+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 декабря 2005 года №25

О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии

В связи с вопросами, возникшими у судов при применении Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2002 года и установившего основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения правильного применения положений названного Закона при разрешении споров, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии, постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и пункта 7 статьи 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N173-ФЗ) дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой трудовых пенсий, подведомственны судам общей юрисдикции.

При этом в случае несогласия с решением пенсионного органа гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) оспорить в суде (пункт 7 статьи 18 Федерального закона N173-ФЗ).

а) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления (например, в случае предъявления иска о взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии), в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 ГПК РФ подсудны мировому судье;

б) дела по искам, не подлежащим оценке (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии), в силу статьи 24 ГПК РФ подсудны районному суду;

в) в случае объединения связанных между собой требований, не подлежащих оценке, и требований имущественного характера, подлежащих оценке (например, требований о признании права на назначение пенсии ранее достижения пенсионного возраста (60 лет для мужчин или 55 лет для женщин) и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в ее назначении), дело подсудно районному суду.

3. В силу статьи 28 ГПК РФ заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на трудовую пенсию, подается в суд по месту нахождения соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

Истцы по делам о защите прав и законных интересов ребенка в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с подпунктами 2 и 5 пункта 2 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 данной статьи освобождаются также истцы, являющиеся инвалидами I и II группы, а по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, — истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2005 г. N 25
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКШИХ У СУДОВ

ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ

ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ
В связи с вопросами, возникшими у судов при применении Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2002 года и установившего основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения правильного применения положений названного Закона при разрешении споров, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии, постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и пункта 7 статьи 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 173-ФЗ) дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой трудовых пенсий, подведомственны судам общей юрисдикции.

При этом в случае несогласия с решением пенсионного органа гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) оспорить в суде (пункт 7 статьи 18 Федерального закона N 173-ФЗ).

Федеральным законом от 11.02.2010 N 6-ФЗ пункт 5 части 1 статьи 23 ГПК РФ изложен в новой редакции, согласно которой мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей.
а) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления (например, в случае предъявления иска о взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии), в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 ГПК РФ подсудны мировому судье;

б) дела по искам, не подлежащим оценке (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии), в силу статьи 24 ГПК РФ подсудны районному суду;

в) в случае объединения связанных между собой требований, не подлежащих оценке, и требований имущественного характера, подлежащих оценке (например, требований о признании права на назначение пенсии ранее достижения пенсионного возраста (60 лет для мужчин или 55 лет для женщин) и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в ее назначении), дело подсудно районному суду.

3. В силу статьи 28 ГПК РФ заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на трудовую пенсию, подается в суд по месту нахождения соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

Истцы по делам о защите прав и законных интересов ребенка в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с подпунктами 2 и 5 пункта 2 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 данной статьи освобождаются также истцы, являющиеся инвалидами I и II группы, а по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, — истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

Учитывая это, заявления граждан, не являющихся получателями пенсии (за исключением истцов-инвалидов I и II группы и истцов, обращающихся в защиту прав и законных интересов ребенка), по делам по спорам между ними и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, подлежат оплате государственной пошлиной в размере и порядке, предусмотренных статьями 333.19 и 333.20 части второй Налогового кодекса РФ.

В силу пункта 2 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса РФ суд или мировой судья с учетом имущественного положения гражданина вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 данного Кодекса, но не вправе освободить его от уплаты этой пошлины.

В случае удовлетворения требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.

Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса РФ).

Это интересно:  Как получать квитанции за ЖКХ на электронную почту: как проверить сведения по оплате через Интернет и где именно можно их посмотреть, если ничего не пришло?

4. Учитывая, что Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением (статья 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), в связи с чем он не подпадает под перечень лиц, указанных в подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса РФ, которые в случае обращения в суд в защиту государственных и общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины, исковые заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (например, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии) подлежат оплате государственной пошлиной на общих основаниях в размере и в порядке, установленных статьями 333.19 и 333.20 части второй Налогового кодекса РФ.

5. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица вправе беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Учитывая это, в случае невыполнения страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 названного Федерального закона, по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованное лицо не лишено возможности обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период.

В силу статьи 43 ГПК РФ органы Пенсионного фонда Российской Федерации должны привлекаться судом к участию в таких делах в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца.

В случае удовлетворения требования истца взысканные суммы подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде Российской Федерации.

6. Учитывая социальную значимость дел указанной категории, обратить внимание судей на необходимость соблюдения установленных частью 1 статьи 154 ГПК РФ сроков рассмотрения этих дел.

В этих целях судье необходимо проводить тщательную подготовку данных дел к судебному разбирательству (глава 14 ГПК РФ), в том числе в необходимых случаях проводить предварительное судебное заседание (статья 152 ГПК РФ).

7. Поскольку в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и, следовательно, не относится к тем субъектам, чьи решения, действия (бездействие) гражданин вправе оспорить в суде в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ («Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»), дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом Российской Федерации, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, не могут рассматриваться в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, а подлежат рассмотрению в порядке искового производства.

8. При разрешении споров, связанных со взысканием начисленных сумм трудовой пенсии, причитавшихся пенсионеру в текущем месяце (в том числе и за прошедшее время) и оставшихся не полученными в связи с его смертью, необходимо руководствоваться положениями, закрепленными в пункте 3 статьи 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку указанный Закон является специальным и был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 30 ноября 2001 года, т.е. позже, чем часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации, которая была принята 1 ноября 2001 года (статья 2 Федерального конституционного закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).

При отсутствии лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на получение вышеназванных сумм трудовой пенсии может быть признано за иными лицами, указанными в статье 1183 ГК РФ.

Судебная практика: Разное

ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕНСИОННЫХ СПОРОВ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ПОСТАНОВЛЕНИИ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20 ДЕКАБРЯ 2005 ГОДА N 25.

В настоящем обзоре проанализированы решения по пенсионным делам, собранным в Базе данных судебной практики, которая размещена на сайте НП «Юристы за трудовые права». Подробнее о Базе данных и условиях пользования ею можно узнать на Интернет-странице http://llpa.ru/?86 .

Всего на данный момент в Базе опубликовано около 50 решений по пенсионным спорам, что составляет солидную долю от всех решений, имеющихся в Базе. Также судебная практика весьма представительна в географическом плане: имеются решения из 20 различных регионов страны, от Санкт-Петербурга, Калининграда и Мурманска до Чувашской Республики и Якутска. Указанные факторы позволяют рассматривать судебные решения как весьма показательные, отражающие ситуацию по всей стране, в особенности в контексте заявленной темы – анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Первое, что обращает на себя внимание при прочтении решений, — это тот факт, что подавляющее большинство из них вынесено в пользу истцов: включен тот или иной спорный период работы в стаж, подтвержден средний заработок, размер пенсии пересчитан, органы Пенсионного Фонда обязаны назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения за ней пенсионера. Таким образом, с одной стороны, обращение в суд за защитой нарушенного права можно признать эффективным средством правовой защиты по спорам, связанным с назначением пенсий. С другой стороны, повышение количества обращений пенсионеров в суды и высокая доля удовлетворенных исков – это результат некачественной подготовки пенсионной реформы. Нельзя одним росчерком пера коренным образом изменить сложившиеся правоотношения. Если бы новое пенсионное законодательство учитывало это, а также конституционные принципы социального и правового государства, если бы были продуманы и четко сформулированы переходные положения законов, думается, было бы меньше исков пенсионеров. С момента вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 173-ФЗ от 17.12.2001 (далее – ФЗ «О трудовых пенсиях») вопросы по правильному толкованию его норм постоянно возникали у правоприменителей, и анализируемая судебная практика показывает, что далеко не часто суды соглашались с мнением органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

Практика складывалась в основном положительная для пенсионеров, однако Постановление Пленума Верховного Суда сделает не только более единообразной, но и скорректирует ее.

Рассмотрим отдельные вопросы.

ВИД ПРОИЗВОДСТВА ПО СПОРАМ,
СВЯЗАННЫМ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРАВА НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Большинство пенсионеров обращались в суды в порядке главы 25 ГПК РФ «Производство по делам об оспаривании действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», полагая, что органы Пенсионного Фонда обладают властными полномочиями. Например, Н. обратилась в Рузский районный суд Московской области с жалобой на отказ Управления пенсионного фонда РФ по Рузскому району в назначении пенсии за выслугу лет (решение от 10 февраля 2003 г.). Суды принимали жалобы граждан и рассматривали их.

В Постановлении Пленума Верховного Суда от 20.12.2005 № 25 данному моменту уделено особое внимание и специально разъяснено, что Пенсионный фонд не относится к тем органам, чьи действия (бездействие) можно обжаловать в порядке публичного производства. В пункте 7 Постановления разъяснено, что дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом РФ, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, подлежат рассмотрению в порядке искового производства. Этот небольшой процессуальный вопрос имеет важное значение, так как в исковом производстве и «публичном» производстве бремя доказывания между сторонами распределяется по-разному. Если при рассмотрении иска, в общем порядке, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (п. 1 ст. 56 ГПК РФ), то обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган или лицо, принявшее оспариваемое решение или совершившее оспариваемое действие (бездействие) (ст. 249 ГПК РФ).

ОТПУСК ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ
ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ДОСРОЧНОЙ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ

Это интересно:  Вниманию жителей городов Москва, Санкт-Петербург, Казань и Сочи!

Анализ показывает, что проблема невключения отпусков по уходу за ребенком в специальный трудовой стаж очень распространена, в особенности она касалась медицинских и педагогических работников, среди которых традиционно большинство составляют женщины. Из пятидесяти решений, имеющихся в Базе, десять, так или иначе, касаются исковых требований о включении в стаж работы по специальности отпуска по уходу за ребенком. Большинство таких требований были удовлетворены (только по двум решение вынесено не в пользу работницы), что свидетельствует о достаточно стабильном направлении судебной практики по данному вопросу.

Примечательно, что суды обосновывали свою позицию тем, что ст. 167 КЗоТ РФ, посвященная отпуску по уходу за ребенком, в своей первоначальной редакции предусматривала включение указанного отпуска в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Эта статья была изменена Законом от 25 сентября 1992 г., который исключил возможность включения отпусков по уходу за ребенком в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Указанный Закон вступил в силу 06.10.1992.

Таким образом, если отпуск был использован до 06.10.1992 г., то суды засчитывали его в стаж работы по специальности. При этом суды также ссылались на такие общие принципы права как недопущение дискриминации и запрет обратной силы закона. Так, в решении Котовского городского суда Тамбовской области по жалобе Л. на невключение в педагогический стаж отпуска по уходу за ребенком с 30.01.1988 по 21.05.1989 г. судья пришел к следующему выводу: «Статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции до 25 сентября 1992 года засчитывала отпуск по уходу за ребенком в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности без каких-либо ограничений … Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие…Ссылка представителя ответчика на Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, которыми якобы не предусмотрено включение в специальный стаж исчисление пенсии на льготных условиях периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, незаконна, т.к. это положение Правил не соответствует требованиям названной статьи ГК РФ».

В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 29 апреля 2003 г. (иск К. к ГУ УПФР по г. Каменке и Каменскому району Пензенской области) содержится следующий вывод: «Действовавшими до 06.10.92 ст. ст. 165 и 167 КЗоТ РСФСР предусматривалось, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются, в том числе, и в стаж по специальности…Отказывая во включении в специальный стаж К. указанные выше периоды [имеются в виду периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 16.09.78 по 21.05.79 и с 12.09.81 по 18.07.82 – А.Г.], орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил ее в пенсионных правах, поставив ее в неравные условия с другими категориями граждан, эти ограничения не предусмотрены федеральными законами и не соответствует целям, указанным в п. 3 ст. 55 Конституции РФ».

Верховный Суд РФ согласился с позицией судов и в п. 15 Постановления от 20.12.2005 № 25 указал, что если отпуск по уходу за ребенком имел место до 6 октября 1992 года, «то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости».

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ДОСРОЧНУЮ ТРУДОВУЮ ПЕНСИЮ
ПРИ ИСКЛЮЧЕНИИ ДОЛЖНОСТИ ИЗ СПИСКОВ

Весьма интересны решения, которыми удовлетворялись исковые требования истцов о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью директоров и заведующих, с учетом и тех периодов работы, когда уже действовали новые списки профессий и должностей, не предусматривавшие работу по указанным должностям как педагогическую. Решения интересны тем, что суды применяли Конституцию РФ, а также правовые позиции Конституционного Суда РФ.

Так, одно из решений было вынесено по иску гражданки Э., которая обратилась в суд в связи с отказом назначить ей трудовую пенсию по старости из-за отсутствия у нее требуемого 25-летнего педагогического стажа. Один из спорных периодов – с 01.11.1999 по 10.06.2004, когда истица работала в должности заведующей детского сада. Именно с 01.11.1999 г., согласно подпункту в) п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, работа в должности заведующей детского сада перестала включаться в необходимый для назначения пенсии стаж. Таким образом, около пяти лет стажа истице не засчитывали только потому, что изменилось правовое регулирование, а она не успела выработать необходимый по прежнему регулированию стаж.

Суд пришел к выводу, что этот спорный период подлежит включению в стаж. Во-первых, суд указал на то, что по состоянию на 01.11.1999 г. «до необходимого стажа для назначения досрочной пенсии Э. недоставало 1 года 2 месяцев». Во-вторых, суд сослался на Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П, в котором «указывается на принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, … правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения». Суд, «с учетом конституционной защиты прав граждан», посчитал возможным включить весь спорный период в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии истице Э., поскольку «правоотношения, которые связаны с пенсионным обеспечением истицы по спорному периоду возникли за 9 лет до принятия изменений в пенсионном законодательстве, ухудшающих ее положение, и за 1 год до возникновения права на досрочную пенсию» (см. решение суда Промышленного района г. Оренбурга от 15.12.2004 по иску Э., судья Петайкина О.В.).

Аналогично и решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 07.04.2005 г. по иску З. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ» в Промышленном районе г. Оренбурга о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии.

Верховный Суд не согласился с таким подходом в судебной практике. В п. 12 Постановления Пленума от 20.12.2005 № 25 указывается на необходимость применения подпункта в) п. 8 Правил от 29 октября 2002 г. и его буквального толкования, а именно, что работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в п. 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» списка от 29 октября 2002 г. засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 г.

ОТСУТСТВИЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА

Очень часто граждане сталкиваются с тем, что не могут подтвердить свой страховой стаж, так как работодатели либо не перечисляют страховые взносы вообще, либо начисляют их, но не перечисляют, либо иным образом не исполняют свои обязанности, связанные с уплатой страховых взносов в ПФР.

Судебная практика разнообразна по таким делам. Как правило, граждане обжалуют отказы пенсионного фонда, а не обращаются с исками к работодателям. Так, апелляционным решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 17 октября 2005 г. удовлетворен иск граждан Е., М., А. и К. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ижевске о перерасчете размера трудовой пенсии с учетом начисленных страховых взносов по обязательному страхованию и взыскании невыплаченной суммы пенсии. Проблема заключалась в том, что работодатель начислял страховые взносы, но не перечислял их в ПФР. ПФР не производил перерасчет пенсий с учетом этих взносов. Суд сослался на:

— абз.2 п. 2 ст. 14 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», согласно которой страхователи (в данном случае — работодатели) обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда и вести учет, связанный в начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет,

— п. 2 ст. 25 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», согласно которому взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке. При этом суд не согласился с доводами ответчика о том, что указанная норма предусматривает всего лишь право, а не обязанность ПФР поступать соответствующим образом.

Это интересно:  Как взять землю в аренду у государства

Суд указал, что сам по себе факт неуплаты или уплаты не в полном объеме страхователями страховых взносов не может служить основанием для возложения неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения на застрахованных лиц, поскольку «действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременную и правильную уплату страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо ставили бы в зависимость выплату обязательного страхового обеспечения от исполнения застрахованным лицом такой обязанности». Суд удовлетворил заявленный иск.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ указанной проблеме также уделено внимание. В п. 5 указывается, что в соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» застрахованные лица вправе беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда РФ. «Учитывая это, в случае невыполнения страхователем обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 14 названного Федерального закона, по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ застрахованное лицо не лишено возможности обратиться в суд с иском о взыскании со страхователя [выделено мною – А.Г.] страховых взносов за предшествующий период».

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПО ПЕНСИОННЫМ ДЕЛАМ

Очень часто граждане при обращении за назначением им досрочной трудовой пенсии по старости сталкиваются с тем, что те или иные периоды работы пенсионный фонд отказывается им засчитывать в стаж. При этом проблема заключается, как правило, в том, что отсутствуют какие-либо документы или пенсионному фонду недостаточно имеющихся для того, чтобы бесспорно установить тот или иной период. В таких ситуациях возникает спор о праве: гражданин считает, что у него имеется необходимый стаж для назначения трудовой пенсии по старости, а орган пенсионного обеспечения не согласен с ним.

Представляется, что обжалование в вышестоящий орган пенсионного обеспечения не способно решить проблему, так как речь идет об отдельных фактах, которые вправе установить только суд своим решением, обязательным для исполнения пенсионными органами.

Решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 02 декабря 2003 г. по иску К. к Управлению Пенсионного фонда РФ интересно тем, что суд принял показания свидетелей, работавших вместе с истцом в спорный период, в подтверждение продолжительности и характера работы истца. Таким образом, период работы с 02.01.1978 по 22.03.2003 г. в должности пилоточа и заточника был включен истцу в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по подп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях».

В другом деле в качестве основания для исключения спорного периода работы П. комиссия по назначению пенсию указала, что занятость истца непосредственно полный рабочий день на работе по оперативному и периодическому аэродромному обслуживанию воздушных судов не подтверждается справкой, выданной предприятием. Курганский городской суд принял показания двух свидетелей, работавших вместе с истцом, подтвердивших занятость истца непосредственно полный рабочий день на работе по оперативному и периодическому аэродромному обслуживанию воздушных судов (решение от 12 апреля 2002 г.).

ДЕНЬ ОБРАЩЕНИЯ ЗА НАЗНАЧЕНИЕМ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ

Анализ решений по искам граждан к органам Пенсионного фонда показал значимость такого юридического факта как день обращения гражданина за назначением трудовой пенсии. Обращение за устной консультацией (которые фиксируются в специальном журнале в органе Пенсионного фонда) не может считаться таким днем. Значение этого дня заключается в том, что именно с этой даты Пенсионный фонд (и суд, в случае удовлетворения иска) может назначить пенсию.


Гвоздицких Анна
,
юрист Центра социально-трудовых прав

Реализация прав граждан на трудовые пенсии: вопросы теории и практики (Беляков А.А.)

Дата размещения статьи: 22.05.2015

В связи с возникшими в судебной практике разногласиями в части применения свидетельских показаний при рассмотрении данной категории дел Пленум в п. 15 обратил внимание судов на то, что в соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона N 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в ст. 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
В судебной практике имеют место случаи обращения граждан, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, которым периоды нахождения в отпуске по беременности и родам включены в специальный стаж в календарном исчислении.
Пункт 26 Постановления в этой части дал разъяснения со ссылкой на п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, согласно которому в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Представляются обоснованными и соответствующими вышеуказанному пункту Постановления Пленума решения судов, которые удовлетворяют исковые требования граждан о включении периодов нахождения в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком в льготном исчислении, в зависимости от характера выполняемой истцом работы, предшествующей отпуску.
При разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ, Пленум в п. 27 Постановления от 11 декабря 2012 г. N 30 дал дополнительные разъяснения о том, что необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 г., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Данное разъяснение имеет весьма актуальное значение, поскольку вопрос о включении в стаж работы по специальности периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г. отрегулирован письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 4 августа 2009 г. N ЛЧ-25-25/7407 «О включении периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г. в стаж на соответствующих видах работ». Как показывает судебная практика, в настоящее время предметом рассмотрения судебных инстанций является отказ Пенсионного фонда в части исключения данного периода после 6 октября 1992 г., независимо от того, когда начался у женщины отпуск по уходу за ребенком.
В заключение хотелось бы обратить внимание, что рассматриваемые в статье правовые положения Постановления от 11 декабря 2012 г. N 30 играют важную роль в обеспечении единства судебной практики, формировании правовой позиции судами при решении вопросов, затрагивающих право граждан на пенсионное обеспечение.

Литература

Статья написана по материалам сайтов: base.spinform.ru, filling-form.ru, trudprava.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector