Статья 7 Закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП)

Принятый Закон о защите прав потребителей возвестил о начале принципиально нового этапа в истории экономики нашей страны. Этот документ положил конец существовавшему в то время хаосу в рыночных взаимоотношениях, раз и навсегда утвердив приоритет потребителя, позиции которого стала защищать само государство. Данный приоритет выражается в наличии широкого набора прав покупателя, подтверждаемых не менее широкой линейкой обязанностей изготовителя и поставщика.

Статьи закона о защите прав потребителей

Суть и функции ФЗ о защите прав потребителя

В этом законе защита прав потребителей обеспечивается в следующих двух ключевых процессах рыночного механизма:

  • приобретение покупателем товаров у производителя или поставщика (импортёра);
  • получение услуг у сервисных компаний

В обоих случаях потребитель, согласно закону, имеет право на достойный уровень качества товаров и услуг, а изготовитель (поставщик) обязан обеспечить такое качество в рамках существующих государственных стандартов и технических регламентов.

Базовые функции ФЗ о защите прав потребителей могут быть перечислены следующим списком:

  • определение прав и обязанностей сторон в рыночных взаимоотношениях;
  • описание процедур, защищающих интересы покупателя товаров и услуг;
  • регламент качества работ и продукции;
  • определение требований к безопасности продукции и сервиса;
  • сроки и порядок проведения мероприятий, направленных на поддержку и защиту интересов потребителя;
  • описания полномочий государственных структур и общественных организаций, осуществляющих контроль в этой сфере.

Перечисленные направления предоставляют возможность обеспечить право граждан на приобретение качественной продукции, включая получение полного объёма информации обо всех нюансах такого права.

Актуальные изменения в законе о защите прав потребителей

Как и любой закон, данный ФЗ постоянно требует корректировки в рамках изменений рыночных, финансово-кредитных и социальных отношений. Такие изменения вносятся в виде поправок и дополнений к закону, утверждаемых Правительством и Президентом РФ.

Закон о защите прав потребителей последняя редакция 2018 с вступившими в силу корректировками затронул следующие важные моменты:

  • Предприниматели с годовым объёмом свыше 40 млн. рублей с 1 октября 2017 года обязаны использовать для расчётов национальные финансовые сервисы, платежные системы и банковские инструменты. В частности, речь идёт о применении для расчётов карты МИР».
  • Если выручка от розницы за предыдущий год составила менее 5 млн. рублей, то требование оплаты товара банковскими картами в таких торговых точках утрачивает силу.

Специалисты отмечают, что со временем оплата товаров будет осуществляться исключительно с помощью национальных платежных сервисов. Такой приоритет предоставит возможность существенно повысить контроль над финансовыми операциями, увеличивая комфорт и защиту покупателей.

Закон Российской Федерации о защите прав потребителей и в дальнейшем будет дополняться с учётом сформировавшихся реалий. Эволюция этого законодательного акта обеспечит комплексное соблюдение интересов покупателя с предоставлением новых прав и возможностей потребительской аудитории.

Закон о защите прав потребителей последняя редакция 2018

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

Новая редакция СТ 7 Закона о Защите Прав Потребителей России:

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.

3. Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее — правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

Комментарий к Статье 7 ЗоЗПП РФ

1. Безопасность использования товара (работы, услуги) является важнейшим элементом обеспечения возможности использовать его по назначению. Этой обязанности изготовителя (исполнителя) соответствует право потребителя на безопасность товара. (О порядке установления требований по безопасности товара см. п. 5 комментария к ст. 4 Закона.)
В случае неисполнения этой обязанности, т.е. изготовления и реализации товара (работы, услуги), не соответствующего требованиям государственного стандарта по безопасности, в результате чего причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, изготовитель (исполнитель) обязан его возместить в соответствии со ст. 14 Закона.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) не бесконечно, а в течение определенных сроков, устанавливаемых им самим в соответствии со ст. 5 Закона в зависимости от характера товара (работы). Этими сроками являются установленный срок службы или срок годности (см. комментарий к ст. 5).

Закон предусматривает, что в том случае, когда установление срока службы не является обязательным (п. 1 ст. 5) и он не установлен, изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение 10 лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

На вопрос, каким должен быть срок обеспечения безопасности товара, когда не установлен срок годности (обязательный) и срок службы, в том случае, когда его установление было обязательным, Закон прямого ответа не дает. Косвенный ответ содержится в ст. 14, в соответствии с которой возмещается вред, причиненный вследствие необеспечения безопасности товара. В данном случае, предусмотренном ч. 2 п. 3 ст. 14, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения. Следовательно, и обязанность изготовителя (исполнителя) обеспечивать безопасность товара (работы) каким-либо сроком (в указанном случае) не ограничена. Это является своеобразным наказанием за нарушение изготовителем (исполнителем) своих обязанностей, установленных Законом.

Таким образом, ответственность изготовителя (исполнителя) за обеспечение безопасности по сравнению со старой редакцией Закона, где она ограничивалась 10 годами, резко усилена. Точно также установление срока службы в тех случаях, когда это необязательно установлен, стимулируется установлением 10-летнего срока обеспечения безопасности. О сроке обеспечения безопасности услуг см. комментарий к гл. III Закона.

3. Одним из способов обеспечения безопасности товара (работы, услуги) Закон предусматривает разработку и доведение до потребителя специальных правил использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации. Эти правила должны быть разработаны изготовителем (исполнителем), если они необходимы для обеспечения безопасности товара. Речь идет именно об особых, специальных, а не об общеизвестных правилах. В новой редакции Закона определено, что изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом. Продавец (исполнитель), в соответствии с Законом, обязан эти правила довести до сведения потребителя.

Таким образом, ответственность за определение необходимости и разработку специальных правил, как было указано, несет изготовитель (исполнитель). Это обстоятельство важно подчеркнуть, поскольку распределение обязанностей между государственными органами, изготовителями (исполнителями) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответственного лица за причиненный вред, в том случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными.

4. Одним из важных способов обеспечения права потребителя на безопасность товара (работы, услуги) является их обязательная сертификация. Обязательной сертификации подлежат товары (работы, услуги), на которые законами РФ или государственными стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя.

В части определения круга товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, и видов актов, которыми устанавливаются требования по безопасности, старая и новая редакции Закона практически совпадают.

Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» (1993 г.) предусмотрено, что обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законами РФ.

Одним из таких законов и является Закон о защите прав потребителей.

Важным новшеством новой редакции Закона является повышение уровня определения перечня товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации. Согласно старой редакции Закона, это право принадлежало Госстандарту РФ. Согласно новой редакции, обязательной сертификации подлежат товары (работы, услуги), включенные в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ. Такие перечни утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1013. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации включает товары следующих групп: товары для детей, продовольственные товары, товары для профилактики и лечения заболеваний, технические средства реабилитации инвалидов, парфюмерно-косметические товары и мыло туалетное, текстильные товары, швейные изделия и головные уборы, пушно-меховые и овчинно-пушные изделия, обувь, строительные материалы, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные товары, культтовары, товары для досуга и развлечений, спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства, охотничьи и рыболовные принадлежности, легковые автомобили и мотовелотехника, средства для домашнего содержания животных, а также по уходу за растениями, товары бытового назначения для защиты гражданина от опасных (вредных) внешних воздействий.

Это интересно:  Статья 842 ГК РФ. Вклады в пользу третьих лиц

В перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, входят:
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, химическая чистка и крашение, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, услуги парикмахерских, транспортные услуги, жилищно-коммунальные услуги (см. ЖК РФ с Комментариями), туристские и экскурсионные услуги, услуги торговли и общественного питания.

Постановлением поручено Госстандарту России с участием Госстроя и Минздрава РФ на основе утвержденных перечней опубликовать номенклатуру подлежащих обязательной сертификации объектов, в отношении которых законами и стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей Среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

Правовые основы проведения обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов установлены Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», введенным в действие с момента официального опубликования 25 июня 1993 года.

Во исполнение этого закона Госстандартом РФ утверждены документы, определяющие процедуру проведения сертификации:
Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, определяющие цели, принципы и общие правила по проведению обязательной и добровольной сертификации (постановление Госстандарта России от 16 февраля 1994 года N 3, зарегистрировано Министерством юстиции РФ 21 марта 1994 года N 521);
Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации, применяемый при обязательной сертификации продукции, включая импортируемую (постановление Госстандарта России от 21 сентября 1994 года N 15, зарегистрировано Министерством юстиции РФ 5 апреля 1995 года N 826). Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 15 (регистрация Минюста РФ от 1.08.96 N 1139) в указанный Порядок внесены обширные и существенные изменения, введенные в действие с 8 августа 1996 года.

На группы однородной продукции могут утверждаться специальные правила сертификации, учитывающие специфику соответствующих товаров. Так, например, были утверждены в январе 1995 года Правила сертификации парфюмерно-косметической продукции, действие которых распространяется на следующие группы однородных товаров: продукция для ухода за кожей лица и тела; продукция для ухода за волосами; продукция декоративной косметики; продукция для интимных органов; специальная косметическая продукция; продукция для гигиенического ухода и придания запаха; средства для ухода за зубами и полостью рта; продукция для защиты кожи от воздействия вредных факторов.

В новой редакции Закона сохранено запрещение продажи товара (работы, услуги), в том числе импортного, не прошедшего обязательную сертификацию. Проведение сертификации должно быть подтверждено маркировкой знаком соответствия и указанием в технической документации номера сертификата, срока его действия, органа, выдавшего сертификат. Правила применения знака соответствия утверждены постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 14 (регистрация Минюста РФ от 1.08.96 N 1138). За реализацию товаров (работ, услуг) без проведения обязательной сертификации, необоснованную выдачу сертификата, отсутствие информации об этом установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

В отношении импортных товаров применяется Порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный Государственным таможенным комитетом РФ и Госстандартом РФ (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 15 июня 1994 года N 599).

5. Пункт 5 ст. 7 устанавливает обязанности изготовителя, исполнителя, продавца в производственно-хозяйственной области при обнаружении фактов причинения вреда потребителю или окружающей среде либо фактов, свидетельствующих о возможности причинения такого рода вреда в процессе использования, хранения или транспортировки товара (работы). Основанием для принятия установленных мер могут быть сообщения потребителей, средств массовой информации, контролирующих и других органов, а также результаты испытаний, проведенных самим изготовителем.

Полученная информация, особенно о потенциальной опасности товара, должна быть тщательно проверена, как правило, путем испытаний. При этом должна быть установлена причина, вызвавшая причинение или возможность причинения вреда (нарушение потребителем правил пользования, хранения, транспортировки, конструктивные, технологические нарушения и т.д.), и возможность ее устранения. В соответствии со ст. 18 Закона, проверку качества и проведение экспертизы обеспечивает продавец (изготовитель).

Предусмотренные Законом меры настолько серьезны, что могут причинить изготовителю и продавцу большие экономические потери либо даже привести к прекращению производства.

Поэтому именно они прежде всего заинтересованы в возможно быстром и полном выявлении и устранении причин нарушения требований к безопасности товара.

В этих целях изготовителям целесообразно разработать локальный нормативный акт (стандарт, инструкцию и т.п.), регламентирующий порядок работы в рассматриваемом случае.

Закон недостаточно четко дифференцирует обязанности изготовителя (исполнителя) и продавца в случае выпуска продукции с нарушениями требований по безопасности.

Исходя из их возможностей следует распределить соответствующие обязанности следующим образом: производство приостанавливается либо товар снимается с производства изготовителем (исполнителем); реализация — изготовителем (исполнителем) и продавцом; изъятие из оборота и отзыв от потребителя — изготовителем (исполнителем) и продавцом. Представляется, что эти обязанности должны выполняться каждой из сторон, которой стали известны соответствующие факты и обстоятельства.

Необходимые меры должны приниматься немедленно, независимо от того, кем установлены эти факты и обстоятельства. Производство продукции и ее реализация должны быть приостановлены до устранения причин, вызывающих вред, т.е. до устранения нарушений производственного происхождения (технология, конструкция, материалы, испытания и т.п.), или других недостатков.

Необходимо разработать детальный механизм реализации этих обязанностей, который, в частности, должен предусматривать порядок возобновления производства и реализации продукции после их приостановления, изъятия ее из оборота и отзыва от потребителя, взаимоотношения между изготовителем и продавцом (в том числе, в связи с их обязанностью по возмещению потребителю убытков в связи с отзывом продукции).

О порядке выдачи предписаний федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), см. комментарий к ст. 42 Закона.

6. Правило, установленное п. 6 ст. 7, является для Закона новым.

Факт реализации опасных товаров (работ) должен быть установлен документально. Акты о реализации опасных товаров (работ) могут быть составлены контролирующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями потребителей в соответствии с их компетенцией.

Изъятию подлежат товары (работы), представляющие опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя. Изъятие товара (работы), представляющего опасность для окружающей среды, Законом не предусмотрено.

Товары (работы), представляющие опасность для потребителей, подлежат изъятию независимо от того, прошли они сертификацию или нет. Продажа таких недоброкачественных товаров (работ) запрещается, т.е. они должны считаться товарами, изъятыми из оборота.

В соответствии со ст. 169 ГК, договор по реализации опасного товара (работы) как заключенный с нарушением требований Закона, является недействительным. Если продавец (исполнитель) заведомо знал об опасности товара (работы) или сознательно допускал ее наличие (например, при продаже товара без сертификата соответствия), т.е. действовал умышленно, то в этом случае договор является ничтожным, т.е. недействительным с момента его заключения. Следствием этого является изъятие (конфискация) в доход Российской Федерации опасного товара и возвращение потребителю уплаченной суммы продавцом. Взыскание осуществляется по решению суда, куда может обратиться любое заинтересованное лицо, в том числе потребитель, прокурор, органы государственного управления, местного самоуправления, общественные организации потребителей.

В случае, если продавец действовал неумышленно, например, продавал товар, прошедший сертификацию, но оказавшийся все же опасным, такой товар все равно подлежит изъятию по решению суда в соответствии со ст. 243 ГК. (О конфискации товара в качестве административного взыскания см. комментарий к ст. 13 Закона.)

закон о правах потребителя — ЗАКОНЫ РФ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

(с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня, 23 ноября 2009 г., 27 июня, 18 июля 2011 г., 25 июня, 28 июля 2012 г., 2 июля, 21 декабря 2013 г., 5 мая 2014 г.)

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.

3. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее — правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Это интересно:  Статья 14 ТК РФ. Исчисление сроков

Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ.

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.

3. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее — правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 7 ЗоЗПП

1. Комментируемый Закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. В случае если же законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуги), продавец обязан передать потребителю товар (работу), оказать услугу, которые соответствуют этим требованиям.

Особо следует отметить, что обязательными являются только те требования, предъявляемые к товару (работе, услуге), которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя. Из этого следует, что обеспечение безопасности товара (работы, услуги) — приоритетная задача государства. Данные требования, как это следует из содержания статьи, устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Сегодня наиболее актуальными являются проблемы, связанные с глобальной безопасностью пищевых продуктов. На необходимость реализации комплекса мер, направленных на решение этой проблемы, было обращено внимание еще в 2000 году на Пятьдесят третьей сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в Резолюции WHA53.15.

В Резолюции ВОЗ WHA53.15 по безопасности пищевых продуктов было подтверждено, что безопасность пищевых продуктов является одним из основных приоритетов здравоохранения. И хотя положения резолюций, принимаемых международными организациями, носят преимущественно рекомендательный характер, Резолюция WHA53.15 обязала ВОЗ и ее государства-члены осуществить ряд многосекторальных и междисциплинарных мер для обеспечения безопасности пищевых продуктов на местном, национальном и международном уровнях.

Данная Резолюция призвала государства-члены (отметим, что членами ВОЗ являются 192 государства, в том числе и Российская Федерация) к осуществлению следующих действий:

— обеспечить интеграцию безопасности пищевых продуктов в качестве одной из своих основных функций общественного здравоохранения и выделять достаточные ресурсы для создания и усиления своих программ по безопасности пищевых продуктов;

— разрабатывать и осуществлять систематические и стабильные профилактические меры, направленные на сокращение распространенности болезней пищевого происхождения;

— разрабатывать и поддерживать национальные (при необходимости региональные) меры эпиднадзора, мониторинга и контроля;

— усилить ответственность производителей, а также обрабатывающих и торговых предприятий за безопасность пищевых продуктов;

— поддерживать развитие научных исследований;

— включить вопросы безопасности пищевых продуктов в ориентированные на потребителей программы просвещения и информации по вопросам питания;

— координировать мероприятия по безопасности пищевых продуктов всех соответствующих национальных секторов;

— принимать активное участие в работе Комиссии по Codex Alimentarius;

— обеспечить надлежащее полное и точное представление информации при маркировке пищевой продукции, включая в соответствующих случаях предупреждение и информацию о наилучших сроках употребления;

— принять законодательные меры в отношении повторного использования контейнеров для пищевых продуктов, а также для запрещения ложной информации.

В последующем в Глобальной стратегии по вопросам безопасности пищевых продуктов (одобрена Исполнительным комитетом ВОЗ в 2002 г.) также указывалось на необходимость решения проблемы безопасности пищевых продуктов как на национальном, так и на международном уровнях. Это, в свою очередь, предполагает необходимость укрепления партнерских связей между:

— международными организациями, занимающимися вопросами безопасности пищевых продуктов;

— соответствующими учреждениями на национальном (государственном) уровне;

— национальными органами по безопасности пищевых продуктов на международном уровне.

На международном уровне совместной комиссией ФАО/ВОЗ по Codex Alimentarius (Codex) были разработаны международные стандарты в области безопасности пищевых продуктов, которые государства — члены ВОЗ используют в своем национальном законодательстве. Важность данных международных стандартов подчеркивается и в международных соглашениях, заключаемых в рамках ВТО, правилами которой предусматривается, что требования в области здравоохранения и безопасности должны обосновываться исходя из соображений защиты здоровья людей.

Основным средством предупреждения причинения вреда потребителю туристского продукта в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» по-прежнему является предоставление достоверной информации, в том числе информирование туристов, туроператоров, турагентов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания.

2. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ обязательные для применения и исполнения требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации могут быть установлены только в техническом регламенте.

Технический регламент, исходя из определения, сформулированного в ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, является документом, который может быть принят:

— международным договором РФ или в соответствии с международным договором РФ;

— указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;

— нормативно-правовым актом федерального органа исполнительной власти.

Таким образом, технический регламент представляет собой нормативный документ, содержащий согласно ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ как общие, так и специальные требования к продукции и связанным с ней процессам.

По общему правилу технический регламент должен содержать:

— перечень и (или) описание продукции (как объекта технического регулирования);

— требования к продукции;

— правила идентификации продукции;

— правила и формы оценки соответствия продукции (включая схемы подтверждения соответствия и порядок продления срока действия выданного сертификата);

— предельные сроки оценки соответствия;

— требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

— требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.

При этом законодателем определено, что не включенные в технический регламент требования не могут носить обязательный характер.

Кроме общих требований, технический регламент может устанавливать минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест. Данные меры могут быть, в частности, направлены на ограничение ввоза продукции, предполагать такое использование, хранение, перевозку, реализацию и утилизацию продукции, которые способны обеспечить биологическую безопасность.

3. В п. 2 комментируемой статьи определен срок, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы). Данный срок по общему правилу приравнен к сроку службы или сроку годности товара (работы). Однако, если изготовителем (исполнителем) срок службы на произведенный товар, выполненную работу установлен не был, безопасность должна быть обеспечена в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Правила возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), определены в ст. 14 комментируемого Закона.

4. Правило, закрепленное в п. 3 комментируемой статьи, обязывает изготовителя указывать в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировке или иным способом особые правила хранения, транспортировки или утилизации товара, позволяющие обеспечить его безопасность. Продавец обязан довести эти правила до сведения покупателя. Так, в соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, установлено, что до сведения потребителя должна быть доведена информация об условиях хранения продовольственных, парфюмерно-косметических товаров, товаров бытовой химии.

Аналогичное правило действует и при оказании потребителю услуг. Если для безопасности использования услуги необходимо соблюдать специальные правила, исполнитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на услугу (на этикетке, маркировкой или иным способом), а лицо, непосредственно оказывающее услуги, обязано довести эти правила до сведения потребителя.

Так, при заключении договоров банковского обслуживания клиенту должна быть предоставлена информация о правилах использования или хранения банковской карты. Клиент банка должен быть проинструктирован о мерах безопасного использования банковской карты, обеспечивающих максимальную сохранность денежных средств на счете и снижающих риск несанкционированного их списания.

Это интересно:  Статья 184 АПК РФ. Вынесение арбитражным судом определений

5. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи изготовитель и исполнитель обязаны подтверждать соответствие товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды. В том случае, если законом или в установленном им порядке к товару (работе, услуге) предъявляются обязательные требования к безопасности, они не могут быть реализованы (выполнены или оказаны) без информации об обязательном подтверждении соответствия. Такая информация в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании должна содержать:

— сведения о сертификате соответствия, его номере, сроке его действия, органе, выдавшем сертификат;

— либо сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационном номере, сроке действия, наименовании лица, принявшем декларацию, и органе, ее зарегистрировавшем.

6. Пункт 5 комментируемой статьи содержит правила приостановления производства и реализации товара, изъятия его из оборота или отзыва от потребителя.

Изъятие из оборота и отзыв от потребителя являются мерами, направленными на обеспечение безопасности потребителя, и ориентированы на предотвращение причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде.

Право применить данные меры предоставлено изготовителю (исполнителю, продавцу) в том случае, если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде. Применению данных мер должно предшествовать приостановление производства (реализации) продукции до устранения причин вреда. Если устранить данные причины невозможно, товар должен быть изъят из оборота или отозван от потребителя.

К примеру, в связи с возникновением в Арабской Республике Египет угрозы безопасности жизни и здоровью российских туристов, а также опасности причинения вреда их имуществу, МИД России рекомендовал российским гражданам, посещающим Египет, избегать районов проведения демонстраций и иных массовых общественных акций, а тем, кто прибыл в эту страну в туристических целях, воздерживаться от поездок за пределы курортных зон. Указанные обстоятельства были подтверждены рекомендацией МИД России от 28.01.2011 о нежелательности въезда в Египет и Приказом Ростуризма от 29.01.2011 N 13. В связи с этим туроператоры должны были приостановить, отозвать либо снять услугу по организации путешествий российских туристов в Египет с производства.

Оказание услуг по организации путешествий российских туристов в Египет в условиях действия угрозы безопасности, по мнению Минспорттуризма России и Ростуризма, является грубым нарушением законодательства РФ и влечет за собой применение к виновным лицам мер юридической ответственности.

Возможность применения мер, перечисленных в п. 5 комментируемой статьи, обусловлена следующими обстоятельствами:

— товар (работа) причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде даже при условии соблюдения установленных правил по их использованию, хранению или транспортировке;

— изготовителю (исполнителю, продавцу) не удалось устранить причины вреда.

Так, известный американский производитель детских товаров Graco объявил об отзыве почти 3,8 млн. автокресел из-за дефекта конструкции. Как выяснилось, у этих кресел плохо работает замок ремня безопасности, и ребенка бывает трудно отстегнуть. Отзыву подлежат кресла 11 моделей, выпущенные с 2009 по 2013 год.

В случае если сам изготовитель (исполнитель, продавец) не предпримет меры по изъятию и отзыву товара (работы, услуги), т.е. не выполнит обязанность, возложенную на него п. 1 комментируемой статьи, принять меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя должен федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на осуществление надзора в области защиты прав потребителей, — Роспотребнадзор, Росстандарт в порядке, установленном законодательством о техническом регулировании.

В ст. 40 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ определен следующий порядок принудительного отзыва продукции с внутреннего рынка:

— орган государственного контроля (надзора) выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль над ее выполнением;

— в случае невыполнения выданного предписания или программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган обращается в суд с иском о принудительном отзыве продукции;

— при удовлетворении иска суд обязывает ответчика совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения приобретателей, в том числе потребителей, через средства массовой информации или иным способом;

— в случае невыполнения решения суда отзыв продукции осуществляется принудительно в соответствии с требованиями законодательства об исполнительном производстве.

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), должны быть возмещены изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

Статья 7 ЗоЗПП РФ. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

Последняя редакция Ст. 7 Закона о ЗПП

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.

3. Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее — правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

Комментарий к Статье 7 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

Вопрос безопасности товара или услуги является одним из самых ключевых. Это обусловлено тем, что покупка должна не только соответствовать заявленному качеству и применяться для определенных целей, но и быть безопасной. Потребитель имеет право на получение исчерпывающей информации о правилах эксплуатации и соблюдения техники безопасности при использовании прибора, устройства и т.д.

Сфера регулирования

Статья 7 ЗоЗПП РФ имеет отдельную сферу регулирования, так как контролирует обеспечение безопасности производимых товаров для потребителей. Это очень важная функция, так как недопустимо нанесение вреда жизни или здоровью потребителя. Многие товары относятся к категории технически сложных или по истечении срока их годности становятся опасными для применения. Законодательно закрепляется право потребителя на безопасность приобретения.

Содержание

Статья 7 ЗоЗПП РФ состоит из 6 пунктов. Каждый из них определяет основные положения регулирования вопросов безопасности производимых товаров:

  • пункт 1 устанавливает право потребителя на получение приобретения, отвечающего всем требованиям безопасности. Причем, продукт не должен представлять угрозы не только жизни, но и здоровью лица, а также его имуществу, окружающей среде и т.д.;
  • п.2 обязывает производителя в период гарантийного использования или в течение 10 лет, если таковой не определен. Если нанесен какой-либо вред, он должен быть полностью возмещен;
  • п. 3 обязует изготовителя доводить всеми возможными способами до покупателя информацию о правилах использования продукта;
  • пункт 4 определяет, что если на определенный продукт устанавливаются отдельные требования или правила эксплуатации, то не допускается реализация товара, не подтвержденного в определенном порядке;
  • п.5 фиксирует обязанность изготовителя остановить производство товара, опасного для потребителя. Кроме того, обязательно необходимо сделать все возможное для изъятия его из оборота и отзыва у тех, кто уже его приобрел.

Последний пункт утратил силу, поэтому не применяется в практике.

Применение

Кроме статьи 7 ЗоЗПП РФ существует множество узкоспециализированных актов, правил, регламентов, обеспечивающих контроль за безопасностью продаваемых товаров и оказываемых услуг. К ним относятся разнообразные ГОСТы, СНиПы и т.д. Кроме того, ФЗ «О техническом регулировании», который контролирует осуществление проверок на соответствие требованиям безопасности отдельных видов товаров.

Таким образом, статья 7 ЗоЗПП РФ определяет уровень ответственности производителя за изготовление и продажу безопасного продукта. Кроме того, нормы статьи накладывают ответственность в случае причинения вреда жизни, здоровью, имуществу приобретателя или же окружающей среде.

Статья написана по материалам сайтов: poiskzakona.ru, ozppzakon.ru, ozpp.ru, www.zakonrf.info, zakonozpp.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector