Право на охрану здоровья и медицинскую помощь военнослужащим

Военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

В случае несогласия с заключением военно-врачебной комиссии военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на производство независимой медицинской экспертизы в соответствии со статьей 53 настоящих Основ и (или) обжалование заключений военно-врачебных комиссий в судебном порядке.

Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения.

Порядок организации медицинской помощи военнослужащим устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Деятельность медицинских комиссий военных комиссариатов обеспечивают и финансируют Министерство обороны Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти.

13 Охрана здоровья лиц, занятых отдельными видами профессиональной деятельности.

В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) или постоянно признан не пригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и пересматривается не реже одного раза в пять лет.

Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 16. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 16. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

1. Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ в пункт 2 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — военно-медицинские организации).

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Порядок обеспечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие не реже одного раза в год проходят медицинские осмотры, диспансеризацию. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральным законом, не реже одного раза в год проходят химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы территории Российской Федерации осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие, имеющие признаки психического расстройства, направляются на психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование в амбулаторных условиях или стационарных условиях в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» с последующим медицинским освидетельствованием военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе (годности к службе по военно-учетной специальности, специальности в соответствии с занимаемой должностью).

См. Инструкцию об особенностях организации медицинского обслуживания в военно-медицинских подразделениях Службы специальных объектов при Президенте РФ, утвержденную приказом ГУСП от 29 марта 2013 г. N 15

О правах военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья см. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ

См. Руководство по диспансеризации военнослужащих в Вооруженных Силах РФ, утвержденное приказом Минобороны России от 18 июня 2011 г. N 800

Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях Службы специальных объектов при Президенте РФ см. приказ ГУСП Президента РФ от 14 января 2011 г. N 1

См. Положение об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, утвержденное приказом МВД РФ от 8 ноября 2006 г. N 895

Об оказании медицинской помощи военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности в учреждениях здравоохранения см. приказ Минздравмедпрома РФ от 14 августа 1995 г. N 238

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ в пункт 2.1 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2.1. Военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации подлежат медико-психологической реабилитации продолжительностью до 30 суток.

Предусмотренная настоящим пунктом медико-психологическая реабилитация проводится для военнослужащих бесплатно.

Перечень показаний к медико-психологической реабилитации и соответствующую им продолжительность медико-психологической реабилитации, перечень категорий военнослужащих, подлежащих при наличии указанных показаний медико-психологической реабилитации, порядок и места проведения медико-психологической реабилитации определяет Министерство обороны Российской Федерации (иной федеральный орган исполнительной власти и федеральный государственный орган, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 137-ФЗ статья 16 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.2, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2.2. Военнослужащие имеют право на освобождение от исполнения ими обязанностей военной службы в день сдачи крови или ее компонентов, а также право на дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови или ее компонентов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 3 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.

Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При лечении в амбулаторных условиях лекарственные препараты для медицинского применения им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.

Изготовление и ремонт зубных протезов членам семей офицеров в военно-медицинских организациях осуществляются на тех же условиях, что и другим гражданам, в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральными законами от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ и от 22 ноября 2016 г. N 394-ФЗ в пункт 4 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Это интересно:  Налоговый вычет при покупке недвижимости, особенности его получения

4. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей (за исключением членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года) при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), получившие увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении ими обязанностей военной службы, после лечения в стационарных условиях имеют право на внеочередное получение путевок в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

Абзац четвертый утратил силу с 1 января 2017 г.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь военнослужащим

1. Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятие боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

2. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам врачей в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях (далее — военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь скрывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются Министерством обороны Российской Федерация (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы территории Российской Федерации осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие ежегодно проходят медицинские обследования, с ними проводятся лечебно-профилактические мероприятия. Военнослужащие, имеющие признаки психического расстройства, направляются на освидетельствование и стационарное обследование в соответствии с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

3. Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.

Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях. При амбулаторном лечении лекарства им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.

Изготовление и ремонт зубных протезов членам семей офицеров в военно-медицинских учреждениях осуществляются на тех же условиях, что и другим гражданам, в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены их семей во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Указанные военнослужащие оплачивают 25 процентов, а члены их семей — 50 процентов стоимости путевки, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определены иные условия оплаты. При этом указанным военнослужащим ежегодно независимо от приобретения путевки выплачивается денежная компенсация в размере шести установленных федеральным законом на момент убытия в основной отпуск минимальные размеров оплаты труда на самого военнослужащего и в размере трех установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда на супруга и каждого несовершеннолетнего ребенка. Денежная компенсация на ребенка, на содержание которого военнослужащим отчисляются алименты, выплачивается получателю алиментов. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории для продолжения госпитального лечения в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в соответствии с абзацем первым настоящего пункта выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), получившие увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении ими обязанностей военной службы, после госпитального лечения имеют право на внеочередное получение путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившие на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, обеспечиваются санаторно-курортным лечением в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пункт 4 изложен в редакции Федерального Закона от 26.04.2004 №29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение.

Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане, уволенные с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждане, уволенные с военной службы вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, могут приниматься на обследование и лечение в военно-медицинские учреждения в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования обеспечиваются бесплатным санаторно-курортным лечением в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.

Указанным военнослужащим при убытии в отпуск по болезни выплата в качестве дотации на лечение производится в размере четырех установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. 1000

Курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, воспитанники образовательных учреждений среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, оплачивают не более 30 процентов стоимости путевки на военные туристские базы.

Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи военнослужащим между военно-медицинскими учреждениями Министерства обороны Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

1. Военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей наравне с другими гражданами государство гарантирует получение доли государственной собственности в процессе ее приватизации.

2. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы предоставляются в собственность или пожизненное наследуемое владение земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.

Это интересно:  Чем грозит собственнику жилья временная прописка в нем человека?

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, за три года до увольнения с военной службы по возрасту, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военном службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, веления личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.

Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства по нормам, установленным органами местного самоуправления, но не менее 0,10 гектара в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 гектара в сельской местности;

для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства после увольнения с военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на приобретение высвобождаемого военного имущества по сложившимся ценам с учетом износа и предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации льгот.

4. Военнослужащие освобождаются от уплаты подоходного налога с денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых ими в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также от уплаты земельного налога и налогов на имущество физических лиц.

Граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, освобождаются от уплаты земельного налога и налогов на имущество физических лиц.

5. Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и члены их семей могут освобождаться органами местного самоуправления полностью или частично от уплаты местных налогов и сборов.

1. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. В случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (военных сборов), выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере:

Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), считаются:

супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы;

дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

3. При досрочном увольнении военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) с военной службы (военных сборов) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере:

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия;

военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, гражданам, призванным на военные сборы, — 60 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.

4. Убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Возмещение морального вреда и убытков, причиненных военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Возмещение вреда и гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в результате испытаний ядерного оружия, эксплуатации ядерных установок и ликвидации аварий на них, а также порядок прохождения военной службы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Гарантии погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок отдания воинских почестей при погребении определяется общевоинскими уставами.

Права военнослужащих на охрану здоровья

Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон РФ № 76-ФЗ) предусмотрено, что охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы. Действия, направленные на сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, — обязанность командиров. Органы государственной власти, в свою очередь, должны оказывать им содействие. В соответствии с указанным законом и в целях социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей принято постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих» и приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2006 года № 20 «Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации».

Более подробно вопросы охраны здоровья военнослужащих регламентированы в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495). В главе 8 «Общие положения» отмечено, что охрана здоровья и физическое развитие военнослужащих — неотъемлемая часть их подготовки к выполнению своего воинского долга. Охрана здоровья обеспечивается созданием командирами (начальниками) во взаимодействии с органами государственной власти безопасных условий военной службы. Забота о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров (начальников). Охрана здоровья военнослужащих достигается: проведением командирами (начальниками) мероприятий по оздоровлению условий службы и быта; систематическим их закаливанием, регулярными занятиями физической подготовкой и спортом; осуществлением санитарно-противоэпидемических (профилактических) и лечебно-профилактических мероприятий.

Определено, что военнослужащие имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования — на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь (п. 2 ст. 16 Закона РФ № 76-ФЗ), в том числе бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях.

При отсутствии по месту военной службы или по месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений, отсутствии в них соответствующих отделений или необходимого оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях муниципальной или государственной систем здравоохранения (ст. 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Расходы таким учреждениям возмещаются в порядке, установленном Правилами возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудниковправоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы» (далее — Постановление № 911), по тарифам, действующим на территории данного субъекта Российской Федерации на момент оказания медицинской помощи в учреждении здравоохранения, в соответствии с договором, заключенным между федеральным органом исполнительной власти (по представлению командиров воинских соединений, частей) и учреждением здравоохранения. Примерная форма договора приведена в указанном Постановлении. При этом взаиморасчеты за оказание скорой медицинской помощи и за дорогостоящие, высокотехнологичные виды медицинской помощи, оказываемые медицинскими учреждениями здравоохранения федерального подчинения, между федеральными органами исполнительной власти и указанными учреждениями не производятся. Скорая медицинская помощь при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, оказывается военнослужащим беспрепятственно и бесплатно независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности медицинского учреждения.

Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами. Кроме того, члены семей офицеров вправе получить медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление № 911). К членам семей офицера относятся: супруг/супруга; несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения. Направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы Российской Федерации осуществляется на общих основаниях сдругими гражданами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (Постановление от 15 февраля 2008 года № 72). Право на санаторно-курортное лечение военнослужащих гарантировано положениями абзаца 1 пункта 4 статьи 16Федеральный закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Порядок отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение устанавливается Министерством обороны Российской Федерации, другими федеральными органами, в которых законом предусмотрена военная служба.

Это интересно:  Срок наложения дисциплинарного взыскания на работника составляет

Старший военный прокурор 2 отдела организационного управления Главной военной прокуратуры Валерий Шамаев

Нарушения прав военнослужащих на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь

Нарушения прав военнослужащих на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь

В статье 20 (часть 1) Конституции Российской Федерации, статье 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод провозглашено право на жизнь. Из содержания данных норм вытекает обязанность государства сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности. Понятие «право на жизнь для военнослужащих» конкретизировано в международных (европейских) документах, следовать которым обязалась и Россия.

Право на жизнь для военнослужащих означает, по крайней мере, следующее: a) военнослужащие не должны вовлекаться в ситуации, в которых их жизнь будет поставлена под угрозу без четких и законных военных целей, или в условиях, когда угроза их жизни была проигнорирована; b) всегда должно быть произведено независимое и эффективное расследование любой подозрительной смерти или предполагаемого нарушения права на жизнь любого из военнослужащих; c) государство должны принимать меры для поощрения сообщений о нарушениях, угрожающих жизни военнослужащих, и предусмотреть меры защиты от мести для тех, кто сообщает о таких нарушениях; d) военнослужащие никогда не должны быть казнены или приговариваться к смертной казни. Пункт d) реализуется полностью — в России до настоящего момента действует мораторий на смертную казнь, так что военнослужащие не приговариваются к смертной казни. Относительно пункта c) — насколько защищены военнослужащие, сообщающие о преступлениях, — следует проводить отдельное исследование.

Степень соблюдения обязательств по пункту a) оценить сложно, поскольку в России с конца 2008 года не публикуется официальная статистика гибели военнослужащих Вооруженных сил. Более того, в соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», «сведения, раскрывающие потери личного состава в военное время, в мирное время в период проведения специальных операций», отнесены к государственной тайне. Относительно выполнения обязательств по пункту b) следует отметить, что в нашу организацию поступало обращение, в котором сообщалось о непроведении независимого от командования расследования смерти военнослужащего. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь военнослужащих закреплено в статье 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» В соответствии с ней, охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы. Согласно п. 335 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Устав), охрана здоровья и физическое развитие военнослужащих — неотъемлемая часть их подготовки к выполнению своего воинского долга. Охрана здоровья обеспечивается созданием командирами (начальниками) во взаимодействии с органами государственной власти безопасных условий военной службы. Командир (начальник) в целях обеспечения безопасности военной службы обязан в своей служебной деятельности отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих (п. 81).

Данные нормы закона выполняются далеко не во всех случаях. Так, зачастую командиры не обращают должного внимания на создание благоприятных условий военной службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов военной службы; приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих также отдается не во всех случаях. Многие жалобы, поступавшие в организацию, были связаны с несвоевременным выявлением заболеваний и оказанием ненадлежащей медицинской помощи в воинских частях и госпиталях, что в ряде случаев привело к трагическим последствиям. Согласно п. 347 Устава, при обнаружении в полку инфекционного больного начальник медицинской службы немедленно докладывает об этом командиру полка и старшему медицинскому начальнику, проводит активное выявление, изоляцию и госпитализацию заболевших, дезинфекцию в подразделениях, наблюдение за лицами, бывшими в контакте с больным, и усиливает медицинский контроль.

А в соответствии с п. 357 Устава, военнослужащие, внезапно заболевшие или получившие травму, направляются немедленно, в любое время суток, в медицинский пункт полка (госпиталь), а при необходимости в другие учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения. Эти требования закона выполняются далеко не во всех случаях обнаружения инфекционных заболеваний.

Также были зафиксированы многочисленные случаи неоказания или оказания ненадлежащей медицинской помощи (пример 4-7, 32, 33 из Приложения 2), что является нарушением прав военнослужащих, поскольку статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает принцип приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступности и качества медицинской помощи, и недопустимости отказа в оказании медицинской помощи. Нарушение права на охрану здоровья наблюдается также в случаях привлечения к особо опасным работам военнослужащих, не прошедших специальное обучение.

Как указывал в своем экспертном заключении на предмет правовой оценки использования военнослужащих срочной службы на работах, связанных с уничтожением боеприпасов, член НЭПС и Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, д.ю.н., профессор В.И. Миронов, из права на жизнь и здоровье вытекает обязанность государства сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности. Привлечение неподготовленных лиц к уничтожению боеприпасов и их составных частей создает опасность для их жизни и окружающих. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что использование неподготовленных лиц в работе с боеприпасами и их составными частями приводит не только к нарушению права на жизнь, но и к невыполнению государством обязанности по созданию необходимых условий, обеспечивающих безопасность жизни военнослужащих и окружающих их лиц.

Не менее распространенным нарушением права военнослужащего на здоровье является отказ в досрочном увольнении по состоянию здоровья. Как правило, с такой проблемой сталкиваются военнослужащие, которые были призваны в армию с нарушением процедуры, имея заболевания, препятствующие прохождению военной службы согласно Расписанию болезней, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». Однако были зафиксированы и такие случаи, когда при приобретении заболевания во время прохождения военной службы врачи дезинформировали военнослужащих о серьезности такого заболевания и совместимости его с дальнейшим прохождением военной службы. При этом следует отметить, что сроки досрочного увольнения военнослужащих по состоянию здоровья в законодательстве четко не установлены, в результате чего зачастую превышают разумные пределы.

Согласно п. 133 Положения «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации», утв. Приказом Министра обороны РФ от 20.08.2003 N 200 (далее – Положение), освидетельствование военнослужащих гарнизонными или госпитальными ВВК (ВЛК) проводится не позднее трех недель со дня начала обследования военнослужащего. Однако в случае невозможности вынесения заключения о состоянии здоровья этот срок может быть продлен.

Согласно п. 242 Положения, заключение ВВК, не подлежащее утверждению штатной ВВК, оформляется в день освидетельствования и выдается на руки освидетельствованному или направляется в воинскую часть. Однако, как правило, заключение подлежит утверждению штатной ВВК, поэтому свидетельство о болезни с заключением, подлежащим утверждению штатной ВВК, направляются в штатную ВВК не позднее 5 дней после освидетельствования. Именно на этом этапе процедура досрочного увольнения по состоянию здоровья может существенно затянуться, поскольку в законодательстве не указано, в какой срок штатная ВВК должна утвердить заключение госпитальной ВВК. Иногда документы находятся на утверждении в течение нескольких месяцев. В некоторых случаях всё это время военнослужащие, имеющие заболевания, препятствующие прохождению военной службы, находятся в военно-медицинских учреждениях или в воинских частях, исполняя свои обязанности.

При этом направление военнослужащих из военно-медицинских учреждений в воинскую часть для увольнения, привлечение их к службе или нахождение в медицинской части при воинской части в некоторых случаях, даже при непродолжительном сроке, влечет серьезное ухудшение их состояния здоровья. Военнослужащие имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно- медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В нарушение этих прав поступило множество сообщений об отсутствии в санитарных и медицинских пунктах лекарственных средств перовой необходимости (от простудных заболеваний, ушибов, болевых синдромов и т. п.). Кроме того, поступило большое количество обращений, касающихся санитарных условий, ставящих в опасность здоровье военнослужащих, — отсутствие питьевой воды в воинских частях, а также на полигонах, педикулез.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, base.garant.ru, xn—-7sbb5ahj4aiadq2m.xn--p1ai, tvzvezda.ru, www.oboznik.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector