+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 103.5-1 Основ. Особенности регистрации уведомлений о залоге при наличии договора управления залогом

Информация об изменениях:

Основы дополнены статьей 103.5-1 с 1 февраля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 486-ФЗ

Статья 103.5-2. Особенности регистрации уведомлений о залоге при наличии управляющего залогом по договору синдицированного кредита (займа)

Если обязательства по договору синдицированного кредита (займа) обеспечены залогом, по поводу управления которым заключен договор управления залогом, уведомление о возникновении залога направляется управляющим залогом или залогодателем.

При наличии договора управления залогом не допускается направление залогодержателями уведомлений о возникновении и изменении залога, обеспечивающего обязательства по договору синдицированного кредита (займа).

Уведомление об изменении залога, обеспечивающего обязательства по договору синдицированного кредита (займа), и уведомление об исключении сведений о залоге, обеспечивающем обязательства по договору синдицированного кредита (займа), направляются управляющим залогом или в установленных статьей 103.6 настоящих Основ случаях залогодателем.

В уведомлении о возникновении залога, направляемом управляющим залогом, указываются сведения о заявителе — управляющем залогом, о дате заключения и номере договора управления залогом. В случае, если договор управления залогом является составной частью договора синдицированного кредита (займа), в уведомлении о возникновении залога указываются сведения о дате заключения и номере договора синдицированного кредита (займа).

В уведомлении о возникновении залога, направляемом залогодателем, указываются сведения, предусмотренные статьей 103.4 настоящих Основ.

При регистрации уведомления о залоге, обеспечивающем обязательства по договору синдицированного кредита (займа), вместо сведений о залогодержателе указываются сведения об управляющем залогом. При этом сведения о залогодержателях в указанное уведомление не включаются.

В день прекращения договора управления залогом, обеспечивающим обязательства по договору синдицированного кредита (займа), управляющий залогом направляет уведомление об изменении залога, содержащее информацию об исключении сведений об управляющем залогом и о включении в реестр уведомлений о залоге движимого имущества сведений обо всех залогодержателях.

При этом в случае, если договор залога также прекращен, управляющий залогом направляет уведомление об исключении сведений о залоге.

Уведомление об изменении залога, содержащее сведения об управляющем залогом, уполномоченном в соответствии с вновь заключенным договором управления залогом или иной сделкой, на основании которой произошла замена управляющего залогом, направляется новым управляющим залогом.

В случае, если в период действия договора управления залогом, обеспечивающим обязательства по договору синдицированного кредита (займа), управляющий залогом не направит в срок, установленный частью третьей статьи 103.3 настоящих Основ, уведомление об изменении залога, залогодержатель вправе обратиться в суд.

На основании вступившего в законную силу судебного акта залогодержатель вправе направить нотариусу уведомление об изменении залога с приложением засвидетельствованной в установленном порядке копии судебного акта.

Новеллы законодательства о нотариате и нотариальной деятельности

Сфера нотариата в очередной раз претерпела ряд нововведений.По своей сути, все они направлены на обеспечение дополнительной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, в том числе при их обращении за получением нотариальных услуг. И вот основные из них.

1. Вступил в силу Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования (утвержденприказом Минюста России от 30.08.2017 № 156)

Он устанавливает строгий перечень (объем) информации, необходимый нотариусу для совершения нотариальных действий, источники получения такой информации и способы ее фиксирования.

Так, например, в числе основных источников информации называются:

— документы органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (в т.ч. судебные акты), органов местного самоуправления, компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, нотариусов;

— государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры, в том числе находящиеся в открытом доступе;

— единая информационная система нотариата;

— заявления лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия;

— документы и сведения, исходящие от физических и юридических лиц, в том числе информационные ресурсы.

Регламент закрепляет за нотариусами право самостоятельно определять способ фиксации информации из тех, что предусмотрены для конкретного вида нотариального действия, и разрешает нотариусам использовать одновременно несколько способов.

В документе особо подчеркивается, что после начала его действия, т.е. начиная с 01.01.2018, нотариус не вправе требовать от заявителя представления информации, которую он может получить самостоятельно в электронной форме , в т.ч. из государственных реестров.

2. Федеральная нотариальная палата (ФНП) начинает производить компенсационные выплаты из своего Компенсационного фонда [1]

Действующее законодательство (статья 17 Основ о нотариате) возлагает на нотариуса, занимающегося частной практикой, полную имущественную ответственность:

— за вред, причинённыйпо его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона, неправомерным отказом в совершении нотариального действия и (или) разглашением сведений о совершённых нотариальных действиях;

— а также за вред, виновно причиненный его работниками или лицом, временно замещающим нотариуса, при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением нотариальной деятельности.

Порядок возмещения такого вреда (при наличии вступившего в законную силу решения суда о взыскании с нотариуса причиненного им вреда) следующий:

1) сначала материальные требования возмещаются за счёт страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса.

Нотариус не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия без заключения такого договора!

2) далее в случае его недостаточности требования возмещаются за счёт страхового возмещения по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариуса, заключенного соответствующей нотариальной палатой субъекта Российской Федерации;

3) а в случае недостаточности последнего – за счёт личного имущества нотариуса.

Средства же Компенсационного фонда ФНП предназначены для выплаты компенсаций лицам, пострадавшим от ошибок нотариусов, в случае нехватки средств от предыдущих трех уровней возмещения.

Решение о его создании было принято на законодательном уровне в декабре 2014 года.

С января 2016 года началась работа по его формированию (фонд пополняется за счёт отчислений от членских взносов нотариальных палат субъектов Российской Федерации), а с 01.01.2018 ФНП начинает производить выплаты из него.

Требование о выплате из Компенсационного фонда ФНП предъявляется к ФНП лицом, в пользу которого принято решение о взыскании причиненного нотариусом вреда.

Единовременно из Компенсационного фонда ФНП не может быть выплачена сумма, размер которой составляет более чем 25 % его размера на день предъявления требования.

ФНП обязана осуществить компенсационную выплату (в денежной форме на счет, указанный в требовании) в течение 60 дней со дня получения соответствующего требования либо выдать заявителю мотивированный отказ в данной выплате.

Расходование средств Компенсационного фонда ФНП на иные цели не допускается.

3. Вновь расширена сфера применения исполнительных надписей нотариусов

В перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов, теперь включены также договоры займа, кредитором по которым выступает единый институт развития в жилищной сфере, и кредитные договоры, кредитором по которым на основании уступки прав (требований) выступает единый институт развития – при условии наличия в указанных договорах (или дополнительных соглашениях к ним) соответствующего условия о возможности взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса [2] .

Поправки вступили в силу 11.01.2018.

4. За Правительством Российской Федерации закреплены полномочия по установлению ограничений на раскрытие (размещение) информации о деятельности отдельных юридических и физических лиц, и в частности информации о залогодержателях в Реестре уведомлений о залоге движимого имущества, публикуемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [3] .

Поправки вступили в силу 31.12.2017.

5. Основы о нотариате дополнены положениями об особенностях регистрации уведомлений о залоге движимого имущества при наличии договора управления залогом . [4]

Поправки вступают в силу 01.02.2018.

[1] См. пункт 15 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] См. статью 90 Основ о нотариате в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 506-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[3] См. абзац 1 подпункта «г» пункта 2 части 1 статьи 34.4, часть 5 статьи 103.3 и часть 2 статьи 103.4 Основ о нотариате в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] См. статьи 103.5-1 и 103.5-2 Основ о нотариате в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральная
нотариальная
палата

Советы нотариуса

Ваш населённый пункт

Уведомления о залоге движимого имущества

Содержанием данного нотариального действия является регистрация уведомления в электронном реестре единой информационной системы нотариата (ЕИСН).

Уведомление может быть подано любому нотариусу независимо от места жительства (места нахождения) залогодателя, залогодержателя, их представителя, а также независимо от места расположения, регистрации или учета движимого имущества.

В соответствии с положениями статьи 103.3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) уведомление о возникновении залога движимого имущества вправе направить нотариусу залогодержатель или залогодатель; при уведомлении об изменении залога или исключении сведений о залоге — залогодержатель.

Уведомление об изменении залога и уведомление об исключении сведений о залоге направляется залогодателем в случаях смерти залогодержателя (физического лица) или ликвидации залогодержателя (юридического лица); уклонения залогодержателя от направления нотариусу уведомления; при наличии иных причин, не зависящих от воли залогодержателя и делающих невозможным направить нотариусу уведомление (статья 103.6 Основ).

Уведомление о возникновении залога, уведомление об изменении залога и уведомление об исключении сведений о залоге, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, в силу статьи 103.5 Основ направляются нотариусу эмитентом таких облигаций.

Формы уведомлений различаются по содержанию уведомлений о залоговых правоотношениях:

— о возникновении залога (форма № УЗ 1):

— об изменении залога (форма № УИ 1);

— об исключении сведений о залоге (форма № УП 1).

Отдельно выделены формы по содержанию уведомлений о залоговых правоотношениях, обеспечивающих исполнение обязательств по облигациям:

— о возникновении залога (форма № У3 2):

— об изменении залога (форма № УИ 2);

— об исключении сведений о залоге (форма № УП 2).

Правом на подачу всех видов уведомлений обладает представитель заявителя (ст.ст. 103.2, 103.3 Основ).

Уведомления о залоге движимого имущества могут быть представлены нотариусу в виде документа на бумажном носителе, подписанном заявителем собственноручно в присутствии нотариуса, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

В случае представления нотариусу уведомления о залоге в виде документа на бумажном носителе, заявитель заполняет соответствующую форму уведомления о залоге, руководствуясь пояснениями по заполнению формы, представленными в ней.

В случае представления нотариусу уведомления о залоге в виде электронного документа, заявитель руководствуется Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 № 130 «Об утверждении Порядка направления нотариусу в электронной форме уведомления о залоге». В соответствии с этим приказом заявитель направляет нотариусу уведомление о залоге в электронной форме в виде XML- файла в формате, установленном Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 № 129 «Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата» (далее — приказ № 129).

Это интересно:  Статья 234 ТК РФ. Обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб..

Согласно Приказу № 129 уведомление о залоге в форме электронного документа в виде XML-файла, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя в формате PKCS#7 (отделенная электронная подпись в кодировке DER). Указанный файл уведомления о залоге должен соответствовать установленному формату — XML-схеме, размещенной по адресу http://notariat.ru/ddata/file-file/pledgeregistry_v2.zip или на сайте www.fciit.ru.

Уведомление о залоге в электронной форме может быть направлено нотариусу любым способом, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при помощи программно-технических средств, обеспечивающих защиту содержащихся в уведомлении о залоге персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных и гарантирующих доставку нотариусу уведомления о залоге.

В случае, когда нотариус получает уведомление о залоге в форме электронного документа, направленного с использованием электронной почты, он отправляет заявителю подтверждение о получении такого документа.

При направлении заявителем уведомления о залоге в электронной форме нотариус осуществляет форматно-логический контроль уведомления о залоге, а также проверку соответствия электронной подписи заявителя требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области использования электронных подписей.

За регистрацию уведомления о залоге движимого имущества нотариусом взыскивается нотариальный тариф на основании подпункта 12.1 пункта 1 статьи 22.1 Основ в размере 300 рублей. От количества предметов залога, указанного в одном уведомлении, величина нотариального тарифа за совершение данного нотариального действия не зависит.

Основы и налоговое законодательство не запрещают оплату нотариального тарифа за совершение нотариального действия по безналичному расчету. При поступлении уведомления к нотариусу в электронной форме оплата нотариального тарифа должна быть произведена заранее или одновременно с регистрацией уведомления.

В соответствии со статьей 103.1 Основ в случае направления уведомления о залоге нотариусу в электронной форме плата за услуги технического и правового характера не взимается. Плата за оказание услуг технического характера может взиматься только в случае заполнения нотариусом соответствующей формы уведомления по просьбе заявителя, обратившегося за совершением нотариального действия по регистрации уведомления о залоге на личном приеме у нотариуса.

В соответствии со ст. 103.2 Основ нотариус отказывает в регистрации уведомления в случае, если:

— в уведомлении отсутствуют сведения, предусмотренные статьей 103.4 Основ;

— уведомление направлено не надлежащим заявителем (статья 103.3 Основ), в том числе третьим лицом, не указавшим в 5 разделе уведомления основания полномочий;

— уведомление подписано простой (не квалифицированной) электронной подписью или подпись не может быть проверена нотариусом в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи»;

— не произведена оплата нотариального тарифа.

Об отказе в регистрации уведомления с указанием оснований отказа нотариус обязан незамедлительно сообщить заявителю.

В соответствии со статьей 103.1 Основ, пунктом 52 Приказа № 129 совершение нотариального действия по регистрации уведомления подтверждается выдачей свидетельства о регистрации уведомления. Таким образом, регистрация уведомления и выдача свидетельства являются одним нотариальным действием.

При получении уведомления на личном приеме на материальном носителе, свидетельство может быть выдано лицу, обратившемуся к нотариусу, как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Кроме того, свидетельство, выданное в электронной форме, может быть направлено заявителю также в электронной форме. При направлении нотариусу уведомления в электронной форме указание адреса электронной почты заявителя в уведомлении является обязательным (ст. 103.4 Основ). На электронной форме свидетельства обязательно проставляется КЭП нотариуса (ст. 103.1 Основ ).

Статьей 44.1 Основ не предусмотрено исключений по количеству экземпляров для свидетельств, выдаваемых нотариусом в электронной форме или на бумажном носителе. Таким образом, независимо от формы выдаваемого свидетельства или от формы направления свидетельства заявителю, его второй экземпляр остается в делах нотариуса.

Если залогодержатель, планирует направлять для регистрации в реестре уведомлений большое количество уведомлений о залоге в форме электронного документа по электронной почте, целесообразно заключить с нотариусом (нотариусами) соглашение об электронном взаимодействии, в котором могут быть определены важные условия этого взаимодействия, такие как: адреса электронной почты сторон, реквизиты отправителя уведомления о залоге, порядок информирования залогодержателя о регистрации уведомления и другие.

Следует иметь в виду, что действующее законодательство не содержит обязанности залогодателя или залогодержателя уведомлять о залоге движимого имущества ЕИСН. Однако, после вступления 01.09.2014 г. в силу изменений, внесенных в Гражданский кодекс Российской Федерации (пункт 4 статьи 339.1, пункт 3 статьи 342, пункты 1, 10 статьи 342.1, пункт 2 статьи 352), залогодержатель, не направивший уведомления для регистрации в ЕИСН, будет лишен возможности обратить взыскание на заложенное движимое имущество, возмездно отчужденное недобросовестным залогодателем; лицо, которое приобрело заложенное движимое имущество, будет лишено права ссылаться на добросовестность своих действий при наличии общедоступной информации ЕИСН в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о регистрации уведомления; предшествующий залог, сведения о котором отсутствуют в ЕИСН, утрачивает право старшинства залога по отношению к последующему залогу, сведения о котором в ЕИСН имеются.

Факт регистрации уведомления в реестре уведомлений о залоге движимого имущества заявитель может проверить, используя портал, на котором круглосуточно организован свободный доступ к сведениями реестра уведомлений о залоге движимого имущества, по адресу www.reestr-zalogov.ru.

уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц). способ обеспечения исполнения обязательств, позволяющий кредитору (залогодержателю) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя). Предметом залога могут быть материальные ценности, производимая продукция, земельные участки или иное имущество, находящееся в собственности заемщика. вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. высокотехнологичная автоматизированная информационная система, обеспечивающая деятельность нотариусов РФ. Позволяет нотариусам использовать все преимущества электронного документооборота, получать актуальные данные, оперативно проверять необходимые сведения, формировать базы данных, доступные онлайн гражданам, бизнесу и государственным органам.

Статья 103 Регистрация уведомления о залоге движимого имущества Учет залога имущества, не относящегося к недвижимым вещам, за исключением имущества, залог которого подлежит государственной регистрации или учет залогов которого осуществляется в ином порядке согласно Гражданскому кодексу Российской Фе

Извлечение из Основ законодательства Российской Федерации о нотариате
Статья 103.1. Регистрация уведомления о залоге движимого имущества

Учет залога имущества, не относящегося к недвижимым вещам, за исключением имущества, залог которого подлежит государственной регистрации или учет залогов которого осуществляется в ином порядке согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, осуществляется путем регистрации уведомлений о залоге движимого имущества в реестре уведомлений о залоге движимого имущества, предусмотренном пунктом 3 части первой статьи 34.2 настоящих Основ.

Регистрацией уведомления о залоге движимого имущества (далее также — уведомление о залоге) признается внесение нотариусом в реестр уведомлений о залоге движимого имущества сведений, содержащихся в уведомлении о залоге движимого имущества, направленном нотариусу в случаях, установленных гражданским законодательством. В подтверждение регистрации уведомления о залоге заявителю выдается свидетельство, которое по желанию заявителя может быть выдано в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью нотариуса.

Регистрации в реестре уведомлений о залоге движимого имущества подлежит уведомление о внесении сведений о залоге движимого имущества в реестр уведомлений о залоге движимого имущества (уведомление о возникновении залога), уведомление об изменении сведений о залоге движимого имущества в реестре уведомлений о залоге движимого имущества (уведомление об изменении залога) и уведомление об исключении сведений о залоге движимого имущества из реестра уведомлений о залоге движимого имущества (уведомление об исключении сведений о залоге).

В случае изменения залога таким образом, что в залог передается имущество, ранее не находившееся в залоге (за исключением предусмотренных гражданским законодательством случаев, если такое имущество передается в залог без дополнительного соглашения между сторонами залогового правоотношения, в частности, в случае замены заложенных товаров в обороте, переработки или иного изменения заложенного имущества), в отношении такого имущества направляется уведомление о возникновении залога.

Уведомление о залоге может быть направлено нотариусу в электронной форме в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой. Уведомление о залоге в электронной форме должно быть подписано квалифицированной электронной подписью заявителя. В этом случае личная явка заявителя не обязательна, плата за услуги технического и правового характера не взимается.

Формы уведомления о залоге и свидетельства о регистрации уведомления о залоге, порядок заполнения соответствующих форм уведомления о залоге устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Статья 103.2. Порядок регистрации уведомления о залоге
Нотариус регистрирует уведомление о залоге, если в нем содержатся все необходимые и надлежащим образом указанные и предусмотренные статьей 103.4 настоящих Основ сведения и оно направлено нотариусу с соблюдением требований статьи 103.3 настоящих Основ.

Нотариус при регистрации уведомления о залоге не проверяет наличие согласия залогодателя на регистрацию уведомления о возникновении залога, достоверность сведений об объекте залога, о возникновении, об изменении, о прекращении залога, содержащихся в уведомлении, и сведений о лицах, указанных в уведомлении о залоге. Нотариус не несет ответственность за недостоверность указанных в уведомлении сведений.

При регистрации уведомления о залоге нотариус:

1) вносит сведения о залоге, содержащиеся в уведомлении о залоге, в реестр уведомлений о залоге движимого имущества;

2) выдает свидетельство о регистрации уведомления о залоге движимого имущества в реестре уведомлений о залоге движимого имущества.

Нотариус обязан зарегистрировать уведомление о залоге незамедлительно после его поступления.

В случае, если регистрация уведомления о залоге невозможна по техническим причинам, таким как перерыв или сбой в работе реестра уведомлений о залоге движимого имущества либо временное отсутствие связи с реестром уведомлений о залоге движимого имущества, регистрация уведомления о залоге производится незамедлительно после устранения причин, препятствующих регистрации.

Уведомлению о возникновении залога присваивается уникальный регистрационный номер в реестре уведомлений о залоге движимого имущества, который отражается в свидетельстве о регистрации уведомления о залоге движимого имущества и используется при последующей регистрации уведомлений об изменении залога и об исключении сведений о залоге, касающихся соответствующего залога.

Нотариус отказывает в регистрации уведомления о залоге только в случае, если:

1) в уведомлении отсутствуют сведения, предусмотренные статьей 103.4 настоящих Основ, или ненадлежащим образом заполнена его форма;

2) уведомление направлено с нарушением требований статьи 103.3 настоящих Основ;

3) уведомление в электронной форме подписано электронной подписью, которая не отвечает требованиям настоящих Основ или не может быть проверена нотариусом в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи»;

4) не произведена оплата нотариального тарифа, предусмотренного настоящими Основами.

Об отказе в регистрации уведомления о залоге с указанием оснований такого отказа нотариус незамедлительно сообщает заявителю (его представителю), явившемуся лично, а в случае, если уведомление в электронной форме поступило нотариусу без личной явки заявителя (его представителя), нотариус незамедлительно направляет сообщение об этом на указанный в уведомлении о залоге адрес электронной почты заявителя.

Ответственность за соответствие сведений, внесенных в реестр уведомлений о залоге движимого имущества, содержанию направленного уведомления о залоге и за отсутствие необоснованных задержек при регистрации уведомления о залоге в реестре уведомлений о залоге движимого имущества возлагается на нотариуса.
Статья 103.3. Лица, направляющие нотариусу уведомления о залоге движимого имущества
Если иное не предусмотрено настоящими Основами, уведомления о залоге движимого имущества направляются нотариусу следующими лицами или их представителями:

Это интересно:  Конституции рф статья 36

1) залогодателем или залогодержателем — уведомление о возникновении залога;

2) залогодержателем или в установленных статьей 103.6 настоящих Основ случаях залогодателем — уведомление об изменении залога и уведомление об исключении сведений о залоге.

При множественности лиц на стороне залогового обязательства, направляющей уведомление, уведомление должно быть подписано одним из них или представителем одного из них.

Указанные в пункте 2 части первой настоящей статьи уведомления направляются нотариусу залогодержателем в течение трех дней с момента, когда он узнал или должен был узнать об изменении либо о прекращении залога, если иное не предусмотрено настоящими Основами. Направление нотариусу указанных уведомлений является обязанностью залогодержателя. Направление нотариусу уведомления об изменении залога не требуется, если изменение залога не затрагивает сведения, внесенные в реестр уведомлений о залоге движимого имущества.

Уклонение залогодержателя от направления нотариусу уведомления об изменении залога и уведомления об исключении сведений о залоге может быть обжаловано залогодателем в суд. Залогодержатель обязан возместить залогодателю причиненные таким уклонением убытки.
Статья 103.4. Содержание уведомления о залоге
В уведомлении о залоге указывается вид уведомления о залоге — уведомление о возникновении залога, уведомление об изменении залога или уведомление об исключении сведений о залоге, а также сведения о лице, подписавшем уведомление (заявителе). Сведения о заявителе указываются в виде, предусмотренном настоящей статьей для сведений о залогодателе, залогодержателе. Если заявитель является представителем, дополнительно указываются документы, подтверждающие его полномочия. При направлении нотариусу уведомления о залоге в электронной форме указание сведений об адресе электронной почты заявителя является обязательным.

Если иное не предусмотрено настоящими Основами, в уведомлении о возникновении залога наряду со сведениями, предусмотренными частью первой настоящей статьи, указываются сведения:

1) о залогодателе, залогодержателе — физическом лице:

а) фамилия, имя или (если имеются) фамилии, имена и (если имеется) отчество. В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства эти сведения должны быть продублированы буквами латинского алфавита (за исключением случаев, если в документах, удостоверяющих его личность, не используются буквы латинского алфавита в написании сведений об имени);

б) дата рождения;

в) серия и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность;

г) место жительства согласно документам о регистрации по месту жительства в Российской Федерации. При отсутствии у лица регистрации по месту жительства в Российской Федерации указывается фактическое место жительства такого лица;

д) адрес электронной почты (при наличии);

2) о залогодателе, залогодержателе — российском юридическом лице:

а) полное наименование;

б) основной государственный регистрационный номер юридического лица;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) место нахождения согласно сведениям единого государственного реестра юридических лиц;

д) адрес электронной почты (при наличии);

3) о залогодателе, залогодержателе — иностранном юридическом лице или международной организации, имеющей права юридического лица:

а) полное наименование буквами русского алфавита, а также полное наименование буквами латинского алфавита (при наличии таких сведений в учредительных документах и регистрационных документах юридического лица);

б) наименование реестра для регистрации юридических лиц, в котором зарегистрировано лицо, а при отсутствии такого реестра наименование организации, осуществившей регистрацию (при наличии);

в) регистрационный номер юридического лица в стране его регистрации (при наличии);

г) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

д) адрес для направления корреспонденции буквами русского алфавита, а также буквами латинского алфавита, если в стране по указанному адресу русский язык не имеет статуса государственного языка;

е) адрес электронной почты (при наличии);

4) о заложенном имуществе путем его описания. Идентификационный номер транспортного средства (VIN) (при его наличии) указывается в отдельном поле уведомления. При наличии иного цифрового или буквенного обозначения либо комбинации таких обозначений, которые идентифицируют заложенное имущество, такие обозначения могут быть указаны в отдельном поле уведомления;

5) о наименовании, дате заключения и номере договора о залоге, иной сделки, на основании которой возникает залог в силу закона (при наличии таких сведений на момент направления уведомления).

При наличии нескольких залогодателей, залогодержателей сведения о каждом из них указываются отдельно.

В уведомлении об изменении залога наряду со сведениями, предусмотренными частью первой настоящей статьи, указываются регистрационный номер уведомления о возникновении залога и сведения, предусмотренные частью второй настоящей статьи и требующие изменения, в измененном виде.

В уведомлении об исключении сведений о залоге наряду со сведениями, предусмотренными частью первой настоящей статьи, указывается регистрационный номер уведомления о возникновении залога.
Статья 103.5. Особенности регистрации уведомлений о залоге, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям
Уведомление о возникновении залога, уведомление об изменении залога и уведомление об исключении сведений о залоге, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, направляются нотариусу эмитентом таких облигаций.

В уведомлении о возникновении залога, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, наряду со сведениями, предусмотренными частью первой статьи 103.4 настоящих Основ:

1) указываются сведения о залогодателе, предусмотренные пунктами 2 и 3 части второй статьи 103.4 настоящих Основ;

2) в качестве сведений о залогодержателе указывается, что залогодержателями являются владельцы облигаций выпуска с указанием государственного регистрационного номера выпуска облигаций и даты его государственной регистрации, а также иные лица, указанные в условиях выпуска таких облигаций. При этом сведения о каждом из залогодержателей не указываются;

3) предмет залога может быть указан путем его описания любым способом с указанием государственного регистрационного номера выпуска облигаций и даты его государственной регистрации;

4) вместо сведений о договоре залога указываются сведения о решении о выпуске облигаций.
Статья 103.6. Изменение сведений о залоге в реестре уведомлений о залоге движимого имущества или исключение таких сведений из данного реестра по решению суда
В случае, если в связи с ликвидацией залогодержателя — юридического лица или со смертью залогодержателя — гражданина либо по иным не зависящим от воли залогодержателя причинам направление нотариусу уведомлений об изменении залога или уведомлений об исключении сведений о залоге в установленные законом сроки невозможно, а равно и в случае уклонения залогодержателя от направления нотариусу таких уведомлений в установленные законом сроки залогодатель вправе обратиться в суд.

На основании вступившего в законную силу судебного акта залогодатель вправе направить нотариусу уведомление об изменении залога или уведомление об исключении сведений о залоге с приложением засвидетельствованной в установленном порядке копии судебного акта.

О регистрации уведомлений о залоге движимого имущества и об обращении взыскания, наложении ареста на движимое имущество

В отличие от личных обеспечений (поручительства и т. п.), при исполнении которых кредитор зависит от платежеспособности должника, при залоге интерес кредитора удовлетворяется за счет предмета залога. Контролировать состояние заложенного имущества по общему правилу легче, чем контролировать платежеспособность третьего лица [74].
Как отмечается в литературе, институт залога исключительно важен в условиях современной рыночной экономики. С экономической точки зрения залог — важный инструмент кредита, и на сегодняшний день он представляет собой один из самых предпочтительных и распространенных способов обеспечения исполнения обязательств. Залоговое законо-

дательство существует в России давно, однако постоянные экономические изменения заставляют законодателя искать новые формы использования этой обеспечительной сделки.
Основным источником регулирования отношений, возникающих при залоге движимого имущества, является Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 334-358). В части, не противоречащей ГК РФ, применяется Закон о залоге[75]. В свое время, после вступления в силу части первой ГК РФ, а затем Закона об ипотеке [76], Закон о залоге почти утратил значение (исключение составляли, пожалуй, только нормы о залоге прав). Теперь в Закон о залоге внесены дополнения, превратившие его наряду с ГК РФ в основной нормативный источник, регулирующий порядок реализации прав залогодерясателей движимого имущества.
Нормы о залоге движимого имущества содержатся в ряде федеральных законов: статье 27.3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» [77], статье 29 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [78], статье 22 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [79] и др.
Порядок применения законов, регулирующих залоговые отношения, подчиняется правилам о lex posterioris и lex specialis, что означает приоритетность законов, принятых позже, и приоритетность специальных законов по отношению к более общим соответственно. Применение этих правил не вызывало бы особых сложностей, если бы не пункт 2 статьи 3 ГК РФ, в силу которого нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу.
Указанное положение ГК РФ свидетельствует об установлении законодателем особого порядка применения федеральных законов, содержащих нормы гражданского права. В данном случае законодатель исходит из приоритетного значения норм ГК РФ как основного отраслевого акта. Правила о lex posterioris и lex specialis (применимые только при противоречиях мелсду актами, стоящими в иерархии на одном уровне) не могут использоваться без учета нормы пункта 2 статьи 3 ГК РФ. Это означает, что вступившие в силу позже соответствующих норм ГК РФ нормы иных законов, в том числе специальные нормы, применяются лишь в части, не противоречащей ГК РФ, за исключением случаев, для которых законодатель установил иной порядок применения законов.
Примером такого исключения является пункт 2 статьи 334 ГК РФ, в силу которого общие правила о залоге, содержащиеся в Кодексе, применяются к ипотеке в случаях, когда Кодексом или Законом об ипотеке не установлены иные правила. Согласно пункту 2 статьи 350 ГК РФ реализация (продажа) имущества, на которое обращено взыскание, осуществляется в соответствии с Законом о залоге. В отношении иных норм этого закона исключение не сделано, поэтому они применяются только в части, не противоречащей ГК РФ.
Появление новой нормы всегда связано с решением вопроса о том, как она должна применяться к правоотношениям, возникшим до вступления ее в силу. Федеральный Закон № 306-ФЗ вступил в силу 10 января 2009 г. Статья 9 этого закона устанавливает, что его положения «применяются к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу», то есть 11 января и позже. Например, данным законом введено требование о нотариальном удостоверении согласия гражданина на внесудебное обращение взыскания на заложенное им имущество. На договоры, содержащие в соответствии с действовавшим ранее правилом (пункт 2 статьи 349 ГК РФ в прежней редакции) условие о внесудебном обращении взыскания на предмет залога и заключенные до 11 января 2009 г., требования нового закона не распространи- ются. Если же стороны такого договора пожелают изменить порядок внесудебного обращения взыскания, их соглашение, будучи новой договоренностью (хотя бы и в рамках ранее заключенного договора), должно соответствовать правилам, действующим на момент его совершения.
В настоящее время наблюдается тенденция, указывающая на то, что законодатель поставил целью сделать право залога привлекательным для залогодержателей обеспечительным инструментом. В связи с этим можно говорить о реальном преимуществе залогодержателя перед другими кредиторами должника. Значительно расширены возможности сторон при выборе способа обращения взыскания на предмет залога и способа его реализации. Важно подчеркнуть, что законодатель, следуя интересам залогодержателей, не забывает о необходимости защиты слабой стороны, которой в залоговых отношениях является залогодатель-гражданин. Нормы о залоге дифференцированы в зависимости от личности залогодателя.
Проект Федерального закона «О регистрации уведомлений о залоге движимого имущества и об обращении взыскания, наложении ареста на движимое имущество» (далее — Законопроект) был предложен Министерством финансов Российской Федерации. Полагаем, что цель планируемых изменений в законодательстве заключается в установлении способа эффективного управления кредитными рисками и рисками, связанными с залоговым обеспечением, а также в оптимизации процедуры обращения взыскания на предмет залога. Такие изменения затронут в первую очередь субъектов, регулярно заключающих договоры залога, то есть кредитные организации, являющиеся залогодержателями.
По общему правилу заложенное имущество остается у залогодателя (пункт 1 статьи 338 ГК РФ). Лишь в случаях, предусмотренных договором залога, а также при залоге имущественного права, удостоверенного ценной бумагой, предмет залога передается залогодержателю или в депозит нотариусу (пункт 4 статьи 338 ГК РФ).
Что касается последующего залога одного и того же имущества, то он может быть запрещен условиями договора. Если подобного запрета нет, залогодатель обязан сообщать каждому последующему залогодержателю сведения о всех существующих залогах данного имущества (пункты 2 и 3 статьи 342 ГК РФ). Однако практика показывает, что залогодатели игнорируют данную норму и не только не предоставляют последующим залогодержателям соответствующую информацию, но и нарушают договорные запреты о последующих залогах [80]. Аналогичным образом нарушаются договорные запреты на отчуждение предмета залога без согласия залогодержателя. Нередки случаи, когда в процессе подготовки предмета залога к реализации на торгах выясняется, что он принадлежит уже не должнику, а третьему лицу, являющемуся добросовестным приобретателем.
Очевидно, что новый залогодержатель или новый собственник может получить информацию о предшествующих залогах движимого имущества, только если подобные сведения зафиксированы в каком-либо реестре. Создание любого реестра эффективно, так как систематизация информации и сведений об объектах важна с точки зрения получения и (или) проверки объективных данных о каком-либо имуществе, правах, иных фактах по состоянию на текущее время.
В законодательстве европейских государств чаще всего предусматривается один способ обеспечения интересов кре- дитора-залогодержателя — залог с передачей закладываемого имущества кредитору, то есть заклад. Это может быть как фактическая передача вещей залогодержателю, так и юридическая (подразумеваемая) передача предмета залога. Таким образом, передача имущества выступает необходимым элементом договора залога. Подобная процедура предусмотрена законодательством Великобритании, Германии, Швейцарии.
Теперь обратимся к Законопроекту, его достоинствам и недостаткам.
Законопроект имеет целью создать систему регистрации уведомлений о залоге движимого имущества, об обращении взыскания и (или) наложении ареста на движимое имущество по решению суда или уполномоченного органа. При этом в соответствии с частью 2 статьи 3 Законопроекта «регистрация уведомлений не является основанием возникновения, изменения или прекращения залога движимого имущества, а также не является основанием для обращения взыскания на движимое имущество».
Таким образом, получается, что факт регистрации уведомления о залоге движимого имущества, об обращении взыскания и (или) наложении ареста на движимое имущество не имеет никаких правовых последствий. В связи с этим возникает обоснованный вопрос: зачем нужна эта система государственной регистрации, если факт регистрации не влечет никаких последствий?
Регистрация уведомлений о залоге движимого имущества или об обращении взыскания и (или) наложении ареста на движимое имущество по решению суда или уполномоченного государственного органа (далее — регистрация уведомлений) — действия залогодержателя, уполномоченного государственного органа или суда по предоставлению третьим лицам информации о наличии у залогодержателя права на удовлетворение требований за счет движимого имущества залогодателя, иного обязанного лица либо информации о наличии у уполномоченного государственного органа иных прав в отношении движимого имущества должника, иного обязанного лица.
В соответствии с Законопроектом регистрация уведомлений не является основанием возникновения, изменения или прекращения залога движимого имущества, а также не является основанием для обращения взыскания на движимое имущество. Отсюда следует, что регистрация уведомлений, возникающая на основании договора, носит заявительный характер и не является обязательной. По указанной причине предложенный механизм регистрации уведомлений не сможет обеспечить создание объективного информационного ресурса обременений движимого имущества, то есть цель Законопроекта не будет достигнута.
Вызывает сомнение и целесообразность введения еще одной разновидности государственной регистрации. Так, в настоящее время законодательством предусмотрены следующие виды государственной регистрации, связанной с объектами гражданских прав и правами на объекты:

  • государственная регистрация права собственности и иных прав на недвижимость;
  • государственная регистрация перехода права собственности ;
  • государственная регистрация договора купли-продажи жилого помещения.
Это интересно:  148 статья уголовного кодекса

Авторы Законопроекта предлагают ввести еще один вид государственной регистрации, причем речь идет не о государственной регистрации объекта гражданского права или права на объект, а о государственной регистрации уведомлений о правах на объект.

Если предположить, что необходимость в государственной регистрации обременений всего движимого имущества имеется, то следует регистрировать не уведомления, а сами обременения, то есть права на чужое имущество. При этом, согласно Законопроекту, регистрация уведомлений носит открытый характер, поэтому регистрационная организация обязана обеспечить предоставление сведений о зарегистрированных уведомлениях любому лицу. Таким образом, Законопроект предусматривает создание информационной базы данных о наличии имущества у конкретных лиц. Причем сведения об этом имуществе могут быть предоставлены любому лицу независимо от законности имеющихся у него мотивов для их получения.
В связи с изложенным представляется, что Законопроект (хотя и косвенным образом) может способствовать ухудшению криминогенной обстановки в стране.
В соответствии с Законопроектом залогодатель, иные третьи лица вправе потребовать от залогодержателя, уполномоченного государственного органа, суда или любых третьих лиц возмещения убытков, причиненных в результате регистрации уведомлений, содержащих недостоверные сведения. При этом регистрация уведомлений, возникающая на основании договора, осуществляется залогодержателем при условии наличия письменного или иным способом документально зафиксированного согласия залогодателя. Согласие залогодателя может быть получено в любой форме, позволяющей однозначно определить получение такого согласия. Залогодатель вправе запретить залогодержателю регистрацию уведомлений путем включения в договор о залоге соответствующего условия. Если при последующем залоге залогодатель разрешает регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества, то запрет на регистрацию уведомлений в отношении предшествующего залога данного движимого имущества утрачивает силу.
В Законопроекте содержится механизм определения старшинства требований залогодержателей на одно и то же имущество. При этом из других положений Законопроекта следует, что регистрация уведомлений о залоге движимого имущества осуществляется только добровольно на основании согласия залогодателя. Поэтому весьма вероятны ситуации, когда часть последующих залогов окажется незарегистрированной. В связи с этим неясно, как будет определяться право старшинства требований нескольких залогодержателей, часть которых зарегистрирована, а другая не зарегистрирована.
В отношении последствий регистрации уведомлений Законопроектом предусмотрено, что регистрация уведомления устанавливает и подтверждает право залогодержателя нл первоочередное перед иными залогодержателями, зарегистрировавшими уведомления после регистрации уведомления первоначальным залогодержателем или не зарегистрировавшими уведомления, удовлетворение своих требований за счет движимого имущества, указанного в уведомлении, в случае обращения на него взыскания (далее — очередность залогодержателя), если иное не предусмотрено федеральным законом. Очередность удовлетворения требований нескольких залогодержателей, зарегистрировавших уведомления о залоге одного и того же движимого имущества, определяется по датам и времени регистрации уведомлений. В первую очередь удовлетворяются требования залогодержателя, зарегистрировавшего уведомление о залоге движимого имущества ранее остальных. Установленная очередность залогодержателя действует в отношениях с другими кредиторами, зарегистрировавшими уведомления, с момента обращения взыскания на движимое имущество в соответствии с федеральным законом или договором при условии наличия оснований для обращения взыскания. Лицо, обращающее взыскание на движимое имущество, обязано направить извещение об этом иному лицу, зарегистрировавшему уведомление в отношении этого же имущества, не позднее, чем за 10 дней до начала обращения взыскания. Извещение должно направляться в письменной форме и содержать описание движимого имущества, а также указание на время и место проведения предполагаемых публичных торгов либо описание иного способа реализации этого имущества. Залогодержатель, уполномоченный государственный орган несет ответственность за убытки, причиненные лицам, зарегистрировавшим уведомления, вследствие неисполнения обязанности по их извещению об обращении взыскания на движимое имущество. Лица, зарегистрировавшие уведомления о залоге движимого имущества, имеют право:

  • получать извещения при обращении взыскания на движимое имущество;
  • принимать участие в реализации движимого имущества, на которое обращается взыскание;
  • в судебном порядке требовать возмещения убытков, возникших в результате изъятия или истребования из их добросовестного владения движимого имущества.

Представляется, что приведенные положения Законопроекта заранее формируют конфликт интересов между зарегистрированными и незарегистрированными залогодержателями. Причем нет оснований для обвинения в чем-либо незарегистрированных залогодержателей, учитывая, что регистрация уведомлений осуществляется лишь с согласия залогодателя.
Лицо, направляющее уведомление, несет ответственность за ущерб, причиненный в результате включения в уведомление недостоверных, ошибочных сведений, в том числе при их использовании третьими лицами, а также за направление уведомления без согласия залогодателя.
Регистрационная организация обязана в порядке, предлагаемом Законопроектом, предоставлять любому заинтересованному лицу по его письменному запросу информацию из реестра уведомлений в виде выписки из реестра при условии указания в запросе одновременно имени (наименования) лица, направившего запрос, адреса его места жительства (нахождения), сведений, позволяющих идентифицировать залогодателя, иное обязанное лицо, а также движимое имущество, в отношении которого запрашивается информация. Запрос подписывается лицом, запрашивающим информацию из реестра уведомлений.
Выписка из реестра уведомлений включает в себя содержание запрашиваемых уведомлений, а также следующие сведения:

  • наличие на дату и время выдачи выписки из реестра уведомлений зарегистрированных уведомлений, в которых присутствуют залогодатель, обязанное лицо, указанные в запросе, и срок действия которых не истек;
  • регистрационный номер, дату и время регистрации каждого уведомления;
  • имеющиеся в уведомлении данные о лице, зарегистрировавшем уведомление.

Регистрационная организация обязана, согласно Законопроекту, регистрировать поступающие письменные запросы о предоставлении информации из реестра уведомлений, а также предоставить выписку из реестра уведомлений не позднее дня, следующего за днем поступления запроса. При использовании услуг связи выписка из реестра уведомлений считается предоставленной с момента ее передачи для отправления организации связи.
Таким образом, в соответствии с Законопроектом регистрационная организация обязана предоставить любому заинтересованному лицу по его письменному запросу информацию из реестра уведомлений, которая включает в себя содержание запрашиваемых уведомлений. Однако в соответствии со статьей 17 Законопроекта уведомление должно включать, в частности, следующие сведения, касающиеся залогодателя или иного обязанного лица и залогодержателя, а именно:

  • идентифицирующие залогодателя, или иное обязанное лицо и залогодержателя, или уполномоченный государственный орган, суд, указанные в уведомлении;
  • описывающие движимое имущество, на которое распространяется уведомление;
  • указывающие вид обременения движимого имущества (залог или ограничение прав на движимое имущество, возникающее в результате обращения взыскания и (или) наложения ареста на движимое имущество по решению суда или уполномоченного государственного органа), на которое распространяется уведомление;
  • указание на срок действия первоначального уведомления;
  • адрес залогодержателя, суда или уполномоченного органа, на который могут направляться извещения, предусмотренные частью 4 статьи 7 настоящего Законопроекта.

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, to21.minjust.ru, notariat.ru, filling-form.ru, pravo.studio.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector