Статья 3 АПК РФ. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

2. Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом О судебной системе Российской Федерации» и Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах, применяются правила международного договора.

4. Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела (далее — рассмотрение дела), совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.

5. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Комментарий к статье 3 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Судопроизводство в арбитражных судах представляет собой урегулированную арбитражным процессуальным законодательством деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, направленную на рассмотрение и разрешение споров, возникающих из гражданских, а в случаях, предусмотренных законом, из иных, в том числе публичных, отношений.

Нельзя не отметить, что понятие «судопроизводство в арбитражных судах» является синонимом понятия «арбитражный процесс». Основной целью судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.

2. Согласно ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Таким образом, основной формой защиты гражданских прав является судебная форма защиты, которая осуществляется в том числе арбитражными судами. Статья 46 Конституции РФ определяет, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. В комментируемой статье определен перечень нормативных правовых актов, которые регулируют порядок осуществления производства в арбитражных судах. Система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные кассационные суды, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ арбитражно-процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, в связи с чем субъекты РФ и органы местного самоуправления не могут принимать акты, содержащие нормы арбитражно-процессуального права. В противном случае принятые акты не должны применяться судами как противоречащие Конституции РФ и подлежат отмене.

4. Безусловно, важнейшим нормативным правовым актом является Конституция РФ, в которой определены основные принципы судопроизводства в арбитражных судах, совпадающие с принципами судопроизводства в судах общей юрисдикции: принцип осуществления правосудия только судом, принцип независимости судей и подчинение их только закону, принципы гласности, состязательности, процессуального равноправия сторон и др.

5. Другим важным источником арбитражного процессуального права является Закон о судебной системе. Значение указанного Закона для судопроизводства в арбитражных судах состоит в определении основных принципов судопроизводства, правового статуса судей. Так, ст. 1 Закона устанавливает принцип осуществления правосудия только судом. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также другие федеральные законы не должны противоречить названному Федеральному конституционному закону.

6. Как и другие кодифицированные акты, АПК РФ является федеральным законом. Конституция РФ не предусматривает приоритета одних федеральных законов перед другими. Но в силу сложившейся практики кодексы традиционно имеют приоритет перед федеральными законами (например, ст. 3 ГК РФ определяет, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу).

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи порядок судопроизводства в арбитражных судах регулируется не только настоящим Кодексом, но и другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ним. Это означает, что другие федеральные законы не должны противоречить АПК РФ, а в случае противоречия приоритет должен иметь Кодекс. В соответствии с абз. 2 ст. 3 Вводного закона к АПК РФ впредь до приведения в соответствие с АПК РФ указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. N 9131-XI «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» с момента введения в действие АПК РФ применяются в части, не противоречащей этому Кодексу.

Нормы арбитражного процессуального права могут содержаться в материально-правовых актах, в частности в ГК РФ, НК РФ, КоАП и др. В случае возникновения противоречий между нормами кодифицированных актов материального права и АПК РФ по общему правилу подлежит применению акт, принятый позже.

В числе иных федеральных законов о судопроизводстве в арбитражных судах следует отметить Закон об исполнительном производстве, Закон о статусе судей и др. Процессуальные нормы федеральных законов не должны противоречить АПК РФ.

7. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах не включает в себя подзаконные акты — указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти.

8. В число источников арбитражного процесса входят международные договоры, в которых участвует Россия. Международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации и даже имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства. Часть 3 комментируемой статьи повторяет положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ применительно к судопроизводству в арбитражных судах, за исключением упоминания об общепризнанных принципах и нормах международного права.

В судопроизводстве общепризнанные принципы и нормы международного права, не закрепленные в международных договорах, отсутствуют. Так, в числе международных договоров, в которых участвует Россия, Конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г., Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г. и др.

9. Процессуальное законодательство не имеет обратной силы. Определяя порядок действия законодательства о судопроизводстве в арбитражных судах во времени, ч. 4 комментируемой статьи воспроизводит традиционное положение о том, что при рассмотрении и разрешении гражданского дела применяется не тот процессуальный закон, который действовал в момент возникновения материальных правоотношений или возбуждения дела в суде, а тот закон, который действует во время рассмотрения и разрешения дела. Данное положение распространяется также на совершение отдельных процессуальных действий или исполнение судебных постановлений и постановлений иных органов, предусмотренных ст. 12 Закона об исполнительном производстве.

Данные положения имеют очень важное значение при изменении процессуального законодательства в связи с вступлением в силу настоящего Кодекса. Так, например, если дело было возбуждено до 1 сентября 2002 г. (до вступления в силу АПК РФ) в соответствии с АПК 1995 г., а рассматривается после указанной даты, то порядок проведения судебного заседания, обжалования, исполнения решения суда, а также совершения других процессуальных действий будет регулироваться действующим АПК РФ. Данное положение подтверждается ст. 4 Вводного закона к АПК РФ, согласно которой дела, находящиеся в производстве арбитражных судов и не рассмотренные до 1 сентября 2002 г., с 1 сентября 2002 г. подлежат рассмотрению в соответствии с АПК РФ, введенным в действие настоящим Законом.

В связи с тем что АПК 2002 г. содержит ряд новых положений по сравнению с АПК 1995 г., существенно изменяющих функции прокуратуры в арбитражном процессе, компетенцию арбитражных судов, а также порядок обжалования судебных постановлений в надзорном порядке, Вводный закон к АПК РФ предусматривает отдельные исключения из этого правила.

В соответствии со ст. 8 Вводного закона к АПК РФ гл. 36 «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора» АПК РФ вводилась в действие с 1 января 2003 г. Согласно ст. 9 того же Закона предусмотренный в ч. 3 ст. 292 АПК РФ срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, принятого до 1 января 2003 г., исчисляется с 1 января 2003 г.

Статья 10 Вводного закона к АПК РФ предусматривает, что поданные в соответствии со ст. 185 АПК 1995 г. и не рассмотренные до 1 января 2003 г. заявления лиц, участвующих в деле, о принесении протестов с 1 января 2003 г. подлежали рассмотрению в соответствии со ст. 299 АПК РФ. При этом заявления о принесении протеста, поданные Генеральному прокурору РФ или заместителю Генерального прокурора РФ и не рассмотренные ими до 1 января 2003 г., с 1 января 2003 г. были переданы указанными лицами в Высший Арбитражный Суд РФ и подлежали рассмотрению в соответствии со ст. 299 АПК РФ. Указанные в ч. 1 настоящей статьи заявления не могут быть возвращены по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 296 АПК РФ.

Статьей 11 Вводного закона к АПК РФ устанавливается, что протесты, принесенные указанными в ст. 181 АПК 1995 г. должностными лицами до 1 января 2003 г., с 1 января 2003 г. подлежат рассмотрению Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии со ст. 303 АПК РФ.

10. В отличие от ГПК РФ (ч. 4 ст. 1) АПК РФ не содержит принципы аналогии в арбитражном процессе. Тем не менее на практике имеют место случаи, когда арбитражные суды применяют процессуальную аналогию закона на основании ч. 6 ст. 13 АПК РФ.

Так, арбитражный суд при рассмотрении заявления о признании и приведении в исполнение решения областного суда Республики Казахстан в иске отказал по тому основанию, что представленные заявителем документы не соответствовали требованиям, предусмотренным ст. 8 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г. (далее — Соглашение 1992 г.), а именно в суд не был представлен исполнительный документ.

Отсутствие в приложении к заявлению исполнительного листа указывает на нарушение заявителем ст. 8 Соглашения 1992 г. Однако это нарушение не является основанием для отказа в приведении в исполнение судебного решения, вынесенного в Республике Казахстан. Перечень оснований для такого отказа содержится в ст. 9 Соглашения 1992 г. Отсутствие исполнительного документа как основание для отказа данным перечнем не предусмотрено. Следовательно, суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявления о признании и приведении в исполнение решения областного суда Республики Казахстан, нарушил положения Соглашения 1992 г.

Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального права. Согласно ст. 5 Соглашения 1992 г. при оказании правовой помощи суды применяют законодательство своего государства.

Это интересно:  Статья 74 Основ. Выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе по совместному заявлению супругов

В соответствии с ч. 1 ст. 243 АПК РФ заявления о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов рассматриваются по правилам Кодекса с особенностями, установленными гл. 31 АПК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Таким образом, при рассмотрении заявлений о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений применяются положения Соглашения 1992 г. и нормы АПК РФ, относящиеся к процедурным вопросам, в части, не противоречащей положениям данного Соглашения.

Так как Соглашением 1992 г. последствия непредставления документов, указанных в ст. 8 Соглашения, не урегулированы, то в случае их непредставления подлежат применению нормы АПК РФ.

Часть 3 ст. 242 АПК РФ устанавливает перечень документов, прилагаемых к заявлению о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда. Пунктом 2 ч. 3 данной статьи определена необходимость представления документа, подтверждающего вступление решения иностранного суда в законную силу, если это не указано в тексте самого решения.

Последствия нарушения этих требований в гл. 31 АПК РФ не предусмотрены.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 АПК РФ в случаях, когда спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).

Следовательно, вопрос о процессуальных последствиях непредставления необходимых документов подлежит разрешению по аналогии на основании положений АПК РФ о производстве в арбитражном суде первой инстанции .

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 96 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов».

Статья 3 АПК РФ. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

2. Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах, применяются правила международного договора.

4. Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела (далее — рассмотрение дела), совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.

5. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Комментарии к ст. 3 АПК РФ

1. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ арбитражное процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Следовательно, субъекты РФ не вправе принимать законы, регулирующие процедуру рассмотрения дел арбитражными судами.

2. Основополагающим источником арбитражного процессуального права является Конституция РФ, закрепившая основные цели правосудия во всех формах его осуществления, его важнейшие принципы, а также основные права и свободы человека и гражданина в сфере правосудия (см. комментарий к ст. ст. 1, 2 и последующим статьям гл. 1 АПК). Все другие нормативные акты, регулирующие процедуру рассмотрения и разрешения дел в арбитражных судах, не должны противоречить Конституции РФ.

Некоторые положения Основного Закона страны, затрагивающие наиболее важные стороны деятельности арбитражных судов по осуществлению правосудия, дополняются и развиваются в федеральных конституционных законах, которыми, в частности, устанавливаются полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов (ч. 3 ст. 128 Конституции РФ). Кроме названных в комментируемой статье Федеральных конституционных законов от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» и от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» к источникам арбитражного процессуального права относятся и другие федеральные конституционные законы.

В частности, в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусмотрены нормы об обязательности решений Конституционного Суда для других судов при разрешении ими дел, о пересмотре судебных решений, если они основаны на актах, признанных неконституционными, о приостановлении производства по делу при обращении суда с запросом в Конституционный Суд и др.

3. Нормы процессуального права, устанавливающие некоторые правила судопроизводства в арбитражных судах, содержатся в многочисленных федеральных законах, не являющихся конституционными, в том числе и в кодифицированных актах материального права (гражданского, налогового, таможенного и др.). Однако важнейшее значение среди обычных федеральных законов имеет АПК, в котором закреплено большинство норм арбитражного процессуального права, в том числе все его основные положения (принципы).

По смыслу ч. 2 ст. 3 АПК, процессуальные нормы для судопроизводства в арбитражных судах, которые содержатся в других федеральных законах, должны соответствовать не только Конституции РФ и Федеральным конституционным законам «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», но также и основным положениям настоящего Кодекса. Это не относится к иным федеральным конституционным законам, не названным в данной норме, но имеющим по отношению к АПК большую юридическую силу.

4. К источникам арбитражного процессуального права следует относить решения Конституционного Суда РФ, которые нередко вносят существенные коррективы в правила судопроизводства путем признания процессуальных норм неконституционными или выявления их конституционно-правового смысла, расходящегося со смыслом, придаваемым им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой. В последнем случае дисквалификации оспоренной нормы не происходит, но в последующем она может применяться лишь с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в соответствующем решении.

5. Правило комментируемой статьи о приоритете международного договора Российской Федерации по отношению к внутреннему арбитражному процессуальному законодательству конкретизирует соответствующие положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ применительно к судопроизводству в арбитражных судах. Хотя условия большинства международных договоров Российской Федерации, затрагивающих сферу процессуальных отношений, распространяются на производство по делам с участием иностранных лиц, данное правило имеет общее значение для всех норм процессуального законодательства, в связи с чем вполне оправданно помещено законодателем в гл. 1 АПК.

Это обусловлено тем, что имеются такие международные соглашения с участием Российской Федерации, которые затрагивают основные права человека в сфере правосудия по гражданским делам или содержат некоторые унифицированные процедурные правила. К числу таких соглашений относится, например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ратифицированная Российской Федерацией 30 марта 1998 г. .

СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514; Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.

Международные договоры Российской Федерации не должны заключаться и ратифицироваться, если они противоречат Конституции РФ (ст. 22 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»). Если это все же произойдет, должны будут применяться не нормы международного договора, а конституционные положения, поскольку в правовой системе страны, составной частью которой являются международные нормы, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу.

В частности, международные договоры не должны устанавливать такой порядок судопроизводства, который допускает меньшие гарантии для субъектов процесса, чем это предусмотрено Основным Законом страны. Установление же международным договором больших гарантий не противоречит Конституции РФ.

Подробные разъяснения по вопросам применения международных договоров в практике арбитражных судов даны в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса» .

Вестник ВАС РФ. 1999. N 8.

6. Среди международных договоров, относящихся к источникам процессуального права, особое значение имеет Конвенция о защите прав человека и основных свобод, поскольку при ее ратификации Российская Федерация признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней. Соответственно, правовые позиции Европейского суда, сформулированные им в своих решениях, являются обязательными для российских судов при осуществлении ими правосудия.

7. Закрепленное в ч. 4 ст. 3 АПК правило о действии процессуальных норм во времени означает, что, если в процессе рассмотрения и разрешения дела изменилось процессуальное законодательство, после вступления его в силу суд обязан применять правила, действующие в момент совершения конкретных действий. Однако это не означает, что совершенные в соответствии с прежним законодательством процессуальные действия на предшествующих этапах судопроизводства должны признаваться незаконными.

Процессуальный закон вступает в действие в течение десяти дней после дня его официального опубликования, если в нем самом не установлен другой порядок. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или в Собрании законодательства Российской Федерации (ст. ст. 4, 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).

8. В комментируемой статье не сформулированы правила о том, как следует поступать суду при отсутствии нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникающие в ходе производства по делу. Вместе с тем в законодательстве трудно, а иногда и невозможно предусмотреть все многообразные ситуации, которые могут возникнуть в процедуре рассмотрения и разрешения арбитражным судом конкретного дела.

В связи с этим в судебной практике довольно часто приходится преодолевать пробелы в правовом регулировании процессуальной деятельности и связанных с нею отношений между субъектами судопроизводства с помощью аналогии закона или права. Не случайно соответствующие правила для процедуры рассмотрения и разрешения аналогичных дел, относящихся к подведомственности судов общей юрисдикции, содержатся в ст. 1 ГПК.

При обнаружении пробела в регулировании процессуальных отношений арбитражные суды также должны применять процессуальную норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы — действовать исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). Правовой основой для этого служат применяемые по аналогии нормативные положения ч. 6 ст. 13 АПК, а также положения смежной отрасли гражданского процессуального права (ст. 1 ГПК).

Статья 3 АПК РФ. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах (действующая редакция)

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

2. Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах, применяются правила международного договора.

4. Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела (далее — рассмотрение дела), совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.

5. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст
Это интересно:  Статья 316 КАС РФ. Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении частной жалобы, представления прокурора

Комментарий к ст. 3 АПК РФ

1. Порядок производства по гражданским делам на территории Российской Федерации определяется только законами.

3. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судьям (судам) при осуществлении арбитражного процесса следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего арбитражные процессуальные правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

4. Арбитражный суд, принимая решения по делу, должен применять непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего те или иные положения;

б) когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ.

5. В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, суд при производстве арбитражной процессуальной деятельности должен применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

6. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, судья, стороны, как и любой гражданин, принимающий участие в арбитражном процессе, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. ст. 36, 38, 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан вышеуказанными субъектами арбитражного процесса в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и судебного разбирательства и на любой иной стадии рассмотрения дела.

7. Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению арбитражными судами при принятии решений по конкретным гражданским делам, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ), но арбитражных процессуальных норм в себе не содержат.

8. Иногда вопросы, связанные с принятием процессуального решения, могут быть урегулированы Постановлением Государственной Думы. Между тем, если положения АПК РФ (или другого закона) отличаются от требований, изложенных в Постановлении Государственной Думы, действует статья закона. Постановление Государственной Думы не является законом, и следовательно, оно не может иметь перед законом преимущественного значения.

9. Согласно Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии со своими полномочиями рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации. Информационные письма Президиума не носят обязательного характера для арбитражных судов и иных государственных органов Российской Федерации.

10. Судам при осуществлении арбитражного процесса надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

11. Суд не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

12. Арбитражный суд применяет вступившие в силу и должным образом доведенные до всеобщего сведения международные договоры Российской Федерации — международно-правовые соглашения, заключенные Российской Федерацией с иностранным(-и) государством(-ами) либо с международной организацией в письменной форме независимо от того, содержатся такие соглашения в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования.

13. Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти (уполномоченных организаций) выражает согласие на обязательность для нее международного договора путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны (ст. 6 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

14. В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

15. Если арбитражным процессуальным законом не урегулирован порядок производства (оформления и др.) какого-либо непосредственно связанного с арбитражным процессом или даже названного в АПК РФ действия (решения), допустимо использование арбитражной процессуальной нормы, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая.

16. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.

17. Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указами Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. N 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» и от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

18. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

19. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации издается один раз в неделю.

20. Тексты федеральных законов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система», являются официальными.

21. Международный договор Российской Федерации доводится до всеобщего сведения путем опубликования. Судам следует учитывать, что вступившие в Российской Федерации в силу договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат опубликованию в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Бюллетене международных договоров», «Российской газете», газете «Российские вести». Международные договоры Российской Федерации, заключенные министерствами и ведомствами, публикуются в официальных изданиях этих органов. Международные договоры СССР, обязательные для Российской Федерации в силу правопреемства, опубликованы в Сборниках международных договоров СССР.

22. Международные договоры государств — участников Содружества Независимых Государств могут доводиться до всеобщего сведения в информационном вестнике Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество».

23. Международные договоры Российской Федерации могут доводиться до всеобщего сведения иными средствами массовой информации и издательствами (Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1993 г. N 11 «О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации»).

24. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

25. Действие арбитражного процессуального закона прекращается в двух случаях, когда:

— вступил в силу новый закон, который фактически исключает действие прежнего;

26. При осуществлении арбитражной процессуальной деятельности всегда применяется арбитражный процессуальный закон, действующий, соответственно, во время подготовки дела к судебному разбирательству, рассмотрения и разрешения дела судом и т.п.

27. Где бы на территории РФ не возник спор, рассмотрение которого должно осуществляться в арбитражном порядке, производство по такому делу во всех случаях должно вестись в соответствии с требованиями АПК РФ.

28. Установленный арбитражными процессуальными законами порядок осуществления арбитражных процессуальных действий и принятия арбитражных процессуальных решений является единым и обязательным по всем отнесенным к их ведению делам и для всех арбитражных судов России.

29. Нормы закона субъекта РФ «О Конституционном Суде субъекта РФ» не относятся к процессуальному законодательству, регулирующему рассмотрение гражданских дел в арбитражных судах.

30. Вопросы судоустройства отнесены к ведению Российской Федерации в силу ст. 71 Конституции РФ. Назначение субъектом Российской Федерации референдума по проекту закона, касающегося судоустройства, противоречит п. «о» ст. 71 Конституции РФ и ч. 2 ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

31. Вопрос о подведомственности спора суду должен решаться в соответствии с процессуальным законодательством, действующим на день обращения заинтересованного лица за судебной защитой, а не на день возникновения спора.

32. Суд, применяя правила, установленные нормами международных договоров, должен определять действие этих правил во времени и пространстве в соответствии с разделом 2 ч. 3 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.

33. Суд обязан учитывать, что двусторонний международный договор является специальным нормативным актом по отношению к многосторонним международным договорам регионального и всеобщего характера.

34. Суд толкует международно-правовую норму добросовестно, в контексте и в соответствии с объемом и целями международного договора Российской Федерации.

35. См. также комментарий к ст. ст. 13, 241 АПК РФ.

Статья 3. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.
2. Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах, применяются правила международного договора.
4. Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела (далее — рассмотрение дела), совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.

5. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Комментарий к статье 3 АПК РФ

1. Порядок производства по гражданским делам на территории Российской Федерации определяется только законами.

Это интересно:  Статья 5.10 КоАП РФ. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах...

3. Согласно ч.1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судьям (судам) при осуществлении арбитражного процесса следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего арбитражно-процессуальные правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

4. Арбитражный суд, принимая решения по делу, должен применять непосредственно Конституцию РФ, в частности:
а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего те или иные положения;
б) когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ.

5. В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, суд при производстве арбитражно-процессуальной деятельности должен применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

6. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ подлежащий применению им по конкретному делу закон, арбитражный суд, судья названного суда, стороны, как и любой гражданин, принимающий участие в арбитражном процессе, исходя из положений ч.4 ст. 125 Конституции РФ, обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона. Арбитражный суд при пересмотре в случаях, установленных АПК РФ, дела в связи с принятием межгосударственным органом по защите прав и свобод человека решения, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации прав и свобод человека при применении закона либо отдельных его положений, придя к выводу, что вопрос о возможности применения соответствующего закона может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции РФ, обращается с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. ст. 36, 38, 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан вышеуказанными субъектами арбитражного процесса в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и судебного разбирательства и на любой иной стадии рассмотрения дела.

7. Иногда вопросы, связанные с принятием процессуального решения, могут быть урегулированы Постановлением Государственной Думы. Между тем, если положения АПК РФ (или другого закона) отличаются от требований, изложенных в Постановлении Государственной Думы, действует статья закона. Постановление Государственной Думы не является законом и, следовательно, оно не может иметь перед законом преимущественного значения.

8. Согласно п.7 ч.1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 05 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Президиум Верховного Суда РФ в соответствии со своими полномочиями рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации. Информационные письма Президиума не носят обязательного характера для арбитражных судов и иных государственных органов Российской Федерации.

9. Судам при осуществлении арбитражного процесса надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

10. Суд не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

11. Арбитражный суд применяет вступившие в силу и должным образом доведенные до всеобщего сведения международные договоры Российской Федерации — международно-правовые соглашения, заключенные Российской Федерацией с иностранным(и) государством(ами) либо с международной организацией в письменной форме независимо от того, содержатся такие соглашения в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования.

12. Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти (уполномоченных организаций) выражает согласие на обязательность для нее международного договора путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны (ст. 6 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

13. В силу п.3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

14. Если арбитражным процессуальным законом не урегулирован порядок производства (оформления и др.) какого-либо непосредственно связанного с арбитражным процессом или даже названного в АПК РФ действия (решения), допустимо использование арбитражной процессуальной нормы, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая.

15. В силу ч.3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.

16. Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указами Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 года N 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» и от 23 мая 1996 года N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

17. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

18. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Собрание законодательства Российской Федерации издается один раз в неделю.

19. Тексты федеральных законов, распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также федеральными органами государственной охраны, являются официальными.

20. Международный договор Российской Федерации доводится до всеобщего сведения путем опубликования. Судам следует учитывать, что вступившие в Российской Федерации в силу договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат опубликованию в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Бюллетене международных договоров», «Российской газете», газете «Российские вести». Международные договоры Российской Федерации, заключенные министерствами и ведомствами, публикуются в официальных изданиях этих органов. Международные договоры СССР, обязательные для Российской Федерации в силу правопреемства, опубликованы в Сборниках международных договоров СССР.

21. Международные договоры государств — участников Содружества Независимых Государств могут доводиться до всеобщего сведения в информационном вестнике Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество».

22. Международные договоры Российской Федерации могут доводиться до всеобщего сведения иными средствами массовой информации и издательствами (Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1993 года N 11 «О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации»).

23. Суд обязан учитывать, что двусторонний международный договор является специальным нормативным актом по отношению к многосторонним международным договорам регионального и всеобщего характера.

24. Суд толкует международно-правовую норму добросовестно, в контексте и в соответствии с объемом и целями международного договора Российской Федерации.

25. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

26. Действие арбитражно-процессуального закона прекращается в двух случаях, когда:
— вступил в силу новый закон, который фактически исключает действие прежнего;
— закон отменен.

27. При осуществлении арбитражно-процессуальной деятельности всегда применяется арбитражно-процессуальный закон, действующий соответственно во время подготовки дела к судебному разбирательству, рассмотрения и разрешения дела судом и т.п.

28. Где бы на территории РФ не возник спор, рассмотрение которого должно осуществляться в арбитражном порядке, производство по такому делу во всех случаях должно вестись в соответствии с требованиями АПК РФ.

29. Установленный арбитражно-процессуальными законами порядок осуществления арбитражно-процессуальных действий и принятия арбитражно-процессуальных решений является единым и обязательным по всем отнесенным к их ведению делам и для всех арбитражных судов России.

30. Нормы Закона субъекта РФ «О Конституционном Суде субъекта РФ» не относятся к процессуальному законодательству, регулирующему рассмотрение гражданских дел в арбитражных судах.

31. Вопросы судоустройства отнесены к ведению Российской Федерации в силу ст. 71 Конституции РФ. Назначение субъектом Российской Федерации референдума по проекту закона, касающегося судоустройства, противоречит п.»о» ст. 71 Конституции РФ и ч.2 ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

32. Вопрос о подведомственности спора суду должен решаться в соответствии с процессуальным законодательством, действующим на день обращения заинтересованного лица за судебной защитой, а не на день возникновения спора.

33. Суд, применяя правила, установленные нормами международных договоров, должен определять действие этих правил во времени и пространстве в соответствии с разделом 2 ч.3 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года.

34. См. также комментарий ст. ст. 13, 241 АПК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 3 АПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 3 АПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья написана по материалам сайтов: www.gk-rf.ru, rulaws.ru, www.zakonrf.info, oapkrf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector