Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий

Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Для принятия на учет по улучшению жилищных условий гражданин должен подать в жилищный орган по своему месту жительства заявление. Помимо этого гражданин, а также члены его семьи обязаны предоставить сведения о своих правах на иные жилые помещения, а также о гражданско-правовых сделках, совершенных с жильем за пять лет, предшествующих постановке на учет (п. 18 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного Постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 г. N 12).

Согласно п. 23 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении пяти лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых размер жилой площади, приходящейся на каждого проживающего, стал менее учетной нормы. К подобным действиям относится, в частности, вселение иных лиц в результате изменения состава семьи.

В отношении вселения по месту жительства супруга, детей и престарелых родителей п. 23.1 Положения устанавливает особые правила. Не считается ухудшением жилищных условий вселение таких лиц, если до вселения они:

— не имели жилья в пользовании, в том числе на праве собственности;

— обладали правом пользования жильем, но не были обеспечены им по норме предоставления;

— обладали правом пользования жильем, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания;

— безвозмездно передали жилье, находившееся в их пользовании (в том числе на праве собственности), органам государственной власти или органам местного самоуправления в установленном законом порядке либо жилое помещение было изъято этими органами для государственных или муниципальных нужд. Согласно п. 18 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного Постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 г. N 12, для принятия на учет по улучшению жилищных условий гражданин обязан подать в жилищные органы по месту своего жительства (жилищная комиссия при районной управе) заявление, к которому прилагаются следующие документы:

— выписка из домовой книги;

— копия финансового лицевого счета;

— справки бюро технической инвентаризации;

— справки учреждений здравоохранения и другие документы, имеющие значение для решения данного вопроса.

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поступившее заявление гражданина проверяется в органах местного самоуправления общественной комиссией по жилищным вопросам. По результатам обследования составляется акт проверки жилищных условий, в котором должно быть указано, в частности, в каком доме находится жилое помещение, размер занимаемого жилого помещения, количество комнат, степень благоустройства дома (жилого помещения). В акте указываются все граждане, поставленные на регистрационный учет. Жилищная районная комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит главе управы рекомендательное предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет органу местного самоуправления. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца. О принятом решении гражданам сообщается в письменной форме. Принятые на учет граждане включаются в книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые ведутся в органах местного самоуправления как документы строгой отчетности по установленной форме. На каждого гражданина, принятого на учет, заводится учетное дело, которое содержит все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. При наличии у гражданина или членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно п. 13 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного Постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 г. N 12, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в Москве и занимают:

1) жилые помещения размером менее 10 кв. м общей площади на одного человека;

2) отдельные квартиры, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого проживающего приходится менее 10 кв. м общей площади с учетом права каждого больного на пользование дополнительной площадью в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и г. Москвы.

Согласно п. 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются:

1) обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов России;

2) проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

3) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно и т.д.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных российским законодательством. Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством РФ. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и при предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям (например, как малоимущий и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта РФ категории), то он имеет право выбора, по какому из этих оснований или по всем основаниям быть принятым на учет.

Следует иметь в виду, что в случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Заявление о принятии на учет подается вместе с документами, подтверждающими право соответствующих граждан состоять на учете. Орган, осуществляющий принятие на учет, выдает гражданину, подавшему заявление, расписку в получении этих документов с указанием даты и перечня документов.

Решение о принятии на учет или об отказе в этом должно быть принято по результатам рассмотрения заявления и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов гражданином.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление, документ, подтверждающий принятие такого решения. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

Согласно ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок (пять лет со дня совершения намеренных действий, в результате которых ухудшились жилищные условия заявителя).

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему заявление, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

Это интересно:  Что будет если не вступить в наследство в течение 6 месяцев

6) выявления в представленных ими документах, послуживших основанием принятия на учет, сведений, не соответствующих действительности, а также выявления неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (ст. 56 ЖК РФ).

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на учет, не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением следующих случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

Гражданам, состоящим на учете, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых они приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 59 ЖК РФ. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, устанавливается законодательством субъектов РФ. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия (ч. 1 ст. 58 ЖК РФ).

Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний.

Какие категории граждан относятся к нуждающимся в улучшении жилищных условий

В России действует много государственных социальных программ по поддержке различных слоев населения.

В их число входит и ряд программ, которые призваны обеспечить жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В разных регионах нашей страны порядок получения данного статуса имеет свои особенности.

Но в целом он регулируется отечественным законодательством, в главной степени Жилищным Кодексом Российской Федерации (ЖК РФ), а также различными федеральными и региональными законами, президентскими указами и правительственными постановлениями.

Законодательный аспект вопроса

И в том, и в другом случае вначале надо приобрести статус этого самого нуждающегося, чтобы обеспечить себе место в очереди на получение государственной помощи.

Согласно ЖК РФ при обеспечении жилищной площадью используется несколько видов норм:

  1. Норма предоставления – минимальная величина, которая используется для определения площади жилого помещения, передаваемого государством нуждающемуся гражданину в пользование. Документально оформленный процесс предоставления площади называется договором социального найма.
  2. Учетная норма – минимальная величина жилплощади, которая применяется для расчета степени обеспеченности граждан жилой площадью при постановке их на учет как нуждающихся в жилье.

Обе величины устанавливают органы местного самоуправления, руководствуясь различными факторами, в частности состоянием и структурой жилого фонда субъекта РФ, возможностями по его увеличению. Поэтому эти нормы в разных регионах страны различаются и иногда в значительной степени. Даже в пределах одного региона эти цифры могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от ряда факторов, в том числе и от вида занимаемой жилплощади – собственная квартира, частный дом или комната в коммунальной квартире.

Так, например, в Москве норма предоставления равняется 18 кв. м, в Ярославле – 17 кв. м, в Воронеже она варьируется от 14 до 18 кв.м. Учетная норма для москвичей составляет 10 кв. при проживании в квартире или доме и 15 – в коммунальной квартире, в Ярославле – 12 кв. м, в Воронеже – 11 кв. м. Многие регионы РФ в вопросе определения величин учетной нормы и нормы предоставления руководствуются величиной этих параметров в Москве.

Чтобы претендовать на получение от государства лучших условий для проживания, гражданин должен проживать на площади, по размеру меньшей, чем это положено по закону. Кроме того, ряду граждан предоставляется возможность получить жилье в первую очередь или без очереди. В их число входят люди, пользующиеся различными социальными льготами.

Кто может претендовать на данную господдержку

По факту улучшения условий проживания государство может предоставлять денежную помощь на приобретение жилья или собственно жилье. В качестве жилья может рассматриваться отдельная квартира, дополнительная комната или квадратные метры.

Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий и встать на учет, вступив таким образом в очередь на получение субсидии или жилья, могут не все.

Согласно ЖК РФ эти граждане должны соответствовать одному из следующих критериев:

  1. Человек может проживать в социальном жилище или быть собственником занимаемого помещения при условии, что размер жилой площади в расчете на одного человека меньше величины учетной нормы, принятой в данном регионе.
  2. Жилище, в котором человек проживает, не соответствует требованиям и нормативам жилищного законодательства.
  3. Человек может жить в социальном жилище или быть собственником занимаемого жилого помещения при условии проживания в нем нескольких семей или при наличии члена семьи с хроническим заболеванием в тяжелой форме (все заболевания перечисляются в Постановлении Правительства РФ № 378 от 16.06.2006г.).
  4. Человек или его семья в целом должны относиться к категории малоимущих граждан.

Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий можно на основании как одного критерия, так и их совокупности.

Кроме того, чтобы иметь возможность получить данный статус, нужно иметь местную прописку и проживать в течение определенного времени по месту прописки. Срок при этом устанавливается муниципалитетами самостоятельно.

При наличии соответствующих льгот некоторым гражданам жилье предоставляется в первую очередь. К ним относятся:

  • дети, лишившиеся обоих родителей;
  • пострадавшие от последствий аварии на АЭС в Чернобыле и их ликвидации;
  • больные туберкулезом в открытой форме;
  • государственные служащие, получившие должность прокурора.

Законодательством предусмотрено предоставление социального жилья вне очереди сразу после постановки на учет. Такую привилегию получают следующие лица:

  • специальные категории государственных служащих (например, судьи);
  • лица с тяжелыми хроническими заболеваниями, не являющиеся членами семьи, но проживающей с ними на одной площади;
  • лица, помещенные на длительное стационарное лечение, впоследствии отказавшиеся от врачебной помощи и желающие иметь собственное жилье, но не имеющие возможности вернуть недвижимость, в которой жили до попадания в стационар.

Этот перечень можно пополнить рядом категорий лиц, установленных в качестве льготных, государственным законодательством и местными органами самоуправления.

Также рядом федеральных законов установлены категории граждан, которые имеют право на получение к имеющейся или получаемой от государства жилплощади определенное количество квадратных метров дополнительно. В их число входят:

  1. Люди с инвалидностью;
  2. Люди со званием Героя Социалистического труда, Героя труда РФ, Героя РФ, Героя СССР, имеющие орден Трудовой Славы третьей степени;
  3. Сотрудники Следственного Комитета РФ, федеральные судьи и судьи Конституционного Суда РФ;
  4. Сотрудники полиции и военнослужащие в звании полковника, генерала;
  5. Ученые, имеющие степень и др.

Определенные привилегии при получении социального жилья также имеют молодые, многодетные семьи, семьи военнослужащих, погибших при исполнении и семьи с детьми-инвалидами.

Порядок признания статуса

Состав этих документов не установлен законодательством, в каждом субъекте РФ муниципалитет самостоятельно принимает решение по этому вопросу. Некоторые данные орган, в котором осуществляется постановка на учет, запрашивает самостоятельно путем межведомственных запросов из соответствующих организаций.

Собранный комплект можно предоставить в местные органы администрации в соответствии с пропиской или в многофункциональный центр. В некоторых случаях, установленных законодательством, становиться на учет можно и не по месту регистрации. При подаче бумаг гражданин заполняет специальное заявление с просьбой о принятии на учет. Заявитель получает на руки расписку, где приведен перечень принятых от него и через межведомственные запросы документов с указанием подтвержденной даты предоставления.

Рассмотрение заявления длится не более 30 дней, отсчитанных от даты предоставления документов. Если заявление подается через многофункциональный центр, 30 дней отсчитываются с момента предоставления пакета документов в этот центр.

После принятия решения в течение трех дней заявитель уведомляется об этом в письменной форме. В положительном ответе заявителю сообщается присвоенный ему порядковый номер в очереди соискателей на улучшение жилья, в отрицательном – указываются обоснованные причины отказа. При несогласии с принятым решением заявитель может обратиться в суд для обжалования.

Порядок учета граждан, желающих получить улучшенное жилье, законодательно определяется каждым субъектом страны в отдельности.

Пакет документов

При желании встать в очередь на получение улучшенной жилой площади, нужно собрать достаточно объемный пакет документов:

  • паспорта всех членов семьи старше 14 лет и свидетельства о рождении несовершеннолетних детей;
  • военные билеты, пенсионные удостоверения;
  • справка о количестве человек, занимающих жилплощадь;
  • справки о регистрации всех членов семьи;
  • медицинские документы, подтверждающие наличие тяжелого хронического заболевания или инвалидности;
  • уведомления от работодателей для работающих членов семьи и с места учебы для учащихся;
  • технический паспорт занимаемого жилища (выдается в БТИ);
  • санитарный паспорт занимаемого жильцами объекта (если имеется) и другие документы.

При проживании в жилище, полученном от работодателя, или в общежитии, дополнительно нужно подготовить:

  • трудовую книжку;
  • акт о признании жилья несоответствующим условиям проживания;
  • ходатайство работодателя о предоставлении улучшенных жилищных условий.

Для ускорения процесса оформления лучше заранее уточнить состав требуемых документов.

Многие российские граждане нуждаются в улучшении условий проживания и немногие имеют возможность самостоятельно реализовать эту потребность. Государство готово помочь им в этом. Пусть придется потратить много времени и сил, но желаемого результата добиться вполне реально.

О работе службы, отвечающей за учет граждан с неудовлетворительными условиями проживания, смотрите в следующем видеосюжете:

Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилья

Чтобы улучшить жилищные условия, необходимо собрать документы, которые нужны для подтверждения права претендовать на помощь и встать на учёт, поскольку рассмотрение подобных заявлений происходит в порядке очереди. Очередь на улучшение жилья – момент не очень приятный, поскольку состоять в ней зачастую приходится ни один год. Но и встать на учёт не так просто, государством предусмотрены очень строгие критерии, какие граждане действительно нуждаются в помощи, а также основания для получения возможности улучшения жилищных условий.

Государство может предоставить в качестве помощи на улучшение жилищных условий некоторые льготы малоимущим семьям, переселенцам с Севера, военнослужащим, правоохранителям, а также некоторым государственным служащим.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Когда можно претендовать

Очередь на улучшение жилья существует в каждом городе и посёлке России, согласно с законодательными нормами. Невозможно вычислить, с какой скоростью она движется, поскольку для каждого региона страны она своя и зависит от экономического состояния муниципалитета и работы местных органов власти. Также имеет место такое понятие, как внеочерёдное распределение для лиц, которые живут в аварийных домах под снос или, например, переселенцев не по своей воле, о чём должны свидетельствовать документы.

Для обычной категории малоимущих лиц улучшение жилплощади может быть только в порядке общей очереди, поэтому встать на учёт лучше как можно раньше. Претендовать и рассчитывать на государственную помощь стоит только после того, как:

  • заявителей официально признают малоимущими;
  • нынешнюю жилплощадь заявителей официально признают по площади меньшей, чем полагается по закону на каждого проживающего.

При этом стоит отметить, что чёткого определения, кто относится к категории малоимущих лиц, в российском законодательстве нет, поэтому каждый муниципалитет выносит решение из расчета совокупного дохода семьи за определённый период времени и стоимости его жилплощади, если она находится в собственности заявителя.

Подготовка бумаг

Для того чтобы встать на учёт на улучшение жилищных условий, заявителю нужны для этого основания, в связи с чем подаётся следующий перечень документов:

Относительно определения норм площади на каждого проживающего члена семьи, на основании которых также строится порядок нуждающихся лиц, здесь постановка вопроса зависит от региона проживания, поскольку нормы одинаковы не по всей территории России. Узнать, какие нормы действуют, можно в местном жилищном отделе, куда нуждающиеся граждане могут обратиться, предоставив:

  • паспорта каждого члена семьи, а также свидетельства о рождении лиц, не достигших четырнадцати лет;
  • выписку из домовой книги о составе семьи;
  • свидетельство, подтверждающее право собственности на недвижимость, вместе с технической документацией.

Как проходит процесс

После того, как были поданы все документы, какие были нужны, подтверждающие основания рассчитывать на улучшение жилищных условий для нуждающихся лиц, встать на учёт уже намного проще. Далее решение будет зависеть от местного жилищного отдела, который будет рассматривать представленные документы. Для увеличения шанса на положительный ответ, заявление должно быть совместным от всей семьи нуждающихся лиц в государственной помощи.

Помимо жилищного отдела подать документы каждый гражданин имеет право и в многофункциональный центр по месту проживания. Они являются так называемыми посредниками, которые соблюдают весь процесс точно в таком же порядке, с одним лишь отличием – ответа ждать придётся немного дольше.

Куда бы нуждающиеся граждане ни подали документы в качестве основания для получения помощи, принимающий заявление сотрудник должен выдать расписку в их получении. В этой расписке обязательно должны содержаться фамилия и инициалы этого сотрудника, дата принятия и перечень документов.

Варианты улучшений

Понятие улучшения условий проживания на сегодняшний день значит некий комплекс государственных действий, которые направлены на обеспечение помощи для малоимущих граждан и лиц льготных категорий, которые в этом нуждаются. К такой помощи относятся несколько вариантов:

  • получение жилищного сертификата;
  • право получить жилплощадь в порядке очереди;
  • субсидия на улучшение жилищных условий;
  • оформление ипотеки;
  • объединение свободной жилой площади коммунальных квартир.

Поскольку такая помощь является весьма ощутимой нагрузкой на государственный бюджет, а нуждающихся очень много, очередь на улучшение жилищных условий продвигается весьма медленно. Свободные метры появляются значительно медленнее, чем граждане, которые отстаивают своё право на них, поэтому возмущения «я уже два года стою в очереди» или «стою на учёте безуспешно» порой граничат с отчаянием, но в данном случае это обычный порядок вещей.

Встать на учёт, чтобы улучшить свои жилищные условия, это значит подчиняться нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, государственным законам, а также всем постановлениям местных муниципалитетов.

Субсидия молодым семьям

В качестве одного из видов помощи для нуждающихся малоимущих молодых семей является субсидия на улучшение жилищных условий. Это, по сути, материальная помощь от государства, безвозмездная и полагается только один раз. Чтобы подтвердить своё право на такую субсидию и рассчитывать на государственную помощь в качестве улучшения жилплощади, нужно представить документы, подтверждающие наличие определённых условий, как того требуют правила. И в первую очередь это подтверждение статуса малоимущей семьи, а также отсутствие своего собственного жилья.

Молодой семьей имеет право считаться и супружеская пара с ребёнком, и один родитель с ребёнком, при условии, что родителям не исполнилось тридцати пяти лет. Местные органы самоуправления должны документально подтвердить необходимость улучшить условия проживания для этой конкретной семьи. После этого семья может встать на учёт и ждать своей очереди.

Иногда бывают случаи, когда молодая семья может претендовать на внеочерёдную помощь, не становясь в очередь. Какие для этого нужны условия:

  • тяжелые хронические или инфекционные заболевания у кого-то из членов молодой семьи;
  • очень маленькая жилплощадь, не соответствующая нормам на одного человека;
  • аварийное и непригодное для проживания жильё.

Получение субсидии

Для того чтобы претендовать и рассчитывать на субсидию, встать в очередь, молодой семье нужно оформить соответствующее заявление и собрать следующие документы для их подачи местным органам власти по месту проживания заявителей:

  • паспорта супругов и детей от четырнадцати лет – оригиналы и копии;
  • свидетельства о рождении детей, не достигших четырнадцати лет;
  • выписка из банка о том, что граждане являются кредитоспособными;
  • документы, подтверждающие право семьи на улучшение условий проживания с государственной помощью.

Предусмотреть срок рассмотрения такой заявки нуждающихся нельзя, точно так же, как и время получения финансовой помощи, постановка которой зависит от множества факторов. Ориентировочно срок рассмотрения заявления и документов составляет до трёх месяцев, после чего в течение двух месяцев нужно открыть в банке специальный счёт для перечисления средств.

Когда могут отказать

Важно также учитывать, какие могут быть основания для отказа, чтобы не тратить своё время на заведомо неуспешную заявку. Таких причин, какие могут помешать, может быть несколько, основными из которых являются:

  • получение субсидий ранее (даже если ещё стоим в очереди или поставлены на учёт);
  • отсутствие каких-либо необходимых документов;
  • намеренное предоставление неправдивых сведений в качестве оснований;
  • несоответствие молодой семьи критериям малоимущих лиц и нуждающихся;
  • возрастные ограничения – до тридцати пяти лет, как того требует постановка.

Если отказ был по причине недостатка какого-то документа, после их окончательного сбора заявление можно подавать повторно, куда обращались ранее, в иных случаях рассчитывать на получение субсидии, чтобы встать в очередь, бесполезно.

Ипотека на улучшение

Говоря об ипотеке на улучшение жилищных условий, здесь так называемая помощь не от государства, а от банков, кредит, который направлен на приобретение жилья, который имеет ограничение относительно его стоимости. Получить такую ипотеку можно только с обязательной оплатой определённого процента от стоимости жилплощади, которую граждане должны оплатить из личных средств, но большую часть предоставляет всё же банк.

Положительную роль для одобрения заявления на открытие ипотеки сыграет отсутствие страхования жизни, титульного страхования, наличие налоговой справки с места работы, а также обращение заявителя лично без посредника.

Вариант с ипотекой особенно привлекателен для лиц, не имеющих российского гражданства, поскольку нет никаких требований к постоянной и временной прописке относительно территориального местонахождения. Кроме того, при ипотеке очередь на улучшение отсутствует, и обратиться можно когда угодно, правила не устанавливают никакого срока.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

  • Безвозмездная жилищная субсидия многодетным
  • Постановка на кадастровый учет
  • Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Добрый день!
Ситуация такова, я, мой муж и 2х годовалый ребенок живем в квартире 21 м2. В сентябре ожидаем пополнение.
Т.е. в квартире будет проживать 4 чел. ( квартира в собственности у свекрови, прописано 3 чел).
Хотим претендовать на господдержку Помощь молодой семье.
Как это сделать? Когда это лучше сделать? Куда необходимо обращаться? Какие документы нужно предоставить?

Добрый день, Яна!
Вам нужно обратиться в администрацию вашего города с заявлением на улучшение жилищных условий.
Когда у вас родится второй малыш, то получится менее 6 кв.м. на человека – минимальная норма для общежитий. Это будет являться основанием для постановки в очередь на улучшение.
Сходить и узнать всё лучше сейчас – за спрос денег не берут, да и будете знать что к чему.

В каждом регионе свои программы для молодых семей.
Где-то участки дают, может ещё что-нибудь.
В администрации по этому вопросу всё расскажут.

Плюс за рождение второго ребенка вам будет положен материнский капитал – который можно потратить на улучшение жилищных условий.

Если бы всё так было просто…. Мы уже 15 лет шестерни в 1-комнатной квартире живём и слышим только обещания…

а мы с 1986 стоим. Еще лет 15 сказали ждать

вам хотя бы обещают, а нам хрен, у родителей есть квартиры в собственности и епитесь как хотите

Сайт органов местного самоуправлениягорода Белгорода

  1. Деятельность
  2. Жилищные правоотношения
  3. Постановка граждан на жилищный учёт
  4. Постановка граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Постановка граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Получателями муниципальной услуги по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее — муниципальная услуга) являются граждане Российской Федерации, постоянно зарегистрированные по месту жительства в городе Белгороде, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, относящиеся к следующим категориям:

  • малоимущие граждане, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи или одиноко проживающему гражданину для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения;
  • граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица;
  • ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»;
  • граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев.

Муниципальную услугу предоставляет жилищное управление департамента городского хозяйства администрации города Белгорода.

Адреса и контакты:

Постановка на учет на улучшение жилищных условий

Добрый день!Проконсультируйте пожалуйста по вопросу о признании меня нуждающейся в улучшении жилищных условий. Мы молодая семья планируем стать участниками ФЦП «Жилище» подпрограмма «Молодая семья», для это нам необходимо по месту прописки признаться нуждающимися в улучшении жилищных условий, но в администрации нам ответили что такими могут быть только несколько категорий граждан — малоимущие, инвалиды, сироты. но не МЫ. Получается замкнутый круг, нас не признают нуждающимися в улучшении жилищных условий,т.к. мы не малоимущие (хотя прописаны у родителей, и по норме жилплощади на человека не выходит),а с другой стороны чтобы стать участником программы надо быть признанным нуждающимся в улучшении. Разъясните пожалуйста как нам быть?

Ответы юристов (3)

Добрый день. У нас, в Перми, молодая семья сдает пакет документов (именно по программе «Молодая семья»). В течение 30 рабочих дней семью признают нуждающейся в улучшении жилищных условий ( в рамках программы), УЖО издает распоряжение. Потом семья представляет еще часть документов, прилагает распоряжение УЖО. и через 10 дней семью ставят на учет. У Вас тоже данная программа действует.

Нашла в интернете —

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий должны встать на учет в органах местного самоуправления, — объясняет ведущий специалист ГБУ «Молодежный центр Республики Бурятия» Сэлмэг Цыдыпова. – В Улан-Удэ это можно сделать через Многофункциональный центр, где можно подать заявление и необходимый перечень документов.

Есть вопрос к юристу?

Либо чиновники сами чего-то не знают или просто Вас «динамят».

Фишка в том, что если Вас признают малоимущими, то в программе МС Вы участвовать не сможете т.к. как раз для этой программы оценивается Ваша платежеспособность.

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Если Вы малоимущие, то какие доходы…

Вот обоснование почему Вам не нужно быть МИ

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

7. В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как видите про МалоИмущность речи не идёт для целей постановки на учёт. МИ нужна только чтобы от государства получить жильё на 100% бесплатно.

Сходите к ним на прием и укажите на то, что малоимущие как раз и не могут участвовать в программе или сходите к начальнику. Пригрозите, что пойдёте в прокуратуру.

Помимо этого, наверняка есть какие-либо местные акты по данной программе. Посмотрите их.

Если будут упираться — собирите комплект документов для участия в программе, подайте их и ждите. Если будет отказ (в письменном виде) — в суд.

Уточнение клиента

Добрый день! Спасибо за Ваш ответ!

Дело в том, что одна из семей уже получила письменный отказ в постановке на учет (прилагается).

Адм-ия объясняет нам что ст.51 и ст.49 ЖК РФ не должны трактоваться отдельно друг от друга.

Теперь видимо только один путь через суд.

10 Августа 2013, 11:43

Значит собирайте комплект документов, а потом в суд.

Также сперва порекомендовал бы Вам заранее найти местного юриста, который сразу после отказа подготовил исковое заявление и представлял Ваши интересы в суде.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья написана по материалам сайтов: www.hram-ks.ru, posobie-help.ru, pravonedv.ru, www.beladm.ru, pravoved.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector