Статья 1195 ГК РФ. Личный закон физического лица

1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

3. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

4. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

5. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Комментарий к Ст. 1195 ГК РФ

1. Глава 67 ГК РФ посвящена правовому положению лиц в международном частном праве. В ней сосредоточены коллизионные нормы, позволяющие определить статус физических лиц, юридических лиц и государства в отношениях, осложненных иностранным элементом.

Комментируемая статья определяет общее понятие — «личный закон физического лица» (lex personalis), используемое в различных коллизионных нормах данной главы. Личный закон физического лица — право того государства, с которым физическое лицо имеет наибольшую связь. До принятия части третьей ГК РФ это понятие не было прямо закреплено в гражданском законодательстве, однако всегда представляло собой устойчивый правовой термин.

Помимо норм комментируемой главы упоминание о личном законе гражданина содержится также в ст. 399 ГПК РФ, однако его содержание определяется гражданским процессуальным законодательством.

2. В качестве критериев определения личного закона физического лица используется его гражданство и место жительства. Гражданство — устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Общим правилом, закрепленным в комментируемой статье, является правило о законе гражданства (lex patriae).

Основания и порядок приобретения, а также прекращения гражданства Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В соответствии со ст. 11 названного Закона гражданство Российской Федерации приобретается по рождению, в результате приема в гражданство Российской Федерации, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации и по некоторым иным основаниям.

3. Специальное правило для случаев наличия у физического лица одновременно двух и более гражданств, одно из которых — гражданство Российской Федерации — закреплено в п. п. 2 и 3 комментируемой статьи. Разумеется, в такого рода ситуациях российский орган государственной власти, осуществляющий применение права, при определении личного закона физического лица должен руководствоваться положениями российского права.

4. Трудности с определением личного закона физического лица могут возникнуть в случае, когда такое лицо имеет одновременно несколько иностранных гражданств. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи его личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Однако и эта правовая категория — место жительства физического лица — не является в достаточной мере определенной.

Так, например, германское гражданское право допускает, что место жительства гражданина может находиться в нескольких местах одновременно. В соответствии со ст. 103 ФГК изменение места жительства происходит «вследствие действительного проживания в другом месте, связанного с намерением установить там свое основное обзаведение».

Как указывается в ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Между тем в целом ряде ситуаций установить такое место нет почти никакой возможности, в частности тогда, когда образ жизни гражданина нескольких государств связан с его постоянными перемещениями. Кроме того, с точки зрения того понимания ст. 20 ГК РФ, которое сложилось в настоящее время, место жительства не может быть определено иначе как помещение — жилое или нежилое . В частности, не принято считать местом жительства гражданина населенный пункт.

———————————
См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан».

В то же время, однако, в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан допускается временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. В таком случае местом жительства (несмотря на его «временный» характер) иностранного гражданина или лица без гражданства следует считать территорию Российской Федерации.

Не меньшее значение проблема установления места жительства имеет для определения личного закона лиц без гражданства. Известная традиционная привязка, отсылающая к месту жительства лица, в таком случае требует аналогичных разъяснений.

———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 12. Ст. 425.

Комментируемая статья устанавливает, что личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Статья 1195. Личный закон физического лица

1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

3. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

4. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

5. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Комментарий к статье 1195 Гражданского Кодекса РФ

1. Коммент. ст. впервые в российском законодательстве вводит легальное понятие личного закона физического лица, которое ранее существовало только в российской теории международного частного права и в национальном законодательстве ряда государств, а также в некоторых двусторонних международных соглашениях о правовой помощи. Введением коллизионной формулы личного закона устранен пробел в отечественной регламентации таких отношений, тогда как ранее, например, российский суд, разрешая дела, касающиеся правоспособности иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся за границей, не имел возможности ни применять иностранное право, поскольку отсутствовала необходимая коллизионная норма, обеспечивающая привязку к нему рассматриваемого отношения, ни обратиться к российскому материальному праву в силу неприменимости принципа национального режима (см.: Международное частное право: Учеб. / Под ред. Т.К. Дмитриевой. М., 2008. С. 197).

Определение правоспособности, дееспособности, права на имя и т.п. физического лица путем установления его личного закона отражает современную тенденцию доктрины международного частного права и позволяет не предусматривать в последующих статьях части третьей ГК коллизионные привязки для российских граждан, иностранцев или лиц без гражданства.

2. В мировой практике выработано два основных подхода при определении личного закона физического лица. При первом подходе, который присущ государствам континентальной Европы и государствам СНГ, личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет (lex patrio). Если же лицо не имеет гражданства или, напротив, имеет двойное или несколько иностранных гражданств, то его личный закон определяется по общему правилу по законам страны, в которой это лицо имеет место жительства (lex domicili). Для государств общего права, государств Латинской Америки, некоторых государств Европы характерен иной подход, при котором личный закон физического лица определяется, во-первых, правом государства его места жительства; во-вторых, при отсутствии определенного места жительства — правом страны места пребывания и, наконец, при наличии места жительства физического лица в нескольких странах может учитываться гражданство физического лица.

Нетрудно заметить, что при определении личного закона физического лица коммент. ст. придерживается первого подхода: Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет». Это позволяет достичь большей ясности в определении правового статуса индивидуума, поскольку в отличие от места жительства гражданство, как правило, и более формально, и более стабильно. Вместе с тем нельзя не признать, что в настоящее время происходит взаимное проникновение этих двух подходов, приводящее к смешанной системе личного закона.

3. В п. 2 коммент. ст. регламентируется случай, когда лицо наряду с российским гражданством имеет еще и иностранное гражданство. Конституция допускает, что российский гражданин может иметь гражданство иностранного государства в силу федерального закона или международного договора (ч. 1 ст. 62). Закон о гражданстве содержит понятие двойного гражданства как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 3), а ст. 6 указывает, что гражданин Российской Федерации, имеющий иное гражданство, рассматривается в Российской Федерации только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации. Такая регламентация отношений означает, что приобретение гражданином Российской Федерации иностранного гражданства допустимо и не противоречит законам Российской Федерации, однако отношение такого гражданина с Россией, в том числе и установление его личного закона, определяется только российским законодательством, а принадлежность к гражданству другого государства не принимается во внимание.

4. Пункт 3 коммент. ст. впервые появился в российском законодательстве с принятием части третьей ГК, представляет собой одностороннюю коллизионную норму и, как уже не раз отмечалось в юридической литературе, отражает стремление увязать два существующих подхода в определении личного статуса физического лица — гражданства и места жительства. В изъятие из общего правила об определении личного статуса на основе права страны гражданства иностранные граждане, т.е. физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, проживающие (имеющие место жительства) в Российской Федерации, имеют личным законом российское право. В гражданском законодательстве Российской Федерации установлено, что местом жительства лица признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК). Доказательством постоянного или преимущественного проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации является наличие у него разрешения на временное проживание или вида на жительство.

По Закону о правовом положении иностранных граждан разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет; по окончании срока действия вида на жительство его срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8).

5. Пункт 4 коммент. ст., как и предыдущий, появился в российском законодательстве с принятием части третьей ГК. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств, но при обязательном отсутствии у него российского гражданства личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Семейный кодекс РФ, принятый ранее, содержит иное правило: при наличии у лица гражданства нескольких государств условия заключения брака для него определяются по его выбору согласно праву одного из этих государств (ст. 156).

В мировой практике при определении личного закона лица, имеющего гражданство нескольких государств, используются две коллизионные привязки: либо это право страны, в которой это лицо имеет место жительства (например, Венгрия, Румыния), либо право страны, с которой у лица имеется наиболее тесная связь (например, Австрия, Италия, Турция).

Это интересно:  Статья 346 ГК РФ. Пользование и распоряжение предметом залога

6. Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан). Личным законом такого лица считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства, т.е. место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК). Постоянное или преимущественное проживание предполагает, что гражданин всегда присутствует в определенном месте, хотя бы в тот или иной промежуток времени его там не было. (См.: Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, частям первой, второй и третьей / Под ред. Т.Е. Абовой, М.И. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. М., 2008. С. 38.)
7. Пункт 6 коммент. ст. посвящен определению личного закона беженца. Согласно Закону о беженцах беженцем является лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе либо политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может либо не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1). Лицо признается беженцем в порядке, установленном Законом о беженцах, и ему выдается удостоверение беженца, которое является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем. Поскольку беженцы вынужденно покинули страну своего гражданства и по объективным причинам утрачивают с ней связь, то п. 6 коммент. ст. вполне обоснованно устанавливает, что их личным законом считается право страны, предоставившей убежище.

Правовому статусу беженцев посвящена Конвенция о статусе беженцев и Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 г., а также Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

От беженцев следует отличать лиц, получивших временное убежище, которое предоставляется иностранному лицу или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания их беженцами, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации либо не имеют оснований для признания беженцами, но из гуманных соображений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации. Таким лицам выдается свидетельство установленной формы. Личный закон таких лиц будет определяться не п. 6 коммент. ст., а либо п. 3, либо п. 5 в зависимости от того, является ли такое лицо иностранцем или апатридом.

Статья 1195 ГК РФ. Личный закон физического лица

Текущая редакция ст. 1195 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

3. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

4. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

5. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Комментарий к статье 1195 ГК РФ

1. Статья 1195 представляет собой новеллу — ранее ни советское, ни российское законодательство подобных норм не содержало. Общее правило о личном законе освобождает от необходимости предусматривать в последующих статьях ГК, относящихся к личному статусу физических лиц, коллизионные привязки отдельно для российских граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, — достаточно того, что в этих статьях указано на применение личного закона, понятие которого раскрывается в ст. 1195. Таким образом, комментируемая статья рассчитана на случаи, когда в коллизионных нормах ГК или других актах гражданского законодательства содержатся отсылки к личному закону физического лица .

По личному закону физического лица решаются коллизионные вопросы его правоспособности (ст. 1196 ГК), дееспособности (ст. 1197 ГК), права на имя (ст. 1198 ГК), опеки и попечительства (ст. 1199 ГК), признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим (ст. 1200 ГК).

В странах континентальной Европы личным законом физического лица является либо закон гражданства, либо — в странах общего права — закон домицилия. Например, ГК Испании (ст. 9) предусматривает, что применительно к физическим лицам личным является закон, определяемый их гражданством. Аналогичные нормы содержат, в частности, законы о международном частном праве Австрии (п. 1 § 9), Лихтенштейна (п. 1 ст. 10), Италии (ст. 20), Румынии (ст. 12). Некоторые страны континентального права, в которых ранее использовалась коллизионная привязка — право страны гражданства, перешли к применению другой коллизионной привязки — праву страны места жительства. Например, согласно ст. 35 Закона о международном частном праве Швейцарии гражданская дееспособность лица определяется по праву места жительства.

Пункт 1 ст. 1204 Модели ГК для стран СНГ предусматривает, что личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой оно имеет. Эта норма была воплощена в иных гражданских кодексах, принятых в ряде стран СНГ, в частности в ст. 1262 ГК Армении, ст. 1103 ГК Белоруссии, ст. 1094 ГК Казахстана.

Как отмечается в российской юридической литературе, «в последнее время, однако, усиливается взаимное «проникновение» этих принципов, приводящее к «смешанной системе» личного закона» .

Минская конвенция 1993 г. устанавливает, что дееспособность физического лица определяется по праву страны гражданства (ст. 23). Аналогичные нормы закреплены в двусторонних договорах о правовой помощи, например ст. 19 договора с Польшей, ст. 24 договора с Румынией, ст. 17 договора с Болгарией.

2. Пункт 1 содержит двустороннюю коллизионную норму, согласно которой личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой оно имеет. Под физическим лицом п. 1 понимает российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства. Гражданство определяется на основании Закона о гражданстве, согласно которому (ст. 3) иностранный гражданин — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Доказательством гражданства иностранного государства служит паспорт, выданный компетентными органами зарубежного государства. Лицо без гражданства — это лицо, не являющееся российским гражданином и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

До принятия части третьей ГК дееспособность лица определялась по праву страны, гражданином которой лицо являлось (п. 2 ст. 160 ОГЗ 1991 г.). Коллизионная привязка — закон страны гражданства закреплена также в ст. 156 СК.

3. Пункт 2 посвящен регулированию двойного гражданства, т.е. случая, когда лицо наряду с российским обладает гражданством иностранного государства. На основании ч. 1 ст. 62 Конституции РФ российский гражданин может иметь гражданство иностранного государства в силу федерального закона или международного договора. Упомянутый Закон о гражданстве (ст. 6) предусматривает, что российский гражданин, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как российский гражданин, за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом. Приобретение иного гражданства не влечет прекращения гражданства Российской Федерации.

Россия имеет международный договор с Таджикистаном , который предусматривает право граждан государств-участников иметь одновременно гражданство обоих государств.

Признание двойного гражданства лишь в ограниченных случаях, установленных законом, означает, что за российским гражданином не признается принадлежность к гражданству другого государства. Поэтому при установлении его личного закона определяющим является российское право. Иными словами, из п. 2 следует, что если российский гражданин имеет также гражданство какого-либо другого государства, например Франции, Израиля, его личным законом всегда будет российское право.

Сходную норму содержит Указ Венгрии о международном частном праве (п. 2 § 11), согласно которому если какое-либо лицо имеет гражданство нескольких государств и одно из них венгерское, его личным законом является венгерское право. Аналогичные нормы включены в Вводный закон к Германскому ГУ (ст. 5), в законы о международном частном праве Австрии (п. 1 § 9), Италии (ст. 19), Лихтенштейна (ст. 10), Польши (§ 1 ст. 2), Румынии (ст. 12), Турции (ст. 4), в Кодекс о международном частном праве Туниса (ст. 39), Закон о коллизии законов Южной Кореи (ст. 2(1)).

4. Правило п. 3 комментируемой статьи представляет собой одностороннюю коллизионную норму. Являясь новеллой в российском праве, оно отражает стремление увязать (в вопросах личного статуса) основной принцип гражданства с территориальным . Из п. 3 вытекает, что правоспособность, дееспособность, способность стать опекуном и другие вопросы личного статуса иностранных граждан, которые имеют место жительства в России, будут определяться по российскому праву.

Статья 20 ГК устанавливает, что местом жительства лица признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии со ст. 2 ГК правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поэтому норма п. 3 комментируемой статьи распространяется на иностранных граждан, которые постоянно или преимущественно проживают на территории России.

Статья 20 ГК называет оба признака (постоянное и преимущественное место жительства) альтернативно. Однако признак преимущественного проживания должен, по нашему мнению, использоваться лишь при отсутствии первого признака — места постоянного жительства. Поэтому в случае, когда американский гражданин, имеющий постоянное место жительства в Швейцарии, приезжает на стажировку в Россию, не следует исходить из того, что он имеет в России место преимущественного жительства. Доказательством постоянного или преимущественного проживания иностранного гражданина на территории России является наличие у него разрешения на временное проживание или вид на жительство. Согласно Закону о правовом положении иностранных граждан (ст. 6, 8) срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на 5 лет. По окончании этого срока срок действия вида на жительство может быть продлен еще на 5 лет (и так — неограниченное количество раз). Разрешение на временное проживание и вид на жительство выдаются территориальным органом Министерства внутренних дел РФ. Таким образом, личным статутом иностранного гражданина, имеющего вид на жительство в России, будет российское право. Если у иностранного гражданина нет места постоянного жительства и он имеет разрешение на временное проживание на территории России, местом его преимущественного жительства является Российская Федерация.

Норму, в принципе сходную с п. 3, содержит ГК канадской провинции Квебек, ст. 3083 которого устанавливает, что статус и дееспособность физического лица регулируются правом его домицилия. В странах общего права термин «домицилий» используется для обозначения места постоянного или преимущественного проживания.

Заключенные Россией двусторонние договоры с Киргизией (ст. 10) , Туркменией (ст. 11) , Казахстаном (ст. 9) о регулировании правового статуса граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства-участника, устанавливают, что правоспособность и дееспособность таких лиц определяются законодательством страны их проживания. Коллизионные нормы, закрепленные в этих международных договорах, имеют приоритет перед нормами международных договоров о правовой помощи. Это означает, что правоспособность казахских граждан, постоянно проживающих в России, будет определяться по российскому, а правоспособность российских граждан, постоянно проживающих в Казахстане, — по казахскому праву.

Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 18 мая 1995 г. (СЗ РФ. 1997. N 32. Ст. 3748).

Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 20 января 1995 г. (СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3950).

Это интересно:  Статья 123.1 Жилищного кодекса РФ

5. Пункт 4 закрепляет новую двустороннюю коллизионную норму, ранее не известную российскому законодательству: при наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Как и в п. 3, под ним понимается постоянное или преимущественное место жительства. Например, если гражданин Швейцарии имеет также гражданство Германии и постоянно проживает на территории последней, его личным законом будет право Германии.

Несколько иначе, чем п. 4, решает данный вопрос СК (ст. 156), где установлено: если лицо имеет гражданство нескольких государств, то условия заключения брака для него определяются по его выбору согласно праву одного из этих государств.

Нормы, соответствующие п. 4, содержат Указ Венгрии о международном частном праве (п. 3 § 11), Закон Румынии о международном частном праве (ст. 12). Например, согласно Указу Венгрии (п. 3 § 11) личным законом лиц, имеющих гражданство нескольких государств, считается право государства, на территории которого они имеют место жительства.

Законы о международном частном праве Австрии (п. 1 § 9), Италии (п. 2 ст. 19), Турции (ст. 4 «с»), Швейцарии (п. 2 ст. 23) предусматривают, что при наличии у лица гражданства нескольких государств решающим считается гражданство страны, с которой лицо наиболее тесно связано. Таким образом, законодательство различных стран при решении вопроса о личном законе иностранного гражданина, имеющего гражданство нескольких государств, использует две коллизионные привязки: право страны места жительства такого иностранца или право страны, с которой это физическое лицо имеет наиболее тесную связь. Следует отметить, что в Китае, например, используются обе вышеуказанные коллизионные привязки. Так, в Руководящих указаниях Верховного народного суда Китая по некоторым вопросам применения общих положений гражданского права (п. 6) указывается, что если у лица имеется гражданство нескольких государств, то применяется право страны, где оно проживает или с которым оно имеет наиболее тесные связи.

В Модели ГК для стран СНГ использована коллизионная привязка наиболее тесной связи: согласно ст. 1204 при наличии у лица двух и более гражданств личным законом считается право страны, с которой лицо наиболее тесно связано.

Ни Минская конвенция 1993 г., ни двусторонние международные договоры о правовой помощи не содержат каких-либо положений о праве, подлежащем применению к личному закону лица, имеющего гражданство нескольких государств.

6. Пункт 5 устанавливает, что личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Как и в п. 3, в этом пункте речь идет о постоянном месте жительства лица без гражданства или (при отсутствии такового) о месте преимущественного проживания.

В Модели ГК для стран СНГ говорится о постоянном месте жительства лица. Можно предположить, что в п. 5 (с учетом действия ст. 20 ГК) также имеется в виду место постоянного жительства (место преимущественного проживания).

В иностранных государствах при определении личного статута лица без гражданства используется коллизионная привязка — место постоянного жительства лица. Аналогичные нормы включены, например, в Закон о международном частном праве Румынии (ст. 12), Указ Венгрии о международном частном праве (п. 3 § 11), ГК Португалии (ст. 12). В частности, согласно Указу Венгрии (п. 3 § 11) личным законом лица без гражданства является право государства, на территории которого оно имеет место жительства.

7. Пункт 6 содержит двустороннюю коллизионную норму, представляющую собой новеллу в российском законодательстве.

Многосторонняя Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. , Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 г. , участницей которых является Россия, также регулируют их правовое положение.

В обобщении судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах, специально отмечается, что Закон о беженцах не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своего гражданства (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера .

Пункт 6 устанавливает, что личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. Аналогично решен вопрос и в Модели ГК для стран СНГ (п. 3 ст. 1204), и в законодательных актах стран СНГ, в частности ГК Армении (ст. 1262), Белоруссии (ст. 1103), Киргизии (ст. 1177), Узбекистана (ст. 1168). Законы других стран, как правило, не содержат каких-либо специальных положений, посвященных личному закону беженцев. Однако по законам Австрии (п. 3 § 9) и Лихтенштейна (ст. 10) личным законом беженца является право государства, в котором оно имеет свое место жительства, а при отсутствии такового — свое обычное место пребывания. Указ Венгрии о международном частном праве (§ 13) предусматривает, что личный статус лица, пользующегося правом убежища в Венгрии, определяется по венгерскому праву.

В принципе такого же подхода придерживается многосторонняя Конвенция о статусе беженцев, согласно которой (п. 1 ст. 12) личный статус беженца определяется законами страны его домицилия или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания.

Консультации и комментарии юристов по ст 1195 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 1195 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 1195 ГК РФ. Личный закон физического лица (действующая редакция)

1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

3. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

4. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

5. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 1195 ГК РФ

1. Статья 1195 представляет собой новеллу — ранее ни советское, ни российское законодательство подобных норм не содержало. Общее правило о личном законе освобождает от необходимости предусматривать в последующих статьях ГК, относящихся к личному статусу физических лиц, коллизионные привязки отдельно для российских граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, — достаточно того, что в этих статьях указано на применение личного закона, понятие которого раскрывается в ст. 1195. Таким образом, комментируемая статья рассчитана на случаи, когда в коллизионных нормах ГК или других актах гражданского законодательства содержатся отсылки к личному закону физического лица.

По личному закону физического лица решаются коллизионные вопросы его правоспособности (ст. 1196 ГК), дееспособности (ст. 1197 ГК), права на имя (ст. 1198 ГК), опеки и попечительства (ст. 1199 ГК), признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим (ст. 1200 ГК).

В странах континентальной Европы личным законом физического лица является либо закон гражданства, либо — в странах общего права — закон домицилия. Например, Гражданский кодекс Испании (ст. 9) предусматривает, что применительно к физическим лицам личным является закон, определяемый их гражданством. Аналогичные нормы содержат, в частности, законы о международном частном праве Австрии (п. 1 § 9), Лихтенштейна (п. 1 ст. 10), Италии (ст. 20), Румынии (ст. 12), Болгарии (п. 1 ст. 48). В отличие от этих законодательных актов Закон о международном частном праве Бельгии от 16 июля 2004 г. не содержит термина «личный закон» (ст. 3). Некоторые страны континентального права, в которых ранее использовалась коллизионная привязка — право страны гражданства, перешли к применению другой коллизионной привязки — праву страны места жительства. Например, согласно ст. 35 Закона о международном частном праве Швейцарии гражданская дееспособность лица определяется по праву места жительства.

Пункт 1 ст. 1204 Модели ГК для стран СНГ предусматривает, что личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой оно имеет. Эта норма была воплощена в новых гражданских кодексах, принятых в ряде стран СНГ, в частности в ст. 1262 Гражданского кодекса Армении, ст. 1103 Гражданского кодекса Белоруссии, ст. 1094 Гражданского кодекса Казахстана, а также в ст. 16 Закона Украины от 23 июня 2005 г. «О международном частном праве».

Как отмечается в российской юридической литературе, «в последнее время, однако, усиливается взаимное проникновение этих принципов, приводящее к «смешанной системе» личного закона».

Минская конвенция 1993 г. устанавливает, что дееспособность физического лица определяется по праву страны гражданства (ст. 23). Аналогичные нормы закреплены в двусторонних договорах о правовой помощи, например ст. 19 договора с Польшей, ст. 24 договора с Румынией, ст. 17 договора с Болгарией.

2. Пункт 1 комментируемой статьи содержит двустороннюю коллизионную норму, согласно которой личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой оно имеет. Под физическим лицом п. 1 понимает российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства. Гражданство определяется на основании Закона о гражданстве, согласно которому (ст. 3) иностранный гражданин — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Доказательством гражданства иностранного государства служит паспорт, выданный компетентными органами зарубежного государства. Лицо без гражданства — это лицо, не являющееся российским гражданином и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

До принятия части третьей ГК дееспособность лица определялась по праву страны, гражданином которой лицо являлось (п. 2 ст. 160 ОГЗ 1991 г.). Коллизионная привязка — закон страны гражданства — закреплена также в ст. 156 СК.

3. Пункт 2 посвящен регулированию двойного гражданства, т.е. случаям, когда лицо наряду с российским обладает гражданством иностранного государства. На основании ч. 1 ст. 62 Конституции РФ российский гражданин может иметь гражданство иностранного государства в силу федерального закона или международного договора. Упомянутый Закон о гражданстве (ст. 6) предусматривает, что российский гражданин, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как российский гражданин, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение иного гражданства не влечет прекращения гражданства Российской Федерации.

Россия имеет международный договор с Таджикистаном, который предусматривает право граждан государств-участников иметь одновременно гражданство обоих государств.

Признание двойного гражданства лишь в ограниченных случаях, установленных законом, означает, что за российским гражданином не признается принадлежность к гражданству другого государства. Поэтому при установлении его личного закона определяющим является российское право. Иными словами, из п. 2 следует, что если российский гражданин имеет также гражданство какого-либо другого государства, например Франции, Израиля, его личным законом всегда будет российское право.

Сходную норму содержит Указ Венгрии о международном частном праве (п. 2 § 11), согласно которому, если какое-либо лицо имеет гражданство нескольких государств и одно из них венгерское, его личным законом является венгерское право. Аналогичные нормы включены в Вводный закон к Германскому гражданскому уложению (ст. 5), в законы о международном частном праве Австрии (п. 1 § 9), Италии (ст. 19), Лихтенштейна (ст. 10), Польши (§ 1 ст. 2), Румынии (ст. 12), Турции (ст. 4), в Кодекс о международном частном праве Туниса (ст. 39).

Модель ГК для стран СНГ не предусматривает подобной нормы. В недавно принятые гражданские кодексы таких стран СНГ, как Армения, Белоруссия, Казахстан, вышеприведенная норма также не включена. Не устанавливают ее и международные договоры о правовой помощи. Лишь Закон Украины о международном частном праве (п. 2 ст. 16) содержит двустороннюю коллизионную норму, согласно которой, если физическое лицо является гражданином двух или более государств, его личным законом считается право того из государств, с которым лицо имеет наиболее тесную связь, в частности, имеет место жительства или занимается основной деятельностью. Такого же подхода придерживается болгарский Закон о международном частном праве: п. 3 ст. 48 этого Закона предусматривает, что личным законом лица, которое является гражданином двух или нескольких иностранных государств, является право государства, в котором находится его постоянное место жительства. Если лицо не имеет постоянного места жительства ни в одном из государств, к нему применяется право государства, с которым у него имеется наиболее тесная связь.

Это интересно:  Ук рф статья 93

4. Правило п. 3 комментируемой статьи представляет собой одностороннюю коллизионную норму. Являясь новеллой в российском праве, оно отражает стремление увязать (в вопросах личного статуса) основной принцип гражданства с территориальным. Из п. 3 вытекает, что правоспособность, дееспособность, способность стать опекуном и другие вопросы личного статуса иностранных граждан, которые имеют место жительства в России, будут определяться по российскому праву.

Статья 20 ГК устанавливает, что местом жительства лица признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии со ст. 2 ГК правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поэтому норма п. 3 комментируемой статьи распространяется на иностранных граждан, которые постоянно или преимущественно проживают на территории России.

Статья 20 ГК называет оба признака (постоянное и преимущественное место жительства) альтернативно. Однако признак преимущественного проживания должен, по нашему мнению, использоваться лишь при отсутствии первого признака: места постоянного жительства. Поэтому в случае, когда американский гражданин, имеющий постоянное место жительства в Швейцарии, приезжает на стажировку в Россию, не следует исходить из того, что он имеет в России место преимущественного жительства. Доказательством постоянного или преимущественного проживания иностранного гражданина на территории России являются наличие у него разрешения на временное проживание или вид на жительство. Согласно Закону о правовом положении иностранных граждан (ст. ст. 6, 8) срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании этого срока срок действия вида на жительство может быть продлен еще на пять лет (и так — неограниченное количество раз). Разрешение на временное проживание и вид на жительство выдаются территориальным органом Федеральной миграционной службы. Таким образом, личным статутом иностранного гражданина, имеющего вид на жительство в России, будет российское право. Если у иностранного гражданина нет места постоянного жительства и он имеет разрешение на временное проживание на территории России, местом его преимущественного жительства является Российская Федерация.

Норму, в принципе сходную с п. 3, содержит Гражданский кодекс канадской провинции Квебек, ст. 3083 которого устанавливает, что статус и дееспособность физического лица регулируются правом его домицилия.

Заключенные Россией двусторонние договоры с Киргизией (ст. 10), Туркменией (ст. 11), Казахстаном (ст. 9) о регулировании правового статуса граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства-участника, устанавливают, что правоспособность и дееспособность таких лиц определяются законодательством страны их проживания. Коллизионные нормы, закрепленные в этих международных договорах, имеют приоритет перед нормами международных договоров о правовой помощи. Это означает, что правоспособность казахских граждан, постоянно проживающих в России, будет определяться по российскому, а правоспособность российских граждан, постоянно проживающих в Казахстане, — по казахскому праву.

5. Пункт 4 закрепляет новую двустороннюю коллизионную норму, ранее не известную российскому законодательству: при наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Как и в п. 3, под ним понимается постоянное или преимущественное место жительства. Например, если гражданин Швейцарии имеет также гражданство Германии и постоянно проживает на территории последней, его личным законом будет право Германии.

Несколько иначе, чем п. 4, решает данный вопрос СК (ст. 156), где установлено: если лицо имеет гражданство нескольких государств, то условия заключения брака для него определяются по его выбору согласно праву одного из этих государств.

Нормы, соответствующие п. 4, содержат Указ Венгрии о международном частном праве (п. 3 § 11), Закон Румынии о международном частном праве (ст. 12), Кодекс международного частного права Болгарии (п. 3 ст. 48). Например, согласно Указу Венгрии (п. 3 § 11) личным законом лиц, имеющих гражданство нескольких государств, считается право государства, на территории которого они имеют место жительства.

Законы о международном частном праве Австрии (п. 1 § 9), Италии (п. 2 ст. 19), Турции (ст. 4 «с»), Швейцарии (п. 2 ст. 23) предусматривают, что при наличии у лица гражданства нескольких государств решающим считается гражданство страны, с которой лицо наиболее тесно связано. Таким образом, законодательство различных стран при решении вопроса о личном законе иностранного гражданина, имеющего гражданство нескольких государств, использует две коллизионные привязки: право страны места жительства такого иностранца или право страны, с которой это физическое лицо имеет наиболее тесную связь. Следует отметить, что в Китае, например, используются обе вышеуказанные коллизионные привязки. Так, в Руководящих указаниях Верховного народного суда Китая по некоторым вопросам применения общих положений гражданского права (п. 6) указывается, что если у лица имеется гражданство нескольких государств, то применяется право страны, где оно проживает или с которым оно имеет наиболее тесные связи. Аналогичную позицию занимает закон о международном частном праве Украины (п. 2 ст. 16).

В Модели ГК для стран СНГ использована коллизионная привязка наиболее тесной связи: согласно ст. 1204 при наличии у лица двух и более гражданств личным законом считается право страны, с которой лицо наиболее тесно связано.

Ни Минская конвенция 1993 г., ни двусторонние международные договоры о правовой помощи не содержат каких-либо положений о праве, подлежащем применению к личному закону лица, имеющего гражданство нескольких государств.

6. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает, что личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Как и в п. 3, в этом пункте речь идет о постоянном месте жительства лица без гражданства или (при отсутствии такового) о месте преимущественного проживания.

В Модели ГК для стран СНГ говорится о постоянном месте жительства лица. Можно предположить, что в п. 5 (с учетом действия ст. 20 ГК) также имеется в виду место постоянного жительства.

В иностранных государствах при определении личного статута лица без гражданства используется коллизионная привязка — место постоянного жительства лица. Аналогичные нормы включены, например, в Закон о международном частном праве Румынии (ст. 12), Указ Венгрии о международном частном праве (п. 3 § 11), Гражданский кодекс Португалии (ст. 12), п. 4 ст. 48 Кодекса о международном частном праве Болгарии, п. 3 ст. 16 Закона о международном частном праве Украины. В частности, согласно Указу Венгрии (п. 3 § 11) личным законом лица без гражданства является право государства, на территории которого оно имеет место жительства.

Модель ГК для стран СНГ (п. 2 ст. 1204) предусматривает, что личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой оно постоянно проживает. Аналогичные нормы устанавливают гражданские кодексы Армении (п. 2 ст. 1262), Белоруссии (п. 2 ст. 1103), Казахстана (п. 2 ст. 1094), Узбекистана (ст. 1168).

7. Пункт 6 содержит двустороннюю коллизионную норму, представляющую собой новеллу в российском законодательстве.

Многосторонняя Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г., Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 г., участницей которых является Россия, также регулируют их правовое положение.

Государства — участники СНГ заключили Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 24 сентября 1993 г., которое определяет понятие «беженец»: это лицо, которое, не являясь гражданином государства, предоставившего убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами. Беженцем не может признаваться лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое умышленное уголовное преступление. Участниками этого Соглашения являются Армения, Белоруссия, Киргизия, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан.

В обобщении судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах, специально отмечается, что Закон о беженцах не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своего гражданства (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Верховный Суд РФ, рассмотрев в кассационном порядке дело об экстрадиции К., являвшегося гражданином Белоруссии (Определение от 22 августа 2007 г. N 5-О07-132), отметил, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона о беженцах его положения не распространяются на лицо, которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории России и до того, как оно было допущено на территорию России в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем. К. гражданином Российской Федерации не является, статуса беженца не приобрел, к уголовной ответственности не привлекался, был объявлен в розыск и задержан на территории Российской Федерации по обвинению в совершении преступления на территории иностранного государства, это деяние не направлено против интересов Российской Федерации. Решение о выдаче основано на законе и соответствует Минской конвенции 1993 г. Учитывая изложенное, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ оставила без изменения определение суда в отношении К., а кассационную жалобу — без удовлетворения.

Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает, что личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. Аналогично решен вопрос и в Модели ГК для стран СНГ (п. 3 ст. 1204), и в законодательных актах стран СНГ, в частности Гражданские кодексы Армении (ст. 1262), Белоруссии (ст. 1103), Киргизии (ст. 1177), Узбекистана (ст. 1168). Законы других стран, как правило, не содержат каких-либо специальных положений, посвященных личному закону беженцев. Однако по законам Австрии (п. 3 § 9) и Лихтенштейна (ст. 10) личным законом беженца является право государства, в котором оно имеет свое место жительства, а при отсутствии такового — свое обычное место пребывания. Указ Венгрии о международном частном праве (§ 13) предусматривает, что личный статус лица, пользующегося правом убежища в Венгрии, определяется по венгерскому праву. Аналогичны положения Закона Украины о международном частном праве (п. 4 ст. 16) и Кодекса международного частного права Болгарии (п. 5 ст. 48).

В принципе такого же подхода придерживается многосторонняя Конвенция о статусе беженцев, согласно которой (п. 1 ст. 12) личный статус беженца определяется законами страны его домицилия или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания.

Статья написана по материалам сайтов: stgkrf.ru, www.gk-rf.ru, ogkrf.ru, www.zakonrf.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector