+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 1322 ГК РФ. Изготовитель фонограммы

Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со статьей 1310 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 1322 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемом параграфе регламентировано такое право, смежное с авторским правом, как право изготовителя фонограммы. Как говорилось выше, авторами проекта комментируемой части отмечалось, что регламентация такой самостоятельной категории исключительных прав основана на положениях Римской конвенции и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам. До принятия комментируемой части соответствующее регулирование устанавливалось соответствующими положениями Закона 1993 г. об авторском и смежных правах. Первоначальный проект комментируемой части содержал положения о правовой охране не только фонограмм, но и видеозаписей. Однако в ходе работы над законопроектом положения, касающиеся видеозаписей, из него исключены. Как отмечалось при этом, вводится новый объект смежных прав — видеозаписи, они охраняются как аудиовизуальные произведения.

Комментируемая статья, открывающая данный параграф, определяет понятие изготовителя фонограммы — таковым признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При этом закреплена презумпция того, что изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со ст. 1310 комментируемой главы. Данная презумпция сформулирована как опровержимая — указано, что она действует при отсутствии доказательств иного». Понятие фонограммы определено в подп. 2 п. 1 ст. 1304 комментируемой главы — это любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

Положение, содержащее отсылку к ст. 1310 комментируемой главы, включено в комментируемую статью Законом 2014 г. N 35-ФЗ. В статье, к которой сделана отсылка, определена информация о смежном праве — это любая информация, которая идентифицирует объект смежных прав или правообладателя, либо информация об условиях использования этого объекта, которая содержится на соответствующем материальном носителе, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением этого объекта до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

Положения, подобные тем, которые вошли в первоначальную редакцию комментируемой статьи, формулировались в ст. 4 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах следующим образом: изготовитель фонограммы — это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом. В этой же статье были даны определения следующих понятий: запись — это фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение; фонограмма — это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков.

Рассматриваемое определение понятия изготовителя фонограммы сформулировано соответственно положению п. «d» ст. 2 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, определяющему, что понятие «производитель фонограммы» означает физическое или юридическое лицо, которое берет на себя инициативу и несет ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений звуков. В пунктах «b» и «c» указанной статьи также определено, что для целей данного Договора понятие «фонограмма» означает запись звуков исполнения или других звуков либо отображения звуков, кроме звуков в форме записи, включенной в кинематографическое или иное аудиовизуальное произведение; понятие «запись» означает воплощение звуков либо их отображений, позволяющее осуществлять их восприятие, воспроизведение или сообщение с помощью соответствующего устройства.

Статья 1322 ГК РФ. Изготовитель фонограммы

Текущая редакция ст. 1322 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со статьей 1310 настоящего Кодекса. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

Комментарий к статье 1322 ГК РФ

1. Поскольку юридическая техника, используемая при разработке кодифицированного закона, отличается от используемой при создании специальных нормативных правовых актов прежде всего отсутствием статьи «Основные понятия», авторы Кодекса вводят определения используемых терминов непосредственно в текст статей, а порой, как в случае с комментируемой нормой, посвящают конкретной дефиниции отдельную статью.

Предусмотренное в ст. 1322 определение понятия «изготовитель фонограммы» в целом заимствовано из ст. 4 ЗоАП. Указанным субъектом прав, смежных с авторскими, признается физическое или юридическое лицо (Гражданский кодекс, как и ЗоАП, не предусматривает каких-либо ограничений по субъектному признаку), взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Данная формулировка, по сути, объединила в себе определения двух терминов: изготовителя фонограммы и самой фонограммы, под которой в ЗоАП понималась «любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков», а в п. 1 ст. 1304 Кодекса — «иных звуков либо их отображений».

2. Статья устанавливает презумпцию, согласно которой изготовителем фонограммы является лицо, указанное на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке обычным образом, и признается таковым до того момента, пока не будет доказано иное. Однако указание изготовителем фонограммы своего имени (наименования) на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке — право, а не обязанность данного субъекта (см. п. 1 ст. 1323 и комментарий к нему).

Консультации и комментарии юристов по ст 1322 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 1322 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Это интересно:  Статья 1063 ГК РФ. Проведение лотерей, тотализаторов и иных игр государством и муниципальными образованиями или по их разрешению

Статья 1322. Изготовитель фонограммы

Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со статьей 1310 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 1322 ГК РФ

1. В числе объектов, на которые возникают интеллектуальные права, фонограмма и вещание занимают особое место. Они, строго говоря, являются не результатами интеллектуального труда, а результатами организационных, финансово-материальных и технических усилий по созданию записи звуков и сообщения телерадиопрограмм (телерадиопередач).

Основной причиной их правовой охраны является та огромная несоразмерность между большими усилиями, которые прикладывает организатор по «выведению на рынок» соответствующего продукта — фонограммы или сообщения в эфир (по кабелю), и легкостью несанкционированного использования этих объектов, обеспечиваемой современным уровнем развития аудио- и видеотехники.

Таким образом, возникновение правовой охраны связано с необходимостью обеспечения юридической монополии изготовителей фонограмм и организаций вещания на рассматриваемые объекты. В то же время именно интеллектуальные права и прежде всего исключительное право являются наиболее адекватной юридической конструкцией, обеспечивающей такую охрану. Это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, как и другие объекты смежных прав, фонограммы и сообщения в эфир или по кабелю передач обеспечивают «доставку» произведений потребителям. Например, как и исполнения, фонограммы позволяют человеку, используя технические возможности, многократно наслаждаться прослушиванием любимых музыкальных и не только музыкальных произведений. Однако в отличие от исполнений фонограммой как бы «упаковываются» не только произведения, но и сами исполнения. В сообщении организаций вещания могут присутствовать и произведения, и исполнения, и фонограммы, а в некоторых случаях (например, при ретрансляции) и вещание другой организации вещания.

Во-вторых, фонограмма как объект — это не сам материальный носитель, а сделанная на нем запись, т.е. и в этом проявляется близость с интеллектуальными нематериальными объектами (произведениями и фонограммами). Ведь важно охранять не право собственности на носитель (как и в авторском праве), а само право на запись. Здесь, кстати, находится и ключ к пониманию содержания фонограммы как объекта прав.

В-третьих, право, возникающее на фонограмму, должно быть абсолютным, поскольку ее использование возможно одновременно неограниченным кругом лиц. Поэтому возникновение исключительного права на фонограмму обоснованно с точки зрения ее правового режима.

2. Комментируемая статья определяет субъекта права на фонограмму — изготовителя фонограммы, поскольку само определение фонограммы как записи содержится в подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ. Это — лицо, взявшее на себя «инициативу и ответственность за первую запись».

———————————
В части четвертой ГК РФ проведена очень тонкая граница между записью исполнения и фонограммой. При прочтении подп. 3 и 4 п. 2 ст. 1317 Кодекса может показаться, что присутствует какая-то неясность. Но ее там нет. Все дело в разных оттенках смысла термина «запись исполнения» в этих пунктах. В подп. 3 запись понимается как действие, как процесс осуществления фиксации звуков. В подп. 4 указывается на воспроизведение записи как нечто возникшее в результате процесса записи, о котором речь шла в подп. 3, как о результате осуществленной фиксации. Именно поэтому здесь уже можно говорить о записи как о фонограмме.

Кроме того, необходимо было развести объекты прав исполнителей и изготовителей фонограмм, что было сделано через оборот «запись исполнения».

Данное определение является традиционным. Так, в Договоре ВОИС 1996 г. по исполнениям и фонограммам производитель фонограммы определяется как физическое или юридическое лицо, которое берет на себя инициативу и несет ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений звуков. Как видим, практически слово в слово. Такое же определение было дано и в Законе об авторском праве и смежных правах. Аналогичное определение содержится и в Римской конвенции.

Слова «взявшего на себя инициативу и ответственность» выражают смысл выделения данного лица в качестве субъекта смежного права: это лицо не создает исполнение и осуществляет не просто техническую запись звуков, оно делает определенные вложения в создание и продвижение такой записи, берет на себя инициативу и ответственность в отношении этого процесса, что и становится предметом правовой охраны. Причем слово «ответственность» употребляется здесь не столько в ретроспективном плане, сколько в позитивном.

Другим важным элементом определения, содержащегося в комментируемой статье, является «первая запись». Здесь на первое место опять выходит юридический, а не технический аспект. Смысл этих слов заключается в том, что лицо, которое первым осуществило запись исполнения или иных звуков, получает юридическую монополию на такую фонограмму. В данном случае никто не может сказать: «Я организовал создание другой записи и не использовал запись, созданную изготовителем фонограммы, поэтому я не нарушил его права». Изготовителю фонограммы, как уже отмечалось, предоставляется юридическая монополия на запись в принципе, а не только на ту непосредственно запись, которая им была создана. Ведь технически можно сделать другую запись (например, на концерте). Но с юридической точки зрения использование такой записи допускается только с согласия правообладателя, если иное не установлено ГК РФ .

———————————
Гражданский кодекс РФ в отдельных случаях допускает использование фонограммы без согласия правообладателя (см., например, ст. 1245 ГК и комментарий к ней).

Фонограмма — это в основном запись исполнения, но не только. Шум прибоя, пение птиц и другие звуки также могут стать содержанием фонограммы. Но в ст. 1322 ГК РФ говорится не только о записи звуков, но и об их отображении. В данном случае юридическое значение приобрел как раз чисто технический аспект. Та аудиоинформация, которая передается с помощью цифровых технологий, не является звуками, а представляет собой их отображение. Как указано в ст. 1305 Кодекса, под «отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств».

Именно поэтому в комментируемой статье (как и в ст. 1329 ГК) появилось указание не только на звуки, но и на их отображение.

3. Если первое предложение ст. 1322 ГК РФ определяет, кто является изготовителем фонограммы, то второе предложение указывает на процесс доказывания того факта, кто признается правообладателем в отношении фонограммы. Формулируется презумпция о том, что это лицо, указанное на экземпляре и (или) упаковке фонограммы обычным образом, т.е. исходя из обычно принятого порядка указания имени или наименования правообладателя. При этом следует учитывать положение уже упоминавшейся ст. 1305 ГК РФ, в соответствии с которым обладатель смежного права на фонограмму вправе для оповещения использовать знак правовой охраны — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

Это интересно:  Статья 201.6 закона о банкротстве

4. Первоначально в проекте части четвертой ГК РФ данный набор прав был предусмотрен не только для изготовителя фонограммы, но и в отношении изготовителя видеозаписи. Такая фигура возникла не на пустом месте. Например, в Директиве ЕС от 19 ноября 1992 г. права проката, предоставления в пользование и некоторые смежные права, авторское право в сфере интеллектуальной собственности, другие соответствующие права (право на прокат, на предоставление в пользование, на воспроизведение), а равно правила об ограничении защиты были предусмотрены в отношении изготовителей первой записи фильмов или видеозаписи. Однако проект в этой части был подвергнут критике, связанной с недостаточной наработкой соответствующего опыта в этой части и возможными трудностями в правоприменении, в том числе и по линии корреляции с правами на аудиовизуальное произведение. Поэтому от предоставления правовой охраны данной категории субъектов было принято решение отказаться. Но вопрос о возможном восстановлении со временем данных норм остается открытым.
Ст. 132 ГК РФ с Комментариями

Статья 1322 ГК РФ. Изготовитель фонограммы (действующая редакция)

Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со статьей 1310 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 1322 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает, что изготовителем фонограммы является «лицо». Как следует из части первой ГК РФ, лицо — это либо физическое лицо (гражданин), либо юридическое лицо (организация). У граждан имеется имя (ст. 19 ГК РФ), у юридических лиц — наименование (ст. 54 ГК РФ). У изготовителя фонограммы, как следует из второй фразы комментируемой статьи, может иметься имя или наименование. Следовательно, изготовителем фонограммы может быть признан как гражданин, так и юридическое лицо.

2. В соответствии с п. 1 ст. 1228 ГК РФ создавать результаты интеллектуальной деятельности могут лишь граждане: они называются авторами.

Поскольку изготовителем фонограммы может быть и юридическое лицо, изготовитель фонограммы не является автором, а сама фонограмма не является результатом интеллектуальной деятельности.

3. В первой фразе комментируемой статьи указано, что изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за «первую запись» звуков или отображений этих звуков.

Выделенные нами слова — «первая запись» — означают, что до этого фонограммы не было, что изготовитель фонограммы изготовил ее экземпляр не путем копирования, не путем повторения ранее существовавшей записи, а создал первую запись (см., однако, п. 3 ст. 1324 ГК РФ: фонограммой считается и переработка существующей фонограммы).

Хотя изготовителем фонограммы будет признано и то лицо, которое создало некачественную первую запись, не об этих лицах сейчас идет речь. Для изготовления качественной первой записи требуются навыки и дорогостоящее оборудование.

Исключительное право закрепляется за изготовителем фонограммы в связи с его усилиями и расходами, связанными с созданием первой записи звуков.

4. В комментируемой статье эти усилия изготовителя фонограммы названы так: изготовитель фонограммы «взял на себя инициативу и ответственность за первую запись». Подобное выражение имеется во французском законодательстве и в одном международном соглашении, сформулированном под влиянием французской правовой доктрины.

Очевидно, отсюда это выражение проникло и в текст ГК РФ. Такое заимствование следует признать крайне неудачным. Действительно, хотя ГК РФ относит к юридическим фактам гражданского права самые разнообразные действия, однако признать юридическим фактом такое действие, которым лицо «берет на себя инициативу и ответственность», — это просто невозможно понять!

На самом деле изготовитель фонограммы либо сам создает фонограмму для себя, либо поручает ее создание своему работнику (в рамках его служебных обязанностей), либо, выступая заказчиком, заключает договор с исполнителем (подрядчиком) на изготовление фонограммы. Во всех этих случаях все права на созданную фонограмму возникают у изготовителя фонограммы и для него. Ни у работника, ни у исполнителя (подрядчика) по договору никаких прав на фонограмму не возникает.

Только так и можно толковать выражение «взять на себя инициативу и ответственность за первую запись».

5. В ранее действовавшем российском законодательстве применялся термин «производитель фонограммы». Этот же термин используется в официальных русских текстах некоторых международных соглашений. Термин «изготовитель фонограммы» нельзя считать более благозвучным или более точным. Оба термина являются синонимами.

6. Вторая фраза комментируемой статьи содержит презумпцию: при отсутствии доказательства иного изготовителем фонограммы считается лицо, имя или наименование которого указано на экземпляре фонограммы или на ее упаковке. Слова «обычным образом» означают, что при этом не обязательно должно прямо указываться, что, например, «Иванов является изготовителем фонограммы»; достаточно простого проставления имени — «Иванов» либо проставления имени вместе со знаком правовой охраны смежных прав — см. ст. 1305 ГК РФ.

Конечно, указанная презумпция является опровержимой.

Статья 1322 ГК РФ. Изготовитель фонограммы

Статья 1322. Изготовитель фонограммы
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 71] [Статья 1322]

Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.

1 комментарий к записи “Статья 1322 ГК РФ. Изготовитель фонограммы”

Статья 1322. Изготовитель фонограммы

Комментарий к статье 1322

1. В числе объектов, на которые возникают интеллектуальные права, фонограмма и вещание занимают особое место. Они, строго говоря, являются не результатами интеллектуального труда, а результатами организационных, финансово-материальных и технических усилий по созданию записи звуков и сообщения телерадиопрограмм (телерадиопередач).
Основной причиной их правовой охраны является та огромная несоразмерность между большими усилиями, которые прикладывает организатор по «выведению на рынок» соответствующего продукта — фонограммы или сообщения в эфир (по кабелю), и легкостью несанкционированного использования этих объектов, обеспечиваемой современным уровнем развития аудио- и видеотехники.
Таким образом, возникновение правовой охраны связано с необходимостью обеспечения юридической монополии изготовителей фонограмм и организаций вещания на рассматриваемые объекты. В то же время именно интеллектуальные права и прежде всего исключительное право являются наиболее адекватной юридической конструкцией, обеспечивающей такую охрану. Это объясняется несколькими причинами.
Во-первых, как и другие объекты смежных прав, фонограммы и сообщения в эфир или по кабелю передач обеспечивают «доставку» произведений потребителям. Например, как и исполнения, фонограммы позволяют человеку, используя технические возможности, многократно наслаждаться прослушиванием любимых музыкальных и не только музыкальных произведений. Однако в отличие от исполнений фонограммой как бы «упаковываются» не только произведения, но и сами исполнения. В сообщении организаций вещания могут присутствовать и произведения, и исполнения, и фонограммы, а в некоторых случаях (например, при ретрансляции) и вещание другой организации вещания.
Во-вторых, фонограмма как объект — это не сам материальный носитель, а сделанная на нем запись, т.е. и в этом проявляется близость с интеллектуальными нематериальными объектами (произведениями и фонограммами). Ведь важно охранять не право собственности на носитель (как и в авторском праве), а само право на запись. Здесь, кстати, находится и ключ к пониманию содержания фонограммы как объекта прав.
В-третьих, право, возникающее на фонограмму, должно быть абсолютным, поскольку ее использование возможно одновременно неограниченным кругом лиц. Поэтому возникновение исключительного права на фонограмму обоснованно с точки зрения ее правового режима.
2. Комментируемая статья определяет субъекта права на фонограмму — изготовителя фонограммы, поскольку само определение фонограммы как записи содержится в подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ. Это — лицо, взявшее на себя «инициативу и ответственность за первую запись».
———————————
В части четвертой ГК РФ проведена очень тонкая граница между записью исполнения и фонограммой. При прочтении подп. 3 и 4 п. 2 ст. 1317 Кодекса может показаться, что присутствует какая-то неясность. Но ее там нет. Все дело в разных оттенках смысла термина «запись исполнения» в этих пунктах. В подп. 3 запись понимается как действие, как процесс осуществления фиксации звуков. В подп. 4 указывается на воспроизведение записи как нечто возникшее в результате процесса записи, о котором речь шла в подп. 3, как о результате осуществленной фиксации. Именно поэтому здесь уже можно говорить о записи как о фонограмме.
Кроме того, необходимо было развести объекты прав исполнителей и изготовителей фонограмм, что было сделано через оборот «запись исполнения».

Это интересно:  Статья 260 ТК РФ. Гарантии женщинам в связи с беременностью и родами..

Данное определение является традиционным. Так, в Договоре ВОИС 1996 г. по исполнениям и фонограммам производитель фонограммы определяется как физическое или юридическое лицо, которое берет на себя инициативу и несет ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений звуков. Как видим, практически слово в слово. Такое же определение было дано и в Законе об авторском праве и смежных правах. Аналогичное определение содержится и в Римской конвенции.
Слова «взявшего на себя инициативу и ответственность» выражают смысл выделения данного лица в качестве субъекта смежного права: это лицо не создает исполнение и осуществляет не просто техническую запись звуков, оно делает определенные вложения в создание и продвижение такой записи, берет на себя инициативу и ответственность в отношении этого процесса, что и становится предметом правовой охраны. Причем слово «ответственность» употребляется здесь не столько в ретроспективном плане, сколько в позитивном.
Другим важным элементом определения, содержащегося в комментируемой статье, является «первая запись». Здесь на первое место опять выходит юридический, а не технический аспект. Смысл этих слов заключается в том, что лицо, которое первым осуществило запись исполнения или иных звуков, получает юридическую монополию на такую фонограмму. В данном случае никто не может сказать: «Я организовал создание другой записи и не использовал запись, созданную изготовителем фонограммы, поэтому я не нарушил его права». Изготовителю фонограммы, как уже отмечалось, предоставляется юридическая монополия на запись в принципе, а не только на ту непосредственно запись, которая им была создана. Ведь технически можно сделать другую запись (например, на концерте). Но с юридической точки зрения использование такой записи допускается только с согласия правообладателя, если иное не установлено ГК РФ .
———————————
Гражданский кодекс РФ в отдельных случаях допускает использование фонограммы без согласия правообладателя (см., например, ст. 1245 ГК и комментарий к ней).

Фонограмма — это в основном запись исполнения, но не только. Шум прибоя, пение птиц и другие звуки также могут стать содержанием фонограммы. Но в ст. 1322 ГК РФ говорится не только о записи звуков, но и об их отображении. В данном случае юридическое значение приобрел как раз чисто технический аспект. Та аудиоинформация, которая передается с помощью цифровых технологий, не является звуками, а представляет собой их отображение. Как указано в ст. 1305 Кодекса, под «отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств».
Именно поэтому в комментируемой статье (как и в ст. 1329 ГК) появилось указание не только на звуки, но и на их отображение.
3. Если первое предложение ст. 1322 ГК РФ определяет, кто является изготовителем фонограммы, то второе предложение указывает на процесс доказывания того факта, кто признается правообладателем в отношении фонограммы. Формулируется презумпция о том, что это лицо, указанное на экземпляре и (или) упаковке фонограммы обычным образом, т.е. исходя из обычно принятого порядка указания имени или наименования правообладателя. При этом следует учитывать положение уже упоминавшейся ст. 1305 ГК РФ, в соответствии с которым обладатель смежного права на фонограмму вправе для оповещения использовать знак правовой охраны — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.
4. Первоначально в проекте части четвертой ГК РФ данный набор прав был предусмотрен не только для изготовителя фонограммы, но и в отношении изготовителя видеозаписи. Такая фигура возникла не на пустом месте. Например, в Директиве ЕС от 19 ноября 1992 г. права проката, предоставления в пользование и некоторые смежные права, авторское право в сфере интеллектуальной собственности, другие соответствующие права (право на прокат, на предоставление в пользование, на воспроизведение), а равно правила об ограничении защиты были предусмотрены в отношении изготовителей первой записи фильмов или видеозаписи. Однако проект в этой части был подвергнут критике, связанной с недостаточной наработкой соответствующего опыта в этой части и возможными трудностями в правоприменении, в том числе и по линии корреляции с правами на аудиовизуальное произведение. Поэтому от предоставления правовой охраны данной категории субъектов было принято решение отказаться. Но вопрос о возможном восстановлении со временем данных норм остается открытым.

Статья написана по материалам сайтов: www.gk-rf.ru, ogkrf.ru, stgkrf.ru, www.zakonrf.info, rukak.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector