Статья 30.10 КоАП РФ. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

Новая редакция Ст. 30.10 КоАП РФ

1. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.

2. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 — 30.8 настоящего Кодекса.

3. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и лицам, указанным в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса, в трехдневный срок после вынесения решения.

Комментарий к Статье 30.10 КоАП РФ

1. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу должно осуществляться в сроки, установленные статьей 30.3 КоАП, так как речь идет о моменте вступления постановления в законную силу (см. комментарий).

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

2. О вступлении в законную силу решения арбитражного суда при обжаловании юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем решения по делу об административном правонарушении прокурор имеет соответствующие полномочия.

3. При принесении протеста на вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания его исполнение приостанавливается (см. комментарий к статье 31.6 КоАП).

4. В обязательном порядке копии решения по протесту прокурора на постановление по делу направляются прокурору, принесшему протест, а также лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, законному представителю физического лица, законному представителю юридического лица, защитнику и представителю.

Другой комментарий к Ст. 30.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения являются формой прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона при назначении административного наказания судьей, должностным лицом, коллегиальным органом. Основное назначение протеста — мотивированно обосновать, в чем состоит ошибка судьи, должностного лица, которая привела к принятию незаконного решения, почему оно должно быть отменено или изменено. Протест может быть принесен по поводу необоснованного назначения административного наказания, неправильного применения норм КоАП РФ, необоснованного прекращения производства по делу об административном правонарушении. В протесте могут ставиться вопросы об отмене постановления, а также всех последующих решений с передачей дела на новое рассмотрение, о повторном пересмотре в порядке обжалования.

Опротестовано может быть постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, должностным лицом, коллегиальным органом, не вступившее в законную силу.

Протест может быть принесен и на постановление, которое было предметом последующего обжалования в порядке, предусмотренном ст.30.10.

Принесение протеста складывается из следующих этапов: рассмотрение жалобы по поводу незаконности и необоснованности решений, вынесенных судьей, должностным лицом, коллегиальным органом; внесение простеста или отказ в этом; пересмотр.

Правом подачи жалобы для принесения протеста обладают заинтересованные участники производства по делу об административном правонарушении: лицо, в отношении которого ведется производство по делу (ст.25.1); потерпевший (ст.25.2); законный представитель физического лица (ст.25.3); законный представитель юридического лица (ст.25.4).

Срок подачи жалобы прокурору (его заместителю) для принесения протеста составляет десять дней со дня вручения или получения копии постановления на постановление или решение по последующей жалобе (см. комментарий к ст.30.3).

Следует подчеркнуть, что жалобы заинтересованных лиц, содержащие указания на допущенные нарушения закона, которые могли повлиять на законность или обоснованность решения, служат основанием к истребованию дел об административных правонарушениях и изучению руководителем соответствующей прокуратуры. Если же доводы заявителя несостоятельны и не требуют проверки, то жалоба остается без удовлетворения, о чем ему сообщается в письменной форме.

Как видно из содержания части первой комментируемой статьи, порядок и сроки, установленные ст.30.1-30.3, обязательны для соблюдения как в случае подачи соответствующими заинтересованными лицами жалобы прокурору для принесения протеста, так и лицами, принесшими протест.Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями (ст.36 Федерального закона от 17 января 1992 г. О прокуратуре Российской Федерации»). Протест до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест (ст.37 Закона о прокуратуре РФ).

2. В ч.2 комментируемой статьи установлены общие правила рассмотрения протеста прокурора. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные ст.30.4-30.8 КоАП РФ.

3. По результатам рассмотрения протеста прокурора судья, соответствующее должностное лицо выносят решение, копия которого направляется прокурору, принесшему протест, в трехдневный срок после вынесения решения. В течение указанного срока копия решения вручается участникам производства по делу об административном правонарушении, указанным в ст.25.1-25.5 КоАП РФ.

Статья 30.10 КоАП РФ. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

Текущая редакция ст. 30.10 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.

(Часть в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ.

2. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 — 30.8 настоящего Кодекса.

3. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и лицам, указанным в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса, в трехдневный срок после вынесения решения.

(Часть в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2013 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 294-ФЗ.

Комментарий к статье 30.10 КоАП РФ

1. Постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих органов и должностных лиц могут быть не только обжалованы указанными в ст. ст. 25.1 — 25.5 Кодекса лицами, но и опротестованы прокурором. Порядок и сроки рассмотрения протеста прокурора не отличаются от порядка и сроков рассмотрения жалоб. Но в отличие от других участников процесса прокурор имеет право принесения протеста по делам об административных правонарушениях вне зависимости от его участия или неучастия в рассмотрении дела.

Это интересно:  Статья 1132 ГК РФ. Толкование завещания. Комментарии

2. Полномочия прокурора в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях определены в КоАП РФ в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

В то же время в новом уголовно- и гражданско-процессуальном законодательстве роль прокурора в судебном рассмотрении дел существенно меняется. Например, действующий УПК РФ отказался от понятия «протест прокурора», а право на обжалование приговора прокурор имеет лишь как участник процесса (государственный обвинитель) наравне с другими сторонами по делу. Тем самым в уголовном процессе исчезли последние атрибуты прокурорского надзора за судебной деятельностью. Аналогичные положения установлены ГПК РФ.

3. В п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) указано, что в случае пропуска срока обжалования постановления по делу он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест. Разъясняя таким образом содержание ст. ст. 30.1 — 30.3 КоАП РФ, Верховный Суд РФ поставил прокурора в равное положение с лицами, которые вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении при решении вопроса о восстановлении срока на обжалование соответствующего постановления.

Вместе с тем Верховный Суд РФ отметил возможность обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, мотивируя такое разъяснение общими принципами осуществления правосудия, предоставлением заинтересованным лицам возможности дальнейшего движения дела об административном правонарушении, обеспечением права на защиту.

Консультации и комментарии юристов по ст 30.10 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 30.10 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

1. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1 – 30.3 настоящего Кодекса.

2. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 – 30.8 настоящего Кодекса.

3. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и лицам, указанным в статьях 25.1 – 25.5 настоящего Кодекса, в трехдневный срок после вынесения решения.

Похожие главы из других книг

Статья 29. 10. Постановление по делу об административном правонарушении

Статья 29. 10. Постановление по делу об административном правонарушении 1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших

Статья 30. 8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Статья 30. 8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 1. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.2. Копия решения по жалобе на

Статья 30. 9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Статья 30. 9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это

Статья 30. 11. Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов

Статья 30. 11. Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов О конституционно-правовом смысле положений частей 1, 2 и 3 статьи 30.11 и о признании жалобы об оспаривании

Статья 31. 1. Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу

Статья 31. 1. Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об

Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении

Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении 1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших

Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 1. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.2. Копия решения по жалобе на

Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это

Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения 1. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения

Статья 30.11. Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов

Статья 30.11. Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов 1. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по

Статья 31.1. Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу

Статья 31.1. Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об

Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 1. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.2. Копия решения по жалобе на

Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это

Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения 1. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения

Статья 30.13. Суды, рассматривающие в порядке надзора жалобы, протесты на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

Статья 30.13. Суды, рассматривающие в порядке надзора жалобы, протесты на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов 1. Жалобы подаются, протесты приносятся в порядке надзора в верховные суды республик,

Это интересно:  Статья 411 ГК РФ. Случаи недопустимости зачета

Статья 31.1. Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу

Статья 31.1. Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об

Ст 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

1. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные Стми 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.

2. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные Стми 30.4 — 30.8 настоящего Кодекса.

3. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и лицам, указанным в Стх 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса, в трехдневный срок после вынесения решения.

Комментарии к ст. 30.10 КОАП РФ

1. Постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих органов и должностных лиц могут быть не только обжалованы указанными в ст. ст. 25.1 — 25.5 Кодекса лицами, но и опротестованы прокурором. Порядок и сроки рассмотрения протеста прокурора не отличаются от порядка и сроков рассмотрения жалоб. Но в отличие от других участников процесса прокурор имеет право принесения протеста по делам об административных правонарушениях вне зависимости от его участия или неучастия в рассмотрении дела.

2. Полномочия прокурора в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях определены в КоАП РФ в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

В то же время в новом уголовно- и гражданско-процессуальном законодательстве роль прокурора в судебном рассмотрении дел существенно меняется. Например, действующий УПК РФ отказался от понятия «протест прокурора», а право на обжалование приговора прокурор имеет лишь как участник процесса (государственный обвинитель) наравне с другими сторонами по делу. Тем самым в уголовном процессе исчезли последние атрибуты прокурорского надзора за судебной деятельностью. Аналогичные положения установлены ГПК РФ.

3. В п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) указано, что в случае пропуска срока обжалования постановления по делу он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест. Разъясняя таким образом содержание ст. ст. 30.1 — 30.3 КоАП РФ, Верховный Суд РФ поставил прокурора в равное положение с лицами, которые вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении при решении вопроса о восстановлении срока на обжалование соответствующего постановления.

Вместе с тем Верховный Суд РФ отметил возможность обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, мотивируя такое разъяснение общими принципами осуществления правосудия, предоставлением заинтересованным лицам возможности дальнейшего движения дела об административном правонарушении, обеспечением права на защиту.

ПЕРЕСМОТР ВСТУПИВШЕГО В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
А. ШАГАБУТДИНОВ
А. Шагабутдинов, помощник судьи Костромского областного суда, старший советник юстиции в отставке.
Пересмотру вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов посвящена ст. 30.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Правоприменительная практика дает основание сделать вывод, что указанная норма явно недостаточно регламентирует порядок производства на данной стадии административного процесса. Многие возникающие вопросы приходится решать на основе общих принципов, по аналогии с нормами КоАП, регламентирующими порядок производства по делам об административных правонарушениях на других стадиях.
При этом законность такого подхода может быть поставлена под сомнение, поскольку ст. 30.11 КоАП не является бланкетной и не содержит отсылок к другим законам или нормам КоАП.
Единственное исключение — это указание в ч. 4 ст. 30.11 КоАП на то, что вступившие в законную силу постановления, решения по делам об административных правонарушениях могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. По смыслу ч. 3 ст. 30.1 КоАП пересмотру в таком порядке подлежат постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и решения, принятые по результатам рассмотрения жалоб на постановление. Эта стадия административного процесса не является предметом настоящей публикации.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.11 КоАП вступившие в законную силу постановление по делу, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.
Частью 2 ст. 30.11 КоАП предусмотрено, что право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление, решение принадлежит прокурорам субъектов Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям.
И наконец, ч. 3 этой статьи установлено, что вступившие в законную силу постановление, решение по делу об административном правонарушении правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместители, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители.
Из этого вытекает основной вывод, который является новеллой в законодательстве об административных правонарушениях. С 1 июля 2002 г., т.е. со времени введения в действие КоАП, вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть пересмотрены только в судебном порядке. При этом не имеют значения виды административных правонарушений и наказаний, а также кто был участником производства по делам об административных правонарушениях, какие органы и должностные лица вынесли эти постановления, решения.
Ранее действовавшее законодательство не содержало такой нормы, что позволяло прокурорам опротестовывать, а заинтересованным лицам — обжаловать вступившие в законную силу постановления, решения по делам об административных правонарушениях, принятые несудебными органами и должностными лицами, в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу.
Оппоненты такого вывода могут указать на ст. 24.6 КоАП, возлагающую на Генерального прокурора РФ и назначаемых им прокуроров осуществление в пределах своей компетенции надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
Действительно, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не ставит возможность принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения в зависимость от того, вступили они в законную силу или нет.
Но при этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1.1 КоАП законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. А ст. 1.3 КоАП относит к законодательству об административных правонарушениях установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, а значит, и регламентацию пересмотра вступивших в законную силу постановлений, решений. Таким образом, применение других законов по вопросам об административных правонарушениях не должно противоречить КоАП.
Конечно, можно обсуждать вопрос о целесообразности лишения вышестоящих органов и должностных лиц права на пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и последующих решений. Но в целом данная норма не только не сужает права участников производства по делам об административных правонарушениях, но и дает дополнительные гарантии защиты от ведомственного подхода при проверке законности принятых постановлений, решений.
Из буквального прочтения ст. 30.11 КоАП можно сделать вывод, что единственным поводом, дающим возможность рассмотреть вопрос о пересмотре вступивших в законную силу постановлений, решений, является протест одного из перечисленных в ч. 2 этой статьи прокуроров. Но такой вывод явно противоречит декларированному ст. 46 Конституции РФ праву на судебную защиту.
Вряд ли соответствуют названным конституционным положениям необходимость предварительного обращения к прокурору и зависимость заинтересованных лиц от его решения приносить протест или нет. Тем более что ст. 28.4 КоАП прокурору предоставлено право возбуждения дел об административных правонарушениях, что ставит органы прокуратуры в положение, когда их объективность может быть подвергнута сомнению только по этому основанию.
Представляется, что указанные в ст. ст. 25.1 — 25.5 КоАП участники производства по делам об административных правонарушениях (лицо, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, вынесено постановление по делу об административном правонарушении, потерпевший, их законные представители, законный представитель юридического лица, защитник и представитель) вправе обращаться с жалобами на вступившие в законную силу постановления, решения по делам об административных правонарушениях непосредственно к председателям верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, Председателю Верховного Суда РФ, их заместителям, и эти обращения подлежат обязательному рассмотрению.
Обоснованием такого вывода является и то, что именно эти участники производства по делам об административных правонарушениях перечислены в ст. 30.1 КоАП как имеющие право на обжалование не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Они же по смыслу ст. 30.9 КоАП вправе обжаловать не вступившее в законную силу решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
К сожалению, в перечне предусмотренных в ст. ст. 25.1 — 25.5 КоАП прав, предоставленных этим лицам, вообще отсутствует прямое указание об их праве на обжалование, а имеется только общее указание о возможности пользоваться процессуальными правами в соответствии с КоАП. Лишь ст. 25.2 КоАП установлено право потерпевшего обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, но при этом ничего не говорится о праве на обжалование решения, принятого по результатам рассмотрения его жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Из круга лиц, имеющих право на обжалование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и последующих решений, выпадают органы, должностные лица которых уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, подлежащие рассмотрению иными органами и должностными лицами, а также судьями.
Вообще в КоАП права этих органов, их должностных лиц ограничены рамками возбуждения дела об административном правонарушении, применения мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях. Фактически не предусмотрено их участие в рассмотрении дела и прямо исключено право на обжалование не вступивших в законную силу постановления, решения. Правильность этого вызывает сомнение с учетом того, что правоохранительные и контролирующие органы, а также должностные лица, осуществляющие функции контроля, надзора, в этом случае лишаются возможности осуществлять свои полномочия при рассмотрении судьей возбужденных ими дел об административных правонарушениях, обжаловании постановлений, решений по таким делам.
В настоящее время у них имеется единственная возможность повлиять на пересмотр не вступившего в законную силу постановления, решения по делу об административном правонарушении — это обратиться к прокурору с просьбой о принесении протеста в порядке ст. 30.10 КоАП.
Представляется, что в отношении вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и последующих решений они также должны обращаться в прокуратуру с просьбой о принесении протеста в порядке ст. 30.11 КоАП. В случае их непосредственного обращения в суд субъекта Российской Федерации или Верховный Суд РФ такие обращения не подлежат рассмотрению.
Возникает вопрос о праве председателей судов субъектов Российской Федерации, Председателя Верховного Суда РФ, их заместителей пересматривать вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения по своей инициативе. Такая возможность была предусмотрена ст. 274 КоАП РСФСР, устанавливавшей право председателя вышестоящего суда отменить постановление судьи независимо от наличия протеста прокурора.
Статьей 6.2 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрено, что процессуальные полномочия председателя суда и его заместителя устанавливаются федеральными конституционными законами и федеральными законами. С учетом этого, а также того, что норма, указывающая на такое право, помещена в ст. 30.11 КоАП, предусматривающей пересмотр постановления и решений по протесту прокурора, необходимо прийти к выводу, что названные руководители судов не вправе по своей инициативе пересматривать постановление, решения по делу об административном правонарушении, вступившие в законную силу.
Подтверждение правильности такого вывода можно найти и в произошедших в настоящее время изменениях в других отраслях права. Так, УПК РФ в отличие от УПК РСФСР исключает возможность пересмотра приговоров по инициативе судебных органов.
Статья 30.11 КоАП не содержит указания о том, в какой процессуальной форме принимаются решения о пересмотре вступивших в законную силу постановления, решения по делу об административном правонарушении, пределах такого решения.
Представляется, что возможности процедуры пересмотра на этой стадии не могут быть более узкими, чем на стадии рассмотрения жалобы, протеста на не вступившие в законную силу постановление, решения по делу об административных правонарушениях и регламентированные ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП. Поскольку протест прокурора является обязательным к рассмотрению, то по результатам его рассмотрения должно быть принято решение в процессуальной форме, независимо от того, будет ли протест удовлетворен. КоАП не указывает название этого процессуального документа, но с учетом сложившейся практики и подчеркивая отличие этой стадии производства по делам об административных правонарушениях, представляется правильным вынесение постановления.
Если согласиться с приведенными выше доводами о праве других участников производства по делам об административных правонарушениях обжаловать вступившие в законную силу постановление, решения, то при их отмене или изменении также должно выноситься постановление, а при оставлении жалобы без удовлетворения возможно ограничиться письменным сообщением заявителю.
Часть 3 ст. 23.1 КоАП устанавливает, что дела об административных правонарушениях, перечисленных в этой статье и совершенных военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов. С учетом системы судебных органов можно сделать вывод, что указанные в ст. 30.11 КоАП руководители судов субъектов Российской Федерации не вправе пересматривать постановления, принятые судьями военных судов, поскольку в соответствии с Федеральным конституционным законом «О военных судах» такими полномочиями обладают окружные (флотские) военные суды.
Время и условия вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу регламентированы ст. 31.1 КоАП.
Статья 31.6 КоАП устанавливает процедуру, дающую возможность предотвратить последствия вынесения незаконного постановления по делу об административном правонарушении.
Так, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, должны вынести определение о приостановлении исполнения постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. Это определение при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящему его в исполнение. Исключением является только постановление об административном аресте, исполнение которого не приостанавливается принесением протеста.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Это интересно:  Статья 1223 ГК РФ. Право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие неосновательного обогащения

Статья написана по материалам сайтов: koapkodeksrf.ru, okoaprf.ru, law.wikireading.ru, xn--80atmf.xn—-8sbonaioadhh3aev2r.xn--p1ai, www.lawmix.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector