+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 349 ТК РФ. Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил..

Текущая редакция ст. 349 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Комментарий к статье 349.1 ТК РФ

1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основании федерального закона о ее создании и на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

С 2009 года в российском законодательстве появилось указание на понятие государственной компании», которое по своему содержанию идентично понятию государственной корпорации. Таким образом, в настоящее время отсутствует какой-либо способ разграничения двух указанных организационно-правовых форм юридического лица. Такое разграничение может быть произведено исключительно в соответствии с их учредительными документами. Правовой статус указанных организаций регламентируется специальными федеральными законодательными актами, например, Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги», Федеральным законом от 23 ноября 2007 года N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» и т.п.

Указанные нормативные акты регламентируют в большинстве своем деятельность лишь самой организации, оставляя за рамками своего правового регулирования особенности регулирования труда работников таких организаций. В качестве нормативного акта общего регулирования ТК РФ призван определить основные аспекты правового статуса работника таких корпораций и компаний. Однако правовое регулирование ТК РФ носит фрагментарных характер и устанавливает лишь обязанности и ограничения в деятельности работника. В связи с этим правовой статус работника корпорации или государственной компании следует рассматривать в качестве общего с учетом особенностей, установленных комментируемой статьей.

2. Правовой статус работодателя налагает ряд особенностей и на правовой статус его работника, в частности, такие особенности реализуются в должностных обязанностях работника, перечень которых определен комментируемой статьей. К числу специальных обязанностей закон относит:
— представление сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Данные сведения предоставляются в порядке, утвержденном Указом Президента РФ от 2 апреля 2013 года N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции». Форма соответствующей справки утверждена Указом Президента РФ от 23 июня 2014 года N 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». Представляемые сведения должны охватывать собой все виды полученных в указанном периодов доходов, в том числе и заработную плату, пособия, пенсии, а также сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанная информация представляется по состоянию на конец отчетного периода, т.е. с учетом всех сделок и договорных обязательств, реализованных в течение года. При этом следует обратить внимание на то, что такие сведения являются конфиденциальными;
— информирование работодателя о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принятие мер по предотвращению такого конфликта.

Личная заинтересованность — это возможность получения работником при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми он связан финансовыми или иными обязательствами.

Конфликт интересов — это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Прежде всего, работник обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его трудовой деятельности. Важным представляется в данном контексте знание работником не только своих прав, обязанностей, ограничений и запретов, но и требований, предъявляемых к служебному поведению.

Предотвращение возникновения у работника государственной корпорации (государственной компании) личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, становится обязанностью руководителя. Руководитель должен при определении должностных обязанностей, поручений, при поступлении на работу учитывать персональные данные работника и сведения о нем, связанные с поступлением на работу, осуществлением трудовой функции и увольнением.

Руководитель, которому стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения работника, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности. Работник государственной корпорации (государственной компании) в случае, если он владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), и это приводит или может привести к конфликту интересов, обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Порядок реализации указанных обязанностей относится к компетенции Правительства РФ. В настоящее время указанная компетенция реализована в рамках постановления Правительства РФ от 21 августа 2012 года N 841 «О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации».

3. На основе деятельности отдельных корпораций и компаний можно выделить ряд ключевых областей регулирования, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
— выполнение отдельных должностных функций работника в отношении родственников и/ или иных лиц, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах. Основными мерами устранения личной заинтересованности и предотвращения конфликта интересов является уведомление работодателя о наличии указанных обстоятельств, препятствующих объективному принятию работником решения. Непосредственному руководителю рекомендуется отстранить работника от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/ или иными лицами, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах;
— выполнение иной оплачиваемой работы — работнику рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции управления. В случае если на момент начала выполнения таких функций работник уже выполнял или выполняет в ней оплачиваемую работу, ему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения такой оплачиваемой работы в данной организации. Требование о необходимости уведомления непосредственного работодателя действует и в случае, если в подконтрольной организации осуществляют оплачиваемую деятельность родственники данного работника. В случае если работник самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, работодатель вправе отстранить его от выполнения отдельных функций в отношении организации, в которой работник или его родственники выполняют оплачиваемую работу;
— владение имуществом, ценными бумагами, банковскими вкладами — наиболее оптимальным способом устранения данного конфликта является продажа таких ценных бумаг или иного имущества или передача их в доверительное управление, о чем уведомляется непосредственный руководитель. Руководителю корпорации (компании) рекомендуется до принятия работником мер по урегулированию конфликта интересов отстранить его от выполнения отдельных функций, реализация которых связана с данным конфликтом;
— получение подарков и услуг — рекомендуется не принимать никаких подарков от организаций, в отношении которых работник осуществляет или ранее осуществлял трудовую деятельность, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения, за исключением случаев дарения подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, стоимость которых превышает 3000 рублей. В данном случае указанные подарки, полученные работником, признаются соответственно федеральной собственностью Российской Федерации и передаются по акту работодателю.

Работодателю, в случае если ему стало известно о получении работником подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых он осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей. Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей и работник не передал его по акту работодателю, то в отношении такого работника рекомендуется применить меры дисциплинарной ответственности. Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то рекомендуется указать работнику на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации работодателя и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения;
— имущественные обязательства и судебные разбирательства — в указанном случае работнику и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это работнику следует уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности. Работодатель в данном случае вправе до урегулирования имущественного обязательства отстранить работника от работы в отношении тех субъектов, перед которыми работник, его родственники или иные лица, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, имеют имущественные обязательства;
— взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения из государственной корпорации (государственной компании) — работнику в случае поручения ему отдельных функций в отношении бывшего работодателя рекомендуется уведомить непосредственного руководителя в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации. Работодателю рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения работника с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, работодатель вправе отстранить работника от выполнения отдельных функций в отношении бывшего работодателя. Работнику рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции в ходе трудовой деятельности в государственной корпорации (государственной компании). При поступлении соответствующих предложений работнику рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения из корпорации или компании;
— использование служебной информации — работнику запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с его трудовой деятельностью, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется, в том числе, и на использование не конфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности. В связи с этим работнику следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности. Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования работником информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к нему мер дисциплинарной ответственности за нарушение установленных запретов.

4. Возможность возникновения конфликта интересов предопределяет необходимость формирования комплекса ограничений, обусловленных фактом трудовой деятельности работника в государственной корпорации (государственной компании). Перечень таких ограничений определен в качестве запретов для работников указанных субъектов. При этом рассматриваемая правовая норма характеризуется отсылочным и условным характером. В частности, такие запреты должны быть прямо предусмотрены постановлением Правительства РФ, только в этом случае они подлежат применению к работникам государственных корпораций (компаний), причем исключительно в объеме, установленном Правительством РФ. Перечень ограничений приводится в ч.4 комментируемой статьи.

Применение указанных запретов в отношении работников государственных корпораций и государственных компаний в настоящее время регламентировано постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 года N 841, которое устанавливает, что указанные запреты распространяются на работников государственной корпорации (государственной компании) и действуют во всех случаях, за исключением запрета, предусмотренного п.1 ч.4 ст. 349.1 ТК РФ, который не распространяется на некоторые случаи участия работников государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в органах управления и контроля коммерческих организаций.

Это интересно:  Статья 773 ГК РФ. Обязанности исполнителя

5. Специальное требование в отношении работников государственной корпорации (компании) устанавливается Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», распространяющим указанный запрет и на данную категорию работников.

Указанный запрет трансформирован в нормы комментируемой статьи, что еще раз подчеркивает его значимость. Он не только включает в себя ограничение по открытию счетов, но и предполагает необходимость их закрытия, если таковые имелись у работников до вступления в силу указанного нормативного акта. Его нормы направлены на будущее время, в связи с чем он не допускает никакой возможности вывода капитала за рубеж при наличии тесной связи с государством, в том числе в рамках трудовых взаимоотношений. С другой стороны, поскольку сведения о доходах и имуществе работников государственных корпораций и компаний носят открытый характер, то сам по себе факт вывода капитала за рубеж утрачивает смысл. Подобный подход направлен на развитие российского государства, в том числе обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, упорядочение лоббистской деятельности, расширение инвестирования средств в национальную экономику и повышение эффективности противодействия коррупции.

Консультации и комментарии юристов по ст 349 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 349 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 349. Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу

На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Статьей регулируется труд лиц, работающих: —

в воинских частях; — учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба; —

проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу. 1.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что на лиц указанных категорий распространяется трудовое законодательство с особенностями, установленными настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами:

В статье законодательно закреплены нормы об особенностях регулирования труда лиц, работающих по трудовому договору в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.

Вместе с тем лица гражданского персонала могут работать по трудовому договору в иных органах, организациях и учреждениях в сфере обеспечения обороны и безопасности, правоохранительной деятельности государства, по защите прав и свобод человека и гражданина, в таможенных органах, органах уголовно-исполнительной системы, органах внутренних дел и ряда др.

В трудовом законодательстве нет термина “гражданский персонал” (и “лица гражданского персонала”), этот термин применяется в различных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права и регулирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.

В деятельности указанных органов, а также в соответствующих образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, научно-исследовательских и экспертных учреждениях, строительных и других подразделениях, иных учреждениях и организациях, предназначенных для обеспечения их функционирования, участвуют посредством своего труда не только лица, проходящие военную и приравненную к ней службу. В таких органах (организациях, учреждениях) по трудовому договору работают и граждане, которые относятся к гражданскому персоналу, в отличие от лиц, проходящих тот или иной вид службы (военной или приравненной к ней), в т. ч. по контракту, на воинских (специальных) должностях с присвоением воинских (специальных) званий.

Независимо от того, какой именно орган или организация, учреждение соответствующего федерального органа исполнительной власти выступают в качестве работодателя по отношению к лицам гражданского персонала, можно выделить то общее, что характеризует правовое положение лиц и особенности условий их труда.

Во-первых, лица гражданского персонала работают, а не проходят службу, им не присваивают воинские (специальные) звания на воинских (специальных) должностях в федеральных органах исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.

Во-вторых, лица гражданского персонала имеют правовой статус работников, т. к. заключают трудовые договоры с соответствующими органами (организациями, учреждениями), выступающими по отношению к ним в качестве работодателей. Отличительными признаками для регулирования возникающих у лиц гражданского персонала трудовых отношений можно назвать такие основные условия заключаемых с этими лицами трудовых договоров (ст. 57 ТК РФ), как должность, специальность, профессия или конкретная трудовая функция.

Правовое регулирование условий и оплаты труда гражданского персонала осуществляется в соответствии с нормами ТК РФ, но с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. 2.

В части 2 комментируемой статьи установлено, что в соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Особенности регулирования труда гражданского персонала определяются спецификой военной и приравненной к ней службы. Работа, равно как и служба, проходит в особом, сложном режиме, в тяжелых условиях, часто связанных с непосредственной опасностью для жизни и здоровья. Законодательством предусмотрены гарантии и компенсации за воздействие неблагоприятных факторов, установлена дифференциация в оплате труда и предоставлены дополнительные льготы и преимущества.

Примеры нормативных правовых актов, устанавливающих особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества: —

Указ Президента РФ от 07.09.1992 № 1056 “О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплаты им пособий и компенсаций” — предоставляет право командирам воинских частей при передислокации в другую местность увольнять работников в порядке, предусмотренном для расторжения трудового договора в связи с ликвидацией работодателя. Здесь трудовой договор может расторгаться со всеми работниками, включая беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей (ст. 261 ТК РФ). Средняя заработная плата за второй и третий месяцы периода трудоустройства, предусмотренная действующим законодательством при увольнении в связи с ликвидацией организации, выплачивается указанным работникам одновременно с выплатой выходного пособия при их увольнении с работы; —

постановление Правительства РФ от 30.12.2000 № 1027 “Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства” — устанавливает условия и размер оплаты труда работникам отдельных органов Минобороны России, МВД России, Минюста России, МЧС России, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), ФСБ России, Федеральной пограничной службы РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, ГТК России, Главного управления специальных программ Президента РФ, Спецстроя России; —

постановление Правительства РФ от 15.01.2000 № 38 “О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе” — установило, что гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к участию в выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, за время этой работы начиная со 2 августа 1999 г.:

а) выплачиваются должностные оклады (тарифные ставки) в полуторакратном размере;

б) выплачиваются суточные по установленной норме с применением коэффициента 1,1;

в) предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц указанной работы, но не более 14 календарных дней; г) сохраняется выплата процентных надбавок к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Постановлением Правительства РФ от 31.05.2000 № 424 “О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона” действие постановления Правительства РФ от 15.01.2000 № 38 было распространено на гражданский персонал федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, гражданский персонал органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы; —

постановление Правительства РФ от 01.10.1994 № 1122 “О мерах по обеспечению социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме “Байконур” и в г. Ленинске, и членов их семей” предусмотрена выплата гражданскому персоналу:

а) должностных окладов (тарифных ставок) с повышением на 50%;

б) ежемесячной надбавки за обеспечение космических программ в размере 50% месячного должностного оклада (тарифной ставки) в соответствии с перечнем должностей (профессий), по которым устанавливается выплата такой надбавки;

в) ежемесячной надбавки за работу в районе экологического кризиса в размере 30% месячного должностного оклада (тарифной ставки);

Постановление Правительства РФ от 01.10.1998 № 1141 “Об установлении надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда некоторым категориям военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации” вводит 20-процентную надбавку к окладу (тарифной ставке) за работу в опасных для здоровья условиях труда гражданскому персоналу военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также соответствующим категориям гражданского персонала, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;

Особенности регулирования труда гражданского персонала отражены в отдельных приказах (распоряжениях) органов, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба. В качестве примера по особенностям заключения трудовых договоров с гражданским персоналом Вооруженных Сил РФ можно привести приказ Минобороны России от 11.12.1993 № 557 “О заключении трудовых договоров (контрактов) с гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации”, согласно которому необходимо заключать трудовые договоры с вновь принимаемыми работниками в письменной форме в соответствии с требованиями трудового законодательства и, в частности, с учетом Рекомендаций по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме, утв. постановлением Минтруда России от 14.07.1993 № 135, которые применяются в части, не противоречащей ТК РФ (ст. 423). Письменное оформление трудовых отношений с лицами, ранее принятыми на работу, необходимо производить только с их согласия.

В воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Минобороны России, находящихся на территориях государств — бывших республик Союза ССР, трудовые договоры заключаются с работниками в соответствии с законодательством страны пребывания.

Приказом Минобороны России от 06.05.1996 № 175 утвержден Перечень замещаемых гражданским персоналом должностей в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Особенности оплаты труда гражданского персонала регулируют приказ МВД России от 22.03.2003 № 185 “Об утверждении Инструкции о выплате отдельным категориям работников органов внутренних дел и гражданского персонала внутренних войск МВД России единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года” и приказ МЧС России от 20.11.2000 № 573 “О мерах по социальной защите гражданского персонала Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий”, предусматривающие для отдельных категорий работников, относящихся к гражданскому персоналу, выплату единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года. Приказ Минобороны России от 18.04.1999 № 149 упорядочивает оплату труда гражданского персонала центральных органов военного управления Вооруженных Сил РФ; от 18.02.2000 № 90 — устанавливает дополнительные гарантии и компенсации гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов РФ, расположенных в Северо-Кавказском регионе и ряд других.

Это интересно:  Статья 16 ЗК РФ. Государственная собственность на землю

Особенности регулирования труда работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, предусмотрены в Федеральном законе от 25.07.2002 № 113-Ф3 “Об альтернативной гражданской службе”, вступившем в силу 1 января 2004 г. В соответствии с п. 1 ст. 1 указанного федерального закона альтернативная гражданская служба определяется как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву.

Трудовые отношения при альтернативной гражданской службе регулируются ТК РФ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом “Об альтернативной гражданской службе”. К числу таких особенностей относятся: 1)

прохождение службы, как правило, за пределами территорий субъекта РФ, в котором гражданин постоянно проживает (ст. 4); 2)

продолжительность альтернативной гражданской службы, период которой составляет 42 месяца (ст. 4); 3)

необходимость заключения срочного трудового договора на период службы (ст. 1, 6).

Особенности правового положения проявляются также в возложенных на работников обязанностях. Так, на основании ст. 21 указанного федерального закона граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе: —

отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором; —

занимать руководящие должности; —

участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций; —

совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях; —

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим или юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами; —

покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласия представителя работодателя; — прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе; —

оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Особые условия оплаты труда гражданского персонала по Вооруженным Силам РФ предусматриваются постановлением Минтруда России от 04.03.1993 № 47 “О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации” и рядом других.

Статья ТКРФ 349. Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проход

Комментарий к статье 349

1. Данная статья говорит о возможности установления особенностей правового регулирования труда для:

А) работников органов и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (далее — работники военных органов и организаций);

Б) работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу (далее — работники, проходящие альтернативную службу).

Статья устанавливает общие положения в части регулирования труда тех лиц, которые достаточно тесно связаны с военной службой, но не имеют правового статуса военнослужащих. Этими двумя в определенной степени конфликтующими друг с другом обстоятельствами и обусловливается некоторая двойственность их правового положения. Отсюда же возникают и проблемы в правовом регулировании соответствующих отношений.

Тесная связь с военной службой обусловливает принципиальную возможность применения в правовом регулировании труда указанных лиц норм военного права, имеющих административный характер, а отсутствие у данных лиц правового статуса военнослужащих создает такую же возможность в отношении применения к ним в процессе труда норм трудового права.

Российский законодатель избрал и закрепил в комментируемой статье второй подход к правовому регулированию, распространив по общему правилу на труд этих лиц трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права. В то же время тесная связь труда указанных лиц с военной службой обусловливает необходимость руководствоваться при регулировании их труда принципами обеспечения единства Вооруженных Сил Российской Федерации, соблюдения баланса между конституционной обязанностью по защите Отечества и конституционным правом на альтернативную гражданскую службу, равенства в сфере труда. В силу этого на работников военных органов и организаций и работников, проходящих альтернативную службу, надлежит распространять ряд положений, характерных для военного права.

Именно вследствие этого в состав элементов правового положения данных лиц вводятся, кроме частноправовых, и элементы, обладающие публично-правовой природой.

В отличие от предыдущей редакции комментируемой статьи, на работников, труд которых тесно связан с военной службой, распространяется не только трудовое законодательство, но и иные акты, содержащие нормы трудового права. При этом данные акты могут быть приняты как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ. При прежнем подходе достаточно трудно было объяснить, почему на этот вид труда распространяются общие положения трудового права, закрепленные, например, в законах субъекта РФ, но не распространяются общие положения, закрепленные, например, в постановлениях Правительства Российской Федерации.

Изменение подхода законодателя к регулированию труда упомянутых работников указывает на то, что законодатель в настоящее время более последовательно реализует конституционный принцип равенства применительно к труду этих работников.

Однако как уже было отмечено, в виду тесной связи с военной службой труд данных работников имеет специфику, которая не учитывается общими нормами трудового права.

Вследствие этого в комментируемой статье предусматривается, что для правового регулирования трудовых отношений с участием работников, труд которых тесно связан с военной службой, применяются нормы специального института трудового права, предназначенные для дифференциации правового регулирования труда соответствующих работников.

Эти нормы могут содержаться не только в ТК, но также в иных федеральных законах и в подзаконных актах. Однако данные подзаконные акты должны приниматься только на уровне Российской Федерации. Тем самым законодатель изменил содержащееся в прежней редакции статьи правило о возможности установления особенностей труда указанной категории работников не только на федеральном уровне, но и на уровне субъекта РФ.

Введенное новой редакцией ст. 349 правило об ограничении источников правового регулирования труда работников, труд которых тесно связан с военной службой, только федеральными нормативными правовыми актами представляется вполне обоснованным. Действительно, предпосылкой для введения таких особенностей является тесная связь труда этих работников с военной службой, а оборона и безопасность, одной из основных гарантий которых является военная служба, относятся исключительно к ведению Российской Федерации (п. «м» ст. 71 Конституции Российской Федерации).

2. Следует иметь в виду, что работники военных органов и организаций являются составной частью такой категории, как лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (Российская газета. 1996. 6 июня. N 106). В состав этого персонала, кроме работников военных органов и организаций, входят также лица, проходящие государственную гражданскую службу, и лица, проходящие альтернативную гражданскую службу. Следует отметить, что гражданский персонал Вооруженных Сил РФ вместе с военнослужащими образуют личный состав Вооруженных Сил РФ.

В соответствии со своим легальным определением Вооруженные Силы РФ представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ. В соответствии с содержанием комментируемой статьи перечисленные субъекты могут быть работодателями для работников военных органов и организаций. При этом военные органы, в том числе воинские части, выступая в качестве работодателей, не являются физическими или юридическими лицами, которые, однако, наделены в соответствии с федеральным законом правом заключать трудовые договоры (см. ст. 20 ТК и комментарий к ней).

В качестве главной характеристики правоотношений между работниками военных органов и организаций и данными субъектами комментируемая статья указывает на то, что эти правоотношения возникают на основании трудового договора. Это основание возникновения правоотношений, связывающих их с органами и организациями Вооруженных Сил, существенным образом отличается от тех оснований, на которых строятся правоотношения с военнослужащими как основной массой личного состава Вооруженных Сил. Применительно к военнослужащим эти правоотношения возникают на основе публично-правового акта призыва на военную службу или контракта (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475)).

Несмотря на то что военные органы и организации, являющиеся работодателями для соответствующих работников, возглавляют военнослужащие, отношения между данными работодателями и работниками регулируются нормами трудового, а не военного права. Аналогичное правило действует и в отношении тех работников военных органов и организаций, которые замещают воинские должности согласно перечням воинских должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом (п. 3 ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

В органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ разрешено комплектовать гражданским персоналом без ущерба для боевой и мобилизационной готовности войск ряд вакантных воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами, в пределах выделенных лимитов численности гражданского персонала и ассигнований на выплату заработной платы (Приказ Министра обороны РФ от 28 января 2004 г. N 20 «Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом» (Российская газета. 2004. 28 февр. N 40)).

Такие должности могут замещаться гражданским персоналом только при отсутствии в подчинении соответствующего должностного лица военнослужащих. При этом гражданский персонал не должен допускаться к исполнению обязанностей по данным должностям в порядке совмещения.

Подобные ограничения указывают на определенную «чрезвычайность» замещения воинских должностей гражданским персоналом, что следует признать правильным. Воинские должности предполагают выполнение значительного числа таких публичных полномочий, которым достаточно трудно найти соответствующий эквивалент в сфере трудовых прав и обязанностей. Ввиду этого не подлежат замещению гражданским персоналом воинские должности, непосредственно связанные с планированием и управлением операциями и боевыми действиями; обеспечением боевой и мобилизационной готовности войск (сил); организацией взаимодействия с другими органами военного управления по вопросам планирования, организации и контроля боевой и мобилизационной подготовки, применения войск (сил), боевого и технического обеспечения в органах военного управления, боевых и специальных войсках, а также связанные с несением боевого дежурства, дежурства в качестве оперативного дежурного и дежурства с оружием. В то же время определенный гражданский эквивалент можно найти для выполнения полномочий по таким воинским должностям, как начальник ансамбля, аптеки, бассейна, кафедры, цеха, администратор, врач, инженер, доцент, профессор, старший научный сотрудник, юрисконсульт и др.

Существенной особенностью правового регулирования труда работников военных органов и организаций является правило о распространении ряда норм, регулирующих публичные отношения с участием военнослужащих, в том числе отношения по обеспечению воинской дисциплины, на лиц гражданского персонала, которым в соответствии с занимаемой ими должностью подчинены военнослужащие.

В частности, данные правила предусматривают, что лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ:

1) являются начальниками для подчиненных в соответствии с занимаемой штатной должностью (п. 31 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140 (САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4931));

Это интересно:  Наказание за кражу по статье 158 УК РФ, образец заявления в полицию о краже имущества

2) пользуются дисциплинарной властью в соответствии с занимаемой штатной должностью в отношении подчиненных военнослужащих (п. 16 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140 (САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4931)).

3. Ввиду тесной связи труда работников военных органов и организаций с военной службой, влекущей в том числе риск для жизни (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331)), этим работникам так же, как и военнослужащим, устанавливаются особые условия оплаты труда, дополнительные льготы и преимущества. Однако поскольку ограничения конституционных прав и свобод, устанавливаемые для упомянутых работников при осуществлении трудовой деятельности, являются по объему меньшими, чем те, которые устанавливаются для военнослужащих, постольку и социальные гарантии и компенсации, предоставляемые им, как правило, по своему объему меньше, чем гарантии и компенсации для военнослужащих.

Так, например, Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 1992 г. N 1056 «О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций» (САПП РФ. 1992. N 11. Ст. 827) в целях усиления социальной защиты работников воинских частей, соединений, объединений, учреждений, предприятий, организаций и других органов военного управления (далее именуются воинские части) установлено следующее:

1) командирам воинских частей, передислоцируемых с территории государств — бывших союзных республик СССР и других государств на территорию РФ, а также при передислокации воинских частей на территории РФ в другую местность предоставлено право увольнять работников (в том числе беременных женщин и женщин, имеющих детей) в порядке, установленном для работников, высвобождаемых при ликвидации предприятия, учреждения, организации;

2) женщины, уволенные в связи с выводом или передислокацией воинских частей, имеющие право на обязательное трудоустройство в соответствии с действующим законодательством и проживающие на территории РФ, также имеют право на трудоустройство по месту жительства органами государственной службы занятости населения;

3) работникам, указанным выше, за второй и третий месяцы периода трудоустройства выплачивается средняя заработная плата, предусмотренная действующим законодательством при высвобождении в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, одновременно с выплатой выходного пособия при их увольнении с работы.

Работникам военных органов и организаций Вооруженных Сил РФ выплачиваются (Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 26 июля 1998 г. N 360 «Об оплате труда гражданского персонала центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации» (БНА РФ. 1998. N 25):

— ежемесячная надбавка за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) в размере 4 должностных окладов;

— ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы;

— ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу в порядке и размерах, установленных соответственно Указами Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310, от 3 сентября 1997 г. N 982, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912 и Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 октября 1997 г. N 54 с учетом утвержденной упомянутым выше Приказом Инструкции;

— ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны;

— премии по результатам работы в соответствии с утвержденным упомянутым выше Приказом Положением;

Определенные ориентиры по размерам соответствующих выплат содержатся также в Приказе Министерства обороны РФ от 18 апреля 1999 г. N 149 «Об упорядочении оплаты труда гражданского персонала центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации» (Российская газета. 1999. N 117).

4. Работодателями применительно к работникам военных органов и организаций могут также быть федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и подведомственные им организации.

В качестве таких федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций в настоящее время выступают (п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»): внутренние войска Министерства внутренних дел РФ; войска гражданской обороны; инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти; Служба внешней разведки РФ; органы федеральной службы безопасности; федеральный орган специальной связи и информации; федеральный орган государственной охраны; федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ.

5. В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030) закреплено легальное определение альтернативной гражданской службы. В соответствии с ним альтернативная гражданская служба определяется как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Ввиду такого определения альтернативная гражданская служба по общему правилу менее связана с военной службой, чем труд работников военных организаций. Однако достаточно тесная связь между данными двумя видами службы все же существует. Это прежде всего обусловлено необходимостью при направлении лица для прохождения альтернативной гражданской службы и при прохождении данной службы соблюдать баланс между конституционной обязанностью по защите Отечества и конституционным правом на альтернативную гражданскую службу, в том числе путем установления гарантий отсутствия злоупотребления данным правом.

Предпосылками для замены гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой являются:

1) противоречие несения военной службы убеждениям или вероисповеданию соответствующего лица;

2) принадлежность к коренному малочисленному народу, ведущему традиционный образ жизни, осуществляющему традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами.

Несмотря на то что в соответствии с комментируемой статьей альтернативная гражданская служба осуществляется на основании трудового договора, баланс между конституционной обязанностью по защите Отечества и конституционным правом на альтернативную гражданскую службу обеспечивается в основном нормами публично-правовой направленности, ограничивающими конституционную свободу труда.

К таким, в частности, относится п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», в соответствии с которым граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

— в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

— в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ;

— в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Кроме трудового договора, дополнительным элементом сложного юридического состава, на основании которого возникают трудовые правоотношения в ходе альтернативной гражданской службы, является получаемое под расписку в военном комиссариате предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы как административный акт, относящийся к военному праву. Направление на альтернативную гражданскую службу осуществляется также на основе административного акта военного права, в качестве которого выступает повестка военного комиссариата.

6. Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки. Началом альтернативной гражданской службы считается день убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата, а окончанием этой службы — день прекращения работодателем срочного трудового договора при увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы.

Срок альтернативной гражданской службы определяется по общему правилу следующим образом: он должен в 1,75 раза превышать срок военной службы по призыву, установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Законом предусматриваются и специальные основания для изменения условий и прекращения трудового договора, опосредующего прохождение альтернативной гражданской службы.

В частности, гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей при участии в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу, при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражданину участие в указанных мероприятиях, определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Эти, а также ряд иных особенностей осуществления трудовой деятельности в рамках альтернативной гражданской службы урегулированы Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 256 (Российская газета. 2004. 2 июня. N 114).

7. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются законом социальные гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности. К ним, в частности, относятся следующие:

1) за гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу; при этом он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

2) за гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение 3 месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии — на другую равноценную работу (должность) в той же или с согласия работника другой организации;

3) за гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательном учреждении, при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на альтернативную гражданскую службу;

4) граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения; указанным гражданам предоставляются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные ТК для лиц, совмещающих работу с обучением; при этом им не может быть установлена сокращенная рабочая неделя;

5) граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы; расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ (Правила компенсации за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, а также Правила компенсации за счет средств работодателя расходов, связанных с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2004 г. N 518 (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030)).

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Статья написана по материалам сайтов: otkrf.ru, lawbook.online, hr-portal.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector