+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Как обжаловать приостановление дела

Постановление о прекращении уголовного дела может быть обжаловано потерпевшим, лицом, в отношении которого прекращено дело, другими заинтересованными лицами прокурору или в суд. При этом в соответствии с ч.

УПК не устанавливает сроков, в течение которых возможно принесение жалобы на постановление о прекращении уголовного дела, из чего следует, что такое обжалование может иметь место в любой момент после прекращения уголовного дела. Вместе с тем в ст. 124 и 125 УПК оговаривается, что поданная жалоба должна быть рассмотрена прокурором в течение 3 суток со дня ее получения (при необходимости истребования дополнительных материалов — в течение 10 суток), а судом — в течение 5 суток.

Глава XVIII. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования

Постановление о прекращении уголовного дела может быть признано незаконным или необоснованным в случаях: односторонности или неполноты проведенного предварительного расследования; несоответствия выводов, к которым пришел следователь, материалам дела; нарушения уголовно-процессуального закона; неправильного применения норм Общей или Особенной частей УК РФ; обнаружения новых либо вновь открывшихся обстоятельств, перечисленных в ст. 413 УПК.

Отмена постановления о прекращении уголовного дела производится в случаях, когда либо отсутствуют какие-либо основания к прекращению уголовного дела, либо принятие решения о прекращении дела сопряжено с существенным нарушением прав участников процесса, устранение которого невозможно без проведения дополнительного расследования.

Изменение постановления может иметь место когда, по мнению прокурора, дело подлежит прекращению по иному основанию, чем то, которое было указано следователем, или же когда при одном и том же основании прекращения дела нуждаются в изменении его мотивы (например, наличие у обвиняемого алиби, а не истолкование неустранимых сомнений в пользу обвиняемого).

Принять решение об отмене или изменении постановления о прекращении уголовного дела управомочен только прокурор. Судья же, хотя он также вправе проверять законность и обоснованность прекращения дела, такого рода решения принимать не может, так как это противоречило бы возлагаемой на него в уголовном судопроизводстве функции. Поэтому он может только указать на незаконность или необоснованность постановления и обязать прокурора устранить допущенные при прекращении дела нарушения (п. 5 ст. 125 УПК).

Если уголовное дело было прекращено в отношении нескольких лиц, обвиняемых в совершении одного преступления, или в отношении одного лица, обвиняемого в совершении нескольких преступлений, а основания к возобновлению касаются лишь некоторых из этих лиц или обвинений, постановление о прекращении дела отменяется, а производство по делу возобновляется только в этой части.

Отмена постановления о прекращении уголовного дела не влечет автоматического восстановления всех тех правоотношений, которые были прекращены или изменены в результате прекращения дела. С такой отменой напрямую связано только возобновление производства по делу, восстановление юридической силы постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а также всех ранее собранных по делу доказательств. В то же время сама по себе отмена постановления о прекращении уголовного дела не может приводить автоматически к восстановлению действия отмененной Меры пресечения, повторному отстранению обвиняемого от должности,

Раздел II Досудебное производство

возобновлению ареста на имущество и других мер процессуального принуждения; для того чтобы эти меры могли быть применены, следователем, прокурором или судом по ходатайству прокурора или следователя, принявшего дело к своему производство, об этом должно быть вынесено специальное решение.

Производство по прекращенному уголовному делу может быть возобновлено в течение срока давности уголовного преследования также при наличии обозначенных в ч. 3 и 4 ст. 413 УПК вновь открывшихся и новых обстоятельств.

Пересмотр постановления о прекращении уголовного дела, в том числе сопряженный с возобновлением производства по делу, в целях реабилитации обвиняемого или иного изменения оснований прекращения дела в сторону, благоприятную для лица, в отношении которого дело было прекращено (например, не в связи с применением амнистии, а за непричастностью лица к совершению преступления; не за отсутствием в деянии состава преступления, а за отсутствием события преступления) допускается без ограничения какими-либо временными рамками (в том числе сроками давности уголовного преследования) и иными условиями.

Отменяя постановление о прекращении уголовного дела и возобновляя производство по нему, прокурор должен указать в своем постановлении, кому поручается дальнейшее расследование, в течение какого срока оно должно быть завершено, какие действия должны быть совершены для устранения допущенных при прекращении дела нарушений. Об отмене или изменении постановления о прекращении уголовного дела должны быть извещены потерпевший, его представитель, лицо, в отношении которого дело прекращено, его защитник, а также иные лица, заинтересованные в исходе дела — по правилам ст. 211 УПК.

Приостановление, продление и восстановление процессуальных сроков

Приостановление процессуальных сроков связано с приостановлением производства по делу. Поэтому приостановление процессуальных

сроков — это остановка всех процессуальных действий по делу, вызванная наступлением указанных в законе обстоятельств, препятствующих дальнейшему рассмотрению и разрешению дела.

Приостановление производства по делу регламентировано гл. 17 ГПК.

В постановлении Пленума ВС РФ от 27.12.2007 № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» подчеркнуто, что в случае приостановления производства по гражданскому делу по обстоятельствам, предусмотренным ст. 215—216 ГПК, суду необходимо осуществлять контроль за прекращением таких обстоятельств в целях исключения фактов неоправданного увеличения времени нахождения дела в производстве суда.

Статья 215 называет случаи обязательного приостановления производства по делу, а ст. 216 — факультативные случаи, когда право на приостановление производства предоставлено суду.

В соответствии со ст. 215 ГПК суд обязан приостановить производство по делу в случае:

— смерти гражданина, если спорное правоотношение допускает правопреемство, или реорганизации юридического лица, которые являются сторонами в деле или третьими лицами с самостоятельными требованиями;

— признания стороны недееспособной или отсутствия законного представителя у лица, признанного недееспособным;

— участия ответчика в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов или просьбы истца, участвующего в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов;

— невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве;

— обращения суда в КС РФ с запросом о соответствии закона, подлежащего применению, Конституции РФ;

— поступления по делу, связанному со спором о ребенке, копии определения суда о принятии к производству поданного на основании международного договора РФ заявления о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа, если ребенок не достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка.

В силу ст. 216 ГПК суд может по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе приостановить производство по делу в случае:

— нахождения стороны в лечебном учреждении;

— розыска ответчика и (или) ребенка;

— назначения судом экспертизы;

— органом опеки и попечительства обследования условий жизни усыновителей по делу об усыновлении (удочерении) и другим делам, затрагивающим права и законные интересы детей;

— направления судом судебного поручения в соответствии со ст. 62 ГПК;

— реорганизации юридического лица, являющегося стороной в деле или третьим лицом с самостоятельными требованиями.

В связи с этим можно сделать вывод, что основания для приостановления производства по делу (а значит, и процессуальных сроков) можно классифицировать на обязательные, когда это не зависит от усмотрения суда (ст. 215 ГПК), и факультативные, когда это происходит по усмотрению суда (ст. 216 ГПК).

Течение процессуальных сроков приостанавливается с момента возникновения обстоятельств, с которыми связано приостановление производства по делу. Эти обстоятельства должны быть указаны в определении суда о приостановлении производства по делу, которое может быть обжаловано (ст. 218 ГПК).

Статья 217 ГПК связывает сроки приостановления производства по делу с обстоятельствами, наступление которых обязывает суд возобновить производство; судья должен периодически проверять, не наступили ли эти обстоятельства. Суду следует также разъяснять лицам, участвующим в деле, их обязанность информировать суд об устранении обстоятельств, вызвавших приостановление производства по делу.

Время, истекшее с момента приостановления производства но делу до его возобновления, не включается в срок рассмотрения дела (и. 19 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2008 № 13 «О применении норм

Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции»).

Исходя из этого можно сказать, что:

1) могут быть приостановлены только неистекшие сроки;

2) сроки могут приостанавливаться на любой стадии процесса;

3) о приостановлении производства (сроков) суд должен вынести определение, которое можно обжаловать;

4) время, в течение которого производство по делу было приостановлено, не включается в процессуальный срок;

5) после прекращения оснований для приостановления производства по делу процессуальный срок продолжает исчисляться дальше.

От приостановления отличается перерыв процессуальных сроков. После перерыва процессуальный срок начинает исчисляться вновь с самого начала, а истекшее до перерыва время не засчитывается в новый срок. В гражданском процессуальном законодательстве предусмотрен один случай, когда возможен перерыв процессуальных сроков, а именно: срок предъявления исполнительного документа прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, а также частичным исполнением должником судебного постановления (ч. 1 ст. 432 ГПК).

Статья 219 ГПК предусматривает, что производство по делу возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, па основании заявления лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. В тех случаях, когда производство по делу было возобновлено по инициативе (заявлению) одной из сторон участников процесса, суд обязывает доплачивать государственную пошлину, если на момент подачи заявления о возобновлении рассмотрения дела по существу уже действовали новые положения ст. 333.19 НК.

Приостановление же производства по делу представляет собой запрет на неопределенный срок совершения по данному делу каких-либо процессуальных действий, за исключением обеспечения иска и доказательств. Срок приостановления не засчитывается в срок рассмотрения и разрешения гражданского дела — прерывает его, а для возобновления производства после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, необходимо заявление лиц, участвующих в деле, или инициатива суда. При приостановлении никогда нельзя определить заранее, когда производство по делу будет возобновлено; закон определяет лишь отдельные факты, с которыми это возобновление связано. Так, при приостановлении производства из-за смерти гражданина возобновление производства возможно после определения правопреемника лица, участвующего в деле.

Это интересно:  Архивы Земля - Страница 9 из 35 - О недвижке.ру

Процессуальные сроки, назначенные судом, подлежат продлению (ст. 111 ГПК). В связи с этим, если будет заявлено ходатайство о восстановлении процессуальных сроков, установленных судом, то оно не подлежит удовлетворению [1] .

С просьбой о продлении сроков обращаются лица, для которых был установлен срок совершения определенных процессуальных действий. В законе прямо не устанавливается порядок продления. Продление процессуальных сроков может осуществляться судом без проведения судебного заседания. При решении вопроса о продлении процессуального срока учитывается наличие уважительных причин его пропуска. Эти причины должны быть изложены в заявлениях лиц, участвующих в деле, в которых излагается просьба продлить пропущенные сроки.

Срок может продлеваться как до его пропуска, так и после. То есть если установленный судом срок для предоставления каких-либо доказательств еще не истек, но времени, которое осталось, недостаточно для выполнения распоряжения суда, то, не дожидаясь окончания срока, можно обращаться с ходатайством о его продлении.

Следует отличать продление процессуальных сроков (ст. 111 ГПК) от их восстановления (ст. 112 ГПК). Процессуальные сроки, которые устанавливаются федеральным законом, продлению не подлежат. При пропуске процессуальных сроков, установленных законом, лицам, участвующим в деле, разъясняется их право обратиться в суд с заявлением о восстановлении этого срока.

Пропуск процессуального срока имеет место в случае бездействия уполномоченного или обязанного субъекта в момент наступления (для процессуальных сроков, определяемых точной календарной датой или указанием на событие, которое обязательно должно наступить) или окончания (истечения) для процессуальных сроков, определяемых периодом времени этого срока по уважительным причинам или причинам, не могущим быть признанными уважительными. По общему правилу (ст. 109 ГПК) пропуск процессуального срока, установленный законом или назначенный судом, погашает право на совершение соответствующего процессуального действия. Поданные по истечении процессуальных сроков жалобы и документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенных процессуальных сроков, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы.

Пропуск процессуального срока представляет собой юридический факт — относительное событие.

Особенностью гражданского процесса в части восстановления процессуального срока является то, что разрешение этого вопроса отнесено к исключительной компетенции суда первой инстанции.

Часть 2 ст. 112 ГПК предусматривает рассмотрение вопроса о восстановлении срока в судебном заседании, о проведении которого извещаются лица, участвующие в деле, что позволяет им принять непосредственное участие в рассмотрении ходатайства и представить возражения по существу рассматриваемого вопроса.

ГПК обязывает лицо, подающее заявление о восстановлении срока, одновременно с подачей этого заявления совершить процессуальные действия, которые лицо желает совершить при восстановлении пропущенного срока (подача жалобы, заявления, представление документов).

В соответствии с ч. 4 ст. 112 ГПК заявление лиц, названных в ч. 1 ст. 376, о восстановлении пропущенного процессуального срока, установленного

ч. 2 ст. 376, ч. 2 ст. 391.2 и ч. 2 ст. 391.1 ГПК, подается в суд, рассмотревший дело по первой инстанции. Указанный срок может быть восстановлен по заявлению как физического лица, так и организации только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи надзорной жалобы в установленный срок. В отношении физических лиц к таким обстоятельствам могут относиться тяжелая болезнь, беспомощное состояние и иные, относящиеся к личности заявителя обстоятельства. В отношении организации такими обстоятельствами (с учетом наличия у нее объективно больших по сравнению с физическим лицом возможностей для соблюдения срока на обжалование) могут быть признаны любые обстоятельства, не зависящие от воли ее руководителей и (или) сотрудников, исключающие возможность своевременной подачи надзорной жалобы [2] .

На определение суда о восстановлении или отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока может быть в дальнейшем подана частная жалоба (ч. 5 ст. 1112 ГПК).

Таким образом, можно указать следующие отличия восстановления сроков от продления:

1) восстанавливаться могут только сроки, предусмотренные законом, а продлеваться — сроки, установленные судом;

2) ходатайство о восстановлении срока подается после пропуска срока, а о продлении — как после пропуска, так и до того момента, когда срок истек;

3) ходатайство о восстановлении срока рассматривается в судебном заседании, а о продлении — вне судебного заседания;

4) о восстановлении срока или отказе в этом выносится определение, которое можно обжаловать, а процессуальное оформление продления срока законом (ст. 111 ГПК) не определено. Поэтому судья вправе как вынести определение, которое не обжалуется, так и сделать резолюцию на ходатайстве;

5) срок восстанавливается в том объеме, который предусмотрен в законе, так как суд не вправе изменять законные сроки, а продлевается срок в разумных пределах, т.е. по усмотрению суда исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для продления (ч. 1 ст. 107 ГПК).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Сформулируйте понятие процессуальных сроков.

2. В чем состоит назначение процессуальных сроков?

3. Какие виды процессуальных сроков рассматриваются в теории гражданского процесса? Раскройте классификацию сроков.

4. В чем исчисляются процессуальные сроки?

5. Как определяются процессуальные сроки?

6. Раскройте порядок исчисления процессуальных сроков.

7. Какие основания установлены для приостановления процессуальных сроков? Приведите эти основания.

8. Чем отличается приостановление процессуальных сроков от их прерывания?

9. Раскройте порядок продления процессуальных сроков.

10. Приведите порядок восстановления процессуальных сроков.

  • [1] См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 14.01.2004по делу № 45-Г03-28.
  • [2] См.: Постановление Пленума ВС РФ от 12.02.2008 №> 2 «О применении норм фаждан-ского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятиеми введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № ЗЗО-ФЗ “О внесенииизменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации”».

Как обжаловать постановление о прекращении уголовного дела

В соответствии со ст. 125 УПК РФ постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Суть затронутой в статье проблемы, по нашему мнению, касается положений ст. 15 УПК РФ (принцип состязательности), согласно которым суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Это положение в соответствии с п. 56 ст. 5 УПК РФ распространяется как на досудебные, так и на судебные стадии производства по уголовному делу, что довольно активно критикуется в доктрине, поскольку очевидно, что ни о какой состязательности на стадиях возбуждения уголовного дела и производства предварительного расследования речи идти не может.

При этом согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 1 судья не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела при проверке законности и обоснованности решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора. В частности, судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния. Кроме того, при принятии решения по существу заявленных требований суд не вправе обсуждать вопросы виновности лица, принесшего жалобу, либо давать правовую оценку действиям подозреваемого, а также собранным материалам относительно их полноты и содержания сведений, имеющих значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, поскольку эти вопросы подлежат разрешению в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела (п. 16 и 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 1).

Такая позиция Верховного Суда Российской Федерации основана на том, что разрешение всех вопросов, имеющих уголовно-правовой и уголов но-процессуальный смысл , осуществляется только при рассмотрении уголовного дела по существу судьей суда первой инстанции, но не при обжаловании тех или иных решений участниками уголовного судопроизводства на досудебных стадиях производства по делу. И даже удовлетворяя жалобу в порядке п. 1 ч. 5 ст. 125 УПК РФ, суд не вправе предопределять действия должностного лица, осуществляющего расследование, отменять либо обязывать его отменить решение, признанное им незаконным или необоснованным. Таким образом, анализируемые положения ст. 125 УПК РФ по существу заводят конкретного правоприменителя в некий «теоретический тупик». Они формализуют порядок рассмотрения поданных участниками уголовного судопроизводства жалоб, на что неоднократно обращалось внимание в научной литературе. Фактически судья при рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ проверяет лишь возможность конкретного должностного лица принять решение, т. е. соответствие формы принятого решения требованиям УПК РФ.

По существу вышеуказанные обстоятельства ограничивают суд и нивелируют роль судебного контроля на стадии предварительного следствия, поскольку, даже усматривая в действиях должностных лиц явные нарушения закона, суд лишен возможности восстановить конституционные права лица путем принятия решения по существу, будучи вынужденным обращать внимание только на формальные признаки соблюдения закона. В некоторой степени указанную проблему разрешает Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 26.01.2017 № 3 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», согласно п. 29 которого прокурор при получении информации о поступлении в суд жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ на постановление дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении производства, прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, незамедлительно истребует от дознавателя материалы, относящиеся к обжалуемому действию (бездействию) или решению, осуществляет их проверку и устраняет выявленные нарушения, в том числе посредством отмены необоснованных, незаконных постановлений дознавателя до рассмотрения жалобы в суде, о чем информирует суд.

По нашему мнению, в случае отсутствия у суда активной роли при разрешении уголовного дела (рассмотрении жалоб) нельзя говорить ни о возможности достижения истины по делу (объективность и всесторонность как ее составные элементы можно обнаружить в ч. 4 ст. 152, ч. 2 ст. 154, ст. 239.1 УПК РФ и др.), ни о возможности вынесения справедливого приговора, особенно в условиях, когда защитник de facto не может самостоятельно (лишь через ходатайство к одному из субъектов доказывания, обозначенных в ст. 74 УПК РФ) собирать доказательства в ходе производства по уголовному делу, а от суда требуется вынести мотивированное и обоснованное решение по уголовному делу. Несмотря на то обстоятельство, что разъяснение правоприменительной практики Верховным Судом Российской Федерации, а также приказы Генеральной Прокуратуры Российской Федерации позволяют в некоторой степени разрешать обозначенную проблему, тем не менее, недостаточная определенность ст. 125 УПК РФ с учетом закрепленной в ст. 15 УПК РФ фактически пассивной роли суда и сложившейся практики позволяют формально подходить к реализации требований ст. 46 и 52 Конституции Российской Федерации в сфере производства уголовных дел при обжаловании решений следственного органа о прекращении уголовного дела. И.Я. Фойницкий отмечал следующее. Вопервых, «…всякий суд властен стремиться к разъяснению себе дела в его настоящем виде». А во-вторых, «. при состязательности процесса уголовный суд остается самостоятельным органом закона, применяя последний по его точному значению и не стесняясь в этом отношении теми толкованиями, которые исходят от сторон. Потому же состязательность процесса не лишает суд права и обязанности давать ответ, соответствующий объективной, действительной или материальной истине, и отнюдь не требует, чтобы он довольствовался истиной формальной, как ее понимают и устанавливают стороны.

Это интересно:  Как написать жалобу на инспектора дпс

Суд уголовный может и даже обязан употребить все находящиеся в распоряжении его средства для полного разъяснения себе дела. Роль уголовного судьи в процессе далеко не пассивная. Задача уголовного суда есть открытие в каждом деле безусловной истины. В стремлении к этой цели суд не может принимать в уважение желание сторон – ни того, что сам подсудимый не хочет оправдывать свою невиновность, ни того, что сам обвинитель потворствует виновному». С этим соглашается Н.Н. Полянский, указывая, что «…активностью суда поддерживается чистая (то есть очищенная от стремления сторон перелгать друг друга) состязательность». Беспристрастность вовсе не означает пассивность и отстраненность. Конечно, суд сегодня не является простым «регистратором поединка», но едва ли, исходя из его нынешних прерогатив, можно сделать вывод об эффективности его возможностей в рамках рассмотренной проблемы. Тезис о возможности и необходимости закрепления за судом активной роли при производстве по уголовному делу подтверждается и тем обстоятельством, что одним из аспектов требования равного отношения со стороны суда «является то, что суд должен относиться к защите и к обвинению таким образом, чтобы гарантировать обеим сторонам равные возможности для подготовки и представления их дела во время судебного процесса».

Однако каким образом суд сможет гарантировать обеспечение равного представления интересов сторон при разбирательстве дела, если за ним не будут закреплены определенные полномочия? Представляется, что выходом здесь может быть введение института следственного судьи в отечественном уголовном процессе, поскольку даже судебная практика ориентирует сегодня судью на всесторонность, полноту и объективность исследования обстоятельств дела. Во Франции давно учреждён и действует институт следственного судьи. УПК Франции 1958 года сохранил присущую кодификации Наполеона 1808 года логику в вопросе построения уголовного процесса. Здесь сохраняется сугубо континентальная конструкция процесса, когда есть дознание, контролируемое прокуратурой, предварительное следствие и состязательное судебное разбирательство, но с активным судом. Французскому уголовному судопроизводству, равно как и английскому, также известен принцип целесообразности при инициировании уголовного преследования в том плане, что прокурор имеет дискреционные полномочия при решении вопроса о том, выдвигать или не выдвигать обвинение, иными словами – давать ход делу или нет. С другой стороны, следственный судья обязан равным образом исследовать как уличающие, так и оправдывающие лицо доказательства, а также предпринимать любые необходимые для достижения истины по делу шаги. Дискуссия вокруг необходимости введения института следственных судей развернулась в отечественной доктрине уголовного судопроизводства, что во многом связано с преобразованиями уголовно-процессуального законодательства в странах СНГ.

При этом окончательный подход учеными еще не разработан. С одной стороны, с введением института следственных судей изменится форма отгой – преобразование формы судопроизводства не всегда ведет к его качественным улучшениям. Введение института следственного судьи в отечественное уголовное судопроизводство, полномочного осуществлять функцию судебного контроля на досудебных этапах производства по делу, по нашему мнению, позволит преодолеть сложившийся на практике «теоретический тупик» при оценке порядка реализации положений ст. 125 УПК РФ.

Приостановление производства

Приостановление производства по делу обязательно для суда

В случае смерти гражданина, реорганизации юридического лица, если спорное правоотношение допускает правопреемство, производство по делу должно быть обязательно приостановлено. Правопреемство предусматривает возможность перехода прав и обязанностей от стороны по делу к его правопреемнику. Вывод о возможности правопреемства будет сделан судом на основании материального закона и исследования представленных доказательств. Доказательствами в таком случае будут свидетельство о смерти или решение суда о признании гражданина умершим; документы, подтверждающие наличие у умершего наследников. Правопреемство по таким материальным основаниям как уступка права требования или перевод долга приостановления по делу не влечет, поскольку возможно привлечь правопреемника и отложить судебное заседание на недолгий срок, необходимый для подготовки.

Признание стороны недееспособной или отсутствие законного представителя у лица, признанного недееспособным, является основанием для приостановления производства обязательно. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным происходит в порядке особого производства на основании решения суда, основанием для приостановления производства по делу будет являться решение суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Основанием для приостановления производства по делу будет обращение в суд с соответствующим заявлением заинтересованного лица. Решение суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным направляется в орган опеки и попечительства и является основанием для назначения опекуна или попечителя. В случае отсутствия законного представителя-гражданина в качестве представителя может быть привлечен орган опеки.

Участие ответчика в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов; или просьба истца, участвующего в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов — еще одно обязательное основание для приостановления производства по гражданскому делу судом. Если истец участвует в таких действиях, то для приостановления производства по делу необходимо подать ходатайство, в котором будет содержаться такая просьба. Для выполнения таких действий сторона должна обладать статусом военнослужащего, сотрудника компетентных органов, которые в силу возложенных на них задач вправе участвовать в таких действиях, на них должны распространять свое действие соответствующие законы. Для обычных граждан факт участия в военных действиях не является основанием для приостановления производства по делу. Доказательством будет являться документы, подтверждающие службу и командировочное удостоверение или приказ о направлении для участия в таком мероприятии.

Невозможности рассмотрения дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве. В этом случае обязательность приостановления возникает, если дела связаны между собой. Факты, рассматриваемые в ином гражданском, уголовном или административном производстве, должны иметь значение для гражданского процесса, который подлежит приостановлению. Кроме того, указанные факты будут иметь обязательную силу по вопросам об обстоятельствах, устанавливаемых судом по отношению к лицам, участвующим в этих делах. В качестве доказательства представляются судебное постановление по другому делу, подтверждающее, что такое дело разрешается судом. Если дело находится в производстве других органов, производство по гражданскому делу приостановлено быть не может.

Обращение суда в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии закона, подлежащего применению, Конституции Российской Федерации. При установлении необходимости проверки соответствия Конституции РФ закона, подлежащего применению, суд должен вынести об этом мотивированное определение. Это последнее условие для обязательного приостановления производства по делу судом.

Приостановление производства по делу на усмотрение суда

Нахождение стороны в лечебном учреждении. Пребывание в лечебном учреждении предполагает стационарное лечение стороны. Если заболевание лишает сторону возможности участвовать в судебном разбирательстве, но лечение проходит в амбулаторных условиях, при представлении соответствующих доказательств дело может быть отложено. Таким же образом должен быть разрешен вопрос, если выяснится, что срок нахождения участвующей стороны в лечебном учреждении (обследование, прохождение ежегодного лечебного курса и т.п.) не предположителен, а известен точно либо может составлять только короткий промежуток времени. Основанием для приостановления производства по делу должен являться документ медицинского характера, свидетельствующий о помещении гражданина в лечебное учреждение на неопределенный срок.

Розыск ответчика. Розыск ответчика возможен в случаях неизвестности его места пребывания по требованиям, предъявляемым в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также по требованиям о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного увечьем, или повреждением здоровья, или смертью кормильца. Розыск ответчика может быть объявлен судом в случае, если невозможно вынести решение с применением положений статьи 119 Гражданского процессуального кодекса, при поступлении сведений о неизвестности места пребывания ответчика с последнего известного места жительства и назначения адвоката.

Назначение судом экспертизы. Проведение судебной экспертизы связано с необходимостью получения специальных познаний для правильного рассмотрения и разрешения дела. Экспертиза назначается, как правило, по ходатайству сторон, с целью представления доказательств по возложенным юридически значимым обстоятельствам по делу. В этом случае суд может приостановить производство по делу, если экспертиза потребует значительного времени.

Назначение органом опеки обследования условий жизни по делам, затрагивающим интересы детей. Назначение органом опеки и попечительства обследования условий жизни усыновителей осуществляется в обязательном порядке по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, а также по другим делам, затрагивающим права и охраняемые законом интересы детей. В основном это дела, в которых, в силу действующего законодательства, является обязательным участие органа опеки и попечительства, и в которых определяется дальнейшая судьба детей. Как правило, такое приостановление связано с имеющимися сомнениями при подготовке заключения по делу органом опеки.

Направление судом судебного поручения. Судебное поручение необходимо, если доказательства находятся в другом районе и получение их судом, рассматривающим дело, затруднительно. Наиболее частым случаем направления судебного поручения является допрос свидетелей по месту их проживания, поскольку проезд свидетелей для участия в судебном заседании влечет серьезные финансовые затраты. Кроме того, судебным поручением можно затребовать документы, которые хранятся в медицинских учреждениях или органах внутренних дел; документы, которые возможно истребовать только в виде надлежаще заверенной копии. Необходимость в судебном поручении возникает при нахождении лица в местах лишения свободы.

Возобновление производства по делу

Производство по делу возобновляется, когда обстоятельства, вызвавшие его приостановление, устранены. О возобновлении производства по делу суд должен вынести определение. Определение о приостановлении производства по делу может быть обжаловано в апелляционном порядке, подачей частной жалобы. После возобновления производства гражданское дело рассматривается судом в общем порядке. Все процессуальные действия после возобновления производства суд может совершать без каких-либо ограничений.

Это интересно:  Технический паспорт БТИ объектов недвижимости – что это такое и как его изготовить

Как лучше возобновить приостановленное дело?

Уголовное дело по статье 112 ч.2. Я пострадавший. Мне нанесли удар. Это был один человек.

Случай произошел в феврале 2015. Дело возбудили в апреле 2015.

Что есть у следствия: 1.Видео с камер наблюдения и лицо нападавшего, так же есть номер автомобиля друга , с которым он приходил в это заведение и после того случая.

То есть информации за глаза для быстрого расследования. В октябре я звоню, чтобы поинтересоваться как дело продвигается. Мне отвечают, что дело приостановлено, т.к. из ГИБДД не пришел ответ на запрос о владельце автомобиля(видимо полгода для этого было мало, хотя одним днем все решается). Я спрашиваю: «как забрать постановление, чтобы его обжаловать?» Мне отвечают, что человек в отпуске, и постановление находится в его компьютере. А без него никак. И мои документы находятся в прокуратуре, которая и будет определяться продолжать дело или нет.

Как мне 100 процентно достичь результата?

1. Написать заявление на имя начальника отделения полиции?

В какой форме пишется это заявление?

2. Обжаловать в прокуратуре? (а как я обжалую, если мне сказали что не могут дать постановление о приостановке дела?)

3.Какой-то еще стопроцентный вариант существует??

4. Какое обычно наказание бывает за это преступление?

Ответы юристов (12)

Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью

ч.2 — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет

1.Жалобу начальнику полиции на бездействия его подчиненных.

1. В прокуратуру.

Жалобу стоит писать в порядке ст.ст. 124, 125 УПК РФ.

Есть вопрос к юристу?

Как мне 100 процентно достичь результата?
Игорь

100% тут Вам никто не даст гарантий. Мы можем сказать как действовать

1. Жалобы прокурору и руководителю подразделения МВД на бездействие, затягивание расследования, заволокичивание дела.

2. Жалоба пишется в свободной форме. Какой либо обязательной формы не установлено.

Обжаловать в прокуратуре? (а как я обжалую, если мне сказали что не могут дать постановление о приостановке дела?)
Игорь

Прокурор запросит материалы дела, это не Ваша головная боль

Какое обычно наказание бывает за это преступление?
Игорь
УК РФ, Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью
1. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных встатье 111 настоящего Кодекса, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
(
2. То же деяние, совершенное:
а) в отношении двух или более лиц;
б) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
в) в отношении малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего;
г) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
д) из хулиганских побуждений;
е) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
з) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Вы можете так же обжаловать в суд:

Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб
1. Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела,а равно иные решения и действия(бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй — шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на решения и действия (бездействие) указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 220-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.

Обжалование действий ( бездействий ) сотрудников полиции, сотрудников следственного комитета в рамках

ст. 53 Закона о Полиции.Комментарий к статье 53

1. Жалоба на действия сотрудника полиции может быть направлена как его руководителю, руководителю подразделения (отдела, отделения и т.п.), так и начальнику полиции, а равно начальнику органа внутренних дел, в котором сотрудник полиции служит. Жалоба может быть направлена также начальнику вышестоящего органа внутренних дел.
2. Обжалование действий (решений) сотрудника полиции прокурору предполагает направление жалобы надзирающему прокурору, то есть, как правило (если речь не идет о полиции специализированных органов внутренних дел), прокурору того же административно-территориального образования либо вышестоящему прокурору.
3. Обжалование действий (решений, бездействия) сотрудника полиции в суд осуществляется в порядке уголовного или гражданского процесса.
4. Порядок обращения в суд с жалобой на действия (решения) дознавателя (органа дознания, начальника органа дознания), а также судебный порядок рассмотрения жалоб в уголовном процессе урегулирован ст. 125 УПК РФ .

Образец жалобы на бездействие сотрудников полиции в прокуратуру:

В прокуратуру __________________
______________________________
(кого, ФИО, адрес, телефон)

жалоба на бездействие ________________________

«___» __________, я направил в _____________________ заявление о возбуждении уголовного дела в отношении ______________________.
Однако прошли уже все допустимые законом сроки, а никакого ответа, и тем более вызова по своему делу я так и не получил.
В результате бездействия со стороны сотрудников РОВД (или конкретного оперативного сотрудника, если знаете его фамилию) я лишен возможности своевременно получить информацию о состоянии моего дела (может быть оно уже закрыто) в результате чего существенно нарушаются мои права и я по сути лишен права на информацию и права на защиту моих нарушенных интересов со стороны отдельных сотрудников органа дознания (предварительного следствия)
На основании вышеизложенного прошу признать незаконными бездействие ______________________________________________________. по неисполнению обязанности, вытекающей из ст. 148 УПК РФ об обязательном информировании меня в установленные сроки о состоянии моего дела.

Конкретное наказание зависит от личности виновника (судимости, наличие несовершеннолетних детей и социального статуса), а также Вашей позиции в суде ( требование строгого наказания или наоборот о его смягчении).

Дело хоть возбудили? Если должностные лица полиции необоснованно затягивают в принятии процессуального решения, то их действия можно обжаловать в прокуратуру, при этом прокуратура сама запросит у полиции необходимые сведения, которые у вас отсутствуют. Заявление пишите в произвольной форме, изложив всю ситуацию по делу, что полиция затягивает в возбуждении уголовного дела или иное.

4. Какое обычно наказание бывает за это преступление?
Игорь

Исходя из обстоятельств дела суд назначает наказание в виде лишения свободы, но не более 5 лет

Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью
1. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное:
а) в отношении двух или более лиц;
б) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
в) в отношении малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего;
(п. «в» в ред. Федерального закона от 27.07.2009 N 215-ФЗ)

г) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
д) из хулиганских побуждений;
е) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 21.07.2014 N 227-ФЗ)

ж) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ

з) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, — (п. «з» введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 227-ФЗ)

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Образцы жалоб на бездействие сотрудников полиции непосредственному начальнику отделения или в орган прокуратуры имеют одинаковую схему для составления.

Статья написана по материалам сайтов: lawbook.online, studme.org, advokatorium.com, vseiski.ru, pravoved.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector