Земельный налог по Налоговому кодексу РФ в 2024 году — льготы, глава 31

Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области обращает внимание налогоплательщиков земельного налога – физических лиц на то, что в главу 31 НК РФ «Земельный налог» внесены изменения Федеральным законом от 27.07.2010г. № 229-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2010г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых вопросов налогового администрирования» (далее – Закон № 229-ФЗ) опубликован 02.08.2010г. в «Российской газете», № 169.

Срок представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на льготу по земельному налогу
В соответствии с п.50 ст.2 Закона № 229-ФЗ абзац второй пункта 6 статьи 391 НК РФ (в соответствии с которым порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований) дополнен предложением следующего содержания:
«При этом срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.»
Согласно п.2 ст.10 Закона № 229-ФЗ вышеуказанные изменения вступают в силу с 01.01.2011г.
В действующей редакции п.6 ст.391 НК РФ отсутствуют ограничения для органов муниципальных образований по установлению сроков представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу.

Порядок исчисления земельного налога
В соответствии с п.51 ст.2 Закона № 229-ФЗ внесены изменения в ст.396 НК РФ «Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу», вступающие в силу с 1 января 2011 года (п.2 ст.10 Закона № 229-ФЗ), в том числе:
• в пункте 3 статьи 396 НК РФ, возлагающем на налоговые органы обязанность по исчислению земельного налога физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, исключены слова (сумма авансовых платежей по налогу)».
Таким образом, с 01.01.2011г. физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, исчисление земельного налога налоговыми органами будет производиться единой суммой (т.е. без авансовых платежей).
• утрачивает силу пункт 4 статьи 396 НК РФ, согласно которому представительные органы муниципальных образований были наделены правом при установлении земельного налога предусматривать уплату не более двух авансовых платежей для налогоплательщиков – физических лиц, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.
Из этого следует, что начиная с 01.01.2011г. органы местного самоуправления при установлении земельного налога не вправе предусматривать уплату авансовых платежей физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Порядок и сроки уплаты земельного налога
Пунктом 52 статьи 2 Закона № 229-ФЗ внесены изменения в ст.397 НК РФ «Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу», вступающие в силу с 1 января 2011 года (п.2 ст.10 Закона № 229-ФЗ), в частности:
• пункт 1 статьи 397 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания:
«Срок уплаты налога для налогоплательщиков — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.»
Это означает, что с 01.01.2011г. вводятся временные ограничения по установлению представительными органами муниципальных образований срока уплаты налога для налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
• в соответствии с изменениями, внесенными в абзац первый пункта 4 статьи 397 НК РФ, с 1 января 2011 года налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, уплачивают только налог, т.е. без авансовых платежей.

Содержание

Льготы по земельному налогу

Налогообложение на землю поступает в местный бюджет. Его устанавливают акты и положения. Налог является обязательным к уплате. Согласно настоящему Налоговому кодексу налогоплательщиками являются физлица и организации, владеющие землей. Кто из них освобождается от уплаты налога на землю? Физические лица, имеющие право безвозмездного пользования или право аренды, плательщиками государственного налога не являются.

Какие бывают льготы по земельному налогу

Правительство устанавливает привилегии в виде:

  • освобождения определенных лиц от уплаты пошлины;
  • уменьшения ставки налогообложения;
  • доли общей площади земли без обложения налогом;
  • стоимости, на которую уменьшается цена участка, необлагаемая налогом.

Каждый вид льготы имеет свой персональный код, который указывают при заполнении декларации.

Федеральные льготы

Налоговый кодекс контролирует получение льгот как для организаций, так и для граждан. Федеральные льготы позволяют юридическим лицам обходить налогообложение. В статье 395 НК описаны категории граждан, претендующие на получение льготы (расшифровка указана ниже). В эту группу входят всевозможные организации:

  • УИС (уголовно-исполнительной системы);
  • религиозные;
  • инвалидные;
  • участники СЭЗ (свободных экономических зон).

Законное освобождение от налога

Для физических лиц предусмотрено 2 правила получения льгот:

  • полное освобождение;
  • необлагаемая налогом сумма.

Таким правом обладают малочисленные народы и иностранные граждане. Уменьшение налоговой базы предусматривается для определенных лиц:

  • участников боевых действий;
  • героев Советского Союза;
  • инвалидов;
  • облученных радиацией.

Подробнее о льготниках можно узнать из статьи 391 НК.

Местные власти время от времени устанавливают свои привилегии. Изучить их подробнее можно с помощью нормативных актов. Следует зайти на специальный сервис налоговой службы и выбрать свой регион, вид налогообложения, указать период и муниципалитет. Этих данных будет достаточно, чтобы узнать информацию о действующих льготах и налоговых ставках.

Внимание! В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) льготными назначениями занимаются региональные власти.

Региональный закон дает право некоторым гражданам получать льготы по имущественному налогу. В эту категорию граждан входят:

  • уволенные военнослужащие;
  • родители или опекуны минимум троих несовершеннолетних детей;
  • законные представители детей-инвалидов;
  • люди пенсионного возраста.

Региональный закон позволяет некоторым юридическим лицам обходить налогообложение на земельный участок в Санкт-Петербурге. В эту группу лиц входят:

  • региональные органы власти;
  • автономные организации;
  • казенные учреждения;
  • бюджетные организации.

В Москве в 2004 году приняли закон, согласно которому происходит освобождение от имущественного налога. Такие привилегии коснулись органов региональной власти и местного самоуправления, а также бюджетных и казенных организаций, автономных учреждений, профсоюзов, организаций, созданных для инвалидов. Сюда же относятся:

  • ТСЖ;
  • ЖСК;
  • жилищные кооперативы;
  • частные организации (некоммерческие).

Важная информация! В Москве и Московской области в отношении физических лиц предусмотрен увеличенный размер льгот. А федеральные льготники могут уменьшить базу налогообложения на 1 млн. рублей.

Основные положения статьи 391 НК РФ

  • По действующему законопроекту налоговая база устанавливается в отношении каждого землевладения как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января. В отношении имущественного хозяйства, образованного на протяжении налогового периода, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на дату регистрации земли.
  • Основная база в отношении земли, находящейся на территории муниципальных образований, устанавливается по каждому в индивидуальном порядке (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). Но налоговая база в отношении доли имущественного хозяйства, расположенного в границах муниципального образования, устанавливается как стоимость по кадастру. То есть она пропорциональна доле земли.
  • Изменение стоимости по кадастру не учитывается при установке базы в налоговых периодах. Если причиной стали технические ошибки, допущенные регистрирующим органом, то изменение кадастровой стоимости учитывается при установке базы, начиная с налогового периода, в котором была допущена ошибка.
  • Организации, оплачивающие налог, самостоятельно определяют базу на основании данных государственного кадастра имущества о каждом участке с правом бессрочного пользования.
Это интересно:  Земельный налог для юридических лиц 2024 - расчет, ставка, как платить, срок уплаты, порядок, льготы

Важно! Если размер необлагаемой налогом суммы превышает размер базы, определенной в отношении землевладения, то налоговую базу приравнивают к нулю.

Основные положения статьи 395 НК РФ

От налогообложения освобождаются:

  • организации УИС (уголовно-исполнительной системы);
  • учреждения, действующие в отношении участков под государственные автомобильные дороги общего пользования;
  • религиозные организации (землю приобретают под строительство помещений религиозного и благотворительного назначения);
  • организации инвалидов (приобретение земельного участка для осуществления уставной деятельности);
  • организации народных художественных промыслов;
  • физлица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока;
  • судостроительные организации;
  • учреждения СЭЗ (свободной экономической зоны).

Все вышеперечисленные лица должны признаваться освобожденными от налогообложения в отношении конкретных землевладений.

В пункте 5 положения 395 НК РФ установлено освобождение от налогообложения земельной пошлиной российских общественных учреждений для неполноценных людей, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов. Это действует в отношении имущественного хозяйства, используемого ими для осуществления уставной деятельности.

Кто претендует на льготный налог имущественного хозяйства

Статья 395 НК устанавливает категорию лиц, освобождаемых от уплаты налога. Освободить граждан от оплаты налоговой пошлины можно физлиц, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока в отношении участков, используемых для сохранения хозяйствования.

Настоящим положением устанавливается, что есть лица, для которых снижается налог на величину кадастровой стоимости 6 соток земли. В эту группу граждан входят:

  • Герои Советского Союза и ордена Славы;
  • инвалиды 1-ой и 2-ой групп;
  • ветераны ВОв (Великой Отечественной войны);
  • инвалиды с детства;
  • лица, получившие радиационное облучение;
  • граждане, участвующие в испытаниях ядерного оружия.

Важно! С 2018 года по новым правилам вышеперечисленный список должны пополнить пенсионеры. Если общая площадь участка меньше или равна 6 соткам, то старики не будут платить поземельный налог.

Льготные привилегии не рассчитаны на участки площадью больше 6 соток. В этом случае пенсионеры обязаны будут уплатить налог, но частично.

При установлении налога на землепользование местная организация может установить свои личные льготы. К примеру, освобождение от обязанностей уплаты пошлины. Органы самоуправления самостоятельно определяют, будет ли действовать на их территории правило об отмене отчислений в отношении пенсионеров.

Как используют свои права пенсионеры

Чтобы узнать, платят ли пенсионеры пошлину на имущественное хозяйство, следует обратиться в администрацию своего района или отделение налоговой службы. Освобождение от уплаты пошлины не будет применено без заявительного распоряжения заинтересованного лица. Эти же правила действуют на территории Москвы и Московской области. Помимо заявления в налоговую службу нужно предоставить документацию, подтверждающую льготный статус заявителя.

Исчисление пошлины на земельный участок

Обложению пошлины на землю подвергаются участки, расположенные на стыке муниципального образования. Налогообложение производится со стоимости по кадастру. Если имущественное хозяйство появилось у гражданина в течение года, то пошлину оплачивают с кадастровой цены, установленной на дату постановки владения на учет.

Сотрудники, которые проводят регистрационный учет, передают все необходимые бумаги в налоговую службу. В связи с этим рассчитывают земельный налог для пенсионеров и многодетных семей. Пошлина в отношении имущественного хозяйства, принадлежащего нескольким долевым собственникам, устанавливается в индивидуальном порядке для каждого плательщика.

Важная информация! Если гражданин имеет 2 и более дачных участка, уменьшение суммы налога производится только в отношении одного участка на выбор. Какое именно владение будет рассмотрено, решает сам хозяин. Данную информацию следуют зафиксировать в извещении, которое впоследствии передается в ФНС до 1 ноября.

Ст. 391 НК РФ «О льготах по земельному налогу» значит то же самое. Эта тема полностью описана в данном положении. Ставки земельного налогообложения устанавливаются в индивидуальном порядке, но они не должны превышать 0,3% в отношении:

  • участков, предназначенных под сельское хозяйство;
  • землевладений жилищного фонда;
  • владений для пособничества, садоводства, огородничества;
  • земли для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

На все остальное имущественное хозяйство уплачивается по ставке 1,5%. Необходимую сумму нужно оплатить за установленный срок, не позднее 1 декабря будущего года. Налоговая служба, в свою очередь, должна выслать уведомление.

Как оформить льготу

В зависимости от местности проживания, будут действовать свои права на привилегию по земельному налогу. Они регулярно претерпевают изменения. То, что сегодня действует, завтра уже может не быть достоверным. Поэтому важно следить за законодательными актами. Получить льготные привилегии по налогообложению на землю можно следующим образом. В первую очередь необходимо обратиться в администрацию своего района или налоговую службу. Здесь сотрудники предоставят всю необходимую информацию о действующих законах, положена ли льгота. Если предоставили льготы, то нужно их оформить. Для этого подается следующая документация:

  • паспорт;
  • пенсионное удостоверение;
  • свидетельство с правом собственности земельного участка;
  • заполненное заявление (образец предоставляется).

Сотрудники налоговой организации расскажут, в какой срок нужно собрать бумаги. После проверки документов, если все верно, будет предоставлена льгота.

Изменения по земельному налогу в НК РФ (2015)

Земельный налог НК РФ определяет как один из местных налогов. В 2015 году он претерпел некоторые изменения — основные из них мы рассмотрим в данной статье.

Основные статьи Налогового кодекса о земельном налоге

Земельному налогу в НК РФ посвящены ст. 387–398 главы 31. Поскольку земельный налог относится к местным, в НК определяются лишь общие элементы налога:

  • налогоплательщики;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый и отчетный период;
  • предельные налоговые ставки;
  • налоговые льготы.

Особенности же уплаты определяются нормативными правовыми актами местных властей.

Закон о земельном налоге — что это?

В муниципальных образованиях земельный налог вводится нормативными правовыми актами представительных органов. Как правило, такой акт издается в форме постановления. В городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — роль такого НПА выполняет соответствующий закон субъекта.

В данных актах (законах) органы:

  1. Определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ.
  2. Закрепляют порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками-организациями.
  3. Могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Основные изменения, внесенные в главу 31 НК РФ по земельному налогу в 2015 году

Изменения в 2015 г. в главу 31 НК РФ были внесены сразу несколькими законами, в том числе:

  • законом от 02.12.2013 № 334-ФЗ;
  • законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ;
  • законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ;
  • законом от 29.11.2014 № 379-ФЗ;
  • законом от 23.11.2015 № 320-ФЗ;
  • законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ.

Остановимся на отдельных новеллах.

  1. Изменен срок уплаты земельного налога физическими лицами. В 2015 году «физики», уплачивая налог за 2014 год, должны были сделать это не позднее 1 октября. А для уплаты налога начиная с платежей за 2015 год эта дата отодвинута на более поздний срок — 1 декабря (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  2. Выведены из-под налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома (подп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ). Мы сообщали об этом в материале«С 1 января 2015 года собственники помещений в многоквартирных домах не будут платить земельный налог».
  3. Установлен порядок определения налоговой базы в случае изменения в течение года кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 391 НК РФ). По общему правилу такое изменение не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Исключениями являются:
  • исправление технической ошибки в кадастре — в этом случае изменение стоимости учитывается начиная с налогового периода, в котором была допущена ошибка;
  • изменение стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда — в этом случае новая стоимость учитывается начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (но не ранее даты внесения в кадастр кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).
  1. ИП переведены на уплату налога по уведомлениям налоговых органов и освобождены от представления декларации.

О том, как с 2017 года обновится уведомление, направляемое физлицу налоговым органом, читайте в статье «ФНС обновила форму налогового уведомления для плательщиков-физлиц».

Есть и другие изменения, касающиеся, в частности, территорий Крыма и Севастополя, организаций — участников свободной экономической зоны, физлиц — инвалидов I и II групп, порядка представления документов, подтверждающих право на льготу.

Это интересно:  Виды назначения земельных участков по ЗК РФ

Земельный налог для физических лиц

Треть бюджета нашего государства формируется за счет налоговых платежей и земельный налог составляет немалую долю этих отчислений. Уплата налога на землю является обязанностью каждого гражданина и регулируется 31 Главой Налогового Кодекса РФ.

Несмотря на то, что текст указанного закона содержит исчерпывающую информацию о расчете и уплате земельного налога, не каждый способен понять сухой язык юридических терминов. Поэтому в этой статье мы постараемся изложить его суть в более доступной форме, насколько это возможно, разумеется. Итак, приступим.

Кто обязан платить земельный налог?

В соответствии со ст. 389 НК РФ налогоплательщиками признаются граждане, владеющие земельными участками, расположенными в пределах субъектов РФ, на территории которых введен земельный налог.

К плательщикам также относятся лица, имеющие право бессрочного пользования земельным участком либо право пожизненного наследуемого владения.

Налог на землю не предусмотрен для:

  • Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участков, которые заняты музеями-заповедниками, археологическими памятниками, а также другими особо ценными объектами российской и мировой культуры.
  • Земель, принадлежащих лесному фонду.
  • Участков, ограниченных в обороте и занятых государственными водными объектами.
  • Общих земельных участков в составе многоквартирного дома.

Также налоговый кодекс освобождает от уплаты налога граждан, владеющих землей на праве безвозмездного пользования или по договору аренды.

В отношении земельных участков, принадлежащих инвестиционным фондам, налогоплательщиками признаются управляющие компании, уплачивающие налог за счет имущества этих же фондов.

Определение налоговой базы

Величина земельного налога рассчитывается как процент от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Налоговая база для физических лиц определяется территориальной ИФНС на основе сведений о кадастровой стоимости, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества.

Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно на сайте Росреестра или путем письменного запроса в территориальное отделение ведомства. По заявлению налогоплательщика Росреестр обязан предоставить необходимые сведения в течение пяти дней.

Не забывайте что кадастровая стоимость земельного участка определяется не по чьей-то воле, а в соответствии с земельным законодательством РФ. Поэтому если вы не согласны с оценкой своего имущества, помните о возможности обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или же сразу в суд — для физических лиц предварительное обращение в Комиссию не обязательно.

Особенности при определении налоговой базы земельного налога

Нередки случаи когда земельный участок расположен на пограничной территории и является объектом налогообложения сразу в двух регионах. В таких ситуациях налоговая база определяется по каждому субъекту отдельно и рассчитывается как доля от общей кадастровой стоимости.

Правила изменения налоговой базы в связи с переоценкой кадастровой стоимости:

  • Если при оценке кадастровой стоимости была допущена ошибка, то перерасчет налоговой базы производится за каждый ошибочно рассчитанный ранее налоговый период.
  • В случае корректировки кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии или определению суда, изменения вступают в сил с периода, в котором гражданин обратился за пересмотром кадастровой стоимости.
  • В остальных случаях изменение налоговой базы в текущем налоговом периоде не производится и новая кадастровая стоимость участка будет учтена только в следующем году.

Для владельцев общих земельных участков налоговая база распределяется поровну либо пропорционально доле каждого из них в общей долевой собственности.

Ставки налога на землю для физических лиц

Поскольку земельный налог является местным налогом, ставки для его расчета устанавливаются нормативными актами региональных властей с учетом ограничений, предусмотренных на федеральном уровне. Максимально допустимые ставки указаны в следующей таблице:

Земельный налог в 2018 году по НК РФ

Земельные участки – тоже недвижимость, они могут являться собственностью или быть оформлены в бессрочное пользование, и в том и в другом случае физические и юридические лица обязаны ежегодно выплачивать налоговые взносы за эксплуатацию земельного фонда в собственных интересах.

Начисляется земельный налог по НК РФ. Субъекты и объекты налогообложения регламентируются главой 31 Налогового кодекса. На региональном уровне размер взносов и порядок их уплаты определяется нормативно-правовыми актами, изданными местными органами самоуправления, но основой для установки собственных правил служит НК РФ.

Понятие земельного налога

Земля является недвижимостью, а все недвижимые объекты облагаются налоговыми обязательствами. Земельный налог – это взносы, которые обладатели наделов должны вносить в государственный бюджет за право пользоваться землей, предоставленное им одним из разрешенных способов. Налоговыми ставками облагаются все физические и юридические лица, которые имеют в своей собственности земельные участки, либо пользуются ими на правах бессрочного или постоянного пользования, или получили их в наследство.

Земельный налог насчитывается за календарный год и уплачивается один раз в год. Выставляемая сумма выплат рассчитана за прошедший период с учетом времени владения землей – полный год или только его часть. Уплачивать земельный налог обязаны все налогоплательщики, которые в том или ином виде владеют участками на территории РФ. Это могут быть как граждане, так и иностранцы.

Сумма взносов индивидуальна и зависит от размера надела, его месторасположения и иных важных нюансов. Налоговый кодекс предусматривает максимальные ставки налогообложения, которые на региональном уровне могут быть снижены, но не увеличены.

Законодательная база

В сентябре 2017 года некоторые пункты главы 31 НК РФ были пересмотрены, по причине введения новых норм для исчисления земельных взносов. Основным изменением, которое повлияло на саму суть расчетов, стал иной подход к формированию налоговой базы. В частности, для исчисления размера взносов с 2018 года за основу берется кадастровая стоимость земли. Она определяется по данным, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости, и тем фактам, которыми располагает налоговая инспекция.

ФЗ № 286 предусматривает поэтапный переход на новую систему расчета в течение трех лет с 2018 года до 2024 года включительно.

Налогоплательщики

Субъектами налогообложения, в соответствии со статьей 388 НК РФ, считаются физические лица и организации, которые обладают наделами земли на следующих условиях:

  1. На правах собственности.
  2. По договору бессрочного пользования.
  3. По праву пожизненного наследования.

Не включаются в перечень налогоплательщиков те лица, которые получили землю:

  1. По праву срочного или бессрочного безвозмездного пользования.
  2. На основании договора аренды.

Отдельно в статье выделены налогоплательщики, которые входят в состав паевых инвестиционных фондов. НК определяет, что налог взимается с управляющих компании, но уплачиваться он должен за счет имущества, которое входит в паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения

Статья 389 главы 31 НК РФ регламентирует перечень объектов, подлежащих налогообложению. Законодательные нормы оговаривают, что ими могут считаться те участки земли, которые находятся в пределах Российской Федерации и на которых распространяется действие предписанной нормы.

Земельные взносы за имеющиеся во владении наделы взимаются в таких случаях:

  1. Земля является собственностью физического лица или организации.
  2. Участок документально оформлен в бессрочное пользование.
  3. Недвижимость получена по наследству на правах пожизненного владения.

В этой же статье прописываются объекты земельной недвижимости, к которым не могут применяться налоговые ставки. К ним относят:

  1. Земли, которые были изъяты из оборота или ограничены в общем обороте. К таким участкам относят заповедные зоны, памятники археологии, территории на которых располагаются культурные объекты, внесенные в Перечень всемирного наследия.
  2. Участки, засаженные лесом.
  3. Наделы, на которых располагаются водные массивы и которые входят в состав водного фонда.
  4. Земля, которая входит в общее имущество многоквартирных домов.

К объектам налогообложения не относят те земли, что были взяты в аренду или выданы для безвозмездного пользования.

Налоговая база

С 2018 года налоговой базой считается кадастровая стоимость земельных участков, которые признаны объектами налогообложения. Определение кадастровой стоимости отдельного взятого участка производится в соответствии с законодательными нормами РФ.

Это интересно:  Юрист Байкалов Алексей Александрович

Размер налога на землю рассчитывается для каждого собственника отдельно, с учетом следующих особенностей:

  1. Размера земельного надела.
  2. Месторасположения его.
  3. Наличия льгот у налогооблагаемого лица.
  4. Иные важные аспекты.

Каждый земельный участок имеет свою кадастровую стоимость. Узнать ее собственник может, подав запрос в Росреестр или зайдя на официальный сайт государственного реестра, где данную информацию можно получить бесплатно в один клик.

Важно помнить, что размер стоимости определяется в соответствии с установленными нормами, а потому несогласие с выставленной кадастровой ценой должно оспариваться официально. Для этого налогоплательщик может обратиться в Комиссию по рассмотрению споров или сразу в судебную инстанцию. Для юридических лиц обязательно сперва подавать обращение в Комиссию, а уже затем при отсутствии удовлетворяющего результата в суд.

Порядок определения

Сумма земельного налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. При вычислении размера взноса берется налоговая ставка, которая действует в данном регионе. Она может определяться по федеральному законодательству или регламентироваться местными нормативно-правовыми актами.

Налог на землю рассчитывается за прошедший отчетный период, коим признается календарный год. При определении налоговой базы выделяются следующие особенности:

  1. При ошибочной оценке кадастровой стоимости производится перерасчет ранее начисленных сумм по каждому налоговому периоду отдельно.
  2. Если цена земельного участка была пересмотрена в результате вердикта, вынесенного Комиссией или судебной инстанцией, то ее размер изменяется с момента подачи заявления о пересмотре стоимости.
  3. Изменение стоимости в ином порядке не позволяет изменить установленную кадастровую цену в текущем налоговом периоде, а применяет новые цифры, начиная с 1 января нового отчетного года.

При определении налоговой базы участков, которые располагаются на границе двух и более регионов, расчет производится отдельно по каждому субъекту в долях от общей установленной стоимости по кадастру. То же правило применяется в случаях, когда одним наделом владеют сразу несколько лиц. Сумма взносов определяется в процентном соотношении к размеру долевой собственности.

Налоговый период

Налоговым периодом в общих случаях признается один календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Взносы рассчитываются за 12 месяцев прошедшего года. Расчет налога на землю производится по окончании календарного года и после получения годовой отчетности и сведений из реестра недвижимости о зарегистрированных правах или отчуждении земельных участков. Обычно налоговая инспекция суммирует полученные сведения не раньше, чем закончится первый квартал текущего календарного года.

Для некоторых налогоплательщиков не может быть применен весь календарный год для подсчета размеров налоговых взносов. Связано это бывает с тем, что они приобрели земельный надел в течение отчетного периода или наоборот в данный отрезок времени перестали быть его владельцем. В таких случаях налоговым периодом считается только то время, в течение которого налогоплательщик был реальным владельцем земли. Расчет суммы взносов производится в процентном соотношении к сроку владения.

Ставка налога

Земельный налог исчисляется по установленным законам ставкам. Существуют показатели, установленные на федеральном уровне, которые могут использоваться местными органами властями без изменения или корректироваться ими по необходимости. Следует учитывать, что изменять принятые ставки можно в сторону уменьшения, а вот увеличивать установленный процентный барьер запрещено.

Итак, налог на землю исчисляется в размере 0,3% от кадастровой стоимости в следующих случаях:

  1. Участок предназначен для сельскохозяйственных работ. Это могут быть также и земли в пределах населенных пунктов, которые включены в зоны сельхозназначения и используются в соответствии с ним.
  2. Земля, находящаяся под уже построенными жилыми объектами или предназначенная под будущее строительство жилплощади.
  3. Наделы для ведения подсобного хозяйства – животноводства, садоводства, огородничества.
  4. Территория, которая занята под таможенные нужды, а также используется для обороны и безопасности РФ.

Объекты, которые не попали в данный перечень, облагаются по ставке 1,5%.

Предоставление льгот

Все виды налогообложения подразумевают наличие льготных категорий, которые могут быть полностью освобождены от уплаты налога на землю или на них распространяются частичные льготы, позволяющие уменьшить сумму взносов.

Существует два типа льгот:

  1. Федеральные – распространяющиеся на всех налогоплательщиков.
  2. Региональные – действующие на определенных территориях.

Под федеральные льготы подпадают следующие группы лиц:

  1. Герои Советского союза и России, а также кавалеры ордена славы.
  2. Участники боевых действий, являющиеся ветеранами или получившие инвалидность в связи с увечьями.
  3. Инвалиды всех групп кроме третьей.
  4. Инвалиды детства.
  5. Облученные при ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.
  6. Лица, принимавшие участие в испытании ядерного оружия, а также те, кто ликвидировал последствия действий ядерных установок.
  7. Люди, получившие лучевую болезнь и признанные в связи с этим инвалидами, которые принимали участие в ядерных и космических испытаниях.

Все эти категории могут рассчитывать на уменьшение налоговой базы. А вот малочисленные народы Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири полностью освобождены от налогового бремени в части земельных наделов.

На региональном уровне местные власти зачастую полностью или частично освобождают от уплаты пенсионеров, малообеспеченных лиц и многодетные семьи.

Расчет платежей

Подсчет земельного налога производится налоговыми инспекторами. Но для налогоплательщика не лишним будет понимать, каким образом производится расчет. Для самостоятельного исчисления можно воспользоваться следующей формулой:

НЗ – налог на землю,
КЦ – кадастровая цена объекта недвижимости,

ПС – применяемая процентная ставка.

Если налогоплательщик подпадает под действие льготы в виде частичного уменьшения налоговой базы, то формула выглядит так:

Л – это сумма льготы, на которую уменьшается налогооблагаемая база.

Если срок владения земельным наделом меньше календарного года, то применяется следующая формула:

НЗ = ((КЦ / 12) * М) * ПС

12 – это количество месяцев в году,

М – количество месяцев, на протяжении которых земля находилась в собственности налогоплательщика. Обратите внимание, что дни не учитываются при расчете, а месяц всегда принимается за единицу, независимо от даты оформления земли в пользование или ее отчуждения.

Порядок и срок оплаты

Налоговый кодекс устанавливает, что конечным сроком для оплаты земельного налога является 1 декабря текущего года. Налоговые взносы при этом производятся за прошедший календарный период. В соответствии с установленной датой последним днем оплаты считается 30 ноября. Но в регионах местными властями могут устанавливаться и более ранние сроки для внесения платежей, но не позже 1 декабря.

Налоговая инспекция обязана своевременно рассчитать сумму налоговых сборов и уведомить каждого налогоплательщика о необходимости оплаты.

По закону письменное уведомление должно быть доставлено собственникам земли не позднее, чем за 30 дней до крайней даты выплаты.

На сегодняшний день многие налогоплательщики получают не бумажные, а электронные письма. Но даже отсутствие уведомления не снимает с лица обязанности по внесению налоговых взносов.

Оплата начисленной суммы может производиться любым удобным для налогоплательщиков образом – в кассах банков, через терминалы или посредством внесения различных электронных платежей. Главное, чтобы у собственника осталось подтверждение проведенной операции, а налог был полностью оплачен до крайней даты уплаты.

Декларирование

Оплаченный земельный налог должен отражаться в декларациях. Но это правило распространяется исключительно на организации, которые владеют наделами или взяли их в бессрочное пользование.

Подать декларацию обязано каждое юридическое лицо. Срок сдачи отчета установлен до 1 февраля, по истечении отчетного периода. Декларация подается по месту учета организации в налоговую инспекцию. На сегодняшний день этот документ заполняется в электронном виде и передается в ФНС по специальной программе.

Статья написана по материалам сайтов: www.klerk.ru, shtrafsud.ru, nalog-nalog.ru, poisknalogov.ru, pravo.estate.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector