Статья 68 Основ. Прекращение мер к охране наследственного имущества

Статья 68. Прекращение мер к охране наследственного имущества

Комментарий к статье 68

1. Упоминаемые в комментируемой статье сроки предусмотрены п. 4 ст. 1171 ГК РФ: обязанность нотариуса по принятию мер к охране наследства существует только в течение срока для принятия наследства (т.е. в течение шести месяцев — п. 1 ст. 1154 ГК РФ), а в случае, когда право наследовать возникает у наследника в результате отпадения другого наследника или в результате наследственной трансмиссии, — не более чем в течение девяти месяцев со дня открытия наследства.
По истечении указанного срока осуществление мер по охране наследства должно быть прекращено, и наследники должны вступить во владение имуществом.
2. Уведомление наследников о прекращении мер к охране наследства необходимо для защиты их прав. Поэтому уведомление является обязанностью нотариуса.
За какой срок до прекращения мер следует известить наследников? Ответ зависит от конкретных обстоятельств и определяется целью уведомления: наследники должны иметь возможность подготовиться к принятию имущества.
Необходимо уведомить всех наследников, права которых могут быть затронуты прекращением мер к охране наследства.
3. Если наследство выморочное, то информация должна быть представлена налоговому органу. До принятия специального закона о порядке наследования и учета выморочного имущества (п. 3 ст. 1151 ГК РФ) действует Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683. Согласно Положению обязанности по учету выморочного имущества возложены на налоговые органы. Налоговые органы, как указано в письме Федеральной налоговой службы РФ от 4 декабря 2008 г. N ШС-6-3/892, при осуществлении работы с выморочным имуществом руководствуются указанным Положением и изданной на его основе Инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов». Кроме того, учет, оценка и реализация имущества, перешедшего по праву наследования к государству, возложены на налоговые органы действующим до настоящего времени Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. N 340.
4. Вопрос о судьбе договора хранения в случае, если наследники не являются для принятия имущества, в законе не урегулирован. Этот пробел мешает достижению цели принятия мер по охране наследства.
Рассмотрим пример. Срок действия договора прекращается в день истечения шестимесячного срока, установленного для принятия наследства. По истечении срока договора поклажедатель обязан забрать вещи у хранителя (п. 1 ст. 899 ГК РФ). Наследник за имуществом не явился (неважно, по уважительной причине или нет). Нотариус не имеет права забрать имущество, но при этом обязан прекратить осуществление мер по охране наследства. Между тем, после того как наступила обязанность поклажедателя взять вещи обратно, хранитель отвечает за утрату или повреждение вещей лишь при наличии с его стороны умысла или грубой неосторожности (ст. 901 ГК РФ). Это увеличивает риск утраты имущества.
De lege ferenda эффективным может быть решение, предложенное разработчиками проекта федерального закона о нотариате (2013 г.): «В договоре хранения срок хранения определяется до востребования вещей наследниками по предъявлении ими соответствующего свидетельства о праве на наследство».

Статья 68 Основ. Прекращение мер к охране наследственного имущества

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (далее — реестр нотариусов), ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (далее — федеральный орган юстиции) в порядке, им установленном. Сведения, содержащиеся в реестре нотариусов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, носят открытый характер и размещаются на официальном сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В течение двух рабочих дней после дня обращения лица, внесенного в реестр нотариусов, по просьбе этого лица территориальный орган федерального органа юстиции (далее — территориальный орган юстиции) выдает ему выписку из реестра нотариусов, содержащую сведения о сдаче им квалификационного экзамена и (или) о назначении его на должность нотариуса.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции.
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.
Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

СТАТЬЯ 2. Нотариус в Российской Федерации

Нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации:
1) получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;
2) имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет;
3) достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет;

РЕФЕРЕНТ: Положения пункта 3 части первой статьи 2 в части установления для нотариуса возрастного предела в семьдесят пять лет применяются по истечении тридцати дней после дня вступления в силу утвержденных Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой порядка и сроков сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность (пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

4) сдавший квалификационный экзамен.
Нотариусом в Российской Федерации не может быть лицо:
1) имеющее гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
2) признанное недееспособным или ограниченное в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;
3) состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
4) осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление;
5) представившее подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность нотариуса;
6) ранее освобожденное от полномочий нотариуса на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным настоящими Основами, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинарных проступков или нарушением законодательства (за исключением случаев сложения нотариусом полномочий в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья).
При совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого он осуществляет нотариальную деятельность.

СТАТЬЯ 3. — Утратила силу.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

СТАТЬЯ 3.1. Квалификационный экзамен

Нотариальной деятельностью в соответствии с настоящими Основами вправе заниматься гражданин Российской Федерации, сдавший квалификационный экзамен. Данное требование не распространяется на должностных лиц, указанных в частях четвертой и пятой статьи 1 настоящих Основ.
Решение о допуске к квалификационному экзамену лиц, желающих сдать квалификационный экзамен, принимается в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой, квалификационной комиссией, образуемой и осуществляющей свою деятельность в соответствии со статьей 4 настоящих Основ.
К квалификационному экзамену допускаются лица, прошедшие стажировку в соответствии с требованиями статьи 19 настоящих Основ.
Квалификационный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов сдачи квалификационного экзамена.
(в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
Требования к автоматизированной информационной системе проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Федеральной нотариальной палатой по согласованию с федеральным органом юстиции.
Автоматизированная информационная система проведения квалификационных экзаменов является составной частью единой информационной системы нотариата и включает в себя:
1) удаленные автоматизированные рабочие места для сдачи квалификационных экзаменов;
2) центр обработки тестовых заданий и сопровождения квалификационных экзаменов (далее — центр обработки).
Организация работ по проектированию и внедрению автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов осуществляется Федеральной нотариальной палатой и включает в себя:
1) разработку специального программного обеспечения проведения квалификационного экзамена на удаленных автоматизированных рабочих местах в режиме реального времени с применением сетей связи общего пользования, предусматривающего систему хранения и генерации набора тестовых заданий для каждого претендента на оборудовании центра обработки;
2) консультирование квалификационных комиссий по вопросам использования специального программного обеспечения, его внедрение и сопровождение.
Перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов и которые подлежат размещению на сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сайте Федеральной нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», порядок проведения квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов утверждаются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ)
Сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, вносятся в реестр нотариусов в течение десяти рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением сдачи квалификационного экзамена.
Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, но не приступившее к работе в должности помощника нотариуса, или к замещению временно отсутствующего нотариуса, или не назначенное на должность нотариуса в течение трех лет с момента сдачи экзамена либо имеющее перерыв свыше пяти лет в работе в должности нотариуса (после сложения полномочий), помощника нотариуса или в замещении временно отсутствующего нотариуса, допускается к конкурсу на должность нотариуса, к работе в должности помощника нотариуса или к замещению временно отсутствующего нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена.

Это интересно:  Статья 1203 ГК РФ. Личный закон иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву

СТАТЬЯ 4. Квалификационная и апелляционная комиссии

Для организации квалификационного экзамена при территориальном органе юстиции образуется квалификационная комиссия.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
В состав квалификационной комиссии входят представители территориального органа юстиции, представители научного сообщества, кандидатуры которых представлены Федеральной нотариальной палатой, и нотариусы, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее чем десять лет. Представители федерального органа юстиции вправе принимать участие в работе квалификационной комиссии.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию.
Апелляционная комиссия образуется при федеральном органе юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Апелляционная комиссия при рассмотрении жалоб истребует из квалификационной комиссии все необходимые материалы. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения.
Положения о квалификационной и апелляционной комиссиях утверждаются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.
Законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

СТАТЬЯ 5. Гарантии нотариальной деятельности

Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия, если иное не установлено настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с государственной регистрацией и по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном частью пятой статьи 34.4 настоящих Основ, и нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями. Справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения направляются в налоговый орган в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(в ред. Федеральных законов от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ, от 03.07.2016 N 332-ФЗ)
При совершении нотариальных действий согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных для совершения нотариальных действий не требуется.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

СТАТЬЯ 6. Ограничения в деятельности нотариуса

Нотариус не вправе:
заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

СТАТЬЯ 6.1. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации

Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации устанавливает требования к профессиональной этике нотариуса и лица, его замещающего, а также основания возникновения дисциплинарной ответственности нотариуса, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности и меры дисциплинарной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего.
Дисциплинарная ответственность нотариуса устанавливается только за виновные действия, приведшие к нарушению требований, установленных Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.
Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации принимается собранием представителей нотариальных палат и по принятии утверждается федеральным органом юстиции.
Решение о привлечении нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего, к дисциплинарной ответственности принимается нотариальной палатой субъекта Российской Федерации и может быть обжаловано в суд.

СТАТЬЯ 7. Государственные нотариальные конторы

Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальным органом.

СТАТЬЯ 8. Нотариус, занимающийся частной практикой

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ )
Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

СТАТЬЯ 9. Нотариальное делопроизводство

Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, — в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ )

СТАТЬЯ 10. Язык нотариального делопроизводства

Нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.

СТАТЬЯ 11. Личная печать, штампы и бланки нотариуса. Электронная подпись нотариуса

Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.
Для совершения нотариальных действий с электронными документами и передачи сведений в единую информационную систему нотариата нотариус использует усиленную квалифицированную электронную подпись (далее — квалифицированная электронная подпись), созданную в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

СТАТЬЯ 11.1. Государственная поддержка нотариата

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и нотариальные палаты имеют право на заключение договоров аренды, а равно и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях осуществления нотариальной деятельности (в том числе для хранения архива нотариальных документов) или размещения нотариальной палаты, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
При возмездном отчуждении из государственной или муниципальной собственности помещения нотариус или нотариальная палата имеет преимущественное право на приобретение такого имущества в целях осуществления нотариальной деятельности (в том числе для хранения архива нотариально оформленных документов) либо размещения нотариальной палаты по цене, равной его рыночной стоимости и определенной в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», без проведения конкурса или аукциона.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Данное преимущественное право может быть реализовано при одновременном соблюдении следующих условий:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
1) нотариусом ранее не реализовано данное преимущественное право в отношении иного недвижимого имущества, а нотариальной палатой данное преимущественное право не реализовывалось в течение пяти лет со дня его реализации ранее;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
2) приобретаемое имущество находится в пределах нотариального округа, в котором нотариус назначен на должность;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
3) приобретаемое имущество свободно от прав третьих лиц;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
4) приобретаемое имущество не является имуществом, которое ограничено в обороте.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
Нотариус, нотариальная палата имеют право обратиться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее — уполномоченный орган), с заявлением о приобретении объекта недвижимого имущества, приватизация которого осуществляется путем его продажи на аукционе или на конкурсе.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
По заявлению нотариуса, нотариальной палаты о возможности предоставления такого объекта недвижимого имущества уполномоченный орган в течение тридцати дней принимает одно из следующих решений:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
1) о возможности предоставления такого объекта недвижимого имущества и о направлении предложения о заключении договора купли- продажи государственного или муниципального имущества;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
2) об отказе в предоставлении такого объекта недвижимого имущества в связи с несоблюдением условий части третьей настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
В случае согласия нотариуса, нотариальной палаты с предложением о заключении договора купли-продажи такого объекта недвижимого имущества этот договор должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения нотариусом, нотариальной палатой предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи недвижимого имущества.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
Договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества, должен содержать в качестве существенного условия обременение приватизируемого объекта недвижимого имущества обязанностью использовать его в соответствии с целями, указанными в части второй настоящей статьи, в течение пяти лет с момента его приватизации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
В период приостановления полномочий нотариуса в соответствии со статьей 14.1 настоящих Основ преимущественное право не может быть реализовано.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
Уступка другому нотариусу преимущественного права на приобретение недвижимого имущества не допускается.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
Сделки по приватизации государственного или муниципального имущества и иные сделки, направленные на возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества и совершенные с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о приватизации, ничтожны.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

Это интересно:  Статья 325 АПК РФ. Поворот исполнения судебного акта

Принятие мер к охране наследственного имущества

Общие положения об охране наследственного имущества

Понятие охраны наследственного имущества. Под охраной наследственного имущества следует понимать принятие мер по обеспечению сохранности имущества с целью исключения возможности его порчи, уничтожения или расхищения.

Круг лиц, в интересах которых осуществляется охрана наследственного имущества. Охрана наследственного имущества осуществляется в интересах одного или нескольких субъектов, перечисленных ниже:

Основанием для принятия мер к охране наследственного имущества являются заявления (п. 2 ст. 1171 ГК РФ):

• одного или нескольких наследников;

• органа местного самоуправления;

• органа опеки и попечительства и других лиц. Субъекты, осуществляющие организацию охраны наследственного имущества:

• должностные лица, уполномоченные законом.

Субъекты, осуществляющие охрану наследственного имущества:

• душеприказчики – исполнители завещаний;

• хранители наследственного имущества;

• опекуны и попечители;

Деятельность некоторых субъектов, осуществляющих охрану наследственного имущества, оформляется соответствующим гражданско-правовым договором. Так, с хранителем наследственного имущества заключается договор хранения наследственного имущества, а с доверительным управляющим – договор доверительного управления наследственным имуществом. Права и обязанности, а также ответственность лиц, с которыми заключены указанные выше договоры, определяются законом и договором. Поскольку охрана наследственного имущества является фактической услугой, она подлежит оплате (п. 1 ст. 1174 ГК РФ). Право на оплату за хранение наследственного имущества не распространяется на наследников, осуществляющих его охрану.

Хранитель, опекун и другие лица, которым передано на хранение наследственное имущество, вправе получить от наследников вознаграждение за хранение этого имущества, если они не являются наследниками. Указанным лицам также возмещаются необходимые расходы по хранению и управлению наследственным имуществом за вычетом фактически полученной выгоды от его использования (ст. 67 Основ законодательства РФ о нотариате).

Срок хранения наследственного имущества. Охрана наследственного имущества продолжается до принятия наследниками наследства, а если оно ими не принято – до истечения срока, установленного законодательством РФ для принятия наследства. Нотариус по месту открытия наследства обязан предварительно уведомить наследников о прекращении мер к охране наследственного имущества. Эта же обязанность должна быть исполнена по отношению к соответствующему государственному органу, если имущество по праву наследования переходит к государству (ст. 68 Основ законодательства РФ о нотариате).

Меры, принимаемые для охраны наследственного имущества. К мерам охраны наследственного имущества относятся (ст. 1172 ГК РФ):

• опись наследственного имущества нотариусом;

• передача некоторых предметов, входящих в состав наследственного имущества, в специализированные учреждения на хранение по договору в соответствии со ст. 921 ГК РФ;

• оценка выявленного наследственного имущества;

• выявление наследственного имущества путем запроса о его наличии у юридических и физических лиц, например о наличии вкладов наследодателя в кредитных учреждениях;

• уведомление соответствующих организаций и лиц о наличии в составе наследства конкретного гражданина имущества, правовой режим которого они обеспечивают (например, органы внутренних дел информируются о наличии в составе наследства оружия – п. 3 ст. 1172 ГК РФ).

Положения о порядке передачи некоторых предметов, входящих в состав наследственного имущества (п. 2 ст. 1172 ГК РФ):

• наличные деньги вносятся в депозит нотариуса;

• валютные ценности, драгоценные металлы и камни, изделия из них и ценные бумаги, не требующие управления, передаются нотариусом банку;

• остальное имущество, не требующее управления, передается нотариусом по договору на хранение кому-либо из наследников либо другому лицу по усмотрению нотариуса.

Законодательство, регулирующее охрану наследственного имущества. Обязанности по принятию мер к охране наследственного имущества разными лицами указаны в разных нормативных актах:

• Гражданский кодекс РФ рассматривает меры по охране наследственного имущества применительно к нотариусу (ст. 1172);

• Основы законодательства РФ о нотариате предусматривают обязанности нотариусов по организации охраны наследственного имущества (ст. 64, 65);

• приказ Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. № 256 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений» регулирует обязанности должностных лиц органов исполнительной власти по охране наследственного имущества;

Письмо ФНП от 26.07.2013 N 1605/06-09 «О принятии нотариусом мер по охране наследственного имущества»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

от 26 июля 2013 г. N 1605/06-09

НОТАРИУСОМ МЕР ПО ОХРАНЕ НАСЛЕДСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

В связи с обращением по вопросам, касающимся действий нотариуса при получении заявления кредитора о принятии мер для охраны наследственного имущества, принадлежавшего его должнику, сообщаю.

Как следует из обращения, наследственное дело открыто на основании заявления кредитора без документального подтверждения факта смерти наследодателя, места жительства наследодателя, принадлежности наследодателю наследственного имущества — транспортного средства, заложенного по договору залога, заключенному в обеспечение кредитного договора. Из обращения также следует, что установленный законом срок для принятия наследства истек, а наследники до настоящего времени наследство не приняли.

При рассмотрении затронутого в обращении вопроса Федеральная нотариальная палата исходит из следующего.

Наследственные правоотношения возникают с открытием наследства, то есть с момента смерти наследодателя (статьи 1113, 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации). Установление нотариусом факта открытия наследства необходимо для решения целого ряда вопросов, возникающих в связи с наследственным правопреемством. В частности, на день открытия наследства (день смерти) определяется состав наследственного имущества, круг лиц, призываемых к наследованию, место открытия наследства, со дня открытия наследства исчисляются сроки принятия наследства и др.

Правилами нотариального делопроизводства (пункт 124), утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19.11.2009 N 403, предусмотрено, что основанием для начала производства по наследственному делу является получение нотариусом первого документа, свидетельствующего об открытии наследства, в частности, заявления о принятии мер к охране наследственного имущества.

Однако, по мнению Федеральной нотариальной палаты, для начала производства по наследственному делу нотариусу необходимо удостовериться в факте смерти наследодателя. Если документы, подтверждающие смерть гражданина, не представлены, нотариус, на наш взгляд, не вправе принимать меры по охране наследственного имущества, в частности — произвести опись наследственного имущества по заявлению кредитора. До принятия наследства наследниками и в отсутствие исполнителя завещания требования кредиторов могут быть предъявлены только к наследственному имуществу (пункт 3 статьи 1175 ГК РФ ). В этом случае суд по месту открытия наследства приостанавливает рассмотрение дела до принятия наследства наследниками или перехода выморочного имущества к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в соответствии со статьей 1151 ГК РФ , то есть до появления ответчика. При предъявлении требований кредиторами наследодателя срок исковой давности, установленный для соответствующих требований, не подлежит перерыву, приостановлению и восстановлению (пункт 3 статьи 1175 ГК РФ ).

Что касается осуществления нотариусом мер по охране наследства, то необходимо иметь в виду следующее.

Меры по охране наследства принимаются с целью сохранения наследства, для защиты прав наследников с учетом характера и ценности наследства (пункты 1, 2, 4 статьи 1171 ГК РФ ). Право решать вопрос о возможности принятия мер по охране наследственного имущества с учетом характера и ценности наследства предоставлено нотариусу (пункт 4 статьи 1171 ГК РФ ). При этом нотариус должен убедиться, что имущество, в отношении которого планируется установить меры по охране, входит в состав наследства, то есть принадлежало наследодателю на определенном вещном праве (статья 1112 ГК РФ ).

Это интересно:  Статья 1462 ГК РФ. Топология, созданная при выполнении работ по договору

По общему правилу нотариус принимает меры по охране наследства по заявлению одного или нескольких наследников, исполнителя завещания, органа местного самоуправления, органа опеки и попечительства или других лиц, действующих в интересах сохранения наследственного имущества (п. 2 ст. 1171 ГК).

Следует иметь в виду, что Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.03.2000 N 91, подлежат применению постольку, поскольку они не противоречат части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 4 Федерального закона «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Так, например, Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 1172) установлено, что опись наследства производится нотариусом в присутствии двух свидетелей, которые должны отвечать требованиям, установленным пунктом 2 статьи 1124 ГК РФ , в связи с чем положения пункта 26 вышеназванных Методических рекомендаций о присутствии при производстве описи наследственного имущества не менее двух понятых, не применяются.

При производстве описи имущества могут присутствовать исполнитель завещания, наследники и — в соответствующих случаях — представители органа опеки и попечительства (пункт 1 статьи 1171 ГК РФ ).

Из приведенных норм закона следует, что в отличие от свидетелей, присутствие которых при производстве описи наследственного имущества обязательно в силу требования Гражданского кодекса Российской Федерации, лица, поименованные в пункте 1 статьи 1171 ГК РФ , имеют право, но не обязаны присутствовать при производстве описи.

Если произвести опись наследственного имущества не представляется возможным (например, нет доступа в помещение, в котором находится входящий в наследственную массу автомобиль), нотариусу, на наш взгляд, следует составить об этом соответствующий акт. Постановление об отказе в совершении нотариального действия, в данном случае — принятии мер по охране наследства, может быть вынесено нотариусом по просьбе кредитора, которому отказано в совершении нотариального действия (статья 48 Основ).

Что касается уплаты нотариального тарифа за принятие мер по охране наследства, то, по мнению Федеральной нотариальной палаты, оплатить совершенное нотариальное действие может кредитор, по заявлению которого в интересах сохранения наследственного имущества производилась опись наследства.

Оценка наследственного имущества производится по соглашению наследников по заявлению исполнителя завещания, наследников или представителей органа опеки и попечительства. При отсутствии соглашения между наследниками оценка наследственного имущества или той его части, в отношении которой соглашение не достигнуто, производится независимым оценщиком за счет лица, потребовавшего оценки наследственного имущества, с последующим распределением этих расходов между наследниками пропорционально стоимости наследства, полученного каждым из них (пункт 1 стать 1172 ГК РФ ).

Поскольку законом не урегулирован вопрос о проведении оценки наследственного имущества в случае принятия мер к охране наследства по заявлению кредитора, представляется, что такая оценка с учетом правила о применении гражданского законодательства по аналогии (пункт 1 статья 6 ГК РФ ) может быть произведена по заявлению кредитора в порядке, предусмотренном статьей 1172 ГК РФ .

Охрана наследственного имущества и им управление

Краткое содержание

Лица, уполномоченные на охрану и управление наследством

В период между открытием наследства и принятием его наследниками сохранность имущества, согласно ст. 1171 ГК РФ обязаны обеспечить следующие лица:

  1. Нотариус по месту открытия наследства, если действует наследование по закону.
  2. Исполнитель завещания, указанный в самом завещании.
  3. Нотариус или должностные лица органов местного самоуправления, если часть имущества находится на отдаленной территории.
  4. Консульские учреждения РФ, если часть наследуемого имущества за пределами Российской Федерации.

Согласие выражается либо собственноручным написанием на завещании о принятии обязательств (для этого он должен присутствовать при составлении завещания), либо он может подать заявление нотариусу о согласии, которое будет прилагаться к завещанию. На это отводится месяц после открытия наследства. По истечении этого срока, если исполнитель не проявил желания, он считается освобожденным от исполнения воли завещателя.

По заявлению наследников или самого исполнителя последней воли усопшего, в судебном порядке он может быть освобожден от своих обязанностей. Согласившийся душеприказчик без решения суда не может бросить исполнение своих обязанностей, более того может быть привлечен судом к ответственности.

Душеприказчик может действовать самостоятельно либо обратиться к нотариусу с заявлением. В этом случае, нотариус обязан действовать совместно с исполнителем завещания.

В случаях, когда наследуемое имущество находится в разных местах, нотариус может делегировать свою обязанность по сохранности имущества уполномоченным органам. Для этого ему необходимо отправить обязательное для исполнения поручение через органы исполнительной власти. Таким образом, другой нотариус или консульство призываются охранять и управлять наследством.

Срок охраны и управления имуществом

Срок охраны и управления определяет нотариус, опираясь на характер и ценность наследства. Но ст. 1171 ГК РФ установлены максимальные сроки:

  • Не более чем в течение 6 месяцев со дня открытия наследства. Это общий срок, указанный в ст. 1154 ГК РФ для вступления в наследство.
  • Не более 9 месяцев в случаях продления срока вступления в наследство, пункт 2, 3 ст. 1154 и пункт 2 ст. 1156 ГК РФ.

Охрана нотариусом наследственного имущества

Нотариус приступает к своим обязанностям по охране наследственного имущества не позднее чем через 3 рабочих дня с момента поступления сообщения об открытии наследства или получения поручения о принятии мер по охране и управлению имуществом.

Меры охраны наследственного имущества

Мероприятия по охране наследства заключаются в следующем:

  1. Опись наследственного имущества. Она поизводится в присутствии двух свидетелей. Требования к свидетелям указаны в ст. 1124 ГК РФ. Это должны быть лица, полностью осознающие происходящее, владеющие языком и не заинтересованные в получении данного имущества.
    • При описи могут присутствовать наследники, душеприказчик, органы опеки и попечительства, а так же оценщик, если при описи возникли сомнения в стоимости наследственного имущества.
    • В акт описи включается все имеющееся имущество, учитывая личные вещи наследодателя. Так же если имеются заявления о принадлежности отдельных предметов физическим или юридическим лицам, они тоже вносятся в акт. Заявители могут обратиться в суд с иском об исключении данного имущества из акта описи.
    • Процедура описи может затянуться и потребовать перерыва. В этом случае помещение каждый раз опечатывается, а в акте описи указываются время и причина прекращения или возобновления описи и состоянии пломб, печатей при последующих вскрытиях помещения.
    • В конце акта указывается лицо, которому передается на хранение имущество, предупрежденное об ответственности за растрату, сокрытие или отчуждение переданного ему имущества, а так же за убытки, понесенные наследниками.
    • Если в ходе описи были выявлены предметы, представляющие научную, художественную или историческую ценность, то нотариус обязан сообщить об этом в компетентные органы.
    • Акт описи подписывается всеми участниками и составляется не менее чем в 3 экземплярах.
  2. Принятие наличных денег, входящих в состав наследства. Наличные вносятся в депозит нотариуса. Если имеются валютные ценности, драгоценные камни и металлы, а так же изделия из них, ценные бумаги, не требующие управления, то они передаются на хранение банку по договору. На основании ст. 921 ГК РФ нотариус заключает договор с банком-депозитарием в качестве поклажедателя, что фиксируется выданным банком именного сохранного документа.

Доверительное управление наследством

Бывают случаи, когда специфика наследственного имущества такова, что не терпит ожидания вступления в наследство и требует оперативного управления. К такому имуществу могут относиться ценные бумаги, предприятие или доли, акции в уставном капитале товарищества, влекущее непосредственное участие в собраниях и принятии решений по деятельности компании, получении дивидендов.

Доверительное управление регулируется гл. 53 ГК РФ. Нотариус или исполнитель завещания могут по договору (ст. 1017 ГК РФ) назначить управляющего наследственным имуществом. В договоре указываются действия, которые управляющий вправе совершать в интересах сохранения имущества наследников, например, участвовать в собраниях, получать дивиденды, запрашивать информацию и документы общества, принимать решения по вопросам компании.

Кандидатом на доверительное управление может быть любое лицо или один из наследников. Нотариус может отказать кандидату, если установит, что целью управления имуществом является извлечение личной выгоды или использование полномочий во вред другим наследникам.

Вследствие отказа нотариуса ЗАО понесло убытки в период вступления в наследство наследниками из-за невозможности ведения хозяйственной деятельности и заключения сделок по профилю ЗАО.

Суд удовлетворил иск полностью, на основании нарушения ст. 1173 и ст. 1026 ГК РФ о доверительном управлении имуществом нотариусом и передал дело на рассмотрение по вопросу возмещения ущерба.

Возмещение расходов на охрану и управление наследством

Хранение и управление наследственным имуществом предусматривает возмездный характер, если иное не предусматривает договор. Размер оплаты определяется сторонами, но не может превышать 3 % оценочной стоимости наследственного имущества.

Ст. 1174 ГК РФ устанавливает очередность покрытия расходов:

  • Во-первых, возмещаются расходы, вызванные болезнью, похоронами наследодателя.
  • Во вторую очередь расходы на охрану, управление имуществом.
  • В третью расходы на исполнение завещания.

Расходы покрываются полностью за исключением фактически полученной выгоды от использования данного имущества.

Статья написана по материалам сайтов: kommentarii.org, www.referent.ru, studme.org, rulaws.ru, nasledstvoved.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector