Статья 15.5 КоАП РФ. Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)

Новая редакция Ст. 15.5 КоАП РФ

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Комментарий к Статье 15.5 КоАП РФ

Статья 80 Налогового кодекса устанавливает, что налоговая декларация — письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и о других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и о других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты сбора.

Каждый налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по налогу, который подлежит уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Для каждого вида налога установлен свой срок подачи декларации.

Если налогоплательщик освобожден от обязанности по уплате налогов в связи с применением специальных налоговых режимов, то в этом случае налоговые декларации не представляются в налоговые органы.

При отсутствии финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, которая утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых по состоянию на 1 января 2007 г. превышает 250 человек, обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде.

Единые требования к форматам представления налоговой отчетности по региональным и местным налогам и сборам в электронном виде утверждены МНС РФ от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-13/58@.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

При разрешении дел указанной категории необходимо учитывать, что в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП к составу должностных лиц коммерческих организаций относятся не только их руководители, но и другие работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. При выяснении субъективной стороны правонарушения следует изучать должностные инструкции работников, т.к. далеко не всегда руководитель предприятия является субъектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.5 и 15.6 КоАП.

Наиболее часто встречающейся ошибкой, влияющей на вынесение законного и обоснованного решения, является определение момента совершения правонарушения и срока давности привлечения к административной ответственности.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся.

Таким образом, нарушение сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5 КоАП) и непредставление ее в установленный срок не являются длящимися правонарушениями. Срок для привлечения к административной ответственности по таким правонарушениям начинает течь со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, а не со дня, следующего за днем фактического представления налоговой декларации или иных сведений. Подобная позиция нашла свое отражение и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором указано, что правонарушения, предусмотренные ст. 15.5, 15.6 КоАП, не являются длящимися, срок в размере одного года должен исчисляться со дня, следующего за днем совершения правонарушения. Зачастую при вынесении решения судом данные положения не всегда принимаются во внимание.

Указанная позиция нашла также отражение, например, в п. 4 Обзора результатов рассмотрения жалоб на решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц за второе полугодие 2003 г. — первое полугодие 2004 г., приведенного в письме Управления МНС России по г. Москве от 12 октября 2004 г. N 11-15/65542. Там, в частности, сказано: «. Направление декларации заказным письмом (с приложением квитанции почтовой связи и уведомления о вручении) не подтверждает факт отправки организацией декларации. Организацией не соблюден порядок направления деклараций почтовым отправлением, установленный пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса, а именно: отсутствует опись вложения».

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета) и обязан по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проставить отметку на копии налоговой декларации (копии расчета) о принятии и дату ее получения. При получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Министерство финансов Российской Федерации не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика.

Другой комментарий к Ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом нарушения является порядок контроля за правильностью исчисления налогов и перечислением их в соответствующий бюджет, установленный Налоговым кодексом РФ, иными нормативными актами.

В соответствии со ст.80 НК РФ под налоговой декларацией понимается письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.

Под представлением понимается как подача налоговой декларации лично налогоплательщиком, так и ее направление по почте. При отправке налоговой декларации по почте днем представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.

2. Объективная сторона данного состава правонарушения характеризуется бездействием и выражается в непредставлении налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Квалифицирующим признаком является несоблюдение срока подачи декларации. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

3. Субъектами правонарушения являются должностные лица.

Это интересно:  Статья 177 ГК РФ. Недействительность сделки, совершенной гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими

Анализ субъективной стороны свидетельствует о возможности совершения рассматриваемого правонарушения в форме умысла или неосторожности. По юридической конструкции данное правонарушение является формальным составом, поэтому интеллектуальный и волевой моменты, указывающие на отношение нарушителя к наступившим последствиям бездействия, не определяются.

4. Размер санкции зависит от срока, в течение которого непредставлялась налоговая декларация, а также от обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)

СТ 15.5 КоАП РФ

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Комментарий к Ст. 15.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения по комментируемой статье 15.5 КоАП России является порядок уплаты налогов на основании налоговой декларации.

Налогоплательщик обязан представлять в установленные сроки в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Пункт 1 ст. 80 НК РФ определяет налоговую декларацию как письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган по месту учета лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью о вложении или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Форма и порядок заполнения, а также форматы и порядок представления налоговых деклараций определяются ФНС России.

Декларация представляется в установленные законодательством о налогах сроки. Обязанность представления налоговой декларации и конкретные сроки ее представления определяются отдельно по каждому налогу.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.

Не подлежат представлению налоговые декларации, по которым налогоплательщики освобождены от уплаты налога в связи с применением специальных налоговых режимов.

Налоговая ответственность за непредставление налоговой декларации установлена ст. 119 НК РФ.

2. Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение установленных сроков представления декларации.

3. Субъектом рассматриваемого правонарушения является руководитель организации-налогоплательщика при отсутствии в штате главного бухгалтера (бухгалтера).

При наличии в штате главного бухгалтера (бухгалтера) к ответственности по комментируемой статье 15.5 КоАП РФ привлекается, как правило, главный бухгалтер (бухгалтер), если обязанность по своевременному представлению налоговых деклараций не возложена на иных работников, которые наделены организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в организации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов организуются руководителем экономического субъекта. Индивидуальный предприниматель, а также руководитель субъекта среднего и малого предпринимательства могут возложить ведение бухгалтерского учета на себя.

Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ч. 3 ст. 7 названного Закона.

Руководитель кредитной организации обязан возложить функции по ведению бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

4. Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и по неосторожности.

5. Дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей 15.5, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП России).

6. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП России).

7. Обзор судебной практики по данному составу позволяет сделать вывод, что формальные административные правонарушения, совершенные повторно, не являются основаниями для аннулирования лицензии при последующем надлежащем исполнении добровольно не исполненной обязанности (см. Постановление ВАС РФ от 12.05.2009 N 15211/08).

Статья 15.5 КоАП РФ. Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) (действующая редакция)

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 15.5 КоАП РФ

1. Согласно ст. 23 НК налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 80 НК налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

2. Пунктом 1 ст. 229 НК предусмотрено представление налоговой декларации следующими налогоплательщиками налога на доходы физических лиц:

— физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующем законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

— частными нотариусами и другими лицами, занимающимися частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности;

— физическими лицами — исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;

— физическими лицами — исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

— физическими лицами — налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источников, находящихся за пределами РФ, — исходя из сумм таких доходов;

— физическими лицами, получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, — исходя из сумм таких доходов;

— физическими лицами, получающими выигрыш, выплачиваемый организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), — исходя из сумм таких выигрышей.

Налоговая декларация представляется указанными налогоплательщиками не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии со ст. 216 НК налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п. 2 ст. 229 НК лица, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

Статус налогоплательщиков налога на доходы физических лиц определен ст. 207 НК.

3. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 198 УК). Согласно примечанию к ст. 198 УК крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.

Это интересно:  Статья 30 ГК РФ. Ограничение дееспособности гражданина

4. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 199 УК).

Согласно примечанию к ст. 199 УК крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн. 500 тыс. руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7 млн. 500 тыс. руб.

5. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» под включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов.

Доходы — это совокупный (общий) доход, полученный гражданином в календарном году как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды.

Расходы — это понесенные гражданином затраты, влекущие в предусмотренных налоговым законодательством случаях уменьшение налогооблагаемой базы.

Преступления, предусмотренные ст. 198 и 199 УК, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.

6. О корреляции мер юридической ответственности, установленных комментируемой статьей и НК, см. п. 7 комментария к ст. 15.3. Статус должностных лиц применительно к комментируемой статье определен примечанием к ст. 15.3 КоАП.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. подп. А п. 5 комментария к ст. 14.25).

Статья 15.5. КоАП РФ. Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Комментарии к ст. 15.5 КОАП РФ

1. Объектом правонарушения по комментируемой статье являются общественные отношения по уплате налогов на основании налоговой декларации и в области налогового контроля.

2. Налогоплательщик обязан представлять в установленные сроки в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (п. 4 ч. 1 ст. 23 НК РФ). Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган по месту учета лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Формы и порядок заполнения, а также форматы и порядок представления налоговых деклараций определяются Федеральной налоговой службой.

Декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Обязанность представления налоговой декларации и конкретные сроки ее представления определяются отдельно по каждому налогу.

Нарушение установленных сроков представления декларации составляет объективную сторону данного правонарушения.

3. Субъектом рассматриваемого правонарушения является руководитель организации-налогоплательщика при отсутствии в штате главного бухгалтера (бухгалтера), а при наличии в штате главного бухгалтера (бухгалтера) к ответственности по комментируемой статье привлекается, как правило, главный бухгалтер (бухгалтер), если обязанность по своевременному представлению налоговых деклараций не возложена на иных работников, которые наделены организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в организации — налогоплательщике (финансового директора, налогового менеджера, налогового контролера и т.п.). При этом налогоплательщики — организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, за нарушение сроков подачи налоговой декларации привлекаются к ответственности по ст. 119 НК РФ.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 отмечается, что при привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст. 15.5 необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 24).

4. Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

5. Дела о правонарушении, предусмотренном данной статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3).

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того что бы понять, как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию в течении 10 минут.

Судебная практика по ст. 15.5 КоАП РФ

Судебная практика по ст. 15.5 КоАП РФ обжалование штрафов за нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2017 г. N 4а-4153/17

Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу генерального директора ООО » И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 378 Пресненского района города Москвы от 22 февраля 2017 года и решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 22 мая 2017 года по делу об административном правонарушении,

постановлением мирового судьи судебного участка N 378 Пресненского района г. Москвы от 22 февраля 2017 года генеральный директор общества с ограниченной ответственностью » (далее — ООО «») И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 (триста) рублей.
Решением судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 22 мая 2017 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО «» И. — без удовлетворения.
В настоящей жалобе генеральный директор ООО «» И., выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене, ссылается на то, что он является ненадлежащим субъектом административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ, так как в штате организации имеется главный бухгалтер, на которого возложены функции по предоставлению налоговых деклараций в налоговый орган; в ООО «» были утверждены на 2016 год Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета и Положение об учетной политике для целей налогового учета, в соответствии с которыми ведение бухгалтерского и налогового учета в организации возложено на главного бухгалтера; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ст. 15.5 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) наступает за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
На основании п. 4 ст. 289 НК РФ налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей установлено, что генеральный директор ООО «» (юридический адрес: д. **, стр. **) И. не представил в налоговый орган по месту учета в установленный п. 4 ст. 289 НК РФ срок налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2015 год (налоговая декларация представлена в налоговый орган 29 марта 2016 года), совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.5 КоАП РФ.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи о назначении административного наказания согласился с выводом о наличии в действиях генерального директора ООО «» И. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ.
Вместе с тем судебными инстанциями не учтено следующее.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 указанного Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Примечанием к статье 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в данной статье, статьях 15.4 — 15.9, 15.11 названного Кодекса, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 указанного Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Из материалов дела усматривается, что в ООО «» предусмотрена должность главного бухгалтера, приказом генерального директора Общества N *** от 20 мая 2013 года Г. принята на должность главного бухгалтера (л.д. 29, 78 — 90). Согласно п. 3.2.1 трудового договора N 10 от 20 мая 2013 года, заключенного между ООО «» («Работодатель») и Г. («Работник»), работник обязуется обеспечивать добросовестное выполнение своих должностных обязанностей, техники безопасности, противопожарной безопасности; соблюдать иные локальные нормативные акты Работодателя; выполнять приказы и распоряжения руководителя (л.д. 75 — 76). На основании пп. 15 п. 2.1 должностной инструкции главного бухгалтера, с которой Г. была ознакомлена, главный бухгалтер обеспечивает составление достоверной отчетности Организации на основе первичных документов и бухгалтерский записей, представление ее в установленные сроки пользователям отчетности (л.д. 72 — 74).
Также приказом генерального директора ООО «» И. N *** от 31 декабря 2015 года в организации были утверждены на 2016 год Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета (л.д. 36 — 59) и Положение по учетной политике для целей налогового учета (л.д. 60 — 71). В силу п. 2.1 Положения об учетной политике для целей налогового учета главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики для целей налогового учета, ведение налогового учета, своевременное предоставление полной и достоверной налоговой отчетности. Сроки и объем представления бухгалтерской и налоговой отчетности Общества в соответствующие государственные контролирующие органы графиком документооборота не устанавливаются и регулируются действующим законодательством (п. 2.6 Положения по учетной политике для целей бухгалтерского учета).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что генеральным директором ООО «» И. предприняты надлежащие меры по организации своевременного представления в налоговые органы налоговой отчетности Организации путем возложения соответствующих обязанностей на главного бухгалтера, в связи с чем вывод судебных инстанций о виновности И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, нельзя признать обоснованным.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 378 Пресненского района г. Москвы от 22 февраля 2017 года и решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 22 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «» И. подлежат отмене, а производство по делу, — прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ — в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,

Это интересно:  Статья 64.1 ГК РФ. Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица

постановление мирового судьи судебного участка N 378 Пресненского района города Москвы от 22 февраля 2017 года и решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 22 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО » И. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ — в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Статья написана по материалам сайтов: koapkodeksrf.ru, www.kodap.ru, www.zakonrf.info, consultant-mos.ru, sudpractic.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector