Особенности предоставления земельных участков гражданам в собственность: в городе и сельской местности, для индивидуального жилищного строительства, а также выделение земель сельскохозяйственного назначения

Согласно Земельному кодексу РФ земельный участок как объект земельных отношений — часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.8. Земельным участком, предоставленным для жилищного строительства, признается земельный участок, отведенный для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, и прошедший соответствующую процедуру предоставления земельных участков для жилищного строительства в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст. 29 действующего Земельного кодекса Российской Федерации, «предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции». Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.23. Земельный кодекс определяет общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 30 Земельного кодекса РФ). При этом следует отметить, что в этом нормативном акте, в отличие от Земельного кодекса 1991 года, этот процесс расписан более детально. Он зависит от того, как был сформирован земельный участок, как предмет имущественных правоотношений. Всего Земельный кодекс предусматривает два случая: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Вообще такое деление сделано законодателем не случайно. Так как земельные участки для целей строительства с предварительным согласованием размещения объектов предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование ограниченному кругу лиц — государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и местного самоуправления либо в аренду (п. 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ), то государство или местное самоуправление не лишается права собственности на земельные участки, предоставленные под строительство. Предоставление же в собственность заявителей земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) (п. 2 ст. 30 Земельного кодекса РФ). Это большой прогресс в земельных правоотношениях, так как по старому порядку органы исполнительной власти могли предоставлять земельные участки под строительство по своему усмотрению. Теперь же этот процесс стал публичным и компетентным органам государственной власти или местного самоуправления стало сложнее предоставлять земельные участки исходя из собственных предпочтений. Теперь необходимо проводить обязательные торги, конкурсы, аукционы, где всякий желающий имеет право принять в них участие. Этим самым предполагается значительно снизить возможность злоупотреблений представителями власти в процессе предоставления земельных участков для строительства.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 30.1, в которой нормативно закреплены особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, в этой статье закреплено правило, согласно которому земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта (п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ). Сам же порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта также подробно урегулирован в п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ и сводится к проведению следующих действий.

Во-первых, проводятся работы по формированию земельного участка (пп. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ). Данная операция включает в себя проведение кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в результате которых обеспечивается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности. Данная операция предусматривает изучение всех имеющихся материалов на отводимый земельный участок для строительства, в которых имеется его графический план. При его отсутствии специализированный орган производит необходимые замеры и устанавливает межевые знаки на местности для выделения его на местности (в натуре) Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственном кадастре недвижимости» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) //http://base.consultant.ru. За проведением кадастровых работ следует осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, в результате которого участок получает описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель и получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и произвести его качественную и экономическую характеристики. Также к работам по формированию земельного участка относится определение разрешенного использования земельного участка. Разрешенное использование земельного участка устанавливается из постановления об отводе земельного участка под строительство и вместе с категорией земель указывается в документах государственного земельного кадастра при его кадастровом учете. Далее следует определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение. Эта операция осуществляется чаще всего непосредственно самим заявителем, желающим получить земельный участок под строительство, как правило, в органах архитектуры и территориальных органах Росреестра, где имеются все необходимые данные о наличии или отсутствии объектов инфраструктуры обеспечения строения, которое предполагается возвести на указанном земельном участке. Именно указанные органы обладают всей необходимой информацией об этих объектах, охранных зонах и территориальных зонах. В частности в органах архитектуры заявителям предоставляют по их запросам выкопировки участков населенных пунктов, где расположен земельный участок с указанием всех сетей инженерно-технического обеспечения. Следующей стадией является принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). В этом случае органы исполнительной власти должны принять решение, прежде всего, о возможности предоставления указанного земельного участка под строительство. И не просто какому-либо лицу или группе лиц, а можно ли предоставить земельный участок в принципе. В данном случае решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд, который в случае признания недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства, в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок. При этом в решении суда должны быть указаны срок и условия его предоставления. И, наконец, происходит публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Здесь следует отметить, что из данного правила есть одно исключение, когда земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов. Об этом прямо говорит пп.3 п.4 в ст. 30 Земельного кодекса РФ: «Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка».

Во-вторых, проводятся непосредственно сами торги (конкурсы, аукционы) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка, после проведения которых должны быть подписаны либо протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов), либо подписан договор аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) по заявлению гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка (пп.3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ). Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.25.

Еще одним дополнительным фактом здесь является то, что орган государственной власти или орган местного самоуправления выступает в качестве продавца земельного участка или права на заключение его аренды, который принимает решение о проведении аукциона, и организатора аукциона (п. 4, 5, 6 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ). Организатором аукциона может также выступать действующая на основании договора с продавцом специализированная организация.

В соответствии с п.7 ст. 30 Земельного Кодекса РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, либо для заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность, либо для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду. Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.26.

В указанном заявлении должны быть указаны назначение объекта, который предполагается возвести, предполагаемое место его размещения, примерный размер земельного участка под объект строительства, а также обоснование этого размера (п.1 ст. 31 Земельного Кодекса РФ). Эти данные являются очень важными, так как если категория земель земельного участка для жилищного строительства, как правило, известна, то разрешенное использование должно определяться его собственником на основании данных в заявлении. И самое главное — испрашиваемое право на земельный участок. После поступления заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст.31 Земельного Кодекса РФ). Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.29.

Нормы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства определены в ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в том числе и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно (п. 1, 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ). Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.32.

После того как указанные действия будут проведены, а земельный участок будет выбран, результаты выбора земельного участка должны быть оформлены соответствующим актом о выборе земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного Кодекса РФ). Земельный кодекс Российской Федерации, М., Проспект, КноРус, 2013. С.30.

Это интересно:  Договор купли-продажи дома с земельным участком

Содержание

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных п.п. 5 и 5.1 п. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ, в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Исключение из этого правила допускается при предоставлении земельного участка:

  • лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости за счет бюджетных средств;
  • жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • лицу, с которым в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории;
  • единственному участнику аукциона, признанного несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников.

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 Гражданского кодекса РФ под объектами индивидуального жилищного строительства можно понимать отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более трех, предназначенные для проживания одной семьи.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в ст. 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет.

Если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, подавшему заявление. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Порядок предоставления земельного участка под строительство: Видео

Предоставление земельных участков: главные особенности

Государство выделяет гражданам и организациям земельные участки для использования по различному предназначению. Участок может использоваться для постройки жилого дома, для сельскохозяйственного применения или для ведения фермерского хозяйства. Статья ознакомит с наиболее актуальными способами предоставления земельных участков и некоторыми тонкостями их оформления.

Особенности предоставления земли в целях жилищного строительства

Органы местного самоуправления выделяют подведомственные земли гражданам и организациям для постройки жилья. Это выполняется согласно статьям Гражданского, Земельного, Жилищного и Градостроительного кодексов.

Со вступлением в силу Градостроительного кодекса РФ изменились некоторые положения Земельного кодекса. В частности, он пополнился новыми статьями, относящимися к жилищному строительству. Так, статья 30 определяет общие принципы выделения земельных участков для жилищного строительства. А в статье 30.1, представляющего собой кодифицированный нормативно-правовой акт в сфере земельных отношений, имеется специальное регулирование относительно статьи 30 того же кодекса: когда участки выделяются под строительство жилья, пункты статьи 30 используются с учетом положений, имеющихся в статье 30.1.

По положениям пункта 1 статьи 30.1, земельные участки под строительство жилья предоставляются государственными или муниципальными властями как в собственность, так и в аренду. Возможно также предоставление земли в срочное бесплатное использование согласно положениям Земельного кодекса РФ.

По закону, жилищное строительство — это возведение домов, зданий или сооружений, которые считаются объектами жилищных прав. Согласно Жилищному кодексу РФ, любые жилые помещения являются объектами жилищных прав (часть 1 статья 15). Примерами объектов жилищных прав считаются жилые дома, части жилых домов, квартиры, части квартир, комнаты.

Жилой дом — отдельное строение с квартирами и помещениями общего использования, необходимые для жизнедеятельности граждан, проживающих в этом здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса РФ). Возведение таких домов производится в жилых зонах, определяемых в результате градостроительного зонирования.

В жилых зонах имеются постройки разной этажности. В них можно возводить отдельно стоящие, встроенные или пристроенные социальные и коммунально-бытовые объекты: поликлиники, школы, дома культуры, общественные стоянки автотранспорта. Разрешается строительство объектов, предназначенных для использования проживающих граждан (например, гаражи), при условии соблюдения действующих положений законодательства.

По положениям земельного законодательства, участки под строительство жилья реализуются или выделяются в аренду на специальных аукционах, за исключением обстоятельств, определенных нормами закона.

Участки напрямую выделяются:

  • Гражданам, имеющим договор с соответствующими государственными структурами или муниципальными властями по возведению объекта недвижимости. Это происходит при условии, что строительство осуществляется только на средства федерального или местного бюджета, согласно заказу по государственным или муниципальным потребностям;
  • Жилищно-строительным кооперативам согласно случаям, определенным законодательством;
  • Для строительства в границах застроенной зоны, по которой вынесено решение о дальнейшем развитии;
  • Когда аукцион не состоялся по причине участия менее 2-х лиц.

Земля может быть выделена по условию аренды и для ИЖС (индивидуальное жилищное строительство). В данном случае она выделяется по заявлению граждан, намеренных оформить земельный участок в собственность.

Особенности предоставления земли в пределах города

Выделение земельных участков в административных границах города производится на общих условиях, определенных Земельным и другими кодексами РФ. При совместной работе городских законодателей и исполнительных властей утверждаются нормы правового регламента по использованию городских земель.

Муниципальные органы обобщают заявки по выделению земельных участков физическим и юридическим лицам для проведения очередных торгов (аукциона). До этого отдельно проверяется каждый участок, выставленный для продажи или аренды, на предмет возможного вхождения в генеральный план изъятия земель для муниципального землепользования и застройки.

Важно! Земля предоставляется при условии целевого применения и сохранения зеленых насаждений, без нанесения вреда окружающей городской среде.

Представители аукционных торгов обязаны за 30 дней до официального дня проведения торгов оповестить о них в популярных городских периодических изданиях и в интернете, на официальном сайте города. В этих сообщениях должны содержаться сведения об организаторе торгов (полномочный орган местной власти), издавший постановление о проведении аукциона.

Особенности предоставления земли сельскохозяйственного назначения

По положениям Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ниже по тексту — Закон), гражданам и организациям выделяются в собственность или аренду земельные участки сельскохозяйственного применения, которые находятся на балансе государства или муниципалитета.

Физическим и юридическим лицам предоставляется в собственность земля сельскохозяйственного использования по факту состоявшихся аукционных торгов, применяя пункт 1 статьи 10 Закона.

Аренда земель сельскохозяйственного применения определяется статьей 34 Земельного кодекса РФ. При наличии одной заявки земля будет предоставлена в аренду единственному заявителю. При наличии двух и более заявок проводятся торги, по итогам которых победителю предоставляется земля в аренду.

Также имеется возможность выкупа уже арендованной земли временным владельцем сроком до 3 лет аренды по рыночной стоимости, при условии целевого использования земельного участка.

Земельные участки выделяются в аренду в обход торгов или иных ограничений религиозным объединениям, казачьим обществам, научно-исследовательским учреждениям, образовательным заведениям сельскохозяйственной сферы, общинам малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Это производится для организации сельскохозяйственного промысла, сохранения национального уклада жизни и методов хозяйствования коренных народов отдаленных и труднодоступных областей Российской Федерации.

Порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства

Земельный участок как объект земельных отношений — часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Как правило, земельные участки для жилищного строительства предоставляются в составе жилых территорий. Жилые территории — участки, иные части территории города, предназначенные преимущественно для жилой застройки и размещения объектов комплексного повседневного и периодического обслуживания населения.

В Земельном кодексе определен общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Сам процесс предоставления земельных участков зависит от того, как был сформирован сам предмет имущественных правоотношений – земельный участок. Всего Земельный кодекс предусматривает два случая:

— без предварительного согласования мест размещения объектов;

— с предварительным согласованием мест размещения объектов;

Вообще такое деление сделано Законодателем не случайно. Так как земельные участки для целей строительства с предварительным согласованием размещения объектов предоставляются, в постоянное (бессрочное) пользование ограниченному кругу лиц – федеральным казенным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, органам государственной власти и местного самоуправления либо в аренду. То есть в этом случае государство или местное самоуправление не лишается права собственности на земельные участки, предоставленные под строительство.

Предоставление же в собственность заявителей земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Это большой прогресс в земельных правоотношениях, так как по старому порядку органы исполнительной власти могли предоставлять земельные участки под строительство по своему усмотрению. Теперь же этот процесс стал публичным и компетентным, необходимо проводить обязательные торги, конкурсы, аукционы, где всякий желающий имеет право принять в них участие. Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 39.18[8], в которой нормативно закреплены особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Это интересно:  Как заказать кадастровый паспорт на земельный участок 2024

Проведение работ по формированию земельного участка. Данная операция включает в себя следующие действия:

— подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности. Данная операция предусматривает изучение всех имеющихся материалов на отводимый земельный участок для строительства, в которых имеется его графический план. При его отсутствии специализированный орган производит необходимые замеры и устанавливает межевые знаки на местности для выделения его на местности (в натуре);

— определение разрешенного использования земельного участка. Разрешенное использование земельного участка устанавливается из постановления об отводе земельного участка под строительство и вместе с категорией земель указывается в документах государственного земельного кадастра при его кадастровом учете.

— определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Эта операция осуществляется чаще всего непосредственно самим заявителем, желающим получить земельный участок под строительство, как правило, в органах архитектуры и местных органах Росземкадастра, где имеются все необходимые данные о наличии или отсутствии объектов инфраструктуры обеспечения строения, которое предполагается возвести на указанном земельном участке. Именно указанные органы обладают всей необходимой информацией об этих объектах, охранных зонах и территориальных зонах. В частности в органах архитектуры заявителям предоставляют по их запросам выкопировки участков населенных пунктов, где расположен земельный участок с указанием всех сетей инженерно-технического обеспечения.

— принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) и или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). В этом случае органы исполнительной власти должны принять решение, прежде всего, о возможности предоставления указанного земельного участка под строительство. И не просто какому-либо лицу или группе лиц, а можно ли предоставить земельный участок в принципе. В данном случае решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд, который в случае признания недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства, в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставить земельный участок. При этом в решении суда должны быть указаны срок и условия его предоставления.

— публикации сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Здесь следует отметить, что из данного правила есть исключения, когда земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов. Об этом прямо записано в ст. 39,6 ЗК РФ.[9]

Проведение государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с действующими правилами. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном кадастре недвижимости».[10] В результате указанного в ФЗ кадастрового учета, земельный участок получает описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель и получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и произвести его качественную и экономическую характеристики.

Проведение непосредственно самих торгов (конкурса, аукциона), по окончанию которых должны быть подписаны либо протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов), либо подписан договор аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Общие начала проведения торгов определяются ст. 448 ГК «Организация и порядок проведения торгов». [11] Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.

Таким образом, основным условием проведения торгов является индивидуализация земельного участка, то есть соблюдение условий его формирования. Иначе говоря, с точки зрения гражданского законодательства, земельный участок после его формирования и определения на местности (в натуре) становится индивидуально-определенной вещью.

В соответствии с земельным и гражданским законодательством решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, либо для заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность, либо для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Теперь обратимся к порядку подачи самого заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и этапах предоставления земельного участка.

Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании обращения гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Гражданин обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о предоставлении в аренду земельного. Как уже отмечалось, данный орган власти должен быть правомочным в предоставлении земельных участков под строительство. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответствующего органа (при наличии официального сайта) в сети «Интернет». В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся с заявлением.

Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. В указанном заявлении должны быть указаны назначение объекта, который предполагается возвести, предполагаемое место его размещения, примерный размер земельного участка под объект строительства, а также обоснование этого размера. Эти данные являются очень важными, так если категория земель земельного участка для жилищного строительства, как правило, известна, то разрешенное использование должно определяться его собственником на основании данных в заявлении. И самое главное – испрашиваемое право на земельный участок. После поступления заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Нормы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства определены в Земельном кодексе Российской Федерации.

После того как указанные действия будут проведены, а земельный участок будет выбран, результаты выбора земельного участка должны быть оформлены соответствующим актом о выборе земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

Для определенных категорий граждан предусмотрен особый порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Так, Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Также предусмотрено бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач, в размерах, устанавливаемых в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. Предоставить сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС России, прослужившим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 15 лет и достигшим предельных возрастов по выслуге лет или которым до достижения этих предельных возрастов осталось не более трех лет службы, а также уволенным в запас по состоянию здоровья либо по сокращению штатов, семьям погибших или умерших сотрудников право на первоочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы и получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах, избранных ими с учетом существующего порядка прописки.

Общая характеристика прав граждан на землю

Земельное право.docx

Содержание:

Общая характеристика прав граждан на землю………………………….3

Право на землю для индивидуального

Общая характеристика прав граждан на землю

Каждый гражданин Российской Федерации имеет равные возможности получить (приобрести) земельный участок для строительства жилого дома, ведения личного подсобного или дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства (помимо хозяйства при доме), для другой предпринимательской деятельности, садоводства или огородничества. Перечень этот можно продолжить (земельный участок для гаража, сенокошения и выпаса скота, если житель города или села имеет домашний скот, служебного земельного надела при доме или за его пределами и т.д.).

Решение о предоставлении земельного участка данному гражданину выносит местная администрация в соответствии с ее компетенцией, установленной федеральным законом или законом субъекта Федерации. Это решение служит основанием для последующей выдачи земельных документов гражданину, свидетельствующих о его правах на земельный участок, для отвода участка в натуре (на местности), государственной регистрации права пользования землей на определенном титуле. Без этих документов (или при несвоевременном их оформлении) право гражданина может оказаться сомнительным и оспариваемым.

Не исключено одновременное обладание земельными участками на нескольких титулах.

Так, гражданин имеет право получить бесплатно или приобрести по нормативной (или договорной) цене участок в частную собственность и, кроме того, арендовать (например, для расширения своего хозяйства за пределами дома) или получить в кратковременное пользование (под строительство временного склада, для сезонного огорода, сенокошения и т.п.) дополнительные участки в пределах норм, установленных законодательством субъектов Федерации.

Это интересно:  Как разделить земельный участок между собственниками

Частная собственность граждан на землю при доме или за его пределами может быть нескольких видов: индивидуальная собственность граждан; общая совместная, т.е. без определения долей, принадлежащих каждому участнику общей совместной собственности; долевая собственность, образуемая при выделении в натуре (на местности) конкретных долей земельных участков, принадлежащих каждому владельцу.

Статья 33 ЗК РФ устанавливает нормы предоставления земельных участков. Предельные (максимальный и минимальный) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Федерации; для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для названных целей, устанавливаются:
— федеральными законами – из земель, находящихся в федеральной собственности;
— законами субъектов Федерации – из земель, находящихся в собственности указанных субъектов;
— нормативными правовыми актами органов местного самоуправления – из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Для других целей, не указанных выше, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» было установлено: «Граждане и юридические лица — собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями». В дальнейшем названные права были закреплены в Земельном кодексе РФ и других федеральных законах.

Владение, пользование и распоряжение земельными участками их собственниками осуществляется, как сказано в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, свободно. Свободное хозяйствование на земле нельзя, однако, понимать как произвольное.

В указанной статье Конституции РФ предусмотрены два существенных условия, хотя и не ущемляющие хозяйственную свободу собственников земли, но в разумных рамках ограничивающие их деятельность: они не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц. Если собственник земли не соблюдает эти условия, для него наступают юридические последствия, предусмотренные экологическим и гражданским законодательством об ответственности за правонарушения.

Право на землю для индивидуального жилищного строительства

Приведенные выше общие положения о праве частной собственности на землю полностью распространяются и на право частной собственности граждан на земельные участки при жилом доме.

Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) — форма обеспечения граждан жилищем путем строительства домов на праве личной собственности, выполняемого при непосредственном участии граждан или за их счет. Объект индивидуального жилищного строительства — отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи. Обычно с возможностью регистрации по месту жительства на землях с разрешенным видом использования «для ИЖС» (в городах, рабочих поселках, сельской местности). К прочим объектам индивидуального жилищного строительства относятся также пристройки, надстройки к ним, мансардные этажи, хозяйственные и прочие постройки на участке домовладения, в том числе усадебные жилые дома.

Право на землю для индивидуального строительства
Статьи 80, 81 ЗК РФ дают право гражданам на получение в собственность или аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Предельная норма предоставления таких участков устанавливается местной администрацией, а конкретные размеры предоставляемых участков зависят как от размеров возводимых строений, так и от количества членов семьи заявителя и условий данной местности.

Индивидуальное жилищное строительство на специально отведенном для этих целей земельном участке, наиболее распространенная форма приобретения права собственности на жилой дом.

Для того чтобы построить жилой дом, необходимо получить соответствующий земельный участок. Отвод земельных участков входит в компетенцию местных органов власти. Так по закону РФ от 23 декабря 1992 года «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» передача земельных участков в частную собственность граждан в городах, поселках и сельской местности осуществляется в соответствии с земельным законодательством местными органами государственной власти. Следует отметить, что в течение длительного времени в некоторых регионах нашей страны отвод земельных участков для индивидуального жилищного строительства был запрещен. Например, это существовало в Москве и Санкт-Петербурге. Органы местного самоуправления с учетом специфики регионов и городов обязаны предоставить в бессрочное пользование, аренду, собственность или продать земельные участки для жилищного строительства в срок не более одного месяца со дня подачи гражданином заявления об отводе земельного участка.

Граждане имеют право на получение или приобретение в установленном порядке земельных участков для жилищного строительства независимо от наличия у них другого жилого помещения, в том числе в других населенных пунктах.

Необоснованный отказ органов местного самоуправления в предоставлении и продаже в установленные сроки земельных участков для жилищного строительства влечет за собой штрафные и иные санкции.

Земельный участок, отведенный под жилищное строительство, должен быть использован по назначению в сроки, устанавливаемые органами местного самоуправления. При превышении установленного срока к застройщику органами власти применяются санкции, предусмотренные законодательством.

Право на осуществление строительства жилья предоставляется в порядке, установленном законодательством гражданину, которому это жилье передано в пользование, или застройщику, которому это жилье предоставлено собственником по договору.

Строительство жилого дома осуществляется на основе решения органов местного самоуправления, в срок не более одного месяца с момента обращения за ним, в соответствии с утвержденной градостроительной документацией и существующими строительными нормами и правилами. Застройщик, организующий строительство, может осуществлять его самостоятельно, либо привлекая подрядчика. Права на получение земельного участка для строительства жилья можно реализовать только в зонах, предусмотренных градостроительной документацией, под которой понимается вся совокупность проектных документов, необходимых для строительства жилого дома. К градостроительной документации относятся: генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации, схемы расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных географических регионов и национально-государственных образований, генеральные планы городов, схемы и проекты районной планировки административно- территориальных образований.

Составляется договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке между органом коммунального хозяйства администрации с одной стороны и гражданином с другой. По договору гражданин обязан построить жилой дом на земельном участке, отведенном на основании решения администрации и закрепленном в пользование государственным актом на право собственности на землю. На этом участке гражданин (застройщик) обязан, возвести из качественного материала жилой дом в соответствие с проектом, утвержденным органом архитектуры и градостроительства. На этом же земельном участке разрешается строительство так называемых, надворных построек. Утвержденный проект на строительство дома и план размещения строения на земельном участке, выданный органом по делам строительства и архитектуры, является неотъемлемой частью этого договора.

При использовании земельного участка не в соответствие с той целью, для которой он предназначался, право пользования земельным участком может быть прекращено.

По окончании строительства, застройщик обязан сдать жилой дом государственной приемочной комиссии. До полного возведения жилого дома и принятия его в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, застройщик не имеет право продавать дом или его часть (дарить, производить обмен) другим лицам без разрешения администрации района, города.

В случае разрушения дома от пожара или других стихийных бедствий, право на бессрочное пользование земельным участком сохраняется за застройщиком, если он в течение трех лет приступит к восстановлению разрушенного дома или возведению нового, за исключением случаев, когда генеральным планом города предусмотрено иное использование земельного участка. Восстановление разрушенного жилого дома, либо строительство нового осуществляется на основании решения местной администрации по типовому или утвержденному в установленном порядке индивидуальному проекту.

Все расходы по заключению настоящего договора относятся за счет застройщика. Договор, также, подлежит обязательному нотариальному заверению до начала строительных работ. Договор в случае спора, может быть, расторгнут только судом. Лицо, осуществившее самовольную постройку, которой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на не отведенном для этих целей земельном участке, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получение на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил, не приобретает на нее право собственности. Такое лицо не вправе распоряжаться постройкой.

Особое место отводится вопросу о праве собственности на самовольно построенный жилой дом. Согласно ст. 222 ГК самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное:

а) на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами;

б) без получения на это необходимых разрешений;

в) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, следовательно, не вправе ею распоряжаться – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

«Техническая» сторона данной нормы базируется в основном на ранее содержавшемся в законодательстве определении (ст. 109 ГК РСФСР 1964 года), трактовавшем «самовольную постройку» как возведение жилого дома (дачи) или его части без установленного разрешения или без надлежаще утвержденного проекта, либо с существенными отступлениями от проекта, или с грубым нарушением основных строительных норм и правил.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, legalquest.ru, zakonometr.ru, megalektsii.ru, referat911.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector