Федеральный закон об административных правонарушениях


Warning: Use of undefined constant callback_thumbing_img - assumed 'callback_thumbing_img' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/10000ideas/data/www/10000ideas.ru/wp-content/themes/design/includes/kama_thumbnail.php on line 337

Административное право представляет собой важнейшую отрасль правовой системы нашего государства. В свою очередь, административное законодательство выступает правовой основой для построения и функционирования такой мощной и активной подсистемы государственного аппарата, как исполнительная власть. Законодательная база административного права разобрана на множество нормативных актов, в основе которых Конституция Российской Федерации.

Источники административного права РФ

С точки зрения науки источниками административного права признаются акты государственных органов, в которых содержатся нормы административно-правового характера. Определяют следующие виды источников права:

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Законодательство административного права не является исключением, большая часть норм источников права основаны на принципах и нормах международных договоров и соглашений.
  2. Конституция РФ, а также уставы и Конституции субъектов Федерации, которые содержат нормы административно-правовой направленности.
  3. Указы Президента РФ и правовые акты глав субъектов РФ.
  4. Постановления Правительства и правовые акты администрации субъектов РФ.
  5. Нормативно-правовые акты региональных и федеральных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.
  6. Соглашения между федеральными объединениями, публичные договоры федеративного и административного значения.

Возвращаясь к законодательству об административных правонарушениях, следует отметить, что его база значительно меньше общепринятых норм источников административного права, однако каждая норма также основывается на нормах и принципах международного права.

Законодательство РФ об административных правонарушениях

Согласно статье 1.1. Кодекса об Административных правонарушениях законодательство данной области состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. Таким образом, в базу законодательства можно включить:

  • общеправовые законодательные акты (прежде всего Конституция РФ), отраслевые – КоАП РФ, Федеральные законодательные акты Правительства РФ, Федеральные законы и иные документы;
  • законодательные акты, имеющие отношение к иным отраслям права, но имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие отношения в сфере административных правонарушений (Таможенный, Налоговый, Гражданский кодексы РФ и т.д.);
  • международные акты, имеющие действие в данной области правоотношений.

Основу законодательства РФ об административных правонарушениях составляет КоАП РФ и нормативно правовые акты, принимаемые органами государственной власти и субъектов РФ.

Исходя из вышесказанного следует — на территории субъектов Федерации могут быть созданы законодательные акты, где установлены административные наказания за деяния, не указанные в КоАП РФ и они действительно есть:

  • Кодекс Волгоградской области об административных правонарушениях
  • https://duma.tomsk.ru/page/16800/
  • Закон Ростовской области об административных правонарушениях
  • Закон республики Адыгея об административных правонарушениях
  • Закон республики Алтай об административных правонарушениях
  • Кодекс республики Башкортостан об административных правонарушениях
  • Закон республики Бурятия об административных правонарушениях
  • Закон Краснодарского края об административных правонарушениях

Важно отметить, что законы, принимаемые субъектами РФ, не могут противоречить нормам Кодекса об Административных правонарушениях. Разрешение споров по вопросам соответствия законов субъектов РФ Кодексу отнесено к ведению Конституционного Суда РФ.

Кодекс об административных правонарушениях РФ

Основной законодательный документ в сфере отношений, связанных с административными документами, представляет собой кодифицированный акт, который устанавливает общий перечень всех административных правонарушений и полноценно регулирует общественные отношения по привлечению правонарушителей к административной ответственности. КоАП РФ фиксирует порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам, перечисляет административные наказания и порядок их назначения, устанавливает органы, рассматривающие дела в данной сфере. Действующий на территории РФ Кодекс об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., последние изменения были внесены в него действием Федерального закона № 326-ФЗ от 03.08.2018 г. «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которые вступили в силу 14 августа 2018 г.

КоАП РФ ОТ 30.12.2001 N 195-ФЗ

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 9 февраля, 29 марта, 9, 20 апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19, 24 июля, 2, 18 октября, 8, 27 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 3 марта, 29 апреля, 13, 16 мая, 14, 22 июля, 8 ноября, 3, 22, 25, 26, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 7 мая, 3, 28, 29 июня, 17, 19, 24 июля, 9, 23, 25, 28 ноября, 21, 27, 28 декабря 2009 г., 9 марта, 5, 30 апреля, 8, 19, 31 мая, 17 июня, 1, 5, 23, 26, 27, 30 июля, 4 октября, 8, 29 ноября, 8, 23, 28, 29 декабря 2010 г., 7 февраля, 6, 21 апреля, 4 мая, 3, 4, 27 июня, 1, 11, 18, 20, 21 июля, 6, 7, 8, 16, 21, 30 ноября, 3, 6, 7, 8 декабря 2011 г., 31 января, 1 марта, 2, 23 апреля, 3 мая, 5, 8, 14 июня, 10, 28 июля, 2 октября, 12, 29 ноября, 1, 3, 25, 29, 30 декабря 2012 г., 23 февраля, 5, 22 апреля, 7 мая, 7, 28, 29 июня, 2, 23 июля, 30 сентября, 21 октября, 2, 25 ноября, 2, 21, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 12 марта, 2, 20 апреля, 5 мая, 4, 23, 28 июня, 21 июля, 14, 22 октября, 4, 24 ноября, 1, 22, 29, 31 декабря 2014 г., 3, 12 февраля, 8, 30 марта, 6 апреля, 2, 23 мая, 8, 29 июня, 13 июля, 5, 27 октября, 3, 28 ноября, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 15 февраля, 2, 9, 30 марта, 5, 26 апреля, 1 мая, 2, 23 июня, 3, 6 июля, 22 ноября, 5, 19, 28 декабря 2016 г., 7, 22 февраля, 7 марта, 3, 17 апреля, 1, 28 мая, 1, 7 июня, 1, 18, 26, 29 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях

1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

5. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

6.1) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса;

7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.

3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

Это интересно:  Берется ли подоходный налог с ребенка на землю: закон о подоходном налоге детей за землю в редакции 2022 года

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами .

3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее — их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.

Статья 1.5. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

2. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. Юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса, за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанное юридическое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность

Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Статья 2.2. Формы вины

1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Законодательство об административных правонарушениях;

Федеративное устройство России четко выражено в структурных компонентах системы законодательства об административных правонарушениях. Как установлено в ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях включает в себя:

1) непосредственно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, представляющий собой федеральный закон. Соответственно, для внесения изменений в законодательство об административных правонарушениях на федеральном уровне необходимо принятие и введение в действие федерального закона, вносящего изменения в Кодекс. Порядок принятия федеральных законов установлен Конституцией РФ;

2) законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, принятые в соответствии с КоАП РФ. Порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации закона субъекта Российской Федерации установлен Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[222].

В постановлении Пленума ВС России от 24 марта 2005 года № 5 дано четкое разъяснение о том, что к законодательству об административных правонарушениях, относится Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, введенный в действие с 1 июля 2002 г., который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе подведомственность и подсудность этих дел, а также законы субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с КоАП РФ по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Российской Федерации[223].

В случае привлечения к ответственности, предусмотренной нормами Налогового кодекса Российской Федерации или Федерального закона «Об исполнительном производстве», содержащими признаки административного правонарушения, производство по делу должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений статьи1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации. В качестве мер административного наказания могут быть предусмотрены предупреждение и административный штраф в размере, установленном абзацем первым ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний;

6) в соответствии с законодательством определяет подсудность и подведомственность дел об административных правонарушениях судам, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральным органам исполнительной власти.

К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

— комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Это интересно:  Право на охрану здоровья и медицинскую помощь военнослужащим

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с КоАП РФ.

Законодательством субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации, а так же определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их должностные лица в пределах компетенции, установленной главой 23 и статьей 28.3 КоАП РФ, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях.

Основными критериями формирования законодательства субъектов Федерации об административных правонарушениях являются следующие:

1) соответствие региональных законов принципам и общим положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

2) установление административной ответственности за деяния, нарушающие нормы правовых актов субъектов Федерации;

3) соответствие материальных норм законов об административных правонарушениях требованиям Общей части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

4) установление соответствия компетенции должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, требованиям главы 28 КоАП РФ;

5) установление подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях в соответствии с требованиями глав 22, 23 КоАП РФ;

6) единообразные требования к формам процессуальных документов;

7) установление административной ответственности единым законодательным актом для одного субъекта Федерации[224].

Законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности, принятые в виде комплексных законов, в форме кодексов или тематических законов об административной ответственности за отдельные виды правонарушений, применяются во всех субъектах Российской Федерации[225]. Комплексные региональные законы в большинстве своем так и названы – законами об административных правонарушениях, некоторые – об административной ответственности; в название некоторых законов включено название региона. В некоторых регионах комплексные законы названы кодексами, например в Нижегородской области – Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях[226].

Положения ч. 2 ст. 1.1 Кодекса основаны на положениях ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которым общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В случае, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, применяются нормы международного договора, имеющие прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации. При этом необходимо учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[227].

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита:личности,общественной нравственности,законных экономических интересов физических и юридических лиц,общества и государства от административных правонарушении;

охрана:прав и свобод человека и гражданина,здоровья граждан,санитарно-эпидемиологического благополучия населения,окружающей среды,установленного порядка осуществления государственной власти,общественного порядка и общественной безопасности,собственности;

Действие законодательства об административных правонарушениях во времени:

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

3. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

4. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве:

1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие административные правонарушения за пределами Российской Федерации, подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях – это крупный кодифицированный нормативно-правовой акт, регулирующий общественные отношения, складывающиеся в сфере привлечения лиц, совершивших административные правонарушения, к мерам административной ответственности. Аббревиатура КоАП РФ используется в разговорной неофициальной речи и публикациях вольным стилем. Для удобства полную форму заменяют таким сокращением – кодекс об административных правонарушениях.

Какие отношения регулирует кодекс?

КоАП регулирует правовые отношения в следующих сферах:

  • Защита личности,
  • Охрана и защита административного статуса личности,
  • Охрана здоровья населения,
  • Санитарно-эпидемиологическое благополучие,
  • Защита нравственности,
  • Реализация государственной власти,
  • Защита общественного порядка,
  • Защита общественной нравственности,
  • Охрана экологического благополучия окружающей среды,
  • Защита собственности,
  • Защита экономических интересов граждан и хозяйствующих субъектов,
  • Профилактика административных правонарушений.

Принципы действия кодекса об административных правонарушениях

КоАП основывается на следующих началах:

  • Все совершившие правонарушение лица равны перед законом. Юридические лица отвечают за совершенные правонарушения, при этом ответственность также несут их должностные лица.
  • Применение особых мер административной ответственности к некоторым категориям правонарушителей (служащие правоохранительной системы, депутаты и другие),
  • Применение особых мер к хозяйствующим субъектам,
  • Презумпция невиновности – никто не объявляется правонарушителем до того, как это будет доказано судом,
  • Толкование сомнений в виновности лица в пользу лиц,
  • Применение норм административного законодательства – федерального и регионального – для решения дел о административном правонарушении,
  • Применение уполномоченным лицом к правонарушителю тех мер ответственности, которые включены в рамки его компетенции,
  • Недопущение решения и действия, унижающих человеческое достоинство.

К кому применяется кодекс?

Правонарушителем в контексте КоАП РФ может признаваться физическое лицо (гражданин, апатрид, иностранец и лицо с особым статусом – военнослужащий, государственный служащий, должностное лицо) и юридическое лицо. Отдельно правонарушителями выступают индивидуальные предприниматели, которые отвечают по тем же правонарушениям, что и юридические лица, но взыскивается с них, как с физических лиц.

Привлечение за одно правонарушение возможно в отношении юридического лица и физического лица, которое будет отвечать, как должностное лицо. Привлечение одного правонарушителя не исключает ответственности другого правонарушителя.

Оглавление

Консультации и комментарии юристов по закондательной системе РФ

Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Федеральный закон об административных правонарушениях

Интернет-портал актуальных документов законодательства РФ. Документы доступны для скачивания бесплатно и без регистрации

  • Документы РФ
  • / Административный кодекс РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, сокращенно (КоАП РФ) регламентирует общественные отношения, касающиеся привлечения лиц к административной ответственности.

КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ, редакция от 17.04.2017, с последними изменениями и дополнениями вступающими в силу с 18.05.2017.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Принят
Государственной Думой
20 декабря 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2001 года

В редакции следующих документов

(в ред. Федеральных законов от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ,
от 30.10.2002 N 130-ФЗ, от 31.10.2002 N 133-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 04.07.2003 N 103-ФЗ,
от 11.11.2003 N 138-ФЗ, от 11.11.2003 N 144-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,
от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 09.05.2004 N 37-ФЗ,
от 26.07.2004 N 77-ФЗ, от 28.07.2004 N 93-ФЗ, от 20.08.2004 N 114-ФЗ,
от 20.08.2004 N 118-ФЗ, от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ,
от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ, от 30.12.2004 N 214-ФЗ,
от 30.12.2004 N 219-ФЗ (ред. 21.03.2005), от 07.03.2005 N 14-ФЗ,
от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.03.2005 N 19-ФЗ, от 21.03.2005 N 21-ФЗ,
от 22.04.2005 N 38-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.06.2005 N 66-ФЗ,
от 02.07.2005 N 80-ФЗ, от 02.07.2005 N 82-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ,
от 21.07.2005 N 113-ФЗ, от 22.07.2005 N 120-ФЗ, от 27.09.2005 N 124-ФЗ,
от 05.12.2005 N 156-ФЗ, от 19.12.2005 N 161-ФЗ, от 26.12.2005 N 183-ФЗ,
от 27.12.2005 N 193-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 05.01.2006 N 7-ФЗ,
от 05.01.2006 N 10-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 03.03.2006 N 30-ФЗ,
от 16.03.2006 N 41-ФЗ, от 15.04.2006 N 47-ФЗ, от 29.04.2006 N 57-ФЗ,
от 08.05.2006 N 65-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 03.06.2006 N 78-ФЗ,
от 03.07.2006 N 97-ФЗ, от 18.07.2006 N 111-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ,
от 26.07.2006 N 133-ФЗ, от 26.07.2006 N 134-ФЗ, от 27.07.2006 N 139-ФЗ,
от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 03.11.2006 N 181-ФЗ,
от 03.11.2006 N 182-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ,
от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ,
от 29.12.2006 N 262-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 30.12.2006 N 270-ФЗ,
от 09.02.2007 N 19-ФЗ, от 29.03.2007 N 39-ФЗ, от 09.04.2007 N 44-ФЗ,
от 09.04.2007 N 45-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 07.05.2007 N 66-ФЗ,
от 10.05.2007 N 70-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 19.07.2007 N 141-ФЗ,
от 24.07.2007 N 204-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ,
от 24.07.2007 N 212-ФЗ (ред. 27.12.2009), от 24.07.2007 N 218-ФЗ,
от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ,
от 27.11.2007 N 273-ФЗ, от 01.12.2007 N 304-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ,
от 03.03.2008 N 21-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ,
от 16.05.2008 N 74-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 22.07.2008 N 126-ФЗ,
от 22.07.2008 N 145-ФЗ, от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 08.11.2008 N 197-ФЗ,
от 03.12.2008 N 240-ФЗ, от 03.12.2008 N 247-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ,
от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ,
от 26.12.2008 N 293-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 09.02.2009 N 3-ФЗ,
от 09.02.2009 N 9-ФЗ, от 07.05.2009 N 86-ФЗ, от 03.06.2009 N 104-ФЗ,
от 03.06.2009 N 112-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009),
от 28.06.2009 N 122-ФЗ, от 28.06.2009 N 124-ФЗ, от 29.06.2009 N 133-ФЗ,
от 29.06.2009 N 134-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 17.07.2009 N 162-ФЗ,
от 19.07.2009 N 198-ФЗ, от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 24.07.2009 N 209-ФЗ,
от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 09.11.2009 N 247-ФЗ, от 09.11.2009 N 249-ФЗ,
от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 25.11.2009 N 274-ФЗ, от 28.11.2009 N 305-ФЗ,
от 21.12.2009 N 330-ФЗ, от 21.12.2009 N 336-ФЗ, от 28.12.2009 N 380-ФЗ,
от 09.03.2010 N 20-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 05.04.2010 N 47-ФЗ,
от 05.04.2010 N 55-ФЗ, от 30.04.2010 N 69-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ,
от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 19.05.2010 N 88-ФЗ,
от 19.05.2010 N 92-ФЗ, от 31.05.2010 N 108-ФЗ, от 17.06.2010 N 119-ФЗ,
от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 05.07.2010 N 153-ФЗ, от 01.07.2010 N 145-ФЗ,
от 23.07.2010 N 169-ФЗ, от 23.07.2010 N 171-ФЗ, от 23.07.2010 N 174-ФЗ,
от 23.07.2010 N 175-ФЗ, от 23.07.2010 N 176-ФЗ, от 26.07.2010 N 186-ФЗ,
от 26.07.2010 N 189-ФЗ, от 27.07.2010 N 195-ФЗ, от 27.07.2010 N 222-ФЗ,
от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 27.07.2010 N 224-ФЗ, от 27.07.2010 N 226-ФЗ,
от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 27.07.2010 N 238-ФЗ,
от 27.07.2010 N 239-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ, от 04.10.2010 N 263-ФЗ,
от 04.10.2010 N 264-ФЗ, от 08.11.2010 N 293-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ,
от 08.12.2010 N 347-ФЗ, от 23.12.2010 N 369-ФЗ, от 23.12.2010 N 380-ФЗ,
от 23.12.2010 N 381-ФЗ, от 28.12.2010 N 398-ФЗ, от 28.12.2010 N 411-ФЗ,
от 28.12.2010 N 417-ФЗ, от 28.12.2010 N 421-ФЗ, от 29.12.2010 N 435-ФЗ,
от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ,
от 06.04.2011 N 66-ФЗ, от 06.04.2011 N 68-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ,
от 21.04.2011 N 71-ФЗ, от 04.05.2011 N 97-ФЗ, от 04.05.2011 N 98-ФЗ,
от 03.06.2011 N 120-ФЗ, от 04.06.2011 N 127-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ,
от 01.07.2011 N 170-ФЗ, от 11.07.2011 N 193-ФЗ, от 11.07.2011 N 198-ФЗ,
от 11.07.2011 N 199-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 11.07.2011 N 207-ФЗ,
от 18.07.2011 N 225-ФЗ, от 18.07.2011 N 226-ФЗ, от 18.07.2011 N 236-ФЗ,
от 18.07.2011 N 237-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ,
от 20.07.2011 N 250-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 21.07.2011 N 253-ФЗ,
от 21.07.2011 N 257-ФЗ, от 06.11.2011 N 295-ФЗ, от 06.11.2011 N 296-ФЗ,
от 07.11.2011 N 304-ФЗ, от 08.11.2011 N 308-ФЗ, от 16.11.2011 N 311-ФЗ,
от 16.11.2011 N 312-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ,
от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 30.11.2011 N 347-ФЗ, от 30.11.2011 N 364-ФЗ,
от 03.12.2011 N 378-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 06.12.2011 N 400-ФЗ,
от 06.12.2011 N 403-ФЗ, от 06.12.2011 N 404-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ,
от 06.12.2011 N 410-ФЗ, от 06.12.2011 N 413-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ,
от 08.12.2011 N 424-ФЗ, от 31.01.2012 N 2-ФЗ, от 01.03.2012 N 18-ФЗ,
от 02.04.2012 N 30-ФЗ, от 02.04.2012 N 31-ФЗ, от 23.04.2012 N 34-ФЗ,
от 23.04.2012 N 36-ФЗ, от 03.05.2012 N 44-ФЗ, от 03.05.2012 N 47-ФЗ,
от 05.06.2012 N 51-ФЗ, от 05.06.2012 N 52-ФЗ, от 08.06.2012 N 65-ФЗ,
от 14.06.2012 N 78-ФЗ, от 10.07.2012 N 116-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ,
от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 28.07.2012 N 140-ФЗ, от 28.07.2012 N 141-ФЗ,
от 02.10.2012 N 158-ФЗ, от 12.11.2012 N 191-ФЗ, от 12.11.2012 N 192-ФЗ,
от 12.11.2012 N 193-ФЗ, от 12.11.2012 N 194-ФЗ, от 29.11.2012 N 207-ФЗ,
от 01.12.2012 N 212-ФЗ, от 03.12.2012 N 244-ФЗ, от 25.12.2012 N 252-ФЗ,
от 25.12.2012 N 255-ФЗ, от 29.12.2012 N 277-ФЗ, от 30.12.2012 N 314-ФЗ,
от 30.12.2012 N 315-ФЗ, от 30.12.2012 N 316-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ,
от 23.02.2013 N 11-ФЗ, от 23.02.2013 N 12-ФЗ, от 23.02.2013 N 13-ФЗ,
от 23.02.2013 N 14-ФЗ, от 05.04.2013 N 33-ФЗ, от 05.04.2013 N 34-ФЗ,
от 05.04.2013 N 43-ФЗ, от 05.04.2013 N 49-ФЗ, от 05.04.2013 N 50-ФЗ,
от 05.04.2013 N 58-ФЗ, от 22.04.2013 N 62-ФЗ, от 07.05.2013 N 80-ФЗ,
от 07.05.2013 N 91-ФЗ, от 07.05.2013 N 92-ФЗ,
от 07.05.2013 N 96-ФЗ (ред. 02.07.2013), от 07.05.2013 N 98-ФЗ,
от 07.06.2013 N 113-ФЗ (ред. 23.07.2013), от 07.06.2013 N 117-ФЗ,
от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 29.06.2013 N 135-ФЗ, от 29.06.2013 N 136-ФЗ,
от 02.07.2013 N 150-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 02.07.2013 N 166-ФЗ,
от 02.07.2013 N 173-ФЗ, от 02.07.2013 N 177-ФЗ, от 02.07.2013 N 178-ФЗ,
от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 02.07.2013 N 186-ФЗ, от 23.07.2013 N 192-ФЗ,
от 23.07.2013 N 193-ФЗ, от 23.07.2013 N 194-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ,
от 23.07.2013 N 195-ФЗ, от 23.07.2013 N 197-ФЗ,
от 23.07.2013 N 198-ФЗ (ред. 28.12.2013), от 23.07.2013 N 199-ФЗ,
от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 23.07.2013 N 201-ФЗ, от 23.07.2013 N 202-ФЗ,
от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ, от 23.07.2013 N 211-ФЗ,
от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ,
от 23.07.2013 N 249-ФЗ, от 23.07.2013 N 252-ФЗ, от 30.09.2013 N 262-ФЗ,
от 21.10.2013 N 273-ФЗ, от 21.10.2013 N 274-ФЗ, от 21.10.2013 N 275-ФЗ,
от 21.10.2013 N 276-ФЗ, от 21.10.2013 N 282-ФЗ, от 02.11.2013 N 285-ФЗ,
от 02.11.2013 N 294-ФЗ, от 02.11.2013 N 304-ФЗ, от 02.11.2013 N 305-ФЗ,
от 25.11.2013 N 310-ФЗ, от 25.11.2013 N 311-ФЗ, от 25.11.2013 N 313-ФЗ,
от 25.11.2013 N 315-ФЗ, от 25.11.2013 N 316-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ,
от 02.12.2013 N 326-ФЗ, от 02.12.2013 N 340-ФЗ, от 02.12.2013 N 341-ФЗ,
от 02.12.2013 N 342-ФЗ, от 02.12.2013 N 343-ФЗ, от 02.12.2013 N 344-ФЗ,
от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 21.12.2013 N 365-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ,
от 21.12.2013 N 376-ФЗ, от 28.12.2013 N 383-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ,
от 28.12.2013 N 415-ФЗ, от 28.12.2013 N 416-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ,
от 28.12.2013 N 429-ФЗ, от 28.12.2013 N 430-ФЗ, от 28.12.2013 N 434-ФЗ,
от 28.12.2013 N 437-ФЗ, от 28.12.2013 N 445-ФЗ, от 03.02.2014 N 6-ФЗ,
от 03.02.2014 N 7-ФЗ, от 03.02.2014 N 8-ФЗ, от 03.02.2014 N 15-ФЗ,
от 12.03.2014 N 27-ФЗ, от 12.03.2014 N 31-ФЗ, от 12.03.2014 N 32-ФЗ,
от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 02.04.2014 N 61-ФЗ, от 02.04.2014 N 69-ФЗ,
от 02.04.2014 N 70-ФЗ, от 20.04.2014 N 77-ФЗ,
от 05.05.2014 N 97-ФЗ (ред. 21.07.2014), от 05.05.2014 N 101-ФЗ,
от 05.05.2014 N 105-ФЗ, от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 05.05.2014 N 119-ФЗ,
от 05.05.2014 N 120-ФЗ, от 05.05.2014 N 121-ФЗ, от 05.05.2014 N 122-ФЗ,
от 05.05.2014 N 125-ФЗ, от 05.05.2014 N 128-ФЗ, от 05.05.2014 N 130-ФЗ,
от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 04.06.2014 N 143-ФЗ, от 23.06.2014 N 160-ФЗ,
от 23.06.2014 N 162-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 28.06.2014 N 173-ФЗ,
от 28.06.2014 N 189-ФЗ, от 21.07.2014 N 210-ФЗ, от 21.07.2014 N 213-ФЗ,
от 21.07.2014 N 217-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 21.07.2014 N 223-ФЗ,
от 21.07.2014 N 227-ФЗ, от 21.07.2014 N 232-ФЗ, от 21.07.2014 N 243-ФЗ,
от 21.07.2014 N 247-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ (ред. 24.11.2014),
от 21.07.2014 N 258-ФЗ, от 21.07.2014 N 263-ФЗ, от 21.07.2014 N 277-ФЗ,
от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ, от 22.10.2014 N 317-ФЗ,
от 04.11.2014 N 332-ФЗ, от 24.11.2014 N 355-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ,
от 24.11.2014 N 361-ФЗ, от 24.11.2014 N 362-ФЗ, от 24.11.2014 N 370-ФЗ,
от 24.11.2014 N 372-ФЗ, от 24.11.2014 N 373-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ,
от 22.12.2014 N 430-ФЗ, от 22.12.2014 N 434-ФЗ, от 22.12.2014 N 436-ФЗ,
от 22.12.2014 N 437-ФЗ, от 22.12.2014 N 438-ФЗ, от 22.12.2014 N 439-ФЗ,
от 22.12.2014 N 446-ФЗ, от 29.12.2014 N 482-ФЗ, от 29.12.2014 N 484-ФЗ,
от 31.12.2014 N 494-ФЗ, от 31.12.2014 N 514-ФЗ, от 31.12.2014 N 515-ФЗ,
от 31.12.2014 N 521-ФЗ, от 31.12.2014 N 528-ФЗ, от 31.12.2014 N 530-ФЗ,
от 31.12.2014 N 531-ФЗ, от 31.12.2014 N 532-ФЗ, от 03.02.2015 N 7-ФЗ,
от 12.02.2015 N 17-ФЗ, от 08.03.2015 N 35-ФЗ, от 08.03.2015 N 41-ФЗ,
от 08.03.2015 N 46-ФЗ, от 08.03.2015 N 57-ФЗ, от 30.03.2015 N 60-ФЗ,
от 30.03.2015 N 61-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ, от 06.04.2015 N 71-ФЗ,
от 06.04.2015 N 81-ФЗ, от 02.05.2015 N 111-ФЗ, от 02.05.2015 N 116-ФЗ,
от 02.05.2015 N 117-ФЗ, от 02.05.2015 N 120-ФЗ, от 23.05.2015 N 129-ФЗ,
от 08.06.2015 N 140-ФЗ, от 08.06.2015 N 143-ФЗ, от 29.06.2015 N 154-ФЗ,
от 29.06.2015 N 159-ФЗ, от 29.06.2015 N 175-ФЗ, от 29.06.2015 N 181-ФЗ,
от 29.06.2015 N 192-ФЗ, от 29.06.2015 N 199-ФЗ, от 29.06.2015 N 204-ФЗ,
от 13.07.2015 N 220-ФЗ, от 13.07.2015 N 228-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ,
от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 13.07.2015 N 236-ФЗ, от 13.07.2015 N 248-ФЗ,
от 13.07.2015 N 250-ФЗ (ред. 05.10.2015), от 13.07.2015 N 265-ФЗ,
от 05.10.2015 N 275-ФЗ, от 05.10.2015 N 283-ФЗ, от 05.10.2015 N 288-ФЗ,
от 27.10.2015 N 291-ФЗ, от 03.11.2015 N 304-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ,
от 28.11.2015 N 340-ФЗ, от 28.11.2015 N 344-ФЗ, от 28.11.2015 N 345-ФЗ,
от 28.11.2015 N 350-ФЗ, от 14.12.2015 N 378-ФЗ, от 14.12.2015 N 379-ФЗ,
от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 30.12.2015 N 439-ФЗ,
от 30.12.2015 N 442-ФЗ, от 30.12.2015 N 443-ФЗ, от 30.12.2015 N 456-ФЗ,
от 30.12.2015 N 459-ФЗ, от 30.12.2015 N 464-ФЗ, от 15.02.2016 N 30-ФЗ,
от 02.03.2016 N 49-ФЗ, от 09.03.2016 N 54-ФЗ, от 09.03.2016 N 63-ФЗ,
от 09.03.2016 N 64-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 30.03.2016 N 77-ФЗ,
от 30.03.2016 N 81-ФЗ, от 05.04.2016 N 89-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ,
от 26.04.2016 N 114-ФЗ, от 01.05.2016 N 133-ФЗ, от 01.05.2016 N 135-ФЗ,
от 01.05.2016 N 138-ФЗ, от 01.05.2016 N 139-ФЗ, от 02.06.2016 N 160-ФЗ,
от 02.06.2016 N 161-ФЗ, от 23.06.2016 N 195-ФЗ, от 23.06.2016 N 200-ФЗ,
от 23.06.2016 N 202-ФЗ, от 23.06.2016 N 205-ФЗ, от 23.06.2016 N 207-ФЗ,
от 23.06.2016 N 208-ФЗ, от 23.06.2016 N 212-ФЗ, от 23.06.2016 N 213-ФЗ,
от 23.06.2016 N 215-ФЗ, от 23.06.2016 N 218-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ,
от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 231-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ,
от 03.07.2016 N 261-ФЗ, от 03.07.2016 N 264-ФЗ, от 03.07.2016 N 272-ФЗ,
от 03.07.2016 N 273-ФЗ, от 03.07.2016 N 284-ФЗ, от 03.07.2016 N 290-ФЗ,
от 03.07.2016 N 293-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 03.07.2016 N 316-ФЗ,
от 03.07.2016 N 317-ФЗ, от 03.07.2016 N 318-ФЗ, от 03.07.2016 N 319-ФЗ,
от 03.07.2016 N 326-ФЗ, от 03.07.2016 N 353-ФЗ, от 03.07.2016 N 354-ФЗ,
от 03.07.2016 N 358-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ,
от 22.11.2016 N 393-ФЗ, от 05.12.2016 N 412-ФЗ, от 19.12.2016 N 440-ФЗ,
от 19.12.2016 N 459-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 28.12.2016 N 490-ФЗ,
от 28.12.2016 N 506-ФЗ, от 28.12.2016 N 510-ФЗ, от 07.02.2017 N 11-ФЗ,
от 07.02.2017 N 13-ФЗ, от 22.02.2017 N 18-ФЗ, от 07.03.2017 N 26-ФЗ,
от 03.04.2017 N 65-ФЗ, от 17.04.2017 N 68-ФЗ, от 17.04.2017 N 74-ФЗ,
от 17.04.2017 N 75-ФЗ, от 17.04.2017 N 78-ФЗ, от 01.05.2017 N 87-ФЗ,
от 28.05.2017 N 100-ФЗ, от 01.06.2017 N 104-ФЗ, от 07.06.2017 N 118-ФЗ,
от 01.07.2017 N 146-ФЗ, от 01.07.2017 N 150-ФЗ, от 18.07.2017 N 175-ФЗ,
от 26.07.2017 N 189-ФЗ, от 26.07.2017 N 206-ФЗ, от 26.07.2017 N 209-ФЗ,
от 29.07.2017 N 223-ФЗ, от 29.07.2017 N 263-ФЗ, от 29.07.2017 N 265-ФЗ,
от 29.07.2017 N 266-ФЗ, от 29.07.2017 N 267-ФЗ, от 29.07.2017 N 278-ФЗ,
от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 30.10.2017 N 301-ФЗ, от 30.10.2017 N 309-ФЗ,
от 30.10.2017 N 310-ФЗ, от 27.11.2017 N 336-ФЗ, от 05.12.2017 N 377-ФЗ,
от 05.12.2017 N 385-ФЗ, от 05.12.2017 N 391-ФЗ, от 20.12.2017 N 396-ФЗ,
от 20.12.2017 N 402-ФЗ, от 20.12.2017 N 414-ФЗ, от 28.12.2017 N 437-ФЗ,
от 29.12.2017 N 452-ФЗ, от 29.12.2017 N 456-ФЗ, от 29.12.2017 N 464-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ
от 13.07.2010 N 15-П, от 25.04.2011 N 6-П, от 17.01.2013 N 1-П,
Федеральным законом от 28.12.2013 N 388-ФЗ,
Постановлениями Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П,
от 08.04.2014 N 10-П, от 14.07.2015 N 20-П, от 17.02.2016 N 5-П,
от 17.11.2016 N 25-П, от 23.05.2017 N 14-П, от 04.12.2017 N 35-П)

Это интересно:  Написать письмо мэру москвы собянину

Статья написана по материалам сайтов: pravovedus.ru, www.arbitr.ru, studopedia.su, okoaprf.ru, dokumenty24.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector