+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Задачи законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Комментарий к Ст. 1.2 КоАП РФ

1. Задачи представляют собой определяющую категорию, от которой зависит не только объем полномочий отдельных органов, но также и их функции, а также иные аспекты деятельности. Задачи законодательства позволяют определить основные направления его реализации, а также разрешение задач таким образом, который позволит достичь целей принятия соответствующих нормативных актов. Указанные задачи являются общими и характерны для различных видов законодательства.

2. Задачами российского законодательства об административных правонарушениях являются:

— защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина — по смыслу настоящей статьи указанные положения объединяют в себе две самостоятельные задачи, однако их содержание свидетельствует о единстве данного положения, поскольку защита личности обеспечивается именно путем обеспечения охраны ее прав и свобод, их восстановления в случае нарушения, а также профилактика таких нарушений. Следует также заметить, что законодательство об административных правонарушениях в большинстве случаев предусматривает реализацию данной задачи посредством активной деятельности уполномоченных органов государственной власти и иных субъектов, что не препятствует использованию субъектами, права которых нарушаются, иных способов защиты, в первую очередь предусмотренных гражданским законодательством;

— охрана здоровья граждан по своей сути представляет частный случай реализации первой задачи — защиты личности, охраны ее прав и свобод, поскольку именно в качестве специального права Конституция РФ предусматривает право на охрану здоровья гражданина. В рамках законодательства об административных правонарушениях охрана здоровья граждан обеспечивается посредством осуществления контроля и надзора за деятельностью уполномоченных на обеспечение охраны здоровья граждан органов;

— обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду и достигается за счет реализации деятельности по обеспечению безопасных условий существования человека специально уполномоченными органами, а также иными субъектами. Необеспечение указанных условий является предметом реализации норм КоАП РФ и иных нормативных актов об административных правонарушениях;

— защита общественной нравственности обеспечивается посредством профилактики и предотвращения правонарушений, посягающих на общественную нравственность;

— охрана окружающей среды обеспечивается по двум основным направлениям: с одной стороны, посредством введения мер ответственности за нарушение правил использования и охраны природных объектов и ресурсов, с другой — посредством закрепления мер государственной ответственности за совершение деяний, признанных правонарушениями;

— обеспечение установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности — решение указанной задачи имеет непосредственную связь с административными правонарушениями и наказанием за их совершение. Административные нормы непосредственно направлены на регламентацию порядка осуществления деятельности органов государственной власти в части осуществления ими функций государства, в связи с чем обеспечение предусмотренного настоящей статьей порядка составляет одну из основных задач административного законодательства.

3. Немаловажное место в системе задач законодательства об административных правонарушениях занимает комплекс экономических задач. В состав данного комплекса входят защита собственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений. Роль настоящего Кодекса и иных нормативных актов сводится не только к обеспечению единого экономического пространства на территории Российской Федерации, но и режима законности в части обеспечения права собственности отдельных субъектов и государства в целом, порядка взимания налогов и иных обязательных сборов. Следует заметить, что речь в данном случае идет о законодательстве об административных правонарушениях, которое призвано регламентировать перечень административных правонарушений в экономической сфере и меры ответственности за их совершение с учетом всех обстоятельств совершения указанного деяния. Решение рассматриваемого комплекса задач связано не только с пресечением подобных деяний и восстановлением законности, но, в первую очередь, их предупреждением, т.е. профилактикой административных правонарушений.

Эффективная деятельность по предупреждению административных правонарушений способствует повышению общего уровня правовой грамотности населения, а также способствует сокращению количества совершенных правонарушений. Не всегда предусмотренное действующим законодательством наказание позволяет исправить нарушителя и пресечь совершение им подобных деяний в будущем. Однако профилактическая деятельность позволяет не допустить совершения правонарушений отдельными субъектами.

Положения настоящей статьи призваны определить наиболее важные задачи законодательства об административных правонарушениях. Однако их перечень может корректироваться применительно к каждой конкретной практической ситуации и эффективности реализации отдельных задач.

Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина; охрана здоровья гражданина, санитарно-эпидемиологического благополучия населения; защита общественной нравственности; охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности; защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.72) административное право и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Законодательство об административных правонарушениях конкретизирует данное положение Конституции РФ и определяет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ в этой области.

К ведению Российской Федерации относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим общефедеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами РФ;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Вне указанных предметов ведения Российской Федерации субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование в сфере ответственности за административные правонарушения.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения правонарушения. Соответственно и производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение или иным образом улучшающий положение правонарушителя, имеет обратную силу, и наоборот, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Основными принципами законодательства об административных правонарушениях являются:

— принцип равенства перед законом;

— обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением.

Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Это интересно:  Когда лучше отдавать деньги, взятые в долг

В соответствии с принципом презумпции невиновности лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена вина. Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КОАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.

Принцип законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением распространяется на все стадии производства по делам об административных правонарушениях. Он означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, может быть подвергнуто мерам обеспечения производства по делу и административному наказанию на основаниях и в порядке, установленных законом. Указанные меры могут быть осуществлены органом или должностным лицом в соответствии с законом.

37.1.218.108 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 1.2 КоАП РФ. Задачи законодательства об административных правонарушениях (действующая редакция)

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 1.2 КоАП РФ

1. Наряду с комментируемой статьей упоминание о задачах законодательства имеется также в ст. 2 ЖК, ст. 1 Трудового кодекса РФ и ст. 2 УК; ст. 2 ЛК определены задачи и цели лесного законодательства.

Задачи законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях существенно отличаются от задач, сформулированных ст. 1 КоАП 1984 г.: в комментируемой статье настоящего Кодекса среди объектов правовой защиты прежде всего указаны индивидуальные права и интересы. В отличие от этого, предшествующий КоАП к объектам правовой защиты в основном относил общегосударственные интересы.

В комментируемой статье впервые упоминается о защите санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественной нравственности — подобная детализация объектов правовой охраны не была свойственна КоАП 1984 г., в котором доминировали обобщающие категории. В комментируемой статье значительное внимание уделено защите конституционного права граждан на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности; также примечательно, что собственность упомянута в качестве единого правоохраняемого объекта. Таким образом, подчеркивается конституционный принцип равной правовой защиты всех форм собственности, а не отдельных ее форм: КоАП 1984 г. к объектам правовой защиты относил только социалистическую собственность.

2. Дефиниции некоторых правоохраняемых объектов, упомянутых в комментируемой статье, содержатся в законодательстве РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Применительно к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Понятия природного объекта, природно-антропогенного объекта, антропогенного объекта определяются ст. 1 указанного Федерального закона.

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды подразумевается деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию его последствий.

При истолковании понятия «государство» следует учитывать дуалистичность понимания последнего в Конституции РФ: наряду с Российской Федерацией как суверенным государством государственно-правовым статусом наделяются также республики в составе России (ср. ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Конституции РФ).

К правоохраняемым объектам, упомянутым в комментируемой статье, относится общественная нравственность — признанные личностью и защищаемые государством нормы и правила поведения, включающие религиозные установления и иные моральные правила, содействующие духовному обустройству не только индивида, но и гражданского сообщества в целом. Характерно, что защита общественной нравственности не была отнесена КоАП 1984 г. к задачам законодательства об административных правонарушениях.

Защита законных прав граждан и общегосударственных интересов от административных правонарушений невозможна без карательных санкций, применяемых к нарушителям; в КоАП они отождествляются с административными наказаниями, применение которых, как и любых других наказаний, сопряжено с ограничением конституционных прав и свобод.

Указанные ограничения должны быть соразмерны с общественной опасностью деяния, имущественным ущербом или моральным вредом, причиненным правонарушением: согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение упомянутых прав и свобод может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Тем самым защита общественной нравственности признается в качестве одной из приоритетных задач федерального законодательства в целом, в том числе КоАП и других федеральных законов, регламентирующих меры административного принуждения.

К другим принципиальным нововведениям, свойственным комментируемой статье, следует отнести защиту законных интересов не только физических, но и юридических лиц: как известно, КоАП 1984 г. рассматривал в качестве субъектов административного правонарушения только физических лиц, при этом административные санкции, применимые к юридическим лицам, определялись отдельными федеральными законами, а также кодифицированными актами, например Таможенным кодексом РФ.

Защита законных экономических интересов физических и юридических лиц в качестве одной из задач административного законодательства означает охрану не только конституционных прав и интересов: гарантии правовой защиты в равной мере распространяются и на другие конституционные права, без которых невозможно осуществление права на законную предпринимательскую и иную экономическую деятельность, провозглашенного в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. Таким образом, защита правоохраняемых интересов, указанных в ст. 1.2 КоАП, является комплексной задачей, решение которой обеспечивается не только административным законодательством, но и уголовным, гражданским и другими отраслями федерального законодательства.

76. Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях.

Глава 1 КоАп называется «Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях».

Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Это интересно:  Материнский капитал кому положен

Статья 1.5. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

77. Административная ответственность: понятие, признаки, цели, функции, основания. Ее отличие от других видов юридической ответ­ственности и положение в системе административного принуждения. Освобождение от административной ответственности и ее ограничение.

КоАП РФ не содержит легального определения административной от­ветственности. Ад­министративная ответственность может наступать за совершение адми­нистративных правонарушений, которые содержатся в КоАП и принимаемых в соответствии с ним законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Административная ответственность является видом юридической от­ветственности и мерой административно-правового принуждения; представляет собой важное средство поддержания правопорядка в стране, выполнения соответствующих задач и функций правового государства.

Административную ответственность характеризуют признаки,общие для всех видов юридической ответственности:

Во-первых, она представляет собой государственное правовое принуж­дение.

Во-вторых, административная ответственность влечет за собой наступ­ление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмот­ренных санкцией административно-правовой нормы.

В-третьих, в мерах административной ответственности содержится правовая оценка деяния и правонарушителя от имени государства.

Раскроем сущность административной ответственности с помощью спе­цифических признаков, позволяющих отделить данный вид юридичес­кой ответственности от иных ее видов:

Основанием административной ответственности выступает админи­стративное правонарушение.

Поэтому ответственность за административные правонарушения носит публичный, а именно административно-правовой характер.

Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.

Мерой административной ответственности является администра­тивное наказание.

Преимущественно вне­судебный порядок применения административных наказаний, бесспор­но, признается всеми административистами, что подтверждается так­же и позицией законодателя. В КоАП РФ содержится перечень орга­нов, компетентных рассматривать дела об административных правона­рушениях

6. Применение административной ответственности не влечет судимости для лица, совершившего административное правонарушение. Однако административное наказание всегда влечет последствие, при котором нарушитель после его исполнения считается подвергнутым такому наказанию (состояние административной наказанности).

7. Процессуальной формой применения административной ответствен­ности выступает производство по делам об административных правона­рушениях, регламентируемое нормами КоАП РФ, состоящее из стадий возбуждения производства по делу, рассмотрение дела и принятия по нему решения, исполнения постановлений по делам об административ­ных правонарушениях, обжалования принятых решений.

Функции административной ответственности

Под функциями административной ответственностипонимаются основные направления ее воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается сущность, социальное назначение административ­ной ответственности и через которые достигаются ее цели.

Регулятивная функцияадминистративной ответственности заключа­ется в установлении запретов совершать определенные действия; уста­новление позитивных обязанностей; установление составов правомерно­го поведения.

Охранительная функцияадминистративной ответственности проявля­ется в ее воздействии на субъекты общественных отношений, побуждаю­щем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы.

Предупредительная (превентивная) функцияадминистративной от­ветственности заключается в предотвращении совершения администра­тивных правонарушений.

Карательная функцияадминистративной ответственности заключа­ется в том, что на физических и юридических лиц, совершивших пра­вонарушения, налагаются административные наказания.

В административно-правовой литературе выделяются нормативные и фактические основания административной ответственности.

Нормативное основание административной ответственности представляет собой систему административно-деликтных законов, устанавливающих административную ответственность (материально-правовая основа) и регулирующих производство по делам об административных правонарушениях (процессуально-правовая основа).

Фактическим основанием административной ответственности является совершение противоправных, виновных деяний, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административ­ная ответственность.

В административно-правовой литературе выделяется еще и процес­суальное основание административной ответственностиакт компетентного субъекта административной юрисдикции о наложении административного наказания за конкретное административное пра­вонарушение.

Освобождение от административной ответственности означает, что лицо, совершившее административное правонарушение, ос­вобождается от обязанности претерпеть ограничения личного, органи­зационного, морального, имущественного характера. В КоАП РФ пре­дусматриваются следующие случаи освобождения от административной ответственности:

не является административ­ным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости.Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная угроза охраняемым законом интересам.

не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости (бо­лезненного состояния психики)

с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

малозначительность совершенного административного правона­рушения.Само понятие малозначительности следует определять из имеющихся последствий совершенного правонарушения: незначитель­ного размера нанесенного ущерба или вреда охраняемым общественным отношениям.

Ограничение административной ответственности заключается в том, что к некоторым категориям граждан, в силу особенностей их стату­са, не применяются отдельные виды административных наказаний.

Например, административный арест не может применяться к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; инвалидам IиIIгрупп.

Возмездное изъятие или конфискация дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Лишение специального права в виде права управления транспорт­ным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транс­портным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происше­ствия, участником которого он являлся

Это интересно:  На испытательном сроке надо отрабатывать

Лишение специального права в виде права охоты не может приме­няться к лицам, для которых охота является основным законным ис­точником средств к существованию.

Федеральными законами предусматривается ограничение применения административных наказаний в отношении военнослужащих, судей, про­куроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иност­ранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями от адми­нистративной юрисдикции на территории Российской Федерации.

Задачи законодательства об административных правонарушениях

  • Шаблоны FreshDoc
    • Договоры
    • Доверенности
    • ИП
    • ООО
    • Защита ПДн
    • Кадры
    • Бухгалтерия
    • Иски
    • Интеллектуальное право
    • Для физлиц
    • АО
    • Банкротство
  • Тарифы
  • Больше
    • О компании
    • Проекты
    • Полезная информация
      • Лицензии и сертификаты
      • Нормативно-правовая документация
      • Законы
      • Глоссарий
      • Статьи

toggle menu

В разделе представлен КОАП РФ (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях): все статьи, изменения КОАП РФ.

Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях

Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 1.5. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие административные правонарушения за пределами Российской Федерации, подлежат административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Статья написана по материалам сайтов: stkoaprf.ru, studopedia.ru, www.zakonrf.info, studfiles.net, www.freshdoc.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector