+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 797 ГК РФ. Претензии и иски по перевозкам грузов

Новая редакция Ст. 797 ГК РФ

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к Ст. 797 ГК РФ

При предъявлении грузоотправителем, грузополучателем иска о взыскании с железной дороги излишне списанной платы за перевозку грузов подлежит применению сокращенный (годичный) срок исковой давности, установленный статьей 141 Транспортного устава (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.10.2005 N 7521/05).

Другой комментарий к Ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Для требований, возникающих из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора перевозки груза, ГК устанавливает обязательный претензионный порядок, т.е. в случае нарушения перевозчиком обязанностей по договору перевозки груза управомоченное лицо — грузоотправитель, грузополучатель, а в предусмотренных законодательством случаях — страховщик, должны в сроки и в порядке, которые установлены транспортными уставами и кодексами, обратиться с требованием о возмещении причиненных убытков или об уплате неустойки непосредственно к перевозчику. Предъявление иска в суд возможно только в случае отказа в удовлетворении претензии или при неполучении на нее ответа в установленные транспортными уставами и кодексами сроки.

Предъявление иска без соблюдения претензионного порядка влечет за собой оставление искового заявления без рассмотрения (ст. 222 ГПК, ст. 148 АПК).

2. Претензия предъявляется в порядке и сроки, которые установлены транспортными уставами и кодексами. Круг лиц, управомоченных на предъявление претензии, также определяется транспортным законодательством с учетом характера допущенного нарушения. Претензия считается предъявленной, если к ней приложены предусмотренные транспортным законодательством документы, подтверждающие наличие нарушения со стороны перевозчика и иные значимые для решения вопроса о выплате возмещения или штрафа обстоятельства (например, в случае недостачи или повреждения груза, перевозившегося железной дорогой, к претензии должны прилагаться транспортная железнодорожная накладная и выданный перевозчиком коммерческий акт, или транспортная железнодорожная накладная с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта в случае его утраты, или транспортная железнодорожная накладная и документы об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающего или поврежденного груза (ст. 120 УЖТ)). Вместе с претензией представляются подлинники документов или их надлежащим образом заверенные копии. При необходимости перевозчик вправе потребовать представления оригиналов документов.

Претензии предъявляются по требованиям не только об уплате основной суммы ущерба, но и о взыскании предусмотренных законом или договором неустоек, в том числе процентов, предусмотренных ст. 395 ГК, начисленных на несвоевременно выплаченную сумму возмещения.

В случаях отказа перевозчика от рассмотрения указанной претензии по существу со ссылкой на нарушение заявителем претензии установленного претензионного порядка и оспаривания правомерности отказа в рассмотрении претензии истцом, считающим претензионный порядок разрешения спора соблюденным, арбитражный суд принимает исковое заявление и возникшие разногласия по этому вопросу разрешает в заседании.

Если претензионный порядок признан соблюденным, исковое заявление рассматривается по существу (п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30).

Если заявленная с нарушением установленного порядка претензия возвращена транспортной организацией без рассмотрения, а заявитель вторично в пределах срока исковой давности предъявил претензию в установленном порядке, то истечение сроков предъявления претензии не препятствует принятию искового заявления судом и рассмотрению спора по существу (п. 46 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30).

При предъявлении иска до истечения срока, установленного для ответа перевозчика на заявленную претензию, если перевозчик до этого срока не дал ответа на претензию либо истец допустил нарушение порядка предъявления претензии, исковое заявление в соответствии со статьей 129 АПК РФ подлежит возвращению. При установлении этих нарушений во время рассмотрении искового заявления арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения согласно статье 148 АПК РФ.

3. Комментируемая статья предусматривает установление транспортными уставами и кодексами только порядка предъявления претензий. Соответственно, право на предъявление претензии должно существовать в течение срока исковой давности. Так, вопрос о сроке предъявления претензии решается в КВВТ (п. 4 ст. 161) и КТМ (ст. 406). На других видах транспорта установлены специальные сроки для предъявления претензий и порядок их исчисления (ст. 123 УЖТ, ст. 126 ВК). К примеру, в соответствии со ст. 123 УЖТ претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, а претензии в отношении штрафов и пеней — в течение 45 дней. Порядок исчисления указанных сроков также различен: срок для предъявления претензии о возмещении за повреждение (порчу) либо недостачу груза исчисляется со дня выдачи груза, о возмещении за утрату груза — по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки и т.д.

4. Пункт 2 ст. 797 связывает право на предъявление иска к перевозчику только со случаями непризнания претензии или ее частичного признания, а также с неполучением ответа на нее в установленный срок, т.е. молчание перевозчика рассматривается как отказ в удовлетворении претензии. Вместе с тем, если транспортная организация признала претензию, но не перечислила признанную сумму либо указанная сумма грузоотправителем или грузополучателем не получена по иным причинам, заявитель претензии также вправе требовать взыскания соответствующей суммы в судебном порядке.

5. Требование ГК о предъявлении претензии распространяется только на грузоотправителя (грузополучателя) по договору перевозки груза. Предъявление претензии в связи с ненадлежащим исполнением договора перевозки пассажира и багажа является правом, а не обязанностью пассажира. Соответственно, непринятие мер по досудебному урегулированию спора, вытекающего из договора перевозки пассажира и багажа, не может служить основанием для оставления искового заявления без рассмотрения. Вместе с тем в транспортном законодательстве имеются нормы, обязывающие, вопреки ГК, пассажира предъявить перевозчику претензию. Так, в ст. 125 УЖТ установлено, что иски к перевозчикам, возникшие в связи с перевозками багажа и грузов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения установленного срока. Аналогичное положение содержит ст. 164 КВВТ. Представляется, что данные положения не должны применяться как не соответствующие ГК.

6. Обязанность предъявления претензии относится только к одной стороне договора перевозки груза, перевозчик вправе предъявлять свои требования непосредственно в суд.

Вопрос об обязательности предъявления претензий к перевозчику при международных перевозках груза должен решаться с учетом положений международных договоров, в которых участвует РФ. КТМ прямо указывает на то, что предъявление претензии обязательно лишь при перевозке груза в каботаже, т.е. между портами РФ (п. 1 ст. 403 КТМ).

7. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает сокращенный срок исковой давности — 1 год по искам, вытекающим из договоров перевозки груза. Этот срок не должен применяться при рассмотрении споров, возникающих из договора перевозки пассажира и багажа. Момент начала течения срока исковой давности определяется транспортным законодательством. Так, на внутреннем водном и железнодорожном транспорте течение срока исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии (п. 2 ст. 164 КВВТ, ст. 125 УЖТ).

Согласно ст. 128 ВК течение срока исковой давности по договорам воздушной перевозки груза начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором.

По договорам морской перевозки груза срок исковой давности исчисляется в зависимости от характера требования:

по требованиям о возмещении ущерба за утрату груза — по истечении 30 дней со дня, в который груз должен быть выдан; при перевозке в смешанном сообщении — по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;

по требованиям возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата перебора или взыскания недобора провозных платежей — со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, — со дня, в который он должен быть выдан;

по требованиям о возмещении убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна, премий за досрочную погрузку или выгрузку груза — со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза; во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования.

8. Гражданский кодекс не предусматривает возможности установления транспортными уставами и кодексами сокращенных сроков исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки пассажира и багажа. Однако на отдельных видах транспорта годичный срок исковой давности распространяется на требования, вытекающие не только из договора перевозки груза, но и из договора перевозки багажа (ст. 125 УЖТ).

9. Иной порядок предъявления требований к перевозчику, а также сроки исковой давности могут предусматриваться для международных перевозок в соответствии с международными договорами, в которых участвует РФ. Так, п. 1 ст. 409 КТМ установлено, что к требованиям, вытекающим из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, применяется двухгодичный срок исковой давности. Этот срок исковой давности предусмотрен ст. 16 Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа, заключенной в г. Афины 13 декабря 1974 г. (Ведомости СССР. 1983. N 38. Ст. 570).

Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к Ст. 797 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает неразрывную связь между претензиями и исками, вытекающими из договора перевозки грузов. Предусмотренный п. 1 комментируемой статьи претензионный порядок означает обязательную досудебную процедуру урегулирования спора его участниками. Обращение в суд без соблюдения претензионного порядка влечет за собой оставление искового заявления без рассмотрения (ст. 148 АПК). Претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров на транспорте существовал в советское время и был сохранен в действующем законодательстве по очевидным причинам: «…транспортные организации имеют в качестве своих клиентов тысячи организаций-грузовладельцев, поэтому при возникновении конфликтов они должны иметь возможность разобраться в сложной документации, объявить при необходимости розыск груза, запросить сведения иных транспортных организаций, участвовавших в перевозке груза, и т.п.». Исходя из тех же причин законодатель устанавливает в п. 3 комментируемой статьи по требованиям, вытекающим из перевозки груза, сокращенный срок исковой давности в один год. Следует отметить, что сокращенный срок исковой давности применяется как к требованиям, которые предъявляются грузоотправителем или грузополучателем к перевозчику, так и к требованиям, которые предъявляются перевозчиком к этим лицам. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте введены годичные сроки исковой давности и по договорным требованиям перевозчика к пассажирам (ст. 126 УЖТ; п. 4 ст. 164 КВВТ).

Сокращенный срок исковой давности является существенным ограничением в судебной защите нарушенного права, которое устанавливается законом. Применение такого срока оправданно в отношениях, связанных с перевозкой груза, где обе стороны являются лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Для отношений, вытекающих из договора перевозки пассажира, введение сокращенного срока исковой давности комментируемой статьей не предусмотрено. Соответственно, к требованиям пассажиров, вытекающим собственно из договора перевозки пассажира, применяется общий трехгодичный срок исковой давности (иногда на это прямо указывается в транспортных законах — п. 3 ст. 164 КВВТ). Что касается требований, вытекающих из договора перевозки багажа, то на железнодорожном и автомобильном транспорте для таких требований пассажиров прямо установлен годичный срок исковой давности (ст. 125 УЖТ; ст. 42 УАТ). В п. 3 ст. 164 КВВТ РФ, напротив, подчеркивается, что для этих требований существует общий трехгодичный срок исковой давности. Воздушный кодекс РФ хранит молчание по этому вопросу, соответственно, к требованиям из договора перевозки багажа должен применяться общий срок исковой давности.

Специфичными являются правила, установленные для морской перевозки. К требованиям, вытекающим из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, по общему правилу применяется двухгодичный срок исковой давности (п. 1 ст. 409 КТМ). Но если перевозчик или пассажир в заграничном сообщении являются лицами российского права, то применяются общие трехгодичные сроки исковой давности (п. 1 ст. 197 КТМ). При каботажном плавании (между российскими портами) также применяются общие сроки исковой давности.

2. Претензионный порядок урегулирования споров может быть установлен только федеральным законом. В принципе в комментируемой статье такой порядок предписывается для перевозок грузов всеми без исключений видами транспорта. Но необходимо иметь в виду, что на морском транспорте в соответствии с п. 1 ст. 43 КТМ РФ предъявление перевозчику претензии является обязательным только в отношении исков, связанных с перевозкой груза в каботаже (т.е. при перевозке между российскими морскими портами) .

———————————
См.: п. 11 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).

В п. 1 комментируемой статьи претензионный порядок предписан только в отношении требований, вытекающих из договора перевозки груза и предъявляемых к перевозчику (тем самым для требований перевозчика к грузоотправителю или к грузополучателю досудебный порядок урегулирования спора не установлен). Претензии предъявляет или грузоотправитель, или грузополучатель. Особым субъектом в претензионных отношениях является страховщик, выплативший страховое возмещение грузоотправителю (грузополучателю) в связи с ненадлежащим выполнением перевозчиком обязательств по перевозке груза. К нему по закону в порядке суброгации переходит право требования к перевозчику, которое может быть реализовано только с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и перевозчиком. Следовательно, до обращения в суд страховщик обязан предъявить претензии к перевозчику, если только такая претензия не была предъявлена страхователем .

Это интересно:  Статья 27.13.1 КоАП РФ. Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации

———————————
См.: п. 47 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30.

Уступка указанными лицами своих прав на предъявление претензий и исков к перевозчику не допускается, поскольку такая уступка входит в противоречие с сущностью установленного комментируемой статьей порядка .

Что касается претензионного порядка урегулирования споров, вытекающих из договоров перевозки пассажира и перевозки багажа, то вопрос о его обязательности решается в транспортных законах по-разному. На железнодорожном и автомобильном транспорте претензии, вытекающие из договора перевозки пассажира и его багажа, могут быть предъявлены к перевозчику (ст. 121 УЖТ; ст. 39 УАТ). Соответственно, соблюдение досудебного порядка урегулирования в данном случае необязательно. Однако для требований, связанных с перевозкой грузобагажа, предъявление претензий является обязательным (ст. 120 УЖТ). На воздушном транспорте для пассажиров установлена необходимость предъявления или претензий, или неких заявлений (п. 4 ст. 124 ВК). Требование о предъявлении подобных заявлений не может считаться установленным обязательным досудебным порядком урегулирования споров. Необходимость предъявления претензий по требованиям, возникающим из договора перевозки пассажира, прямо предусмотрена на внутреннем водном транспорте (ст. 161 КВВТ).

3. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи порядок предъявления претензии к перевозчику устанавливается в соответствующем транспортном законе. Установленный порядок предъявления претензии должен отвечать на три вопроса:

1) кто именно (грузоотправитель или грузополучатель) может предъявлять претензии к перевозчику; 2) какие документы должны прилагаться к претензии и 3) в течение какого срока должна быть предъявлена претензия?

Детальное регулирование процедуры подачи претензии предусмотрено не во всех транспортных уставах и кодексах.

На железнодорожном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 120 УЖТ):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены определенный документ с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза;

— недостача, повреждение (порча) груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены накладная, выданный перевозчиком коммерческий акт, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающего, поврежденного (испорченного) груза;

— просрочка доставки груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должна быть приложена накладная;

— задержка выдачи груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены накладная и акт общей формы;

— возврат провозной платы в случае несостоявшейся перевозки. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должна быть приложена квитанция о приеме груза с отметкой железнодорожной станции отправления о возврате груза;

— другие случаи, включая споры, вытекающие из договора на подачу транспортных средств.

Перевозчик рассматривает претензии в соответствии с Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 42.

На внутреннем водном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 162 КВВТ):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены квитанции о приеме груза с отметкой перевозчика о неприбытии груза, а также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза;

— несоблюдение сроков доставки груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должна быть приложена накладная;

На воздушном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 125 ВК):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должны быть приложены накладная с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза или документ об оплате провозной платы и справка перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза;

— недостача или повреждение (порча) груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должна быть приложена накладная или коммерческий акт;

Право на предъявление претензии возникает с момента наступления определенных обстоятельств. Так, на железнодорожном транспорте претензии по требованиям об утрате груза могут предъявляться по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза, претензии о недостаче груза — со дня его получения и т.д. (ст. 123 УЖТ); на автомобильном транспорте претензии по требованиям об утрате груза предъявляются, когда груз считается утраченным, т.е. по истечении 10 дней со дня приема груза при перевозках в городском и пригородном сообщении и по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки груза при перевозках в междугородном сообщении (ст. 14 УАТ).

Принципиальное значение имеет вопрос о сроке, в течение которого может быть предъявлена претензия. В комментируемой статье об этом сроке не упоминается. Положения о том, что претензия к перевозчику, вытекающая из перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности, содержатся в ст. 406 КТМ РФ; в п. 4 ст. 161 КВВТ РФ; в п. 6 ст. 39 УАТ. На железнодорожном и воздушном транспорте установлен иной порядок: общий срок (предусмотрены и сокращенные сроки) для предъявления претензии установлен в шесть месяцев с момента, когда такое право возникает (ст. 123 УЖТ; ст. 128 ВК). Пропуск данного срока на предъявление претензии может быть квалифицирован судом как несоблюдение досудебного порядка урегулирования споров.

4. Право на предъявление иска к перевозчику возникает у лица, имеющего право на подачу претензии, в том случае, если перевозчик не ответил на претензию в течение 30 дней с момента ее получения, а также в том случае, если в ответе содержится полный или частичный отказ в удовлетворении претензии (п. 2 комментируемой статьи). Претензия считается удовлетворенной при фактическом получении заявителем претензии истребуемой денежной суммы. Заявитель претензии в течение годичного срока исковой давности вправе истребовать от перевозчика признанные им суммы в судебном порядке. При этом признание претензии перевозчиком без ее удовлетворения свидетельствует о признании перевозчиком заявленных требований, что влечет перерыв течения срока исковой давности .

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 486 — 487.

В большинстве транспортных законов установлено, что начало течения срока исковой давности по требованиям из перевозки груза начинается с момента возникновения права на предъявление претензии. Таким образом, в течение одного года грузоотправитель или грузополучатель должны успеть и соблюсти претензионный порядок, и предъявить требование в суд . Исключение составляет правило п. 2 ст. 128 ВК РФ, в соответствии с которым начало течения срока исковой давности начинается на следующий день после получения ответа об отклонении претензии полностью или частично, а в случае неполучения ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком.

———————————
Только для морской перевозки установлено правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на предъявленную в установленном порядке претензию или истечения установленного для ответа срока (см. ст. 407 КТМ РФ; п. 12 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81)).

Статья 797 ГК РФ. Претензии и иски по перевозкам грузов (действующая редакция)

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 797 ГК РФ

1. Обязательный претензионный порядок обеспечивает расследование каждого случая нарушения обязательства и выявление вызвавших его причин и дает возможность добровольного урегулирования спора между сторонами без вмешательства суда. Претензией является направленное перевозчику (фрахтовщику) письменное требование, в котором должны быть четко отражены следующие данные: кому адресуется претензия; суть претензии и ее обоснование; сумма требования; подробный адрес заявителя; дата составления претензии; подпись уполномоченного лица, а также обязательно указано на то, что при неисполнении претензии в установленные сроки, либо при неполучении ответа на претензию лицо, ее предъявившее, вынуждено будет обратиться в суд за принудительным взысканием. Запись в книге жалоб и предложений, письма, не содержащие обязательных реквизитов претензии, не исключают необходимости обращения в установленном порядке с претензией к перевозчику. В случаях, когда перевозчик и грузоотправитель (грузополучатель) строят свои отношения на долгосрочной основе (например, по договору об организации перевозок грузов), претензии должны предъявляться по каждому договору отдельно. Порядок оформления претензий устанавливается правилами перевозок грузов.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. Транспортными уставами и кодексами предусмотрен следующий порядок предъявления претензий. Претензии, возникающие в связи с перевозками грузов речным транспортом, предъявляются перевозчикам по месту их нахождения (ст. 161 КВВТ РФ). При перевозках морским транспортом претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее. Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки (ст. 403 КТМ РФ).

При перевозках воздушным транспортом у заявителя претензии выбор несколько шире. В соответствии со ст. 124 ВзК РФ в случае нарушения договора воздушной перевозки груза перевозчику предъявляется претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

На автомобильном транспорте претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к перевозчику, выдавшему груз, а в случае полной утраты груза — к транспортной организации, принявшей груз к перевозке.

При перевозках железнодорожным транспортом претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, предъявляются к перевозчику (ст. 122 УЖТ РФ), под которым в данном случае понимается ОАО РЖД». Однако претензии направляются по адресам филиалов перевозчика, т.е. железным дорогам, которые уполномочены ОАО «РЖД» рассматривать данный вид претензий. Претензии о возмещении за утрату, порчу и недостачу или повреждение груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности. Исключение составляют однородные грузы, погруженные одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя.

К претензиям должны быть приложены документы, подтверждающие право на заявление претензии (ст. ст. 161 КВВТ РФ, 405 КТМ РФ, 120 УЖТ РФ, 39 УАТиНГЭТ).

3. Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. На речном транспорте сроки исковой давности исчисляются в отношении возмещения ущерба за утрату груза — по истечении 30-ти дней со дня окончания срока доставки груза. Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках равен 6-ти месяцам. В случае просрочки доставки груза претензия должна быть предъявлена в течение 21 дня со дня передачи груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта. В случае утраты груза претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии (ст. 126 ВзК РФ).

В соответствии со ст. 123 УЖТ РФ претензии к железнодорожным перевозчикам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней — в течение 45 дней. На автомобильном транспорте претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, т.е. в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска (ст. 42 УАТиНГЭТ).

Претензии должны предъявляться не только по требованиям не только об уплате основной суммы иска, но и о взыскании процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, если заявитель считает, что перевозчик должен их уплатить в связи с неуплатой основной суммы.

В соответствии со ст. 163 КВВТ РФ, ст. 407 КТМ РФ, ст. 128 ВзК РФ, ст. 40 УАТиНГЭТ перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии. При частичном удовлетворении или отклонении претензии заявителя в уведомлении перевозчика должно быть указано основание принятого решения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты. В этом случае представленные при предъявлении претензии документы возвращаются заявителю. В тех случаях, когда перевозчик отказался рассмотреть претензию по существу со ссылкой на нарушение заявителем претензии установленного претензионного порядка, а истец оспаривает правомерность такого отказа в рассмотрении претензии и считает претензионный порядок соблюденным, суд принимает исковое заявление и возникшее разногласие по этому вопросу разрешает в судебном заседании. При признании претензионного порядка соблюденным исковое заявление рассматривается по существу.

Исковой давностью признается срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ). Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного федеральным законом или назначенного судом процессуального срока (ст. 109 ГПК РФ). Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (ст. 797 ГК РФ). Иски к перевозчику, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на предъявленную претензию в 30-дневный срок. Претензия может считаться удовлетворенной при условии фактического перечисления предъявителю претензии признанной железной дорогой суммы. В случае, когда железная дорога признала претензию, но не перечислила признанную сумму либо указанная сумма грузоотправителем или грузополучателем не получена по иным причинам, заявитель претензии вправе обратиться в арбитражный суд с иском к железной дороге о взыскании соответствующей суммы в судебном порядке.

Это интересно:  Статья 700 ГК РФ. Изменение сторон в договоре безвозмездного пользования

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 26.05.1998 N 4935/97 разъяснил, что сроки на предъявление претензии к перевозчику, вытекающей из договора перевозки груза, не являются пресекательными, если рассматриваемые правоотношения возникли после ввода в действие части второй ГК РФ. Данный вывод согласуется со ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту.

Транспортные уставы и кодексы устанавливают правила о начале течения срока исковой давности (ст. 164 КВВТ РФ, 125 УЖТ РФ, 42 УАТиНГЭТ, 128 ВзК РФ, 408 КТМ РФ).

4. Применимое законодательство:

5. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 26.05.1998 N 4935/97;

— Определение ВАС РФ от 13.10.2009 N ВАС-11284/09;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 N 18АП-14587/13;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 11.06.1998 N А55-309/97-9;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 N 03АП-5939/13;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 N 18АП-10534/12;

— Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 N 04АП-321/12.

Статья 797 ГК РФ. Претензии и иски по перевозкам грузов

Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к статье 797

1. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом или договором. Пунктом 1 комментируемой статьи сохранен обязательный претензионный порядок во взаимоотношениях по перевозке грузов между лицом, обладающим правом заявить иск к перевозчику, и перевозчиком. Арбитражный суд вправе оставить исковое заявление без рассмотрения, если истец не представил документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка урегулирования спора с перевозчиком (п. 2 ст. 148 АПК).
Определение порядка обращения с претензией к перевозчику ГК отнес к компетенции соответствующих транспортных уставов и кодексов. Такой порядок установлен в УЖТ (ст. ст. 120 — 124), УАТ (ст. ст. 158 — 165 и 168), КВВТ (ст. ст. 161 — 163), КТМ (ст. ст. 402 — 407) и изданными на их основе правилами. Порядок предъявления претензий к воздушному перевозчику предусмотрен ст. ст. 122 — 127 ВК. Согласно КТМ предъявление претензии к перевозчику обязательно только для каботажных (внутренних) перевозок груза.
2. Все транспортные уставы и кодексы определяют момент, с которого возникает право на обращение с претензией к перевозчику. Претензии к перевозчику о недостаче, повреждении (порче) груза, а также о просрочке в его доставке могут быть предъявлены со дня выдачи груза (на воздушном транспорте — со дня, следующего за днем выдачи груза); об утрате груза — по истечении 30 суток (на воздушном транспорте — 10 суток) со дня окончания срока доставки; претензия об утрате груза, перевозившегося в прямом смешанном сообщении, может быть предъявлена по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. Во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
В ГК не называется срок, в течение которого отправитель или получатель могут обратиться к перевозчику с претензией. Такой срок для внутренних перевозок установлен УЖТ, УАТ, ВК — 6 месяцев для предъявления претензий об утрате, недостаче, повреждении (порче) груза. Иные сроки установлены в ст. 127 ВК для перевозок грузов в международном воздушном сообщении. По КТМ и КВВТ претензия к перевозчику, вытекающая из договора перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности. Отсутствие в комментируемой статье указания на срок предъявления претензии к перевозчику не означает, что они не могут быть предусмотрены в транспортных уставах и кодексах. ГК отнес определение порядка предъявления претензий к их ведению, а срок на их предъявление — неотъемлемая часть порядка. Кроме того, согласно п. 2 ст. 784 ГК общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами и изданными в соответствии с ними правилами.
В соответствии с УЖТ (ст. 123) и ВК (ст. 126) перевозчик может принять претензию, заявленную по истечении установленного на ее предъявление срока, только при наличии уважительных причин его пропуска. Следовательно, железнодорожный и воздушный перевозчики вправе не рассматривать претензию, заявленную по истечении установленного для ее предъявления срока. Тем не менее грузоотправитель и грузополучатель вправе обратиться в арбитражный суд с иском. Такое разъяснение дал Пленум ВАС РФ в Постановлении от 06.10.2005 N 30. В Постановлении говорится, что предъявление грузоотправителем или грузополучателем претензии к предприятию железнодорожного транспорта за пределами срока, предусмотренного ст. 123 УЖТ, при условии соблюдения установленного УЖТ порядка предъявления претензии не является основанием к возвращению искового заявления. В качестве неблагоприятного последствия нарушения претензионного срока Пленум назвал отнесение на истца судебных расходов независимо от исхода дела.
Претензия должна быть заявлена в письменной форме с приложением накладной (коносамента). УЖТ требует предоставления документов, подтверждающих предъявленные заявителем требования (ст. 120). В транспортных уставах и кодексах содержится указание о приложении к претензии также коммерческого акта либо иного установленного уставом или кодексом документа в случае недостачи или повреждения (порчи) груза. Перевозчик обязан принять к рассмотрению претензию без коммерческого акта, если был обжалован отказ в его составлении (ст. 120 УЖТ, ст. 405 КТМ, ст. 161 КВВТ). ВК лишил коммерческий акт правоустанавливающего значения. Его отсутствие не лишает пассажира, грузоотправителя и грузополучателя права на предъявление претензии (п. 5 ст. 124). Однако в случае недостачи, повреждения (порчи) груза наличие коммерческого акта для предъявления претензии необходимо, если у грузополучателя отсутствует грузовая накладная (п. 5 ст. 125).
К претензии должен быть приложен также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. Отсутствие последнего не лишает права на обращение с претензией, но может затруднить принятие перевозчиком решения об удовлетворении претензии.
Право на предъявление претензии принадлежит получателю или отправителю при условии представления соответствующего транспортного документа (ст. 120 УЖТ, ст. 158 УАТ, ст. 162 КВВТ), получателю — в случае просрочки в доставке груза. ВК, УЖТ предоставляют право на предъявление претензии грузополучателю и страховщику при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения (подп. 5 п. 2 ст. 125 ВК, ст. 120 УЖТ).
В соответствии с УЖТ право на предъявление претензий, связанных с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю), в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. Это означает, что страховщик, выплативший страховое возмещение страхователю, имеет право обращаться с претензией к перевозчику от своего имени без доверенности. Доверенности грузоотправителя, грузополучателя на предъявление претензии страховщиком не требуется в силу предоставленного страховщику права непосредственно законом — УЖТ.
Претензия к перевозчику предъявляется по месту нахождения перевозчика — транспортной организации, перевозившей груз. Согласно ВК претензия предъявляется к перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.
3. Пунктом 2 комментируемой статьи установлен 30-дневный срок, в течение которого перевозчик обязан ответить на претензию. Нормы УАТ, устанавливавшие 3-месячный срок для ответа на претензию по перевозкам грузов одним видом транспорта и 6-месячный по перевозкам в прямом смешанном сообщении, утратили силу как не соответствующие ГК. В течение месячного срока перевозчик обязан рассмотреть претензию и либо удовлетворить ее, либо дать мотивированный ответ об отказе в удовлетворении претензии полностью или в части. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии, а также неполучения по окончании месячного срока ответа на претензию грузоотправитель и грузополучатель могут предъявить иск к перевозчику. Ответ перевозчика о признании претензии полностью или в части является основанием для взыскания признанной суммы (если перевозчик не перевел ее добровольно) в бесспорном порядке на основе исполнительной надписи нотариуса. Такой порядок предусмотрен действующим Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.03.1976 N 171 «Об утверждении Перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия» (в ред. от 30.12.2000) .
———————————
СП РСФСР. 1976. N 7. Ст. 56; 1986. N 2. Ст. 10; 1989. N 13. Ст. 72; САПП РФ. 1993. N 39. Ст. 3613; 1994. N 2. Ст. 79; СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3140; 1999. N 46. Ст. 5569; 2001. N 2. Ст. 187.

Взыскание признанных перевозчиком сумм по исполнительной надписи нотариуса является правом, а не обязанностью заинтересованного лица. Арбитражные суды не должны отказывать в принятии исковых заявлений от грузополучателей, грузоотправителей, других управомоченных лиц, не воспользовавшихся своим правом на бесспорное взыскание признанных перевозчиком сумм.
4. Исковая давность по требованиям, вытекающим из перевозки груза, установлена в 1 год. Определение момента, с которого должно начаться течение исковой давности, ГК отнес к ведению транспортных уставов и кодексов. Согласно ст. 125 УЖТ иски к железным дорогам, возникшие в связи с осуществлением перевозки груза, грузобагажа, багажа, могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа железной дороги удовлетворить претензию либо неполучения от железной дороги ответа в течение установленного для ответа срока. Аналогично решен данный вопрос в УАТ, КВВТ, ВК.
5. В комментируемой статье не сказано о претензиях пассажиров об утрате, повреждении (порче) багажа. ВК закрепил такие правила в п. 1 ст. 125 и ст. 126, УЖТ — в ст. 122. В соответствии со ст. 126 ВК пассажир в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, имеет право предъявить перевозчику заявление в случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) багажа (с предъявлением багажной квитанции или коммерческого акта), просрочки его доставки, а также прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира.
Истечение установленного ВК 6-месячного срока дает перевозчику право не принимать от грузоотправителя, грузополучателя и пассажира заявление о нарушении договора воздушной перевозки. Но перевозчик вправе принять претензию, если признает уважительной причину пропуска срока на предъявление претензии (п. 2 ст. 126). Аналогичное правило предусмотрено ст. 123 УЖТ. Что касается права на обращение в суд, то судебная практика исходит из того, что пропуск срока на предъявление претензии не является основанием к отказу в принятии исковых заявлений. Так, Пленум ВС РФ в Постановлении N 7 указал, что истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. 46 Конституции и Закону о защите прав потребителей (п. 5).

Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к статье 797 ГК РФ

1. В коммент. ст. установлена специфика процедуры применения мер гражданско-правовой ответственности, возникающей из отношений по перевозке грузов. Такая процедура обычно состоит из трех этапов (о первом этапе данной процедуры см. коммент. к ст. 796 ГК): документальная фиксация оснований ответственности (в случаях, предусмотренных законодательством); соблюдение претензионного порядка урегулирования споров; предъявление иска в соответствующий суд.

2. Сущность указанного второго этапа состоит в соблюдении правила об обязательном или добровольном претензионном порядке урегулирования споров в отношениях по перевозке. Применительно к претензионному порядку урегулирования споров в отношениях по перевозке законодатель исходит из двух разных подходов:

— устанавливается обязательный претензионный порядок урегулирования для ряда споров по перевозке, т.е. для их определенной части (ст. 161 КВВТ, ст. 194 КТМ и др.). Так, в соответствии с п. 1 ст. 797 ГК (ст. 124 ВК, ст. 120 УЖТ, ч. 2 ст. 39 УАТ, ст. 403 КТМ, ст. 161 КВВТ) до предъявления перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, требуется обязательное соблюдение претензионного порядка (ч. 5 ст. 4 АПК, ч. 3 ст. 30 ГПК). Соответственно, в других случаях претензионный порядок не применяется. Обычно для требований самого перевозчика к пассажиру, а также для требований о возмещении вреда жизни и здоровью пассажира рассматриваемый претензионный порядок не устанавливается;

— для отдельных ситуаций нормативно оформляется лишь право на предъявление претензии, но не обязанность, что, по сути, равнозначно добровольному претензионному порядку (ст. 121 УЖТ, п. 1 ст. 39 УАТ и др.).

3. Претензионная процедура обязательного или добровольного претензионного порядка урегулирования споров обычно состоит из двух этапов — оформление и заявление претензии, ее рассмотрение в течение установленных в транспортном законодательстве сроков и направление ответа заявителю. Под претензией в рассматриваемом случае следует понимать письменное требование, в частности об уплате штрафа, о возмещении убытков, обращенное к перевозчику в связи с ненадлежащим исполнением (неисполнением) обязательства по перевозке.

Для первого этапа транспортное законодательство определяет, кто, в какой срок и кому может заявить претензию и как она оформляется. Так, согласно п. 4 ст. 124 ВК в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. В соответствии со ст. 122 УЖТ претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа, багажа, предъявляются к перевозчику. Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются к: перевозчику, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция; соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится этот пункт. Как установлено в абз. 1 п. 2 ст. 403 КТМ, претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее. Пункт 2 ст. 161 КВВТ гласит, что претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения.

Это интересно:  Статья 52 Основ. Выдача дубликатов нотариально удостоверенных документов

Срок предъявления претензии составляет, как правило, 6 месяцев, а по взысканию штрафов — 45 дней (ст. 123 УЖТ, ст. 126 ВК). Вместе с тем, согласно ст. 406 КТМ, претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности. Аналогичное правило установлено в п. 4 ст. 161 КВВТ: претензии к перевозчикам или буксировщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности.

На втором этапе перевозчик рассматривает претензию в срок, определенный транспортным законодательством, и направляет соответствующий ответ заявителю. Законодатель обязывает перевозчика дать ответ на претензию грузоотправителя или грузополучателя в течение 30 дней (п. 2 ст. 797 ГК). В транспортных уставах и кодексах указанное правило может быть конкретизировано. Так, согласно абз. 1 ст. 124 УЖТ перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии. В соответствии с п. 1 ст. 128 ВК перевозчик обязан в течение 30 дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии.

4. На третьем этапе процедуры применения ответственности в связи с нарушением условий перевозки заявляется иск в соответствующий суд. Применительно к этому этапу транспортное законодательство обычно отвечает на три вопроса — кто и в каком случае может предъявить иск, каков срок исковой давности.

При частичном или полном отклонении претензии или при неполучении ответа на претензию в соответствующий срок у лица, заявившего претензию, появляется право предъявить иск.

Процессуальное законодательство (ст. 38 АПК, ст. 30 ГПК) устанавливает принцип исключительной подсудности по делам из перевозки грузов: иски к перевозчику, вытекающие из договора перевозки грузов, в том числе в случае если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляются в соответствующий суд по месту нахождения перевозчика.

5. Пункт 3 коммент. ст. (ст. 408 КТМ, п. 3 ст. 164 КВВТ, ст. 42 УАТ) устанавливает сокращенный срок исковой давности (один год) по требованиям, вытекающим из грузовой перевозки. Он может быть сокращенным и в иных случаях, например по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом срок исковой давности составляет один год (ст. 42 УАТ).

Срок исковой давности по требованиям из договора перевозки, в том числе и перевозки грузов, начинает течь с момента, определяемого в транспортных уставах и кодексах. Так, согласно п. 2 ст. 128 ВК течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты. Ряд транспортных уставов и кодексов связывают начало течения срока исковой давности с соответствующим событием. Пункт 2 ст. 164 КВВТ (так же, как и ст. 42 УАТ) устанавливает, что течение исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии.

Другой комментарий к статье 797 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья устанавливает неразрывную связь между претензиями и исками, вытекающими из договора перевозки грузов. Предусмотренный п. 1 комментируемой статьи претензионный порядок означает обязательную досудебную процедуру урегулирования спора его участниками. Обращение в суд без соблюдения претензионного порядка влечет за собой оставление искового заявления без рассмотрения (ст. 148 АПК). Претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров на транспорте существовал в советское время и был сохранен в действующем законодательстве по очевидным причинам: «.транспортные организации имеют в качестве своих клиентов тысячи организаций-грузовладельцев, поэтому при возникновении конфликтов они должны иметь возможность разобраться в сложной документации, объявить при необходимости розыск груза, запросить сведения иных транспортных организаций, участвовавших в перевозке груза, и т.п.». Исходя из тех же причин законодатель устанавливает в п. 3 комментируемой статьи по требованиям, вытекающим из перевозки груза, сокращенный срок исковой давности в один год. Следует отметить, что сокращенный срок исковой давности применяется как к требованиям, которые предъявляются грузоотправителем или грузополучателем к перевозчику, так и к требованиям, которые предъявляются перевозчиком к этим лицам. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте введены годичные сроки исковой давности и по договорным требованиям перевозчика к пассажирам (ст. 126 УЖТ; п. 4 ст. 164 КВВТ).

Сокращенный срок исковой давности является существенным ограничением в судебной защите нарушенного права, которое устанавливается законом. Применение такого срока оправданно в отношениях, связанных с перевозкой груза, где обе стороны являются лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Для отношений, вытекающих из договора перевозки пассажира, введение сокращенного срока исковой давности комментируемой статьей не предусмотрено. Соответственно, к требованиям пассажиров, вытекающим собственно из договора перевозки пассажира, применяется общий трехгодичный срок исковой давности (иногда на это прямо указывается в транспортных законах — п. 3 ст. 164 КВВТ). Что касается требований, вытекающих из договора перевозки багажа, то на железнодорожном и автомобильном транспорте для таких требований пассажиров прямо установлен годичный срок исковой давности (ст. 125 УЖТ; ст. 42 УАТ). В п. 3 ст. 164 КВВТ РФ, напротив, подчеркивается, что для этих требований существует общий трехгодичный срок исковой давности. Воздушный кодекс РФ хранит молчание по этому вопросу, соответственно, к требованиям из договора перевозки багажа должен применяться общий срок исковой давности.

Специфичными являются правила, установленные для морской перевозки. К требованиям, вытекающим из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, по общему правилу применяется двухгодичный срок исковой давности (п. 1 ст. 409 КТМ). Но если перевозчик или пассажир в заграничном сообщении являются лицами российского права, то применяются общие трехгодичные сроки исковой давности (п. 1 ст. 197 КТМ). При каботажном плавании (между российскими портами) также применяются общие сроки исковой давности.

2. Претензионный порядок урегулирования споров может быть установлен только федеральным законом. В принципе в комментируемой статье такой порядок предписывается для перевозок грузов всеми без исключений видами транспорта. Но необходимо иметь в виду, что на морском транспорте в соответствии с п. 1 ст. 43 КТМ РФ предъявление перевозчику претензии является обязательным только в отношении исков, связанных с перевозкой груза в каботаже (т.е. при перевозке между российскими морскими портами) .

В п. 1 комментируемой статьи претензионный порядок предписан только в отношении требований, вытекающих из договора перевозки груза и предъявляемых к перевозчику (тем самым для требований перевозчика к грузоотправителю или к грузополучателю досудебный порядок урегулирования спора не установлен). Претензии предъявляет или грузоотправитель, или грузополучатель. Особым субъектом в претензионных отношениях является страховщик, выплативший страховое возмещение грузоотправителю (грузополучателю) в связи с ненадлежащим выполнением перевозчиком обязательств по перевозке груза. К нему по закону в порядке суброгации переходит право требования к перевозчику, которое может быть реализовано только с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и перевозчиком. Следовательно, до обращения в суд страховщик обязан предъявить претензии к перевозчику, если только такая претензия не была предъявлена страхователем .

Уступка указанными лицами своих прав на предъявление претензий и исков к перевозчику не допускается, поскольку такая уступка входит в противоречие с сущностью установленного комментируемой статьей порядка .

Что касается претензионного порядка урегулирования споров, вытекающих из договоров перевозки пассажира и перевозки багажа, то вопрос о его обязательности решается в транспортных законах по-разному. На железнодорожном и автомобильном транспорте претензии, вытекающие из договора перевозки пассажира и его багажа, могут быть предъявлены к перевозчику (ст. 121 УЖТ; ст. 39 УАТ). Соответственно, соблюдение досудебного порядка урегулирования в данном случае необязательно. Однако для требований, связанных с перевозкой грузобагажа, предъявление претензий является обязательным (ст. 120 УЖТ). На воздушном транспорте для пассажиров установлена необходимость предъявления или претензий, или неких заявлений (п. 4 ст. 124 ВК). Требование о предъявлении подобных заявлений не может считаться установленным обязательным досудебным порядком урегулирования споров. Необходимость предъявления претензий по требованиям, возникающим из договора перевозки пассажира, прямо предусмотрена на внутреннем водном транспорте (ст. 161 КВВТ).

3. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи порядок предъявления претензии к перевозчику устанавливается в соответствующем транспортном законе. Установленный порядок предъявления претензии должен отвечать на три вопроса:

1) кто именно (грузоотправитель или грузополучатель) может предъявлять претензии к перевозчику; 2) какие документы должны прилагаться к претензии и 3) в течение какого срока должна быть предъявлена претензия?

Детальное регулирование процедуры подачи претензии предусмотрено не во всех транспортных уставах и кодексах.

На железнодорожном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 120 УЖТ):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены определенный документ с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза;

— недостача, повреждение (порча) груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены накладная, выданный перевозчиком коммерческий акт, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающего, поврежденного (испорченного) груза;

— просрочка доставки груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должна быть приложена накладная;

— задержка выдачи груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены накладная и акт общей формы;

— возврат провозной платы в случае несостоявшейся перевозки. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должна быть приложена квитанция о приеме груза с отметкой железнодорожной станции отправления о возврате груза;

— другие случаи, включая споры, вытекающие из договора на подачу транспортных средств.

Перевозчик рассматривает претензии в соответствии с Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 42.

На внутреннем водном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 162 КВВТ):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены квитанции о приеме груза с отметкой перевозчика о неприбытии груза, а также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза;

— несоблюдение сроков доставки груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должна быть приложена накладная;

На воздушном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 125 ВК):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должны быть приложены накладная с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза или документ об оплате провозной платы и справка перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза;

— недостача или повреждение (порча) груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должна быть приложена накладная или коммерческий акт;

Право на предъявление претензии возникает с момента наступления определенных обстоятельств. Так, на железнодорожном транспорте претензии по требованиям об утрате груза могут предъявляться по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза, претензии о недостаче груза — со дня его получения и т.д. (ст. 123 УЖТ); на автомобильном транспорте претензии по требованиям об утрате груза предъявляются, когда груз считается утраченным, т.е. по истечении 10 дней со дня приема груза при перевозках в городском и пригородном сообщении и по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки груза при перевозках в междугородном сообщении (ст. 14 УАТ).

Принципиальное значение имеет вопрос о сроке, в течение которого может быть предъявлена претензия. В комментируемой статье об этом сроке не упоминается. Положения о том, что претензия к перевозчику, вытекающая из перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности, содержатся в ст. 406 КТМ РФ; в п. 4 ст. 161 КВВТ РФ; в п. 6 ст. 39 УАТ. На железнодорожном и воздушном транспорте установлен иной порядок: общий срок (предусмотрены и сокращенные сроки) для предъявления претензии установлен в шесть месяцев с момента, когда такое право возникает (ст. 123 УЖТ; ст. 128 ВК). Пропуск данного срока на предъявление претензии может быть квалифицирован судом как несоблюдение досудебного порядка урегулирования споров.

4. Право на предъявление иска к перевозчику возникает у лица, имеющего право на подачу претензии, в том случае, если перевозчик не ответил на претензию в течение 30 дней с момента ее получения, а также в том случае, если в ответе содержится полный или частичный отказ в удовлетворении претензии (п. 2 комментируемой статьи). Претензия считается удовлетворенной при фактическом получении заявителем претензии истребуемой денежной суммы. Заявитель претензии в течение годичного срока исковой давности вправе истребовать от перевозчика признанные им суммы в судебном порядке. При этом признание претензии перевозчиком без ее удовлетворения свидетельствует о признании перевозчиком заявленных требований, что влечет перерыв течения срока исковой давности .

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

В большинстве транспортных законов установлено, что начало течения срока исковой давности по требованиям из перевозки груза начинается с момента возникновения права на предъявление претензии. Таким образом, в течение одного года грузоотправитель или грузополучатель должны успеть и соблюсти претензионный порядок, и предъявить требование в суд . Исключение составляет правило п. 2 ст. 128 ВК РФ, в соответствии с которым начало течения срока исковой давности начинается на следующий день после получения ответа об отклонении претензии полностью или частично, а в случае неполучения ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком.

Статья написана по материалам сайтов: gkodeksrf.ru, stgkrf.ru, www.zakonrf.info, grazhdanskiy-kodeks-rf.com, rugkrf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector