Статья 338 ТК РФ. Трудовой договор с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей

Текущая редакция ст. 338 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

С работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть перезаключен на новый срок.

При направлении на работу в представительство Российской Федерации за границей работника, занимающего должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении Российской Федерации, в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей. По окончании работы за границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника — другая работа (должность).

Содержание

Комментарий к статье 338 ТК РФ

1. Действующее законодательство о государственной и муниципальной службе предусматривает в качестве одной из особенностей оформления данного вида трудовой деятельности заключение со служащим служебного контракта, который всегда носит срочный характер и отражает ряд обязанностей и особенностей данного вида деятельности. В отношении дипломатических и консульских работников ТК РФ указывает на факт заключения с ними не служебного контракта, а трудового договора, который также носит срочный характер.

В отличие от общих положений ТК РФ в данном случае срок действия трудового договора в значительной степени сокращается. Если в общем порядке срочный трудовой договор может быть заключен на срок до 5 лет, причем обязательным условием заключения именно срочного трудового договора является обоснование применения того или иного срока, то применительно к дипломатическим и консульским работникам, срок действия трудового договора снижается до 3 лет. В силу прямого предписания закона такой договор всегда является срочным и не требует обоснования применения данного условия в договоре. Одновременно закон предусматривает возможность перезаключения данного контракта на новый срок. Отсутствие специальных нормативных указаний свидетельствует о том, что такой договор может перезаключаться на новый срок неоднократно. Следует обратить внимание, что ТК РФ устанавливает максимально возможный срок действия трудового договора с дипломатическим работником. Подобный подход позволяет уполномоченному органу определять в рамках установленного предела и иной срок действия отдельно взятого трудового договора.

Статья 8 ФЗ Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе МИД РФ» указывает, что дипломатические работники подлежат обязательной ротации, т.е. трудовой договор с таким работником может носить исключительно срочный характер. Срок такого договора является специальным и может определяться МИД РФ, осуществляющим ротацию сотрудника применительно к его профессиональной деятельности, при этом он не может превышать 3 лет, но может неоднократно перезаключаться на аналогичный или иной срок. Таким образом, закон устанавливает запрет на исключение условия о сроке из текста трудового договора — факт ротации указывает исключительно на срочный характер данного договора, а также на возможность пролонгации договора. Продления срока действия договора закон не допускает, но позволяет его перезаключить на новый срок, т.е. указывает на необходимость повторного направления такого работника уполномоченным органом на работу в соответствующее представительство или учреждение и соблюдение иных условий заключения трудового договора. Такое условие также позволяет структурным подразделениям МИД РФ осуществлять адекватное распределение и перераспределение имеющихся кадровых ресурсов по образованным представительствам и учреждениям, т.е. адаптировать штат соответствующего учреждения к его потребностям в целях обеспечения возможности реализации его обязанностей.

2. Направление работника на работу за границу допускается в отношении вновь принятого работника или работника, ранее осуществлявшего деятельность в структуре федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения.

Трудовой договор с вновь принятым работником заключается на условиях, установленных ч.1 комментируемой статьи.

Если же направление на работу за границу осуществляется в отношении работника, который уже осуществлял трудовую деятельность в составе указанных органов или учреждений, то такое направление по своей сути представляет не что иное, как перевод, т.е. изменение ранее согласованных сторонами условий трудового договора. В подобной ситуации следует учитывать, что у такого работника уже имеется заключенный и действующий трудовой договор, причем он может быть заключен как на определенный срок, так и без условия о сроке его действия.

Вследствие ротации трудовой договор может быть исключительно срочным, т.е. требует внесения в него ряда изменений, в частности, в отношении: места работы, режима работы; срока действия договора и иных особенностей осуществления данной деятельности. В отношении большинства категорий работников практика сложилась таким образом, что при необходимости изменения ряда условий договора, работник может быть уволен и повторно принят на работу на следующий день к тому же самому работодателю. В подобной ситуации работник утрачивает право на отпуск и иные гарантии, предоставленные ему законом. Однако в отношении государственных служащих подобная практика недопустима, в связи с чем закон прямо предусматривает необходимость внесения изменений и дополнений в ранее заключенный трудовой договор.

При этом следует учитывать, что внесение изменений и дополнений в трудовой договор допускается посредством заключения дополнительного соглашения к нему. В качестве дополнительного требования к данному документу закон предусматривает необходимость заключения соглашения в той же форме, что и сам договор, т.е. исключительно в письменной форме. Подобный подход к определению трудовой функции и места трудовой деятельности такого работника свидетельствует о необходимости неоднократной корректировки положений договора. Так, дополнительное соглашение заключается на срок направления работника за границу, по окончании такой деятельности в договор вносятся очередные изменения о прекращении данной деятельности. При последующем направлении работника на работу за границу, в том числе и в иное дипломатическое представительство или консульское учреждение, в трудовой договор также вносятся соответствующие изменения.

Таким образом, корректировка условий трудового договора осуществляется неоднократно на протяжении всего периода деятельности дипломатического работника, т.е. гораздо чаще, чем изменение условий трудовых договоров иных категорий работников. Отсутствие специального требования закона свидетельствует о том, что в данном случае речь идет о переводе, что, по общему правилу, требует получения согласия работника на его осуществление. Отказ от такого перевода может рассматриваться в качестве основания для прекращения трудового договора с указанным работником.

3. ТК РФ трансформирует в нормы настоящей статьи одну из основных гарантий, предоставляемых государственным служащим, которая сводится к необходимости предоставления работнику по окончании службы прежней или равноценной работы. Однако в данном случае нельзя говорить исключительно о трансформации указанной гарантии. В данном случае факт прекращения трудовой деятельности за границей не является фактом прекращения трудовой деятельности в структуре МИД РФ, т.е. фактически работник прекращает лишь один из видов деятельности, при этом действие общего трудового договора сохраняется. В этой связи в качестве прежней или равноценной работы рассматривается работа в структуре данного министерства или подведомственных ему организаций.

Устанавливая данную гарантию, закон предусматривает восстановление работника, направлявшегося на работу в дипломатическое представительство или консульское учреждение, на прежней должности или иной аналогической должности при условии сохранения размера средней заработной платы такого работника по ранее замещаемой им должности. При отсутствии возможности предоставления прежней работы такому лицу может быть предоставлена иная работа или должность, но исключительно с его согласия. По общему правилу, указанное согласие работника должно быть получено в письменной форме, причем оно должно быть выражено активно, а не ограничиваться только подписью кадровой документации.

Одновременно следует заметить, что в силу отсутствия какого-либо специального предписания закона факт выхода на работу работника, ранее осуществлявшего деятельность по данной должности, является основанием для увольнения работника, принятого в порядке его замещения. В этой связи срочный характер трудового договора позволяет представителю работодателя корректировать трудовые взаимоотношения с такими работниками.

Анализ положений комментируемой статьи свидетельствует о том, что закон максимально гарантирует работникам МИД России и его структурных подразделений возможность предоставления им работы в структуре данного органа власти после прекращения деятельности за границей. В то же время следует заметить, что одной из особенностей осуществления деятельности в дипломатических представительствах и консульских учреждениях является неоднократное назначение на работу в указанные учреждения, причем находиться они могут в различных государствах. Таким образом, перемещение работника в данном случае может иметь значительные территориальные границы. Факт неоднократного назначения на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения различных государств свидетельствует о том, что зачастую отсутствует потребность в предоставлении прежней работы, поскольку работник продолжает деятельность за границей.

Консультации и комментарии юристов по ст 338 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 338 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 338 ТК РФ. Трудовой договор с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей

Новая редакция Ст. 338 ТК РФ

С работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть перезаключен на новый срок.

При направлении на работу в представительство Российской Федерации за границей работника, занимающего должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении Российской Федерации, в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей. По окончании работы за границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника — другая работа (должность).

Комментарий к Статье 338 ТК РФ

Трудовой кодекс РФ, в качестве места работы работника, направляемого на работу в представительство РФ за границей, называет представительство РФ за границей. Этим термином обозначаются все виды загранучреждений. Поэтому нормы главы 53 ТК относятся к лицам, работающим не только в дипломатических представительствах, но и в консульских учреждениях РФ, в представительствах федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей.

При направлении в порядке, предусмотренном статьей 337 ТК, на работу за границу, с работниками, если они не являются сотрудниками федеральных органов исполнительной власти или государственных учреждений РФ, заключается срочный трудовой договор. Срок договора не может превышать трех лет, в отличие от общего правила, установленного частью 1 статьи 58 ТК, устанавливающей пятилетний предельный срок трудового договора.

Срочные трудовые договоры с работниками загранучреждений могут перезаключаться на новый срок, но не более трех лет. Перезаключение договора означает его заключение на новый срок без прекращения трудовых отношений. В данном случае продолжение трудовых отношений, вопреки части 4 статьи 58 ТК, после окончания срока договора не превращает его в бессрочный.

Это интересно:  Статья 28.9 КоАП РФ. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

При направлении на работу за границу с работником, занимающим должность в федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении РФ, не заключается новый (срочный) трудовой договор. Чаще всего в уже существующий вносятся дополнения и изменения. В новых условиях договора оговариваются сроки и условия работы за границей. Это, согласно статье 72 ТК, является переводом на другую работу, так как меняются существенные условия договора (место работы, трудовая функция, режим работы, права и обязанности сторон, заработная плата и др.). Такие изменения требуют письменного согласия работника.

По окончании работы за границей работодатель (соответствующий федеральный орган исполнительной власти или государственное учреждение РФ) предоставляет своему штатному работнику прежнюю или равноценную работу (должность). В случае ее отсутствия по согласованию с работником — другую работу (должность). Под равноценной работой (должностью) подразумевается аналогичная по статусу трудовая функция, с таким же уровнем оплаты труда, равными льготами и мерами правовой и социальной защиты.

Работники, направленные на работу за границу на условиях срочного трудового договора, в случае прекращения работы в представительстве в связи с истечением срока должны быть уволены на основании пункта 2 статьи 77 ТК.

Другой комментарий к Ст. 338 Трудового кодекса Российской Федерации

С работниками, не являющимися сотрудниками федеральных органов исполнительной власти или государственных учреждений РФ, при направлении в порядке ст. 337 ТК РФ на работу за границу заключается срочный трудовой договор, причем срок договора не может превышать трех лет (в отличие от общего правила, установленного ч. 1 ст. 58 ТК РФ о пятилетнем предельном сроке трудового договора). Существуют нормативные установления минимального срока трудового договора при направлении на работу за границу. Так, в торговых представительствах РФ за границей трудовые договоры заключаются сроком от одного года до трех лет (п. 13 примерного служебного (трудового) распорядка Торгового представительства Российской Федерации в иностранном государстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18 августа 2006 г. N 240).

Срочные трудовые договоры с работниками загранучреждений могут перезаключаться на новый срок (также не более трех лет). Перезаключение договора означает его заключение на новый срок без прекращения трудовых отношений (без увольнения работника по истечении срока договора). При этом в данном случае вопреки ч. 4 ст. 58 ТК РФ продолжение трудовых отношений после окончания срока договора не превращает его в бессрочный.

2. При направлении на работу за границу работника, занимающего должность в федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении РФ, с ним не заключается новый (срочный) трудовой договор, а вносятся изменения или дополнения в уже существующий. Новые условия договора касаются срока и условий работы за границей. Изменения определенных сторонами условий договора (место работы, трудовая функция, режим работы, права и обязанности сторон, заработная плата и др.) согласно ст. 72 ТК РФ допускаются только по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме.

Права и обязанности сотрудников посольств, консульских учреждений, иных загранучреждений определяются законодательством РФ, нормативными актами МИДа России, должностными инструкциями. Режим работы консульского учреждения устанавливается с учетом местных условий по согласованию с главой дипломатического представительства РФ в государстве пребывания.

3. После окончания работы за границей работодатель (соответствующий федеральный орган исполнительной власти или государственное учреждение РФ) обязан предоставить своему штатному работнику прежнюю или равноценную работу (должность), а при ее отсутствии с согласия работника — другую работу (должность). Равноценная работа (должность) подразумевает аналогичную по статусу трудовую функцию (например, государственную должность той же категории, которую работник замещал до направления на работу за границу), с тем же уровнем оплаты труда, такими же льготами и мерами правовой и социальной защиты.

Работники, направленные на работу за границу на условиях срочного трудового договора, при прекращении работы в представительстве в связи с истечением срока могут быть уволены по п. 2 ст. 77 ТК РФ.

Статья 338 ТК РФ. Трудовой договор с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей

С работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть перезаключен на новый срок.

При направлении на работу в представительство Российской Федерации за границей работника, занимающего должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении Российской Федерации, в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей. По окончании работы за границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника — другая работа (должность).

Комментарии к ст. 338 ТК РФ

1. Если федеральный орган исполнительной власти или государственное учреждение РФ направляет на работу в представительство РФ за границей гражданина РФ, который не состоит в трудовых отношениях с этим федеральным органом или государственным учреждением РФ (не состоит в штате этого органа или учреждения), то с этим гражданином заключается срочный трудовой договор продолжительностью не более 3 лет. По истечении этого срока трудовой договор с работником может быть перезаключен на новый срок, который также не должен превышать 3 лет. Возможность последующего перезаключения договора ТК не ограничена и зависит от усмотрения сторон. Согласно ч. 1 ст. 59 ТК с лицами, направляемыми на работу за границу, заключается срочный трудовой договор.

ТК не содержит гарантий трудоустройства по истечении срока работы в представительстве РФ за границей для работника, который перед направлением его на работу за границей не состоял в трудовых отношениях с федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением РФ.

2. Если федеральный орган исполнительной власти или государственное учреждение РФ направляет на работу в представительство РФ за границей работника, который состоит в трудовых отношениях с этим федеральным органом или государственным учреждением РФ, то в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей. Направление штатного работника на работу за границу в этом случае можно рассматривать как перевод на другую работу, который допускается только с письменного согласия работника (ч. 1 ст. 72.1 ТК). При таком переводе имеет место изменение действующего трудового договора. Перевод в данном случае не следует путать с прекращением трудового договора в порядке перевода, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК, поскольку работодатель по договору не меняется и трудовой договор не требуется прекращать по прежнему месту работы и заключать вновь по новому месту работы.

Срок работы в представительстве РФ за границей устанавливается по соглашению между направляющим на работу за границу федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением РФ и работником и по взаимному согласию сторон может быть продлен.

При этом трудовой договор с таким работником не становится срочным, поскольку по окончании работы за границей этому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника — другая работа (должность). Однако работник в этом случае не вправе требовать предоставления ему прежней или равноценной должности, так как такая работа (должность) может быть ему предоставлена лишь при наличии соответствующей вакансии. Если же такая вакансия отсутствует, то федеральный орган исполнительной власти или государственное учреждение РФ, направившие своего штатного работника на работу в представительство РФ за границей, должны предложить ему другую работу (должность), в том числе вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья.

В трудовой книжке штатного работника, направляемого на работу в представительство РФ за границей, делается ссылка на ст. 72.1 ТК. Если по истечении срока работы за границей штатному работнику предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии — другая работа (должность) в этом же государственном органе (учреждении), то в трудовой книжке также делается ссылка на ст. 72.1 ТК.

3. Согласно ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственные гражданские служащие замещают должности на основе служебного контракта (а не трудового договора).

Однако поскольку в названном Законе не имеется положений, определяющих особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти за границей, то в силу ст. 73 названного Закона к регулированию отношений, возникающих при направлении государственных гражданских служащих на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти за границей, должны применяться нормы трудового законодательства, включая и нормы гл. 53 ТК.

При этом положения ТК о трудовом договоре применительно к государственным гражданским служащим могут рассматриваться в контексте заключаемых с государственными гражданскими служащими служебных контрактов. В связи с этим в актах Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, регламентирующих отношения с работниками, направляемыми на работу за границу, наряду с трудовым договором указывается служебный контракт.

4. Действие гл. 53 ТК не распространяется на дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.

Должности Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ (в иностранном государстве), Постоянного представителя (представителя, постоянного наблюдателя) РФ при международной организации (в иностранном государстве) включены в Сводный перечень государственных должностей РФ, утв. Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32.

При замещении указанных должностей, как и иных государственных должностей РФ, не возникает трудовых или служебных отношений и соответственно не заключается трудовой договор или иной контракт.

Следует также отметить, что разд. 10 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574, предусмотрена должность «Представитель (постоянный представитель) Российской Федерации при международной (межгосударственной, межправительственной) организации», которая считается должностью федеральной государственной гражданской службы при условии замещения ее по служебному контракту. Служебный контракт при назначении на указанную должность заключается в том случае, если назначение производится Правительством РФ.

Так, Постоянный представитель РФ при Международной морской организации и Представитель РФ при Международной организации гражданской авиации назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению Министра транспорта РФ, согласованному с МИД России (п. 2 Указа Президента РФ от 2 мая 2006 г. N 448). Данные лица признаются гражданскими служащими, и с ними заключается служебный контракт.

5. При заключении трудового договора используются также правила, установленные в следующих правовых актах:

Приказе МИД России от 29 марта 2007 г. N 4418 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органов — представительств МИД России на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации»;

Приказе МИД России от 29 марта 2007 г. N 4417 «Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органов — представительств МИД России на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных организациях»;

Приказе МВД России, МИД России и ФСБ России от 6 октября 2006 г. N 785/14133/461 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта и служебного паспорта, являющихся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации»;

Prom-Nadzor.ru

ТК РФ Статья 337 — Статья 341

Статья 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей

Направление работников на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей производится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями Российской Федерации.

Это интересно:  Статья 229 ГК РФ. Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь

Статья 338. Трудовой договор с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей

С работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть перезаключен на новый срок.

При направлении на работу в представительство Российской Федерации за границей работника, занимающего должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении Российской Федерации, в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей. По окончании работы за границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника — другая работа (должность).

Статья 339. Условия труда и отдыха работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей

Условия труда и отдыха работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей, определяются локальными нормативными актами соответствующего представительства и трудовыми договорами, которые не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленным настоящим Кодексом.

Минимальная продолжительность ежегодных дополнительных отпусков и условия их предоставления работникам, работающим в представительствах Российской Федерации за границей в странах с особыми (в том числе климатическими) условиями, а также перечень этих стран устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 340. Гарантии и компенсации работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей

Порядок и условия установления дополнительных гарантий и выплаты компенсаций в связи с переездом к месту работы, а также условия материально-бытового обеспечения и оплаты труда работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом климатических и иных особых условий в стране пребывания.

Статья 341. Основания прекращения работы в представительстве Российской Федерации за границей

Прекращение работы в представительстве Российской Федерации за границей производится в связи с истечением срока, установленного при направлении работника соответствующим федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением Российской Федерации или заключении с ним срочного трудового договора.

Работа в представительстве Российской Федерации за границей может быть прекращена досрочно также в случаях:

1) возникновения чрезвычайной ситуации в стране пребывания;

2) объявления работника персоной нон грата либо получения уведомления от компетентных властей страны пребывания о его неприемлемости в стране пребывания;

3) уменьшения установленной квоты дипломатических или технических работников соответствующего представительства;

4) несоблюдения работником обычаев и законов страны пребывания, а также общепринятых норм поведения и морали;

5) невыполнения работником принятых на себя при заключении трудового договора обязательств по обеспечению соблюдения членами своей семьи законов страны пребывания, общепринятых норм поведения и морали, а также правил проживания, действующих на территории соответствующего представительства;

6) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей, а также режимных требований, с которыми работник был ознакомлен при заключении трудового договора;

7) временной нетрудоспособности продолжительностью свыше двух месяцев подряд или при наличии заболевания, препятствующего работе за границей, в соответствии со списком заболеваний, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При прекращении работы в представительстве Российской Федерации за границей по одному из оснований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, увольнение работников, не состоящих в штате направившего их на работу за границу федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения Российской Федерации, производится в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 77 настоящего Кодекса. Увольнение работников, состоящих в штате указанных органов и учреждений, производится по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статья 338 ТК РФ. Трудовой договор с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей

Трудовой договор (отношения)

с работающим за границей

Трудовым кодексом Российской Федерации установлены специальные требования, которые следует соблюдать работодателям, заключая трудовые договора с отдельными категориями работников. Одной из таких категорий являются работники, направляемые на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей.

О том, какие нюансы необходимо учесть работодателю при заключении трудового договора с указанными работниками, мы и расскажем в этой статье.

Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей определены в главе 53 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Согласно статье 337 ТК РФ направление работников на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями Российской Федерации.

В силу статьи 338 ТК РФ с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, заключается только срочный трудовой договор на срок до трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть перезаключен на новый срок (также на срок до трех лет).

При направлении на работу в представительство Российской Федерации за границей работника, занимающего должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении Российской Федерации, в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей. По окончании работы за границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника – другая работа (должность). При этом равноценной работой считается работа, которая соответствует квалификации работника, занимаемой должности, а также размеру заработной платы по прежней работе.

На основании статьи 339 ТК РФ условия труда и отдыха работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей, определяются трудовыми договорами и локальными нормативными актами соответствующего представительства, которые не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленным ТК РФ.

Минимальная продолжительность ежегодных дополнительных отпусков и условия их предоставления работникам, работающим в представительствах Российской Федерации за границей в странах с особыми (в том числе климатическими) условиями, а также перечень этих стран установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 года № 258 «О минимальной продолжительности ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков и об условиях их предоставления работникам представительств Российской Федерации за границей».

Согласно статье 340 ТК РФ работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей, предоставляются дополнительные гарантии и компенсации. Порядок и условия установления дополнительных гарантий и выплаты компенсаций в связи с переездом к месту работы, а также условия материально-бытового обеспечения и оплаты труда работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом климатических и иных особых условий в стране пребывания.

На сегодняшний день постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 438 (далее – постановление № 438) установлен порядок предоставления дополнительных гарантий сотрудникам дипломатической службы, работающим в иностранных государствах со сложной общественно-политической обстановкой и в государствах, которые находятся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооруженного конфликта. Отметим, что согласно этому постановлению сотруднику дипломатической службы в период работы в иностранном государстве, включенном в перечень государств со сложной общественно-политической обстановкой, утвержденный постановлением № 438, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу в иностранной валюте в размере 20%. При этом стаж государственной гражданской службы Российской Федерации сотрудника дипломатической службы в указанный период исчисляется из расчета 1 день службы за 1,5 дня.

Сотруднику дипломатической службы в период работы в иностранном государстве, включенном в перечень государств, которые находятся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооруженного конфликта, утвержденный постановлением № 438, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу в иностранной валюте в размере 40%. При этом стаж государственной гражданской службы Российской Федерации сотрудника дипломатической службы в указанный период исчисляется из расчета 1 день службы за 2 дня.

Выплата сотрудникам дипломатической службы соответствующей ежемесячной надбавки к должностному окладу в иностранной валюте осуществляется Министерством иностранных дел Российской Федерации в период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 176 «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы», а именно в разделе III Приложения к постановлению указаны должностные оклады работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в представительствах Российской Федерации, представительствах федеральных органов исполнительной власти, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах государственного органа при Министерстве иностранных дел Российской Федерации за рубежом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 года № 911 утверждены Правила предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей (далее – Правила № 911). Заметим, что указанные Правила определяют порядок и условия выплаты компенсаций в связи с переездом к месту работы, а также условия материально-бытового обеспечения работников, направляемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями Российской Федерации на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах), представительства Российской Федерации, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей (далее – представительства).

Согласно пункту 3 Правил № 911 работникам в связи с переездом к месту работы выплачиваются следующие компенсации:

а) подъемное пособие (в рублях – в размере месячного денежного вознаграждения, денежного содержания, заработной платы, тарифной ставки (оклада) и в иностранной валюте – в размере 50% должностного оклада в иностранной валюте).

Подъемное пособие в рублях выплачивается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением Российской Федерации после вступления в силу трудового договора о направлении работника на работу в представительство, а в иностранной валюте – представительством со дня издания соответствующего приказа.

Обратите внимание, что подъемное пособие не выплачивается работникам (гражданам Российской Федерации), принятым на работу в представительстве;

б) суточные за время нахождения в пути следования к месту работы:

– при проезде по территории Российской Федерации – в порядке и размерах, установленных для командирования в пределах Российской Федерации нормативными правовыми актами Российской Федерации;

– при проезде по территории иностранного государства – в порядке и размерах, установленных для краткосрочных командировок на территории иностранного государства нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Членам семьи работника (супруг, супруга, их несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет), выезжающим как вместе с работником, так и отдельно от него, суточные выплачиваются в том же порядке.

Также работникам в связи с переездом к месту работы выплачивается компенсация расходов, включая расходы на переезд членов семьи (пункт 4 Правил № 911):

а) на проезд воздушным и железнодорожным транспортом:

– лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах), и федеральным государственным служащим, замещающим главные государственные должности федеральной государственной службы в представительствах, а также членам их семей при следовании воздушным транспортом – по тарифу 1 класса, железнодорожным транспортом – в размере стоимости проезда в вагоне с 2-местными купе категории «СВ» скорого фирменного поезда;

– федеральным государственным служащим, замещающим ведущие, старшие или младшие государственные должности федеральной государственной службы в представительствах, работникам, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности представительств, работникам представительств, занимающим должности согласно перечню, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 788 «О порядке исчисления и выплаты тарифных ставок (окладов) в рублях работникам представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации», а также членам их семей при следовании воздушным транспортом – по тарифу экономического класса, железнодорожным транспортом – в размере стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда.

Это интересно:  Статья 104 Основ. Применение норм иностранного права

Обратите внимание, что руководители специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации, направляющих работников на работу в представительства, могут разрешать в исключительных случаях оплачивать проездные документы сверх норм, установленных Правилами № 911, но не более чем это предусмотрено для федеральных государственных служащих, замещающих главные государственные должности федеральной государственной службы.

При следовании указанными видами транспорта возмещаются расходы на уплату аэропортовых, страховых и компенсационных сборов;

б) на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок;

в) на провоз не более 80 килограммов багажа как на самого работника, так и на каждого члена семьи независимо от количества багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету на тот вид транспорта, которым следует работник;

г) на уплату сборов за выдачу (получение) и регистрацию служебных заграничных паспортов, за выдачу (получение) виз;

д) в связи с наймом жилого помещения в случае вынужденной задержки в пути следования по территории Российской Федерации (включая пограничные пункты) – в соответствии с нормами, установленными для найма жилого помещения при служебных командировках в пределах Российской Федерации, на основании документов, подтверждающих факт вынужденной задержки в пути;

е) в связи с наймом жилого помещения в случае вынужденной задержки в пути следования по территории иностранного государства – в размере фактических расходов, но не более установленных предельных норм для соответствующей страны (за исключением отдельных категорий работников, в отношении которых разрешено в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возмещение соответствующих затрат в размере фактических расходов независимо от установленных предельных норм), на основании документов, подтверждающих факт вынужденной задержки в пути.

Обратите внимание, что все вышеуказанные расходы возмещаются только при условии представления подтверждающих документов (счетов, квитанций, проездных билетов и другие).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 911 работникам, направляемым на работу в представительства, предоставляется материально – бытовое обеспечение в следующем порядке:

а) выплачиваются со дня вступления в силу трудового договора до дня пересечения границы Российской Федерации денежное вознаграждение, денежное содержание, заработная плата, тарифная ставка (оклад) в рублях, а со дня пересечения границы Российской Федерации наряду с денежным вознаграждением, денежным содержанием, заработной платой, тарифной ставкой (окладом) в рублях – должностной оклад в иностранной валюте и надбавка к должностному окладу в иностранной валюте (при наличии оснований для ее установления).

Порядок и механизм установления материального обеспечения в иностранной валюте, а также порядок исчисления и выплаты денежного вознаграждения, денежного содержания, заработной платы, тарифной ставки (оклада) в рублях указанным работникам устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) за время ежегодного оплачиваемого отпуска сохраняются:

– средняя заработная плата в рублях, исчисленная исходя из фактического заработка в рублях;

– должностной оклад в иностранной валюте и надбавка к должностному окладу в иностранной валюте (при наличии оснований для ее установления);

в) выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», за период временной нетрудоспособности, не превышающий 2 месяцев, выплачиваются также должностной оклад в иностранной валюте и надбавка к должностному окладу в иностранной валюте (при наличии оснований для ее установления);

г) работникам представительств (включая членов их семей) в случае заболевания оплачивается медицинская помощь (кроме стоматологического протезирования), в том числе в случаях, требующих экстренного помещения больного в стационарное лечебное заведение, за исключением родовспоможения и плановых операций;

д) в случае смерти работника членам его семьи выплачивается за счет средств представительства материальная помощь в размере 50% расчетного оклада посла Российской Федерации, и возмещаются расходы, связанные с переездом в Российскую Федерацию, в порядке и на условиях, предусмотренных при прекращении работником работы в представительстве.

В случае смерти работника или члена его семьи расходы по оплате обязательных услуг, связанных с процедурой хранения тела умершего, его перевозки внутри страны, приобретения гроба и транспортировки тела в Российскую Федерацию осуществляются за счет средств представительства.

Социальное пособие на погребение выплачивается в порядке и размерах, установленных статьей 10 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»;

е) предоставляются квартиры с мебелью с оплатой за счет средств представительства по определенным нормам общей площади в зависимости от занимаемой должности (например, для главных государственных должностей федеральной государственной службы, – до 85 кв. метров).

Квартира, оплачиваемая за счет средств представительства, предоставляется только одному из работающих членов семьи.

Руководитель представительства по просьбе работника имеет право предоставить ему квартиру большей площади при условии оплаты работником за счет собственных средств эксплуатационных затрат по излишкам площади, превышающей указанные нормативы.

Коммунальные услуги оплачиваются работниками представительств за счет собственных средств в соответствии с фактическими расходами.

Обратите внимание, что работникам – гражданам Российской Федерации из числа членов семей работников представительства, принятым на работу в представительстве на штатные должности, условия материально – бытового обеспечения устанавливаются в аналогичном порядке.

При прекращении работником работы в представительстве ему и членам его семьи в связи с выездом в Российскую Федерацию выплачиваются компенсации, установленные подпунктом «б» пункта 3 и пунктом 4 Правил № 911 (суточные и расходы на переезд).

Правила № 911 не распространяются на правоотношения, урегулированные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1127 «О порядке выплаты и размере компенсации транспортных расходов сотрудникам дипломатической службы, направляемым на работу в дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях» (далее – постановление № 1127).

Постановлением № 1127 предусмотрено, что сотрудникам дипломатической службы, направляемым на работу в дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, компенсируются:

– транспортные расходы, связанные с выездом в государство пребывания и возвращением в Российскую Федерацию по окончании работы в загранучреждении;

– транспортные расходы, связанные с поездкой в Российскую Федерацию и обратно в связи со смертью члена семьи, совершеннолетних детей или близких родственников (матери, отца, брата, сестры).

Компенсация сотрудникам дипломатической службы транспортных расходов, связанных с выездом в государство пребывания и возвращением в Российскую Федерацию по окончании работы в загранучреждении, согласно пункту 2 постановления № 1127 осуществляется в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами:

а) при проезде воздушным и железнодорожным транспортом:

– сотрудникам дипломатической службы, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей, а также членам их семей при следовании:

воздушным транспортом – не выше стоимости проезда по тарифу 1-го класса;

железнодорожным транспортом – не выше стоимости проезда в вагоне с 2-местными купе категории «СВ» скорого фирменного поезда;

– сотрудникам дипломатической службы, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, относящиеся к ведущей, старшей или младшей группам должностей, а также членам их семей при следовании:

воздушным транспортом – не выше стоимости проезда в салоне экономического класса;

железнодорожным транспортом – не выше стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда.

При следовании указанными видами транспорта возмещаются расходы на уплату аэропортовых, страховых и компенсационных сборов;

б) при проезде в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок;

в) при провозе не более 500 килограммов багажа на семью вне зависимости от нормы бесплатного провоза багажа, установленной перевозчиком для провоза по билету на тот вид транспорта, которым следует сотрудник дипломатической службы и члены его семьи;

г) при провозе багажа сотрудником дипломатической службы, выезжающим на работу без членов семьи, вне зависимости от нормы бесплатного провоза багажа, установленной перевозчиком для провоза по билету на тот вид транспорта, которым следует сотрудник дипломатической службы, при следовании:

– воздушным транспортом – не выше стоимости провоза 8 мест багажа, соответствующих установленным перевозчиком нормам бесплатного провоза багажа в классе обслуживания, указанном в подпункте «а» пункта 2 постановления № 1127;

– железнодорожным транспортом – не выше стоимости провоза багажа, принимаемого к перевозке по билету.

Компенсация транспортных расходов, связанных с поездкой сотрудников дипломатической службы в Российскую Федерацию и обратно в связи со смертью члена семьи, совершеннолетних детей или близких родственников (матери, отца, брата, сестры), осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 постановления № 1127.

Обратите внимание, что компенсация вышеперечисленных транспортных расходов осуществляется не позднее 3 месяцев со дня подачи сотрудником дипломатической службы заявления при условии представления подтверждающих документов (счетов, квитанций, проездных билетов, копии свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родство с умершим и др.). На это указывает пункт 4 постановления № 1127.

Следует отметить, что основания прекращения работы в представительстве Российской Федерации за границей указаны в статье 341 ТК РФ.

Так, прекращение трудового договора с работниками представительств Российской Федерации за границей допускается в следующих случаях:

– в связи с истечением срока, установленного при направлении работника соответствующим федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением Российской Федерации или заключении с ним срочного трудового договора;

– при возникновении чрезвычайной ситуации в стране пребывания;

– при объявлении работника персоной нон грата либо при получении уведомления от компетентных властей страны пребывания о его неприемлемости в стране пребывания;

– при уменьшении установленной квоты дипломатических или технических работников соответствующего представительства;

– при несоблюдении работником обычаев и законов страны пребывания, а также общепринятых норм поведения и морали;

– при невыполнении работником принятых на себя при заключении трудового договора обязательств по обеспечению соблюдения членами своей семьи законов страны пребывания, общепринятых норм поведения и морали, а также правил проживания, действующих на территории соответствующего представительства;

– при однократном грубом нарушении трудовых обязанностей, а также режимных требований, с которыми работник был ознакомлен при заключении трудового договора;

– при временной нетрудоспособности продолжительностью свыше двух месяцев подряд или при наличии заболевания, препятствующего работе за границей, в соответствии со списком заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2003 года № 208 «Об утверждении списка заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей».

Обратите внимание, что при прекращении работы в представительстве Российской Федерации за границей по одному из перечисленных выше оснований (кроме первого) увольнение работников, состоящих в штате федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения Российской Федерации, осуществляется в порядке, предусмотренном ТК РФ и иными федеральными законами. Увольнение работников, не состоящих в штате указанных органов и учреждений, осуществляется по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Статья написана по материалам сайтов: otkrf.ru, tkodeksrf.ru, xn--80aafg4awbfege9o.xn--p1ai, prom-nadzor.ru, xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector