+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Установление сервитута для проезда, прокладки линейных объектов (нефтепровода) и для других целей: как оформить каждый из видов?

Содержание

Договор сервитута земельного участка образец бланк

Сервитут может быть двух видов. Один из них носит публичный характер. То есть устанавливается актами законодательных и других органов власти. Часто бывает с определенным денежным вознаграждением собственнику участка от государства. Сервитут такого типа является чаще бессрочным.

Договор сервитута на газопровод

Согласно п.1 ст.274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, иной недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Каковы цели сервитута? Как оформить установление обременения для прокладки линейных объектов на газопровод, проезда и прохода

  1. Нужно установление сервитута для проезда.
  2. Участок расположен на пути прохода к реке, озеру или иному необходимому для пользования водному источнику.
  3. Необходимо установление сервитута для прокладки линейных объектов либо работы по их проведению.
  4. На ЗУ устанавливают межевые и геодезические знаки.
  5. Часть ЗУ затрагивают работы, проводимые для работы на соседнем участке или в интересах муниципального (федерального) производства.

Сервитут на земельный участок — законодательная база и договор сервитута

Безусловно, установленный на участок сервитут будет препятствовать владельцу участка полностью его использовать в своих конкретных нуждах. Например, если через участок проложена общественная дорога, ею могут пользоваться и другие, в отличие от владельца, люди.

Договор сервитута земельного участка

  • его текст должен содержать указание определенного вида обременения, с обозначением границ на земельном плане;
  • должны расписываться условия использования земельного участка;
  • компенсация причиненных владельцу участка неудобств должна выражаться в денежном эквиваленте, с обозначением четкого порядка ее выплаты;
  • соглашение должно иметь список обязанностей и прав, закрепляемых за сторонами, заключившими его;
  • документ должен иметь детальное описание земельного участка;
  • указывается кадастровая нумерация земли;
  • обозначается период, в течение которого договоренность о сервитуте будет в силе, если соглашение не относится к бессрочным;
  • в обязательном порядке прописываются полные сведения о сторонах заключаемой сделки.

Сервитуты для строительства трубопровода

Несколько новых интересных решений Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по поводу установления частного сервитута для строительства трубопровода. Во всех случаях с иском об установлении сервитута обращалось акционерное общество «Транснефть-Приволга». Общество осуществляет строительство магистрального нефтепродуктопровода. Предварительно в установленном порядке согласовано место размещения нефтепродуктопровода и утвержден акт о выборе земельных участков.

Научная статья по теме СЕРВИТУТЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГАЗОПРОВОДОВ Государство и право

Физическая возможность прокладки трубопровода в другом месте также рассматривается судами как основание для вывода о возможности обеспечения нужд собственника имущества без установления сервитута. Говоря конкретнее, если для того, чтобы проложить газопровод в обход земельного участка понадобится обогнуть его по периметру (что совершенно точно увеличит затраты на строительство), суды отказывают в установлении сервитута на основании того, что это возможно в принципе2.

Помешает ли сервитут при оформлении права собственности на земельный участок

При оформлении права собственности на земельный участок нередко возникает ситуация, когда он обременен сервитутом. Что такое сервитут? Это (срочное или постоянное) право пользования недвижимостью, например, земельным участком, принадлежащее ограниченному кругу лиц (частный сервитут) или неограниченному их кругу (публичный сервитут) (ст. 23 Земельного кодекса (ЗК РФ), ст. 274 Гражданского кодекса (ГК РФ)). Отметим, что сервитут может налагаться как на земельный участок, так и на иную недвижимость. Но мы в данной статье рассмотрим вопросы, связанные с сервитутом и касающиеся только земельного участка. Здесь мы не будем вдаваться в теоретические особенности сервитута, его разновидности и др., так как желающие могут легко почерпнуть соответствующую информацию, например, в учебниках по гражданскому праву. Здесь мы рассмотрим, в основном, лишь практические аспекты.

Построен газопровод

Изменения, внесенные в ст. 28 Федерального закона от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ», предусматривают, что земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям — собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 № 118-ФЗ). То есть Закон предусматривает такую возможность, но не устанавливает обязанности собственника газопровода приобрести на соответствующий земельный участок право собственности либо аренды.

Публичный сервитут на прокладку газопровода

Земельного кодекса РФ; ст. 27 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Основное отличие между частным и публичным сервитутами – способы их установления и интересы, для которых они устанавливаются.

Публичный сервитут на прокладку газопровода

Частый сервитут устанавливается в отношении этого объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута в его интересах (собственником объекта недвижимости или обладателем иного права на этот объект), и собственником другого объекта недвижимости. Соглашение оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса РФ; п. 9 ст. 23 Земельного кодекса РФ; ст. 27 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Без регистрации сервитут нельзя считать установленным.

Установление сервитута на земельный участок

Прокладка газопровода через территорию чужого участка, получение разрешения на выпас крупного рогатого скота на чужом поле, проход, проезд и любое другое вынужденное пользование территорией, находящейся в чужой собственности, — это сервитут, поскольку все эти действия требуют получения разрешения владельца на временное использование его участка.

Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок — (утв

Истец А. обратился в суд к Б. с требованием об установлении сервитута, так как через земельный участок, находящийся в собственности ответчика, проходит дорога, ведущая в том числе к участку истца. При этом к земельному участку А. имеется иная дорога, но состояние хуже, а протяженность больше по сравнению с дорогой, проходящей через земельный участок ответчика.

Договор сервитута на газопровод

Никакого разрешения соседям на прокладку труб газопровода по моему земельном участку я не давал. В последствии я обратился в Нижегородоблгаз с просьбой обосновать и предоставить мне документы по подключению газопровода соседей. В свою очередь мне ответили, что соседский жилой дом был газифицирован на основании проекта. Обратился в проектную организацию о выдачи проекта на газификацию, данный проект мне выдали, но моего письменного разрешения в нем нет.

Договор сервитута на газопровод

В ГК должен быть закреплен перечень возможных сервитутов, состоящий из: а) сервитутов перемещения или доступа на чужой участок для прохода, проезда, прогона скота, перевозки груза и т.п.; б) коммунальных сервитутов; в) строительных сервитутов — для строительства с использованием чужого здания или чужого земельного участка; г) сервитутов для пользования участком недр; д) сервитутов мелиорации.

Публичный сервитут. Власти смогут устанавливать его на частных землях в интересах компаний, которым нужно возвести линейные объекты

С сентября 2018 г. вступает в силу закон, в котором предусмотрен новый вид публичного сервитута (Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ). Уполномоченные органы будут его устанавливать по ходатайству организаций, которым необходимо построить линейные объекты на чужих земельных участках. «ЭЖ-Юрист» разбирается, в каких случаях будет возможен такой публичный сервитут, сколько времени потребуется на его установление, и заплатят ли что-нибудь правообладателям земельных участков.

Президент РФ подписал закон, в котором вводятся правила установления публичного сервитута (Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», далее — Закон № 341-ФЗ). Он вступит в силу с 01.09.2018.

Принятие Закона № 341-ФЗ связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов занимает слишком много времени. Чтобы упростить этот процесс, Правительство РФ предложило ввести публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций. Для размещения линейного объекта публичный сервитут интересен его владельцу тем, что не требуется образования земельного участка. А значит, не нужно проводить множество кадастровых работ и регистрационных действий, изменять категорию земель и виды разрешенного использования земельных участков, изымать или предоставлять в пользование земельные участки.

При рассмотрении закона еще на стадии проекта Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства дал отрицательное заключение (см. на сайте privlaw.ru). Помимо прочего, он отметил, что публичный сервитут в прежней редакции предоставляет равную для всех лиц возможность пользования земельным участком. В то же время в проекте речь шла о субъективном праве частной компании, а единственным элементом публичности являлось основание его возникновения и прекращения.

Случаи, когда возможен новый публичный сервитут

В Земельном кодексе вводится новая глава V.7 об установлении публичного сервитута в отдельных целях. Фактически публичный сервитут становится правом юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, водопроводов, газопроводов и т.п.). В частности, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков в следующих целях:

размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если они являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд;

складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) или строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок строительства, реконструкции, ремонта;

устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также для устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

Процедура установления публичного сервитута

Определенная организация вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута. Это может быть субъект естественной монополии, организация связи, владелец транспортной инфраструктуры и некоторые другие. Уполномоченный орган власти подаст запрос в Росреестр, чтобы выявить правообладателей земельного участка, на котором требуется установить публичный сервитут, а затем известит их о возможном публичном сервитуте. Затем он должен принять решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении. Сроки зависят от цели установления публичного сервитута. Так, 20 дней со дня поступления ходатайства дается, если речь идет об устройстве пересечений дорог с железнодорожными путями общего пользования. Если в ходатайстве говорилось об установлении публичного сервитута в других целях, то срок для вынесения решения — 45 дней, но не ранее чем 30 дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута.

Это интересно:  Доступная среда для инвалидов - государственная программа

В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан:

разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте;

обеспечить опубликование решения по месту нахождения земельных участков, в отношении которых принято указанное решение;

направить копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута, а также в Росреестр;

направить обладателю публичного сервитута копию решения об установлении публичного сервитута, сведения о правообладателях земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на земельные участки.

Публичный сервитут будет считаться установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости.

Плата за публичный сервитут и убытки

При установлении публичного сервитута предусмотрена определенная плата. Так, плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год его использования.

Если публичный сервитут собираются установить в отношении частных земель, то плата определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Ее размер определяется на дату, предшествующую не более чем на 30 дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

Помимо платы за публичный сервитут, возмещению подлежат убытки, причиненные невозможностью исполнения правообладателем земельного участка обязательств перед третьими лицами, а также иные убытки, причиненные правообладателю земельного участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем публичного сервитута на земельном участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества.

Максим Алексеев, юрист практики по недвижимости и инвестициям Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»

Принятие Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ направлено на воплощение подхода, в том числе успешно опробованного в международной практике, в соответствии с которым наиболее выгодным с точки зрения оформления прав на земельные участки для размещения большинства линейных объектов является установление публичного сервитута как результата принятия властного решения публичного субъекта. В первую очередь, введение данного института облегчит жизнь субъектам, обеспечивающим подачу электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения и подключения к соответствующего вида ресурсам.

Проблема заключается в том, что пока прокладка линейного объекта осуществляется на публичных землях, проблем с обеспечением прав на землю лица, создающего объект инфраструктуры, не возникает. Сложности появляются, когда прокладка линейного объекта упирается в земельные участки, принадлежащие частным лицам, обойти которые не всегда представляется возможным или целесообразным.

Зачастую частные собственники не допускают третьих лиц к прокладке линейного объекта через их земельные участки. В отсутствие иного выхода лицо, создающее объект инфраструктуры, вынуждено обращаться в суд либо ходатайствовать о запуске процедуры изъятия земельных участков для целей обеспечения прокладки линейного объекта. Указанные обстоятельства существенным образом увеличивают сроки строительства и ведут к его удорожанию, к нарушению обязательств по обеспечению технического подключения к объектам энергетической инфраструктуры.

Законодатель предложил противоположный подход, который обеспечит возможность размещения линейных объектов на основании административного решения органа власти при условии учета интересов собственника земельного участка, обремененного публичным сервитутом, путем установления платы за публичный сервитут и компенсации всех убытков, возникших в результате его установления.

Стоит оговориться, что уже действующие нормы о сервитутах, закрепленные в законодательстве, не совсем подходят для указанных целей, поскольку в конечном итоге являются итогом частноправовых договоренностей сторон. Публичный же сервитут не является итогом частной договоренности, причем только в отношении конкретного земельного участка, а является властным указанием публичного субъекта, которым обеспечивается прохождение линейного объекта по протяженной территории, включающей множество земельных участков и неоформленных земель, что, в частности, выражается в упрощенном порядке оформления такого сервитута вне зависимости от точных границ участков или наличия зарегистрированных прав.

Введение института публичного сервитута позволит сократить сроки строительства линейных объектов, поскольку исключает необходимость достижения отдельных договоренностей об условиях прохождения линейного объекта по каждому конкретному участку с его правообладателем, а также позволит обеспечить прокладку линейных объектов без использования сложной и дорогой процедуры изъятия земельных участков. Тем более изъятие земельных участков экономически необоснованно по той причине, что не всегда наличие линейного объекта ведет к невозможности хозяйственного использования земельного участка по его назначению. Зачастую линейный объект и земельный участок могут использоваться параллельно — например, проложенная через земельный участок линия электропередачи в виде расположения на нем опорных столбов не блокирует возможность собственника продолжать эксплуатировать жилой дом и т.д.

В целях соблюдения баланса публичных и частных лиц сохраняет за правообладателями земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, полный комплекс мер защиты своих прав и законных интересов, в том числе требовать платы за установление сервитута, оспаривать решения об установлении сервитута, требовать изъятия земельного участка, а также требовать возмещения убытков.

Установление сервитута для проезда, прокладки линейных объектов (нефтепровода) и для других целей: как оформить каждый из видов?

(Пн.-Пт. с 9:00 до 18:00 по НСК)

  • Условия публикаций
  • Все статьи конференции

НЕОБХОДИМОСТЬ В УСТАНОВЛЕНИИ СЕРВИТУТА (ПРОКЛАДКА ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ (КОММУНИКАЦИЙ) ЧЕРЕЗ ЧУЖОЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ) – КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЕДМЕТА ДОКАЗЫВАНИЯ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СПОРОВ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ КАТЕГОРИИ

Луповской Михаил Сергеевич

аспирант 2-го курса Белгородского Государственного Национально Исследовательского Университета Юридического факультета, г. Белгород

В настоящее время, практика отношений и судебных споров, обусловленных установлением сервитутов и защитой прав участников соответствующих правоотношений, чрезвычайно широка и многообразна. Вместе с тем многочисленные проблемы, связанные с характером отношений, в которых интересы субъектов гражданского оборота могут быть обеспечены только путем установления сервитута, до настоящего времени остаются актуальными и вызывают интерес у правоприменителей.

Рассматривая отношения по поводу установления сервитутов, Кузнецова Л. В. выделяет такие свойственные таким отношением черты как объективность и исключительность [3].

Объективность сервитута определяется соответствующим (объективным) характером интереса субъекта (сервитуария) в установлении ограниченного права пользования чужим имуществом, тем, что такой его интерес обусловлен не субъективным восприятием данным лицом собственных потребностей, а их реальным существованием [3].

Исключительность сервитута определяется тем, что указанные, объективные по своему характеру потребности сервитуария (объективный интерес как результат осознания указанных потребностей) не могут быть удовлетворены никаким иным образом, кроме как путем установления ограниченного вещного права пользования чужим недвижимым имуществом, т. е. установления сервитута [3].

Данные характеристики, определяемые двумя наиболее существенными условиями установления сервитута, необходимо рассматривать в неразрывном единстве, учитывая их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность, одновременно понимая, что они представляют собой вполне самостоятельные аспекты оцениваемых правоотношений.

Согласно ч. 1 ст. 271 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком.

Сервитут может устанавливаться для прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а так же других нужд собственника недвижимого имущества которые не могут быть обеспечены без установления сервитута [3].

При этом лицо, требующее установление сервитута, должно подтвердить необходимость предоставления ему права ограниченного пользования чужим имуществом для обеспечения своих нужд.

Таким образом, сервитут устанавливается для обеспечения нужд собственника господствующей недвижимости, но устанавливается он лишь тогда, когда без него эти нужды обеспечить нельзя.

Согласно новому проекту ГК РФ земельный участок, здание, строение или сооружение (служащая вещь) могут быть обременёны правом ограниченного пользования управомоченного лица (сервитутом) для осуществления принадлежащего этому лицу права собственности на земельный участок, здание, строение или сооружение, в том числе незавершенные строительством (господствующая вещь), если использование такого земельного участка, здания, строения или сооружения по назначению невозможно без установления сервитута [5].

Требование об установлении сервитута может быть предъявлено в суд собственником служащей или господствующей вещи, если установление сервитута является обязательным в соответствии с Кодексом или федеральным законом. Установление сервитута не допускается, если пользование господствующей вещью возможно без установления сервитута.

Суд устанавливает сервитут, если пользование господствующей вещью в соответствии с её назначением невозможно без сервитута. Установление сервитута обязательно по требованию собственника служащей вещи, если собственник господствующей вещи осуществляет фактическое пользование служащей вещью при отсутствии гражданско-правовых оснований для такого пользования [5].

Новый пакет поправок исчерпывающе определил перечень видов сервитутов, одним из видов которых является коммунальный сервитут.

Коммунальный сервитут может устанавливаться для размещения, эксплуатации, ремонта и реконструкции объектов коммунального назначения (водопроводов, газопроводов, нефтепроводов, линий электропередач, сооружений связи и иных подобных объектов). Господствующей вещью может являться объект недвижимости, для использования которого сооружается объект коммунального назначения или сам объект коммунального назначения [5].

В силу коммунального сервитута собственник господствующей вещи вправе осуществлять строительные, эксплуатационные, ремонтные, восстановительные работы в отношении объекта коммунального назначения, осуществлять его реконструкцию в границах служащей вещи, для чего может производить земляные работы, размещать специальную технику, устройства и приспособления, необходимые для осуществления сервитута [5].

Собственник объекта коммунального назначения, являющегося объектом капитального строительства и расположенного на чужом земельном участке, вправе требовать установления коммунального сервитута.[5]

Таким образом, мы видим, что действующее законодательство и предложенные Советом кодификации новые поправки в ГК РФ жестко определили правило касаемо того, что необходимость установления сервитута нужно доказать.

На это обращает внимание и практика Арбитражных судов.

Удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из того, что направленным в адрес истца письмом, ответчик известил истца о том, что в связи с реконструкцией помещений, отрезаны трубы теплоснабжения помещения, принадлежащего истцу. Из-за чего в помещении истца теплоснабжение отсутствует [5].

До прекращения подачи тепла, теплоснабжение истца осуществлялось организацией осуществляющей деятельность по производству и передаче тепловой энергии с использованием, принадлежащих ей на праве собственности объектов теплосетевого хозяйства, ЗАО «Сетевой компанией «Энорготехника». Истец обратился с письмом к ЗАО «Сетевая компания» в котором просил разъяснить, имеются ли иные способы подключения к теплопроводу ООО «Торг-Авиа», а так же имеются ли на территории принадлежащей ООО «Кама» тепловой узел для подключения тепла [5].

В ответ на письмо, ЗАО «Сетевая компания «Энерготехника» сообщило, что на территории земельного участка, принадлежащего ЗАО «Сетевая компания «Энерготехника» имеется теплотрасса, посредством которой осуществляется теплоснабжение указанного здания (схема прилагается). Сведений о наличии других тепловых трасс, посредством которых может осуществляться теплоснабжение ООО «Кама», ЗАО «Сетевая компания «Энерготехника» не располагает [5].

Таким образом, поскольку у истца отсутствовали иные возможности для прокладки теплоснабжающих коммуникаций, кроме как путем установления обременения земельного участка ответчика, исковые требования в этой части суд признал обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На практике не всегда удается доказать то, что у собственника недвижимого имущества имеется необходимость в установлении сервитута.

В исковом заявлении ООО «Авангард» требовало обязать ответчика ООО «Элита» предоставить право прохода природного газа через подводящий газопровод ответчика, путем установления в пользу истца сервитута на подводящий газопровод ответчика на условиях предложенного соглашения [7].

Свои требования истец со ссылками на ст. 274 ГК РФ, 27 ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [8] мотивировал тем, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание (магазин), отопление данного нежилого здания (магазина) осуществлялось через два газовых котла, к которому по подводящему проводу подавался газ. Согласно разделительному балансу, часть подводящего газопровода, протяженностью 372,5 метров остался в собственности ответчика. Ответчик задвижку подачи природного газа перекрыл, поставил свою пломбу, тем самым, прекратив подход газа к газовым котлам истца в нежилом здании (магазина). Иным другим способам доставки природного газа к газовым котлам нежилого здания (магазина) истца, как по подводящему газопроводу, принадлежащего ответчику, не имеется. Соглашение об установлении права ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества – подводящим газопровод, ответчик оставил без ответа [7].

Это интересно:  ДДУ в строительстве многоквартирного дома - вопрос юристу. Салехард

Ответчик, возражая на исковые требования, пояснил, что истцом могут применяться альтернативные источники отопления своего здания: электрический котел, котел на твердом топливе, котел на жидком топливе. Таким образом, потребность истца в отоплении принадлежащего ему здания может осуществляться иным образом, что отклоняет возможность установления какого-либо частного сервитута, в тоже время истец скрывает факт обращения к уполномоченной организации за получением необходимых документов для строительства собственного газопровода [7].

В связи с этим, необходимо отметить, что довольно часто позиция ответчика, возражающего против установления сервитута, основана на допустимости внесения в недвижимое имущество истца таких конструктивных изменений, при которых окажется возможной реализация прав в отношении указанного имущества без обременения недвижимости ответчика (например, организация прокладки коммуникаций таким образом, чтобы при этом не было вовлечено имущество ответчика) [7].

Подобный путь решения проблемы использования имущества может оказаться неудобным, невыгодным или неприемлемым для субъекта, претендующего на установление сервитута.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд указал, что условием установления частного вещного сервитута является невозможность сервитуария обеспечить свои нужды без установления сервитута. При этом частный сервитут обеспечивает интересы определенного сервитуария. Нужды сервитуария определяются им как самостоятельно, так и исходя из требований, предъявляемых в нормативных и ненормативных актах к деятельности отдельных субъектов [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что истец, должен доказать, что нормальная эксплуатация его недвижимости невозможна без обременения сервитутом соседнего земельного участка (здания, сооружения) или соответственно, что без включения определенного условия в договор сервитут невозможно реализовать.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, должно доказать обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений [1]. Вместе с тем, суд указал, что истец в порядке ст. 65 АПК РФ не предоставил доказательств невозможности отопления нежилого здания, принадлежащего истцу на праве собственности, иными способами, чем через находящейся в собственности ответчика подводящий газопровод [7].

Существование возможности иным способом отопления вышеуказанного здания подтверждается заявлением истца в Южный трест ОАО «Тюменьрегионгаз», в ответ на которое, ОАО «Тюменьрегионгаз» приложило технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом для заказчика ООО «Авангард» для газоснабжения природным газом котельной нежилого здания (магазина) [7].

Не менее значимой может быть и так называемая правовая невозможность использования имущества без установления ограниченного вещного права. Сервитут подлежит установлению только в том случае, если отношения сторон не урегулированы или не могут быть урегулированы в рамках обязательственных правоотношений. Другими словами, считать установление сервитута объективно необходимым можно в том числе тогда, когда беспрепятственное пользование имуществом не может быть обеспечено в рамках обязательства, т. е. в результате заключения сторонами гражданско-правового договора того или иного вида, а не соглашения о сервитуте (например, договора аренды, безвозмездного пользования, договора об оказании услуг и т. п.) [3].

Сущность такой правовой невозможности использования лицом принадлежащего ему недвижимого имущества без установления сервитута определяется тем, что одни и те же материальные, имущественные потребности участников гражданского оборота могут быть удовлетворены посредством разнообразных правовых инструментов и механизмов — как вещно-правовых, так и обязательственных. При этом предпочтение часто следует отдавать именно обязательственному пути решения проблемы. Дело здесь не только в том, что в случае с обязательством имеет место согласованная воля сторон соответствующих отношений. Она может быть и в случае установления сервитута как ограниченного вещного права, зачастую имеющего в своем основании добровольное соглашение сервитуария и собственника. Признавать приоритет обязательственно-правовых механизмов над вещно-правовыми необходимо в следующих случаях: во-первых, если между сторонами уже существуют обязательственные правоотношения по поводу определенного имущества; говорить о возможности заключения ими относительно того же имущества соглашения о сервитуте недопустимо, во-вторых, сервитут не должен устанавливаться в ситуациях, когда отношения сторон объективно могут быть урегулированы посредством вступления соответствующих лиц в обязательственные правоотношения [3].

Данный вывод может быть обусловлен не только указанием на закон или иной нормативный акт. Дело в том, что в основе отношений по пользованию имуществом, как правило, лежит соглашение его участников, т. е. соглашение об установлении сервитута или иной гражданско-правовой договор.

Таким образом, можно сделать вывод, что сервитут изначально предполагается законодателем как вынужденная мера, призванная обеспечить защиту интересов участников гражданских правоотношений, прежде всего собственников недвижимого имущества, в случаях, когда иные средства и способы защиты невозможны (в силу свойств и качеств самого имущества) либо исчерпаны (в силу требований применимой в конкретных случаях юридической формы).

Именно эти два критерия, один из которых определяется особенностями материальными (физическими), а второй — правовыми, характеризуют ситуации необходимого и обоснованного установления сервитута.

Таким образом, установление возможности (или невозможности) обеспечения нужд и интересов собственника недвижимого имущества, требующего установления сервитута, каким-либо иным способом (т.е. без его установления) во всех случаях должно признаваться ключевым элементом предмета доказывания при рассмотрении споров соответствующей категории.

Правовой статус сервитута в свете законодательного регулирования линейных объектов

Соловьев Сергей Аркадьевич

Правовой статус сервитута в свете законодательного регулирования линейных объектов.

В настоящее время правовое регулирование сервитутов носит междисциплинарный и разобщенный характер, представляя собой один из самых «туманных» разделов законодательства.

Основы конструкции сервитутов, равно как и основания для их классификации, были разработаны еще в римском праве и сохраняют свое значение в качестве принципиальной модели для понимания сути сервитутных прав и на сегодняшний день. Сходным образом сервитут трактует и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее также – ГК РФ). Однако современный уровень частно-правовых отношений диктует необходимость их регулирования с учетом реалий современности.

Имеется ряд факторов, относящихся к законодательному регламентированию сервитутов, неучтенных в полной мере существующим законодательством.

Законодательное регулирование статуса и правового режима возведения линейных объектов недвижимости – вот еще одна загадочная область отечественного законодательства. Количество препятствий, с которыми сталкиваются компании, осуществляющие свою деятельность в области создания линейных объектов, столь велико, что бывалый правовед, глядя на имеющуюся ситуацию, не сможет удержаться оттого, чтоб не вспомнить о социологической концепции правопонимания. Право в данном случае предстает не как формально выраженные нормы позитивного закона, а действительный порядок, сложившийся в общественных отношениях в ходе их поступательного развития.

I. Понятие линейного объекта

Определимся с содержанием понятия линейный объект. Нормативная дефиниция, отражающая существенные, необходимые и повторяющиеся признаки описываемого явления в данном случае отсутствует. При этом, федеральный законодатель не единожды расшифровывает содержание термина «линейный объект», излагая его описательным путем.

Так, Градостроительный кодекс Российской Федерации понимает под линейными объектами сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и др.

Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» называет в числе линейных объектов ним дороги, линии электропередачи, линии связи, нефте-, газо- и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Как видим, ни одно из нормативных определения понятия «линейный объект» не приводит ключевых закономерностей, необходимых для понимания вопроса. С этой целью прежде всего определимся с характеристиками, выражающими предмет исследования. К последним, анализируя совокупность множества существующих линейных объектов, можно отнести следующие:

— фактическая протяженность (линейный объект продольно вытянут, при этом всегда длина объекта будет существенно больше относительно его ширины);

— линейный объект – это инженерно-техническое сооружение;

— линейный объект, как правило, не существует вне тесной связи с землей.

Сами линейные объекты в практических и познавательных целях допустимо квалифицировать по различным основаниям. Так, взяв за классификационный признак последнюю из приведенных нами выше характеристик линейных объектов, все линейные объекты допустимо поделить на подземные, наземные и надземные линейные объекты.

В зависимости от назначения выделяют: линии связи, газопроводы, электрические сети, объекты транспортных коммуникаций и т.д.

Также можно выделять линейные объекты, расположенные в границах населенных пунктов и линейные объекты, расположенные вне населенных пунктов. Сразу оговоримся, для наших целей мы не рассматриваем здесь «городские» линейные объекты – инженерные сети, обеспечивающие функционирование жилых и нежилых помещений на территории населенных пунктов.

Признаем, отсутствие единой дефиниции термина «линейный объект» является одним из недостатков законодательства в этой сфере, который приводит ко многочисленным проблемам на практике.

Так, значительная часть трудностей возникает на стадии оформления земельно-правовых отношений и этапе государственной регистрации прав собственности на линейные объекты. Так, в числе наиболее часто возникающих проблем стоит назвать различный правовой статус (категории земель, вид разрешенного использования, правомочия пользователя и вид права на котором объект принадлежит ему) земель, по которым линейный объект проходит.

Было бы разумным введение отдельного порядка оформления документации при создании, регистрации линейных объектов. Лишь некоторые из линейных объектов требуют непосредственного владения земельным участком. Вместе с тем, особенности конструкции, способы размещения на земельных участках линейных объектов в большинстве случаев не приводят к существенным затруднениям или невозможности использования собственниками земельных участков, к существенному ограничению прав собственников или лиц, использующих земельные участки на иных правах. Как правило, линейные объекты не препятствуют использованию земельного участка по целевому назначению, создавая несущественные неудобство в пользовании для собственника.

Несмотря на то, что линейные объекты по большей мере находятся в частной собственности, как правило, имеется наличие публичного интереса в их строительстве и эксплуатации, которое требует отражения в правовом регулировании соответствующих отношений в части установления баланса частных и публичных интересов.

II. Проблемы оформления прав на землю под линейными объектами.

В настоящее время процедура строительства и оформления прав на линейные объекты и землю под ними выглядит примерно следующим образом. Уполномоченным органом принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, после чего сетевая компания приступает к непосредственному осуществлению строительства. За ограничение прав пользователей участков, по которым проходит объект, производятся соответствующие расчеты компенсационного характера. По окончании строительства линейного объекта образуются земельные участки под отдельными, выступающими над поверхностью земли, структурными элементами линейного объекта. И хотя изначально согласовывалась трасса линейного объекта в целом, вновь образованные участки под отдельными структурными элементами линейного объекта, преподносятся в дальнейшем как ранее согласованные. Уже после предоставления упомянутых земельных участков выдается разрешение на строительство объекта. При этом, неам презюмировалось, что имелись все необходимые согласия собственников и иных пользователей земельных участков относительно осуществления строительства линейной компанией подобных объектов на принадлежащих им участках.

Трудности, возникающие при оформлении земельно-правовых отношений во время создания линейного объекта можно в итоге обособить в следующие группы:

— проблемы при проведении инженерных изысканий (так например, существенную проблему представляет собой обеспечение фактического доступа на участки, по которым будет проходить объект и связанный с этим вопрос о юридическом оформлении отношений);

— земельные участки, находящиеся в государственной собственности уже предоставлены иному лицу на праве аренды (повторно такой участок в аренду уже на предоставишь, а заключение договора субаренды, без предварительного внесения в него изменений, необходимых в связи с возведением линейного объекта, маловероятно);

— линейные объекты, в силу большой протяженности, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам. В силу этого, единовременно и однообразно решить вопросы со всеми этими субъектами о выкупе или заключении договоров аренды земельных участков, занятых такими объектами, практически невозможно. Необходимость массового межевания участков ведет к существенному удорожанию и растягиванию по времени;

— для строительства линейного объекта необходима большая площадь земли, чем для дальнейшей его эксплуатации;

Это интересно:  Ответственность за неуплату штрафов гибдд

— линейные объекты пролегают по различным категориям земель, имеющим разнообразный правовой режим. Однако в Земельном кодексе Российской Федерации (далее также ЗК РФ) земли, на которых расположены линейные объекты, отнесены к землям промышленности и земель иного специального назначения. При этом, Земельный кодекс РФ устанавливает, что землями энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения могут быть признаны только земли, находящиеся за границей населенного пункта. Таким образом, коллизионной является ситуация, когда более половины линейных объектов расположены на землях населенных пунктов.

— отсутствие реальной возможности оформления прав на земельные участки, препятствует государственной регистрации прав на линейные объекты (существующий порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество требует указания в документах, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, сведений о земельных участках, на которых оно расположено).

Как справедливо замечают Бочаров М. В. и Королев Д. В. подобные недостатки по большому счету «являются следствием лишь одной причины, а именно требования о том, что любая деятельность, от изысканий до строительства скважин и трубопроводов, может быть осуществлена только в границах земельных участков с определенным правовым режимом. Все остальные отрицательные явления являются лишь следствием: двойное и тройное образование земельных участков, их перевод в другие категории, высокая стоимость кадастровых работ, а в конечном счете — высокая стоимость доступа к земле линейной компании[1].»

III. Пути решения проблем.

Возведение на условиях сервитута линейных объектов вполне могло бы быть вариантом, способным устранить бы массу проблем, возникающих на практике, при строительстве подобных сооружений. Отечественному законодательству на настоящий момент известен сервитут двух видов: частный сервитут, регулируемый гражданским законодательством и публичный сервитут, устанавливаемый в соответствии с нормами ЗК РФ.

Для целей определения родового понятия сервитута, воспользуемся дефиницией, косвенно отраженной в положениях п. 1 ст. 274 ГК РФ. Законодатель понимает сервитут как право ограниченного пользования земельным участком, предоставляемое по требованию собственника соседнего земельного участка (иной недвижимости), посредством заключения соглашения сторон или на основании решения суда.

Однако вынуждены констатировать, что закрепленные ГК РФ нормы о сервитутах не учитывают существующее положение дел. Несмотря на то, что п. 1 ст. 274 ГК РФ прямо говорит о возможности «прокладки линии электропередачи, связи, трубопроводов», частный сервитут устанавливается по требованию собственника недвижимости. Однако эта самая недвижимость на том этапе, когда заключение соглашения о сервитуте могло бы решить массу проблем, в рассматриваемом случае отсутствует, линейные объект еще только предполагается построить. Отсутствует даже повод для заключения соглашения или обращения в суд с иском об установлении сервитута, поскольку сам объект еще не существует, его только предполагается построить.

Для установления сервитута необходимо построить линейный объект, а до этого строительство придется осуществлять непонятным образом, основываясь на добровольном волеизъявлении собственника, ведь сервитут может устанавливаться только в интересах собственника недвижимости. К возможным путям решения этой проблемы мы еще вернемся.

А если господствующая недвижимость и есть, то формулировка закона о «нуждах собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута» только добавляет трудностей.

Кроме того, не идеален механизм координации интересов субъектов гражданских правоотношений, поскольку «Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка» (п. 3 ст. 274 ГК РФ). Потенциальному сервитуарию остается уповать на положительное волеизъявление собственника земельного участка и его добросовестность.

Проблему можно попытаться решить обратившись к правовой конструкции публичного сервитута. В настоящий момент публичный сервитут предусмотрен нормами ст. 23 ЗК РФ. Публичный сервитут можно понимать как право ограниченного пользования чужой недвижимостью, установленное посредством нормативного правового акта. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом компетентного органа власти в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия ЗУ.

В соответствии с законом публичный сервитут должен подлежать государственной регистрации.

Существенной проблемой является то, что органы власти не заинтересованы в установлении публичного сервитута. Ведь, правообладатель вправе требовать компенсации за ограничения в пользовании земельным участком или даже предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Кроме всего прочего установление публичных сервитутов для целей строительства и эксплуатации линейных сооружений действующим законодательством не предусмотрено. Публичный сервитут допускается лишь для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры В законе приведен ограниченный перечень ситуаций, позволяюших использовать механизм публичного сервитута.

Вместе с тем, публичный сервитут не решает трудностей в вопросах строительства нового линейного объекта. К тому же, несмотря на общественно полезный интерес в создании линейного объекта, сам объект как правило находится в собственности конкретного лица, что слабо согласуется с положениями ЗК РФ.

IV. Перспективы развития.

Попытка внесения изменений в нормы, относящиеся к правовому регулированию сервитутов, уже имели место, но все они не привели к сколь-нибудь значимому результату. В настоящее время тенденция на внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования норм о сервитутах нашла свое отражение в проекте внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации. Расширена сама дефиниция «сервитут», серьезные изменения планируются в части регламентации отдельных видов сервитута. Так, появляются такие субинституты, как строительный, мелиорации, горные, коммунальные.

Таким образом, в существующем виде для нужд, связанных с возведением и эксплуатацией линейных объектов в полной мере не подходят ни конструкция частного, ни конструкция публичного сервитута, ни положения о строительном сервитуте, отраженные в проекте изменений в ГК РФ.

На наш взгляд, выходом может служить использование следующих правовых конструкций: конструкции личного сервитута либо конструкции реального сервитута.

Как и родовое понятие сервитута, личный сервитут пришел к нам из римского права. Личные сервитуты принадлежали конкретным лицам персонально и представляли собой пожизненные права пользования чужой вещью.

Личным сервитутом для целей строительства линейных объектов будет являться сервитут, обеспечивающий строительство линейных объектов, необходимых для деятельности определенного лица, принадлежащий такому лицу персонально.

Введение института личного сервитута позволит наделить правами сервитуария для конкретных нужд конкретное лицо, что позволит данному субъекту требовать принудительного заключения договоров об установлении сервитута от собственников земельных участков по которым предполагается прохождение линейного объекта.

Легальный же сервитут – правовой инструмент, широко распространенный в законодательстве иностранных государств (как то Испания, Германия), в том числе, для целей, связанных с возведением линейных объектов. Легальный сервитут представляет собой сервитут возникающий либо при наличии условий, указанных в законе, либо в силу принятия публичного акта, устанавливающего такой сервитут в пользу конкретного субъекта. Легальный сервитут возникает не в результате волеизъявления корреспондирующих субъектов или на основании судебного решения, а в силу указания нормы права. Будучи очень похож по своим признакам на публичный сервитут, легальный сервитут таковым, тем не менее, не является.

Институт легального сервитута даст таким образом возможность управомоченному субъекту, соответствующему предписанным законом признакам, использовать земельные участки, принадлежащие частным собственникам для нужд, связанных со строительством линейного объекта. Законом или подзаконным актом должен быть закреплен ряд черт, характерных для подобного сервитуария. Такими нормативными требованиями могут быть требования, касающиеся размера активов компании-строителя, опыт выполнения работ в соответствующей сфере хозяйствования, специальное право на выполнение работ особого вида.

Таким образом, можно со всей уверенностью предположить, что посредством набора правовых инструментов, состоящего из категорий личного и легального сервитута нивелируются проблемы, возникающие при проведении инженерных изысканий, обеспечении доступа на земельные участки частных собственников, снимается проблема соотношения площади земельного участка, необходимого для строительства объекта и его последующей эксплуатации; уходит на второй план вопрос, связанный с различием правовых категорий земельных участков; существенно должна будет упроститься процедура регистрации прав собственности на созданный линейный объект.

Особо отметим, что публичный сервитут по сути представляет собой ограничение права собственности в пользу всех без исключения, субъективным правом на чужую вещь не являясь. Легальный же сервитут устанавливается в пользу конкретного лица, хотя и может преследовать публичный интерес. На наш взгляд, допустимо установление легального сервитута в отношении объектов, которые не являются объектами права в строгом смысле слова, как то несформированные земельные участки.

Нельзя обойти стороной вопрос о плате за устанавливаемый сервитут. Он не урегулирован ни законодательно, ни в судебной практике. Говоря о последней, хочется отметить большое количество противоречий, не разрешенных высшими инстанциями. Хотя мы исходим из того, что сервитут является средством преодоления монополизма собственника земельного участка, баланс частно-правовых интересов требует, чтобы наложенный сервитут не был излишне обременительным. В качестве альтернативы решения проблемы смеем предложить вариант, заключающийся в привязке стоимости платы за сервитут к величине земельного налога за сопоставимый земельный участок. Соотношение платы за установление конкретного сервитута к величине земельного налога может варьироваться в зависимости от размера участка, площади обременения, ограничения правомочий собственника.

В связи с изложенным выше, полагаем, что назрела потребность внесения конкретных изменений в законодательство.

В качестве обоснованного варианта, статью 274 Гражданского кодекса Российской Федерации предлагаем изложить в следующей редакции:

«Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. В случаях, предусмотренных законом, при наличии к тому оснований, сервитут может устанавливаться на условиях личного сервитута либо на условиях легального сервитута.

Легальный сервитут представляет собой сервитут, возникающий при наличии условий, указанных в законодательстве. Порядок и условия установления легального сервитута определяются органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Личный сервитут представляет собой сервитут, предоставляемый конкретному лицу для нужд, связанных со строительством протяженного объекта объекта. Порядок и условия установления личного сервитута определяются органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

4. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

5. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

6. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.»

Группа Компаний «ЭРА-ГЕО-ГИД»

[1] Оформление земельных отношений под объектами недропользования и линейными объектами: актуальные проблемы и перспективы законодательного регулирования(Бочаров М.В., Королев Д.В.)(«Правовые вопросы строительства», 2010, № 1)

Статья написана по материалам сайтов: zakonandpravo.ru, www.eg-online.ru, sibac.info, zakon.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector