Возможно ли распространить срок действия сервитута на предыдущий период: образец соглашения 2022 года

Пожалуйста расскажите — чем отличается сервитут от аренды на землю. Нам нужно оформить права под линейными коммуникациями (водопроводом, канализацией и линиями электропередачи). Можем ли мы оформить соглашение о сервитуте? И если да, то как долго длится оформление и какой будет плата за сервитут?

Принципиальная разница между договором аренды на землю и соглашением о сервитуте на землю заключается в том, что из трех правомочий включенных в состав права собственности – владение, пользование и распоряжение в праве аренды содержатся правомочия владения и пользования, а при соглашении о сервитуте передается лишь право пользования (ограниченного пользования) (Таблица №1).

Таблица №1: Правомочия в составе различных видов прав

Вид права Владение Пользование Распоряжение
Собственность Да Да Да
Аренда Да Да Нет
Сервитут Нет Да Нет

Статья 39.23 Земельного кодекса РФ определяет, что соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:

  • размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
  • проведение изыскательских работ;
  • ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Пункт 4 статьи 39.25 Земельного кодекса РФ определяет, что в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 г. №762 определена форма и требования к оформлению схемы земельного участка (ЗУ) на кадастровом плане территории (КПТ).

Процесс оформления соглашения о сервитуте

Статья 39.26 Земельного кодекса РФ определяет порядок заключения соглашения о сервитуте в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

  1. уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;
  2. предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах;
  3. направленный заявителю проект соглашения об установлении сервитута;
  4. принятое решение об отказе в установлении сервитута с обоснованием такого отказа

Процесс оформления договора аренды

№ п/п Задача Результат Срок
1 Обращение в уполномоченный орган с заявлением о заключении договора аренды земельного участка Поданное заявление 1 рабочий день
2 Формирование и направление межведомственных запросов Получение из органов государственной власти запрашиваемых документов 23 рабочих дня
3 Рассмотрение поступившего заявления и проверка документов, подготовка проектов решений (договоров) Проект решения должностного лица уполномоченного органа 20 рабочих дней
4 Подписание проекта договора аренды Договор аренды, подписанный должностным лицом уполномоченного органа 2 рабочих дня
5 Предоставление подписанного договора аренды заявителю Полученный договор аренды, подписанный с обоих сторон 3 рабочих дня
6 Государственная регистрация договора аренды Договор аренды, зарегистрированный в органах Росреестра 10 рабочих дней
Итого 59 рабочих дней (83 календарных дня)

Размер арендной платы по договору аренды

Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. №582 определяется одним из следующих способов:

  • на основании кадастровой стоимости земельных участков;
  • по результатам торгов, проводимых в форме аукциона;
  • в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития РФ;
  • на основании рыночной стоимости земельных участков.

В случае, если земельный участок предоставляется в аренду для целей указанных в п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 г. №582, для размещения:

  • линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;
  • трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения,водоотведения и очистки сточных вод;
  • объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

арендная плата рассчитывается по формуле – 2% от кадастровой стоимости земельного участка.

Пунктом 4 постановления Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 г. №109-п определен размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Оренбургской области:

  • земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, – в размере 0,11 рубля за 1 кв. метр;
  • земельного участка, предоставленного для строительства или размещения линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), пунктов контроля загрязнения воздуха, объектов электросетевого и жилищно-коммунального хозяйства, организаций, оказывающих услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, а именно: линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов и иного оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии, объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а также котельных заводского изготовления (расположенных на отдельно сформированных земельных участках), центральных тепловых пунктов, насосных станций различных модификаций и назначений, газорегуляторных пунктов, станции катодной защиты – в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка;
  • земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения трубопроводов и иных объектов государственного или муниципального значения, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод – в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка.

Размер арендной платы по соглашению о сервитуте

Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 г. №1461 определен размер платы по соглашениям о сервитуте в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В соответствии с пунктом 2 указанного постановления размер платы составляет 0,01% от кадастровой стоимости за каждый год действия сервитута.

Мнение эксперта
Попов Илья Тарасович
Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализация — семейное право. Член коллегии адвокатов.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.03.2015 г. №213-п определен размер платы по соглашениям о сервитуте в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области.

В соответствии с пунктом 2 указанного постановления размер платы составляет 0,01% от кадастровой стоимости за каждый год действия сервитута.

Выводы:

Для целей строительства и размещения линейных объектов, таких как водопровод и канализация, а также для размещения кабельных линий электропередачи более целесообразно заключение соглашений о сервитуте. В этом случае землепользователь получает:

  • значительную экономию в оплате по сравнению с арендными платежами на земли (плата за сервитут меньше от 30 до 200 раз);
  • значительную экономию временных затрат по сравнению с периодом оформления договора аренды (от 30 до 68 календарных дней на заключение о сервитуте и 83 календарных дня для заключения договора аренды);
  • в случае, если срок землепользования не превышает трех лет, то при заключении соглашения о сервитуте значительная экономия финансов достигается ввиду отсутствия необходимости проведения кадастровых работ для постановки на государственный кадастровый учет части земельного участка, а также не требуется государственная регистрация (с уплатой государственной пошлины).
Это интересно:  Признание родственницы недееспособной

Однако, соглашение о сервитуте подходит не для всех целей, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 39.23 Земельного кодекса РФ размещение объектов для которых заключается соглашение о сервитуте не должно препятствовать разрешенному использованию земельного участка. То есть, например, для размещения наземной линии электропередачи потребуется постановка на государственный кадастровый учет земельного участка (или части земельного участка) и заключение договора аренды.

Подписывайся на наши каналы социальных сетей: Вконтакте , Facebook , Instagram .

Для чего нужно соглашение о сервитуте и как его зарегистрировать?

В рамках рубрики «Вопрос – ответ» Росреестр еженедельно публикует материалы, посвященные разъяснению актуальных вопросов в сфере земли и недвижимости.

Многие владельцы земельных участков сталкивались с ситуацией, когда для подведения коммуникаций необходимо затронуть соседний участок или муниципальные службы для проведения работ просят предоставить доступ к участку. Защитить свои права поможет установление сервитута.

Эксперты Росреестра рассказали, для чего нужно соответствующее соглашение, как его заключить и зарегистрировать сервитут.

Что такое сервитут?

Сервитут – это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком. Сервитут является вещным правом, а также выступает в качестве обременения земли, однако не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения.

  • Публичный сервитут. Он устанавливается в интересах государства, муниципалитета или местного населения без изъятия земельных участков. Например, если попасть к водоему общественного пользования и его береговой полосе, к роднику или иному социально значимому объекту можно только через ваш участок, он может быть обременен правом прохода или проезда к этим объектам.
  • Сервитут. Он устанавливается в интересах конкретных лиц. Например, если проход на ваш участок возможен только через участок соседа. Или, если для подведения коммуникаций к вашему участку, необходимо перекопать соседний участок, с соседом нужно заключить соглашение о сервитуте.
  • сервитут, как вещное право, а также как ограничение прав и обременение недвижимого имущества подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестре прав на недвижимость ЕГРН;
  • при установлении публичного сервитута определяются границы его действия, включая ограничения по использованию земельных участков, находящихся в таких границах; сведения о границах публичного сервитута вносятся в реестр границ ЕГРН; при внесении сведений о публичном сервитуте в реестре границ ЕГРН указывается в том числе цель и сроки публичного сервитута; в сведениях ЕГРН о земельном участке указывается, что он полностью или частично расположен в границах публичного сервитута.

Публичный сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.

При этом необходимо отметить, что порядок установления публичного сервитута в целях, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 ЗК РФ (например, для прохода или проезда через земельный участок) и не указанных в статье 39.37 ЗК РФ, федеральным законодательством не определен.

В отсутствие порядка установления публичного сервитута в целях, указанных в пункте 4 статьи 23 ЗК РФ и не указанных в статье 39.37 ЗК РФ, на федеральном уровне, порядок и условия установления публичного сервитута в указанных случаях могут быть установлены нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Относительно установления публичного сервитута для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ.

Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 ЗК РФ, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

Публичный сервитут может быть установлен на срок, определенный решением об его установлении, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 39.45 ЗК РФ. Например, на время дорожных строительных работ на участке могут расположить строительные материалы и временные постройки.

После установления публичного сервитута в течение 5 рабочих дней орган государственный власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении публичного сервитута, направляет копию такого решения в орган регистрации прав.

Орган регистрации прав при внесении в ЕГРН сведений о публичном сервитуте в том числе определяет перечень земельных участков, ограничения в использовании которых установлены в связи с установлением такого публичного сервитута.

В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута орган, принявший такое решение, обязан направить копию решения правообладателям земельных участков, полностью или частично расположенных в границах публичного сервитута.

Для осуществления публичного сервитута на участке заключается письменное соглашение между его обладателем и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут.

Может ли владелец участка отказаться от осуществления публичного сервитута?

Согласие правообладателей земельных участков для принятия решения об установлении публичного сервитута в порядке, предусмотренном главой V.7 ЗК РФ, не требуется.

Вместе с тем решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в судебном порядке.

Также правообладатель земельного участка вправе направить обладателю публичного сервитута уведомление об отказе в подписании соглашения об осуществлении публичного сервитута либо в течение 14 дней со дня получения проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута направить обладателю публичного сервитута предложение о заключении такого соглашения на иных условиях.

Если в течение 30 дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, такое соглашение не заключено, за исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде, плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка.

Это интересно:  Как получить землю под торговый павильон?

В указанном случае обладатель публичного сервитута, внесший плату за публичный сервитут в депозит нотариуса, вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения.

При этом отмечаем, что в соглашении об осуществлении публичного сервитута могут быть определены, например, график и сроки выполнения работ, указание на обязанность обладателя публичного сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, и снести сооружение, размещенное на основании публичного сервитута.

Порядок установления сервитута

Сервитут может быть установлен по взаимному соглашению сторон или судебному решению, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения.

  • кадастрового номера земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут;
  • сведений о сторонах соглашения;
  • цели и основания установления сервитута;
  • срока действия сервитута (если сервитут не бессрочный);
  • размера платы (если сервитут устанавливается за плату);
  • прав и обязанностей сторон соглашения, в том числе обязанности после прекращения сервитута привести участок в состояние согласно разрешенному использованию (например, при прокладке коммуникаций засыпать траншею и восстановить плодородный слой почвы и т. д.).

Участники соглашения об установлении сервитута (или один из них), либо лицо, в пользу которого судом установлен сервитут, вправе обратиться за государственной регистрацией сервитута, представив документы (в том числе соглашение либо решение суда) в электронном виде либо путем личного обращения, например, через МФЦ,

Если сервитут устанавливается на часть участка, необходимо также приложить межевой план. Тогда будет проведена процедура одновременной государственной регистрации сервитута и государственного кадастрового учета в отношении части земельного участка.

После завершения процедуры регистрации заявителю будет выдана выписка из ЕГРН, содержащая сведения о сервитуте, если он зарегистрирован как вещное право.

Земельный сервитут в 2022 году – что это означает

Ситуации, когда доступ к жизненно необходимым для владельца надела объектам и их применение возможны лишь при использовании территории соседнего участка, разрешаются с помощью законодательно обозначенного земельного сервитута. Подробнее о том, что такое сервитут на земельный участок в 2022 году, читайте далее в статье.

Что такое сервитут земельного участка

Мнение эксперта
Попов Илья Тарасович
Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализация — семейное право. Член коллегии адвокатов.

Ст. 274 Гражданского кодекса РФ определяет понятие сервитута как предоставление собственнику земельного надела права ограниченного пользования соседним участком.

Отвечая простым языком на вопрос, что это такое, можно в качестве примера привести ситуацию, когда собственник участка земли не имеет иной проход до общего колодца, кроме как через землю соседа.

Сервитут устанавливается между собственником и его соседом, который требует частичного доступа к этому участку, по официально оформленному соглашению, регистрируемому затем в Росреестре.

В случае отсутствия согласия с подлежащей обременению стороны спор переносится в судебную инстанцию.

С правовой точки зрения обременения на земельный надел бывают в виде:

  1. Частного сервитута, который применяется в результате достигнутого и зарегистрированного соглашения в интересах определённых лиц или организаций. Чаще всего носит платный характер, который возникает из-за требования владельца обременённого участка от граждан и юридических лиц денежной компенсации за причиняемые ими неудобства. Исключениями здесь служат случаи, когда используется федеральное законодательство, требующее применения безвозмездного обременения, или когда владелец обременённого надела добровольно отказывается от платы.
  2. Публичного сервитута, устанавливаемого на основании нормативного документа органа государственной власти или муниципального образования. Его установлению подлежат территории земли, по которым проводятся коммуникации общественного пользования. В данном случае владелец земли на денежную компенсацию в связи с наложением обременения претендовать не может.

Также сервитуты на землю классифицируются по временным факторам использования наделов. При этом они подразделяются на:

  1. Срочные, определяющие конкретный срок своего действия или обозначающие событие, с наступлением которого сервитут снимается. Обычно подобное обременение накладывается при прокладке коммуникаций и т. п. работ, по завершению которых действие прекращается.
  2. Постоянные, позволяющие использовать землю без ограничений во времени. Чаще всего они используются при нахождении земельных участков на территориях государственных природных объектов.
  3. Постоянно-временные, когда необходимость использования земли возникает эпизодически на протяжении бессрочного периода. Это связано обычно с ситуациями, зависящими от времени года, например, в весеннюю распутицу.

Ключевые отличия

Различные виды обременений, о которых шла речь выше, характеризуются принципиальными отличиями:

  1. В то время как публичный сервитут ориентирован на широкомасштабные потребности использования участка в муниципальных и государственных интересах, а также на решение проблем широкого круга лиц, частный тип предназначен для обеспечения гражданских прав узкого круга лиц и отдельных организаций.
  2. С другой стороны, частный сервитут имеет для собственников земли преимущество в своём возмездном характере, чего лишён публичный вариант обременения.
  3. Кроме того, обременения публичного характера опираются на нормативно-правовые акты, тогда как частный базируется на требованиях землевладельца, отдельных организаций или группы граждан.

Что является основанием возникновения сервитута

Ст. 23 Земельного кодекса РФ устанавливает, что основанием возникновения сервитута является перечень причин и случаев, состоящий из:

  • необходимости прохода или проезда через земельный участок в случае отсутствия иного пути;
  • требования использования территории для прогона сельскохозяйственных животных и их выпаса, сенокошения в определённые периоды;
  • необходимости осуществления дренажных работ;
  • требования использования земли для охоты и рыболовства;
  • возникновения потребности в ремонте коммуникаций;
  • необходимости задействовать территорию для проведения исследовательских и изыскательских работ в течение определённого срока;
  • когда земля задействована в целях исследовательских и изыскательских работ на определенный срок.
  • возникновения личных нужд у собственника соседнего участка, которые невозможно удовлетворить без использования территории данного надела.

Различные цели установления земельного сервитута влияют на его вид и на способ реализации данной процедуры.

Установление сервитута земельного участка в 2022 году

В 2022 г. право устанавливается согласно законодательно закреплённым вариантам в виде:

  1. Оформления резолюции полномочным органом местного самоуправления, муниципалитета или государства. Принятию резолюции предшествует публичный характер слушания о наложении необходимых ограничений.
  2. Общего соглашения группы собственников земли или заинтересованных лиц.
  3. Судебного постановления.

При этом порядок установления публичного сервитута состоит из:

  • объявления о слушании со стороны местной администрации;
  • оформления резолюции по итогам слушания;
  • оглашения результатов согласования по пользованию участком с указанием требования компенсации со стороны его владельца;
  • регистрации сервитута в Росреестре.
Это интересно:  Как насолить шумным соседям с верхнего этажа по закону

Также возможно установление сервитута на земельный участок по итогам добровольного согласования.

В данном случае заинтересованное лицо обращается к землевладельцу с просьбой получить право частичного пользования его участком земли.

При этом обе стороны должны оформить соглашение, в котором необходимо указать:

  • графу о согласии землевладельца на установление обременения;
  • права обеих сторон;
  • их обязательства;
  • цели использования;
  • площадь и координаты территории;
  • срок, на который предполагается пользование.

Данное соглашение также требует регистрации в Росреестре. После этой процедуры договор становится законным и действует с даты оформления обременения.

В результате оговорённая в соглашении территория может быть использована заинтересованным лицом, а владелец надела получает возможность претендовать на соответствующую денежную компенсацию.

В случае, если сторонам не удастся достичь договорённости, претендент на установление на соседнем наделе сервитута может обратиться в суд.

Образец соглашения

Пакет необходимых документов

В процессе оформления сервитута в органах местного самоуправления необходимо предоставление пакета документов, состоящих из:

  • паспорта для физического лица и ИП и учредительной документации для юридического лица;
  • заявления о предоставлении заявителю доступа к соседнему участку, составленного в произвольной форме;
  • реквизитов этого надела в виде кадастрового номера, его площади и прочих подобных данных;
  • письменного уведомления в адрес земельного собственника;
  • указания на основания введения сервитута;
  • соглашение сторон или решение суда о необходимости предоставления доступа к соседнему участку.

На завершающем этапе оформления в ходе его государственной регистрации в ЕГРН необходимо иметь пакет документов, состоящий из:

  • заявления о внесении корректировок в федеральную базу данных в отношении обременяемого объекта недвижимости;
  • паспорта или учредительной документации в зависимости от статуса заявителя;
  • кадастровой документации в виде межевого плана и т. п. сведений;
  • правоустанавливающей документации на землю;
  • указаний на основания введения сервитута;
  • квитанции, удостоверяющей уплату государственной пошлины за регистрацию в Росреестре.

Для физического лица размер госпошлины составляет 1.5 тыс. руб., а для юридического – 6 тыс. руб. Процедура регистрации не должна превышать 10 рабочих дней.

Срок действия

Как уже говорилось, сервитуты бывают срочными и бессрочными. В сопутствующих им соглашениях могут быть зафиксированы определённые условия снятия обременений. В числе приводящих к этому причин могут значиться:

  • наступление оговорённой в договоре конечной даты;
  • наступление события, прекращающего действие обременения.

При этом следует учитывать, что обременение при смене собственника земли не прекращает своего действия. Ст. 278 ГК РФ определяет, что установленное ранее обременение переходит к новому владельцу.

Расчёт платы за земельный сервитут

Гражданин, обладающий правом собственности на обременённый сервитутом надел, может претендовать на денежную компенсацию за его эксплуатацию. Но хотя и предоставляется право получения оплаты за обременённый надел, тем не менее размер этой оплаты должен быть адекватным и соразмерным доставленным неудобствам и возможным потерям.

Величина компенсации и порядок её выплаты устанавливается на основании решения обеих сторон. Но при этом размер выплаты должен согласоваться с общим правилом его определения, которое ориентируется на соразмерность компенсации и материальной выгоды от эксплуатации земли без обременения.

Расчёт платы за земельный сервитут может корреспондироваться с размером арендной платы или стоимости площади участка. Кроме этого, на величину сервитутной компенсации могут оказывать влияние:

  • реальные расходы владельца земли на поддержание хорошего состояния дороги, очистку подхода к объекту общего пользования, освобождение места, предназначенного для укладки коммуникаций;
  • характер эксплуатации обременяемой земли;
  • величина понесённого ущерба;
  • упущенная выгода.

В случае, если у сторон имеются свои резоны для определения размера компенсации сервитута, они могут использовать свои права, которые позволяют им отходить от вышеперечисленных правил.

Однако при отсутствии взаимопонимания между сторонами специальную экспертизу для определения компенсационной суммы назначает суд.

Наложение сервитутов через суд

Ситуацию, при которой гражданин, желающий получить доступ к частичному пользованию земельным участком соседа, и сам сосед не достигают взаимопонимания, может разрешить только судебная инстанция. Однако перед обращением в суд претендент на пользование соседской территорий должен:

  • составить текст соглашения и направить его будущему ответчику;
  • осуществить землеустроительное изыскание на предмет обоснования установления обременения;
  • произвести оценку стоимости пользования чужим наделом.

При этом истцу следует не упускать из виду, что накладывание сервитута должно создавать неудобства для владельца надела в минимальной степени и одновременно сопровождаться выплатой компенсации.

После этого у заинтересованного лица появляется возможность подать иск или ходатайство в судебную инстанцию. При этом он должен предоставить суду доказательство необходимости пользования чужим участком. Доказательная база должна содержать сведения:

  • об отсутствии у истца реальных возможностей реализовать свои права без использования чужого надела;
  • об отсутствии возможности договориться с владельцем соседнего участка;
  • о согласии истца на денежную компенсацию ответчику в разумных пределах;
  • о сроке обременения.

Если суд оценит весомость представленного доказательства, он вынесет положительное решение по иску. Затем оформленный сервитут на участок, как уже подчёркивалось, обязательно должен быть зарегистрирован в Росреестре.

Вынесенное положительное судебное решение гарантирует истцу беспрепятственное использование чужого земельного надела.

Что будет в случае нарушения соглашения

Однако на практике зачастую наблюдается нарушение условий использования. В этом случае требуется составить акт об этом и заверить его в правоохранительных или контролирующих органах. После этого пострадавшая сторона вправе подать исковое заявление в судебные органы.

Процессе разбирательства суд может принять одно из решений, требующих:

  • расторжения соглашения, что подразумевает прекращение доступа к земельному участку:
  • наложения штрафных санкций на инициатора нарушения исходя из условий заключённого сторонами договора;
  • компенсации потерпевшей стороне за понесённый ею моральный и материальный ущерб.

Видео, рассказывающее о сервитуте:

Мнение эксперта
Попов Илья Тарасович
Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализация — семейное право. Член коллегии адвокатов.

Автор статьи
Попов Илья Тарасович
Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализация — семейное право. Член коллегии адвокатов.
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector