокуратуру или УСБ.

Но не все документы можно обжаловать! Протокол об административном правонарушении обжалованию не подлежит. Очень часто судьи в постановлении указывают: «Водитель с протоколом согласился, протокол не обжаловал». Постановления, согласно КоАП, могут быть вынесены как должностными лицами ГИБДД в случаях, когда за совершенное правонарушение полагается штраф, так и судьями, которые рассматривают дела в отношении водителей, к которым может быть применена мера наказания в виде лишения права управления или административного ареста.

Для начала необходимо рассмотреть ситуацию, когда постановление выносится должностным лицом. В ряде случаев постановление может быть вынесено на месте, когда водитель не оспаривает вменяемое или совершенное правонарушение. В такой ситуации водитель получает на руки постановление-квитанцию, согласно которой он должен оплатить административный штраф. Но, если постановление-квитанция по каким-то причинам не содержит реквизиты для уплаты штрафа или эти реквизиты нечитаемы, водитель вправе не оплачивать штраф! Если же между инспектором и водителем возникает спор или сумма штрафа имеет низший и высший пределы (например, в случае привлечения водителя по ч.3 ст. 12.15 КоАП предусмотрен штраф от 1000 до 1500р.), то постановление выносит должностное лицо из Группы исполнения административного законодательства (ИАЗ). Водители именуют ее «Группой разбора».

Согласно статье 30.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное органами ГИБДД, может быть обжаловано в районном суде только по месту нахождения отдела ГИБДД, при этом водитель может ограничиться жалобой, направив ее вышестоящему должностному лицу. Способ передачи жалобы определяет сам водитель. Документ может быть лично доставлен в тот орган, который будет ее рассматривать, или отправлен по почте.

Постановления делятся на две группы: вступившие и не вступившие в законную силу. Порядок их обжалования будет разным. Приведенная ниже статья КоАП раскрывает возможность для обжалования не вступивших в законную силу постановлений.

Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

— Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

— В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

— Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

В соответствии с п.1 части 1 статьи 30.1 и части 2 статьи 30.2 КоАП вынесенные судьей постановление и решение могут быть обжалованы в вышестоящий суд. Поэтому как в постановлении, так и в решении следует указывать, что они могут быть обжалованы в вышестоящий суд, в частности, постановление мирового судьи — в соответствующий районный суд, а постановление и решение районного судьи — в вышестоящий суд.

При подаче жалобы на постановление, вынесенное мировым судьей, следует учитывать содержащиеся в постановлении данные типа: «Может быть обжаловано в течение 10 суток через мирового судью». Никто не запрещает гражданину направить жалобу на постановление сразу по адресу вышестоящего должностного лица, однако это в значительной мере увеличит срок ее рассмотрения, поскольку федеральный судья в любом случае будет запрашивать материалы дела в мировом суде.

Обжалование вступивших в законную силу постановлений осуществляется в порядке надзора.

Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.

— Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора.

— Право принесения протеста в порядке надзора принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, — прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.

Рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП. Копия постановления направляется прокурору и (или) лицу, подавшему жалобу.

Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления

Статья 19.1. Самоуправство

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

Статья 19.2. Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы)

Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.15 и статьей 16.11 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы

Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)

Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 19.6.1. Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре)

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)

Административные правонарушения против порядка управления

Для систематического ознакомления с составами административных правонарушений и соответствующими им наказаниями, в качестве примера, обратимся к гл. 19 КоАП «Административные правонарушения против порядка управления» (одноименная глава есть и в Уголовном кодексе РФ, поэтому всегда следует помнить о возможности и уголовной ответственности за опасные проявления тех же деяний). Именно здесь объединены более тридцати распространенных административных правонарушений, препятствующих законному государственному и муниципальному управлению, хотя родственные по своей направленности правонарушения предусмотрены и другими главами кодекса. Несмотря на родовое название рассматриваемых правонарушений, их объектом следует считать не общественные отношения (порядок управления), а те или иные права, предоставленные органам власти. Рассмотрим все названные правонарушения, но, в силу ограниченности объема параграфа, с разной степенью подробности.

Прежде всего, это самоуправство (ст. 19.1) – самовольное, вопреки установленному нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам. Уголовным кодексом РФ (ст. 330) предусмотрено одноименное преступление, отличие которого в причинении существенного вреда либо наличие насилия или угрозы его применения; закон не определяет, что понимать под существенным вредом, относя это на усмотрение судей, а так как дела и об уголовном, и об административном самоуправстве рассматриваются судьями, то исключается ошибка разграничения какого-либо административного органа. Примерами административного самоуправства могут быть незаконная опека над ребенком, перепланировка квартиры и др. Субъектами этого правонарушения могут быть только физические лица: граждане, а в качестве факультативного субъекта – должностные лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели. Объективная сторона правонарушения может иметь только форму действия – незаконного осуществления своего действительного или предполагаемого права; факультативным признаком может быть причинение несущественного вреда имущественным и неимущественным правам лиц, чего может и не наступить. Субъективная сторона самоуправства заключается в наличии вины (самовольная, целенаправленная деятельность) и, следует согласиться с авторами, считающими, что только в форме умысла (в т.ч. при осуществлении предполагаемого права)[1], хотя есть сторонники прибавления сюда и неосторожности. Объект данного правонарушения – имущественные и неимущественные права граждан или юридических лиц; факультативным предметом могут быть сами вещи, нематериальные блага и др. За самоуправство предусмотрены два административных наказания: предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей, а на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей.

Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы) (ст. 19.2). По данной статье квалифицируются только умышленные деяния без наличия мотива корыстной и иной личной заинтересованности и только при повреждении или срыве печатей (пломб), наложенных правомочным должностным лицом, например, избирательной комиссией или судебным приставом-исполнителем, за исключением идентификационных печатей на таможне. То есть под эту статью не подпадают повреждения пломб частных лиц и неосторожные деяния. Виды и субъекты наказаний здесь те же, что и при самоуправстве.

Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3). Данная статья имеет три части, но не в целях выделения квалифицирующих (отягчающих) обстоятельств, а для разграничения перечисленных органов власти. Следует иметь в виду, что субъектами этого правонарушения не могут быть осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений и содержащиеся под стражей в иных учреждениях, подпадающие под дисциплинарную ответственность. Объективная сторона помимо собственно неповиновения включает и воспрепятствование исполнению служебных обязанностей, таким образом, может иметь как форму бездействия, так и действия. Наказание – административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Следует учесть, что продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, является, согласно п. 1 ч. 1 ст. 4.3 КоАП, отягчающим обстоятельством, часто имеющим место при данном правонарушении.

Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4), включая неповиновение требованию, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей. Запрет названного деяния имеет важнейшее значение для органов власти, осуществляющих проверки подвластных лиц. Это могут быть не только контрольные ведомственные органы исполнительной власти (службы, инспекции и др.), но и международные инспекционные группы (см. ч. 3), счетные палаты, органы прокуратуры и т.д. Наказанием для большинства случаев по ч. 1 статьи является предупреждение или административный штраф на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Это интересно:  Ответственность за умышленное уничтожение или повреждение имущества, находящегося в общей собственности

Близкое к предыдущему правонарушение – невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5). Субъектами данного правонарушения помимо граждан и должностных лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, являются юридические лица. Невыполнение предписания, в отличие от неповиновения, может совершаться и по неосторожности. Наказание – административный штраф на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Большие наказания вплоть до приостановления деятельности предусмотрены при невыполнении предписаний органа в области экспортного контроля, федерального антимонопольного органа в области конкуренции и рекламы, органов в области тарифов, финансовых рынков, естественных монополий, строительства, контроля за государственными и муниципальными заказами, фитосанитарного контроля (в период карантина).

Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6) является правонарушением при наличии соответствующего постановления (представления) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, об устранении причин и условий. Субъектами выступают только должностные лица.

Непредставление сведений (информации) (ст. 19.7) – непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде. Наказание – административный штраф на граждан в размере от ста до трехсот рублей, на должностных лиц – от трехсот до пятисот, на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Следует учесть, что в отдельные статьи выделены те же деяния в отношении органов в области государственного регулирования тарифов (ст. 19.7.1), контроля за государственными и муниципальными заказами (ст. 19.7.2), финансовых рынков (ст. 19.7.3), органов, уполномоченных на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов (ст. 19.7.4), федерального антимонопольного органа и органов регулирования естественных монополий и экспортного контроля (ст. 19.8), в области стандартизации и сертификации (ст. 19.9).

Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля (ст. 19.8). Вышеупомянутая статья, помимо сведений, посвящена также ходатайствам и уведомлениям (заявлениям). В соответствии с законодательством о защите конкуренции субъекты хозяйственной деятельности в ряде случаев обязаны предварительно ходатайствовать перед органом власти о планируемой деятельности, в ряде других – уведомлять об уже совершенном действии (подробнее об этом будет сказано в следующей теме). В зависимости от субъективного состава и объективной стороны деяния правонарушение квалифицируется по одной из пяти частей статьи. Так, непредставление в федеральный антимонопольный орган ходатайств, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных порядка и сроков подачи ходатайств (ч. 3), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Непредставление же аналогичных уведомлений, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных порядка и сроков подачи уведомлений, преследуется наложением административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до одной тысячи двухсот рублей, на должностных лиц – от пяти тысяч до семи тысяч пятисот, на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. Отдельным правонарушением по ст. 19.8.1 является непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса включая неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации. То есть объективная сторона этого правонарушения охватывает более широкий круг вопросов в сравнении с антимонопольным законодательством и, помимо штрафа, в случае совершения этого правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Только должностные лица могут быть субъектами таких правонарушений, как нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9) (включая сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда) и нарушение законодательства о наименованиях географических объектов – нарушение установленных правил присвоения или употребления наименований географических объектов (ст. 19.10).

Следующими правонарушениями являются: нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба РФ (ст. 19.11) (см. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба РФ»); передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания (19.12) (см. приложение № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205); заведомо ложный вызов специализированных служб (ст. 19.13); нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих (ст. 19.14) (Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»); проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации (ст. 19.15) (штраф от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей, допустившее же это ответственное лицо или собственник жилого помещения штрафуется в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей); умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо утрата удостоверения личности гражданина (паспорта) по небрежности (ст. 19.16) (влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей); незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог (ст. 19.17); представление ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство (ст. 19.18).

Только должностные и юридические лица являются субъектами нарушения обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (ст. 19.19), если эти деяния не подпадают под иные статьи КоАП. Текст статьи не вполне согласован с ныне действующими понятиями в области технического регулирования, поэтому под стандартами следует понимать и принимаемые новые технические регламенты. Наказание за нарушения стандартов – административный штраф на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения, на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов правонарушения; наказание за нарушение правил обязательной сертификации – штраф на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предметов правонарушения, на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов правонарушения.

Административным правонарушением также является осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) (ст. 19.20). Нарушителями этой статьи могут быть не только некоммерческие организации и граждане, в основном лечебные и образовательные учреждения, но и лица, ведущие предпринимательскую деятельность, в случае, например, осуществления строительной организацией реставрационных работ, требующих лицензирования, в благотворительных целях. Ввиду того, что субъективная сторона правонарушения не содержит цели получения прибыли (подобная незаконная предпринимательская деятельность подпадает под ст. 14.1 КоАП), здесь предусмотрены небольшие суммы штрафов: на граждан – в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч, на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а при нарушении условий разрешения – и того меньше. Однако если объективная сторона сопряжена с грубым нарушением разрешения, то вместо штрафа может назначаться административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности; например, п. 4-5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 6 июля 2006 г. № 416) к грубым нарушениям отнесены несоблюдение закона о лекарственных средствах, продажа незаконных копий зарегистрированных лекарств и др.

Рассматриваемой главой КоАП предусмотрены и такие правонарушения, как несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (ст. 19.21) (субъектами выступают собственники и пользователи; см. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»); нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок (19.22) (см. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»); подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт (ст. 19.23) (субъекты – юридические лица, действия физических лиц квалифицируются по ст. 19.18 КоАП либо ст. 292 и 327 Уголовного кодекса РФ); невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом (ст. 19.24) (наказание – вплоть до административного ареста до пятнадцати суток); неисполнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей (ст. 19.25); заведомо ложное заключение эксперта (ст. 19.26); представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета (ст. 19.27) (иностранцы и лица без гражданства помимо штрафа могут подлежать административному выдворению за пределы России); незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28) – незаконная передача от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением (субъектом правонарушения по данной статье выступают только юридические лица, должностные лица подлежат уголовной ответственности, наказываемые наложением административного штрафа до трехкратной суммы передаваемых денег, трехкратной стоимости ценных бумаг, иного имущества и оказанных услуг имущественного характера, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией передаваемых денег, ценных бумаг, иного имущества); нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса (ст. 19.30) – новая статья, охватывающая нарушения, начиная с приема в образовательные заведения и заканчивая выдачей документов об окончании образования (субъекты – в большинстве случаев должностные и юридические лица, и лишь за искажение итоговых результатов аттестации и олимпиад школьников – граждане).

Непосредственно направлено на обеспечение законности в области государственной службы такое правонарушение, как незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) (ст. 19.29). Эта статья распространяется как на государственных, так и на муниципальных служащих, замещающих (замещавших) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции». Наказание – административный штраф на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч, на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

[1] См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / под ред. Н.Г. Салищевой. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, vuzlit.ru, studfiles.net, studopedia.net, magref.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector