+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 18.3 КоАП РФ. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации

Новая редакция Ст. 18.3 КоАП РФ

1. Нарушение установленных в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов правил учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Ведение в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности без разрешения (уведомления) пограничных органов либо с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления) —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к Статье 18.3 КоАП РФ

Внутренние морские воды Российской Федерации — это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. Внутренние морские воды являются составной частью территории РФ, и к ним относятся воды:

1) портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

2) заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

3) заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Под территориальным морем Российской Федерации понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Должностным лицом военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей, регулирующим заход всех судов и военных кораблей РФ, иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на военно-морскую базу или в пункт базирования военных кораблей и выход из военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей и отвечающим за безопасность мореплавания, является старший морской начальник, с которым согласовывают свои действия капитан морского порта, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти и должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, находящиеся на военно-морской базе или в пункте базирования военных кораблей (ст. 7 ФЗ от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Перечень военно-морских баз и пунктов базирования военных кораблей, а также правила плавания и пребывания на военно-морских базах и в пунктах базирования военных кораблей разрабатываются Минобороны России и утверждаются Правительством РФ.

Российские маломерные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) и средства передвижения по льду, используемые в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования. Устанавливается порядок выхода этих судов и средств из пунктов базирования и возвращения с уведомлением пограничных органов и пограничных войск, ограничивается время выхода, пребывания на воде (на льду), удаления от пунктов базирования и берегов (Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации»).

Промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов с разрешения пограничных органов и пограничных войск, а во внутренних морских водах и в территориальном море РФ — с уведомлением пограничных органов и пограничных войск. При этом сообщаются сведения о местах и времени осуществления такой деятельности, количестве участников, об используемых для этой цели промысловых и иных судах и др.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, либо рассматриваются должностными лицами пограничных органов и пограничных войск ФСБ, либо передаются на рассмотрение мировым судьям, а применительно к административным правонарушениям, совершенным военнослужащими, — судьям гарнизонных военных судов.

Другой комментарий к Ст. 18.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения является пограничный режим в территориальном море и во внутренних морских водах РФ.

2. В соответствии со ст.16 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ пограничный режим включает в себя правила:

учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;

промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

3. Федеральным законом от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» определены понятия «внутренних морских вод» и «территориального моря» (ст.1 и 2).

Внутренние морские воды РФ — воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. Внутренние морские воды являются составной частью территории РФ.

К внутренним морским водам относятся воды:

портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат России, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат России, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Территориальное море РФ — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст.4 названного Федерального закона.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет РФ с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

4. Как следует из ст.20 и 21 Закона о госгранице, российские маломерные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) и средства передвижения по льду, используемые в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, подлежат учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования.

При этом под маломерным судном понимается судно, длина которого менее 7 метров, а гребное — независимо от размеров (п.2.1.11 Положения о классификации, расследовании и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Российской Федерации, утвержденное приказом Минтранса России от 16 августа 1994 г.).

Для обеспечения пограничного режима может устанавливаться порядок выхода этих судов и средств из пунктов базирования и возвращения с уведомлением органов и войск ФПС России, ограничиваться время выхода, пребывания на воде (на льду), удаления от пунктов базирования и берегов.

Промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В целях охраны государственной границы указанная деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов с разрешения органов и войск ФПС России, а во внутренних морских водах и в территориальном море РФ — с уведомлением указанных органов и войск. При этом сообщаются сведения о местах, времени осуществления промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности, количестве участников, об используемых для этой цели промысловых и иных судах и о других средствах.

Это интересно:  Статья 184 ГК РФ. Коммерческое представительство

5. Объективную сторону правонарушения образуют указанные ниже противоправные деяния:

нарушение установленных в территориальном море и во внутренних морских водах РФ, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов правил учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на воде (на льду) российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду (ч.1 рассматриваемой статьи);

ведение в территориальном море и во внутренних морских водах РФ, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности без разрешения (уведомления) органов и войск пограничной службы;

ведение перечисленной выше деятельности с разрешения (с уведомлением) органов и войск пограничной службы, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления) (ч.2 рассматриваемой статьи).

6. Субъектами правонарушения являются: по ч.1 статьи — граждане и должностные лица организаций, а по ч.2 — граждане, должностные лица и юридические лица, нарушившие пограничный режим в территориальном море и во внутренних морских водах РФ.

7. Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч.2 ст.2.1.

Статья 18.3. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации

водах Российской Федерации

1. Нарушение установленных в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов правил учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Ведение в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности без разрешения (уведомления) пограничных органов либо с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления) —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к Ст. 18.3 КоАП РФ

1. Объектом состава административного правонарушения, закрепленного в настоящей статье, являются общественные отношения, возникающие в связи с функционированием пограничного режима в территориальном море, внутренних морских водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов.

Объективная сторона характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившемся в нарушении правил:

— учета, хранения, выхода из пунктов базирования российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду;

— возвращения в пункты базирования российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду;

— пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду.

Правила учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду определяются разделом 3 Приказа ФСБ России от 15.10.2012 N 515.

Следует отметить, что, кроме противоправного деяния как обязательного признака рассматриваемого состава административного правонарушения, объективная сторона рассматриваемого состава содержит признак места совершения административного правонарушения. В данном случае административное правонарушение должно быть совершено во внутреннем море, территориальном море, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ под внутренними морскими водами РФ понимаются воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ исходными линиями признает:

— линию наибольшего отлива вдоль берега, указанную на официально изданных в Российской Федерации морских картах;

— прямую исходную линию, соединяющую наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

— прямую линию, проводимую поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

— прямую линию, не превышающую 24 морские мили, соединяющую точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;

— систему прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

Территориальным морем в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ признается примыкающая к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Субъектом состава административного правонарушения являются исключительно физические и должностные лица — см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

2. Объективная сторона характеризуется противоправным деянием (действием) без разрешения (уведомления) пограничных органов РФ или с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления), выразившимся в ведении в указанных в ч. 1 территориях промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности. Порядок получения разрешения и правила проведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности определяются разделом 4 Приказа ФСБ России от 15.10.2012 N 515.

Субъект и субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

Комментарий к КоАП

Статья 18.3. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации

1. Нарушение установленных в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов правил учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Ведение в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности без разрешения (уведомления) пограничных органов либо с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления) —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.

Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, устанавливает Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №155-Ф3 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ».

Под внутренними морскими водами Российской Федерации понимаются воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ.

Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.

К внутренним морским водам относятся воды:

  • портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
  • заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
  • заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Под территориальным морем Российской Федерации понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, которыми являются:

  • линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;
  • прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
  • прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;
  • прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат РФ;
  • система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.
Это интересно:  Статья 16.5 КоАП РФ. Нарушение режима зоны таможенного контроля

Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со статьей 3 указанного Закона. Определение территориального моря применяется также ко всем островам РФ.

Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ.

Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Согласно ст.20 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» российские маломерные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) и средства передвижения по льду, используемые в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования. Может устанавливаться порядок выхода этих судов (средств) и средств из пунктов базирования и возвращения с уведомлением пограничных органов и пограничных войск, ограничиваться время выхода, пребывания на воде (на льду), удаления от пунктов базирования и берегов.

Нарушение установленных в территориальном море и во внутренних морских водах РФ, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов правил учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в них, пребывания на воде (на льду) российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи.

Согласно ст.21 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ в соответствии с законодательством РФ.

В целях охраны Государственной границы указанная деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов с разрешения пограничных органов и пограничных войск, а во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации с уведомлением пограничных органов и пограничных войск.

При этом сообщаются сведения о местах, времени осуществления промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности, количестве участников, об используемых для этой цели промысловых и иных судах и о других средствах.

Лица, осуществляющие указанную деятельность без уведомления (разрешения) пограничных органов и пограничных войск, а также с уведомлением их (с их разрешения), но с нарушением условий такого уведомления (разрешения), несут административную ответственность в соответствии с ч.2 комментируемой статьи.

Статья 18.3 КоАП РФ. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации

Текущая редакция ст. 18.3 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Нарушение установленных в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов правил учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду (абзац в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 446-ФЗ.

2. Ведение в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности без разрешения (уведомления) пограничных органов либо с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 446-ФЗ.

Комментарий к статье 18.3 КоАП РФ

1. Согласно ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации» (с изм. и доп.) территориальным морем Российской Федерации является примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определяемых как линии наибольшего отлива вдоль берега или как прямые исходные линии, соединяющие соответствующие точки.

2. Внутренние морские воды Российской Федерации (далее — внутренние морские воды) — воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.

К внутренним морским водам относятся воды:

— портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

— заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

— заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям» (ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ).

Данная статья предусматривает административную ответственность также за нарушение пограничного режима в водах пограничных рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации (см. Приказ ФСБ России от 10 июля 2007 г. N 355 «Об определении участков (районов) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливаются пограничные режимы» (РГ. 2007. 1 авг.).

3. Пограничный режим применительно к комментируемой статье включает правила учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных судов (средств) и их плавания и передвижения по льду в территориальном море и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов; ведения в этих водах промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

4. В соответствии со ст. 20 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» все российские маломерные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) и средства передвижения по льду, используемые в территориальном море и внутренних морских водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования. Для этих судов и средств передвижения по льду может устанавливаться специальный порядок их выхода из пунктов базирования и возвращения с уведомлением пограничных органов. Пограничными органами может также ограничиваться время выхода, пребывания на воде (льду), удаления от пунктов базирования и берегов маломерных судов и средств передвижения по льду.

5. Промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность в территориальном море и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов регулируется законодательством Российской Федерации и ведется в порядке, устанавливаемом Правилами пограничного режима и требованиями упомянутого Закона.

Указанная деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов с разрешения пограничных органов, а во внутренних морских водах и в территориальном море РФ — с уведомлением пограничных органов.

При этом сообщаются сведения о местах, времени осуществления промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности, количестве участников, об используемых для этой цели промысловых и иных судах и о других средствах.

6. Объектом посягательства рассматриваемых правонарушений являются неприкосновенность Государственной границы РФ, установленный порядок управления в виде пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах, а также в российской части вод пограничных водоемов.

Это интересно:  Статья 268 ГПК РФ. Решение суда относительно заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение

7. Объективная сторона правонарушений проявляется в ряде конкретных юридических составов: 1) нарушение правил: а) учета, б) содержания, в) выхода из пунктов базирования, г) возвращения в пункты базирования, д) пребывания на воде (на льду) российских маломерных судов (средств) и средств передвижения по льду; 2) ведение в указанных водах промысловой и иной деятельности: а) без разрешения (уведомления) пограничных органов, б) ведение этой деятельности с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления).

Для привлечения лица к административной ответственности и квалификации правонарушения необходимо обращаться к конкретным правилам, действующим в этой сфере.

8. Субъектами данных правонарушений могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица, ответственные за соблюдение правил пограничного режима в территориальном море, внутренних морских водах РФ и российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели.

9. Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в умысле или неосторожности.

10. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица пограничных органов (ст. 23.10), а об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 18.3, — также судьи в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передают его на рассмотрение судьи (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 18.3 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 18.3 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с комментариями к статьям

Статья 18.3. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 18.3. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации

1. Нарушение установленных в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов правил учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей.

2. Ведение в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности без разрешения (уведомления) пограничных органов либо с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления) —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией орудий совершения и предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения и предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения и предмета административного правонарушения или без таковой.

1. Согласно ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (с изм. и доп.) территориальным морем Российской Федерации является примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отме-ряемых от исходных линий, определяемых как линии наибольшего отлива вдоль берега или как прямые исходные линии, соединяющие соответствующие точки.
2. Внутренние морские воды Российской Федерации (далее — внутренние морские воды) — воды, расположенные в сто-рону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.
Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.
К внутренним морским водам относятся воды:
— портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
— заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
— заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые истори-чески принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям» (ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ).
Данная статья предусматривает административную ответственность также за нарушение пограничного режима в водах пограничных рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации.
3. Пограничный режим применительно к комментируемой статье включает правила: учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных судов (средств) и их плавания и передвижения по льду в территориальном море и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов; ведения в этих водах промы-словой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.
4. В соответствии со ст. 20 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» все российские маломер-ные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) и средства передвижения по льду, используемые в территориальном море и внутренних морских водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования. Для этих судов и средств передвижения по льду может устанавливаться специальный порядок их выхода из пунктов базирования и возвращения с уведомлением пограничных органов. Пограничными органами может также ограничиваться время выхода, пребывания на воде (льду), удаления от пунктов базирования и берегов маломерных судов и средств передвижения по льду.
5. Промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность в территориальном море и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов регулируется законодательством Российской Федерации и ведется в порядке, устанавливаемом Правилами пограничного режима и требованиями упомянутого Закона.
Указанная деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов с разрешения пограничных органов, а во внутренних морских водах и в территориальном море РФ — с уведомлением пограничных органов.
При этом сообщаются сведения о местах, времени осуществления промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности, количестве участников, об используемых для этой цели промысловых и иных судах и о других сред-ствах.
6. Объектом посягательства рассматриваемых правонарушений являются неприкосновенность Государственной гра-ницы РФ, установленный порядок управления в виде пограничного режима в территориальном море и во внутренних мор-ских водах, а также в российской части вод пограничных водоемов.
7. Объективная сторона правонарушений проявляется в ряде конкретных юридических составов: 1) нарушение правил: а) учета, б) содержания, в) выхода из пунктов базирования, г) возвращения в пункты базирования, д) пребывания на воде (на льду) российских маломерных судов (средств) и средств передвижения по льду; 2) ведение в указанных водах промысловой и иной деятельности: а) без разрешения (уведомления) пограничных органов, б) ведение этой деятельности с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления).
Для привлечения лица к административной ответственности и квалификации правонарушения необходимо обращать-ся к конкретным правилам, действующим в этой сфере.
8. Субъектами данных правонарушений могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица, от-ветственные за соблюдение правил пограничного режима в территориальном море, внутренних морских водах РФ и россий-ской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели.
9. Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в прямом умысле.
10. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица пограничных органов (ст. 23.10), а об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 18.3, — также судьи в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передают его на рассмотрение судьи (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Статья написана по материалам сайтов: koapkodeksrf.ru, stkoaprf.ru, isfic.info, okoaprf.ru, koap.zakonru.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector