+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 20.24 КоАП РФ. Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности

Текущая редакция ст. 20.24 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Использование в частной детективной или охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и не предусмотренных установленными перечнями, —
влечет наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией незаконно используемых специальных технических средств; на руководителей частных охранных организаций (объединений, ассоциаций) — от одной тысячи до пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ.

Комментарий к статье 20.24 КоАП РФ

2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественной безопасности.

3. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия, связанные с использованием в частной детективной или охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и не предусмотренных установленными перечнями. Статья 5 указанного выше Закона устанавливает, что при осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи, что, однако, не означает возможности использования частными детективами (охранниками) специальных технических средств, предназначенных для получения информации в оперативно-розыскной деятельности.

По данному вопросу следует учитывать Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. N 21 О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывозу за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» (с изм. и доп.).

4. Субъект данного правонарушения — физическое лицо, имеющее право осуществлять частную детективную либо охранную деятельность, а также руководитель частной охранной организации (должностное лицо).

5. С субъективной стороны правонарушение, совершенное гражданином либо должностным лицом (руководителем), характеризуется умышленной формой вины.

6. Дела об административных правонарушениях в отношении руководителей частных охранных организаций (объединений, ассоциаций) рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения и защиты информации, в данном случае — ФСБ России (п. 3 ч. 2 ст. 23.46), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3); в отношении частных детективов (охранников) дела рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 20.24 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 20.24 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Проблемы квалификации незаконного использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности (ст. 20.24 КоАП РФ)

Огурцов А.Ю., соискатель ВНИИ МВД России.

В диспозиции статьи 20.24 КоАП РФ «Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности» устанавливается ответственность за использование в частной детективной или охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и не предусмотренных установленными перечнями. Перечень таких специальных технических средств установлен в Постановлении Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» . К ним согласно Перечню относятся:

Постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770 (ред. 15 июля 2002 г.) «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 28. Ст. 3382.

  1. специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации;
  2. специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования;
  3. специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров;
  4. специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи;
  5. специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений;
  6. специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов;
  7. специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов;
  8. специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов;
  9. специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи;
  10. специальные технические средства для негласной идентификации личности.
Это интересно:  Статья 184 АПК РФ. Вынесение арбитражным судом определений

На первый взгляд часть из перечисленных специальных средств вполне может подпадать под установленное в ч. 2 ст. 5 «Действия частных детективов» Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» правомочие при осуществлении частной сыскной деятельности субъектов этой деятельности использовать видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средства оперативной радио- и телефонной связи. Однако более подробный анализ тех нормативных актов, к которым нас отсылает диспозиция ст. 20.24 КоАП РФ, позволяет утверждать, что в приведенной редакции данная норма КоАП РФ, как принято говорить, используя неформальную юридическую терминологию, является фактически «мертвой», т.е. не способной к использованию.

Проблема состоит в том, что законодатель путем использования союза «и» объединил в диспозиции статьи два требования, предъявляемые различными нормативными правовыми актами к деятельности частных детективов и охранников. Первое требование — запрет на использование в частной детективной или охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, следует из содержания ст. 6 «Оперативно-розыскные мероприятия» Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которой «запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации».

В ст. 13 «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность» Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» нет упоминания о частных детективных или охранных структурах. Да его и не может там быть, так как в рамках Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» регулируется деятельность исключительно государственных органов в указанной сфере. Согласно указанной выше редакции ст. 6 данного Закона изменения в список физических и юридических лиц, уполномоченных применять специальные технические средства для негласного получения информации, могут быть внесены лишь путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», т.е. трактовать содержание ст. 5 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» о разрешении на использование в частной сыскной деятельности указанных технических средств (аудио, видео и т.д.) как разрешение на использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, нельзя. В данном случае речь идет об обычных технических средствах фиксации информации — видеокамерах, фотоаппаратах, диктофонах и т.п., находящихся в свободном обороте.

Что же касается установленного в ч. 3 ст. 5 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» разрешения в случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья использовать специальные средства, то здесь речь идет о тех средствах, которые установлены в Перечне видов специальных средств, используемых в негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности (приложение N 2), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587, а именно:

  1. Шлем защитный 1 — 3-го классов защиты отечественного производства.
  2. Жилет защитный 1 — 5-го классов защиты отечественного производства.
  3. Наручники отечественного производства «БР-С», «БР-С2», «БКС-1», «БОС».
  4. Палка резиновая отечественного производства «ПР-73М», «ПР-К», «ПР-Т», «ПУС-1», «ПУС-2», «ПУС-3».

Таким образом, получается, что для привлечения к ответственности за правонарушение, установленное в диспозиции данной статьи, необходимо дать ссылку на перечень специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, которые разрешены для использования в частной детективной или охранной деятельности, и доказать, что использованное техническое средство в данный перечень не входит. Но, как мы установили выше, такого перечня в настоящее время не существует и не может существовать ввиду императивного запрета на использование ими таких средств, закрепленного в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».

Очевидно, что законодатель хотел в рамках ст. 20.24 КоАП РФ установить ответственность в целом именно за использование в частной детективной или охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (во всяком случае, так напрямую следует из наименования статьи).

Это интересно:  Статья 24.6. Обеспечение имущественной ответственности при осуществлении оценочной деятельности

Для приведения диспозиции данной статьи в соответствие с иными действующими законами следует исключить ссылку на перечни специальных средств для негласного получения информации и изложить данную статью в следующей редакции:

«Использование в частной детективной или охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, — влечет наложение. «.

Что же касается использования в процессе детективной или охранной деятельности специальных средств, не закрепленных в указанном выше Перечне, то содеянное следует квалифицировать либо по ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ как «оказание частных детективных или охранных услуг с нарушением установленных законом требований», либо формулировать самостоятельный состав административного правонарушения. По нашему мнению, для избежания в последующем проблем в квалификации целесообразнее реализовать второе предложение, в связи с чем предлагаем дополнить ст. 20.16 КоАП РФ частью 6 в следующей редакции: «6. Использование в частной детективной или охранной деятельности специальных средств, не предусмотренных специальными перечнями, — влечет наложение административного штрафа на частных детективов, охранников в размере. минимальных размеров оплаты труда с конфискацией незаконно используемых специальных средств; на руководителей частных детективных или охранных организаций (объединений, ассоциаций), служб безопасности в организациях — . минимальных размеров оплаты труда».

Статья 20.24. Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности

Использование в частной детективной или охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и не предусмотренных установленными перечнями, —
влечет наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией незаконно используемых специальных технических средств; на руководителей частных охранных организаций (объединений, ассоциаций) — от одной тысячи до пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ.

Комментарий к статье 20.24 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения характеризуют действия, связанные с использованием в частной детективной или охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и не предусмотренных установленными законодательно перечнями.

2. Субъектом рассматриваемого состава правонарушения выступает физическое лицо, имеющее право осуществлять частную детективную либо охранную деятельность.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины.

Другой комментарий к статье 20.24 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за частной детективной или охранной деятельностью.

Конституцией РФ установлено право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Поэтому использование специальных технических средств в процессе частной детективной и охранной деятельности может повлечь нарушение конституционных прав граждан.

В случае если частное лицо или должностное лицо дает письменное согласие на осуществление видео- и аудио записи, фото или киносъемки, применяемые технические средства должны соответствовать перечню, установленному Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

2. Объективная сторона правонарушения состоит в использовании в частной детективной или охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и не предусмотренных установленными перечнями.

3. Субъектами административного правонарушения выступают частные детективы (охранники), руководители частных детективных или охранных организаций, служб безопасности в организациях.

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

5. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

6. Дела об административных правонарушениях в отношении частных детективов (охранников) рассматривают судьи, в отношении руководителей частных детективных и охранных организаций (объединений, ассоциаций), служб безопасности в организациях — должностные лица органов внутренних дел.

Статья 20.24. Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности

Статья 20.24. Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности

Использование в частной детективной или охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и не предусмотренных установленными перечнями, – влечет наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией незаконно используемых специальных технических средств; на руководителей частных детективных или охранных организаций (объединений, ассоциаций), служб безопасности в организациях – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Похожие главы из других книг

Статья 5. 18. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума

Статья 5. 18. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (в ред. Федерального закона от 21.07.2005

Это интересно:  Статья 23 КАС РФ. Исключительная подсудность

Статья 20. 23. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Статья 20. 23. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации 1. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств,

Статья 20. 24. Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности

Статья 20. 24. Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности Использование в частной детективной или охранной деятельности специальных технических

Статья 26. 8. Показания специальных технических средств

Статья 26. 8. Показания специальных технических средств 1. Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую

Статья 235. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью

Статья 235. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью 1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по

Статья 20.23. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Статья 20.23. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации 1. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств,

Статья 20.24. Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности

Статья 20.24. Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности Использование в частной детективной или охранной деятельности специальных технических средств,

Статья 26.8. Показания специальных технических средств

Статья 26.8. Показания специальных технических средств 1. Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую

Статья 5.18. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума

Статья 5.18. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума Использование кандидатом,

Статья 20.23. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Статья 20.23. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации 1. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств,

Статья 26.8. Показания специальных технических средств

Статья 26.8. Показания специальных технических средств 1. Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую

Статья 359. Незаконное использование специальных технических средств негласного получения информации

35. ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

35. ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В соответствии с Законом об ОРД перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, устанавливается

Статья 261. Проектирование или производство без цели реализации, обладание или незаконное использование специальных технических средств для негласного получения информации

Статья 261. Проектирование или производство без цели реализации, обладание или незаконное использование специальных технических средств для негласного получения информации (1) Проектирование или производство без цели реализации, обладание или незаконное

Статья 262. Нарушение правил импорта, экспорта, проектирования, производства и реализации специальных технических средств для негласного получения информации, несоблюдение других условий лицензирования

Статья 262. Нарушение правил импорта, экспорта, проектирования, производства и реализации специальных технических средств для негласного получения информации, несоблюдение других условий лицензирования Нарушение правил импорта, экспорта, проектирования, производства

2.4. Использование специальных методик поиска информации при журналистском расследовании

2.4. Использование специальных методик поиска информации при журналистском расследовании Всем известна нелюбовь тружеников пера к деталям, их неуемное пристрастие к метафорам и эпитетам. Однако журналисту, ведущему расследование, в первую очередь необходимы детали,

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, В ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ ИЛИ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СТ. 20.24 КОАП РФ)

Огурцов А. Ю., соискатель ВНИИ МВД России.

Статья написана по материалам сайтов: okoaprf.ru, wiselawyer.ru, koaprf24.ru, law.wikireading.ru, geum.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector