Новые правила исисления трудовой пенсии по старости: основные принцыпы и положения

С 1 января 2015 г. в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Он разработан Правительством РФ в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р.

Порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования одобрены Правительством РФ.

Перед разработчиками новой пенсионной формулы были поставлены следующие условия:

— гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан;

— создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;

— сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;

— обеспечить минимальные гарантии пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;

— обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате;

— повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.

При этом в целях адаптации к условиям нового порядка формирования пенсионных нрав и расчета размеров пенсий будущих пенсионеров и работодателей, которые платят за них страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС), предусматриваются переходные положения:

— повышение минимально требуемого стажа для получения права па трудовую пенсию с б лет в 2015 г. до 15 лет и минимально требуемого количества индивидуальных пенсионных коэффициентов с 6,6 в 2015 г. до 30 к 2025 г.;

— повышение облагаемой страховыми взносами зарплаты до уровня 2,3 от среднероссийской зарплаты и соответствующее увеличение максимального значения индивидуального годового пенсионного коэффициента с 7,39 в 2015 г. до 10 к 2024 г.

Страховая пенсия в полном объеме будет формироваться по новым правилам у граждан, которые начнут работать в 2015 г.

У будущих пенсионеров, имеющих страховой стаж до 2015 г., все сформированные пенсионные права фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться. В 2014 г. производится их конвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты — новый инструмент учета пенсионных прав гражданина.

При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие годовой пенсионный коэффициент», которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10% или 16% к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженной па 10:

* Если гражданин откажется от формирования пенсионных накоплений в системе ОПС (0%), то работодатель будет уплачивать за него страховые взносы на формирование его страховой части пенсии по тарифу 16%. Если гражданин выберет тариф 6% на формирование накопительной части пенсии, то па формирование страховой части его пенсии будут направляться страховые взносы по тарифу 10%.

** Предельный годовой заработок (фонд оплаты туда), с которого работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС, ежегодно устанавливается федеральным законом.

*** Тариф, по которому работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС — 22% от фонда оплаты труда работника. 6% тарифа страховых взносов в систему ОПС идет на финансирование фиксированной выплаты, а 16% является индивидуальным тарифом, уплаченные взносы но которому, но вашему выбору, могут или полностью направляться на формирование пенсионных прав в страховой части пенсии, или 6% может направляться на формирование пенсионных накоплений гражданина, а 10% — на формирование пенсионных прав в страховой части пенсии.

Чем выше зарплата, тем выше и значение годового пенсионного коэффициента! Годовой пенсионный коэффициент при равной зарплате всегда будет выше у гражданина, который отказался от формирования пенсионных накоплений.

При расчете годового ПК учитывается только официальная зарплата до вычета налога на доходы физических лиц (13%).

С 2024 года при ежегодном повышении уровня взносооблагаемой зарплаты до 2,3 от среднероссийской зарплаты максимальное значение годового ПК достигнет 10 с 7,39 в 2015 году. Максимальный годовой коэффициент начисляется гражданину, если его зарплата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС, и гражданин отказался от формирования пенсионных накоплений. Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно определяет Правительство Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как служба в армии по призыву, уход за ребенком, уход за ребенком-инвалидом, уход за гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.

Так, за период срочной воинской службы начисляется 1,8 пенсионного коэффициента — за каждый год срочной воинской службы.

Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж. Так, за каждого ребенка начисляются:

— 1,8 ПК за год отпуска — за первого ребенка,

— 3,6 ПК за год отпуска — за второго ребенка, — 5,4 ПК за год отпуска — за третьего ребенка.

При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за социально значимые периоды. Далее полученная сумма годовых пенсионных коэффициентов умножается на коэффициент за отложенную пенсию и стоимость годового пенсионного коэффициента, которая ежегодно устанавливается Правительством.

К полученному значению прибавляется фиксированная выплата, увеличенная на размер премиального коэффициента за обращение за назначением пенсии в более поздние сроки после достижения пенсионного возраста или возникновения права на пенсию (досрочно).

Расчет страховой пенсии по старости будет производиться по следующей формуле:

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК * КПВ) х СПК,

где СП — страховая пенсия в году назначения пенсии; ФВ — фиксированная выплата; ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина; СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии; КПВ — премиальные коэффициенты за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для ФВ и СП!).

Обратите внимание, что по новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно! За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.

Например, если вы обратитесь за назначением пенсии через пять лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия — на 45%; если через 10 лет — фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая часть — в 2,32 раза.

Для расчета страховой пенсии при отсрочке обращения за назначением пенсии после достижения пенсионного возраста применяются коэффициенты, указанные в табл. 13.2.

Таблица 13.2. Коэффициенты для расчета страховой пенсии при отсрочке обращения за назначением пенсии после достижения пенсионного возраста

Страховой трудовой стаж без обращения за назначением пенсии (не более 10 лет, если больше, то применяется коэффициент как за 10 лет)

Фиксированный платеж

Страховая часть пенсии

Еще одна особенность: в 2025 г. минимальный общий стаж для получения пенсии по старости достигнет 15 лет (шесть лет в 2015 г.; в течение 10 лет он будет поэтапно увеличиваться — по одному году в год).

Те, у кого общий стаж к 2025 г. будет менее 15 лет, имеют право обратиться в Пенсионный фонд РФ за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины — в 65 лет). Кроме этого, производится социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.

Второе условие для назначения пенсии по достижении пенсионного возраста — это необходимость сформировать пенсионные права в объеме 30 пенсионных коэффициентов.

Условия назначения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними.

Для граждан, имеющих трудовой стаж: инвалидов I группы, граждан достигших 80-летнего возраста, граждан работавших или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия будет назначаться в повышенном размере за счет увеличенного размера фиксированной выплаты, либо применения «северных» коэффициентов.

Накопительная пенсия — это ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов ваших работодателей и дохода от их инвестирования. Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 10% — на формирование страховой пенсии, а может — по выбору гражданина — все 16% идти на формирование страховой пенсии.

Если гражданин старше 1967 г. рождения, то его пенсия по старости не будет содержать накопительную часть пенсии, потому что его работодатели отчисляют весь объем страховых взносов только на страховую часть пенсии.

Если же гражданин родился в 1967 г. и позднее, до 31 декабря 2015 г. ему будет дополнительно предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть пенсии: либо оставить 6% как сегодня, либо отказаться от формирования пенсионных накоплений, тем самым значительно увеличив формирование пенсионных прав в страховой пенсии.

При выборе тарифа страховых взносов нужно помнить, что приняв решение о формировании накопительной пенсии, вы уменьшаете пенсионные права на формирование страховой части, и наоборот. Какой вариант выгоднее — решаете вы сами. При принятии решения о выборе стоит помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции. В то время как накопительная пенсия — это пенсионные накопления, которые передаются из Пенсионного фонда РФ в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании и инвестируются ими па финансовом рынке. Накопительная пенсия не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, т.е. могут быть и убытки. В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсию.

По новым правилам расчета размер накопительной пенсии также будет выше, если обратиться за назначением пенсии позднее общеустановленного пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 лет — для женщин. Ведь для расчета накопительной пенсии сумма пенсионных накоплений делится на т. п. период ожидаемой выплаты пенсии -228 месяцев. А если, например, обратиться за назначением пенсии на три года позднее, то сумма пенсионных накоплений делится уже на 192 месяца.

Таким образом, чем выше зарплата и продолжительнее общий стаж, тем выше будет размер пенсии по старости!

Рассмотрим наиболее часто задаваемы вопросы по новой пенсионной формуле.

Чем вызвана необходимость перехода к новой пенсионной формуле? Зачем потребовалось сегодня менять правила, которые только стали понятны большинству граждан?

Размер трудовой пенсии по старости в первую очередь зависит от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. По действующей пенсионной формуле трудовой стаж практически не имеет влияния на размер пенсии.

Действующий порядок расчета трудовых пенсий по старости несправедлив к самой экономически активной категории населения, к тем, кто собирается долго вести активную трудовую жизнь. Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что трудовые пенсии граждан, имеющих незначительный стаж, примерно равны пенсиям граждан, имеющих длительный страховой стаж.

Новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий позволит обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Важно, что при этом сохраняется приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.

Каковы главные параметры, которые будут влиять на расчет пенсии в соответствии с новым порядком?

На размер пенсии в первую очередь будет влиять: — размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия. Если работодатель не делал взносы за своего работника в систему обязательного пенсионного страхования в полном объеме (например, в случае выплаты «серой»

Это интересно:  Юг-Инвестбанк Краснодар: официальный сайт

заработной платы), этот заработок в формировании пенсионного капитала не участвует;

— длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;

— возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.

В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как: срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые, «нестраховые периоды» присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.

Будет ли повышен пенсионный возраст?

Пенсионный возраст повышаться не будет. Общеустановленный пенсионный возраст остается прежним: 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин.

При этом создаются значительные стимулы для более позднего выхода на пенсию. По новым правилам обращаться за назначением пенсии позже общеустановленного пенсионного возраста выгодно для граждан. За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии ее страховая часть и фиксированная выплата будут увеличиваться на соответствующие коэффициенты.

Например, если гражданин обратится за назначением пенсии через пять лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата в составе страховой пенсии будет увеличена на 36%, а страховая часть пенсии — на 45%, если через 10 лет — фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая часть— в 2,32 раза.

Другой пример: если обращение за назначением пенсии будет через 10 лет, то фиксированная выплата будет увеличена в 2,11 раза, а страховая часть пенсии — в 2,32 раза.

Накопительная пенсия также увеличится, поскольку снизится ожидаемый период выплаты, на который для расчета накопительной части пенсии делится сумма пенсионных накоплений.

Для кого вводится новая пенсионная формула — для всех или для тех, кто только начинает работать?

Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые в 2015 г. вступят в трудовую жизнь. При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до 2015 г., фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться!

Трудовые пенсии граждан, которые уже назначены (будут назначены до 1 января 2015 г.), будут пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчете по новым правилам размер пенсии не достигнет размера пенсии, получаемой пенсионером на 1 января 2015 г., то пенсионеру будет выплачиваться пенсия в прежнем размере.

При этом в целях адаптации к условиям нового порядка формирования пенсионных прав и расчета размера пенсий будущих пенсионеров и работодателей, которые платят за них страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, предусматриваются переходные положения:

повышение минимально требуемого стажа для получения права на пенсию до 15 лет и минимально требуемого количества индивидуальных пенсионных коэффициентов до 30 к 2025 г.;

— повышение облагаемой страховыми взносами зарплаты до уровня 2,3 от среднероссийской зарплаты и соответствующее увеличение максимального значения индивидуального годового пенсионного коэффициента до 10 к 2024 г.

Чего ожидать от новой пенсионной формулы тем, кто уже на пенсии? Будет ли пересчитываться пенсия нынешних пенсионеров, может ли она быть повышена или понижена?

У нынешних пенсионеров при переходе на новый порядок расчета размер пенсии не снизится. Может вырасти у пенсионеров, имеющих в стаже нестраховые периоды.

Из каких частей будет состоять трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий?

Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформируется в страховую пенсию и накопительную пенсию.

К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2013 г. — 3610,31 руб.).

Исчисление размера накопительной пенсии будет производиться путем деления суммы пенсионных накоплений на статистическую величину — ожидаемый период выплаты, определяемый федеральным законом.

На какие виды пенсий распространяется новый порядок?

Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии будет распространяться на все виды трудовых пенсий — по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Основания (условия) для назначения страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца меняться не будут. Для назначения этих видов страховой пенсии достаточно иметь трудовой страховой стаж хотя бы один день.

Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии не распространяется на формирование и назначение пенсий по государственному пенсионному обеспечению (социальных пенсий, за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). Для граждан, имеющих трудовой стаж: инвалидов I группы, граждан достигших 80-лстнсго возраста, граждан работавших или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — пенсия будет назначаться в повышенном размере за счет увеличенного размера фиксированной выплаты, либо применения «северных» коэффициентов.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРО НОВЫЙ ЗАКОН О ПЕНСИЯХ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

25 июня 2013

В Отделении ПФР края состоялась селекторная пресс-конференция с участием Министра труда и социальной защиты РФ М.А. Топилина, Статс-секретаря — заместителя Министра труда и социальной защиты РФ А.Н. Пудова и Председателя Правления ПФР А.В. Дроздова.

На мероприятии обсуждались вопросы совершенствования системы формирования пенсионных накоплений.

С 1 января 2015 года в России предполагается ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии по старости.

Новые правила разрабатываются Министерством труда и социальной защиты РФ в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года №2524-р, при участии профильных министерств и Пенсионного фонда России.

Перед разработчиками новых правил были поставлены следующие условия:

  • гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан;
  • создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;
  • сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;
  • обеспечить минимальные гарантии пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
  • обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате;
  • повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.

Чем новые пенсионные правила лучше тех, которые действуют сегодня? Какие их основные отличия?

Сегодня размер трудовой пенсии по старости зависит в первую очередь от объема страховых взносов , которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом, длительность страхового (трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии . В результате получается, что пенсионные права, которые формируются у работающих граждан, неадекватны обязательствам по выплате им пенсий.

Действующий порядок расчета трудовых пенсий по старости несправедлив к самой экономически активной категории населения, к тем, кто собирается долго вести активную трудовую жизнь. Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что пенсионные выплаты гражданам, имеющим незначительный страховой (трудовой) стаж, осуществляются примерно в том же объеме, что и гражданам с продолжительным трудовым стажем.

Трудовая пенсия по старости, как и сегодня, будет состоять из двух частей:

1. Страховая пенсия с порядком расчета пенсионных прав с применением индивидуального пенсионного коэффициента и с учетом фиксированного платежа (аналога сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2013 году – 3610,31 руб.);

2. Накопительная пенсия, исчисление размеров которой будет идентично сегодняшнему расчету накопительной части трудовой пенсии.

При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до даты перехода на новую формулу, фиксируются, сохраняются и не могут быть уменьшены!

При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению зарплаты гражданина, с которой в этом году уплачивались страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС:

Годовой ПК =

Заработная плата, с которой уплачивались

взносы в систему ОПС в текущем году

Максимальная зарплата, с которой работодатель уплачивал страховые взносы в систему ОПС

К0 =1 (для граждан 1966 года рождения и старше, у которых не формируется накопительная часть пенсии в системе ОПС);

К2 = 0,91 (для граждан 1967 года рождения и моложе, которые выбрали 2%-ый тариф для формирования накопительной части будущей пенсии в системе ОПС);

К6 = 0,727 (для граждан 1967 года рождения и моложе, которые выбрали 6%-ый тариф для формирования накопительной части будущей пенсии в системе ОПС).

Чем выше зарплата, тем выше и годовой пенсионный коэффициент!

При расчете годового ПК учитывается только официальная зарплата до вычета подоходного налога (13%).

Максимальное значение годового ПК – 10. годовой коэффициент равен 10, если зарплата гражданина, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС.

Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно определяет Правительство Российской Федерации.

Если общий страховой стаж гражданина (периоды, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему) к дате назначения трудовой пенсии будет более 35 лет, то по новым правилам трудовая пенсия будет назначена в повышенном размере. За каждый год трудового стажа от 30 до 40 лет для женщин и от 35 до 45 лет для мужчин дополнительно начисляется 1 пенсионный коэффициент. За стаж в 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин дополнительно начисляется 5 пенсионных коэффициентов.

В новых правилах расчета трудовой пенсии засчитываются в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии и уход за ребенком. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые коэффициенты.

Так, за период срочной воинской службы начисляются пенсионные коэффициенты, исходя из условной зарплаты в 1 минимальный размер оплаты труда: 0,85 пенсионного коэффициента – за каждый год срочной воинской службы. Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются:

0,85 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка (1МРОТ),

1,7 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка (2 МРОТ),

2,55 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего ребенка (3 МРОТ).

Предусмотрено поэтапное повышение предельного размера заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы с 1,6 до 2,3 размера средней заработной платы по РФ – в течение 7 лет с шагом 0,1 в год. При этом тариф страховых взносов работодателя в ПФР на страховую и накопительную части пенсии по-прежнему составит 22% (+10% с сумм, превышающих порог, с которого уплачиваются страховые взносы).

При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за страховые нетрудовые периоды: за отпуск по уходу за детьми, срочную службу в армии, более поздний выход на пенсию. Далее полученная сумма годовых и премиальных пенсионных коэффициентов умножается на стоимость годового пенсионного коэффициента, которая ежегодно устанавливается Правительством РФ, и на коэффициент за отложенную пенсию.

К полученному значению прибавляется фиксированная выплата, увеличенная на размер премиального коэффициента за работу после достижения пенсионного возраста (при условии необращения за назначением трудовой пенсии по старости).

Это интересно:  Возврат денег за бракованный товар

Расчет страховой части пенсии по старости будет производиться по следующей формуле: СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х СПК х КПВ), где:

СП – страховая пенсия в году назначения пенсии;

ФВ – фиксированная выплата;

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина и премиальных коэффициентов за стаж;

СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии;

КПВ – премиальный коэффициент за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для ФВ и СПК!).

Обратите внимание, что по новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно! За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если вы проработаете после достижения пенсионного возраста три года без обращения за назначением трудовой пенсии, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия – на 24%. А если стаж сверх пенсионного возраста без обращения за назначением пенсии будет 8 лет, то фиксированный платеж будет увеличен на 73%, а страховая часть – на 90%.

Еще одна особенность: с 2025 года минимальный общий стаж для получения трудовой пенсии по старости достигнет 15 лет (с нынешних 5 лет он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году в год). Важно отметить, что в большинстве стран минимальный стаж, дающий право на трудовую пенсию, – 20 лет.

Те, у кого общий стаж будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины – в 65 лет). Кроме этого, производится социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.

Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними.

Накопительная пенсия – это ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов ваших работодателей и дохода от их инвестирования. Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа идет на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой части пенсии и ФБР в составе страховой части.

Если гражданин старше 1967 года рождения, то его трудовая пенсия по старости не будет содержать накопительную часть пенсии, потому что его работодатели отчисляют весь объем страховых взносов только на страховую часть пенсии.

Если же гражданин родился в 1967 году и позже, в 2013 году ему дополнительно предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо снизить его до 2%, тем самым увеличив тариф на формирование страховой части пенсии с 10% до 14%.

По новым правилам расчета размер накопительной пенсии также будет выше, если обратиться за назначением трудовой пенсии позднее общеустановленного пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 лет – для женщин. Ведь для расчета накопительной пенсии сумма пенсионных накоплений делится на т. н. период ожидаемой выплаты пенсии – 228 месяцев. А если, например, обратиться за назначением пенсии на три года позднее, то сумма пенсионных накоплений делится уже на 192 месяца.

Таким образом, чем выше заплата и продолжительнее общий стаж, тем выше будет размер трудовой пенсии по старости!

На конференции презентовали также так называемый «пенсионный калькулятор», с помощью которого граждане могут узнать условный размер пенсии в ценах 2013 года по действующей пенсионной формуле и формуле, которая в настоящее время разрабатывается Правительством РФ. Расчет условного размера пенсии с применением калькулятора поможет смоделировать свой жизненный и трудовой путь, определить оптимальную продолжительность трудового стажа, понять, как влияет на размер пенсии срочная служба в армии, отпуск по уходу за ребенком. Кроме того, можно увидеть, как существенно увеличивается размер пенсии при общем стаже более 30 – 35 лет и при более позднем выходе на пенсию.

Для простоты восприятия все расчеты производятся в действующих ценах с использованием социально-экономических показателей 2013 года.

Важно! Калькулятор не предназначен для расчета размера пенсий:

-граждан, которым до выхода на пенсию осталось менее трех лет

-инвалидов, нетрудоспособных граждан и граждан, потерявших кормильца

-военнослужащих и сотрудников силовых ведомств

-работников вредных и опасных производств, имеющих право на досрочный выход на пенсию

Новые правила исчисления трудовой пенсии по старости: основные принципы и положения

С 1 января 2015 года в России предполагается ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии по старости.

Новые правила разрабатываются Министерством труда и социальной защиты РФ в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года №2524-р, при участии профильных министерств и Пенсионного фонда России.

Перед разработчиками новых правил были поставлены следующие условия:

  • гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан;
  • создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;
  • сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;
  • обеспечить минимальные гарантии пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
  • обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате;
  • повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.

Чем новые пенсионные правила лучше тех, которые действуют сегодня? Какие их основные отличия?
Сегодня размер трудовой пенсии по старости зависит в первую очередь от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом, длительность страхового (трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии. В результате получается, что пенсионные права, которые формируются у работающих граждан, неадекватны обязательствам по выплате им пенсий.

Действующий порядок расчета трудовых пенсий по старости несправедлив к самой экономически активной категории населения, к тем, кто собирается долго вести активную трудовую жизнь. Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что пенсионные выплаты гражданам, имеющим незначительный страховой (трудовой) стаж, осуществляются примерно в том же объеме, что и гражданам с продолжительным трудовым стажем.

Трудовая пенсия по старости, как и сегодня, будет состоять из двух частей:
1. Страховая пенсия с порядком расчета пенсионных прав с применением индивидуального пенсионного коэффициента и с учетом фиксированного платежа (аналога сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2013 году – 3610,31 руб.);
2. Накопительная пенсия, исчисление размеров которой будет идентично сегодняшнему расчету накопительной части трудовой пенсии.

При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до даты перехода на новую формулу, фиксируются, сохраняются и не могут быть уменьшены!

При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению зарплаты гражданина, с которой в этом году уплачивались страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС:

Годовой ПК =

Заработная плата, с которой уплачивались

взносы в систему ОПС в текущем году

Максимальная зарплата, с которой работодатель уплачивал страховые взносы в систему ОПС

К0 =1 (для граждан 1966 года рождения и старше, у которых не формируется накопительная часть пенсии в системе ОПС);

К2 = 0,97 (для граждан 1967 года рождения и моложе, которые выбрали 2%-ый тариф для формирования накопительной части будущей пенсии в системе ОПС);

К6 = 0,727 (для граждан 1967 года рождения и моложе, которые выбрали 6%-ый тариф для формирования накопительной части будущей пенсии в системе ОПС).

Чем выше зарплата, тем выше и годовой пенсионный коэффициент!

При расчете годового ПК учитывается только официальная зарплата до вычета подоходного налога (13%).
Максимальное значение годового ПК – 10. годовой коэффициент равен 10, если зарплата гражданина, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС.
Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно определяет Правительство Российской Федерации.
Если общий страховой стаж гражданина (периоды, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему) к дате назначения трудовой пенсии будет более 35 лет, то по новым правилам трудовая пенсия будет назначена в повышенном размере. За каждый год трудового стажа от 30 до 40 лет для женщин и от 35 до 45 лет для мужчин дополнительно начисляется 1 пенсионный коэффициент. За стаж в 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин дополнительно начисляется 5 пенсионных коэффициентов

В новых правилах расчета трудовой пенсии засчитываются в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии и уход за ребенком. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые коэффициенты.

Так, за период срочной воинской службы начисляются пенсионные коэффициенты, исходя из условной зарплаты в 1 минимальный размер оплаты труда: 0,85 пенсионного коэффициента – за каждый год срочной воинской службы. Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются:

0,85 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка (1МРОТ),
1,7 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка (2 МРОТ),
2,55 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего ребенка (3 МРОТ).

Предусмотрено поэтапное повышение предельного размера заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы с 1,6 до 2,3 размера средней заработной платы по РФ – в течение 7 лет с шагом 0,1 в год. При этом тариф страховых взносов работодателя в ПФР на страховую и накопительную части пенсии по-прежнему составит 22% (+10% с сумм, превышающих порог, с которого уплачиваются страховые взносы).

При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за страховые нетрудовые периоды: за отпуск по уходу за детьми, срочную службу в армии, более поздний выход на пенсию. Далее полученная сумма годовых и премиальных пенсионных коэффициентов умножается на стоимость годового пенсионного коэффициента, которая ежегодно устанавливается Правительством РФ, и на коэффициент за отложенную пенсию.

К полученному значению прибавляется фиксированная выплата, увеличенная на размер премиального коэффициента за работу после достижения пенсионного возраста (при условии необращения за назначением трудовой пенсии по старости).

Расчет страховой части пенсии по старости будет производиться по следующей формуле: СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х СПК х КПВ), где:

СП – страховая пенсия в году назначения пенсии;

ФВ – фиксированная выплата;

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина и премиальных коэффициентов за стаж;

СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии;

КПВ – премиальный коэффициент за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для ФВ и СПК!).

Обратите внимание, что по новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно! За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если вы проработаете после достижения пенсионного возраста три года без обращения за назначением трудовой пенсии, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия – на 24%. А если стаж сверх пенсионного возраста без обращения за назначением пенсии будет 8 лет, то фиксированный платеж будет увеличен на 73%, а страховая часть – на 90%.

Еще одна особенность: с 2025 года минимальный общий стаж для получения трудовой пенсии по старости достигнет 15 лет (с нынешних 5 лет он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году в год). Важно отметить, что в большинстве стран минимальный стаж, дающий право на трудовую пенсию, – 20 лет.

Это интересно:  Завещательное распоряжение: что это такое, виды, особенности

Те, у кого общий стаж будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины – в 65 лет). Кроме этого, производится социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.

Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними.

Накопительная пенсия – это ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов ваших работодателей и дохода от их инвестирования. Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа идет на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой части пенсии и ФБР в составе страховой части.

Если гражданин старше 1967 года рождения, то его трудовая пенсия по старости не будет содержать накопительную часть пенсии, потому что его работодатели отчисляют весь объем страховых взносов только на страховую часть пенсии.

Если же гражданин родился в 1967 году и позже, в 2013 году ему дополнительно предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо снизить его до 2%, тем самым увеличив тариф на формирование страховой части пенсии с 10% до 14%.

По новым правилам расчета размер накопительной пенсии также будет выше, если обратиться за назначением трудовой пенсии позднее общеустановленного пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 лет – для женщин. Ведь для расчета накопительной пенсии сумма пенсионных накоплений делится на т. н. период ожидаемой выплаты пенсии – 228 месяцев. А если, например, обратиться за назначением пенсии на три года позднее, то сумма пенсионных накоплений делится уже на 192 месяца.

Таким образом, чем выше заплата и продолжительнее общий стаж, тем выше будет размер трудовой пенсии по старости!

Новые правила исчисления трудовой пенсии по старости: основные принципы и положения

С 1 января 2015 года в России предполагается ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии по старости

Новые правила разрабатываются Министерством труда и социальной защиты РФ в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года №2524-р, при участии профильных министерств и Пенсионного фонда России.

Перед разработчиками новых правил были поставлены следующие условия:

  • гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан;
  • создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;
  • сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;
  • обеспечить минимальные гарантии пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
  • обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате;
  • повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.

Чем новые пенсионные правила лучше тех, которые действуют сегодня? Какие их основные отличия?

Сегодня размер трудовой пенсии по старости зависит в первую очередь от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом, длительность страхового (трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии. В результате получается, что пенсионные права, которые формируются у работающих граждан, неадекватны обязательствам по выплате им пенсий.

Действующий порядок расчета трудовых пенсий по старости несправедлив к самой экономически активной категории населения, к тем, кто собирается долго вести активную трудовую жизнь. Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что пенсионные выплаты гражданам, имеющим незначительный страховой (трудовой) стаж, осуществляются примерно в том же объеме, что и гражданам с продолжительным трудовым стажем.

Трудовая пенсия по старости, как и сегодня, будет состоять из двух частей:

1. Страховая пенсия с порядком расчета пенсионных прав с применением индивидуального пенсионного коэффициента и с учетом фиксированного платежа (аналога сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2013 году – 3 610,31 руб.);

2. Накопительная пенсия, исчисление размеров которой будет идентично сегодняшнему расчету накопительной части трудовой пенсии.

При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до даты перехода на новую формулу, фиксируются, сохраняются и не могут быть уменьшены!

При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению зарплаты гражданина, с которой в этом году уплачивались страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС:

К0 =1 (для граждан 1966 года рождения и старше, у которых не формируется накопительная часть пенсии в системе ОПС);

К2 = 0,91 (для граждан 1967 года рождения и моложе, которые выбрали 2%-ый тариф для формирования накопительной части будущей пенсии в системе ОПС);

К6 = 0,727 (для граждан 1967 года рождения и моложе, которые выбрали 6%-ый тариф для формирования накопительной части будущей пенсии в системе ОПС).

Чем выше зарплата, тем выше и годовой пенсионный коэффициент!

При расчете годового ПК учитывается только официальная зарплата до вычета подоходного налога (13%).

Максимальное значение годового ПК – 10. Годовой коэффициент равен 10, если зарплата гражданина, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС.

Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно определяет Правительство Российской Федерации.

Если общий страховой стаж гражданина (периоды, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему) к дате назначения трудовой пенсии будет более 35 лет, то по новым правилам трудовая пенсия будет назначена в повышенном размере. За каждый год трудового стажа от 30 до 40 лет для женщин и от 35 до 45 лет для мужчин дополнительно начисляется 1 пенсионный коэффициент. За стаж в 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин дополнительно начисляется 5 пенсионных коэффициентов.

В новых правилах расчета трудовой пенсии засчитываются в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии и уход за ребенком. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые коэффициенты.

Так, за период срочной воинской службы начисляются пенсионные коэффициенты, исходя из условной зарплаты в 1 минимальный размер оплаты труда: 0,85 пенсионного коэффициента – за каждый год срочной воинской службы. Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются:

0,85 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка (1МРОТ),

1,7 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка (2 МРОТ),

2,55 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего ребенка (3 МРОТ).

Предусмотрено поэтапное повышение предельного размера заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы с 1,6 до 2,3 размера средней заработной платы по РФ – в течение 7 лет с шагом 0,1 в год. При этом тариф страховых взносов работодателя в ПФР на страховую и накопительную части пенсии по-прежнему составит 22% (+10% с сумм, превышающих порог, с которого уплачиваются страховые взносы).

При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за страховые нетрудовые периоды: за отпуск по уходу за детьми, срочную службу в армии, более поздний выход на пенсию. Далее полученная сумма годовых и премиальных пенсионных коэффициентов умножается на стоимость годового пенсионного коэффициента, которая ежегодно устанавливается Правительством РФ, и на коэффициент за отложенную пенсию.

К полученному значению прибавляется фиксированная выплата, увеличенная на размер премиального коэффициента за работу после достижения пенсионного возраста (при условии необращения за назначением трудовой пенсии по старости).

Обратите внимание, что по новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно! За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если вы проработаете после достижения пенсионного возраста три года без обращения за назначением трудовой пенсии, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия – на 24%. А если стаж сверх пенсионного возраста без обращения за назначением пенсии будет 8 лет, то фиксированный платеж будет увеличен на 73%, а страховая часть – на 90%.

Еще одна особенность: с 2025 года минимальный общий стаж для получения трудовой пенсии по старости достигнет 15 лет (с нынешних 5 лет он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году в год). Важно отметить, что в большинстве стран минимальный стаж, дающий право на трудовую пенсию, – 20 лет.

Те, у кого общий стаж будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины – в 65 лет). Кроме этого, производится социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.

Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними.

Накопительная пенсия – это ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов ваших работодателей и дохода от их инвестирования. Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа идет на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой части пенсии и ФБР в составе страховой части.

Если гражданин старше 1967 года рождения, то его трудовая пенсия по старости не будет содержать накопительную часть пенсии, потому что его работодатели отчисляют весь объем страховых взносов только на страховую часть пенсии.

Если же гражданин родился в 1967 году и позже, в 2013 году ему дополнительно предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо снизить его до 2%, тем самым увеличив тариф на формирование страховой части пенсии с 10% до 14%.

По новым правилам расчета размер накопительной пенсии также будет выше, если обратиться за назначением трудовой пенсии позднее общеустановленного пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 лет – для женщин. Ведь для расчета накопительной пенсии сумма пенсионных накоплений делится на т. н. период ожидаемой выплаты пенсии – 228 месяцев. А если, например, обратиться за назначением пенсии на три года позднее, то сумма пенсионных накоплений делится уже на 192 месяца.

Таким образом, чем выше зарплата и продолжительнее общий стаж, тем выше будет размер трудовой пенсии по старости!

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, www.pfrf.ru, www.gov.spb.ru, informatio.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector