+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 15.22 КоАП РФ. Нарушение ведения реестра владельцев ценных бумаг

Текущая редакция ст. 15.22 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение таких записей без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, требований владельца ценных бумаг или уполномоченного им лица, а также номинального держателя ценных бумаг о предоставлении выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг по лицевому счету —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Незаконное ведение реестра владельцев ценных бумаг их эмитентом, а равно в случае замены лица, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг, уклонение такого лица от передачи полученной от эмитента информации, данных и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, или нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков их передачи —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

3. Иное нарушение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами требований к порядку ведения реестра владельцев ценных бумаг —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2009 года Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 9-ФЗ.

____________________________________________________________________
С 1 июля 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ в статью 15.22 настоящего Кодекса будут внесены изменения.

Комментарий к статье 15.22 КоАП РФ

1. Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 9-ФЗ статья 15.22 КоАП РФ изложена в новой редакции. Целью данной статьи является обеспечение порядка ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Система ведения реестра владельцев ценных бумаг представляет собой совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы банных, которая обеспечивает идентификацию зарегистрированных в этой системе номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя. Эта система позволяет получать и передавать информацию указанным лицам, т.е. номинальным держателям и владельцам ценных бумаг, и составлять реестр владельцев ценных бумаг.

2. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп.) держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. В случае если число владельцев ценных бумаг превышает 500, а в акционерных обществах — 50 (п. 3 ст. 44 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то держателем реестра должен быть профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра (регистратор). Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг эмитентов в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица.

Держатели реестра осуществляют деятельность по ведению реестра ценных бумаг эмитентов, в частности сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Порядок ведения реестра владельцев именных ценных бумаг определяется Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) от 2 октября 1997 г. N 27 (Вестник ФКЦБ России. 1997. N 7) (с изменениями, внесенными Постановлениями ФКЦБ от 31 декабря 1997 г. N 45, от 12 января 1998 г. N 1, от 20 апреля 1998 г. N 8).

4. Объективную сторону административных правонарушений по ч. 1 данной статьи составляют действия (бездействие), заключающиеся в незаконном отказе или уклонении от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг; во внесении таких записей без надлежащих правовых оснований; во внесении в реестр недостоверных сведений; в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований владельца ценных бумаг или уполномоченного им лица, номинального держателя ценных бумаг о предоставлении выписки по лицевому счету из системы ведения реестра.

Объективную сторону правонарушений по ч. 2 данной статьи составляют действия (бездействие), заключающиеся в незаконном ведении реестра владельцев ценных бумаг их эмитентом; в уклонении лица, на которое было возложено ведение реестра и который был заменен другим лицом, от передачи полученной от эмитента информации, данных и документов, составляющих систему ведения реестра либо в нарушении порядка и сроков их передачи.

Объективную сторону правонарушений по ч. 3 данной статьи составляют действия (бездействие), заключающиеся в нарушении иных требований законодательства, предъявляемых к порядку ведения реестра владельцев ценных бумаг.

5. Субъектом указанного правонарушения могут быть юридические лица — держатели реестра ценных бумаг — эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг и их должностные лица.

6. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных в области финансовых рынков (ст. 23.47), а в случаях необходимости применения дисквалификации к должностному лицу (см. ч. ч. 1 и 2 данной статьи) — судьи (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

8. Злостное уклонение от предоставления держателем реестра информации из системы ведения реестра, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами либо предоставление заведомо неполной или ложной информации влекут уголовную ответственность по ст. 185.1 УК РФ, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Крупным ущербом признается ущерб, превышающий один миллион рублей.

Консультации и комментарии юристов по ст 15.22 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 15.22 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 15.22 КоАП РФ. Нарушение ведения реестра владельцев ценных бумаг

Новая редакция Ст. 15.22 КоАП РФ

1. Незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение таких записей без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, требований владельца ценных бумаг или уполномоченного им лица, а также номинального держателя ценных бумаг о предоставлении выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг по лицевому счету —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Незаконное ведение реестра владельцев ценных бумаг, а равно в случае замены лица, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг, уклонение такого лица от передачи полученной информации, данных и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, или нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков их передачи —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

2.1. Непредставление хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, или обществом, находящимся под прямым или косвенным контролем указанного хозяйственного общества, информации, необходимой для ведения реестра владельцев ценных бумаг таких обществ лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг и соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

3. Иное нарушение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами требований к порядку ведения реестра владельцев ценных бумаг —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 15.22 КоАП РФ

Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе или с использованием электронной базы данных, которая обеспечивает идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.

Реестр владельцев ценных бумаг — часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.

Система ведения реестра владельцев ценных бумаг в течение установленных законодательством сроков должна обеспечивать сбор и хранение информации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и о всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений.

Это интересно:  Какое наказание предусмотрено за изнасилование? — Статьи и очерки по уголовному праву

Регистратор (держатель реестра) — профессиональный участник рынка ценных бумаг, который осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг как исключительную на основании договора с эмитентом и имеющий лицензию на осуществление данного вида деятельности, или эмитент, самостоятельно ведущий реестр владельцев именных ценных бумаг в соответствии с законодательством.

Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» держателем реестра может быть эмитент, самостоятельно ведущий реестр, или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. Если владельцев более 500, держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющая деятельность по ведению реестра. Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет, что в обществе, где акционеров более 50, держателем реестра акционеров должен быть регистратор.

Договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом. Регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов.

Держатель реестра обязан по требованию владельца или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг предоставить выписку из системы ведения реестра по его лицевому счету в течение пяти рабочих дней. Владелец ценных бумаг не имеет права требовать включения в выписку из системы ведения реестра не относящейся к нему информации, в том числе информации о других владельцах ценных бумаг и количестве принадлежащих им ценных бумаг.

Выпиской из системы ведения реестра является документ, выдаваемый держателем реестра с указанием владельца лицевого счета, количества ценных бумаг каждого выпуска, числящихся на этом счете в момент выдачи выписки, фактов их обременения обязательствами, а также иной информации, относящейся к этим бумагам.

Выписка из системы ведения реестра должна содержать отметку о всех ограничениях или фактах обременения ценных бумаг, на которые выдается выписка, обязательствами, зафиксированных на дату составления в системе ведения реестра.

Выписки из системы ведения реестра, оформленные при размещении ценных бумаг, выдаются владельцам бесплатно.

Лицо, выдавшее указанную выписку, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в ней.

Права и обязанности держателя реестра, порядок осуществления деятельности по ведению реестра определяются действующим законодательством и договором, заключенным между регистратором и эмитентом.

В обязанности держателя реестра входит:

открыть каждому владельцу, изъявившему желание быть зарегистрированным у держателя реестра, а также номинальному держателю ценных бумаг лицевой счет в системе ведения реестра на основании уведомления об уступке требования или распоряжения о передаче ценных бумаг, а при размещении эмиссионных ценных бумаг — на основании уведомления продавца ценных бумаг;

вносить в систему ведения реестра все необходимые изменения и дополнения;

производить операции на лицевых счетах владельцев и номинальных держателей ценных бумаг только по их поручению, если иное не установлено федеральным законом;

доводить до зарегистрированных лиц информацию, предоставляемую эмитентом;

предоставлять зарегистрированным в системе ведения реестра владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более 1 процента голосующих акций эмитента, данные из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг;

информировать зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев и номинальных держателей ценных бумаг о правах, закрепленных ценными бумагами, и о способах и порядке осуществления этих прав;

строго соблюдать порядок передачи системы ведения реестра при расторжении договора с эмитентом.

Форма распоряжения о передаче ценных бумаг и указываемые в нем сведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Держатель реестра не вправе предъявлять дополнительные требования при внесении изменений в данные системы ведения реестра помимо тех, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

Держатель реестра вносит изменения в систему ведения реестра на основании:

1) распоряжения владельца о передаче ценных бумаг, или лица, действующего от его имени, или номинального держателя ценных бумаг, который зарегистрирован в системе ведения реестра в соответствии с правилами ведения реестра, установленными законодательством Российской Федерации, а при размещении эмиссионных ценных бумаг — в соответствии с порядком, установленным настоящей статьей;

2) иных документов, подтверждающих переход права собственности на ценные бумаги в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Другой комментарий к Ст. 15.22 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются установленные правила ведения и требования, предъявляемые к системе ведения реестра ценных бумаг.

2. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» разграничивает понятия «система ведения реестра владельцев ценных бумаг» и «реестр владельцев ценных бумаг» (ст.8).

Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.

Реестр владельцев ценных бумаг — часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.

3. Держателем реестра может быть эмитент, самостоятельно ведущий свой реестр, или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. Если число владельцев превышает 500, держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющая деятельность по ведению реестра. Федеральный закон об акционерных обществах определяет, что в обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор (п.3 ст.44).

4. В настоящее время порядок ведения и требования, предъявляемые к системе ведения владельцев именных ценных бумаг, установлены Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (утв. постановлением ФКЦБ РФ от 2 октября 1997 г.). Кроме того, к числу нормативных актов, регламентирующих порядок ведения реестра ценных бумаг, относятся Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. «Об инвестиционных фондах», постановление ФКЦБ РФ от 9 января 1997 г. «Об опционном свидетельстве, его применении и утверждении Стандартов эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссии», иные нормативные акты.

5. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, характеризуется следующими деяниями (действием или бездействием): незаконный отказ от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг; уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг; внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений по вине держателя реестра; нарушение сроков выдачи выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг; невыполнение держателем реестра иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг; ненадлежащее выполнение держателем реестра иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг.

6. Незаконным является отказ от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг по основаниям, не указанным в законе, а, например, по соображениям целесообразности, либо отказ от совершения этих действий без каких бы то ни было оснований.

7. Содержание диспозиции комментируемой статьи не раскрывает сущности уклонения, что не позволяет проводить отличие данного юридического состава от незаконного отказа от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Слово «уклониться» означает избежать чего-нибудь, устраниться, отказаться от чего-нибудь. В данном контексте под уклонением необходимо понимать неисполнение законного требования владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг о внесении соответствующих записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг в течение сроков, установленных законодательством, без уведомления о причинах бездействия.

8. Действующим законодательством на держателя реестра возложена обязанность по внесению в систему ведения реестра всех необходимых изменений и дополнений. При этом держатель реестра не вправе предъявлять дополнительные требования при внесении изменений в данные системы ведения реестра помимо тех, которые установлены действующим законодательством (ст.8 Федерального закона о рынке ценных бумаг).

Отказ от внесения записи в реестр не допускается, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. В случае отказа от внесения записи в реестр регистратор не позднее пяти дней с даты получения распоряжения о внесении записи в реестр направляет обратившемуся лицу мотивированное уведомление об отказе от внесения записи, содержащее причины отказа и действия, которые необходимо предпринять для устранения причин, препятствующих внесению записи в реестр.

Так, регистратор обязан отказать во внесении записей в реестр в следующих случаях:

не предоставлены все документы, необходимые для внесения записей в реестр;

представленные документы не содержат всей необходимой информации либо содержат информацию, не соответствующую имеющейся в документах, переданных регистратору ранее, при открытии лицевого счета;

операции по счету зарегистрированного лица, в отношении которого передано распоряжение о списании ценных бумаг, блокированы;

в реестре отсутствует анкета зарегистрированного лица с образцом его подписи, документы не представлены лично зарегистрированным лицом, подпись на распоряжении не заверена надлежащим образом;

у держателя реестра есть существенные и обоснованные сомнения в подлинности незаверенной подписи на документах, когда документы не представлены лично зарегистрированным лицом, передающим ценные бумаги, или его уполномоченным представителем;

в реестре не содержится информация о лице, передающем ценные бумаги, и (или) о ценных бумагах, в отношении которых предъявлено распоряжение о внесении записей в реестр, и отсутствие этой информации не связано с ошибкой регистратора;

количество ценных бумаг, указанных в распоряжении или ином документе, являющимся основанием для внесения записей в реестр, превышает количество ценных бумаг, учитываемых на лицевом счете зарегистрированного лица;

стороны по сделке не оплатили или не предоставили гарантии по оплате услуг регистратора в размере, установленном прейскурантом регистратора.

Во всех иных случаях, при наличии всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством, держатель реестра обязан внести соответствующие записи в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг в установленный срок.

Согласно ст.8 Федерального закона о рынке ценных бумаг держатель реестра вносит изменения в систему ведения реестра на основании: распоряжения владельца о передаче ценных бумаг, или лица, действующего от его имени, или номинального держателя ценных бумаг; иных документов, подтверждающих переход права собственности на ценные бумаги в соответствии с гражданским законодательством.

Регистратор не вправе отказать во внесении записей в реестр из-за допущенной им или эмитентом ошибки.

В случае задержки в исполнении распоряжения из-за допущенной регистратором или эмитентом ошибки регистратор обязан в течение пяти рабочих дней сообщить об этом обратившемуся к нему лицу, устранить ошибку и внести запись в реестр.

9. Перечень документов, необходимых для внесения соответствующих записей в реестр владельцев именных ценных бумаг, а также сроки выполнения отдельных операций установлены Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ РФ от 2 октября 1997 г.

Сроки проведения операций в реестре исчисляются с даты представления необходимых документов регистратору.

Так, согласно Положению о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, в течение трех дней должны быть исполнены следующие операции: открытие лицевого счета; внесение изменений в информацию лицевого счета зарегистрированного лица; внесение записей о переходе прав собственности на ценные бумаги; внесение записей о блокировании операций по лицевому счету; внесение записи об обременении ценных бумаг обязательствами; внесение записей о зачислении, списании ценных бумаг со счета номинального держателя; конвертация ценных бумаг, принадлежащих отдельным владельцам.

Это интересно:  Статья 7.31 КоАП РФ. Нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков..

В течение пяти рабочих дней исполняются следующие операции: выдача, погашение сертификатов ценных бумаг; предоставление выписок, справок об операциях по лицевому счету, справок о наличии на счету указанного количества ценных бумаг.

В течение десяти дней исполняется операция: аннулирование, за исключением случаев аннулирования ценных бумаг при конвертации.

В течение двадцати дней исполняется операция: предоставление информации из реестра по письменному запросу.

В день, указанный в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, исполняются операции: конвертация ценных бумаг по распоряжению эмитента, аннулирование ценных бумаг при конвертации.

В течение одного рабочего дня после проведения операции исполняются операции: выдача по распоряжению зарегистрированного лица уведомления о списании со счета и зачислении на счет ценных бумаг.

10. Установленные законодательством правила ведения реестра владельцев ценных бумаг должны исключать возможность внесения недостоверных сведений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Это вытекает из сущности деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, которая заключается в сборе, фиксации, обработке, хранении и предоставлении данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Данное положение вытекает также из цели, поставленной законодателем по отношению к системе ведения реестра владельцев ценных бумаг, — обеспечение сбора и хранения в течение установленных законодательством сроков информации обо всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и обо всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений.

11. Федеральный закон о рынке ценных бумаг относит к числу обязанностей держателя реестра ценных бумаг предоставление выписки из системы ведения реестра по требованию владельца или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг.

Выписка должна быть предоставлена указанным выше лицам в течение пяти рабочих дней.

Выпиской из системы ведения реестра является выдаваемый держателем реестра документ с указанием владельца лицевого счета, количества ценных бумаг каждого выпуска, числящихся на этом счете в момент выдачи выписки, фактов их обременения обязательствами, а также иной информации, относящейся к этим бумагам.

12. Невыполнение держателем реестра иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг может выражаться, например, в следующих деяниях: необеспечение указанным лицам возможности предоставления распоряжений; непредоставление информации из реестра, предусмотренной действующим законодательством; неинформирование зарегистрированных лиц по их запросам и т.д.

Ненадлежащее выполнение может выражаться, например, в предоставлении неполной информации; документов, составленных с нарушением норм действующего законодательства; совершение операций с нарушением сроков, установленных законодательством, и т.д.

13. Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений характеризуется виной как в форме умысла, так и в форме неосторожности. При этом незаконный отказ и уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг могут быть совершены только умышленно.

14. Субъектом правонарушения является держатель реестра. Держателем реестра может быть эмитент, самостоятельно ведущий свой реестр, или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента.

Статья 15.22 КоАП РФ. Нарушение ведения реестра владельцев ценных бумаг

1. Незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение таких записей без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, требований владельца ценных бумаг или уполномоченного им лица, а также номинального держателя ценных бумаг о предоставлении выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг по лицевому счету —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Незаконное ведение реестра владельцев ценных бумаг, а равно в случае замены лица, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг, уклонение такого лица от передачи полученной информации, данных и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, или нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков их передачи —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

2.1. Непредставление хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, или обществом, находящимся под прямым или косвенным контролем указанного хозяйственного общества, информации, необходимой для ведения реестра владельцев ценных бумаг таких обществ лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг и соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

3. Иное нарушение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами требований к порядку ведения реестра владельцев ценных бумаг —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статья 15.22 КоАП РФ. Нарушение ведения реестра владельцев ценных бумаг. Терминологический комментарий

Кодекс об Административных Правонарушениях РФ. Статья 15.22. Нарушение ведения реестра владельцев ценных бумаг. Терминологический комментарий

Пункт 1 Статьи 15.22 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.

1) Незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг , либо внесение таких записей без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами , либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг , требований владельца ценных бумаг или уполномоченного им лица , а также номинального держателя ценных бумаг о предоставлении выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг по лицевому счету –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Пункт 2 Статьи 15.22 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.

2) Незаконное ведение реестра владельцев ценных бумаг , а равно в случае замены лица , осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг , уклонение такого лица от передачи полученной информации , данных и документов , составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг , или нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков их передачи –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Пункт 2 Статьи 15.22 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.

2)1. Непредставление хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации , или обществом, находящимся под прямым или косвенным контролем указанного хозяйственного общества, информации , необходимой для ведения реестра владельцев ценных бумаг таких обществ лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг и соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ “Об открытии банковских счетов и аккредитивов , о заключении договоров банковского вклада , договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации , и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации “, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Пункт 3 Статьи 15.22 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.

3) Иное нарушение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг , установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами требований к порядку ведения реестра владельцев ценных бумаг –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статья 15.22. Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг

1. Незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение таких записей без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, требований владельца ценных бумаг или уполномоченного им лица, а также номинального держателя ценных бумаг о предоставлении выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг по лицевому счету —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Незаконное ведение реестра владельцев ценных бумаг их эмитентом, а равно в случае замены лица, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг, уклонение такого лица от передачи полученной от эмитента информации, данных и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, или нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков их передачи —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

3. Иное нарушение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами требований к порядку ведения реестра владельцев ценных бумаг —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Это интересно:  Статья 494 ГК РФ. Публичная оферта товара

(Статья в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2009 года Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 9-ФЗ.

____________________________________________________________________
С 1 июля 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ в статью 15.22 настоящего Кодекса будут внесены изменения.

Комментарий к статье 15.22 КоАП РФ

Порядок ведения реестра ценных бумаг устанавливается Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», Федеральным законом «Об акционерных обществах», Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 11 июля 2006 г. N 06-74/пз-н «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества» .

Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе или с использованием электронной базы данных, которая обеспечивает идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.

Реестр владельцев ценных бумаг — часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.

Система ведения реестра владельцев ценных бумаг в течение установленных законодательством сроков должна обеспечивать сбор и хранение информации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и о всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений.

Регистратор (держатель реестра) — профессиональный участник рынка ценных бумаг, который осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг как исключительную на основании договора с эмитентом и имеющий лицензию на осуществление данного вида деятельности, или эмитент, самостоятельно ведущий реестр владельцев именных ценных бумаг в соответствии с законодательством.

Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» держателем реестра может быть эмитент, самостоятельно ведущий реестр, или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. Если владельцев более 500, держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющая деятельность по ведению реестра. Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет, что в обществе, где акционеров более 50, держателем реестра акционеров должен быть регистратор.

Договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом. Регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов.

Держатель реестра обязан по требованию владельца или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг предоставить выписку из системы ведения реестра по его лицевому счету в течение пяти рабочих дней. Владелец ценных бумаг не имеет права требовать включения в выписку из системы ведения реестра не относящейся к нему информации, в том числе информации о других владельцах ценных бумаг и количестве принадлежащих им ценных бумаг.

Выпиской из системы ведения реестра является документ, выдаваемый держателем реестра с указанием владельца лицевого счета, количества ценных бумаг каждого выпуска, числящихся на этом счете в момент выдачи выписки, фактов их обременения обязательствами, а также иной информации, относящейся к этим бумагам.

Выписка из системы ведения реестра должна содержать отметку о всех ограничениях или фактах обременения ценных бумаг, на которые выдается выписка, обязательствами, зафиксированных на дату составления в системе ведения реестра.

Выписки из системы ведения реестра, оформленные при размещении ценных бумаг, выдаются владельцам бесплатно.

Лицо, выдавшее указанную выписку, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в ней.

Права и обязанности держателя реестра, порядок осуществления деятельности по ведению реестра определяются действующим законодательством и договором, заключенным между регистратором и эмитентом.

В обязанности держателя реестра входит:

открыть каждому владельцу, изъявившему желание быть зарегистрированным у держателя реестра, а также номинальному держателю ценных бумаг лицевой счет в системе ведения реестра на основании уведомления об уступке требования или распоряжения о передаче ценных бумаг, а при размещении эмиссионных ценных бумаг — на основании уведомления продавца ценных бумаг;

вносить в систему ведения реестра все необходимые изменения и дополнения;

производить операции на лицевых счетах владельцев и номинальных держателей ценных бумаг только по их поручению, если иное не установлено федеральным законом;

доводить до зарегистрированных лиц информацию, предоставляемую эмитентом;

предоставлять зарегистрированным в системе ведения реестра владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более 1 процента голосующих акций эмитента, данные из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг;

информировать зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев и номинальных держателей ценных бумаг о правах, закрепленных ценными бумагами, и о способах и порядке осуществления этих прав;

строго соблюдать порядок передачи системы ведения реестра при расторжении договора с эмитентом.

Форма распоряжения о передаче ценных бумаг и указываемые в нем сведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Держатель реестра не вправе предъявлять дополнительные требования при внесении изменений в данные системы ведения реестра помимо тех, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

Держатель реестра вносит изменения в систему ведения реестра на основании:

1) распоряжения владельца о передаче ценных бумаг, или лица, действующего от его имени, или номинального держателя ценных бумаг, который зарегистрирован в системе ведения реестра в соответствии с правилами ведения реестра, установленными законодательством Российской Федерации, а при размещении эмиссионных ценных бумаг — в соответствии с порядком, установленным настоящей статьей;

2) иных документов, подтверждающих переход права собственности на ценные бумаги в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Другой комментарий к статье 15.22 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг относится к видам деятельности, осуществляемым профессиональными участниками рынка ценных бумаг — юридическими лицами.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг утверждено Постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997 г. N 27.

Реестр владельцев ценных бумаг — это часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.

Владельцы и номинальные держатели ценных бумаг обязаны соблюдать правила представления информации в систему ведения реестра.

Держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента.

2. Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.

3. Номинальный держатель ценных бумаг — лицо, зарегистрированное в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг, в том числе являющееся депонентом депозитария, и не являющееся владельцем в отношении этих ценных бумаг.

В качестве номинальных держателей ценных бумаг могут выступать профессиональные участники рынка ценных бумаг. Депозитарий может быть зарегистрирован в качестве номинального держателя ценных бумаг в соответствии с депозитарным договором. Брокер может быть зарегистрирован в качестве номинального держателя ценных бумаг в соответствии с договором, на основании которого он обслуживает клиента.

Номинальный держатель ценных бумаг может осуществлять права, закрепленные ценной бумагой, только в случае получения соответствующего полномочия от владельца.

4. Держатель реестра владельцев ценных бумаг обязан по требованию владельца или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг предоставить выписку из системы ведения реестра по его лицевому счету в течение пяти рабочих дней. Владелец ценных бумаг не имеет права требовать включения в выписку из системы ведения реестра не относящейся к нему информации, в том числе информации о других владельцах ценных бумаг и количестве принадлежащих им ценных бумаг.

Нарушение держателем реестра указанных сроков выдачи выписки из системы ведения реестра квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

5. К иным законным требованиям владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг, подлежащим удовлетворению держателем реестра владельцев ценных бумаг, относятся обязанности последнего по:

— открытию каждому владельцу, изъявившему желание быть зарегистрированным у держателя реестра, а также номинальному держателю ценных бумаг лицевого счета в системе ведения реестра на основании уведомления об уступке требования или распоряжения о передаче ценных бумаг, а при размещении эмиссионных ценных бумаг — на основании уведомления продавца ценных бумаг;

— внесению в систему ведения реестра всех необходимых изменений и дополнений;

— осуществлению операций на лицевых счетах владельцев и номинальных держателей ценных бумаг только по их поручению;

— доведению до зарегистрированных лиц информации, предоставляемой эмитентом;

— предоставлению зарегистрированным в системе ведения реестра владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более чем 1% голосующих акций эмитента, данных из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг;

— информированию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев и номинальных держателей ценных бумаг о правах, закрепленных ценными бумагами, и о способах и порядке осуществления этих прав.

Невыполнение, ненадлежащее выполнение держателем реестра указанных требований рассматриваются в качестве административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей. При этом физические лица — держатели реестра (см. последний абзац п. 1 комментария) несут административную ответственность, установленную санкцией комментируемой статьи для должностных лиц (см. п. 1 комментария к ст. 15.17 и абз. 3 п. 1 комментария к ст. 15.18).

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

— председателем ФКЦБ, его заместителями — в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.47 КоАП;

— руководителями региональных отделений ФКЦБ — согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.47 КоАП (см. комментарий к данной статье).

Статья написана по материалам сайтов: okoaprf.ru, koapkodeksrf.ru, lugasoft.ru, tvoedelo24-7.ru, rukoaprf.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector