+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Закон в редакции на 2012 год О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 N 212-ФЗ»

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

31 июля 2013

В рамках парламентских инициатив, направленных на модернизацию пенсионной системы, в 2009 году был принят Федеральный закон*, отменивший единый социальный налог (ЕСН), и введены страховые взносы во внебюджетные фонды. Среди них Пенсионный фонд РФ, Федеральный Фонд обязательно медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

ПФР осуществляет контроль за уплатой страховых взносов, в частности, следит за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью их уплаты, а также производит взыскание задолженности в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. Время подтвердило, что передача функций от налоговых органов Пенсионному фонду себя оправдала. ПФР в полной мере обладает материально-техническими и интеллектуальными ресурсами для администрирования страховых взносов.

За время существования Федерального закона* в него внесены изменения и поправки**, которые вступили в силу в 2013 году.

Индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированных размерах при условии предоставления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды:

— прохождения военной службы по призыву;

-ухода за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет;

— ухода за ребенком инвалидом I группы;

-ухода за ребенком инвалидом, или лицом, достигшим 80 лет;

-проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

-проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Добавлена статья 58.3, которая устанавливает для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР в 2013 году: по Списку №1 он составляет 4%, по Списку №2 и «малым» спискам – 2 %.

Сборы страховых взносов ежегодно растут, превышая запланированные показатели. Общая сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в 2010 году страхователями региона, составила 133,9 млрд. руб. В 2011 году страховых взносов на обязательное пенсионное страхование было собрано 197,9 млрд. руб, в 2012 году 215,1 млрд. руб, в 1 полугодии 2013 года 118,1 млрд. руб.

*Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

**Федеральный закон от3 декабря 2012 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования»

Парфинский муниципальный район

Официальный сайт органов местного самоуправления

В ПОМОЩЬ РАБОТОДАТЕЛЮ — ОБ УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2012 ГОДУ

ГУ — ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В ПОМОЩЬ РАБОТОДАТЕЛЮ — ОБ УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2012 ГОДУ

С 1 января 2010 года все взаимодействие плательщиков с Пенсионным фондом в части регистрации, начисления, уплаты, отчетности по страховым взносам регулируется федеральными законами: от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», и от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», а также от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования». В данные законы постоянно вносятся изменения, поэтому бухгалтеру необходимо пользоваться Законами в последней редакции.

Важно! Функции администрирования (учет, контроль и взыскание недоимок) страховых взносов не только по обязательному пенсионному страхованию, но и по обязательному медицинскому страхованию, также возложены на Пенсионный фонд.

Основные положения законодательства на 2012 год:

  • Регистрация в органах ПФР юридических и физических лиц в качестве плательщиков производится на основании выписок из Единого государственного реестра, передаваемых налоговыми службами в органы ПФР. Исключение — индивидуальные предприниматели (адвокаты, нотариусы, главы КФХ), заключившие договора с наемными работниками, и филиалы, осуществляющие самостоятельную деятельность. Данные категории регистрируются и снимаются с учета в заявительном порядке. В органах медицинского страхования регистрация не требуется. На всех расчетно-платежных документах по обязательному пенсионному и обязательному медицинскому страхованию следует указывать регистрационный № в территориальном органе ПФР.
  • При открытии (закрытии) расчетных счетов в кредитных учреждениях плательщикам необходимо в течение 7 рабочих дней в письменном виде сообщать об этом в территориальные органы ПФР по месту своей регистрации; с 1.01.2012 года нарушение указанного срока влечет за собой взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
  • Страховые взносы по обязательному пенсионному и обязательному медицинскому страхованию, пени и штрафы перечисляются на счет Отделения ПФР, открытый в органах Федерального казначейства, отдельными платежными поручениями по каждому КБК (приложение). Сумма для перечисления определяется в полных рублях.
  • Срок уплаты страховых взносов в ПФР и ФОМС: ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным. Начисленные, но неуплаченные до 15 числа страховые взносы признаются недоимкой, подлежат взысканию с начислением пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка, начиная с 16-го числа.
  • Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным Законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ и Федеральным законом от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ.
  • При заполнении платежного документа необходимо заполнять все поля документа в соответствии с установленными правилами. В случае искажения кода бюджетной классификации платеж будет считаться зачтенным только после проведения соответствующего зачета органом Управления Федерального Казначейства. В поле «ОКАТО» следует указывать код ОКАТО территориально-административного образования по месту юридического адреса плательщика.
  • Подача заявлений на уточнение платежа, зачет, возврат излишне (неправильно) уплаченных страховых взносов в ПФР и ФОМС, проведение сверки взносов, получение различных справок по расчетам с ПФР и ФОМС за периоды с 2010 года, осуществляется в территориальных органах ПФР по месту регистрации. Зачет излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения пеней и штрафов, в счет уплаты будущих периодов, может быть проведен специалистами ПФР самостоятельно, без заявления плательщика.
  • Отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам в ПФР и ФОМС ежеквартальная, представляется в территориальные органы ПФР по месту регистрации плательщика по форме РСВ-1, без годовой декларации. Срок отчетности — по 15 число второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Одновременно с формой РСВ-1 предоставляются индивидуальные сведения персонифицированного учета. Если у плательщика имеются сальдовые остатки за 2002-2009 гг., то должна быть также предоставлена форма АДВ-11. Плательщики с численностью более 50 человек обязаны представлять отчетность по электронным каналам связи, с электронно-цифровой подписью.
  • Квартальная отчетность при отсутствии деятельности предоставляется на общих основаниях, только по форме РСВ-1, с «0» начислениями.
  • Корректирующая (уточняющая) отчетность подается в случае обнаружения специалистами ПФР ошибок в предоставленном плательщиком отчете, либо обнаружения ошибок самим плательщиком в своих расчетах. Если в результате самостоятельной корректировки увеличиваются начисления, то для исключения штрафа недостающую сумму вместе с начисленными пенями следует оплатить до подачи корректирующего отчета. При внесении корректировок в форму РСВ-1 необходимо откорректировать и сведения персонифицированного учета.
  • Вслучае прекращения деятельности до конца расчетного периода, плательщики обязаны до дня подачи заявления в регистрирующий орган соответствующего заявления предоставить в территориальный орган Пенсионного фонда отчетные формы за период с начала календарного года по день прекращения деятельности включительно. Кроме того, работодатель должен в течение пятнадцати календарных дней уплатить страховые взносы в соответствии с Расчетом. Прекращение деятельности плательщика — юридического лица на основании его заявления регистрируется соответствующим налоговым органом только при отсутствии задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд..
  • Камеральные проверки квартальных расчетов проводятся специалистами ПФР в течение 3 месяцев со дня предоставления расчета. Если плательщик использует льготный тариф, то вместе с расчетом в отдельных случаях должен предоставляться документ-основание для применения льготы, соответствующие расчеты.
  • Документальные проверки правильности расчетов с ПФР и ФОМС специалисты ПФР проводят совместно со специалистами Фонда социального страхования с периодичностью не чаще 1 раз в 3 года.
  • Взысканиенедоимки по взносам, пеням, штрафам по средствам в ПФР и ФОМС производится непосредственно с расчетного счета должника инкассовым поручением. В случае отсутствия средств на расчетном счете, либо при отсутствии расчетного счета, недоимка передается на взыскание судебным приставам. С организаций, у которых открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства, взыскание производится на основании судебного решения. С предпринимателей, прекративших деятельность (исключенных из ЕГРИП), взыскание производится на основании решений судов общей юрисдикции.
  • Задолженность по взносам, пени, штрафам по обязательному пенсионному страхованию, образовавшаяся по состоянию на 31.12.2009 года, исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов в порядке, действовавшем до вступления в силу 212-ФЗ. Ее взыскание осуществляется органами ПФР в порядке, установленном Законом 212-ФЗ, т.е. может быть списана непосредственно с расчетного счета должника.
  • Суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, образовавшиеся по состоянию на 1.01.2010 года, подлежат зачету/возврату органами ФНС на основании решения органа ПФР по заявлению плательщика.
  • Штрафы начисляются за:

— нарушение сроков регистрации в заявительном порядке;

— нарушение сроков сдачи индивидуальных сведений персонифицированного учета;

— нарушение сроков сдачи расчетов по страховым взносам (РСВ-1);

— неуплату взносов в результате занижения базы для расчета страховых взносов;

Это интересно:  Выплаты по беременности и родам в 2019 году - работающим женщинам, сроки пособия, единовременное

— отказ/непредставление в установленный срок документов для осуществления контроля;

— нарушение срока представления в орган контроля информации об открытии/закрытии им счетов в банках.

  • Кадминистративной ответственности за допущенные предприятием нарушения могут быть привлечены руководители организации.
  • Предельная величина базы по каждому физическому лицу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2012 составляет 512 тыс. рублей. На сумму доходов физического лица, превышающую в течение года указанную сумму, работодатели, не применяющими льготные тарифы, исчисляют страховые взносы в ПФР по ставке 10% — на страховую часть пенсии (солидарная часть).
  • Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат обязательному пенсионному и обязательному медицинскому страхованию в случае постоянного или временного проживания на территории РФ, в случае временного пребывания — только обязательному пенсионному

страхованию при заключении трудового договора на неопределенный срок или на срок не менее 6 месяцев.

  • Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхованиеза иностранных граждан и лиц без гражданства: за постоянно проживающих — по тарифам, применяемым страхователем, на страховую и накопительную часть пенсии; за временно проживающих и пребывающих — весь тариф, применяемый страхователем, на страховую часть пенсии независимо от года рождения гражданина.
  • Уплата взносов на обязательное медицинское страхованиеза иностранных граждан и лиц без гражданства: за постоянно и временно проживающих — по установленному для плательщика тарифу; за временно пребывающих, независимо от наличия трудового договора — не уплачиваются.
  • Перечень выплат, на которые начисляются и не начисляются страховые взносы, изложен в ст. 8,9 Федерального закона № 212-ФЗ. Данный перечень является закрытым, расширительному толкованию не подлежит.
  • По вопросам законодательства, на которые нет прямого ответа в Законе, либо отдельных подзаконных актах, разъяснения имеет право давать только Минздравсоцразвития.

Права и обязанности плательщиков страховых взносов

Плательщик страховых взносов имеет право:

  • Получать в Пенсионном фонде информацию (в том числе в письменной форме) о законодательстве Российской Федерации, формы отчетности по страховым взносам и разъяснения о порядке их заполнения.
  • На своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
  • Представлять свои интересы в отношениях по уплате страховых взносов, лично либо через своего представителя. Присутствовать при проведении выездной проверки и получать копии акта проверки и решений, а также требования об уплате страховых взносов.
  • Требовать от должностных лиц органов Пенсионного фонда соблюдения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
  • Обжаловать в установленном порядке акты органов Пенсионного фонда и действия (бездействие) их должностных лиц.
  • На возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами органов Пенсионного фонда или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
  • Правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование;
  • Вести учет начислений страховых взносов за каждого работника, за которого уплачиваются страховые взносы;
  • Представлять в территориальный орган Пенсионного фонда отчетность и документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты страховых взносов, сообщать об открытии/закрытии счетов;
  • Выполнять законные требования об устранении выявленных нарушений законодательства о страховых взносах;
  • Сохранять в течение шести лет документы, подтверждающие исчисление и уплату страховых взносов;

Подробную информацию по всем вопросам уплаты страховых взносов можно получить на ИНТЕРНЕТ-сайте ПФР, либо в территориальных органах ПФР

Коды бюджетной классификации с 01.01.2012 года

О тарифах страховых взносов (закон №212-ФЗ от 24.07.09)

О тарифах страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом N°212-ФЗ от 24.07.09 О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

С 1 января 2011 года тариф страховых взносов в фонды ОМС установлен 5,1% от фонда оплаты труда, в том числе:

3,1% в Федеральный фонд

2% в территориальный фонд

С 2012 года тариф страховых взносов на ОМС 5,1% уплачивается в Федеральный фонд

Согласно статье 58 часть 1 пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011–2019 годов:

1) Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствовании

2) Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог

3) Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, — в отношении указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов

в 2011 году: 1,1% в Федеральный фонд и 1,2% в территориальный фонд

в 2012 году: 2,3% в Федеральный фонд

в 2013–2014 годах: 3,7% в Федеральный фонд

4) Для хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Реестр учета уведомлений о создании хозяйственных обществ ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и передается в орган контроля за уплатой страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

5) Для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

6) Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных;

в 2011 году: 2,0% в Федеральный фонд и 2,0% в территориальный фонд

с 2018 года: 5,1% в Федеральный фонд

7) Для плательщиков страховых взносов — российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:

а) деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;

б) издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций;

(п. 7 введен Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ)

в 2011 году: 1,1% в Федеральный фонд и 2,0% в территориальный фонд

в 2012 году:3,3% в Федеральный фонд

в 2013 году: 3,5% в Федеральный фонд

в 2014 году: 3,9% в Федеральный фонд

Уплата страховых взносов осуществляется ежемесячно отдельными платежными документами в Федеральный и территориальный фонды ОМС не позднее 15-го числа месяца следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы.

В 2011 году с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 463 тыс.руб. нарастающим итогом с начала расчетного года, страховые взносы не взимаются.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, не производящие выплаты физическим лицам, уплачивают страховые взносы за расчетный период (страховой год), исчисляемые как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов увеличенное в 12 раз, до 31 декабря текущего календарного года отдельными расчетными документами в Федеральный и в территориальный фонды ОМС.

В соответствии со ст.3 Закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

Ведомости расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный и Федеральный фонды ОМС предоставляются в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации ежеквартально по установленным формам.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, не производящие выплаты физическим лицам, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в фонды ОМС предоставляют в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по установленной форме до 1 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Взыскание задолженности по налогам в фонды ОМС, образовавшейся на 01.01.2010 года, осуществляют налоговые органы.

Взыскание задолженности по страховым взносам и начисленным финансовым санкциям в фонды ОМС, образовавшейся на 01.01.2001 года, осуществляют налоговые органы.

Обзор закона 212-ФЗ о страховых взносах

Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – 212-ФЗ) был отменен с 1 января 2017 года.

Это интересно:  Нужен ли загранпаспорт для поездки в Калининград

Сегодня вопросы уплаты страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ. Подробнее об изменениях в законодательстве можно прочитать здесь.

Обзор структуры Федерального закона №212-ФЗ

Закон о страховых взносах в фонды РФ был разделен на 8 глав и 62 статьи. Некоторые из статей имели дополнительное разделение, например: 18.1, 18.2 и так далее.

Глава 1, содержала статьи с 1 по 4 и называлась «Общие положения». Она раскрывала предмет регулирования данного закона и основные понятия, используемые в нем. Содержала перечень контролирующих органов, отвечающих за уплату страховых отчислений, а также порядок исчисления сроков, применяемый при их уплате.

Глава 2, содержала статьи с 5 по 17, имела название «Уплата страховых взносов». В ней содержались сведения, необходимые для осуществления уплаты страховых отчислений: кто является плательщиками, как ведется их учет, с чего платятся, в каком количестве, периоды исчисления, тарифы, порядок исчисления и внесения изменений по страховым взносам.

Глава 3, содержала статьи с 18 по 27, имеет название «Обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов». Текст этой главы раскрывал процедуру предоставления отсрочки или рассрочки по уплате страховых отчислений, исключения, по предоставлению отсрочки и перечень органов принимающих решение по ее предоставлению. Так же, порядок начисления пеней, недоимок и штрафов, связанных с уплатой страховых отчислений и процедуру возврата или зачета излишне уплаченных сумм.

Глава 4, содержала статьи с 28 по 32, ее название – «Права и обязанности плательщиков страховых взносов и органов контроля за уплатой страховых взносов». Исходя из названия, в тексте главы указывались права и обязанности соответствующих субъектов, а также порядок ограничения доступа к информации о плательщиках в фонды РФ.

Глава 5, содержала статьи с 33 по 39, ее название – «Контроль за уплатой страховых взносов». Эта глава определяла процедуру проведения камеральной и выездной проверки, порядок оформления ее результатов и вынесения решения.

Глава 6, содержала статьи с 40 по 52, называется «Нарушения законодательства РФ о страховых взносах и ответственность за их совершение». Тексты статей включали в себя информацию о понятии «нарушение законодательства РФ о страховых взносах», ответственных лицах, формах и обстоятельствах правонарушения, сроках давности, конкретных видах правонарушений, порядке взыскания и зачисления штрафов.

Глава 7, содержала статьи с 53 по 56, имела название «Обжалование актов органов контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц». В тексте указывалось содержание права на обжалование, порядок его применения, сроки и порядок подачи жалобы, а также процедура рассмотрения жалобы.

Сфера регуляции

Исходя из ч. 1 ст. 1 закона 212-ФЗ, этот закон регулировал отношения, связанные с перечислением, исчислением страховых взносов в фонды РФ, указанные в названии закона, а также, отношения, образующиеся в результате контроля за таким перечислением и исчислением в эти же фонды. Отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, также попадали в сферу регуляции данного закона.

Закон 212-ФЗ о страховых взносах не действовал на правоотношения, которые затрагивают перечисление и исчисление страховых взносов в фонды социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также, на медицинское страхование, являющееся обязательным для неработающего населения.

Исключение составляли отношения по обеспечению уплаты страховых отчислений, списания долгов по ним, зачета и возврата штрафов и пеней. Они регулировались законом 212-ФЗ, при условии, что его положения не противоречили положениям закона №125-ФЗ об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и законодательству, регулирующему конкретные виды обязательного социального страхования.

Закон 212-ФЗ: нюансы

С 2016 года в силу вступили изменения, которые имели непосредственное отношение к тому, как нужно производить страховые отчисления. Поменялись правила их уплаты и теперь необходимо разобраться, что же конкретно изменилось в этой процедуре:

  • Количество отчитывающихся субъектов увеличилось;

До изменений 2016 года все лимиты были по общим ставкам – в пределах 624 тыс. рублей в год на 1 человека. Сверх этой суммы – 10% взнос в ПФР. После ПФР – 711 тыс. рублей, зарплата в рамках суммы – тариф 22%, свыше суммы – 10%. ФСС – 670 тыс. рублей, зарплата в рамках суммы – тариф 2,9%, свыше суммы не облагается. В ФФОМС лимиты были отменены, независимо от дохода сотрудника, отчисление производилось по тарифу 5,1% (ч. 1.1 ст. 58.2 212-ФЗ).

  • Зачет разных взносов внутри одного фонда;
  • Перечень выходных пособий, освобожденных от взносов, расширился;
  • Фонды начисляли пеню, учитывая день погашения задолженности;
  • Компании, не осуществившие спецоценку, платили более высокие дополнительные тарифы взносов в ПФР;

До вступления изменений в силу, для списка №1 дополнительный тариф отчислений с выплат работникам был 6%, для списка №2 – 4%. При этом, организация, осуществившая спецоценку, платит по тарифам, исходя из класса условий труда (ч. 1 – 2.1 ст. 58.3 212-ФЗ).

  • Организации, ранее имевшие право на льготы, получили повышенный тариф взносов;
  • Со всех временно пребывающих иностранцев производились отчисления в ПФР и ФСС;

Ранее, только при условии заключенного договора на 6 и более месяцев, с работника-иностранца производились отчисления в ПФР. После, независимо от срока договора, взнос в ПФР – 22%, в ФСС взнос на случай временной нетрудоспособности – 1,8%, в связи со вступлением правил, дающих иностранцу право, получать больничные пособия (п. 2.1 ч. 2 ст. 12 и ч. 3 ст. 58.2 212-ФЗ).

  • У ревизоров появилось право повторной проверки;
  • Выездная проверка могла быть продлена по решению фонда;
  • Появилась возможность отсрочки и рассрочки по взносам;
  • Фонд имел право не учитывать смягчающие обстоятельства при рассмотрении материалов проверки;
  • Фиксированные взносы для предпринимателей выросли;

Энциклопедия судебной практики. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (Ст. 26 Закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (утратила силу))

Энциклопедия судебной практики
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов
(Ст. 26 Закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»)

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» признан утратившим силу с 1 января 2017 г.

1. Контролирующий орган обязан учитывать суммы переплаты при расчете пени вне зависимости от наличия или отсутствия заявления об их зачете

В соответствии с пунктом 8 статьи 26 Закона о страховых взносах зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.

Частью 9 статьи 26 Закона о страховых взносах установлено, что в случае, предусмотренном частью 8 данной статьи, решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась, или со дня вступления в силу решения суда.

Из материалов дела следует, что согласно уточненному отчету по страховой части трудовой пенсии у налогового органа имелась переплата.

При таких обстоятельствах правомерным является вывод судов о том, что Пенсионным фондом начислен и предложен к уплате штраф без учета наличия у него обязанности по проведению самостоятельного зачета переплаты по страховым взносам в счет имеющейся у страхователя задолженности по пеням и (или) штрафам.

2. С 01.01.2010 обязанность по проведению зачета возложена на органы ПФР, в том числе и в отношении переплаты, образовавшейся на 31.12.2009

Статьей 26 Закона N 212-ФЗ от 27.07.2009 года определен порядок осуществления возврата (зачета) сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено Законом.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Учитывая изложенное, судебные инстанции правильно указали, что действующее с 01.01.2010 законодательство возлагает обязанность по проведению зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе по состоянию на 31.12.2009 включительно, на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 26, в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ, вступившей в силу с 01 января 2011 года, зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно. Положение, предусмотренное настоящей частью, не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменное заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных правовых норм, переплата страховых взносов в сумме. рубля, имеющаяся у Г. по состоянию на 31 декабря 2009 года, подлежала зачету Управлением Пенсионного фонда по г. Ставрополю в счет предстоящих платежей плательщика и не могла быть признана недоимкой.

Это интересно:  На сколько выдается медицинская справка на права

3. Плательщик страховых взносов вправе обратиться в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных взносов в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права

Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив представленные в материалы доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что заявителем не пропущен срок, предусмотренный пунктом 13 статьи 26 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», поскольку о факте переплаты заявитель узнал при подписании с налоговым органом акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Кроме того, суды указали, что указанная норма права не препятствует обществу обратиться в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного взноса в течение трех лет со дня, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своего права, то есть в пределах срока исковой давности.

4. Положения ст. 26 ФЗ N 212-ФЗ не распространяют свои действия на условия и порядок возврата страховых взносов и пеней, излишне взысканных с плательщика

Ссылка Управления Пенсионного фонда на положения статьи 26 Закона N 212-ФЗ, которые предусматривают ограничения в возврате плательщику страховых взносов, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, не может быть признана состоятельной, поскольку положения этой статьи Закона не регулируют условия и порядок возврата страховых взносов и пеней, излишне взысканных с их плательщика.

5. Хотя контролирующий орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет предстоящих платежей, это не препятствует плательщику страховых взносов обратиться с заявлением о зачете или возврате

В силу части 1 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные названным Законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно частям 6 и 8 статьи 26 Закона N 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов (то есть территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации) вправе самостоятельно зачесть суммы излишне уплаченных страховых взносов только в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, а также в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Законом N 212-ФЗ.

В то же время названные положения не препятствуют плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменное заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов.

6. Разнесение контролирующим органом страховых взносов на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не может препятствовать зачету переплаты в счет предстоящих платежей

Положениями статьи 26 Закона N 212-ФЗ не установлена какая-либо зависимость между осуществлением зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в счет предстоящих платежей и разнесением соответствующих сумм контролирующим органом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, суды обоснованно расценили неосновательным утверждение Управления о том, что зачет излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов невозможен.

7. В связи с прямым запретом производить зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет другого фонда орган ПФР вправе взыскать пени и штрафы за счет имущества плательщика

При рассмотрении настоящего дела суды признали правильным вывод управления о том, что в силу прямого запрета, установленного ч. 21 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, произвести зачет уплаченных денежных средств невозможно, обязанность предпринимателя по уплате страховых взносов нельзя признать исполненной, вследствие чего пришли к правильным выводам о том, что оспариваемое постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов вынесено страховщиком обоснованно.

8. Положения ч. 13 ст. 26 ФЗ N 212-ФЗ не препятствуют плательщику страховых взносов обратиться в суд с иском о возврате (зачете) из соответствующего бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, что влечет применение общих правил исчисления срока исковой давности

Суды, отклоняя довод пенсионного фонда о пропуске обществом трехлетнего срока, установленного ч. 13 ст. 26 Закона о страховых взносах, на обращение с заявлением о возврате и зачете излишне уплаченных страховых взносов, верно указали на то, что данная норма не препятствует плательщику страховых взносов обратиться в суд с имущественным иском — о возврате (зачете) из соответствующего бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Закрепление в статье 26 Закона N 212-ФЗ срока для зачета (возврата) страховых взносов не препятствует лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Срок для обращения в органы пенсионного фонда с заявлением о возврате переплаты в силу пункта 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ исчисляется со дня уплаты указанной суммы.

Однако, как верно отметили суды, данная норма не препятствует в случае пропуска срока на подачу такого заявления обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из суммы излишне уплаченных страховых взносов в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

9. Невозможность зачета переплаты, образовавшейся в ФФОМС, в счет погашения задолженности в ПФР не означает отсутствия оснований для возврата плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование

Апелляционный суд с учетом положений ч. 21 ст. 26 Закона N 212-ФЗ указал, что в связи с императивными требованиями действовавшего в период возникновения спорных правоотношений законодательства зачет переплаты, образовавшейся в ФФОМС, в счет погашения задолженности в ПФР невозможен, что, однако, не свидетельствует об отсутствии оснований для возврата обществу излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

10. Неосведомленность конкурсного управляющего о наличии переплаты не означает наступления перерыва срока исковой давности

Из положений Закона N 212-ФЗ не следует, что моментом, когда страхователь узнал о факте излишней уплаты страховых взносов, во всех случаях должен считаться момент совершения им действий по получению справки о состоянии расчетов по страховым взносам, учитывая, что орган контроля за уплатой страховых взносов обязан составлять акты (справки) и не может отказаться от их выдачи по требованию страхователя.

Неосведомленность конкурсного управляющего о наличии переплаты не свидетельствует о перерыве срока исковой давности, так как при банкротстве замены стороны в рассматриваемом правоотношении не происходит, поскольку конкурсный управляющий на период процедуры конкурсного производства представляет интересы и действует от имени организации-должника.

11. Положения ч. 22 ст. 26 ФЗ N 212-ФЗ не подлежат применению, если лица, за которых ошибочно перечислены страховые взносы в фонд, не были застрахованы

Апелляционным судом верно указано, что ч. 22 ст. 26 Закона N 212-ФЗ в рассматриваемом случае не подлежит применению, поскольку лица, за которых ошибочно перечислены страховые взносы в фонд, не являются застрахованными.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды» использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО «Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право», а также С. Кошелевым, О. Являнской.

Статья написана по материалам сайтов: www.pfrf.ru, xn--80aqaedrljl1a.xn--p1ai, www.kubanoms.ru, yconsult.ru, base.garant.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector