+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 283 ГК РФ. Прекращение прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд

Статья 283. Прекращение прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд

Комментарий к статье 283

1. В силу сложившейся в длительный период времени специфики отношений по предоставлению земельных участков и исключительно государственной собственности на землю в пользование частных лиц был предоставлен огромный массив земель, который в настоящее время принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования . В частности, принятый в 1970 г. Земельный кодекс РСФСР предусматривал предоставление земельных участков в бессрочное пользование, в том числе гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, организациям для коллективного садоводства либо жилищно-строительным и дачно-строительным кооперативам для индивидуального жилищного строительства (ст. ст. 11, 44, 76, 104 и др.).
———————————
Согласно принятому II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 27 октября 1917 г. Декрету о земле было определено, что право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля — государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д. — отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.
Согласно Земельному кодексу РСФСР 1922 г. предусматривалось наделение граждан землей, предоставляемой в трудовое пользование. При этом устанавливалось, что право на землю, предоставленную в трудовое пользование, бессрочно (СУ РСФСР. 1922. N 68. Ст. 901).

В отличие от постоянного (бессрочного) пользования возможность получения гражданами земель на праве пожизненного наследуемого владения возникла значительно позднее. Такое право впервые было предусмотрено Основами законодательства о земле Союза ССР и союзных республик от 28 февраля 1990 г. , которыми предусматривалось предоставление гражданам в пожизненное наследуемое владение земли для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и животноводства, дачного строительства, традиционных народных промыслов. Кроме того, получение по наследству или приобретение жилого дома также являлось основанием для предоставления земли в пожизненное наследуемое владение.
———————————
Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 10. Ст. 129.

Последующее введение права частной собственности на землю сделало излишним существование права пожизненного наследуемого владения как особой разновидности вещных прав. Поэтому Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» право пожизненного наследуемого владения из Земельного кодекса РСФСР было исключено.
Конституционный Суд РФ в одном из своих решений (Постановление от 13 декабря 2001 г. N 16-П ) непосредственно указал, что ст. 35 Конституции РФ гарантируется защита не только права собственности, но и таких имущественных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, который является для землепользователя именно «своим имуществом» (что должно признаваться всеми субъектами права) и как таковое не может быть изъят иначе как на основании судебного решения и лишь при условии предварительного и равноценного возмещения. Поэтому в соответствии с комментируемой статьей в случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным ст. ст. 279 — 282 ГК РФ, т.е. фактически с учетом тех же правил, что и изъятие земельного участка у собственника.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (ч. 2). Ст. 5014.

С принятием в 2001 г. Земельного кодекса РФ был введен запрет на предоставление гражданам земель в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение, а также существенно ограничен круг иных субъектов, которым земля может быть предоставлена в постоянное (бессрочное) пользование . Одновременно земельное законодательство содержит комплекс норм, направленных на поэтапное переоформление указанных прав в собственность либо в отдельных случаях — в аренду.
———————————
Согласно ч. 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Вместе с тем еще длительное время будет сохраняться многочисленный круг субъектов, которые на законных основаниях обладают земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения. Совершенно очевидно, что у названных землепользователей принадлежащие им земельные участки также могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд.
2. Согласно комментируемой статье прекращение прав пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, осуществляется по тем же правилам, которые установлены при изъятии земельного участка у его собственника (см. комментарий к ст. ст. 279 — 282 ГК).
Согласно ст. ст. 45, 49 и 51 ЗК РФ также установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными для изъятия находящегося в собственности земельного участка и в установленном гражданским законодательством порядке.
Применение установленных ст. ст. 279 — 282 ГК РФ правил при осуществлении изъятия земельного участка, находящегося в пожизненном наследуемом владении или постоянном (бессрочном) пользовании, в полной мере оправданно и не должно было бы вызывать трудностей при их применении на практике. Вместе с тем некоторые сложности могут возникнуть при определении выкупной цены как при заключении соглашения, так и при рассмотрении судом соответствующего иска о выкупе.
Включение рыночной стоимости земельного участка в выкупную стоимость не вполне обоснованно с учетом того, что участок находится в государственной или муниципальной собственности и далеко не во всех случаях земельное законодательство допускает бесплатное переоформление в собственность земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании. В частности, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за некоторым исключением, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность. При этом приобретение в собственность осуществляется за плату, размер которой определяется в установленном ст. 36 ЗК РФ порядке. Если вопрос об изъятии возник до переоформления в собственность права постоянного (бессрочного) пользования, то вполне закономерен вопрос о необходимости учета указанной платы при определении выкупной цены. В данном случае следует также учитывать, что плата за предоставляемый в собственность земельный участок может быть ниже или соответствовать кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, может быть близкой к рыночной стоимости участка (п. п. 1.1 и 1.2 ст. 36 ЗК).
3. Возможность возникновения рассматриваемых проблем по оценке права постоянного (бессрочного) пользования при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд косвенно подтверждается иными законами, предусматривающими так называемый ускоренный порядок изъятия участков. Так, в соответствии с п. 29 ст. 15 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при проведении оценки рыночной стоимости права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком юридического лица, которое прекращается в связи с изъятием у него этого земельного участка в целях размещения олимпийских объектов, такое право оценивается как право арендатора земельного участка, переданного в аренду на 49 лет. При этом, если субъектом права выступает гражданин, у которого земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, такое право оценивается как право собственности на указанный земельный участок.
Аналогичный порядок оценки права постоянного (бессрочного) пользования при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлен в п. 23 ст. 6 Федерального закона «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Согласно п. 2 ст. 281 ГК РФ в выкупную цену включаются помимо рыночной стоимости земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. С учетом ст. 57 ЗК РФ возмещению подлежат в составе выкупной цены также убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные землепользователям, землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Принимая во внимание, что право землевладельца (землепользователя) на земельный участок является правом имущественным и само охватывается категорией «имущество» в соответствии со ст. 128 ГК РФ, на его изъятие распространяются все гарантии, предусмотренные действующим законодательством для случаев, когда владелец лишается имущества в принудительном порядке (см. также Постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. N 16-П ). Поэтому составной частью возмещаемых убытков может являться и стоимость имущественного права землевладельца (землепользователя), если определение такой стоимости возможно исходя из действующих стандартов оценки. При этом при расчетах размеров возмещения убытки определяются с учетом стоимости имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка землепользователей, землевладельцев (п. 4 ст. 57 ЗК РФ).
———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (ч. 2). Ст. 5014.

Это интересно:  Статья 356 КАС РФ. Сроки предъявления исполнительного документа к исполнению

Содержание

Статья 283. Прекращение прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд

(Утратила силу с 1 апреля 2015 года — Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ)

Комментарий к статье 283 Гражданского Кодекса РФ

Другой комментарий к статье 283 ГК РФ

Между тем действующее земельное законодательство устанавливает определенные и обоснованные различия, связанные с изъятием земель у собственников земельных участков, с одной стороны, и у землевладельцев и землепользователей — с другой. Оно предусматривает также возможность изъятия земельных участков и у арендаторов, чего не предусматривает ГК. Ведь возможно досрочное расторжение договора аренды государственных или муниципальных земель при их потребности для государственных или муниципальных нужд.

Учитывая, что при выкупе земель для государственных или муниципальных нужд речь идет о земельных участках, находящихся в частной собственности, а при изъятии земельных участков для указанных целей — о государственных или муниципальных землях, действующее законодательство содержит следующее принципиальное различие при решении данных вопросов. Собственники земельных участков имеют право на получение стоимости земельного участка в случае его выкупа для государственных или муниципальных нужд, а также на возмещение убытков. Землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют в данном случае лишь право на получение убытков. Такое различие оправданно, поскольку в данном случае собственник земельного участка не меняется, а земельный участок был передан соответствующему лицу бесплатно.

Действующее законодательство — упомянутое Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства — применительно к землевладельцам, землепользователям и арендаторам определяет принципы исчисления убытков. Так, оценка строений, расположенных на изымаемом земельном участке, производится по сметной стоимости строительства новых зданий, объектов и сооружений, равных имеющимся по сметной стоимости, емкости, уровню механизации (по типовым проектам); оценка плодоносящих плодово-ягодных насаждений, а также защитных и других многолетних насаждений производится по стоимости саженцев и затратам на посадку и выращивание их до начала плодоношения или смыкания крон (в ценах на момент изъятия земель); незавершенное строительство и неплодоносящие плодово-ягодные насаждения оцениваются по фактически произведенным объемам работ и затратам в ценах на момент изъятия земель; возмещение упущенной выгоды производится в размере единовременной выплаты, равной доходу, теряемому в течение периода восстановления производства, и т.д.

Определяя указанные принципы расчетов убытков, указанное Положение предусматривает во всех случаях согласование всех убытков с заинтересованными сторонами и их оформление актом, который регистрируется местной администрацией. При этом споры о размерах возмещения убытков разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией или третейским судом.

Статья 283 ГК РФ. Прекращение прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд

Статья 283. Прекращение прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд

В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 — 282 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Комментарий к статье 283

В комментируемой статье определено, что при изъятии земельных участков, находящихся в пожизненном наследуемом владении или в постоянном пользовании, применяются правила, предусмотренные ст. ст. 279 — 282 ГК. При этом не упоминается о том, что из данных правил могут быть сделаны какие-либо исключения.

Между тем действующее земельное законодательство устанавливает определенные и обоснованные различия, связанные с изъятием земель у собственников земельных участков, с одной стороны, и у землевладельцев и землепользователей — с другой. Оно предусматривает также возможность изъятия земельных участков и у арендаторов, чего не предусматривает ГК. Ведь возможно досрочное расторжение договора аренды государственных или муниципальных земель при их потребности для государственных или муниципальных нужд.

Учитывая, что при выкупе земель для государственных или муниципальных нужд речь идет о земельных участках, находящихся в частной собственности, а при изъятии земельных участков для указанных целей — о государственных или муниципальных землях, действующее законодательство содержит следующее принципиальное различие при решении данных вопросов. Собственники земельных участков имеют право на получение стоимости земельного участка в случае его выкупа для государственных или муниципальных нужд, а также на возмещение убытков. Землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют в данном случае лишь право на получение убытков. Такое различие оправданно, поскольку в данном случае собственник земельного участка не меняется, а земельный участок был передан соответствующему лицу бесплатно.

Действующее законодательство — упомянутое Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства — применительно к землевладельцам, землепользователям и арендаторам определяет принципы исчисления убытков. Так, оценка строений, расположенных на изымаемом земельном участке, производится по сметной стоимости строительства новых зданий, объектов и сооружений, равных имеющимся по сметной стоимости, емкости, уровню механизации (по типовым проектам); оценка плодоносящих плодово-ягодных насаждений, а также защитных и других многолетних насаждений производится по стоимости саженцев и затратам на посадку и выращивание их до начала плодоношения или смыкания крон (в ценах на момент изъятия земель); незавершенное строительство и неплодоносящие плодово-ягодные насаждения оцениваются по фактически произведенным объемам работ и затратам в ценах на момент изъятия земель; возмещение упущенной выгоды производится в размере единовременной выплаты, равной доходу, теряемому в течение периода восстановления производства, и т.д.

Определяя указанные принципы расчетов убытков, указанное Положение предусматривает во всех случаях согласование всех убытков с заинтересованными сторонами и их оформление актом, который регистрируется местной администрацией. При этом споры о размерах возмещения убытков разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией или третейским судом.

Это интересно:  Статья 1047 ГК РФ. Ответственность товарищей по общим обязательствам

Статья 279 ГК РФ. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд (действующая редакция)

1. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

2. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:

1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;

2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

3. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

4. Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.

В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.

5. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

6. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее — соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 279 ГК РФ

1. В случае крайней необходимости органы государственной власти или местного самоуправления могут изъять земельный участок у собственника путем его выкупа для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Причем Конституция говорит об изъятии имущества только для государственных нужд, не упоминая муниципальные.

Случаи, в которых производится изъятие земельного участка у собственника путем выкупа, установлены в ч. 1 ст. 49 ЗК РФ. К ним относятся:

— выполнение международных обязательств РФ;

— размещение следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

— объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

— объекты использования атомной энергии;

— объекты обороны и безопасности;

— объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

— объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

— объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ;

— линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

— объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;

— автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Законодательством могут устанавливаться ограничения и особенности изъятия отдельных категорий земель. Так, запрещается изъятие земельных участков в пределах земель особо охраняемых природных территорий для нужд, противоречащих их целевому назначению (п. 3 ст. 95 ЗК РФ).

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, тот и осуществляет ее выкуп, то есть оплата идет из средств соответствующего бюджета. Согласно ч. 2 ст. 55 ЗК РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Изъятие земельного участка у собственника, как мы уже отмечали, возможно путем выкупа, то есть путем обеспечения встречного предоставления. Выкуп земельного участка означает заключение с собственником договора купли-продажи земельного участка.

Необходимо отметить, что не компенсируются собственнику земельного участка те расходы, которые он понес на улучшение земельного участка после получения уведомления об его изъятии.

2. Для выкупа земельного участка необходимо принятие решения об его изъятии. Решение об изъятии уполномочены принимать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.

Порядок подготовки и принятия вышеуказанных решений согласно п. 2 ст. 279 ГК РФ предусмотрен федеральным земельным законодательством. Однако земельное законодательство не содержит норм, прямо регламентирующих эти процедуры. Поэтому применяются по аналогии положения ст. 31 ЗК РФ, предусматривающие порядок выбора земельного участка под строительство.

Так, после выбора подходящего земельного участка принимается решение об его изъятии путем выкупа. Принятие данного решения и вынесение постановления об изъятии не дает права органам власти изъять участок до выплаты выкупной цены.

3. Одним из этапов выкупа земельного участка и гарантией прав собственника является предварительное уведомление последнего о принятом решении об изъятии земельного участка. Такое уведомление должно быть совершено в письменной форме и за год до предполагаемой даты выкупа. По истечении года земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд независимо от согласия или несогласия собственника.

Согласно ст. 282 ГК РФ в случае несогласия собственника земельного участка с решением об изъятии земельного участка изъятие осуществляется на основании решения суда.

4. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит обязательной государственной регистрации и вступает в силу после осуществления такой регистрации. О проведенной регистрации обязательно должен быть уведомлен собственник земельного участка, подлежащего изъятию.

Надо заметить, что регистрируется не само решение, а обременение, налагаемое этим решением.

5. Применимое законодательство:

— ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

— ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

— ФЗ от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

6. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11;

Статья 283. Прекращение прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд

(Утратила силу с 1 апреля 2015 года — Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ)

Комментарий к статье 283 ГК РФ

Между тем действующее земельное законодательство устанавливает определенные и обоснованные различия, связанные с изъятием земель у собственников земельных участков, с одной стороны, и у землевладельцев и землепользователей — с другой. Оно предусматривает также возможность изъятия земельных участков и у арендаторов, чего не предусматривает ГК. Ведь возможно досрочное расторжение договора аренды государственных или муниципальных земель при их потребности для государственных или муниципальных нужд.

Учитывая, что при выкупе земель для государственных или муниципальных нужд речь идет о земельных участках, находящихся в частной собственности, а при изъятии земельных участков для указанных целей — о государственных или муниципальных землях, действующее законодательство содержит следующее принципиальное различие при решении данных вопросов. Собственники земельных участков имеют право на получение стоимости земельного участка в случае его выкупа для государственных или муниципальных нужд, а также на возмещение убытков. Землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют в данном случае лишь право на получение убытков. Такое различие оправданно, поскольку в данном случае собственник земельного участка не меняется, а земельный участок был передан соответствующему лицу бесплатно.

Действующее законодательство — упомянутое Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства — применительно к землевладельцам, землепользователям и арендаторам определяет принципы исчисления убытков. Так, оценка строений, расположенных на изымаемом земельном участке, производится по сметной стоимости строительства новых зданий, объектов и сооружений, равных имеющимся по сметной стоимости, емкости, уровню механизации (по типовым проектам); оценка плодоносящих плодово-ягодных насаждений, а также защитных и других многолетних насаждений производится по стоимости саженцев и затратам на посадку и выращивание их до начала плодоношения или смыкания крон (в ценах на момент изъятия земель); незавершенное строительство и неплодоносящие плодово-ягодные насаждения оцениваются по фактически произведенным объемам работ и затратам в ценах на момент изъятия земель; возмещение упущенной выгоды производится в размере единовременной выплаты, равной доходу, теряемому в течение периода восстановления производства, и т.д.

Это интересно:  148 статья уголовного кодекса

Определяя указанные принципы расчетов убытков, указанное Положение предусматривает во всех случаях согласование всех убытков с заинтересованными сторонами и их оформление актом, который регистрируется местной администрацией. При этом споры о размерах возмещения убытков разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией или третейским судом.

Другой комментарий к статье 283 Гражданского Кодекса РФ

1. В силу сложившейся в длительный период времени специфики отношений по предоставлению земельных участков и исключительно государственной собственности на землю в пользование частных лиц был предоставлен огромный массив земель, который в настоящее время принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования . В частности, принятый в 1970 г. Земельный кодекс РСФСР предусматривал предоставление земельных участков в бессрочное пользование, в том числе гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, организациям для коллективного садоводства либо жилищно-строительным и дачно-строительным кооперативам для индивидуального жилищного строительства (ст. ст. 11, 44, 76, 104 и др.).

В отличие от постоянного (бессрочного) пользования возможность получения гражданами земель на праве пожизненного наследуемого владения возникла значительно позднее. Такое право впервые было предусмотрено Основами законодательства о земле Союза ССР и союзных республик от 28 февраля 1990 г. , которыми предусматривалось предоставление гражданам в пожизненное наследуемое владение земли для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и животноводства, дачного строительства, традиционных народных промыслов. Кроме того, получение по наследству или приобретение жилого дома также являлось основанием для предоставления земли в пожизненное наследуемое владение.

Последующее введение права частной собственности на землю сделало излишним существование права пожизненного наследуемого владения как особой разновидности вещных прав. Поэтому Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» право пожизненного наследуемого владения из Земельного кодекса РСФСР было исключено.

С принятием в 2001 г. Земельного кодекса РФ был введен запрет на предоставление гражданам земель в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение, а также существенно ограничен круг иных субъектов, которым земля может быть предоставлена в постоянное (бессрочное) пользование . Одновременно земельное законодательство содержит комплекс норм, направленных на поэтапное переоформление указанных прав в собственность либо в отдельных случаях — в аренду.

Вместе с тем еще длительное время будет сохраняться многочисленный круг субъектов, которые на законных основаниях обладают земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения. Совершенно очевидно, что у названных землепользователей принадлежащие им земельные участки также могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст. ст. 45, 49 и 51 ЗК РФ также установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными для изъятия находящегося в собственности земельного участка и в установленном гражданским законодательством порядке.

Включение рыночной стоимости земельного участка в выкупную стоимость не вполне обоснованно с учетом того, что участок находится в государственной или муниципальной собственности и далеко не во всех случаях земельное законодательство допускает бесплатное переоформление в собственность земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании. В частности, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за некоторым исключением, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность. При этом приобретение в собственность осуществляется за плату, размер которой определяется в установленном ст. 36 ЗК РФ порядке. Если вопрос об изъятии возник до переоформления в собственность права постоянного (бессрочного) пользования, то вполне закономерен вопрос о необходимости учета указанной платы при определении выкупной цены. В данном случае следует также учитывать, что плата за предоставляемый в собственность земельный участок может быть ниже или соответствовать кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, может быть близкой к рыночной стоимости участка (п. п. 1.1 и 1.2 ст. 36 ЗК).

3. Возможность возникновения рассматриваемых проблем по оценке права постоянного (бессрочного) пользования при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд косвенно подтверждается иными законами, предусматривающими так называемый ускоренный порядок изъятия участков. Так, в соответствии с п. 29 ст. 15 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при проведении оценки рыночной стоимости права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком юридического лица, которое прекращается в связи с изъятием у него этого земельного участка в целях размещения олимпийских объектов, такое право оценивается как право арендатора земельного участка, переданного в аренду на 49 лет. При этом, если субъектом права выступает гражданин, у которого земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, такое право оценивается как право собственности на указанный земельный участок.

Аналогичный порядок оценки права постоянного (бессрочного) пользования при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлен в п. 23 ст. 6 Федерального закона «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Согласно п. 2 ст. 281 ГК РФ в выкупную цену включаются помимо рыночной стоимости земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. С учетом ст. 57 ЗК РФ возмещению подлежат в составе выкупной цены также убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные землепользователям, землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Принимая во внимание, что право землевладельца (землепользователя) на земельный участок является правом имущественным и само охватывается категорией «имущество» в соответствии со ст. 128 ГК РФ, на его изъятие распространяются все гарантии, предусмотренные действующим законодательством для случаев, когда владелец лишается имущества в принудительном порядке (см. также Постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. N 16-П ). Поэтому составной частью возмещаемых убытков может являться и стоимость имущественного права землевладельца (землепользователя), если определение такой стоимости возможно исходя из действующих стандартов оценки. При этом при расчетах размеров возмещения убытки определяются с учетом стоимости имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка землепользователей, землевладельцев (п. 4 ст. 57 ЗК РФ).

Статья написана по материалам сайтов: rukak.ru, gkrf24.ru, grazhdanskiy-kodeks-rf.com, www.zakonrf.info, rugkrf.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector