Снижение прожиточного минимума 2024: доколе?


Warning: Use of undefined constant callback_thumbing_img - assumed 'callback_thumbing_img' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/10000ideas/data/www/10000ideas.ru/wp-content/themes/design/includes/kama_thumbnail.php on line 337

Еще совсем недавно средства массовой информации, настроенные лояльно к правительству, бодро рапортовали о том, что прожиточный минимум взрослого трудоспособного человека в России, наконец-то сравнялся с минимальным окладом. Но 27 сентября Глава Счетной палаты Алексей Кудрин озвучил цифры, противоречащие общему оптимизму подобных сообщений.

Согласно его заявлению, на сегодняшний день, несмотря на все законодательные и репрессивные меры, более 13% российских граждан получают доход меньше законодательно установленного минимального размера зарплаты.

Даже при условии, что с 1 мая 2018 года МРОТ равен ПМ (а произошло это всего несколько месяцев назад), 13,2% населения страны продолжают получать оплату, не дающую возможности выжить.

Ситуация с ПМ

До этого некоторые люди работали за 70 и 85% ПМ. То есть, за сумму, меньшую, чем минимально необходимая для выживания, установленная на официальном уровне.

С 1 января 2019 года планируется поднять МРОТ, а это значит, что должен вырасти и ПМ, раз с 1 мая это законодательно установленные равные величины. Но если учесть, что для 13,2% населения эпоха получения зарплаты, эквивалентной минимальной сумме жизнеобеспечения все еще не наступила, поднятие ПМ означает для них еще большие трудности с выживанием.

С 1 мая МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом. Гипотетически у тех, кто получает минималку, наконец-то появилась возможность покупать все самое необходимое для выживания.

Прожиточный минимум

Экономическое положение в стране

Прожиточный минимум, как известно, – это сумма, которая устанавливается на основании данных Росстата. В это понятие входят продукты питания, самые необходимые расходы и оплата услуг ЖКХ. Но, несмотря на декларативно провозглашенное уравнивание этих двух величин (которые в нормальном положении вещей и должны равняться друг другу, или МРОТ должен превышать ПМ), реальное положение вещей не такое.

Абстрактные 13,2% – это реальные 19,3 миллиона человек, у которых зарплата не позволяет приобрести все то, что включает в себя корзина потребителя, составленная по самым скудным и урезанным подсчетам.

Ситуация складывается плачевная:

  • за последние 4 года уровень доходов снизился на 11% (в суммарном подсчете);
  • в 2017, несмотря на прогнозируемый рост экономики и повышение реальных доходов, они снизились на 1,7%;
  • в 2018 году правительственные круги усмотрели повышение доходов на 2,6%, хотя индексация была проведена на 3,7% (а это означает, что 1,1% съела инфляция);
  • доходы пенсионеров снизились на 7,1%, и только в нынешнем году их прирост составил 3,6%, то есть они не вернулись даже на уровень 4-х летней давности, и это притом, что ПМ пенсионера даже ниже, чем уровень ребенка;
  • более 19 млн человек не зарабатывает на самое необходимое для жизнеобеспечения.

С 1 января 2019 года в России планируется поднять минимальный размер оклада труда. Гипотетически это означает, что люди, зарплата или пособия которых зависят от этой величины, ежемесячно будут получать на 117 руб. больше. Это ровно 1%, при том что уровень инфляции, по официальным сообщениям, постоянно колеблется в пределах 4%.

Разница между МРОТ и прожиточным минимумов

Даже в ответ на майские указы Президента многие регионы отрапортовали, что состояние бюджета не позволяет их выполнить.

Новое повышение МРОТ ляжет тяжелым грузом на малый и средний бизнес, который и без того балансирует на грани выживания. Аналитики прогнозируют и возможное сокращение рабочих мест.

Разница между прожиточным минимумом минимальной зарплатой в Питере 11,3%

Даже в относительно благополучном Санкт-Петербурге разрыв все еще составляет 11,3% между минимальной зарплатой и величиной прожиточного минимума. При этом глава региона Полтавченко усиленно рапортует, что такого показателя удалось достичь только благодаря действиям администрации и перераспределением средств, заранее просчитанным и целенаправленным.

А что говорить о других регионах, где дело с доходами обстоит не столь благополучно, и о заявлениях, что уровень минимальной оплаты труда предполагается намного увеличить, осуществляя это в несколько этапов, непонятно.

МРОТ и прожиточный минимум в 2019 году вырастет: на сколько увеличатся зарплаты?

Правительство рассчитало прожиточный минимум за второй квартал этого года

Минтруд России посчитал и своим приказом от 24 августа 2018 г. № 550н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года» утвердил величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за 2 квартал 2018 года.

Размер прожиточного минимума в РФ Приказом также установлено, что прожиточный минимум за второй квартал 2018 года составляет:

для пенсионеров — 8583 рублей;

МРОТ и прожиточный минимум

В Трудовом кодексе РФ прописано, что минимальный размер оплаты труда в России (МРОТ) не может быть ниже прожиточного минимума. Долгие годы это требование не соблюдалось, но с 1 мая 2018 года МРОТ уравняли с прожиточным минимумом за II квартал 2017 года. Теперь это правило распространяется на минимум за II квартал каждого года. То есть, когда Минтруд определил прожиточный минимум за II квартал 2018 года, он фактически утвердил МРОТ на 2019 год.

По словам министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина, второй квартал берется за основу для определения минимальной зарплаты не случайно. С одной стороны, срок подсчета этой цифры позволяет учитывать показатель при формировании бюджета на новый год и учитывать в нем расходы на зарплату бюджетников. С другой — по статистике размер прожиточного минимума по итогам второго квартала, как правило, совпадает с годовым показателем, ведь в третьем квартале инфляция обычно минимальная, и прожиточный минимум даже снижается.

В итоге годовой показатель мало отличается от показателя за второй квартал. По крайней мере, если и будет разница в доли процента, люди это не заметят, считает министр.

Напомним, что исчисляется прожиточный минимум исходя из состава потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные и прочие товары и их индексов. То есть чем выше цены, тем выше стоимость потребительской корзины.

А потребительская корзина считается не только в целом по России и для трудоспособного населения, но и для детей и пенсионеров. Плюс аналогичные расчеты делаются в каждом регионе.

Заметим при этом, что пособия на первого, второго и третьего ребенка зависят тоже от величины прожиточного минимума. Но не в целом по стране, а в конкретном регионе, где проживает семья.

В результате самый высокий прожиточный минимум в стране в Чукотском АО — 21 тысяча 737 рублей в месяц, Камчатском крае — 19 тысяч 381 рубль, Магаданской области — 17 тысяч 929 рублей. Самый низкий — в Белгородской области, Оренбургской, в Мордовии и Башкортостане — там прожиточный минимум установлен на уровне чуть более 8 тысяч рублей.

В то же время и доход пенсионеров тоже может зависеть от регионального прожиточного минимума. Если страховая пенсия пожилого человека ниже, чем прожиточный минимум пенсионера в регионе, ему сделают доплату и подтянут к уровню минимума.

Ученый убеждён, что в ближайший год экономический кризис в России маловероятен, даже с учетом серьезного внешнего давления. Инфляция, по его словам, останется под контролем и в 2019 году вполне может не превысить четырех процентов.

Рост ВВП в 2019 году составит, по нашим оценкам, один-два процента. Роста ВВП более двух процентов, возможно, удастся добиться в 2024 году. Лидеры по росту благополучия на ближайший год — Республика Крым, Севастополь, а также Самарская и Ленинградская области».

Зубец напомнил, что ранее сделанные прогнозы оправдываются: реальные зарплаты в России продолжают увеличиваться. В июле, по данным Росстата, они выросли на восемь процентов.

Это интересно:  Как получить гектар земли на карте Дальнего Востока?

В ближайшие месяцы, по прогнозам учёного, повышение реальных зарплат продолжится, причем довольно высокими темпами.

А вот что касается поведения рубля, то, по оценке финуниверситета, фундаментально рубль недооценен по отношению к доллару. Курс рубля в большей степени зависит от того, как властям и ЦБ удастся обуздать спекулятивное давление на рубль. Пока, к сожалению, этого добиться не удалось.

Потому среди россиян растет беспокойство по поводу стабильности курса рубля. Владельцы рублевых накоплений готовы защищать свои сбережения при помощи конвертации в доллар или евро, что в дальнейшем может вызвать ажиотажный спрос на валюту с перспективами еще большего падения национальной валюты.

Необходимо избежать данного негативного сценария.

Потребрынок

Бедности установили новый минимум

Правительство сэкономит на пособиях за счет снижения прожиточного минимума

Правительство понизило прожиточный минимум по итогам третьего квартала года. Это можно связать с сезонным фактором, полагают эксперты, но не менее вероятным считают и другое объяснение: правительство изо всех сил экономит на социальных выплатах и искусственно занижает уровень бедности.

Экономия важнее

Прожиточный минимум в России снизился по итогам третьего квартала на 67 руб., до 9889 руб. Это можно объяснить сезонным фактором удешевления овощей и фруктов, полагают экономисты. Но почему во втором квартале этого года показатель снизился ко второму кварталу 2015 года, остается непонятным и дает основания заподозрить, что правительство пытается сэкономить на социальных выплатах, полагают эксперты.

Прожиточный минимум в России

В соответствии с законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум на душу населения и по основным.

По закону размер прожиточного минимума является основным критерием, на основании которого семьи или отдельные граждане признаются малоимущими и получают право на получение пособий и льгот, поясняет адвокат Олег Сухов.

Показатель также учитывается при определении размера МРОТ и пенсий, стипендий и иных видов социальных выплат.

«Все печально и понятно: это экономия на выплатах, которые зависят от прожиточного минимума», — говорит Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики. Формально, по ее словам, понижение прожиточного минимума за третий квартал можно объяснить удешевлением плодоовощной продукции, «но что уж там подешевело во втором квартале — я не знаю».

К концу второго квартала, в июне 2016 года, рост цен в годовом выражении составлял 7,5%. По итогам 2015 года инфляция в России составила 12,9%. В этом году рост цен может составить 5,8%, прогнозировал в ноябре заместитель главы Минэкономразвития Алексей Ведев.

Социальные пенсии упадут ниже прожиточного минимума в 2018 году

«Поэтому это просто поджимание во всех местах, чтобы как-то сэкономить на социальных выплатах, зависящих от прожиточного минимума», — полагает Зубаревич. Чем меньше планка прожиточного минимума — тем меньше надо будет платить, пытаются «отсечь» и количество людей, имеющих право претендовать на пособия, говорит эксперт.

Говядина превращается в курицу

Прожиточный минимум в России определяется формально, отмечает Владимир Капустянский, ведущий специалист доверительного управления «КИТ Финанс Брокер». Меняя структуру товара в корзине, такого, например, как «мясопродукты», показатель можно занизить, объясняет он: заменить говядину курицей, получить 2 кг мяса [в неделю], и стоимость минимального продуктового набора снизится.

«Но он (прожиточный минимум) и так низкий, согласно соответствующим исследованиям, на него прожить нельзя. Так что это просто попытка самообмана», — возмущается эксперт. Экономические проблемы надо решать повышением производительности труда, добавляет он.

Ни говядина, ни курица, по данным Росстата, не подешевели, даже при минимальных летних показателях инфляции. Мясо и птица в августе подорожали на 0,6%, сливочное масло — на 1,2%, сахар — на 1,9%. Сэкономить население могло только на куриных яйцах, подешевевших на 0,2%, и плодоовощной продукции, упавшей в цене почти на 9%.

«Конечно, можно посчитать прожиточный минимум как угодно, чтобы снизить количество бедных, но от этого жить дешевле не станет», — вторит Наталья Тихонова, профессор-исследователь департамента прикладной экономики ВШЭ. Подсчет прожиточного минимума со стороны правительства она также считает формальным, «потому что реальная инфляция есть, и она, в общем, немаленькая, особенно в крупных городах».

«Честно говоря, я не вижу никакого заговора, такого мотива — а давайте сэкономим на самых бедных», — спорит директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева.

«Думаю, это просто какая-то техническая вещь», — полагает эксперт. Стоимость минимальной продуктовой корзины может колебаться, объясняет она: «Мы понимаем, что у нас редко снижаются цены, однако такое уже бывало, например, в 2012 году перед выборами мы видели резкое замедление инфляции». Поэтому технический подсчет вполне мог дать такие результаты.

Россияне скупают валюту, как в 2014 году

В то же время, добавляет Цепляева, правительство могло бы и не менять прожиточный минимум. «Но это дело вкуса, потому что замена формулы требует принятия отдельных решений, а это не всегда удобно», — резюмирует она.

Пенсионеров коснется позже

Относительно низкий показатель прожиточного минимума влияет и на формальный уровень бедности в стране: он снижается при одновременном снижении доходов населения. По данным Росстата, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась на 300 тыс. человек, до 21,4 млн, в первом полугодии этого года по сравнению с тем же периодом 2015 года. При этом реальные располагаемые доходы населения России падают уже 24 месяца подряд, по данным того же Росстата.

Пенсионеров снижение этого показателя пока не затронет: индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению проводится в апреле каждого года, и для этого расчета используют соотношение прожиточного минимума пенсионера прошедшего года к позапрошлому, напоминают в пресс-службе Пенсионного фонда (ПФР).

Как писала ранее «Газета.Ru», отношение размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионера будет резко снижаться в 2017–2019 годах, а социальные пенсии в 2018 году упадут ниже прожиточного минимума. Такие расчеты сделал Пенсионный фонд на основе прогноза Минэкономразвития. В ПФР в то же время заверили, что пенсионеров с ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума в стране «нет и не будет». Каждый пенсионер, уровень пенсии которого не достигает прожиточного минимума, вправе претендовать на доплату.

Прожиточный минимум пенсионера на 2017 год пока прогнозируется в размере 8540 руб., на 2018-й — 9364 руб., на 2019-й — 9729 руб.

Снижение прожиточного минимума 2019: доколе?

Минтруд предложил изменить механизм определения прожиточного минимума пенсионера (ПМП) на ближайший финансовый год — показателя, на основании которого власти рассчитывают объем социальных доплат, необходимых для того, чтобы пенсионеры не находились за чертой бедности. Уведомление о разработке соответствующего проекта ведомство разместило во вторник, 19 июня, на портале раскрытия нормативно-правовых актов. Изменение в порядке определения величины ПМП «ни в коем случае» не приведет к снижению доходов пенсионеров, утверждают в ведомстве.

Социальная доплата к пенсии выплачивается всем неработающим пенсионерам, чьи доходы не дотягивают до ПМП в регионе его проживания. Таким образом, материальное обеспечение пенсионера не может быть ниже регионального ПМП. Но саму доплату, доводящую доход пенсионера до минимально необходимого, осуществляют либо власти соответствующего региона, либо Пенсионный фонд России в зависимости от соотношения регионального и общероссийского ПМП. При подсчете дохода пенсионера в целях определения, нуждается ли он в доплате, учитывается не только пенсия, но и другие меры денежной социальной поддержки.​ Кроме того, в расчет берутся и денежные эквиваленты предоставляемых пенсионеру мер соцподдержки по оплате телефона, жилых помещений, коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Минтруд неоднократно подчеркивал, что благодаря социальным доплатам к пенсии в России формально нет пенсионеров, живущих за чертой бедности. Эти доплаты были введены в 2010 году.

Ежегодно ПМП устанавливается властями каждого региона в конце года на следующий год при формировании бюджета (то есть, например, ПМП на 2018 год был установлен осенью 2017-го). Этот показатель, который сообщается в Пенсионный фонд, действует исключительно для определения размера доплаты к пенсии. Однако с расчетами существуют проблемы, подчеркивают в Минтруде: в частности, «не установлено, какие потребительские цены (фактические или прогнозные, за какой период) должны применяться пр​и определении данной величины». Никакой единой обязательной методики расчета показателя нет (федеральный закон только определяет, что в основе расчетов должны лежать потребительская корзина и данные Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания), поэтому некоторые регионы подходят к этому достаточно произвольно. Например, на Чукотке ПМП для установления социальной доплаты три года подряд (с 2016 по 2018 год) устанавливается на одинаковом уровне — 19 тыс. руб., несмотря на инфляцию. А в Карелии ПМП пенсионера устанавливают на уровне, строго равном общероссийскому (это позволяет местным властям избежать необходимости доплачивать пенсионерам из собственного бюджета).

Это интересно:  Брачный договор: понятие, условия, составление, до и после брака

Прожиточный минимум пенсионера для определения социальной доплаты в целом по России в 2017 году составил 8540 руб., а на 2018 год установлен на отметке 8726 руб.

Федеральное правительство и регионы также рассчитывают фактически сложившиеся показатели прожиточного минимума пенсионеров за каждый прошедший квартал. В отличие от ПМП для целей социальной доплаты фактический показатель считается по утвержденной методике, которая учитывает состав потребительской корзины и стоимость продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Анализ действующей практики установления прожиточного минимума пенсионера показал, «что в ряде регионов данная величина необоснованно занижена или завышена», подчеркивает Минтруд. Так, в 14 субъектах показатель, установленный на 2017 год, оказался меньше фактической величины ПМП за 2017 год, сообщило министерство. Это Республика Карелия, Еврейская автономная область, Приморский край, Амурская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Красноярский край, Республика Коми, Ивановская область, Вологодская область, Псковская область, Томская область, Калининградская область, Новосибирская область, Санкт-Петербург, уточнили РБК в ведомстве.

А в 71 регионе он, наоборот, был больше, то есть в этих регионах малоимущие пенсионеры получали доплату больше, чем следовало бы, исходя из фактически сложившегося ПМП. Впрочем, Минтруд подчеркивает лишь, что «необоснованное занижение в регионах величины прожиточного минимума пенсионера приводит к тому, что установленная малообеспеченному пенсионеру социальная доплата к пенсии не обеспечивает доведение его материального уровня до фактического регионального прожиточного минимума пенсионера».

За второй квартал предыдущего года

Министерство писало об этой проблеме еще в 2016 году и давало рекомендации регионам, как устанавливать ПМП для целей доплат по единой методике. Но тогда (по данным за 2015 год) подавляющее большинство регионов занижали ПМП для целей социальной доплаты, а не завышали, как сейчас. «Рекомендуется определять величину прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации на очередной год на основе оценки величины прожиточного минимума пенсионера за текущий год и регионального индекса потребительских цен, в том числе на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, на очередной год», — указывал Минтруд.

Теперь ведомство предлагает закрепить на законодательном уровне «единые подходы» к определению величины ПМП в регионах в целях установления соцдоплаты (это поручило сделать правительство 8 мая, следует из уведомления). ​Минтруд считает необходимым устанавливать ежегодный прожиточный минимум пенсионера как в целом по России, так и в регионах «в размере фактической величины прожиточного минимума для пенсионеров за второй квартал предыдущего года» в соответствующем субъекте (или в целом, если речь об общероссийском показателе). Поскольку поправки в законодательство планируется ввести в октябре 2018 года, на 2019 год ПМП в регионах с целью доплат пенсионерам будет установлен в размере фактического ПМП за второй квартал 2018 года.

Второй квартал наиболее приближен к среднегодовому значению ПМП, сказала РБК заведующая Лаборатории исследований рынков труда и пенсионных систем Елена Гришина. «Таким образом, это попытка взять среднегодовое значение в условиях, когда оно еще не определено», — отметила Гришина. Но, по ее словам, даже при изменении порядка определения размера ПМП для установки соцдоплаты занижений избежать не удастся. «Безусловно, занижение какое-то будет, потому что все равно есть инфляция, и понятно, что прожиточный минимум будет, скорее всего, в текущем году выше, чем в прошлом за второй квартал», — считает экономист. Плюсом планируемого изменения она называет прозрачность методики в отличие от текущей ситуации.

Где это выгодно пенсионерам

Изменение порядка установления величины прожиточного минимума пенсионера «ни в коем случае» не приведет к снижению доходов пенсионеров, подчеркнули в Минтруде. Дело в том, что федеральным законом «О государственной социальной помощи» предусмотрена «сохранная норма, согласно которой при пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года», сообщили РБК в министерстве. Иными словами, каждому пенсионеру гарантированно обеспечивается прожиточный минимум не ниже уровня предыдущего года.

Но хотя пенсионерам гарантируется неухудшение материального положения относительно предыдущего года, их положение относительно того, каким бы оно могло быть при сохранении действующей практики определения ПМП в регионах, все-таки может ухудшиться. «Надо понимать, что действительно может сложиться такая ситуация, что фактически, когда по итогам года будем смотреть, увидим, что была недоплата. То есть если бы брали текущий прожиточный минимум, то должны были бы заплатить больше», — говорит Гришина. Например, если предположить, что предлагаемая Минтрудом норма задним числом введена с 2018 года, то во Владимирской области прожиточный минимум пенсионера для целей доплат составил бы 8377 руб. (с учетом сохранной нормы закона о государственной соцпомощи) вместо реально установленных на 2018 год 8452 руб. (разница в минус 75 руб.), в Воронежской области разница составила бы 230 руб. не в пользу пенсионеров.

Прожиточный минимум и минимальная зарплата в 2019 году

В связи с наступлением очередного года многие интересуются, как изменится прожиточный минимум и минимальная зарплата.

Эти показатели напрямую влияют на качество жизни людей. Так, например, МРОТ и прожиточный минимум являются базовыми цифрами для расчета социальных выплат, налогов и штрафов.

В статье вы найдете последние сведения о главных показателях «социальной» части бюджета на 2019 год для стран постсоветского пространства.

В России, как известно, с конца 2017-го действует закон, по которому прожиточный минимум на очередной год устанавливается на уровне минимальной заработной платы за второй квартал предыдущего.

При этом даже если показатели прожиточного минимума начнут расти, фиксируемые от размера «минималки» зарплаты останутся прежними, что, конечно же, выгодно для Федерального бюджета. Но, что логично, не выгодно трудящимся.

В то же время в планах Госдумы МРОТ в 2019 году поднять таким образом, чтобы он уравнялся с прожиточным минимумом.

Естественно, ждать конкретных данных раньше подведения финансовых итогов второго квартала 2018 года по вопросу установки уровня прожиточного минимума на 2019-й, преждевременно.

Как указано в документе «Бюджетная резолюция», который принят Кабмином еще в середине прошлого года и охватывающий период с 2018 по 2024 год, прожиточный минимум в 2019-м будет составлять 1555 — 2106 грн., если, разумеется, к тому времени не произойдет каких-то значительных финансовых изменений в государстве, например, резкого обвала курса валют и т.д.

Минимальная зарплата должна будет находиться на уровне 4173 грн., а показатели средней примерно равны 9540 грн. Эти данные базируются на принятой долгосрочной программе социальной политики, заложенных 4% роста ВВП при дефиците госбюджета не более чем в 2,3%, и курсе доллара, не выше 28,10 грн.

Что касается конкретной расшифровки прожиточного минимума по группам населения, самой «дорогой» категорией, традиционно, объявлены дети в возрасте от шести до восемнадцати лет (2106 грн.), а самой «обделенной» – утратившие трудоспособность лица (1555 грн.).

Кроме того, на детей до шести лет расчет идет, исходя из 1626 грн., а для трудоспособных лиц – из 1996 грн. Как всегда, цифры эти – совершенно оторваны от реальности, как и вызывает сомнения заложенный в прогноз рост ВВП.

Это интересно:  Анкета на визу в Польшу: процедура заполнения

И, конечно же, на этом фоне бесконечно «радует» в разы превышающая все это минимальная зарплата, согласно которой, как известно, нам и придется раскошеливаться на всевозможные бюджетные выплаты и прочие отчисления.

Естественно, налицо будет и ставшая в последние годы «доброй» традицией привычка ежеквартально менять все цифры, из-за чего так часто рано седеют бухгалтера и радостно потирают руки налоговики, выписывая очередной штраф зазевавшимся предпринимателям.

В Беларуси экономическая политика имеет много сходных черт с Украиной по этому вопросу. По крайне мере, здесь, в отличие от России, наблюдается тоже, пусть небольшое, но превышение уровня минимальной зарплаты над прожиточным минимумом. Хотя, по пересчету по актуальному курсу, к сожалению, он в этой стране все равно находится на более низком уровне, чем у соседей.

Напомним, на начало 2018 года вторая цифра здесь была равна 217,74 рубля (для трудоспособного населения), а МРОТ составлял 305 рублей. Потребительская корзина: 128,32 (до 3 лет), 177,04 (3-6 лет), 216,85 (6-18 лет), 151,97 (для пенсионеров) и 192,34 (студентов). И суммарно, по сравнению с показателями прошлого года, эта цифра выросла всего на 0,1%.

Что же касается данных по 2019-му, их пока просто нет – белорусский Совмин, традиционно, интригует собственный народ полным отсутствием информации о своих далеко идущих планах в конкретных цифрах в отношении внутренней экономической политики.

Единственное, что известно точно: систему оплаты в бюджетном секторе и, соответственно, во всех местах, где при исчислении вознаграждения за труд используют минимальную зарплату, с начала 2019 года собираются менять коренным образом.

Будет не только упрощена разрядность тарифной сетки, но и заменена тарифная ставка. Значение последней приравняют к текущему прожиточному минимуму.

Азербайджан

В Азербайджане планируется рост прожиточного минимума со 162,6 манатов (на начало 2018 года) до 169 (в 2019-м). Эти данные зафиксированы в бюджетном пакете 2017-го, принятого Милли Меджлисом в прошлом году.

Темпы роста этой цифры существенно замедлятся по сравнению с более ранними периодами (4% против прежних почти 14%), что логично и соответствует экономическому спаду, который, как ни печально, пока переживает страна.

Грузинский парламент в 2018 году не изыскал средств на повышение прожиточного минимума и пенсий, но, с 2019-го обещает рост примерно на 20 лари. По данным на начало 2018-го первый показатель установлен на уровне 175 лари для трудоспособного мужчины (около 71 доллара), и в среднем для всех остальных категорий – на 155 лари (63 доллара).

Правда, сравнивать эти цифры с данными других стран сложно, так как тут учитывается исключительно продовольствие. Никаких официальных сведений по бюджетным показателям 2019 года пока не поступало, но, если ориентироваться на размер повышения пенсий, прожиточный минимум, примерно, должен составить около 175 – 195 лари.

В целом долгосрочная программа на следующие три года гарантирует жителям Молдовы небольшую стабилизацию экономических показателей и рост инфляции в пределах 5% с падением курса лея максимум на 1% ежегодно при росте ВВП до 3,5%.

Минимальная зарплата с 2019 года будет составлять 40% средней в стране в целом (сейчас уровень минимальной зарплаты для бюджетников находится на отметке в 1000 леев – 50 евро, самая же маленькая по статистике в коммерческом секторе — 1900).

На данный момент показатели прожиточного минимума для пенсионеров составляют 1527,87 лея (89 евро), а для детей и трудоспособных лиц – от 699,5 до 2153,7 лея. Для 2019 года эти цифры пока не обнародовали официально, но ряд экспертов полагает, что ждать какого-либо увеличения здесь, не стоит. Разве что увеличения отдельных адресных выплат.

Эта цифра была исчислена из расчета, что ВВП Армении в 2019-м, как ожидают, увеличится на 4%. Разумеется, если он измениться, то и все остальные данные будут подлежать пересчету. Что же касается стоимости минимальной потребительской корзины, подробностей по ней ожидать ранее даты подачи на рассмотрение проекта бюджета на следующий год, не стоит.

Кыргызстан

По прогнозам, в 2019 год Кыргызстан войдет с огромным дефицитом экономики. Считается, что за 2018-й эта цифра составит 20,3 млрд. сомов (с инфляцией на уровне 5,7%, которая ожидается большей, чем это будет через год на 0,6%). Это при росте ВВП в 3,6% (кстати, на 2019 год эта цифра планируется на уровне 4,8%).

Плановый прожиточный минимум в следующем году составит 5455 сомов, что больше текущего на 269,6 сомов. Что же касается статистики по среднемесячной зарплате, она составит 17734,1 сомов. Именно эти цифры можно было видеть в изданном на текущий год законе о бюджете.

Узбекистан

Что касается Узбекистана, до 2018 года вообще таких понятий, как «прожиточный минимум» и «потребительская корзина», экономике страны не существовало. Почему? Эта бывшая среднеазиатская республика всегда отличалась своеобразным подходом к хозяйствованию на государственном уровне и сопоставлению уровня доходов и расходов своего населения.

Таджикистан

В 2018 году уровень средней зарплаты в этой стране, из всех ранее перечисленных, будет самым низким и почти равным узбекскому – это около 1000 сомони (123 доллара). И то это только благодаря тому, что в прошлом году Президент указом централизованно поднял все выплаты на 20%.

Правда, здесь все очень сложно как в оценке уровня жизни жителей страны в целом, так и по прогнозам на будущее. Это связано с слишком большой разницей по регионам и отраслям экономики.

Например, в сельской местности семья из шести человек может быть поставлена перед фактом, что ей нужно выживать на 200 сомони, а на горнодобывающем комбинате здоровый мужчина, в среднем, может получать и до двух тысяч.

Туркменистан

По Туркменистану, к сожалению, данных никаких нет, так как посетить эту страну с визитом чрезвычайно проблематично, а в сети данные по ней в плане экономики и уровня жизни отсутствуют.

В текущем году минимальные зарплаты здесь должны сравнять с 400 евро (прожиточный минимум составит 380). Это при том, что средний доход на одного трудоспособного человека в Литве ожидается в 2018 году на уровне 872,4 евро (в 2019-м это будет где-то 926,7). Что касается прожиточного минимума, в 2017 году он был равен 238 евро. К 2019 году он, скорее всего, существенно вырастет.

К сожалению, из стран Прибалтики здесь самый высокий уровень инфляции (в прошлом году он равнялся 4,6% и нет никаких оснований утверждать, что ситуация поменяется в лучшую сторону).

В 2019-году не облагаемый налогами минимум будет составлять 20 евро.

Прожиточный минимум в этой стране в 2018 году будет равен 140 евро (для детей — 168), что на 10 и 38 евро больше показателей прошлого года, соответственно. К 2019 году ожидается плановый рост всех выплат и пособий, исчисляемых из этого показателя.

Положительная динамика, как ожидают эксперты, по этим цифрам и в 2019 году сохранится, причем, примерно на таком же уровне.

Пенсионный минимум составит 270 евро. По прожиточному минимуму: здесь его понятие заменено на гарантированный минимальный доход, и в 2018 году он составил в среднем по государству 49,80 евро на человека (в ряде муниципалитетов действуют свои правила на этот счет, например, в Риге пенсионеры и инвалиды получают по 128,06 евро, трудоспособные граждане – 56,91, дети – 64,03).

Видео-новость

Статья написана по материалам сайтов: pensiyaportal.ru, informatio.ru, www.gazeta.ru, www.rbc.ru, 2019god.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector