+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 3.1 Основ. Квалификационный экзамен

Нотариат сегодня – это, прежде всего, институт эффективной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. От высокопрофессионального выполнения работы нотариуса во многом зависит успешное развитие экономических и социальных отношений в обществе. Усиление профессиональной ответственности нотариусов, ужесточение должностных требований – это всего лишь небольшая часть изменений, произошедших с нотариатом в Российской Федерации за последние несколько лет.

Важно отметить, что базой для таких решений стала активная, инициативная и ответственная позиция всего нотариального сообщества, готового к интенсивной модернизации и освоению множества новых инструментов нотариальной деятельности, включая обязательное использование информационных технологий.

Глубокая модернизация этого института произошла совсем недавно, в конце 2014 года Федеральный закон от 29.12.2014 №457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 457-ФЗ) внес самые масштабные изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы).

В частности, изменения коснулись и процедуры проведения квалификационного экзамена у лиц, прошедших стажировку у нотариусов и желающих заниматься нотариальной деятельностью.

Необходимо отметить, что развитие технологий затронуло нотариат целиком и практически полностью.

Так, во избежание субъективности, для максимального контроля за честностью и правильностью проведения квалификационного экзамена, в соответствии со статьей 3.1. Основ с 1 января 2017 года квалификационный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов сдачи квалификационного экзамена.

Приказом Минюста России от 22.12.2016 № 298 «О внесении изменений в положение о квалификационной комиссии, утвержденное приказом Минюста России от 29.06.2015 № 150» (далее – Положение о квалификационной комиссии) внесены существенные изменения в Положение о квалификационной комиссии.

Указанными нормативно-правовыми актами предусмотрен абсолютно новый порядок проведения квалификационного экзамена. Данный порядок определил достаточно строгую процедуру, которая от начала и до конца контролируется посредством видео- и аудиозаписи и должна проходить под контролем членов квалификационной комиссии, исключая возможность использования экзаменуемыми нормативно-правовых актов и иной учебной литературы, а также ведения переговоров с другими экзаменуемыми, вплоть до завершения квалификационного экзамена.

Приказом Минюста России от 30.11.2016 № 68 утвержден перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов.

Публикация вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы, и вариантов ответов на них не допускается.

Одним из контрольных полномочий территориальных органов Минюста России по приему квалификационных экзаменов у лиц, прошедших стажировку у нотариусов и желающих заниматься нотариальной деятельностью, является формирование квалификационной комиссии при территориальном органе.

Согласно пунктам 3, 6 Положения о квалификационной комиссии в состав квалификационной комиссии входят представители территориального органа, представители научного сообщества, кандидатуры которых представлены Федеральной нотариальной палатой, и нотариусы, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет. Квалификационная комиссия создается сроком на три года.

Как уже отмечалось, с 1 января 2017 года квалификационный экзамен проводится с использованием автоматизированной системы, которая обеспечивает автоматизированную анонимную проверку результатов квалификационного экзамена.

Требования к автоматизированной информационной системе устанавливаются Федеральной нотариальной палатой по согласованию с Минюстом России.

Автоматизированная информационная система является составной частью единой информационной системы нотариата и включает в себя:

•удаленные автоматизированные рабочие места для сдачи квалификационных экзаменов;

•центр обработки тестовых заданий и сопровождения квалификационных экзаменов.

Так, до января 2017 года квалификационный экзамен проводился по экзаменационным билетам, включающим в себя: теоретический вопрос, задачу и составление нотариального акта. Экзаменационные билеты составлялись квалификационной комиссией к каждому экзамену, при этом в каждом билете тематика теоретического вопроса, задачи и задания по составлению нотариального акта должна была быть различной.

В настоящее же время подготовка вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы, и вариантов ответов на них осуществляется апелляционной комиссией. Квалификационный экзамен проводится путем выполнения задания, включающего пятьдесят теоретических вопросов в форме теста и один вопрос в форме практической задачи. На выполнение задания экзаменуемым предоставляется два часа (сто двадцать минут) и одна попытка.

Кроме того, ранее для выполнения практических заданий – решения задачи и составления нотариального акта квалификационной комиссией экзаменуемым предоставлялись нормативные правовые акты. Время, отводимое для подготовки на все вопросы билета, не должно было превышать трех часов.

При сдаче же квалификационного экзамена с использованием автоматизированной системы запрещается пользоваться нормативными правовыми актами, учебной, методической и иной литературой.

Экзаменуемый выполняет задание путем выбора варианта (вариантов) ответа на предложенные автоматизированной информационной системой вопросы теста, а также выбирает вариант ответа на задачу, при этом экзаменуемый должен дать обоснование (пояснение) выбранного варианта ответа на задачу.

Автоматизированная информационная система предусматривает возможность перейти к другому вопросу, вернуться к вопросу, на который экзаменуемый не ответил, изменить вариант ответа на вопрос задания по желанию экзаменуемого до подтверждения экзаменуемым завершения выполнения задания или до истечения времени, отведенного на выполнение задания. При этом специальное программное обеспечение позволяет сохранять промежуточные ответы экзаменуемого.

Проверка правильности ответов экзаменуемых на задание осуществляется автоматизированной информационной системой.

Квалификационный экзамен считается сданным, если экзаменуемый набрал сорок пять баллов за выполнение задания.

За каждый правильный ответ на вопрос теста экзаменуемый получает один балл, за правильный ответ на задачу – пять баллов, за неправильный ответ, отсутствие ответа или неполный ответ баллы не начисляются. Если за задачу автоматизированной информационной системой не начислены баллы, обоснование (пояснение) выбранного варианта ответа на задачу членами квалификационной комиссии не оценивается.

Это интересно:  Статья 78 ТК РФ. Расторжение трудового договора по соглашению сторон.. Комментарии

Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии экзаменуемому в апелляционную комиссию (часть третья статьи 4 Основ).

Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к его повторной сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией, если иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена не установлены в соответствии с частью восьмой статьи 4 Основ.

Для повторной сдачи квалификационного экзамена прохождение дополнительной стажировки не требуется.

Сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, вносятся территориальным органом в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (далее – реестр нотариусов), в течение десяти рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением сдачи квалификационного экзамена.

Подводя итог, хочется отметить, что современный нотариат требует высококвалифицированных, профессиональных, ответственных и безупречных в нравственном отношении работников. От современных нотариусов требуется соответствие их личностных качеств высоким нравственным требованиям. Масштабные изменения, которые коснулись нотариата, значительно расширили полномочия и ответственность нотариуса в Российской Федерации. Поэтому подготовке кадров нотариата должно уделяться максимум внимания. Новые изменения в законодательстве, которые коснулись, в частности, процедуры проведения квалификационного экзамена, не для всех лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью, сыграли неким трамплином в нотариат, а только для высококвалифицированных специалистов, желающих посвятить себя великой профессии – нотариус.

ЮЛИЯ АРХИПОВА, главный специалист-эксперт отдела ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНЮСТА РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ И ЕАО

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 8 (178) дата выхода от 21.08.2017.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Статья 3.1. Основы законодательства РФ о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018)

Статья 3.1. Квалификационный экзамен

Статья 3.1. Квалификационный экзамен

Нотариальной деятельностью в соответствии с настоящими Основами вправе заниматься гражданин Российской Федерации, сдавший квалификационный экзамен. Данное требование не распространяется на должностных лиц, указанных в частях четвертой и пятой статьи 1 настоящих Основ.

Решение о допуске к квалификационному экзамену лиц, желающих сдать квалификационный экзамен, принимается в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой, квалификационной комиссией, образуемой и осуществляющей свою деятельность в соответствии со статьей 4 настоящих Основ.

К квалификационному экзамену допускаются лица, прошедшие стажировку в соответствии с требованиями статьи 19 настоящих Основ.

Квалификационный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов сдачи квалификационного экзамена.

Требования к автоматизированной информационной системе проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Федеральной нотариальной палатой по согласованию с федеральным органом юстиции.

Автоматизированная информационная система проведения квалификационных экзаменов является составной частью единой информационной системы нотариата и включает в себя:

1) удаленные автоматизированные рабочие места для сдачи квалификационных экзаменов;

2) центр обработки тестовых заданий и сопровождения квалификационных экзаменов (далее — центр обработки).

Организация работ по проектированию и внедрению автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов осуществляется Федеральной нотариальной палатой и включает в себя:

1) разработку специального программного обеспечения проведения квалификационного экзамена на удаленных автоматизированных рабочих местах в режиме реального времени с применением сетей связи общего пользования, предусматривающего систему хранения и генерации набора тестовых заданий для каждого претендента на оборудовании центра обработки;

2) консультирование квалификационных комиссий по вопросам использования специального программного обеспечения, его внедрение и сопровождение.

Перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов и которые подлежат размещению на сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сайте Федеральной нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», порядок проведения квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов утверждаются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, вносятся в реестр нотариусов в течение десяти рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением сдачи квалификационного экзамена.

Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, но не приступившее к работе в должности помощника нотариуса, или к замещению временно отсутствующего нотариуса, или не назначенное на должность нотариуса в течение трех лет с момента сдачи экзамена либо имеющее перерыв свыше пяти лет в работе в должности нотариуса (после сложения полномочий), помощника нотариуса или в замещении временно отсутствующего нотариуса, допускается к конкурсу на должность нотариуса, к работе в должности помощника нотариуса или к замещению временно отсутствующего нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена.

Основы государственной службы и кадровой политики

Квалификационный экзамен гражданских служащих

В ходе прохождения службы наряду с аттестацией гражданские служащие регулярно сдают квалификационный экзамен. На государственной гражданской службе под квалификационным экзаменом понимается государственная оценка уровня профессиональной подготовки и квалификации гражданского служащего для присвоения ему классного чина.

Это интересно:  Статья 325 АПК РФ. Поворот исполнения судебного акта

Квалификационный экзамен организуется и проводится на основании Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ст. 49) и Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации оценке их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» от 1 февраля 2005 г. № 111. Это Положение определяет порядок и условия сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими РФ, замещающими должности государственной гражданской службы в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта РФ.

Основное назначение и цель квалификационного экзамена — оценка профессионального уровня гражданского служащего для присвоения ему классного чина, соответствующего занимаемой должности гражданской службы.

Экзамен сдают все служащие, замещающие должности гражданской службы без ограничения срока полномочий: служащие категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты»; служащие категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей. Гражданские служащие категории «руководители» высшей группы должностей сдают квалификационный экзамен по отдельному решению представителя нанимателя. Гражданские служащие, работающие по срочному контракту (на определенный срок), такой экзамен не сдают.

Квалификационный экзамен проводится по решению руководителя государственного органа, которое он принимает по собственной инициативе или по инициативе гражданского служащего, по мере необходимости или не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Экзамен, проводимый по инициативе служащего, считается внеочередным и проводится не позднее чем через три месяца после подачи письменного заявления о присвоении классного чина.

В решении руководителя государственного органа о проведении квалификационного экзамена указываются дата и время проведения экзамена; список гражданских служащих, которые должны сдавать экзамен; перечень документов, необходимых для проведения экзамена.

В ряде случаев (например, при присвоении служащему первого классного чина) квалификационный экзамен проводится после успешного завершения испытания. Если испытание гражданскому служащему не назначалось, то экзамен проводится не ранее чем через три месяца после назначения служащего на должность гражданской службы.

Экзамен на присвоение классного чина проводится конкурсной или аттестационной комиссией. Не позднее чем за месяц решение о предстоящей сдаче экзамена доводится до гражданского служащего, и не позднее чем за месяц до экзамена его непосредственный руководитель направляет в комиссию отзыв о его профессиональном уровне и возможности присвоения ему классного чина. Служащий должен быть ознакомлен с отзывом.

При проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает знания, навыки и умения гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов, сложностью и ответственностью работы, выполняемой служащим. Оценка осуществляется на основе процедур с использованием не противоречащих федеральным законам методов оценки профессиональных качеств служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности.

Решение о результате квалификационного экзамена выносится комиссией в отсутствие служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствовавших на заседании членов комиссии.

По результатам квалификационного экзамена комиссией выносится одно из двух решений:

1) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

2) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

Результат экзамена заносится в экзаменационный лист, который подписывается председателем, секретарем и членами комиссии. После ознакомления служащего с экзаменационным листом (под расписку) лист подшивается в его личное дело.

Итоги проведенного квалификационного экзамена направляются руководителю государственного органа (представителю нанимателя) не позднее чем через семь дней после его проведения. На основании результатов экзамена он принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему. Служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может просить о проведении повторного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена. Он вправе также обжаловать результаты экзамена вплоть до суда.

Статья 3.1 Основ. Квалификационный экзамен

К сдаче квалификационного экзамена допускаются лица, получившие высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования и прошедшие стажировку в соответствии с требованиями статьи 19 Основ.

Прием документов осуществляется в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области с 14 ноября 2016 года по 25 ноября 2016 года включительно по адресу: г. Тамбов, ул. К. Маркса, д. 142/10, каб. №7, с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00 часов, в пятницу с 9:00 до 16:45 часов, перерыв с 13:00 до 13:45 часов. В выходные и праздничные дни прием документов не осуществляется. В предпраздничные дни время приема документов сокращается на 1 час (в связи с сокращением времени работы согласно требованиям трудового законодательства).

Перечень документов, необходимых для сдачи квалификационного экзамена:

1) документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации;

2) документ о высшем юридическом образовании в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

3)трудовой договор о прохождении стажировки;

4) копия заключения руководителя стажировки об итогах стажировки;

5) копия совместного решения территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации и нотариальной палаты о сокращении срока стажировки (в случае сокращения срока стажировки в соответствии со статьей 19 Основ);

Это интересно:  Статья 316 КАС РФ. Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении частной жалобы, представления прокурора

6) документ, удостоверяющий личность представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);

7) доверенность, подтверждающую полномочия представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);

8) выписка из протокола заседания апелляционной комиссии (в случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену).

В случае повторной сдачи квалификационного экзамена лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в заявлении также указывает дату сдачи предыдущего квалификационного экзамена.

Подлинники документов, указанных в пунктах 1-3, 6 вышеуказанного перечня, предъявляются во время подачи документов. В случае направления документов почтой подлинники указанных документов представляются лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в день проведения квалификационного экзамена до его начала.

Статья 3.1 Основ. Квалификационный экзамен

1.Общие положения
Итоговой формой контроля по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Он проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированности у него компетенций , определенных в разделе « Требования к результатам освоения ОПОП» ФГОС СПО. Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен/ не освоен».
Итоговая аттестация по профессиональному модулю (экзамен (квалификационный) проводится как процедура внешнего оценивания с участием представителей работодателя.
Контроль освоения ПМ в целом направлен на оценку овладения квалификацией.
2. Состав экзамена (квалификационного)
Экзамен (квалификационный) может состоять из одного или нескольких аттестационных испытаний следующих видов:
— защита курсового проекта; оценка производится посредством сопоставления продукта проекта с эталоном и оценки продемонстрированных на защите знаний;
— выполнение комплексного практического задания; оценка производится путем сопоставления усвоенных алгоритмов деятельности с заданным эталоном деятельности;
— защита портфолио; оценка производится путем сопоставления установленных требований с набором документированных свидетельских показаний, содержащихся в портфолию.
— защита производственной практики; оценка производится путем разбора данных аттестационного листа (характеристики профессиональной деятельности студента на практике). С указанием видов работ, выполненных во время практики, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и требованиями организации, в которой проходила практика.

3.Условия допуска к экзамену (квалификационному)
К экзамену (квалификационному) могут быть допущены обучающиеся успешно освоившие все элементы программы профессионального модуля : теоретическую часть модуля (МДК) и практики. По отдельным элементам программы профессионального модуля может проводиться промежуточная аттестация. В этом случае форма аттестации по учебной или производственной практикам –дифференцированный зачет, по междисциплинарному курсу – экзамен или дифференцированный зачет. Контроль освоения МДК и прохождения практики направлен на оценку результатов преимущественно теоретического обучения и практической подготовленности.

4.Порядок проведения экзамена (квалификационного)
Виды и условия проведения экзамена (квалификационного) определяются техникумом, для чего разрабатываются комплекты контрольно-оценочных средств для профессиональных модулей. Студенты обеспечиваются КОСами не позднее чем за шесть месяцев до начала экзамена (квалификационного).
Задания для экзамена (квалификационного) могут быть 3 типов:
-задания, ориентированные на проверку освоения вида деятельности в целом;
-задания, проверяющие освоение группы компетенций, соответствующих определенному разделу модуля;
-задания, проверяющие отдельные компетенции внутри профессионального модуля.
При составлении заданий необходимо иметь ввиду, что оценивается профессионально значимая для освоения вида профессиональной деятельности информация, направленная на формирование профессиональных компетенций, а также общих компетенций. Задания на проверку усвоения необходимого объема информации должны носить практикоориентированный комплексный характер. Содержание задания должно быть максимально приближено к ситуации профессиональной деятельности. Разработка типовых заданий сопровождается установлением критериев для их оценивания. (экспертный лист).
Структура контрольно-оценочных материалов , а также критерии оценки знаний на аттестационных испытаниях утверждаются руководителем образовательного учреждения после их обсуждения на заседании совета техникума.

5.Основные условия подготовки к экзамену (квалификационному)
Техникум определяет перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и различных образцов, которые разрешены к использованию на экзамене.
В период подготовки к экзамену (квалификационному) могут проводиться консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
Экзамен (квалификационный) проводиться в специально подготовленных помещениях. Время проведения экзамена устанавливается в зависимости от вида экзамена (квалификационного).
Результатом освоения вида профессиональной деятельности по профессиональному модулю является решение освоен или не освоен, что и заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку.

6.Структура аттестационной комиссии для проведения экзамена (квалификационного).
Аттестационная комиссия организуется по каждому профессиональному модулю или единая для группы родственных профессиональных модулей.
Аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований к выпускникам. Председателем комиссии для проведения экзамена (квалификационного) является представитель работодателя.
Аттестационная комиссия формируется из преподавателей техникума. Состав членов комиссии утверждается директором техникума.

Согласовано с Советом
техникума
протокол № ___от______

Статья написана по материалам сайтов: www.consultant-dv.ru, bazanpa.ru, isfic.info, www.tonp.ru, umk-spo.biz.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector