+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 8.9 КоАП РФ. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов

Новая редакция Ст. 8.9 КоАП РФ

Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 8.9 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с охраной недр и гидроминеральных ресурсов. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение требований; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

Другой комментарий к Ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

2. Статьей 23 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. О недрах» предусматриваются основные требования по охране недр, каковыми являются:

соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

обеспечение полноты охраны недр;

проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и т.д.

3. Нарушение указанных выше требований по охране недр и гидроминеральных (минеральных вод) ресурсов является основанием для привлечения субъектов правонарушения к административной ответственности. При этом для наступления административной ответственности по указанной статье нарушение данных требований должно создать возможность загрязнения недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

В случае нарушения правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, влечет наступление уголовной ответственности в соответствии со ст.255 УК.

4. С субъективной стороны комментируемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

5. Субъектами правонарушения, предусмотренного ст.8.9 КоАП РФ, могут являться граждане, должностные лица и юридические лица.

Статья 8.9. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов

СТ 8.9 КоАП РФ

Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 8.9 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны недр и гидроминеральных ресурсов.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра содержат запасы полезных ископаемых и иных ресурсов, используемых обществом на определенном этапе научно-технического развития.

Это интересно:  Статья 122 ФЗ № 229-ФЗ. Сроки подачи жалобы

Гидроминеральные ресурсы — подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), термальные воды.

Полезные ископаемые — это минеральные образования земной коры, химический состав и полезные свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства.

2. Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в нарушении требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, не пригодное для разработки.

3. Субъектами правонарушения являются физические лица, должностные лица, юридические лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.

5. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22 КоАП РФ); органов, осуществляющих в пределах своей компетенции функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых территорий федерального значения (ст. 23.25 КоАП РФ).

Статья 8.9 КоАП РФ. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов

Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарии к ст. 8.9 КОАП РФ

1. Установление административной ответственности за нарушение требований по охране недр, включая содержащиеся в них полезные ископаемые и гидроминеральные ресурсы, обусловлено необходимостью сохранения участков недр от загрязнения или приведения в иное состояние, не пригодное для разработки. При этом объектами охраны являются участки недр, содержащие месторождения полезных ископаемых, а также участки недр, используемые для других видов пользования недрами, определенных в ст. 6 Закона РФ «О недрах».

2. Недропользователи обязаны соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты, нормы, правила, регламентирующие условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, вод, лесов от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Основные требования по рациональному использованию и охране недр применительно ко всем стадиям их хозяйственного освоения, а также по предотвращению загрязнения недр и охране месторождений полезных ископаемых содержатся в Законе РФ «О недрах». Правила охраны недр устанавливаются также в подзаконных нормативных актах: Постановление Госгортехнадзора РФ от 1 декабря 1999 г. N 88 «Об утверждении Правил охраны недр при составлении технологических схем разработки месторождений минеральных вод» (РГ. 2000. 19 мая); Постановление Госгортехнадзора РФ от 6 июня 2003 г. N 70 «Об утверждении Правил охраны недр при переработке минерального сырья» (РГ. 2003. 19 июня); Постановление Госгортехнадзора РФ от 6 июня 2003 г. N 71 «Об утверждении Правил охраны недр» (РГ. 2003. 19 июня).

3. К числу основных требований по охране недр относятся, например: охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

Цель реализации этих требований заключается в организации такого горного производства, эксплуатация которого не привела бы к неприемлемым экологическим и связанным с ними социальным и экономическим последствиям.

4. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22); органов, осуществляющих в пределах своей компетенции функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых территорий федерального значения (ст. 23.25).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Статья 8.9 КоАП РФ. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов

Статья 8.9. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов

Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, —

Это интересно:  Статья 264 уголовного кодекса российской федерации

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

Комментарий к статье 8.9

Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить:

— строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;

— дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья;

— наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и др.); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.

2. В соответствии со ст. 23 Закона РФ «О недрах» к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся, в частности:

— охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

— предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

— соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Требования по охране недр определяются также и лицензией на пользование недрами. В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в частности, данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, а также условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

Требования по охране недр должны учитываться при разработке градостроительной документации. Согласно п. 2 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ разделы об охране недр включаются в градостроительную документацию всех видов.

Применительно к отношениям, регулируемым Водным кодексом РФ, под загрязнением водных объектов понимаются сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов (о статусе водных объектов см. п. 3 комментария к ст. 7.2).

Загрязнение водных объектов может быть обусловлено загрязнением находящихся в них гидроминеральных ресурсов.

К обязанностям субъектов хозяйственной и иной деятельности, допустивших загрязнение недр, относится внесение платы, формы которой должны быть установлены федеральным законом. Внесение указанной платы не освобождает субъекты хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (см. ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

К гидроминеральным ресурсам относятся неживые ресурсы водных объектов. О различиях статуса минеральных (неживых) ресурсов, водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ см. п. 4 комментария к ст. 8.17, п. 1 комментария к ст. 8.20.

О статусе общераспространенных полезных ископаемых и об административной ответственности за их незаконную добычу на водных объектах см. п. 1 комментария к ст. 8.7.

3. Отдельные требования по охране недр и гидроминеральных ресурсов содержатся в подзаконных, в частности ведомственных, актах (см. Правила геофизических исследований и работ в нефтяных и газовых скважинах, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов РФ и Министерства топлива и энергетики РФ от 28 декабря 1999 г. N 445).

4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц МПР России и Госгортехнадзора, указанных в ч. 2 ст. 23.22, ч. 2 ст. 23.31 КоАП (см. комментарии к указанным статьям).

5. Рассматриваемое правонарушение считается завершенным в момент неисполнения требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов либо уклонения от их исполнения (при бездействии). Указанное деяние в случае, если оно повлекло причинение значительного ущерба, квалифицируется как экологическое преступление (ст. 255 УК).

Статья 8.9 КоАП РФ. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (действующая редакция)

Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст
Это интересно:  Статья 29 ГК РФ. Признание гражданина недееспособным

Комментарий к ст. 8.9 КоАП РФ

Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить:

— строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;

— дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья;

— наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и др.); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.

2. В соответствии со ст. 23 Закона РФ «О недрах» к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся, в частности:

— охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

— предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

— соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Требования по охране недр определяются также и лицензией на пользование недрами. В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в частности, данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, а также условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

Требования по охране недр должны учитываться при разработке градостроительной документации. Согласно п. 2 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ разделы об охране недр включаются в градостроительную документацию всех видов.

Применительно к отношениям, регулируемым Водным кодексом РФ, под загрязнением водных объектов понимаются сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов (о статусе водных объектов см. п. 3 комментария к ст. 7.2).

Загрязнение водных объектов может быть обусловлено загрязнением находящихся в них гидроминеральных ресурсов.

К обязанностям субъектов хозяйственной и иной деятельности, допустивших загрязнение недр, относится внесение платы, формы которой должны быть установлены федеральным законом. Внесение указанной платы не освобождает субъекты хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (см. ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

К гидроминеральным ресурсам относятся неживые ресурсы водных объектов. О различиях статуса минеральных (неживых) ресурсов, водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ см. п. 4 комментария к ст. 8.17, п. 1 комментария к ст. 8.20.

О статусе общераспространенных полезных ископаемых и об административной ответственности за их незаконную добычу на водных объектах см. п. 1 комментария к ст. 8.7.

3. Отдельные требования по охране недр и гидроминеральных ресурсов содержатся в подзаконных, в частности ведомственных, актах (см. Правила геофизических исследований и работ в нефтяных и газовых скважинах, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов РФ и Министерства топлива и энергетики РФ от 28 декабря 1999 г. N 445).

4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц МПР России и Госгортехнадзора, указанных в ч. 2 ст. 23.22, ч. 2 ст. 23.31 КоАП (см. комментарии к указанным статьям).

5. Рассматриваемое правонарушение считается завершенным в момент неисполнения требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов либо уклонения от их исполнения (при бездействии). Указанное деяние в случае, если оно повлекло причинение значительного ущерба, квалифицируется как экологическое преступление (ст. 255 УК).

Статья написана по материалам сайтов: koapkodeksrf.ru, www.kodap.ru, rulaws.ru, kodeks-ob-admin-pravonarusheniyah.com, www.zakonrf.info.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector