Статья 123.25 ГК РФ. Управление автономной некоммерческой организацией

1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Комментарий к статье 123.25 ГК РФ

Комментируемая статья посвящена вопросу управления автономной некоммерческой организацией. Так, Е.А. Суханов отмечает, что взаимоотношения учредителей автономной некоммерческой организации должны регулироваться их соглашением, причем для них в любом случае не возникает каких-либо гражданских прав и обязанностей в отношении созданного ими юридического лица .

Пункт 1 настоящей статьи сразу определяет, что вопросы управления такой организацией полностью зависят от усмотрения ее учредителей и внутренняя структура автономной некоммерческой организации определяется учредителями свободно. Например, для фонда ГК РФ закрепляет определенную модель управления: высший коллегиальный орган фонда, единоличный исполнительный орган фонда (может быть создан также и коллегиальный исполнительный орган фонда) и попечительский совет фонда. Для автономной некоммерческой организации п. 1 комментируемой статьи закрепляет, что управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

В такой организации обязательно создание только единоличного исполнительного органа, остальная структура управления зависит от учредителей. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). При этом единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан. Это новое правило (п. 3 комментируемой статьи), оно введено, в частности, для того, чтобы учредители автономной некоммерческой организации сохранили возможность контроля за ее деятельностью.

Создание постоянно действующего коллегиального органа (органов) автономной некоммерческой организации не обязательно, он может быть создан по решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации. В этом случае его компетенция должна быть определена уставом автономной некоммерческой организации.

Внутренняя структура автономной некоммерческой организации определяется учредителями. Например, согласно ст. 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Указанное правило сохраняет свою силу и после вступления в силу новых правил ГК РФ о юридических лицах, поэтому в уставе автономной некоммерческой организации, как уже отмечалось, можно устанавливать или сохранять действующую «систему советов» — наблюдательный совет, попечительский совет и т.д.

Статья 123.25 ГК РФ. Управление автономной некоммерческой организацией

Текущая редакция ст. 123.25 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Комментарий к статье 123.25 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет исключительное право учредителей на осуществление управления автономной некоммерческой организации в порядке, установленном уставом. Вместе с тем необходимо отметить, что устав любого объединения и некоммерческой организации в частности, не может содержать положений, противоречащих Конституции РФ и законодательству РФ, иначе при осуществлении государственной регистрации указанного объединения в качестве юридического лица ему будет отказано. Таким образом, полагаем, что более корректной формулировкой положений п.1 комментируемой статьи было бы наличие ссылки не только на устав, но и на положения закона.

2. Пункты 2, 3 комментируемой статьи определяют полномочия учредителя в отношении формируемых в автономной некоммерческой организации органов управления. Так, учредителями может быть сформирован постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации. Также в полномочия учредителей входит назначение единоличного исполнительного органа автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). При этом в его роли может выступать один из ее учредителей-граждан. Исполнительный орган обычно осуществляет повседневную организационно-распорядительную деятельность в период между заседаниями коллегиального органа управления.

Это интересно:  Статья 189.58 закона о банкротстве

В соответствии с п.3 ст. 10 ФЗ от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители также вправе осуществлять надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

В данной ситуации, с учетом закрепления ГК РФ исключительного права учредителей осуществлять управление деятельностью автономной некоммерческой организации, весьма важно выделить существенные признаки надзора. Сущность надзора заключается в обеспечении законности и правопорядка путем выявления и устранения допущенных нарушений закона, а также в их предупреждении. Содержание надзора составляет основанная на законе деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законов в целях обеспечения верховенства закона и единства законности, обеспечения конституционных прав и свобод граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Это деятельность, основанная на принципах публичности, гласности, законности, независимости и др., имеющая свои функции и специфические признаки (особый субъектный состав; урегулированность процессуальными нормами; всегда государственная и властная и т.д.).

Следовательно, надзор — это все-таки деятельность государственных, властных органов. В связи с этим представляется, что нормы о совмещении функций учредителей в части управления автономной некоммерческой организации и надзора за ее деятельностью нуждаются в дальнейшей правовой корректировке.

3. Применимое законодательство:
— ФЗ от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
— ФЗ от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— постановление Правительства РФ от 27.01.2012 N 33;
— распоряжение Правительства РФ от 01.10.2011 N 1718-р;
— распоряжение Правительства РФ от 21.11.2005 N 1989-р.

Консультации и комментарии юристов по ст 123.25 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 123.25 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 123.25. Управление автономной некоммерческой организацией

1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Комментарий к статье 123.25 ГК РФ

Комментируемая статья посвящена вопросу управления автономной некоммерческой организацией. Так, Е.А. Суханов отмечает, что взаимоотношения учредителей автономной некоммерческой организации должны регулироваться их соглашением, причем для них в любом случае не возникает каких-либо гражданских прав и обязанностей в отношении созданного ими юридического лица .

Пункт 1 настоящей статьи сразу определяет, что вопросы управления такой организацией полностью зависят от усмотрения ее учредителей и внутренняя структура автономной некоммерческой организации определяется учредителями свободно. Например, для фонда ГК РФ закрепляет определенную модель управления: высший коллегиальный орган фонда, единоличный исполнительный орган фонда (может быть создан также и коллегиальный исполнительный орган фонда) и попечительский совет фонда. Для автономной некоммерческой организации п. 1 комментируемой статьи закрепляет, что управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

В такой организации обязательно создание только единоличного исполнительного органа, остальная структура управления зависит от учредителей. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). При этом единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан. Это новое правило (п. 3 комментируемой статьи), оно введено, в частности, для того, чтобы учредители автономной некоммерческой организации сохранили возможность контроля за ее деятельностью.

Создание постоянно действующего коллегиального органа (органов) автономной некоммерческой организации не обязательно, он может быть создан по решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации. В этом случае его компетенция должна быть определена уставом автономной некоммерческой организации.

Внутренняя структура автономной некоммерческой организации определяется учредителями. Например, согласно ст. 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Указанное правило сохраняет свою силу и после вступления в силу новых правил ГК РФ о юридических лицах, поэтому в уставе автономной некоммерческой организации, как уже отмечалось, можно устанавливать или сохранять действующую «систему советов» — наблюдательный совет, попечительский совет и т.д.

Это интересно:  Статья 56 Основ. Место удостоверения договоров об отчуждении объектов недвижимого имущества

Другой комментарий к статье 123.25 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет исключительное право учредителей на осуществление управления автономной некоммерческой организации в порядке, установленном уставом. Вместе с тем необходимо отметить, что устав любого объединения и некоммерческой организации в частности, не может содержать положений, противоречащих Конституции РФ и законодательству РФ, иначе при осуществлении государственной регистрации указанного объединения в качестве юридического лица ему будет отказано. Таким образом, полагаем, что более корректной формулировкой положений п.1 комментируемой статьи было бы наличие ссылки не только на устав, но и на положения закона.

2. Пункты 2, 3 комментируемой статьи определяют полномочия учредителя в отношении формируемых в автономной некоммерческой организации органов управления. Так, учредителями может быть сформирован постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации. Также в полномочия учредителей входит назначение единоличного исполнительного органа автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). При этом в его роли может выступать один из ее учредителей-граждан. Исполнительный орган обычно осуществляет повседневную организационно-распорядительную деятельность в период между заседаниями коллегиального органа управления.

В соответствии с п.3 ст.10 ФЗ от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители также вправе осуществлять надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

В данной ситуации, с учетом закрепления ГК РФ исключительного права учредителей осуществлять управление деятельностью автономной некоммерческой организации, весьма важно выделить существенные признаки надзора. Сущность надзора заключается в обеспечении законности и правопорядка путем выявления и устранения допущенных нарушений закона, а также в их предупреждении. Содержание надзора составляет основанная на законе деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законов в целях обеспечения верховенства закона и единства законности, обеспечения конституционных прав и свобод граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Это деятельность, основанная на принципах публичности, гласности, законности, независимости и др., имеющая свои функции и специфические признаки (особый субъектный состав; урегулированность процессуальными нормами; всегда государственная и властная и т.д.).

Следовательно, надзор — это все-таки деятельность государственных, властных органов. В связи с этим представляется, что нормы о совмещении функций учредителей в части управления автономной некоммерческой организации и надзора за ее деятельностью нуждаются в дальнейшей правовой корректировке.

3. Применимое законодательство:
— ФЗ от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
— ФЗ от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— постановление Правительства РФ от 27.01.2012 N 33;
— распоряжение Правительства РФ от 01.10.2011 N 1718-р;
— распоряжение Правительства РФ от 21.11.2005 N 1989-р.

Статья 123.25. Управление автономной некоммерческой организацией

СТ 123.25 ГК РФ

1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Комментарий к Ст. 123.25 Гражданского кодекса РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет исключительное право учредителей на осуществление управления автономной некоммерческой организацией в порядке, установленном уставом. Вместе с тем необходимо отметить, что устав любого объединения и некоммерческой организации в частности не может содержать положений, противоречащих Конституции РФ и законодательству РФ, иначе при осуществлении государственной регистрации указанного объединения в качестве юридического лица ему будет отказано. Таким образом, полагаем, что более корректной формулировкой положений п. 1 комментируемой статьи было бы наличие ссылки не только на устав, но и на положения закона.

2. Пункты 2, 3 комментируемой статьи определяют полномочия учредителя в отношении формируемых в автономной некоммерческой организации органов управления. Так, учредителями может быть сформирован постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации. Также в полномочия учредителей входит назначение единоличного исполнительного органа автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). При этом в его роли может выступать один из ее учредителей-граждан. Исполнительный орган обычно осуществляет повседневную организационно-распорядительную деятельность в период между заседаниями коллегиального органа управления.

Это интересно:  Статья 770 ГК РФ. Выполнение работ

В соответствии с п. 3 ст. 10 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители также вправе осуществлять надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном ее учредительными документами (о конституционно-правовом смысле положений п. 3 ст. 10 данного Закона см. Постановление КС РФ от 18.11.2014 N 30-П).

В данной ситуации, с учетом закрепления ГК РФ исключительного права учредителей осуществлять управление деятельностью автономной некоммерческой организации, весьма важно выделить существенные признаки надзора. Сущность надзора заключается в обеспечении законности и правопорядка путем выявления и устранения допущенных нарушений закона, а также в их предупреждении. Содержание надзора составляет основанная на законе деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законов в целях обеспечения верховенства закона и единства законности, обеспечения конституционных прав и свобод граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Это деятельность, основанная на принципах публичности, гласности, законности, независимости и др., имеющая свои функции и специфические признаки (особый субъектный состав; урегулированность процессуальными нормами; всегда государственная и властная и т.д.).

Следовательно, надзор — это все-таки деятельность государственных, властных органов. В связи с этим представляется, что нормы о совмещении функций учредителей в части управления автономной некоммерческой организации и надзора за ее деятельностью нуждаются в дальнейшей правовой корректировке.

3. Судебная практика:

— Постановление КС РФ от 18.11.2014 N 30-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 18 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», пункта 2 части 3 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в связи с жалобой открытого акционерного общества «Сбербанк России»;

ГК РФ: автономные некоммерческие организации (статьи 123.24, 123.25)

Статья 123.24. Основные положения об автономной некоммерческой организации

1. Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

2. Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация», месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.

3. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

4. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

5. Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

6. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации.

По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

7. Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

8. В части, не урегулированной настоящим Кодексом, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.

Статья 123.25. Управление автономной некоммерческой организацией

1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Статья написана по материалам сайтов: rugkrf.ru, ogkrf.ru, newgkrf.ru, grazhkod.ru, ub-s.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector