+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 9 КАС РФ. Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел

Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Комментарий к статье 9 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментируемой статьей устанавливается принцип законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел.

Отметим, что принцип справедливости в ГПК РФ прямо не закреплен. В той или иной мере практически все положения как ГПК РФ, так и настоящего Кодекса способствуют укреплению законности и справедливости.

Принципы законности и справедливости гарантированы также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, устанавливающей, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона .

СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

Обеспечение законности и справедливости при рассмотрении и разрешении судами административных дел обусловлено:

— соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве;

— точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий;

— получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Реализация данного принципа находит свое отражение в специальных нормах Кодекса. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 176 Кодекса решение суда должно быть законным и обоснованным.

Также Кодексом предусмотрены механизмы поддержания законности. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 200 при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение.

Согласно ч. 7 ст. 213 Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Согласно правовой позиции Европейского суда по правам человека, выраженной в Постановлении от 14.11.2013 по делу Рябцев (Ryabtsev) против Российской Федерации» (жалоба N 13642/06), «в задачи Европейского суда принципиально не входит оценка допустимости отдельных видов доказательств, например доказательств, собранных незаконно, в противоречие внутригосударственному законодательству. Вопрос, на который следует ответить, заключается в том, было ли производство в целом, включая способ получения доказательств, справедливым. Это предполагает изучение вопроса о незаконности и в случае нарушения иных прав, установленных Конвенцией, определение характера допущенных нарушений (см., interalia, Постановление Большой палаты Европейского суда по делу «Гефген против Германии» (Gafgen v. Germany), жалоба N 22978/05, § 162, ECHR 2010) (п. 89).

Кроме того, особое внимание обращается на использование при производстве по уголовному делу доказательств, полученных с нарушением статьи 3 Конвенции. Использование доказательств, полученных в результате нарушения одного из основных и абсолютных прав, гарантированных Конвенцией, всегда поднимает серьезные вопросы о справедливости производства, даже в случаях, когда такие доказательства не были решающими при вынесении приговора (см. упоминавшееся выше Постановление Большой палаты Европейского суда по делу «Гефген против Германии», § 165) (п. 90).

Российская хроника Европейского суда. Специальный выпуск. 2014. N 4.

Статья 9 КАС РФ. Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел (действующая редакция)

Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 9 КАС РФ

1. В комментируемой статье раскрыт другой аспект единого принципа независимости судей и подчинения их только закону, который включает в себя правила относительно применения норм как материального, так и процессуального права, направления и содержания процесса правореализации. Данный принцип имеет истоки в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти (включая и органы судебной власти) обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Кроме того, в данной статье закреплен принцип справедливости при рассмотрении и разрешении судами административных дел.

2. Обязанности судей по обеспечению законности при осуществлении правосудия по административным делам осуществляются разными путями.

Во-первых, законность обеспечивается правильным применением законодательства в условиях отсутствия давления и независимости судей при отправлении правосудия. Для устранения судебных ошибок в судебном процессе имеется специальная система судебных инстанций и органов, обеспечивающих пересмотр судебных актов.

Это интересно:  Статья 870 ГК РФ. Подтвержденный аккредитив

Во-вторых, законность обеспечивается соблюдением правил судопроизводства, которые находят свое выражение в административно-судебной процессуальной форме как нормативно установленном порядке осуществления правосудия. Процессуальной форме присущи следующие признаки: нормативность, непререкаемость, системность и универсальность, которые при правовом регулировании и правореализации выступают в единстве. Их раздельная характеристика возможна только для целей сугубо теоретического анализа. Основные положения, характерные для гражданской процессуальной формы и арбитражной процессуальной формы, в той же степени присущи и административно-судебной процессуальной форме, что лишний раз подчеркивает такие ее качества, как универсальность, способность быть применимой для разрешения самых разных категорий дел, возникающих в сфере применения как частного, так и публичного права.

3. Принцип справедливости при рассмотрении и разрешении судами административных дел является достаточно объемным и оценочным по содержанию правовым понятием. В целом в международном законодательстве закреплено право на справедливое судебное разбирательство, хотя вопрос о сфере действия ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод является дискуссионным. Процессуальный аспект справедливого правосудия, по мнению М.А. Филатовой, исходя из ст. 6 Конвенции включает в себя принцип равенства сторон в использовании средств защиты, состязательный характер судопроизводства, мотивированность судебного акта, гласность (публичность) судопроизводства, разумный срок рассмотрения дела, недопустимость произвольной отмены вступивших в законную силу судебных решений, право на безусловное исполнение судебного акта, т.е. практически все аспекты права на справедливое судебное разбирательство. Поэтому прав Д.А. Фурсов, писавший, что «справедливость — гораздо большее, самостоятельное общеправовое явление, не охватываемое отдельными принципами и институтами гражданского процессуального и арбитражного процессуального права».

В этом плане справедливость в аспекте правосудия в целом и по административным делам в частности представляет собой фундаментальное понятие, пронизывающее всю систему процессуального права таким же образом, как принцип доступа к правосудию. В отличие от доступа к правосудию, обращенного больше к условиям его осуществления, справедливость нацелена на его результат. Можно согласиться с А.Т. Боннером, отмечавшим, что «юридическая справедливость» заключается в нахождении и вынесении наиболее оптимального, в наибольшей степени соответствующего обстоятельствам дела решения, пригодного для данного конкретного случая».

Принцип справедливости обращен в основном к суду, поскольку поиск справедливого решения в условиях состязательного процесса может быть реализован посредством судебной деятельности. Поэтому не случайно, что согласно ч. 1 ст. 8 Закона о статусе судей судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть». В целом ряде судебных актов КС РФ обращено внимание на необходимость обеспечить справедливость судебного разбирательства прежде всего через деятельность суда.

Другой аспект принципа справедливости в административном судопроизводстве — это повышенная защита невластной стороны спора, что отражено в целом ряде положений КАС.

Статья 9. Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел

Ст. 9 КАС РФ

Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Комментарий к Статье 9 Кодекса административного судопроизводства РФ

1. Законность — это общеправовой конституционный принцип. Принцип законности в административном судопроизводстве — это требование судей, судов и других субъектов административного судопроизводства осуществления своих функций и реализации полномочий на основе строгого соблюдения Конституции РФ, УПК и иных законов, регулирующих отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства.

2. Судьи, суды и т.п., реализуя свой правовой статус, должны правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Малейшее отступление, к примеру, судьи от этого требования не только подрывает авторитет судебной власти, но и наносит ущерб делу укрепления законности.

3. Только урегулированная законом деятельность может быть частью административного судопроизводства, поэтому нарушение нормы права может вывести действие за пределы правоотношений, возникших в ходе административного судопроизводства. Полученное, к примеру, с нарушением федерального закона доказательство признается недопустимым, не имеющим юридической силы и не может быть положено в основу решения суда (ч. 3 ст. 59, ч. 1 ст. 61 КАС РФ).

5. Совершение действий в сроки, установленные КАС РФ, является одной из гарантий соблюдения принципа законности в административном судопроизводстве, а также гарантией прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Соблюдение соответствующих процессуальных сроков при выполнении процессуальных действий является обязанностью суда и участников административного судопроизводства.

6. См. также комментарий к ст. ст. 10, 11, 61 КАС РФ.

Статья 9. Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел

Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Это интересно:  Статья 22.1 ГПК РФ. Споры, подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда

Комментарий к статье 9 КАС РФ

1. Законность — это общеправовой конституционный принцип. Принцип законности в административном судопроизводстве — это требование судей, судов и других субъектов административного судопроизводства осуществления своих функций и реализации полномочий на основе строгого соблюдения Конституции РФ, УПК и иных законов, регулирующих отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства.

2. Судьи, суды и т.п., реализуя свой правовой статус, должны правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Малейшее отступление, к примеру, судьи от этого требования не только подрывает авторитет судебной власти, но и наносит ущерб делу укрепления законности.

3. Только урегулированная законом деятельность может быть частью административного судопроизводства, поэтому нарушение нормы права может вывести действие за пределы правоотношений, возникших в ходе административного судопроизводства. Полученное, к примеру, с нарушением федерального закона доказательство признается недопустимым, не имеющим юридической силы и не может быть положено в основу решения суда (ч. 3 ст. 59, ч. 1 ст. 61 КАС РФ).

4. Правосудие можно считать отвечающим требованиям справедливости, если рассмотрение и разрешение административного дела судом осуществляются в разумный срок. Применительно к делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, соблюдением разумного срока судопроизводства обеспечивается также правовая определенность и стабильность в сфере публичных правоотношений. Этим целям служат согласно ст. 92 КАС РФ сроки совершения процессуальных действий, назначаемые судом или установленные федеральным законом .

5. Совершение действий в сроки, установленные КАС РФ, является одной из гарантий соблюдения принципа законности в административном судопроизводстве, а также гарантией прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Соблюдение соответствующих процессуальных сроков при выполнении процессуальных действий является обязанностью суда и участников административного судопроизводства.

6. См. также комментарий к ст. ст. 10, 11, 61 КАС РФ.

Другой комментарий к статье 9 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

Комментируемой статьей устанавливается принцип законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел.

Отметим, что принцип справедливости в ГПК РФ прямо не закреплен. В той или иной мере практически все положения как ГПК РФ, так и настоящего Кодекса способствуют укреплению законности и справедливости.

Принципы законности и справедливости гарантированы также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, устанавливающей, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона .

Обеспечение законности и справедливости при рассмотрении и разрешении судами административных дел обусловлено:

— соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве;

— точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий;

— получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Реализация данного принципа находит свое отражение в специальных нормах Кодекса. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 176 Кодекса решение суда должно быть законным и обоснованным.

Также Кодексом предусмотрены механизмы поддержания законности. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 200 при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение.

Согласно ч. 7 ст. 213 Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Согласно правовой позиции Европейского суда по правам человека, выраженной в Постановлении от 14.11.2013 по делу «Рябцев (Ryabtsev) против Российской Федерации» (жалоба N 13642/06), «в задачи Европейского суда принципиально не входит оценка допустимости отдельных видов доказательств, например доказательств, собранных незаконно, в противоречие внутригосударственному законодательству. Вопрос, на который следует ответить, заключается в том, было ли производство в целом, включая способ получения доказательств, справедливым. Это предполагает изучение вопроса о незаконности и в случае нарушения иных прав, установленных Конвенцией, определение характера допущенных нарушений (см., interalia, Постановление Большой палаты Европейского суда по делу «Гефген против Германии» (Gafgen v. Germany), жалоба N 22978/05, § 162, ECHR 2010) (п. 89).

Кроме того, особое внимание обращается на использование при производстве по уголовному делу доказательств, полученных с нарушением статьи 3 Конвенции. Использование доказательств, полученных в результате нарушения одного из основных и абсолютных прав, гарантированных Конвенцией, всегда поднимает серьезные вопросы о справедливости производства, даже в случаях, когда такие доказательства не были решающими при вынесении приговора (см. упоминавшееся выше Постановление Большой палаты Европейского суда по делу «Гефген против Германии», § 165) (п. 90).

Статья 9. Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел

Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Это интересно:  Конституции рф статья 36

Комментарий к статье 9 КАС РФ

Комментируемой статьей устанавливается принцип законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел.

Отметим, что принцип справедливости в ГПК РФ прямо не закреплен. В той или иной мере практически все положения как ГПК РФ, так и настоящего Кодекса способствуют укреплению законности и справедливости.

Принципы законности и справедливости гарантированы также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, устанавливающей, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона .

Обеспечение законности и справедливости при рассмотрении и разрешении судами административных дел обусловлено:

— соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве;

— точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий;

— получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Реализация данного принципа находит свое отражение в специальных нормах Кодекса. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 176 Кодекса решение суда должно быть законным и обоснованным.

Также Кодексом предусмотрены механизмы поддержания законности. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 200 при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение.

Согласно ч. 7 ст. 213 Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Согласно правовой позиции Европейского суда по правам человека, выраженной в Постановлении от 14.11.2013 по делу «Рябцев (Ryabtsev) против Российской Федерации» (жалоба N 13642/06), «в задачи Европейского суда принципиально не входит оценка допустимости отдельных видов доказательств, например доказательств, собранных незаконно, в противоречие внутригосударственному законодательству. Вопрос, на который следует ответить, заключается в том, было ли производство в целом, включая способ получения доказательств, справедливым. Это предполагает изучение вопроса о незаконности и в случае нарушения иных прав, установленных Конвенцией, определение характера допущенных нарушений (см., interalia, Постановление Большой палаты Европейского суда по делу «Гефген против Германии» (Gafgen v. Germany), жалоба N 22978/05, § 162, ECHR 2010) (п. 89).

Кроме того, особое внимание обращается на использование при производстве по уголовному делу доказательств, полученных с нарушением статьи 3 Конвенции. Использование доказательств, полученных в результате нарушения одного из основных и абсолютных прав, гарантированных Конвенцией, всегда поднимает серьезные вопросы о справедливости производства, даже в случаях, когда такие доказательства не были решающими при вынесении приговора (см. упоминавшееся выше Постановление Большой палаты Европейского суда по делу «Гефген против Германии», § 165) (п. 90).

Другой комментарий к статье 9 КАС РФ

1. Законность — это общеправовой конституционный принцип. Принцип законности в административном судопроизводстве — это требование судей, судов и других субъектов административного судопроизводства осуществления своих функций и реализации полномочий на основе строгого соблюдения Конституции РФ, УПК и иных законов, регулирующих отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства.

2. Судьи, суды и т.п., реализуя свой правовой статус, должны правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Малейшее отступление, к примеру, судьи от этого требования не только подрывает авторитет судебной власти, но и наносит ущерб делу укрепления законности.

3. Только урегулированная законом деятельность может быть частью административного судопроизводства, поэтому нарушение нормы права может вывести действие за пределы правоотношений, возникших в ходе административного судопроизводства. Полученное, к примеру, с нарушением федерального закона доказательство признается недопустимым, не имеющим юридической силы и не может быть положено в основу решения суда (ч. 3 ст. 59, ч. 1 ст. 61 КАС РФ).

4. Правосудие можно считать отвечающим требованиям справедливости, если рассмотрение и разрешение административного дела судом осуществляются в разумный срок. Применительно к делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, соблюдением разумного срока судопроизводства обеспечивается также правовая определенность и стабильность в сфере публичных правоотношений. Этим целям служат согласно ст. 92 КАС РФ сроки совершения процессуальных действий, назначаемые судом или установленные федеральным законом .

5. Совершение действий в сроки, установленные КАС РФ, является одной из гарантий соблюдения принципа законности в административном судопроизводстве, а также гарантией прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Соблюдение соответствующих процессуальных сроков при выполнении процессуальных действий является обязанностью суда и участников административного судопроизводства.

6. См. также комментарий к ст. ст. 10, 11, 61 КАС РФ.

Статья написана по материалам сайтов: www.gk-rf.ru, www.zakonrf.info, kodasrf.ru, rukasrf.ru, newkasrf.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector