+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 5.14 КоАП РФ. Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму

Умышленное уничтожение или повреждение информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, либо агитационного материала, размещенного в соответствии с законом, вывешенного на здании, сооружении или ином объекте в период избирательной кампании, кампании референдума, либо нанесение надписей или изображений на такой материал —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Содержание

Комментарии к ст. 5.14 КОАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), законами субъектов РФ.

2. Законодательство определяет общий порядок и правила проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и, в частности, порядок распространения агитационных печатных материалов.

Под агитационными печатными материалами понимаются материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума (портреты кандидатов в депутаты или на выборную должность, плакаты с их биографиями и предвыборными программами, листовки, призывающие голосовать за кандидата, и другие подобные агитационные печатные материалы).

Под информационными печатными материалами понимаются печатные материалы избирательных комиссий (комиссий референдума) без указанных выше признаков агитации, призванные довести до сведения граждан информацию о сроках, порядке проведения выборов или референдума, об избирательных правах граждан и т.д. Сведения о кандидатах и политических партиях могут публиковать в информационных печатных материалах, кроме избирательных комиссий (комиссий референдума), и иные органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.

3. Агитационные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца указанных объектов. Кроме того, агитационные печатные материалы могут вывешиваться или расклеиваться на выделенных для этой цели местной администрацией специальных местах. Запрещается вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательной комиссии, в помещении для голосования и ближе 50 метров от входа в них.

После окончания установленного законом агитационного периода агитационные печатные материалы, ранее вывешенные с соблюдением указанных выше правил, сохраняются на прежних местах.

4. Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, связанных с уничтожением или повреждением информационных или агитационных печатных материалов, а равно нанесением на них надписей или изображений какого бы то ни было смыслового назначения. Действия, влекущие наступление ответственности по данной статье, относятся только к вывешенным в разрешенных местах информационным и агитационным печатным материалам, поэтому нельзя считать правонарушением уничтожение или повреждение этих материалов, вывешенных на зданиях и сооружениях без согласия собственника или владельца этих объектов, а также вывешенных в местах, где это запрещено.

5. Субъектом данного правонарушения является любое физическое лицо — как гражданин, так и должностное лицо. Данное правонарушение может быть совершено только умышленно.

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму

Умышленное уничтожение или повреждение информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, либо агитационного материала, размещенного в соответствии с законом, вывешенного на здании, сооружении или ином объекте в период избирательной кампании, кампании референдума, либо нанесение надписей или изображений на такой материал —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Комментарий к Ст. 5.14 КоАП РФ

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Отношения по информированию избирателей и проведению предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) являются родовым объектом данного правонарушения. Непосредственный объект — установленные законом правила, запрещающие уничтожение или повреждение печатных информационных и агитационных материалов, распространяемых в период избирательной кампании (кампании референдума).

Основные требования и условия выпуска и распространения печатных материалов в рамках информирования избирателей и агитации на выборах (референдуме) нормативно сформулированы в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ.

Информационные печатные материалы (не содержащие признаков агитации) о ходе подготовки и проведения выборов (референдума), о сроках и порядке совершения избирательных (референдумных) действий, о законодательстве, о кандидатах, об избирательных объединениях и т.п. исходят главным образом от избирательных комиссий (п. 3 ст. 45 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Они могут быть уничтожены или повреждены, если размещаются на улицах и площадях в виде плакатов, стендов, растяжек и т.п.

Состав комментируемой статьи могут составлять также действия по уничтожению или повреждению информационных материалов, размещаемых на избирательных участках и в помещении для голосования. В частности, это касается информационного стенда с информацией о кандидатах, списках кандидатов (биографические данные, кем выдвинут, сведения о доходах и т.п.), об избирательных объединениях, внесенных в бюллетень, о вопросах референдума и др., который оборудует участковая избирательная комиссия (комиссия референдума).

Агитационные печатные материалы, предназначенные для массового распространения и обнародования в период избирательной кампании (кампании референдума) — это чаще всего листовки, плакаты, перетяжки и т.п. материалы, выполненные на бумажном или ином носителе.

По общему правилу, печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов (за исключением специально отведенных для этого мест). Кроме того, такие печатные материалы могут вывешиваться или расклеиваться на выделенных для этой цели органами местного самоуправления (местными администрациями) специальных местах (п. п. 7, 8 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

По окончании установленного законом агитационного периода агитационные печатные материалы, ранее размещенные с соблюдением указанных выше правил, могут сохраняться на прежних местах (п. 4 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Поэтому их уничтожение или повреждение, например, в день голосования или в предшествующий ему день также может влечь административную ответственность.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, приводящих к уничтожению либо к повреждению информационных или агитационных печатных материалов, а равно в нанесении на них надписей или изображений какого бы то ни было содержания и смысла.

Это интересно:  Статья 3.14 КоАП РФ. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения

Уничтожение информационных или агитационных материалов имеет место тогда, когда материал приходит в полную негодность, что может быть в результате, например, сжигания, разрывания на мелкие куски и фрагменты, превращения в бумажную крошку и т.п.). Повреждение материалов может быть произведено, например, путем заклеивания или срывания половины плаката, разреза рекламной перетяжки и т.п.

Что касается нанесения надписей или изображений на информационные и агитационные печатные материалы, то состав административного правонарушения образуют лишь такие из них (рисунки, текстовые дописки, дорисовки и иные дополнения и т.п.), которые носят оскорбительный, хулиганский, экстремистский и т.п. характер. Если будет иметь место нанесение на указанные печатные материалы нацистской атрибутики или символики, то подобные действия могут влечь административную ответственность по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.

Правонарушающие действия, влекущие наступление ответственности по данной статье, относятся только к информационным и агитационным печатным материалам, вывешенным в соответствии с законом. Уничтожение или повреждение материалов, вывешенных на зданиях и сооружениях без согласия собственника или владельца этих объектов, а также вывешенных в иных местах, где это законом запрещено, состава правонарушения не образуют.

Оконченным правонарушение считается с момента совершения любых из вышеупомянутых действий.

3. Субъектом этого правонарушения может являться любое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, или должностное лицо (если правонарушающие действия были совершены по его распоряжению).

Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется лишь умышленной виной в форме прямого умысла (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Статья 5.14 КоАП РФ. Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму

Текущая редакция ст. 5.14 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

(Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ.

Умышленное уничтожение или повреждение информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, либо агитационного материала, размещенного в соответствии с законом, вывешенного на здании, сооружении или ином объекте в период избирательной кампании, кампании референдума, либо нанесение надписей или изображений на такой материал —
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 5.14 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), законами субъектов РФ.

2. Законодательство определяет общий порядок и правила проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и, в частности, порядок распространения агитационных печатных материалов.

Под агитационными печатными материалами понимаются материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума (портреты кандидатов в депутаты или на выборную должность, плакаты с их биографиями и предвыборными программами, листовки, призывающие голосовать за кандидата, и другие подобные агитационные печатные материалы).

Под информационными печатными материалами понимаются печатные материалы избирательных комиссий (комиссий референдума) без указанных выше признаков агитации, призванные довести до сведения граждан информацию о сроках, порядке проведения выборов или референдума, об избирательных правах граждан и т.д. Сведения о кандидатах и политических партиях могут публиковать в информационных печатных материалах, кроме избирательных комиссий (комиссий референдума), и иные органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.

3. Агитационные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца указанных объектов. Кроме того, агитационные печатные материалы могут вывешиваться или расклеиваться на выделенных для этой цели местной администрацией специальных местах. Запрещается вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательной комиссии, в помещении для голосования и ближе 50 метров от входа в них.

После окончания установленного законом агитационного периода агитационные печатные материалы, ранее вывешенные с соблюдением указанных выше правил, сохраняются на прежних местах.

4. Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, связанных с уничтожением или повреждением информационных или агитационных печатных материалов, а равно нанесением на них надписей или изображений какого бы то ни было смыслового назначения. Действия, влекущие наступление ответственности по данной статье, относятся только к вывешенным в разрешенных местах информационным и агитационным печатным материалам, поэтому нельзя считать правонарушением уничтожение или повреждение этих материалов, вывешенных на зданиях и сооружениях без согласия собственника или владельца этих объектов, а также вывешенных в местах, где это запрещено.

5. Субъектом данного правонарушения является любое физическое лицо — как гражданин, так и должностное лицо. Данное правонарушение может быть совершено только умышленно.

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 5.14 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 5.14 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму

(Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ.

Умышленное уничтожение или повреждение информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, либо агитационного материала, размещенного в соответствии с законом, вывешенного на здании, сооружении или ином объекте в период избирательной кампании, кампании референдума, либо нанесение надписей или изображений на такой материал —
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 5.14 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Отношения по информированию избирателей и проведению предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) являются родовым объектом данного правонарушения. Непосредственный объект — установленные законом правила, запрещающие уничтожение или повреждение печатных информационных и агитационных материалов, распространяемых в период избирательной кампании (кампании референдума).

Основные требования и условия выпуска и распространения печатных материалов в рамках информирования избирателей и агитации на выборах (референдуме) нормативно сформулированы в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ.

Информационные печатные материалы (не содержащие признаков агитации) о ходе подготовки и проведения выборов (референдума), о сроках и порядке совершения избирательных (референдумных) действий, о законодательстве, о кандидатах, об избирательных объединениях и т.п. исходят главным образом от избирательных комиссий (п. 3 ст. 45 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Они могут быть уничтожены или повреждены, если размещаются на улицах и площадях в виде плакатов, стендов, растяжек и т.п.

Это интересно:  Статья 169 ТК РФ. Возмещение расходов при переезде на работу в другую местность

Состав комментируемой статьи могут составлять также действия по уничтожению или повреждению информационных материалов, размещаемых на избирательных участках и в помещении для голосования. В частности, это касается информационного стенда с информацией о кандидатах, списках кандидатов (биографические данные, кем выдвинут, сведения о доходах и т.п.), об избирательных объединениях, внесенных в бюллетень, о вопросах референдума и др., который оборудует участковая избирательная комиссия (комиссия референдума).

Агитационные печатные материалы, предназначенные для массового распространения и обнародования в период избирательной кампании (кампании референдума) — это чаще всего листовки, плакаты, перетяжки и т.п. материалы, выполненные на бумажном или ином носителе.

По общему правилу, печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов (за исключением специально отведенных для этого мест). Кроме того, такие печатные материалы могут вывешиваться или расклеиваться на выделенных для этой цели органами местного самоуправления (местными администрациями) специальных местах (п. п. 7, 8 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

По окончании установленного законом агитационного периода агитационные печатные материалы, ранее размещенные с соблюдением указанных выше правил, могут сохраняться на прежних местах (п. 4 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Поэтому их уничтожение или повреждение, например, в день голосования или в предшествующий ему день также может влечь административную ответственность.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, приводящих к уничтожению либо к повреждению информационных или агитационных печатных материалов, а равно в нанесении на них надписей или изображений какого бы то ни было содержания и смысла.

Уничтожение информационных или агитационных материалов имеет место тогда, когда материал приходит в полную негодность, что может быть в результате, например, сжигания, разрывания на мелкие куски и фрагменты, превращения в бумажную крошку и т.п.). Повреждение материалов может быть произведено, например, путем заклеивания или срывания половины плаката, разреза рекламной перетяжки и т.п.

Что касается нанесения надписей или изображений на информационные и агитационные печатные материалы, то состав административного правонарушения образуют лишь такие из них (рисунки, текстовые дописки, дорисовки и иные дополнения и т.п.), которые носят оскорбительный, хулиганский, экстремистский и т.п. характер. Если будет иметь место нанесение на указанные печатные материалы нацистской атрибутики или символики, то подобные действия могут влечь административную ответственность по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.

Правонарушающие действия, влекущие наступление ответственности по данной статье, относятся только к информационным и агитационным печатным материалам, вывешенным в соответствии с законом. Уничтожение или повреждение материалов, вывешенных на зданиях и сооружениях без согласия собственника или владельца этих объектов, а также вывешенных в иных местах, где это законом запрещено, состава правонарушения не образуют.

Оконченным правонарушение считается с момента совершения любых из вышеупомянутых действий.

3. Субъектом этого правонарушения может являться любое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, или должностное лицо (если правонарушающие действия были совершены по его распоряжению).

Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется лишь умышленной виной в форме прямого умысла (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Другой комментарий к статье 5.14 КоАП РФ

Под агитационными печатными материалами понимаются материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума.

Под информационными печатными материалами понимаются печатные материалы избирательных комиссий (комиссий референдума), призванные довести до сведения граждан информацию о сроках, порядке проведения выборов или референдума, об избирательных правах граждан и т.д.

Об условиях распространения информационных либо агитационных печатных материалов см. в комм. к ст. 5.10.

Правонарушение может быть совершено путем совершения действий и только умышленно.

Административная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — В. В. Игнатенко,

Текст научной работы на тему «Административная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму»

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1. Федеральный закон Российской Федерации от 4 июля 2003 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29. Ст. 2950.

3. Елисеева Т. Н. Уголовно-правовая охрана избирательных прав граждан Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2004. С. 190.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УМЫШЛЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ ПЕЧАТНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ВЫБОРАМ, РЕФЕРЕНДУМУ

В.В. Игнатенко, доктор юридических наук, профессор

Административная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам и референдуму, предусмотрена ст. 5.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются урегулированные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации общественные отношения, связанные с предвыборной агитацией, агитацией по вопросам референдума, а также информированием избирателей и участников референдума.

Общественная вредность этого административного правонарушения выражается в том, что таким противоправным поведением сознательно осложняется проведение агитации в пользу того или иного кандидата, а также нарушаются информационные права избирателей, участников референдума.

Предметом административного правонарушения выступают печатные материалы, относящиеся к выборам и референдуму (информационные и агитационные печатные материалы). Под печатными материалами, относящимися к выборам и референдуму, понимаются растиражированные типографским способом (печатанием или тиснением) в каком-либо количестве идентичных экземпляров произведения письменности и (или) изоискусства, направленные на информирование участников выборов (референдума) либо содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, и предназначенные для массового

распространения и обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума. К таким печатным материалам относятся, в частности: портреты кандидатов в депутаты или на выборные должности; плакаты с биографиями кандидатов; агитационные листовки. Печатные материалы могут быть изготовлены на типографских печатных станках, принтерах, ризографах, ксероксах, а также с использованием другого оборудования. При этом может применяться любой технологический вид печати — офсетная, высокая, трафаретная и др.

Информационные и агитационные печатные материалы признаются предметом административного правонарушения при условии их вывешивания на зданиях, сооружениях или иных объектах.

Порядок вывешивания печатных материалов, относящихся к выборам или референдуму, определен федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 8 ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационные печатные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия собственников или владельцев указанных объектов.

Это интересно:  Статья 201.6 закона о банкротстве

Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, пре-

вышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов, о регистрации инициативной группы по проведению референдума, производится на равных условиях для всех кандидатов и избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Запрещается вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях избирательных комиссий и комиссий референдума, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. Органы местного самоуправления по предложению избирательных комиссий, комиссий референдума обязаны предусмотреть на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов.

Зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям должны быть обеспечены равные условия для вывешивания таких материалов. Сроки и порядок организации указанных мест устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

При квалификации анализируемого административного правонарушения следует учитывать, что вывешивание информационных и агитационных печатных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах допускается только с согласия собственника или иного владельца этих объектов. Не могут расцениваться в качестве противоправных действия собственника здания, который сорвал со своего здания агитационные и иные материалы, размещенные без его согласия.

С объективной стороны административное правонарушение может совершаться в форме уничтожения и (или) повреждения вы-

вешенных информационных или агитационных печатных материалов, а также их порчи путем нанесения на них надписей или изображений.

Уничтожение означает такое внешнее воздействие на печатные материалы, в результате которого они прекращают свое физическое существование либо приводятся в полную непригодность для использования по целевому назначению. Например, срыв и разрывание плаката, сожжение вывешенного плаката, обезображивание плаката кислотой, заливание плаката краской и др. При уничтожении печатные материалы не могут быть восстановлены путем реставрации.

Повреждение выражается в таком внешнем воздействии на печатные материалы, при котором они качественно ухудшаются, но могут быть восстановлены (отреставрированы). Например, отрыв небольшой части плаката, когда возможно склеивание частей плаката.

Порча совершается без физического повреждения печатного материала путем нанесения на него надписей или изображений.

Как прямо указано в тексте ст. 5.14 КоАП РФ, административное правонарушение может быть совершено только умышленно. Неосторожное уничтожение или повреждение информационных и агитационных печатных материалов не может влечь административную ответственность по данной статье.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.

Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Дела о правонарушениях рассматриваются мировыми судьями, а если по ним проводилось административное расследование, — судьями районных судов (ст. 23.1 КоАП РФ).

Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам и референдуму, влечет наложение на виновных лиц административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРКТИКИ

В данном разделе журнала публикуется обзор судебных дел о подкупе избирателей. Как известно, подкуп избирателей находится в ряду самых серьезных электоральных деликтов. Это неправомерное деяние посягает на свободу волеизъявления избирателей и нарушает фундаментальные принципы избирательного права. В этой связи юридически грамотная квалификация подкупа избирателей является непременным условием наказания виновных лиц и эффективной борьбы с этим общественно опасным правонарушением.

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О ПОДКУПЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

1. Действия кандидатов как подкуп избирателей или незаконная благотворительная деятельность могут быть квалифицированы лишь при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись по отношению к избирателям под условием голосования «за» или «против» конкретного депутата либо ставились в зависимость от результатов выборов. (См.: определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2005 г. по делу № 48-Г05-27).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании от 24 декабря 2005 г. гражданское дело по кассационной жалобе И. на решение Челябинского областного суда от 13 декабря 2005 г., которым И. отказано в удовлетворении заявления об отмене регистрации В.

По данному делу Судебная коллегия установила следующее.

Кандидат в депутаты Законодательного собрания Челябинской области И. обратился в Челябинский областной суд с заявлением о злоупотреблении правом на проведение предвыборной агитации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Челябинской области, и просил отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного собрания Челябинской области В.

В обоснование своих требований И. указал на нарушение со стороны кандидата в депутаты В. п. 2 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав) и подп. 4 п. 5 ст. 60 Закона Челябинской

В судебном заседании представитель кандидата в депутаты И. — Грубенко Ю.В., действующая по доверенности, поддержала заявленные им требования, уточнила их и указала в качестве основания для отмены регистрации кандидата в депутаты В. нарушение им требований пп. 2 и 5 ст. 48, п. 2 ст. 56 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и подп. 3, 4, 5 ст. 60 Закона Челябинской области «О выборах депутатов Законодательного собрания Челябинской области», выразившееся в организации и проведении бесплатных культурно-массовых мероприятий, на которых он призывал зрителей проголосовать на выборах за его кандидатуру, пообещав, что будет защищать интересы простых людей.

Решением Челябинского областного суда от 13 декабря 2005 г. И. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе И. поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным, воздействие на избирателей с целью принуждения к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление не допускается.

В соответствии с подп. «г» п. 5 ст. 76 Федерального закона об основных гарантиях

Статья написана по материалам сайтов: rulaws.ru, stkoaprf.ru, okoaprf.ru, koaprf24.ru, cyberleninka.ru.


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector